чего не знаешь того не говори не
Когда не знаешь, о чем говорить
Ты когда-нибудь слышал разговор двух (и более) действительно общительных людей? Это же отвратительно! Чаще всего у них самые бессмысленные разговоры, которые можно себе представить. Сплетни о знаменитостях, постоянная погоня за горячими темами, бессмысленный треп о последних новостях, разговоры о других людях за их спинами. Порой ты не понимаешь, что этих людей заставляет открывать рот, ведь они, будто бы, произнося слова, не вкладывают в них смысла. Но окружающие любят их за это, а тебя нет, потому что ты едва можешь начать интересный разговор. У тебя большие проблемы с общением, и вот почему ты читаешь эту статью.
Что ты должен говорить?
Итак, ты задумал начать разговор в незнакомой или даже знакомой компании, ты боишься делать первый шаг и задаешь себе вопрос: «А что именно я должен сказать?» — этот вопрос в корне неверный. Ты правда веришь, что люди говорят о том, что на самом деле важно? Нет, и у них есть на это причины. Большинству людей сказать нечего. Они просто не знают достаточно интересного материала, чтобы рассказать о нем в увлекательном ключе. Быть может, мы пессимисты, но большинство людей не такие уж и умные. Но это не мешает им иметь друзей, подруг и социальную жизнь в целом.
Люди не помнят большинство разговоров
Большинство людей тратят много часов на то, чтобы поговорить. У них много разговоров с разными людьми. Они рассказывают о своей новой кошке, отпуске в Турции, звездах, политиках, спорте, музыке, знаменитостях. Но сколько они разговоров запоминают? Ловушка многих застенчивых людей в том, что они начинают думать, будто любой разговор должен быть интересным и важным, но такие разговоры находятся в тотальном меньшинстве, если взять общую картину мира. Тебе не нужно анализировать, изучать и долго думать над тем, что ты хочешь сказать. Тебе не нужно планировать разговор — тебе просто нужно говорить.
В конце концов, один разговор не будет значить многое в твоей жизни. Ты его забудешь, мы уверены на все сто, через пару дней. Поэтому тебе не нужно напрягаться интеллектуально, чтобы что-то сказать. Ты, конечно, можешь говорить об интересных вещах, а можешь говорить ни о чем — последнее гораздо проще.
Почему ты должен говорить ни о чем?
Возможно, что ты найдешь большинство разговоров бессмысленными — это действительно так. Время, которое ты на них затрачиваешь, ты можешь провести с пользой: прочитать книгу, заняться починкой холодильников, поиграть во что-нибудь или даже изменить мир.
Однако чтобы жить наиболее полноценной жизнью, тебе придется найти время для самой обычной болтовни. Разговор может дать тебе то, чего не даст тебе одиночество. Общение приносит чувство равновесия в твою жизнь и избавляет тебя от одиночества. И, самое главное, общение — это естественный процесс для людей. Люди должны быть достаточно открытыми, чтобы говорить о каждой глупости, которая приходит в голову, ведь именно из глупостей рождаются гениальные вещи этого мира. Застенчивость мешает, но с ней можно бороться.
Как говорить ни о чем?
Перестань думать о том, что хочешь сказать. Вообще не думай о том, что говоришь. Не планируй, не решай, держи свой ум пустым и просто позволь этому случиться. По сути, ты должен внести в свое искусство разговора немного спонтанности. Порой важно прекратить использовать свой рациональный мозг и начать использовать свои инстинкты и интуицию. Это займет немало времени, но если ты этому научишься, то люди к тебе сразу потянутся. К тому же ты начнешь получать удовольствие от общения.
А что, если я скажу что-то глупое?
Настоящая проблема, с которой сталкиваются застенчивые люди, заключается не в отсутствии умения выразить свои мысли, а в понимании того, что всё, что выходит из твоих уст, должно быть интересным, неожиданным или смешным. Ты долго думаешь над этим, а потом приходишь к мысли, что всё, что ты скажешь, будет глупым, особенно если не думать над сказанным заранее, — это ложная мысль.
Ты думаешь, что слишком умен для этого
Может быть, ты всё еще думаешь, что «обычные люди» слишком отличаются от тебя. Но эта мысль безумно опасна для твоей социализации. Нельзя делить мир на себя и остальных. В толпе очень много умных и интересных людей. То, что ты застенчив, не делает из тебя гения. Твоя «уникальность» — это просто привычка.
Вот как ты должен думать на самом деле: перед тобой привлекательная девушка, с которой ты хочешь заговорить. Не надо долго обдумывать, что именно ты хочешь сказать, ведь все эти мысли приведут только к тому, что ты начнешь нервничать, а через пару минут разговора настанет неловкое молчание. Да, это всё происходит из-за твоего нелепого планирования. Поэтому в следующий раз, когда увидишь такую же красивую девушку, то дай себе 3 секунды, чтобы подойти к ней и заставь себя говорить — меньше думай, больше говори. Таким образом, сам процесс общения убережет тебя от нервозности, которая может возникнуть на его первых стадиях — подготовке к общению. Держи ум пустым и доверяй своему разуму — разговор удастся, если ты отпустишь вожжи своего сознания.
