чего хочет и о чем мечтает современная российская молодежь проект
Дети и молодежь откровенно рассказали, чего им не хватает для счастья
С мечтой о море и конфетах
Мечтает о море и его ровесница Настя из Тюмени: «Хочу, чтобы у нас все было хорошо, чтобы никто не болел, чтоб мы чаще видели бабушку и дедушку. А летом обязательно поехали на море». Александр (ему тоже 6 лет) из Новосибирска очень хочет пойти в школу, чтобы наконец выспаться: «Все мои старшие братья и сестры ходят в школу днем, и только я один должен вставать рано и идти в детский сад!».
Никакого зума и дистанта!
Были и желания, не связанные с нашей повседневностью. Одна девочка мечтает прогуляться по местам съемок фильма о Гарри Поттере в Англии. И уже приготовила полосатый шарф. А очень серьезный мальчик хочет «научиться программированию на «Питоне»», чтобы писать крутые игрушки на андроид».
О ковиде, зарплате и успехах
Крымчанину Александру 33 года, он режиссер игрового кино. Хочет в наступившем году реализовать себя в полной мере, чтобы полностью раствориться в творчестве. Экскурсовод 27-летняя Анна из Нижнего Новгорода ждет от 2021-го новых возможностей для самореализации, развития и вдохновения, чтобы воплотить свои идеи.
Анализируя пошедшие месяцы, прожитые под знаком коронавируса, многие опрошенные не преминули отметить и те положительные изменения, которые произошли, когда мы всем миром оборонялись от вируса. Специалист по связям с общественностью 31-летний Александр из Нижнего Новгорода в новом году хочет, чтобы развивалась удаленная работа, доставка продуктов и другие онлайн-сервисы. И не только в Москве и Санкт-Петербурге.
Многим хотелось бы решить свои проблемы с работой. Кто-то желает супругу найти хорошую работу, чтобы самой можно было уволиться со второй. Кто-то себе любимому зарплату побольше. Впрочем, кто ее себе не желает?
О чем еще мечтает молодежь? Чтобы кризис и тотальный страх ушли в небытие. Чтобы цены не росли, а зарплаты поднимались, и все получали хотя бы не меньше 40 тысяч в месяц. Чтобы курс рубля восстановился до уровня прошлого года. А 32-летний Дмитрий ждет, что дороги в Новосибирске станут 20-полосными! Шутит, конечно. Но очень уж надоели пробки!
А как же любовь?
За всеми этими важными, безусловно нужными желаниями, мечтами не забыли земляки наших собкоров романтику жизни, дружбу и семейные ценности. Об этом молодые люди тоже много мечтают. Ольге 34 года, она сотрудница тобольского театра.
О чем мечтают те, кому 35+, расскажем уже в следующей публикации.
Проблемы современной российской молодёжи: чего хочет молодежь?
Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, на наш взгляд, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия. Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства. Активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодёжной политики закономерно приводит нас к крайне негативным последствиям.
На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.
Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Процесс социального становления молодежи, выбора ею жизненного пути и стратегий развития, осуществляется через обучение и воспитание, усвоение и преобразование опыта старших поколений. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности. Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи «определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения» [1]. В целом, положение молодёжи в обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны она представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений – самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть. Реализация жизненных планов молодёжи и предоставляемых ей возможностей в значительной степени зависит от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые межпоколенческие противоречия. «Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих чад» [2]. В молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.
Говоря о молодёжной социокультурной среде, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы. «Молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд.» [3]. Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своим сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали.
Другая её сторона, показывает, что продолжающееся «смутное время», наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем предыдущее, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества. Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном расслоении, социальном происхождении и собственном социальном положении молодых людей. Обладая социальными, возрастными и субкультурными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью. Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной. Произошло резкое омоложение преступности, усиление её группового характера, рост числа «женских» преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития: гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.
По результатам опросов Фонда Общественного Мнения, проведённых в 2002 году 53 % молодых россиян на вопрос: «Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?», в первую очередь, отметили её стремление к достижению материального благополучия и обогащения; во вторую очередь (19%) – получение образования; в третью очередь (17%) – работу и карьеру. (См. Табл. 1). Анализ полученных данных говорит о четкой прагматичной и рациональной позиции молодёжи, её стремлении к достижению материального благосостояния и успешной карьере, взаимосвязанных с возможностью получения хорошего профессионального образования [5].
