чего кубанские казаки вопреки нынешним стереотипам никогда не носили
Чего кубанские казаки вопреки нынешним стереотипам никогда не носили
1) Краснодарский край, Москва, Московская область, Санкт-Петербург
2) Красноярский край, Ростовская область, Ставропольский край, Ханты-Мансийский автономный округ
3) Республика Дагестан, Республика Татарстан, Самарская область, Ямало-Ненецкий автономный округ
4) Еврейская автономная область, Камчатский край, Республика Ингушетия, Республика Саха-Якутия
1) Соответствовали территориям, где происходили бои
2) Отражали национальный состав участников
3) Являлись результатом военного шифрования
4) Соответствовали местам формирования военных подразделений
1) Полководцы Великой Отечественной войны
2) Маршалы
3) Земляки
4) Все вышеперечисленное
1) “Катюша”
2) “Синий платочек”
3) “Смуглянка”
4) “Темная ночь”
1) Украина, Узбекистан, Казахстан
2) Таджикистан, Армения, Киргизия
3) Молдавия, Азербайджан, Белоруссия
1) Натягивание покрышек («нюков») на шесты
2) Установка шестов
3) Сооружение очага
4) Укладка досок пола
1) Справа от печи
2) Слева от печи
3) За печью
4) По диагонали от печи
1) Налобная повязка
2) Косник
3) Нагрудник
4) Пояс
1) Республика Алтай
2) Республика Башкортостан
3) Республика Дагестан
4) Кабардино-Балкарская Республика
1) Буряты – праздник Сагаалган
2) Лезгины – праздник Яран Сувар
3) Шорцы – праздник Чылпажы
4) Эвены – праздник Эвинек
1) Поздороваться друг с другом и продолжить свой путь
2) Женщина – посторониться и остановиться, всадник – проехать мимо
3) Всадник должен спешиться, взять коня под уздцы, пройти мимо женщины и только потом снова сесть в седло
4) Мужчина – остановиться и подождать пока женщина уйдет
1) Горловое пение
2) Изготовление войлока
3) Конные скачки
4) Народные танцы
Часть 2
1) Иверская часовня
2) Казанский собор
3) Храм Василия Блаженного
1) Артиллерия
2) Морская пехота
3) Фронтовая разведка
4) Танковые войска
1) Это дата основания Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) в 1714 году
2) Это день рождения этнографа, антрополога и путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая в 1846 году
3) Это дата основания Института этнологии и антропологии АН СССР в 1933 году
4) Это дата основания кафедры этнографии в Ленинградском государственном университете в 1968 году
1) Отцы и дети
2) Невестка и свекровь (женщина и мать ее мужа)
3) Зять и свояченицы (мужчина и сестры его жены)
4) Невестка и свекор (женщина и отец ее мужа)
1) Русские
2) Казахи
3) Белорусы
4) Татары
5) Буряты
6) Армяне
7) Узбеки
8) Немцы
9) Украинцы
10) Таджики
1) В бане
2) В церкви, мечети
3) На центральной площади
4) У колодца, родника
1) ул. Большая Ордынка
2) ул. Татарская
3) ул. Арбат
1) Ачыты Кезер-Мерген
2) Салават Юлаев
3) Джырыбына Джырылыатта
4) Нарт Сосрыкъуа
1) Высокая гора
2) Чердак
3) Большое горе
4) Подвал
1) Бумеранг
2) Веревочка
3) Стенка на стенку
4) Хоровод
1) с. Суенга Маслянинского района Новосибирской области
2) с. Бергуль Северного района Новосибирской области
3) с. Большой Оеш Колыванского района Новосибирской области
1) Игра в лапту
2) Игра в рюхи, в городки
3) Перетягивание палки
4) Перетягивание каната
1) Нарвская застава
2) Петроградская сторона
3) Московская застава
4) Выборгская сторона
1) “Хорошо на московских просторах…”
2) “Утро красит нежным цветом стены древнего Кремля…”
3) “Я по свету немало хаживал…”
1) Булат Окуджава
2) Роберт Рождественский
3) Эдуард Асадов
1) Доменико Жилярди
2) Доменико Трезини
3) Карл Росси
4) Джакомо Кваренги
1) «Праздник плуга»
2) «Праздник урожая»
3) «Праздник весны»
1) Рыболовная снасть
2) Рыбный суп
3) Детская погремушка
4) Музыкальный инструмент
1) Хиуаз Доспанова
2) Алия Молдагулова
3) Маншук Маметова
4) Магуба Сыртланова
1) Название речки в Новосибирской области
2) Название рыбного блюда
3) Название глиняной игрушки (промысла), созданной в Купинском районе Новосибирской области в середине ХХ в.