Если ты не знаешь, что хочешь сказать, то это нормально — никто никогда не знал, люди просто говорили. Со временем такой подход подарит тебе множество хороших эмоций и немало хороших знакомств. Удачи тебе!
Никогда не говорите того, чего не знаете.
Великий комбинатор
«Кто, по-вашему, этот мощный старик? Не говорите, вы не можете этого знать.»
Это — гигант мысли, отец кубинской демократии и особа, приближенная к Батисте!
А вот они дружно уходят потрошить стул:
Очень похоже на экранизацию Гайдая, который снимет свою версию только через девять лет.
— Лучшие времена скоро наступят!»
За неимением матушки (целибат всё-таки!), отец Фёдор пишет проникновенное письмо своему кардиналу:
Гастроли театра «Колумб» заменили на странствующий цирк:
«- Дуся! Вы меня озлобляете. Я человек, измученный нарзаном.»
«- Мосье, же не манж па сис жур!»
«Милиционеры заплатили, деликатно осведомившись, с какой целью взимаются пятаки.— С целью капитального ремонта Провала, — дерзко ответил Остап, — чтоб не слишком проваливался.»
«Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели, 1865 г. Санкт-Петербург»
«Бриллианты превратились в сплошные фасадные стекла и железобетонные перекрытия, прохладные гимнастические залы были сделаны из жемчуга.
. Сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличилось. Его можно было потрогать руками, но его нельзя было унести. Оно перешло на службу другим людям».
«Чужого, Киса, нам не надо, но своё мы возьмём, чьим бы оно ни было!»
Национальность Остапа Бендера
Кем был по национальности Остап Бендер?
Прямых указаний у Ильфа и Петрова в книгах «12 стульев» и «Золотой теленок» нет. Поэтому для отправной точки большинство используют две фразы самого Остапа из книг.
Первая — его полное имя, которое он сам и озвучил в «12 стульях», назвавшись Остапом Сулейман Берта Мария Бендер-Бей. Плюс к этому — вспомните как его называли дети лейтенанта Шмидта в «Золотом теленке» — Остап Ибрагимович.
Вторая характеристика корней Остапа — упоминание о нем, как о сыне турецкоподданного.
И исходя из первой фразы, для многих этот вопрос не вызывает сомнения. Остап Сулейман Берта Мария Бендер-Бей. Много ли есть евреев, у которых встречается имя Сулейман? Или отчество «Ибрагимович»? То есть, по мнению сторонников этой версии — это прямые указания на восточные корни Великого Комбинатора.
«Не оскорбляйте меня! Я сын турецко-подданного и, следовательно, потомок янычаров».
Остап Бендер, с их точки зрения, скорее турок (ну или, возможно, татарин). Сторонники другой версии происхождения Остапа упираются в «турецкоподданного». Ведь есть очень распространенная гипотеза, что «турецкоподданными» называли себя одесские евреи, которые принимали турецкое подданство, чтобы иметь всевозможные «плюшки».
В частности — не служить в царской армии (ведь имеющих иностранное гражданство в царскую армию не призывали), иметь возможность жить в городах за пределом черты оседлости, а также они могли выезжать в Палестину по религиозным соображениям, с возможностью в любое время возвращаться в Россию. То есть, сторонники этой версии утверждают, что Великий Комбинатор был сыном одесского еврея (про маму — вопрос отдельного разбора).
Но вот тут есть одно «но». Турецкоподданными были не только евреи. В той же Одессе турецкое гражданство в XIX веке имели множество людей с греческими корнями. И это далеко не единственные турецкоподданные в Российской империи.
В те времена (а особо ранее) так называемая неконтролируемая миграция между Российской и Османской империей была очень распространена. Причем бегство в Османскую империю — это далеко не всегда в Турцию. На Балканах, которые тоже были турецкими, было много беглых русских, соответственно, они тоже были турецкоподданными.
А вот тут Ильф и Петров дают одну интересную подсказку. Вспомните, как еще именовал себя Остап Бендер. Бендер-Задунайский! Вам ничего не говорит это прозвище? А слышали ли вы о Задунайских казаках? Это были запорожские казаки, бежавшие из Российской Империи на Балканы. И ведь они были подданными Османской империи.
Да, Остап родился уже когда Задунайская Сечь была расформирована, но ведь не все казаки тогда сразу вернулись в Россию, часть долго еще оставалась именно турецкоподданными.