Таблица 1. «Цели современной молодёжи»
Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. «Персональная ценностная позиция молодых людей не коррелируется с ценностями политической идеологии, которой они отдают предпочтение» [6]. Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Из личных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.
Доминирующими в системе ценностей современной молодёжи выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера, возможность жить в свое удовольствие (см. Табл. 2).
Таблица 2. Распределение основных ценностей молодых людей [7].
Презентация на тему: Жизненные стратегии современной молодежи» (11 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Выполнила: Гуливец Татьяна ученица 11 а класса МБОУ «СОШ №24 г. Йошкар-Олы»
План Введение 1.1 Актуальность проблемы 1.2 Цели и задачи Мировоззрение молодежи в современном обществе 2.1 Факторы формирования жизненных ориентиров 2.2 Взгляд на проблемы молодежи изнутри Стратегии государственной молодежной политики Заключение
Актуальность проблемы Исследование формирования мировоззрения молодежи имеет стратегическое значения для будущего и настоящего развития российского общества.
Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей
Цель исследовательской работы Определение особенностей формирования мировоззрения молодежи в современных российских условиях
Задачи Выявить противоречия, наиболее характерные тенденции и определяющие факторы формирования мировоззрения у молодежи в условиях глубоких социальных трансформаций и деидеологизации российского общества (по результатам опроса обучающихся в СОШ № 24). Познакомиться с интересными фактами проведения свободного времени молодежью, получения высшего образования и трудового опыта в нынешних условиях. Рассмотреть отношение людей старшего поколения к современной молодежи. Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. Выводы по результатам проведенного исследования.
Методические инструменты исследования Вопросник, выявляющий отношение молодежи к разным сторонам своей жизни, общепринятым нормам и содержащий основные планы на будущее. Статистические данные социологических исследований ученых г. Москвы (Россия) и г. Санкт-Петербурга (Россия). Анализ приведенных выше материалов исследования.
1) Собираетесь ли Вы после окончания школы поступать в вуз? Да 31 чел 91,2 % Нет 1 чел 2,9 % Еще не определился 2 чел 5,9 % Другое 0 чел 0 %
2) Как Вы оцениваете различные стороны Вашей жизни? хорошо средне плохо затрудняюсь ответить Материальное благосостояние 27 чел / 79,4 % 7 чел / 20,6 % 0 чел / 0 % 0 чел / 0 % Здоровье 21 чел / 61,7 % 10 чел / 29,5 % 3 чел / 8,8 % 0 чел / 0 % Учеба 17 чел / 50 % 12 чел / 35,3 % 2 чел / 5,9 % 3 чел / 8,8 % Работа 10 чел / 29,5 % 10 чел / 29,5 % 0 чел / 0 % 14 чел / 41 % Зарплата 17 чел / 50 % 3 чел / 8,8 % 3 чел / 8,8 % 11 чел / 32,4 % Жилищные условия 24 чел / 70,6 % 8 чел / 23,5 % 2 чел / 5,9 % 0 чел / 0 % Отношения в семье 25 чел / 73,5 % 4 чел / 11,8 % 1 чел / 2,9 % 4 чел / 11,8 % Отношения с любимым человеком 16 чел / 47,1 % 7 чел / 20,6 % 1 чел / 2,9 % 10 чел / 29,5 %
3) Считаете ли Вы допустимым ради достижения цели нарушить общепринятые нормы? Да В некоторых случаях Нет Затрудняюсь ответить Нарушить общепринятые нормы 6 чел / 17,6 % 15 чел / 44,1 % 11 чел / 32,4 % 2 чел / 5,9 % Обойти закон 5 чел / 14,8 % 8 чел / 23,5 % 19 чел / 55,8 % 2 чел / 5,9 % Прекратить отношения с друзьями и знакомыми 2 чел / 5,9 % 10 чел / 29,5 % 19 чел / 55,8 % 3 чел / 8,8 % Прекратить отношения с родственниками, родителями 1 чел / 2,9 % 5 чел / 14,8 % 26 чел / 76,4 % 2 чел / 5,9 % Отказаться от отношений с любимым человеком 4 чел / 11,8 % 6 чел / 17,6 % 21 чел / 61,7 % 3 чел / 8,8 % Обратиться за помощью к криминальным структурам 2 чел / 5,9 % 8 чел / 23,5 % 21 чел / 61,7 % 3 чел / 8,8 % Отказаться от комфортных бытовых условий 8 чел / 23,5 % 12 чел / 35,3 % 11 чел / 32,4 % 3 чел / 8,8 %