1) на улице Тверской
2) на улице Варварке
3) на Никольской улице
1) Резная деревянная утварь
2) Вязанные скатерти
3) Вышитые, или нарисованные картины со словами благопожеланий, или наставлений
1) Для путешествия в разные миры
2) Для отпугивания злых духов
3) Для украшения пояса
1) Маросейка
2) Большая Якиманка
3) Поморская
4) Старообрядческая
1) Кыл-кубыз, 3 июля 2016 года
2) Домбра, 11 сентября 2000 года
3) Курай, 1 марта 2018 года
4) Кубыз, 12 июня 1996 года
1) Ноговицы
2) Серьгу в ухе
3) Чевяки
4) Папаху
1) Максим Горький
2) Николай Островский
3) Александр Фадеев
1) Муса Джалиль
2) Шигабутдин Марджани
3) Салих Ерзин
4) Габдулла Утямышев
1) Ишмулла Дильмухаметов
2) Роберт Юлдашев
3) Юмабай Исянбаев
4) Талип Латыпов
1) Из русских старожилов Сибири
2) Из петербургских армян
3) Из казанских татар
1) Наиболее опытных воинов
2) Наиболее молодых воинов
3) Детей
4) Женщин
5) Шаманов
1) Грузинский вал
2) Хохловский переулок
3) Молдавская улица
4) Кантемировская улица
1) Шарф
2) Француз яулык
3) Ажурный платок
4) Сдвоенный платок
1) Немецкие колонисты
2) Латышские колонисты
3) Эстонские колонисты
Вопрос № 28 /5
Традиционное удмуртское свадебное угощение стало одним из фирменных блюд сибирской кухни. Это пельмени. Многим народам известны похожие рецепты.
К кухне какого народа относятся эти блюда?
1) Верховые
2) Средненизовые
3) Низовые
4) Оренбургские
1) Лубянка
2) Панская слобода
3) Полянка
4) Старопанский переулок
5) Храм св. Марона «что в Старых Панях»
6) Якиманка
1) Мирная форма управления в XVIII-XIX веке
2) Военная форма управления в XVIII-XIX веке
3) Гражданская форма управления в XVIII-XIX веке
4) Самоуправление в XVIII-XIX веке
1) 22 национальных организации, в том числе 14 национально-культурных автономий
2) 35 национальных организаций и автономий
3) 40 национально-культурных центров, организаций и автономий
БЭД 2020 — Краснодарский край — ответы с 21 по 30 вопрос
С 3 по 8 ноября в онлайн режиме проводится юбилейная, пятая по счету, международная просветительская акция «Большой этнографический диктант» (БЭД).
Для каждого региона создана уникальная часть диктанта, которая состоит из 10-ти вопросов (с 21 по 30). Представляем вашему вниманию ответы на вопросы для Краснодарского края.
Вопрос №21
Описание герба Краснодарского края включает в себя следующие сведения: «Древки штандарта и знамен перевиты орденскими лентами, в память о двукратном награждении нашего края этой высокой государственной наградой». О каком ордене идет речь?
Лента ордена Ленина используется в геральдике России широко широко. Представляет собой ленту красного цвета двумя узкими полосам жёлтого цвета ближе к краям.
Вопрос №22
Что означает на «балачке», языков кубанском диалекте, слово «горище»?
Одной из основ формирования «балачки» был разговорный язык восточных языков современной Украины, «горище» в переводе на русский язык — «чердак».
Вопрос №23
К рейтинге малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края.
Шапсуги — один из субэтносов (племен) западных адыгов (черкесов) проживает на территории Краснодарского края с глубокой древности, что неоднократно подтверждается данными археологии и этнографии.
Вопрос №24
Второй по численности народ, проживающий на территории Краснодарского края:
Информация взята из Всероссийской переписи населения 2010, а также данные этносоциального мониторинга муниципальных образований Краснодарского края.