В пользу этой версии говорит и имя Великого Комбинатора. Остап. Ведь имя это не еврейское. И не тюркское. Имя, которое имеет русские и украинские корни. А кто еще из известных литературных персонажей носил это имя? Остап Бульба! Запорожский казак, сын гоголевского Тараса Бульбы. Вот и выходит, что на смену турку и еврею на сцену выходит потомок казака с корнями из Запорожья — Остап Бендер.
«Нью-Васюки». Куда пропали? Я нашёл!
Давно уже зрители жалуются, что из фильмов пропадают фразы.
То «Ну и рожа у тебя, Шарапов» исчезнет, то «В моём доме попрошу не выражаться». Этих фраз и правда в фильмах нет.
Как нет в фильмах про Бендеров и «Нью-Васюков». По крайней, мере вслух это название никто не произносит. Но я их, кажется, нашёл.
Но сначала глянем, что у Ильфа с Петровым.
Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда приезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва — в Старые Васюки.
Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира.
Действительно, есть только Нью-Москва.
В фильме Захарова с Мироновым тоже нет Нью-Васюков.
Зато они есть у Гайдая! Нас спасёт Арчил Гомиашвили!
Помните мультик, который предваряет шахматный турнир? Именно оттуда, похоже, и взялся этот топоним.
На космодром «Нью-Васюки» прилетают ракеты с других планет. А в Москву, Старые Васюки никто уже и не едет.
Так что есть в фильме Нью-Васюки!
Почему у «Золотого телёнка» с Меньшиковым странная концовка
Те, кто смотрел «Золотого телёнка» с Олегом Меньшиковым могли заметить, что сценаристы в сериале изменили концовку.
Сам сериал несвежий, вышел 15 лет назад и, как по мне, никакой.
Я его посмотрел, получил некоторое удовольствие, но это заслуга не режиссёра, а Ильфа и Петрова, всё же сериал снят близко к тексту. Но классикой он явно не станет и зрителям не полюбится.
Так вот, в сериале Бендера-Меньшикова подбирает Козлевич. И вместе с Зосей они едут на его машине в загс. Остап подран, без денег — всё забрали кровожадные пограничники.
Работница загса называет Бендера Периклом.
Немного отличается от фильма Михаила Швейцера, не так ли?
Такая развязка у Ильфа и Петрова, действительно, есть. Они назвали её альтернативной. Это «Глава 34. Адам сказал, что так нужно».
Вот только маленький нюанс. Бендер посылает чемодан с баблом народному комиссару и лишь потом едет создавать семью.
В сериале же сделали микс. Бендер сначала теряет свои сокровища, а потом решает вступить в брак. И если у Ильфа и Петрова комбинатор сам решает свою судьбу и выбрасывает надоевший чемодан, то в этом сериале — Зося лишь следующий этап после провала плана бегства.
Перикл — муж Зоси. В экранизации Швейцера он есть. Перикл, Зося и Бендер обедают вместе, и комбинатор признаётся, что муж Зоси — хороший малый. Перикл окончил ВХУТЕМАС и работает секретарём изоколлектива железнодорожных художников.
Кстати, Ильф и Петров изначально написали именно альтернативную концовку.
Комбинатор выходит из загса и говорит, что в тридцать три года так ничего и не достиг. Рядом с ним его жена — Зося.
Но авторам разонравился такой финал. Может быть, им показалось, что комбинатор не так прост, чтобы дать связать себя семейными узами. Всё-таки сын турецкоподданого.
Миронов — Гомиашвили — вечный спор
В мире есть несколько вещей, на которые можно смотреть бесконечно: как течёт вода, как горит огонь и как зрители спорят, кто лучше сыграл Бендера в «Двенадцати стульях»: Андрей Миронов или Арчил Гомиашвили. Причём спор обычно никогда не заканчивается.
Я за Гомиашвили, да и фильм Гайдая мне нравится больше чем фильм Захарова. Всё-таки павильонные съёмки у Захарова сильно портят удовольствие, загнать «Двенадцать стульев» в помещение не то же самое, что снимать на природе.
Гайдай работал в Москве, Рыбинске, Пятигорске и немного в Баку. Его фильм дышит воздухом: то столичным, то горным, то морским.
Захаров работал в студии и, по мнению многих, декорации получились фанерные и некачественные, а фильм похож на театральное представление.
Картине Захарова воздуха как раз не хватает. Бендер — великий комбинатор и авантюрист задыхается в закрытой коробке из декораций.
Мадам Грицацуева-2020
Сколько бы стоил клад из Двенадцати стульев в пересчёте на современные рубли
Все мы помним, что герои романа искали драгоценности покойной тещи Ипполита Матвеевича. Еще до революции она спрятала их в одном из двенадцати стульев гостиного гарнитура. Действие романа происходит в 1927 году.
Что известно о кладе
Полного описания сокровищ в романе нет, известно только, что там были жемчужные бусы, кольца с бриллиантами, браслеты с изумрудами, жемчужное колье, подвески и кулоны, а «венцом всего была сорокатысячная диадема».
