чего не хватает россии для успешного развития
Вопрос дня: чего не хватает России для нормальной жизни?
Эти проблемы назвал в своем блоге аналитик Дмитрий Милин:
«Нас около 145 миллионов. Это много или мало?
Это больше, чем население Франции и Германии (или Германии и Англии) вместе взятых. Имеем ли мы ВВП соизмеримый с суммарным немецким и французским? Нет! Это около половины населения США. Имеем ли мы половину от ВВП США? Нет! Это чуть больше, чем население Японии. Имеем ли мы ВВП равный японскому? Нет! Но потенциально при любых демографических сценариях уменьшения населения мы можем создавать ВВП больше, чем Германия и Франция вместе взятые, больше чем Япония и почти половину американского.
У нас не хватает природных ресурсов? (закадровый смех в зале!) Нет! У нас не хватает земли для возделывания? (закадровый смех в зале переходит в хохот!) Нет!
Мы хуже других народов? Нет! Тогда чего нам не хватает?
У нас четыре проблемы:
1. У нас слишком маленькая доля людей занятых созидательным трудом и слишком много людей занятых контролем, охраной, защитой, руководством (зачастую бездарным, приносящим вред). И первая половина сокращается, причем за счет отъезда самых талантливых и успешных, а вторая все время растет за счет увеличения числа чиновников, «силовиков» и контролирующих исполнение все новый и новых запретов.
Более того, труд людей занятых созидательным трудом является общественно презираемым и мало оплачиваемым по сравнению с трудом «силовиков» и чиновников.
2. У нас слишком мала доля предпринимателей. Де-факто репрессивное законодательство, отсутствие защиты частной собственности, отсутствие справедливого суда, рэкет и бандитизм со стороны правоохранительных органов, удушающий контроль со стороны бездарной и коррумпированной бюрократии делает занятие бизнесом мало привлекательным и опасным. Подробнее здесь.
3. У нас крайне низкий уровень организации и управления, как государством (это уровень просто наносит вред экономике), так и на производстве (в основном, огосударствленном за последние годы). В нашей стране реализован отрицательный отбор управленцев, когда на руководящие должности назначаются не успешные, а имеющие родственников-чиновников или «силовиков» люди, а также ГБшно-ФСБшные отставники, которым руководящие должности отдаются в «кормление».
4. Отсутствие свободы и некомфортная среда обитания, которая вместо заботы о гражданах создает минное поле штрафов и взяток с которых кормятся контролирующее сословие. »
Пять проблем, которые помешают России добиться устойчивого роста
Как может вырасти экономика за 20 лет
В докладе «Стратегии устойчивого роста и инклюзивного развития», подготовленном в 2008 году для Всемирного банка, сделан очень важный вывод: все истории долгосрочного ускорения экономического роста (25 и более лет, 7% и более годового роста ВВП) на протяжении последних 50 лет имели место в странах догоняющего развития, которые ориентировались на интенсивную интеграцию в мировую экономику и продвигали свои товары на внешние рынки. Авторы доклада прямо говорят, что никакая попытка развития с опорой на собственные силы, с ориентацией на внутренний спрос не может обеспечить долгосрочного ускорения.
Россию трудно называть страной догоняющего развития в полном смысле этого слова. В традиционных развивающихся странах вы не найдете ни военно-промышленного комплекса, ни огромной атомной или космической промышленности. Но и уровень жизни российского населения, и уровень производительности труда, и уровень информатизации экономических процессов настолько сильно отстают от среднестатистических развитых стран, что догонять их рано или поздно России придется. То есть потенциал для догоняющего развития имеется.
Устойчивый 7-процентный рост вряд ли будет для нашей страны достижимым; десятилетие 1999–2008 годов, когда российская экономика росла с такой скоростью, пожалуй, останется исключением, опиравшимся на исключительное сочетание нескольких благоприятных факторов. Но нацеливаться на 5% ежегодного роста российская экономика вполне могла бы. А это в два раза быстрее, чем растет сегодня мировая экономика. Как показывает график, при среднегодовом росте 5% через 20 лет российская экономика окажется в 2,6 раза больше, чем сегодня, и на 60% больше, чем в сценарии 2,5-процентного роста.
Существует ли у России потенциал такого ускоренного роста? После того как будут решены ключевые институциональные проблемы – появятся работающий парламент, представляющий все слои общества, независимый суд и честная бюрократия? Для решения этих задач потребуются время и огромные усилия будущих поколений политиков, но Россия – не первая страна, которая с этими проблемами сталкивается; способы и методы их решения известны. А вот определить сильные стороны российской экономики, которые позволят сформулировать новую экономическую политику, ориентированную на долгосрочный рост, – эта задача уникальна для каждой страны, и здесь России не на кого посмотреть и не у кого поучиться.