Вопрос №25
Из какого зерна изготавливается «пастэ», традиционное блюдо кухни адыгов, «местный черкесский хлеб»?
Каша, сваренная из проса вкрутую — традиционная пища адыгов (черкесов) с глубокой древности. Печеный хлеб из пшеницы адыги не употребляли долгое время.
Вопрос №26
Какая из рек, текущей на территории Краснодарского края, на языке адыгов (черкесов) называлась «князь рек», «княжеская река»?
Согласно этнографическим данным, река Кубань по-адыгейски называется Пшиз (Пшыз), ученые осмысливают его значение как «Старый, князь», «Князь рек», «Старая, большая река».
Вопрос №27
Согласно исследованиям ученых-этнографов, во время празднования Масленицы, этот старинный обычай отсутствовал у кубанских казаков:
Сожжение чучела — древний языческий обряд, не бытовал в кубанских казачьих станицах. В нашем регионе он появился значительно позже, в связи с мощной переселенческой волной русских крестьян, начавшейся во второй половине XIX века.
Вопрос №28
На каком языке разговаривали первопоселенцы основанного в 1839 году «Армянского аула» (будущий город Армавир)?
Проживая в течение нескольких веков среди племен адыгов, местные «черкесские армяне» широко усвоили местные традиции и обычаи, в том числе и язык, совершенно переставить использовать армянский язык.
Вопрос №29
Представители какого из казачьих войск Российской империи, не входили в состав образованного в 1860 году Кубанского казачьего войск?
В процессе освоения и заселения земель современного Краснодарского края, особенно горно-предгорной зоны Закубанья, население станиц набиралось из числа казаков и их семей, служащих в нескольких казачьих войсках — Черноморском, Кавказском линейном, Азовском, а также Оренбургском.
Вопрос №30
Чегоанские кубанские казаки, вопреки нынешней стереотипам, никогда не носили?
На данный момент этнографами и историками не зафиксировано ни одного случая или факта ношения серьги (как это было принято на Дону) в среде кубанских казаков.
Большой этнографический диктант 2020 года — Краснодарский край
Ответы на вопросы — Большой этнографический диктант 2020 года:
Краснодарский край
Краснодарский край по праву называют опорой экономики страны: регион лидирует в строительстве, промышленности, транспортной сфере. Здесь расположены крупнейшие международные аэропорты и железнодорожные узлы, самые дальние уголки территории пронизывает развитая сеть автомобильных дорог. Южные морские ворота Новороссийска, Туапсе, Темрюка, Ейска – это прямой выход к международным морским путям. Благодаря этому Краснодарский край реализует интересы России в Черноморской и Средиземноморской зонах экономического сотрудничества.
Описание герба Краснодарского края включает в себя следующие сведения:
«Древки штандарта и знамен перевиты орденскими лентами, в память о двукратном награждении нашего края этой высокой государственной наградой». О каком ордене идет речь?
Правильный ответ — Орден Ленина (обсуждение ответа)
Что означает на «балачке», языковом кубанском диалекте, слово «горище»?
Правильный ответ — Чердак (обсуждение ответа)
К числу коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, относятся:
Правильный ответ — Шапсуги (обсуждение ответа)
Второй по численности народ, проживающий на территории Краснодарского края:
Правильный ответ — Армяне (обсуждение ответа)
Из какого зерна изготавливается «пастэ», традиционное блюдо кухни адыгов, «местный черкесский хлеб»?
Правильный ответ — Просо (обсуждение ответа)
Какая из рек, текущих на территории Краснодарского края, на языке адыгов (черкесов) называлась «князь рек», «княжеская река»?
Правильный ответ — Кубань (обсуждение ответа)
Согласно исследованиям ученых-этнографов, во время празднования Масленицы, этот старинный обычай отсутствовал у кубанских казаков:
Правильный ответ — Сожжение соломенного чучела (обсуждение ответа)
На каком языке разговаривали первопоселенцы основанного в 1839 году «Армянского аула» (будущий город Армавир)?
Правильный ответ — На черкесском языке (обсуждение ответа)
Представители какого из казачьих войск Российской империи, не входили в состав образованного в 1860 году Кубанского казачьего войска?
Правильный ответ — Уральского (обсуждение ответа)
Чего кубанские казаки, вопреки нынешним стереотипам, никогда не носили?