Это потрясает воображение, но информации для оценки самих драгоценностей недостаточно. Зато есть оценка клада в денежном выражении, которую сделали сами герои-золотоискатели:
— Сколько вся эта музыка стоила?
— Тысяч семьдесят — семьдесят пять.
— Мгу… Теперь, значит, стоит полтораста тысяч.
То есть в 1927 году клад стоил около 150 000 руб. — недурно, учитывая, что средняя зарплата рабочего в Москве была 87,5 руб. Эту стоимость клада я и возьму для дальнейшей оценки.
Чтобы пересчитать сумму на рубли 2020 года, нужно понимать, какие деньги были в ходу в 1927 году.
В 1922—1924 годах в стране прошла денежная реформа. Она была необходима, потому что после революции и гражданской войны деньги обесценивались очень быстро. В 1921 году помимо первых советских денег (совзнаков) в обращении находилось еще около 200 видов «валют»: «николаевки», «керенки», «пятаковки», кое-где даже пользовались деньгами «белых» правительств — Деникина и Колчака.
Стоимость 100 000 совзнаков приравнивалась к 1 дореволюционной копейке. Зарплату люди часто получали продовольственными товарами, ими же расплачивались между собой. Деньги перестали выполнять свою функцию — быть мерой стоимости.
Реформа проводилась в несколько этапов, в результате появился новый денежный знак — червонец. Он был обеспечен золотом и приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям. Червонцы выпускались в виде банкнот и в виде монет. Монета содержала 7,742 грамм чистого золота
Часто люди обменивали монеты на бумажные червонцы с переплатой. Дело в том, что бумажные деньги было удобнее хранить, и они были более ликвидны. В романе есть тому подтверждение: когда отец Федор предложил хитрому архивариусу Коробейникову заплатить за ордера на стулья золотыми монетами, тот согласился их принять по курсу ниже 10:
— А это ничего, что я золотыми десятками? — заторопился отец Федор, разрывая подкладку пиджака.
— По курсу приму. По девять с полтиной. Сегодняшний курс.
Попробую перевести 150 000 руб. 1927 года с помощью трëх известных методик. Сразу скажу, что ни одна из них не идеальна. Но я и не претендую на научное исследование.
Методика №1. По золотому содержанию
Это самый распространенный способ пересчета старых цен на новые. Суть методики — сравнить, сколько золота содержала в себе валюта и сколько «содержит» сейчас, разделить первое на второе, чтобы определить, во сколько раз уменьшилось содержание золота в валюте — то есть посчитать, как обесценились деньги.
Многие считают, что золото — это металл «вне времени», то есть его ценность для человечества практически неизменна на протяжении веков. Попробуем посчитать по этой методике и посмотреть, подходит ли она для оценки. Спойлер — нет. Я привожу ее лишь для того, чтобы показать, почему так считать нельзя.
Один червонец (10 руб.) содержал 7,742 г чистого золота. То есть один грамм золота был равен 1,292 руб. Средняя цена золота с начала 2020 года — 3617 руб. за грамм, то есть 10 руб. «содержит» 0,00276 г золота. Получаем «курс пересчета» — 2800. Значит, 150 000 руб. превратились бы в 420 млн руб.
Выглядит впечатляюще, но неправдоподобно. И вот почему:
Обратимся к книге. Перед тем, как пуститься на поиски сокровищ, Ипполит Матвеевич берет отпуск и получает 41 руб. отпускных. Если взять за основу рассчитанный по золотому содержанию курс, получится, что скромный работник ЗАГСа из небольшого городка получает почти 115 000 руб. за двухнедельный отпуск. Верится с трудом.
Вспомним, что Бендер, чтобы избавиться от общества дворника Тихона, дает ему 1 рубль. Тихон этот рубль пропил. Бендер удивляется: «Разве можно так напиваться на рубль». В пересчете на современные деньги — это 2800 руб.: при желании можно пить не один день, да и сложно представить себе такую щедрость великого комбинатора.
Золото вовсе не металл «вне времени». С тех пор, как в 1971 году золотой стандарт в мире был окончательно отменен, золото — это просто товар. Цена на него растет и падает и зависит от множества факторов.
В данном случае расчет через золото не подходит, и нужно считать по другим методикам.
Методика №2. Через курс стабильной мировой валюты
Эта популярная методика заключается в том, чтобы пересчитать советский рубль на современный российский через курс одной из стабильных мировых валют, учитывая ее инфляцию. Обычно считают через курс доллара США. Для более объективной картины я буду учитывать покупательную способность рубля.
Сравним цены 1927 года в США и СССР на одни и те же товары — они заметно отличались. Если посмотреть цены на продукты в США и СССР в 1927 году, то увидим, что в США они в среднем в 2,5 раза выше.