Более того, у России достаточно большой веер конкурентных слабостей, которые будут либо тянуть экономику назад, либо тормозить рост. Именно поэтому разговор о конкурентных преимуществах России стоит начать с перечисления ее объективных конкурентных слабостей – тех, которые преодолеть невозможно или на преодоление которых уйдут десятилетия.
Самая большая страна в мире
Начну с размеров. Традиционно мы привыкли гордиться тем, что Россия – самая большая страна в мире по площади. Но для экономиста большая территория означает низкую плотность населения, огромные транспортно-логистические издержки, недоразвитую транспортную сеть и необходимость огромных затрат на ее развитие или просто поддержание. Вспомните хотя бы автопробег желтой «Лады-Калины» по автотрассе Чита – Благовещенск, где на протяжении всего маршрута нет ни одного значимого населенного пункта. Безусловно, строительство дороги внесло свой вклад в экономический рост нулевых годов, но никакой поддержки для роста в последующие десятилетия от нее ждать не следует – как и от газопровода «Сила Сибири», который по пути к китайской границе пройдет через несколько сотен километров незаселенной российской территории.
Проблема низкой плотности населения усугубляется еще и тем, что в России, как и во многих развивающихся странах, столица является сильнейшим центром притяжения для населения. Численность жителей в Москве, Мехико, Джакарте, Маниле, Ханое, Лагосе стремительно растет, превращая их в крупнейшие городские агломерации мира. Но если во многих странах за счет высокого уровня рождаемости численность жителей в других регионах страны не снижается, то в России идет интенсивный процесс депопуляции многих регионов и крупных городов.
Притягательность жизни в Москве для активной части россиян настолько велика, что ради переезда в столицу они готовы мириться и со снижением своего социального статуса, и с потерей привычных рабочих мест, требующих порой более высоких квалификаций. В результате Москва обеспечивает себя среднеквалифицированной рабочей силой за счет того, что регионы лишаются специалистов более высоких квалификаций.
Наилучшим противодействием для этого процесса могла бы стать полноценная федерализация страны, с передачей власти и финансовых ресурсов на уровень регионов и местного самоуправления. Но пока Россия движется в прямо противоположном направлении. Все действия властей, предпринимаемые в этой области, направлены на преодоление последствий – например, путем «приписывания» крупных налогоплательщиков к определенным регионам для наполнения региональных бюджетов, – но не причин.
Сибирское проклятие
Россия – страна северная, где снежная и холодная зима – это норма, где на отопление что промышленных, что жилых зданий требуются огромные затраты энергоресурсов. А с учетом того что многие промышленные здания, например в той же авиационной промышленности, строились десятки лет назад, поддержание в них температуры, совместимой с безопасным пребыванием работников, обходится в копеечку. Да и при строительстве новых зданий придется закладывать дополнительные расходы на утепление. И неужели, например, российское молочное животноводство, где коровы по полгода находятся в отапливаемом коровнике и питаются комбикормами, может конкурировать с новозеландским или аргентинским, где скот круглый год пасется на естественных пастбищах?
Вымирание населения
Следующая проблема – и я о ней говорил недавно – демографическая ситуация. Россия находится на пороге критического этапа развития, когда численность трудоспособного населения страны будет быстро снижаться. А при прочих равных те минус 0,8% работающих каждый год, о которых говорят демографы, означают вычет из ВВП. Интенсивное привлечение трудовых мигрантов из соседних стран будет позволять затыкать дырки с рабочей силой в секторах, не требующих высокой квалификации работников (строительство, транспорт, торговля). Но это не сможет обеспечить восполнение работников хотя бы со среднероссийскими уровнями образования и профессиональной квалификации.
Одновременно с этим число пенсионеров и соотношение пенсионеров и работающих будет расти, что будет повышать давление пенсионной системы на бюджетную систему. Это неизбежно будет означать рост нагрузки на бизнес – и с долгосрочной точки зрения не очень важно, будет это происходить в форме повышения налогов либо в форме сокращения расходов на инфраструктурные инвестиции или развитие человеческого капитала.
Кризис образования
Мы привыкли гордиться своим уровнем образования. Но жизнь не стоит на месте: в международных сопоставлениях российские школьники заметно отстают от своих сверстников из многих развивающихся стран, которые для России являются конкурентами за привлечение инвестиций и человеческого капитала. А многие страны, которые по уровню экономического развития и образования находятся ниже России, вкладывают огромные ресурсы в образование, стремительно ликвидируя разрывы.