Правильный ответ — Чевяки (обсуждение ответа)
Что на самом деле носили казаки? Разрушаем современные стереотипы о казачьем костюме
Разрушаем современные стереотипы о казачьем костюме
В настоящее время народная одежда окутана множеством стереотипов и мифов. Снимающиеся кинофильмы, сценическая культура и массовое распространение в сети неподтвержденной информации способствуют сложению ошибочного представления человека об образе казака.
Существует мнение о том, что в старые времена казаки не имели собственной культуры и только лишь заимствовали ее части у других народов в результате «походов за зипунами», набегов и межэтнических браков, и от этого четких правил одежда не имела. Другие представляют казаков исключительно как сочетание шаровар с лампасами, гимнастерки и фуражки. Обе позиции не совсем верны.
(нажмите на казака, чтобы узнать о его костюме)
Одежда некрасовских и донских казаков
Первые авторы, давшие описание мужской одежды донских казаков, называют ее то черкесской, то польской, то татарской, однако их тексты рисуют некий определенный образ казака того времени. Рассмотрим подробнее.
Мужская одежда представляла собой сочетание шаровар, рубахи и нескольких видов кафтанов. Шили одежду преимущественно из сукна, а в нижней части Дона предпочитали щеголять в парчовых, штофных (из плотного шелка), бархатных или атласных кафтанах.
Бешмет ( кафтан или полукафтан) был длиной ниже колен, на груди застегивался на «площи» — род вислых серебряных или позолоченных пуговиц, служивших украшением. Подпоясывался вытканным поясом – «кушаком» с бахромою. [1] За пояс прятался кинжал, висевший на гайтане.
Поверх бешмета носили кафтан с разрезными рукавами и «заковражьями» (обшлагами), который некоторые авторы назвали «черкеской» [1,2].
Чекмень – род кафтана с «несходившимися» полами. Обычно серого или черного цвета, а в праздники — белого. [2]
Рубахи предпочитали с разрезными полами, застегивали на дорогую запонку. [1]
Осенью сверх черкески носили еще другие виды кафтанов : «киреи» — с шелковыми петлицами и мохрами; «азямы» — длинные и широкие по типу бекеши с прямыми рукавами; а также черные бурки из овечьей шерсти; а на шапке черкесский башлык. [1]
Некрасовские казаки, покинувшие Дон в начале 18 века в условиях изоляции в Турции, сохранили частично образ казаков того времени. К примеру, основной одеждой некрасовского казака был тот же бешмет длиной ниже колен, который на груди украшался вислыми пуговицами из металла. Под бешметом – рубахи с вышивкой на груди и широкие шаровары («порты») красного или синего цвета, а на голове барашковая шапка с золотым галуном, а иногда и с золотой кисточкой.
Старинная одежда казаков позднее стала прототипом для форменного обмундирования казаков на службе в Российской империи, которое нам уже более-менее знакомо и привычно глазу. Повседневная одежда казаков походила на справу, потому как обычно донашивалась после службы, либо изготавливалась по образцу формы, но не так строго, как по Уставу.
Вопреки стереотипам о том, что казаки не носили рубах с вышивкой, которые характерны для русской и украинской культур, именно такие рубахи были частью праздничного гардероба казака. Их редко можно встретить на старинных фотографиях, в основном по причине того, что большинство фотографий сделаны во время службы. Тем не менее, и такие фотографии казаков в вышитых рубахах имеются. Кроме того, фонды некоторых донских музеев хранят некоторые исторические экземпляры.
Вышивка на рубахах располагалась на планке (называлась «манишка» или «наличка»), на стоячем воротнике, подоле и манжетах. Застежка находилась сбоку ворота и планки. Ещё одним вариантом было расположение застёжки по центру. Техники для вышивки использовали разные – как гладью, так и «крестик». Подвязывали такие рубашки вязаным кушаком — пояском с кистями. Пояски вязали из шелковых или шерстяных ниток, длиной в полтора метра, толщиной в палец. В середине была основа — несколько простых ниток, которые обвязывались шелковыми или шерстяными. На обоих концах делали пышные кисти. [4]
Алёна Яблокова
автор и владелец ателье современной казачьей одежды «Меланья»
исследователь казачьей культуры
терская казачка (ст. Троицкая)
Одежда терско-гребенских, линейных и черноморских казаков
Жарков М.П., ст. Уманская, 1911 год. Одет в черкеску с украшениями и бешмет
Но часто ли то, что нам доводится видеть на артистах ансамблей, реестровых и этнических казаках, соответствует этнографическим образцам?