4) Планы на ближайшее будущее. Жизненные цели Общее распределение Муж. 15 чел Жен. 19 чел Чел. % Чел. % Продолжить образование 11 чел 73,3 % 17 чел 89,5 % Основать свое дело 1 чел 6,6 % 7 чел 36,8 % Работать по специальности в коммерческих структурах 4 чел 26,6 % 4 чел 21,1 % Работать по специальности в госструктурах 3 чел 20 % 2 чел 10,6 % У меня другие планы на будущее 6 чел 40 % 1 чел 5,3 % У меня еще нет никаких планов на будущее 0 чел 0 % 0 чел 0 %
5) Что ожидаете от будущей работы? Варианты ответов Общее распределение Муж. 15 чел Жен. 19 чел Чел. % Чел. % Хорошая оплата труда 13 86,6 % 17 89,5 % Возможность профессионального роста 10 66,6 % 7 36,8 % Самореализация, самоутверждение 4 26,6 % 6 37,6 % Престижность 3 20 % 5 26,3 % Ощущение независимости 2 13,3 % 6 37,6 % Возможность общения 2 13,3 % 2 10,6 %
5) Что ожидаете от будущей работы? Варианты ответов Общее распределение Муж. 15 чел Жен. 19 чел Чел. % Чел. % Развитие способностей 4 26,6 % 5 26,3 % Возможность чувствовать себя при деле 4 26,6 % 0 0 % Минимум физической нагрузки, комфортные условия труда 1 6,6 % 0 0 % Принести пользу обществу 1 6,6 % 7 36,8 % Полное использование своих знаний 1 6,6 % 2 10,6 % Решения бытовых проблем 0 0 % 0 0 %
Проведение свободного времени молодежью при среднем социальном уровне
Кем хочет стать современная молодежь?
Самые востребованные вузы Московский государственный университет Московский государственный технический университет им. Баумана Уральский государственный технический университет Российская экономическая академия Санкт-Петербургский государственный университет Московский энергетический институт Московский авиационный институт Высшая школа экономики Государственный университет управления Московский государственный инженерно-физический институт Иркутский государственный технический университет Финансовая академия при Правительстве РФ
Характеристика молодежи старшим поколением Потребительское отношение детей к родителям Неблагодарность Эгоцентризм Неспособность к диалогу во время конфликта Цинизм и равнодушие к каким-либо идеалам Отсутствие интереса к российской истории, культуре Ориентация на западные ценности Широкое распространение вредных привычек.
Что больше всего беспокоит в подростках?
Стратегия государственной молодежной политики РФ Разработана и утверждена Правительством РФ на период с 2006 – 2016 гг. Является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России.
Принципы Стратегии государственной молодежной политики выделение приоритетных направлений; учет интересов и потребностей различных групп молодежи; участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики; взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса; информационная открытость; независимость оценки результатов Стратегии
Общие выводы Для большинства молодежи безусловными остаются ценности семьи и работы; Сократилась доля молодежи, которая работает в государственном секторе, но более чем в 1,5 раза выросла доля тех, кто работает на частных предприятиях; Фактическое неучастие и индифферентное отношение молодежи к общественно – политической жизни; Нарушение преемственности в отношениях между поколениями
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-637027
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук
> дальше Раздел 1. О настроениях и жизненных планах современной российской молодежи
1.1. Жизненные устремления российской молодежи
Если в 1997 г. в фокусе исследования находилось молодое поколение, которое формировалось на переломе эпох, то нынешнее поколение 17-26-летних представляет собой в основном «первый плод» социальных преобразований последних 10-15 лет. Именно поэтому вопрос о том, как же себя чувствует в новых условиях молодежь, какой она стала и к чему стремится, представляет особый интерес.
Первое, что обращает на себя внимание: современному поколению молодежи сегодняшняя жизнь в стране нравится гораздо больше, чем их предшественникам, а также поколению отцов. Об этом, в частности, говорят почти две трети (64%) представителей молодого и меньше половины (45%) старшего поколения (см. рис. 1.1).