В рейтинге уровня образования в мире ПРООН Россия занимает 57-е место (из 188), между Оманом и Болгарией. По данным последнего обследования в рамках проекта PISA ОЭСР 22% пятнадцатилетних россиян обладают навыками чтения (способностью воспринимать прочитанный текст) ниже минимально допустимого уровня; в части математической грамотности этот показатель еще выше – 24%. По соотношению числа вузов в топ-500 лучших университетов мира к общему количеству вузов в стране Россия занимает 49-е место из 56 стран, опережая лишь Индию, Индонезию, Колумбию, Филиппины, Мексику, Пакистан и Иран.
Гонка вооружений
Еще одна весьма мощная и устойчивая проблема – избыточный уровень милитаризации экономики, который проявляется как в завышении доли военных расходов в бюджете в ущерб другим направлениям, так и в наличии огромного числа предприятий ВПК и сотен тысяч занятых на них. Принятие 20-триллионной программы вооружений (и еще 3 трлн на модернизацию предприятий), рассчитанной до 2020 года, привело к совершенно немыслимому для мирного времени наращиванию расходов на оборону в России с 2,8% ВВП в 2010–2011 годах до плановых 4,2% ВВП в 2012 году. В номинальном выражении расходы на оборону в текущем году должны вырасти в 2,2 раза по сравнению с 2011 годом, при том что в целом расходы федерального бюджета выросли чуть более чем на 30%. А на повестке дня у правительства продление этой программы до 2025 года с ростом расходов не менее чем до 30 трлн руб.
С точки зрения статистики при исчислении ВВП и темпов роста военные расходы бюджета мало чем отличаются от расходов на образование или инвестиции. Но если расходы на образование в перспективе должны обеспечить экономику более образованной рабочей силой, способной работать на современном оборудовании, а инвестиции создают социальную и производственную инфраструктуры, которые будут использоваться десятки лет, то военные расходы – фактически конечное потребление ресурсов, не имеющее мультипликативного эффекта.
Очевидно, что попытка стратегического противостояния с Западом и возобновления гонки вооружений потребуют от российской экономики выделения на эти цели колоссальных ресурсов (что хорошо видно на примере бюджетов 2013–2015 годов). Расширение программы вооружений будет означать существенный вычет из экономической динамики не только на ближайшие десять лет, но и на последующее десятилетие.
Все изложенное выше никоим образом не означает, что у России нет светлого экономического завтра. Вполне возможно, совместными усилиями удастся найти и сформулировать те экономические преимущества России, которые помогут вывести экономику нашей страны на траекторию устойчивого роста. Но строить экономические прогнозы и предлагать стратегические решения без учета этих моментов будет большой ошибкой. И просто выявить преимущества мало. Еще нужны адекватное политическое сознание и политическая воля.
Чего не хватает России, чтобы стать сверхдержавой
Даже в нынешнем состоянии Российская Федерация очень сильна и могущественна. Но она не является сверхдержавой. У нее есть шанс вернуть себе этот почетный статус в будущем. Чего же не хватает РФ для возврата того, что уже было при СССР? Об этом пишет китайское издание Sohu.
Наследница могущества Союза
По мнению автора статьи, РФ получила очень многое после распада СССР, в составе наследства от него было как высокотехнологическое вооружение, так и другие богатства. Это позволило быстро подняться на ноги и стать в когорту великих держав. Но у этого багажа наследия были и свои отрицательные стороны.
Во-первых, тотальная ориентированность экономики Союза на военную сферу. Для России это обернулось тяжелым бременем перепрофилирования на производство товаров широкого народного потребления, а также необходимостью создания технологий для повседневной жизни. Иными словами, советское прошлое дало России почти всё готовое и словно ребенок, выпущенный в самостоятельное «плавание», РФ учится создавать заново.
Во-вторых, Россия – огромная страна, но она мало заселена, потому что количество населения не соответствует ее площади. Отчасти это произошло из-за потерь во Второй мировой войне, где Союз понёс самые большие потери за всю историю человечества.
Да и развитие отдаленных регионов идет слабо.
Китайское издание видит несколько препятствий на пути РФ к статусу сверхдержавы. Если абстрагироваться от географическим проблем и сложностей в развитии всей территории государства, то от проблемы сплочения уходить нельзя уже сейчас.
Для прогресса и развития страны очень важно, чтобы граждане всех групп, от элиты и до простых жителей, работали вместе и избегали разобщенности, разделения – пишет издание.