Паритет покупательной способности показывает соотношение двух валют, исходя из цен на аналогичные товары в двух странах. Курс по паритету покупательной способности в 2018 году составил 24,8 рубля за доллар. Это значит, что в 2018 году в среднем на 1 доллар в США можно было купить то же, что и на 24,8 руб. в России.
Цены в США с 1927 по 2018 год включительно в среднем выросли в 14,36 раз. Это значит, что один доллар 1927 года равен 14,36 долларов 2018 года. Значит, 1 рубль 1927 года равен 1,28 * 14,36 = 18,4 доллара 2018 года.
Переведем их по курсу покупательной способности 2018 года и получим: 18,4 * 24,8 = 456 руб.
Инфляция рубля с 2018 года — 6,12%. Значит, сегодня рубль Остапа Бендера стоил бы около 484 руб.
А клад тещи Кисы Воробьянинова — 484 руб. * 150 000 = 72,6 млн руб.
Это уже больше похоже на правду. Гораздо легче представить, что сегодня Остап дал бы дворнику 400−500 руб. на выпивку, а Ипполит Матвеевич получил 20 000 руб. отпускных.
Методика №3. По продуктовой корзине
Суть методики — в оценке стоимости продуктовой корзины тогда и сейчас. То, во сколько раз текущая стоимость продуктовой корзины превышает ее стоимость в 1927 году, и есть «курс пересчета».
Известны цены на растительное масло, муку, говядину, яйца в 1927 году. Конечно, этого недостаточно для полноценной продуктовой корзины. Кроме того, цены на продукты из-за технического прогресса и роста их промышленного производства в целом снижаются. Но попытаемся обойтись тем, что есть — для приблизительной оценки этого достаточно.
Исходя из своих потребностей, предположу, что сейчас человеку на неделю нужно 1 кг говядины, десяток яиц, 300 мл подсолнечного масла и 300 г муки. Сегодня такой набор в Москве стоит около 830 руб., а в 1927 году — стоил бы 1,54 руб. «Курс пересчета» равен: 830 руб. / 1,54 руб. = 539.
Тогда, богатство наших золотоискателей в пересчете на нынешние деньги равно:
150 000 руб. * 539 = 80,9 млн руб.
Эта сумма сопоставима с той, что мы получили по методике расчета через доллар.
Итак, стоимость клада в пересчете на нынешние деньги — около 70−80 млн рублей. Разделив богатство пополам, компаньоны Остап и Киса сегодня не были бы долларовыми миллионерами, но смогли бы купить, например, просторную квартиру в центре столицы или 10−12 однушек на окраине. Правда, чтобы попасть в Рио-де-Жанейро, пришлось бы ждать открытия границ после карантина.
Золотые десятки отца Федора
Я немного забыла о еще одном искателе бриллиантов и приключений — отце Федоре Вострикове. Когда на исповеди отец Федор узнал тайну мадам Петуховой, он тут же бросился в погоню за сокровищами:
Зажмурившись от запаха нафталина, который внезапно ударил из сундучка, отец Федор, разрывая кружевца и прошвы, вынул из капора тяжелую полотняную колбаску. Колбаска содержала в себе двадцать золотых десяток — все, что осталось от коммерческих авантюр отца Федора.
Если бы отец Федор не был авантюристом, и вместо того, чтобы потратить эти монеты на фальшивые ордера и прочее, сохранил бы их, то его потомки тоже могли бы получить настоящий клад. Конечно, возникает вопрос, как священнослужитель мог бы передать эти монеты потомкам. Юридически это было вряд ли возможно, учитывая репрессии, войну и другие события в стране. Но он мог бы их спрятать, да хотя бы в какой-нибудь стул! Сколько сейчас стоили бы 20 золотых десяток отца Федора?
Попытаюсь разобраться, что это могли быть за десятки. Первой выпущенной в обращение советской золотой монетой стал червонец «Сеятель».
На реверсе этой монеты был изображен крестьянин-сеятель, позади него был виден плуг, восходящее солнце и заводы. Монета, как и дореволюционные десятки, содержала в себе 7,742 г золота. Источник
Сейчас одна монета «Сеятель» в зависимости от состояния стоит на аукционах от 25 800 руб. до 2,49 млн руб.
Экономисты спорят, были в обращении среди простого населения монеты «Сеятель» или нет. Но если предположить, что у отца Федора были именно такие десятки, то сейчас этот клад стоил бы от 516 000 руб. до 50 млн руб. А если это были царские десятки, то стоимость клада была бы от 320 000 руб. до 116 млн руб.
Предполагаемые потомки священника могли быть миллионерами или, как минимум, получить неплохую прибавку к доходам. Но по закону им пришлось бы заплатить 13% налога в случае, если бы они нашли клад на своей территории, и эксперты не отнесли бы монеты к культурным ценностям — ст. 233 ГК РФ.
