чего не хочу то делаю апостол павел
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Рим. 7:19
Свт. Иоанн Златоуст
Не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю
Свт. Амвросий Медиоланский
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Сопротивляется Павел и видит, как закон плоти его противится закону его разума и как становится он пленником греха. Не на разум свой он уповает, а верит, что от смерти его освободит благодать Христа. А ты думаешь, что кто-либо, знающий грех, может не грешить?
О рае.
Свт. Феофан Затворник
Не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю
Доказывает опытом же, почему содеяти доброе, не обретает, — потому что вместо доброго — желаемого — содеваю недоброе — не желаемое. Девятнадцатый и 20-й стихи суть повторение стихов 15-го и 17-го, но с особым оттенком. Там доказывалась преданность греху, а здесь объясняется необретение в себе делания добра. Там причина, здесь следствие. Объяснение того, почему еже не хощу, злое содеваю, — можно заимствовать оттуда, прибавив: потому что я продан под грех. Слово: содеваю — указывает на всякий частный случай. Вообще хощу доброго, одобряю его и имею в мысли делать; но в частных случаях подходит грех — сластолюбивое самоугодие, — прельщает меня и увлекает, и я содеваю не то, что хочу обычно. Так: еже содеяти доброе, не обретаю. «Указывает здесь Апостол на прельщение и увлечение грехом. Желаю, говорит, делать доброе, желаю не делать худого; но нападает похоть, пленяет и склоняет презреть признаваемое добрым и желаемое и сделать то, что она внушает» (Экумений).
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Амвросиаст
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Апостол часто повторяет это, чтобы была ясность.
Комментарий на Послание к Римлянам.
Констанций
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Павел говорит это от лица того, кто привык грешить и запятнан пороками плоти.
Комментарии на Послание к Римлянам.
Лопухин А.П.
Ст. 19-21 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое
Толкование на Римлянам 7:19
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Римлянам 7:19 / Рим 7:19
Амвросий Медиоланский (
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Сопротивляется Павел и видит, как закон плоти его противится закону его разума и как становится он пленником греха. Не на разум свой он уповает, а верит, что от смерти его освободит благодать Христа. А ты думаешь, что кто-либо, знающий грех, может не грешить?
Феофан Затворник (1815−1894)
Не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю
Доказывает опытом же, почему содеяти доброе, не обретает, — потому что вместо доброго — желаемого — содеваю недоброе — не желаемое. Девятнадцатый и 20-й стихи суть повторение стихов 15-го и 17-го, но с особым оттенком. Там доказывалась преданность греху, а здесь объясняется необретение в себе делания добра. Там причина, здесь следствие. Объяснение того, почему еже не хощу, злое содеваю, — можно заимствовать оттуда, прибавив: потому что я продан под грех. Слово: содеваю — указывает на всякий частный случай. Вообще хощу доброго, одобряю его и имею в мысли делать; но в частных случаях подходит грех — сластолюбивое самоугодие, — прельщает меня и увлекает, и я содеваю не то, что хочу обычно. Так: еже содеяти доброе, не обретаю. «Указывает здесь Апостол на прельщение и увлечение грехом. Желаю, говорит, делать доброе, желаю не делать худого; но нападает похоть, пленяет и склоняет презреть признаваемое добрым и желаемое и сделать то, что она внушает» (Экумений).
Источник: Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Амвросиаст (IV в.)
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Апостол часто повторяет это, чтобы была ясность.
Источник: Комментарий на Послание к Римлянам.
Констанций
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Павел говорит это от лица того, кто привык грешить и запятнан пороками плоти.
Источник: Комментарии на Послание к Римлянам.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 19−21 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое
Апостол повторяет здесь высказанные выше (ст. 15−17) мысли, так как он придает им чрезвычайную важность. — Нахожу закон. Апостол даже признает, что такое бедственное состояние, такой душевный разлад стал у него чем-то нормальным, как бы вошел в закон или порядок жизни. — Прилежит мне. Даже когда он задумает совершить что-нибудь доброе, то с удивлением замечает, что в руке у него вместо добра очутилось зло, вместо золота — камень! Какая-то сила превращает во зло всякое его доброе начинание — и эта сила, очевидно, — сила демонская, свившая себе гнездо во плоти человека [Мы считаем очень удачным объяснение, какое дает положению Апостола «О владычестве греха во плоти» Теодор Симон. Он приводил немало мест из посланий Ап. Павла, где выражение «грех» обозначает не только действие сатаны и демонов, но и самого сатану и его царство. Напр., желание какого-либо греха изображается у Апостола как давание места диаволу (Еф. 4:27). Действие греха и действие диавола в отношении к человеку — одинаковое (ср. Рим. 7:11 и 2 Кор. 4:4). Диавол, пребывая во плоти, действует через нее и на душу человека, так как несомненный факт — что тело влияет на душу, как и душа на тело. (См. у Симона. cтр. 60 и сл.)]…
Апостола Павла послание к римлянам 7:19
Толкования:
Амвросиаст
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Апостол часто повторяет это, чтобы была ясность.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Констанций
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Павел говорит это от лица того, кто привык грешить и запятнан пороками плоти.