Проще говоря, РФ слишком многонациональная страна, у нее в два раза больше этносов, чем в том же Китае. Это создает дополнительную внутреннюю разобщенность и разлад. Нелегко столь разным людям жить в одном доме. А быть еще и сплоченными – почти невозможно, ведь это выше человеческих сил и непреодолимая преграда для усилий правительства.
Далее эксперты издания полагают, что России тяжело избавиться от привычки быть сырьевым придатком Запада, заполняя бреши бюджета нефтедолларами. Теперь, когда это прекратилось из-за пандемии, казна испытывает проблемы.
Ну и самая главная проблема – сильнейшее неприкрытое воздействие и давление США на Россию, с целью недопущения обретения ею былого величия, резюмируют журналисты Sohu.
О проблемах роста. Чего не хватает российской экономике для ускорения
На прошлой неделе Всемирный банк представил доклад о российской экономике. Один из главных выводов, который делают эксперты ВБ, — Россия не сможет выйти на темпы роста ВВП в 3% ранее 2028 года. Напомню, что правительство ожидает показателя 3,1% уже в 2021 году и в дальнейшем рассчитывает на сохранение подобной динамики.
Доклад написан в очень дружественном для России стиле: он не содержит жестких критических замечаний ни в отношении бюджетной политики, ни в плане монетарного регулирования, а о геополитических рисках и влиянии санкций в нем и вовсе упоминается лишь вскользь.
Всемирный банк в целом поддерживает бюджетное правило и связанное с этим ограничение бюджетных расходов и призывает по-прежнему уделять повышенное внимание вопросам макроэкономической стабильности, поскольку риски невыполнения прогноза остаются довольно высокими (то есть российская экономика скорее не дотянет до планки в 3% роста к 2028 году, чем превысит это значение).
Нет в докладе никаких критических слов и по поводу повышения НДС, хотя, казалось бы, это наиболее спорное экономическое решение, имеющее негативное влияние на рост экономики, как минимум в краткосрочной перспективе. Сам Всемирный банк считает, что повышение ставки НДС может привести к снижению располагаемых доходов населения примерно на 1%.
Главная область неопределенности в прогнозе — это все, что связано с производительностью. Основной рецепт экономического роста в России — не инвестиции, как на том настаивает правительство, а усилия по повышению совокупной факторной производительности. Решения правительства в этой сфере выглядят крайне неубедительными, что делает прогноз до 2025 года скорее целевым сценарием, а не реальной траекторией развития.
Всемирный банк оценивает совокупное влияние увеличения темпов роста производительности всего лишь в 2 процентных пункта (п. п.) к потенциальному объему производства в период 2020-2028 годов, в то время как совокупное воздействие пенсионной реформы составляет около 3-4 п. п., а увеличение инвестиций — 4% (сценарий роста инвестиций ВБ взял из прогнозов Минэкономразвития).
Потенциальный рост экономики наиболее чувствителен именно к динамике производительности. Это широко известный факт среди экономистов. Так, в экономике США за последние 100 лет рост производительности обеспечил более половины прироста ВВП. По оценкам Всемирного банка, российская экономика не является исключением, и именно улучшение показателей производительности могло бы обеспечить максимальное повышение темпов роста ВВП.
Но откуда в текущих условиях взяться ускорению производительности? Во-первых, замедление ее роста — это глобальный феномен, наблюдаемый уже не одно десятилетие. Сейчас ни одна серьезная международная конференция по макроэкономике не проходит без обсуждения этой проблемы. И ответа на вопрос о причинах наблюдаемых процессов до сих пор нет. Понятно, что глобальный тренд затрагивает и российскую экономику.
Во-вторых, меры по стимулированию роста производительности, предлагаемые правительством, очевидно, выглядят неубедительными. Всемирный банк тем не менее закладывает определенный рост производительности в базовом сценарии, заявляя, что этому «будут способствовать развитие конкуренции и адресные меры, связанные с человеческим капиталом, которые будут направлены на формирование социоэмоциональных навыков, а также навыков XXI века».
Я опущу вторую часть этого тезиса, которая, на мой взгляд, из разряда «мы за все хорошее против всего плохого», но вот его начало — про конкуренцию — является критически важным. В программах правительства действительно очень много говорится про инвестиции, хотя о конкретных проектах мы ничего не знаем, но при этом вообще не упоминаются демонополизация экономики, создание конкуренции в различных отраслях, увеличение частного сектора и приватизация.
О каком повышении производительности можно вообще рассуждать, если мы видим тренды, которые скорее снижают уровень конкуренции во всех сферах? Чудес не бывает, и если государство уже много лет держит курс на увеличение своего присутствия в экономике и не намерено его менять, то закладывать в прогноз гипотезу о существенном росте производительности как минимум сомнительно.