Я потерял глаз и ногу в Зимнем дворце. Дайте денег. Американский Бендер
В 1970 году американский режиссёр Мел Брукс выпустил свою версию «Двенадцати стульев». Сейчас Бруксу, кстати, 94 года и именно он продюсировал «Муху» и «Муху 2» и до сих пор озвучивает мультики.
«Двенадцать стульев» снимали в Югославии и Финляндии, но действие происходит в России. В отличие от кубинских «стульев», где сюжет перенесли на Кубу (Остап Бендер против кубинских революционеров).
Роль Бендера исполнил Фрэнк Ланджелла. Тогда он ещё только начинал карьеру, а в 2008 его уже выдвигали на Оскар за роль президента Никсона в фильме «Фрост против Никсона», правда статуэтку не дали.
Советские города в американских «стульях» получились опрятные.
Фильм снят с уважением к повести Ильфа и Петрова, но отличия есть. Главное упущение — тут нет ни Грицацуевой, ни Эллочки, ни Васюков. Текст пришлось сократить, чтобы впихнуть погоню за сокровищами в одну серию. Стулья тут не так сильно разбежались по новым владельцам.
Ну и сюрприз — Бендер остаётся жив, хоть и закрывает совместное предприятие с Воробьяниновым.
«Посмотрите, три копейки, — кричит Бендер Кисе, — сможем мы прожить на три копейки? Я не могу вас больше содержать».
Кино лежит бесплатно на YouTube, смотрите, кому интересен Бендер-американец.
Плакаты к зарубежным экранизациям романа «12 стульев». Окончание.
12 стульев / Las Doce Sillas. Куба, 1962.
Эта экранизация интересна прежде всего тем, что она почти в точности (за исключением места действия и судьбы главного героя в финале) следует за деталями сюжета великого романа. Умирающая теща сообщает зятю о том, что после кубинской революции спрятала свои драгоценности в стул, чтобы их не экспроприировали. Так же на исповеди она говорит об этом молодому священнику. И зять, которого зовут Ипполито Гарриго, а также священник бросаются на поиски сокровищ. Ипполито помогает встреченный им бывший его работник — Оскар. Многие детали фильма взяты строго из книги, в том числе союз меча и орала по-кубински, фиаско на аукционе (правда, по другой причине), кубинская Эллочка-людоедка, разговор с голым инженером и пр. Малолетние агенты Остапа Оскара на фоне Атлантического океана. Священник, идущий по ложному следу, пишет письма жене-епископу. В романе Ильфа и Петрова больше сатиры на послереволюционную жизнь, что и понятно — роман написан в 1927 году, когда страна немного остыла и от революции, и от гражданской войны. Зато в фильме гораздо больше прямых намеков на революцию, что объяснимо: ведь она состоялась не так давно! Это один из первых художественных фильмов острова Свободы. В советские времена он был дублирован.
Один из тринадцати / Una su 13. Италия, 1969.
В ряду блестящих итальянских комедий 60-х годов эта — одна из лучших. Фильм также снят по польскому варианту, только в роли Остапа — красавица Шарон Тейт (это последняя роль несчастной актрисы). Здесь итальянцы, похоже, за основу взяли немецкий 1938 года (тот же хеппи-энд) и бразильский варианты фильма. Но здесь введена «конкурирующая фирма», что-то типа отца Федора, в виде женоподобного хозяина магазина, подслушавшего разговор о наследстве. И тетушкино завещание было гораздо более логично, чем в предыдущих «польских вариантах». Фривольность в фильме просто хлещет через край, очень смешная сцена в театре, правда, иногда буффонада раздражает. Увлекаясь подобными сценами, авторы порой забывали о том, что герои должны таки искать… эти самые стулья.
Странная погоня заканчивается в Риме, где стул с деньгами падает в грузовик, и отправляется в детский дом. Марио возвращается в Нью-Йорк на корабле, Пат машет ему на прощание. Марио приходит в свою парикмахерскую. Его последний клиент говорит, что перед отъездом в Европу Марио изобрел средство, способствующее бешеному росту волос.
12 стульев / The Twelve Chairs. США, 1970. Режиссёр: Мэл Брукс.
Действие происходит в русском уездном городе (съёмки велись в Югославии и Финляндии). Бывший дворянин, а после революции — канцелярская крыса Ипполит Матвеевич Воробьянинов узнаёт от своей умирающей тёщи тайну её дореволюционных бриллиантов, спрятанных в один стул из двенадцати. Обладателем этого секрета становится и местный священник, отец Федор, пришедший к Клавдии Ивановне, чтобы её исповедать. Священник и дворянин бросаются на поиски мебели с драгоценностями.