Лопухин А.П.
Ст. 19-21 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое
См. также Толкование на Рим. 7:14
Свт. Амвросий Медиоланский
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю
Сопротивляется Павел и видит, как закон плоти его противится закону его разума и как становится он пленником греха. Не на разум свой он уповает, а верит, что от смерти его освободит благодать Христа. А ты думаешь, что кто-либо, знающий грех, может не грешить?
Свт. Иоанн Златоуст
Не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю
Свт. Феофан Затворник
Не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю
Доказывает опытом же, почему содеяти доброе, не обретает, — потому что вместо доброго — желаемого — содеваю недоброе — не желаемое. Девятнадцатый и 20-й стихи суть повторение стихов 15-го и 17-го, но с особым оттенком. Там доказывалась преданность греху, а здесь объясняется необретение в себе делания добра. Там причина, здесь следствие. Объяснение того, почему еже не хощу, злое содеваю, — можно заимствовать оттуда, прибавив: потому что я продан под грех. Слово: содеваю — указывает на всякий частный случай. Вообще хощу доброго, одобряю его и имею в мысли делать; но в частных случаях подходит грех — сластолюбивое самоугодие, — прельщает меня и увлекает, и я содеваю не то, что хочу обычно. Так: еже содеяти доброе, не обретаю. «Указывает здесь Апостол на прельщение и увлечение грехом. Желаю, говорит, делать доброе, желаю не делать худого; но нападает похоть, пленяет и склоняет презреть признаваемое добрым и желаемое и сделать то, что она внушает» (Экумений).
Послание к Римлянам святого апостола Павла
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Диагноз, который апостол Павел ставит самому себе, можно поставить абсолютно любому внимательному к своему внутреннему состоянию человеку: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Апостол указывает и на причину этого всеобщего парадокса: «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех». Есть определенный риск понять слова апостола Павла как указание на довлеющую необходимость, на некий паралич воли, на то, что человек не свободен в выборе добра и зла. Но, конечно же, это не так. Любое действие требует внутреннего согласия. Именно поэтому слова апостола стоит понимать не как утверждение неизбежной необходимости греха, а как указание на всеобщую немощь воли, которая вполне сознательно уклоняется от доброго в сторону злого. В последствие мысль апостола Павла наша свое продолжение в христианском учении о ступенях образования страсти и внутреннего согласия на грех. Все начинается с так называемого прилога или приложения — это мысль о грехе, которая возникает в сознании помимо воли человека. Источником прилога может быть что угодно и на этой стадии нельзя сказать, что человек согрешил. Следом за прилогом идет то, что в аскетической литературе называется помыслом — интерес и сочувствие к прилогу. Скажем, мысль о том, что неплохо было бы испить холодненького пива в жаркий день сама по себе может быть совершенно случайной, есть сотни путей ее возникновения, но если начать об этом размышлять в позитивном ключе и предвкушать удовольствие, то это уже будет помыслом, от которого осталась буквально пара шагов до практической реализации. Первый из этой пары шагов именуется склонением к помыслу. Оно проявляется в том, что человек всецело сосредотачивает свое внимание на помысле. В нашем примере — на холодном светлом, возможно, крафтовом. Далее идет пленение — страстное помышление начинает господствовать над волей, человек совершенно забывает о неизбежных негативных последствиях греха и уже не может не искать путей практической реализации задуманного, и через какое-то время он обнаруживает самого себя с третьим бокалом в руке. Но начинается все с одной лишь мысли, которая продиктована в конечном счете лишь живущим в каждом из нас грехом. С ней — с первой мыслью — и нужно бороться с особым тщанием.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Читаем Апостол. 5 июля. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю
Аудио
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 7, ст. 14–25; глава 8, ст. 1–2.
14. Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17. а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23. но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25. Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
1. Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2. потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
(Рим. 7, 14 – 8, 2)
Итак, дорогие братья и сестры, с апостолом Павлом мы продолжаем размышлять над глубочайшими темами, связанными с нашим спасением, о том, как людям прийти к этому спасению. Господь открыл нам врата спасения: совершил искупительный подвиг, дал нам оправдание, но апостол Павел пытается каждого из нас подвести к мысли о нашей греховности, нашем бедственном положении. Он начал делать это с первых глав Послания и здесь приближается в своей антропологической глубине к самым крайним точкам, к самым глубинам человеческого бытия, человеческого «раздрая», человеческой шизофрении. Слово «шизофрения» и переводится с греческого как раздвоенность, «раздрай» сознания, отсюда и болезнь, о которой мы все знаем.
Продолжая рассуждение, Павел в 14-м стихе 7-й главы говорит: Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Он сразу дает тезис относительно того, что закон духовен, выражает волю Божию, закон – это хороший, Богом данный фактор. Речь идет, конечно, о законе, который Бог дал Моисею. Если мы будем расширять это понятие, то любой здравый закон, установленный благой волей человека, сообразующейся со здравым смыслом и пользой, конечно, тоже благ, праведен и добр. Другое дело, что мы, конечно, понимаем, что закон не всегда бывает написан людьми с чистым сердцем и доброй волей, со здравым смыслом разработан и дан для соблюдения людям. Но это уже другой момент – человеческий фактор, человеческая немощь. Если же говорить о законе в его идеальном проявлении, то через него выражается воля Божия (если как минимум говорить о законе Моисеевом, который был дан непосредственно Богом).
Проблема в том, говорит апостол Павел, что закон добр и духовен, но я продан под грех, я плотской, греховный, поэтому при столкновении с законом и возникает проблема. И далее объясняет, в чем состоит эта проблема, в чем смысл этой шизофрении, раздвоенности, «раздрая» человеческой жизни:
15. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
Наверное, все мы, дорогие братья и сестры, испытывали это, когда по знаменитой поговорке действительно хотели как лучше, а получалось как всегда. Все мы по большому счету хотим добра: хотим счастья, веселья, любви, хотим жить и пребывать. Ведь нет ни одного человека, который бы, находясь в здравом уме, осознанно сказал, что хочет творить зло, приносить другим людям несчастье. Нет, всякий человек стремится к счастью, но по-своему, и вот этот путь к его достижению может в конце концов порождать грех: это неправильно понимаемое счастье и неправильно понимаемый путь к нему. Об этом здесь и говорится, вроде бы я и хочу благого, а не получается: не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. То есть подчас получается, что грех вводит нас в такую ловушку, что мы делаем то, что нужно греху, а не то, что нужно нам. Здесь грех выступает даже как некое персонифицированное существо, имеющее собственную волю. Конечно, это метафора, но для апостола Павла грех – это действительно чрезвычайно сильный аспект человеческой жизни, который постоянно тянет человека в сторону того, чтобы не исполнять волю Божию.
16. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, то есть я понимаю, что то, чего бы я хотел на самом деле, – благо и является волей Божией, но делаю то, чего не хочу, и скорблю, соглашаясь тем самым, что воля Божия благая и добрая.
17. а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. То есть грех чуть ли не живое существо, которое живет во мне как некто инородный (бес, как бы мы сказали), паразитирует и делает то, чего мы не хотим.
18. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Апостол говорит, что внутренний человек как раз хочет добра, блага, понимая, что закон Божий и воля Божия принесут мне благо. Но тем не менее живущий во мне грех заставляет меня вести себя иначе.
21. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. То есть хочу сделать доброе, а все равно получается злое.
22. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23. но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
Вот кульминация – апостол Павел говорит, что это действительно «раздрай»: хочешь одного, а делаешь другое, и действительно закон не помогает, не спасает, закон провоцирует грех, обличает его, наказывает за грех. Потом все начинается заново: получил наказание, хочу исправиться и все равно делаю плохо. Постоянно нахожусь в этом замкнутом круге: грех – закон, грех – закон, хочу одно – получается другое. Бедный я человек! кто меня от этого избавит?
25. Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Этот стих можно прочитать немного иначе: не благодарю Бога моего, а как ответ на вопрос апостола Павла: Благодать Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. То есть:
– Кто избавит человека от этой ситуации?
– Благодать Бога – благой дар Бога через Иисуса Христа Бога нашего.
Только соединение и жизнь с Иисусом Христом, принятие благодати Божьей, которая дарована нам через Иисуса Христа, только это совершенно иное состояние может вывести нас из абсолютно трагической ситуации шизофрении. Об этом мы с вами продолжим читать в следующий раз.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!