В отношении демографических трендов Всемирный банк не питает иллюзий, но тут особых заблуждений нет и у правительства. Эти тренды развернутся естественным образом во второй половине следующего десятилетия, что и обеспечит общее ускорение экономики и повышение потенциального роста.
Таким образом, нельзя сказать, что прогноз Всемирного банка как-то кардинально противоречит ожиданиям российского правительства. И эти ожидания в целом получают поддержку международных финансовых институтов, которые, как и российский экономический блок, в значительной мере мыслят в терминах сохранения стабильности.
Экономика должна быть конкурентной
Россия не будет развиваться, а о модернизации можно будет забыть, если в экономике не будет конкуренции. Это объективная сила, которая заставляет каждую компанию и каждого работника быть эффективнее, развиваться, что-то придумывать.
Цель конкурентной политики — формирование нормального делового климата в стране. Чем привлекательнее среда для ведения бизнеса, тем больше предпринимателей придет на рынок. Как этого достичь?
Для этого государство должно предпринять несколько мер.
1. Устранить административные барьеры.
Под барьерами я понимаю громоздкие, часто бессмысленные процедуры получения разрешений, справок, сертификатов, экспертиз. Их очень много. Многие из них мелкие, малозначимые. Но из этого складывается климат — в целом весьма неблагоприятный по сравнению с большинством других стран. Устранение барьеров — муторная, тяжелая и конфликтная работа. На федеральном уровне она уже начата, на региональном — пока нет.
Нужно также изменить приоритеты в работе антимонопольных органов: от борьбы с монополиями (это бесперспективно, а подчас и вредно для экономики) следует усилить борьбу с антиконкурентными действиями чиновников.
2. Не создавать новых барьеров.
Разработчик любого государственного решения в отношении бизнеса должен обосновать, какую проблему он хочет решить, вводя новый барьер, есть ли альтернативные способы ее решения, к каким последствиям может привести принятие этой нормы. Все это — основа системы оценки регулирующего воздействия, через которую должен проходить любой проект нормативного акта, затрагивающего правила ведения бизнеса в стране. Оценивать целесообразность такого предложения будет специальное подразделение в одном из министерств в сотрудничестве с участниками соответствующего рынка.
3. Рассказывать о пользе конкуренции.
Решения, влекущие за собой ограничение конкуренции, зачастую принимаются из-за недостатка знаний об успешных и негативных практиках регулирования рынка. Нужно разработать образовательные программы, рекламные акции, устраивать дискуссии и стимулировать диалог на тему конкурентного развития экономики. Результатом такой политики должно стать формирование положительного образа предпринимателя, создание атмосферы нетерпимости к антиконкурентному поведению чиновников. Все понимают, что коррупция — это нехорошо. Но мало кто осознает, что она наносит вред каждому человеку, причем речь не об абстрактных понятиях вроде морали или эффективности, а о том, что коррупция влечет за собой повышение уровня цен, сокращение возможности выбора.
4. Наладить диалог между государством и бизнесом.
Сегодня государство и бизнес говорят на разных языках. Предприниматель многим представляется мошенником и спекулянтом, чиновник — вором и циником. Какое тут может быть взаимное доверие? Нужно создать новые каналы взаимодействия, в том числе с помощью интернета. Общение через блоги — первый шаг на пути к построению эффективной системы коммуникации. У предпринимателя должна быть возможность задать вопрос, обсудить проблему, быстро получить внятный ответ. Чиновникам важно видеть реакцию бизнесменов на те или иные предложения, а также получать их предложения и советы по решению проблем предпринимателей.
5. Оценить предпринимательский климат в регионах.
Сейчас много говорится о бизнес-климате в регионах, звучит критика в адрес региональных властей. При этом объективных данных, которые позволяют сравнивать условия ведения бизнеса в разных регионах, по большому счету нет. В рейтингах, которые периодически составляются, слишком велика доля субъективизма. Необходим национальный рейтинг, который составляется на основе прозрачной методологии. Например, методологии Doing Busines s Всемирного банка. Такой рейтинг будет стимулировать регионы улучшать климат и давать объективную информацию для инвесторов.
29 июня в 22:08 Александр Пироженко обсудит эту тему в эфире радио «Эхо Москвы» с ведущими программы «Послезавтра» — ректором Российской экономической школы Сергеем Гуриевым и Тоней Самсоновой.
Автор — директор Департамента развития конкуренции в Министерстве экономического развития Российской Федерации