Мебель Воробьянинова оказывается в Музее мебели, в Москве, но прямо из-под носа затаившихся на ночь в Музее компаньонов, семь стульев продают в театр «Колумб». Перепотрошив четыре оставшихся в Музее стула и ничего там не найдя, упустив мужчину, унёсшего один из стульев в неизвестном направлении, Бендер и Воробьянинов отправляются вместе с театром на гастроли (Ипполита Матвеевича выдают за актёра). До спектакля сообщникам удаётся распотрошить лишь один стул, после чего приходится выйти на сцену. Опозорившихся компаньонов снимают с парохода, после чего их путь лежит в Ялту, куда отправился на гастроли театр. Там им удаётся договориться с работником театра Савицким, который за 20 рублей выносит им ещё два стула. Деньги на стулья зарабатывают эпилептическим представлением возле памятника Фёдору Достоевскому. Третий стул из театра к тому моменту оказывается проданным финскому канатоходцу, работающему на ярмарке за городом. При виде стула в руках канатоходца у Ипполита Матвеевича открывается дар балансировки на канате, и на глазах у зрителей он отбирает стул у артиста.
Пущенный по ложному следу за гарнитуром без бриллиантов, отец Фёдор съездит в Иркутск, в заснеженную, полную двухметровых сугробов Сибирь, где попытается выкупить стулья у инженера Брунса. Потерпев неудачу, отправляется за инженером в Ялту, где ему удаётся-таки заполучить вожделенные стулья. Ничего не найдя в стульях, отец Фёдор сталкивается с главными героями, бегущими с добытым стулом из циркового шапито. Отец Фёдор отбирает стул у компаньонов, забирается по отвесной скале на вершину, потрошит стул, не находит драгоценностей и наблюдает за тем, как Бендер и Воробьянинов отправляются в Москву за последним, двенадцатым стулом.
По прибытию в Советскую столицу Остап с Ипполитом Матвеевичем попадают на открытие Московского Клуба железнодорожных рабочих, где в шахматном зале стоит последний, двенадцатый стул. Предварительно открыв оконную задвижку, компаньоны возвращаются в клуб ночью. Там они и узнают историю о том, как нашли драгоценности в стуле и на них построили этот самый клуб.
Рабе, Пилц и 13 стульев / Rabe, Pilz und dreizehn Stuhle. ФРГ, 1972 г., телесериал.
Мой дедушка и 13 стульев / Mein Opa und die 13 Stuhle. Австрия, 1997.
Саманта получает известие о том, что ее тетя Каролина, которая умерла недавно, оставила ей все свое состояние. Тетя жила в Кернфельде, и Саманта туда должна ехать. С ней едет ее любимый дедушка. Саманта темнокожая, хотя и мама ее, и дедушка белые. Почему так случилось, в фильме не объясняется, но ни папа, ни бабушка не показаны. Ну а далее сюжет уже известен. В Кернфельде дед с внучкой находят пустой тетин дом, который, как выяснилось, она снимала, и там одинокие 13 стульев, которые, собственно и составляют наследство. Разочарованные, они тут же сдают стулья на аукцион, потом находят записку от тети, что она вшила в один из стульев деньги, бросаются обратно за стульями, но они все проданы, и начинается погоня за стульями.
В титрах нет упоминания об Ильфе и Петрове. Фильм является вольным ремейком немецкого фильма 1938 года режиссера Э.В. Эмо «13 стульев», о чем в фильме есть упоминание. Одну из главных ролей играет Тобиас Моретти, знакомый нашему зрителю по сериалу «Комиссар Рекс».
12 стульев / Zwölf Stühle. ФРГ, 2004. Режиссер: Ульрике Оттингер.
Экранизация романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» в интерпретации одной из самых смелых женщин-режиссёров современности с актёрами комик-труппы «Маски-шоу».
Структура фильма многослойна. Авторы сняли его как вневременной, хотя события происходят в 1927 году. Наряду с извозчиками присутствуют автомобили советского производства, современные трамваи, электропоезда и т. п., стоят ларьки, торгующие Кока-Колой. На пароходе «Скрябин» развевается флаг современной Молдавии. Практически полностью отсутствуют музыкальное сопровождение – но постоянно звучат русские и советские песни, иногда в альтернативных вариантах. Герои фильма разговаривают на чистейшем русском языке – но текст от автора звучит на немецком. Великий комбинатор обладает всеми качествами Остапа Бендера – но при этом в течение всего фильм выглядит, как клоун.
Возможно, кое-что станет ясно из рассказа самой Ульрике Оттингер о съемках фильма:
«В 2001 году, снимая фильм «Юго-Восточный путь», я путешествовала по Европе в поисках белых точек, местностей, мало освещенных журналистами. Из Берлина я поехала через Польшу, Чешскую республику, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, прежде чем достичь конечной цели моего путешествия — Одессы. Во время поездки я изучала романы, рассказы и поэзию этих стран. Тут я наткнулась на один очень интригующий роман, «Двенадцать стульев», написанный одесскими писателями Ильей Ильфом и Евгением Петровым. Напечатанный в конце двадцатых годов, роман является один из самых забавных описаний бурных условий послереволюционного периода в России. Сегодня он все еще современен и может быть взят как аллегория текущего состояния прежнего Советского Союза.