Существует ли в наши дни культура пошива и ношения этого вида одежды?
И как на самом деле должна выглядеть черкеска?
Казаки 2-го Сунженско-Владикавказского полка Терского казачьего войска. Нач. XXв.
Юные казаки из ст. Старовеличковской, 1915 год. Одеты в бешметы.
Таким образом, одежда казака отвечала сразу нескольким требованиям: удобство, как в бою, так и в быту; тепло в холодное время года и комфорт в теплое; красота и лоск, ведь казаки были известные щеголи. Соответствуют ли этим требованиям современные образцы казачьей мужской одежды? Увы, но далеко не всегда.
Кроме того, в черкеске, как и в любой другой национальной одежде, абсолютно не уместно наличие подплечников и молний. Черкеска должна застегиваться только на крючки, а бешмет, в свою очередь, на воздушные петли, но не на прорезные. Ни черкеска, ни бешмет не должны иметь крой халата или пиджака с юбкой. Печален тот факт, что среди образцов современной «казачьей справы» чаще попадаются именно «пиджаки с юбками» и «халаты с газырями», выдаваемые за этнографическую одежду.
«Чтобы быть казаком, недостаточно крови» Где и как живут в России настоящие казаки?
При слове «казачество» в cознании обывателя всплывает образ человека в форме дореволюционного образца, в кубанке и с шашкой у бедра. Однако казачество очень разнородно, и всех казаков нельзя стричь под одну гребенку. Где-то оно представляет собой объединение единомышленников, в других местах это скорее этническая группа, объединенная общими традициями и происхождением. Краснодарская художница и фотограф Алина Десятниченко несколько лет изучает российское казачество. «Лента.ру» попросила ее рассказать, чем жили и чем живут сейчас кубанские казаки.
«Лента.ру»: Насколько я помню, у тебя есть личные мотивы, которые подтолкнули тебя к созданию этого проекта.
Десятниченко: Корнями я отсюда, но жила до 15 лет в Ташкенте. На юге России казачью тему сложно игнорировать, поэтому в какой-то момент я просто поняла, что пора. Администрация края у нас активно популяризирует казачество, оно везде, и я решила понять для себя — почему.
Казачество — оно разное. С ними все сложно, потому что даже сами казаки говорят, что они не те. В 1920-х годах было такое понятие, как расказачивание. Кто-то связывает его с раскулачиванием, ведь большинство казаков были зажиточными, поэтому на них советская власть обратила такое пристальное внимание. Они работали, содержали большое хозяйство, нанимали тех, кто будет за этим хозяйством следить. А на Кубани было много казаков, и создавалось впечатление, что репрессиям подверглись только они. Некоторые историки выделяют этот период как голодомор и приводят довольно убедительные доказательства его существования.
В некоторых своих историях о казаках я отталкивалась именно от термина «расказачивание». Помимо того что их раскулачивали, казаков зачастую высылали в другие места. Я знаю многих знакомых, которые до сих пор ищут ниточки к своим переселенным родственникам.
Ты поняла для себя, чем было казачество до этого?
Сейчас я нахожусь в процессе. В соавторстве с коллегой я занимаюсь исследованием этой темы — когда же казачество изменилось. И это было не в ХХ веке. Мы отталкиваемся от идеи о том, что это произошло в XVII веке, после Смутного времени.
Как говорит один мой друг, до этого времени у нас была не история, а фэнтези — мало источников, очень вольные трактовки происходящего. Но если брать какие-то общие моменты, то я бы, наверное, сравнила тех казаков с военными вольнонаемными отрядами, которые несли определенную службу за плату. У них были свои взгляды на то, какой должна быть эта служба, как им жить и что делать, но при этом они могли спокойно участвовать в боевых действиях по обе стороны конфликта.
Если разговаривать с казачьими экспертами, часто натыкаешься на очень вольную трактовку тех событий. У нас на юге есть очень уважаемые специалисты — например, бывший атаман Громов, который преподает у нас в КубГУ, возглавляет факультет истории. В 1991 году он инициировал реабилитацию казачества, и с этого-то все и началось.