12 сидений / The Twelve Seats. Иран, 2011.
Амир Аббас Ховейда прячет ценные бумаги в сиденье автомобиля. Из-за упоминания Ховейды (Ховейда — премьер-министр при прежнем режиме, был казнен после исламской революции) фильм был запрещен правительством Ирана в 2012 году.
Невошедшая в фильм Михаила Швейцера «Золотой теленок» сцена. Анатолий Папанов в роли Васисуалия Лоханкина.
— Фу, как грубо. Сразу видно, что провинция ©
— Фу, как грубо! — сказал Остап, входя. — Сразу видно, что провинция. Написали бы, как пишут в Москве: «Брюк нет». Прилично и благородно. Граждане довольные расходятся по домам. А тут — «штанов нет» © Золотой теленок
Кумиры
После поста о кумирах https://pikabu.ru/story/geroi_moego_detstva_5721095, решила я вспомнить своих героев детства. Их у меня было море, но, по большей части, литературные. Кино я по-настоящему начала интересоваться лет в 17, а до этого увлекалась в основном советской классикой, так что Миронов/Ширвиндт/Светин. список можно продолжать до бесконечности. Да, для 2000ных я была странным ребёнком. Однако именно КУМИРЫ, исключая наверное все же Миронова, у меня были в большинстве своём книжные. Оригинальной не буду: первое место делили меж собой Шерлок Холмс и Остап Бендер, причём последний лидировал, возможно из-за молодости и незанятости (альтернативный вариант с загсом и Зосей я с негодованием отмела из канона). Однако, в отличии от Холмса-Ливанова (и он таким остался до сих пор, прости Камамберыч), мой Остап долгое время не имел лица. Все три фильма я смотрела с удовольствием, но и Юрский и Гомиашвили и даже Миронов были для меня именно актерами, играющими роль. Сам сын турецкоподданного оставался без визуального воплощения, обретя однако голос. Вениамина Смехова. Голос обитал в толстой стопочке дисков, подаренных мне на День Варенья и примерно год радовал меня и (в конце этого года) откровенно бесил всех остальных своим чудесным прочтением «12 стульев». До сих пор именно его аристократический, но наглый прононс у меня ассоциируется с Остапом. Однако Остапу не долго суждено было оставаться бесплотным духом. На помощь ему пришло. ну тогда мне это казалось чудом.
Такое количество книг, вкупе с увлечением мамы, имело свою отрицательную сторону. Покупать книги в нашей семье стало считаться дурным тоном. Во-первых, зачем? Если покопаться, возможно нужное само найдётся. Во-вторых, дорого. Вон, одна уже спустила пол зарплаты на «Полную антологию американского юмора», а материальная пища нам нужна чуть побольше, чем духовная. Поэтому нижеописанный случай, я тогда посчитала чудом. А сейчас просто считаю добротой.)
Мы с бабушкой проходили мимо книжного развала. Я разглядывала книги с любопытством, она с грустью, явно прикидывая, что из наших пяти стеллажей и трёх поддиваньев выйдет не плохой развал. Вот только и времени взять негде, и грузовик нанимать дорого, и дочь взбунтуется. И тут я увидела это.
Вполне возможно, что я тогда невольно воспроизвела взгляд кота из Шрека. Возможно даже двух котов. Потому что точно помню, я книгу купить не просила. Да мне бы и в голову такое не пришло. Но досточтимый предок молча взяла книгу и подозвала продавца. И вот так мой личный Остап обрёл своё собственное лицо.
Судьба играет человеком, а человек играет на трубе.
Лицо этому человеку подарил художник Евгений Шукаев, известный своим ярким талантом карикатуриста (он долгое время рисовал для Крокодила) и не менее яркими пьяными дебошами, которые, в конце концов, свели его в могилу всего в 56 лет. Иллюстрации для «Золотого телёнка» он сделал в 87 году, за год до смерти. Меня, довольно-таки избалованную разными иллюстрациями (одного Чижикова у нас было книг десять минимум) поражало, как он умеет изящно перескакивать от острых сатирических набросков к нежному романтизму.
«Что б дети наши не угасли, пожалуйста, организуйте ясли!»
Долго и молча сидели они в черной тени музейных колонн, думая о своем маленьком счастье. Было тепло и темно, как между ладонями.
В создании некоторых образов Шукаев явно вдохновлялся фильмом Швейцера. Зяма угадывается сразу, да и Корейко, на мой взгляд похож на Евстигнеева.
Что касается Великого Комбинатора, то он другой все время. Его образ изменчив и не постоянен, он почти все время показан в профиль, либо слишком гротескно, либо с не полностью открытым лицом.
И лишь на одном рисунке, который я привела самым первым, мы можем разглядеть его почти полностью. Хотя Остап все равно упорно показывается читателю в профиль. Может боится, как бы мы чего лишнего не разглядели?