Нравится ли сегодняшняя жизнь разным поколениям россиян, %

При этом если еще 10 лет назад российская молодежь делилась на две, одинаковые по величине, части: тех, кому нравилась (или скорее нравилась) и не нравилась (или скорее не нравилась) жизнь в тот период, то сейчас молодые люди более чем в два раза чаще заявляют о том, что сегодняшняя жизнь в России им нравится (скорее нравится).
Чем вызван подобный оптимизм? Прежде всего, тем, что становление нынешнего молодого поколения происходило в совершенно иных социальных условиях, чем становление поколения 90-х, когда страна находилась в условиях жесточайшего социально-экономического кризиса, политической нестабильности, войны на части ее территории и т. п. Сегодня уже нет ничего похожего. Напротив, на протяжении последних 6-7 лет экономика страны последовательно растет, также как и растут доходы населения, а плодами экономического роста, как показывают исследования, пользуется главным образом молодежь.
Как видно из рисунка 1.2, многие молодые россияне, находясь еще «на старте» своей профессиональной карьеры, лучше своих предшественников и лучше старшего поколения оценивают свое материальное положение. Почти каждый пятый из представителей сегодняшних молодых людей говорит о нем как о благополучном
(в старшей возрастной группе этот показатель равен 15%).
Оценка представителями различных поколений своего материального положения, %

Стоит отметить, что для этого есть серьезные основания. Судя по доходам, молодежь реже старшего поколения попадает в группу бедных (18% молодого и 21% старшего поколения), зато чаще в группу высокообеспеченных (11% и 7% соответственно).
При этом отношение молодежи к жизни в России сегодня напрямую зависит от уровня их материального положения. Чем выше молодежь оценивает свое материальное положение, тем больше ей нравится сегодняшняя жизнь в стране. Так, 87% россиян в возрасте 17-26 лет, которые оценивают свое материальное положение как благополучное, жизнь в России в целом нравится и только 13% не нравится. Для молодежи с плохим материальным положением ситуация противоположна: 60% говорят, что сегодняшняя жизнь в стране им в целом не нравится и только 40% молодых людей говорят об обратном (см. табл. 1.1).
Зависимость удовлетворенности сегодняшней жизнью от оценки материального положения, %
Нравится ли сегодняшняя жизнь
Оценка материального положения
Благополучное
Удовлетворительное
Плохое
Безусловно, удовлетворенность жизнью не сводится исключительно к материальным благам. Бесспорной ценностью всех поколений россиян является семья. О том, что создания семьи и наличия детей нет в их жизненных планах, говорят не более 4% как старшего, так и младшего поколения россиян. Но для первых задача создания прочной семьи и воспитания хороших детей уже могла быть реализована в силу возраста (69% и 72% соответственно), а для молодежи – это скорее еще цель, которую они планируют достичь (см. рис. 1.3).
Жизненные установки разных поколений россиян в приватной сфере, 2007 г., %

Сегодня для молодежи, впрочем, как и 10 лет назад, одним из основных жизненных устремлений является хорошее образование. Около трети россиян в возрасте 17-26 лет (34%) его уже (по самооценкам) получили, а 51% рассчитывают это сделать. Недоступным для себя получение хорошего образования считает 11% молодежи (см. рис. 1.4).
Динамика установок молодежи в сфере работы и образования, %

Если говорить о работе, к которой стремится современная молодежь, то она в первую очередь должна быть интересной. 90% молодых людей говорят о том, что они либо уже добились, либо им по силам устроиться на интересную работу. На престижную работу они ориентированы в несколько меньшей степени: 20% говорят о ее наличии и 65% считают, что смогут ее получить. Еще меньшая часть молодежи заявляет о возможности сделать карьеру.
Стоит отметить, что создать бизнес хотели бы меньшее число представителей молодежи, чем добиться успехов в работе. Хотя 10% современной молодежи уже имеют его, а 34% считают, что им это по силам, бизнес ее привлекает в меньшей степени, чем интересная и престижная работа и карьера. И все же следует отметить: предпочтения молодежи в сфере работы несколько изменились за последние 10 лет. Ее представители стали чаще желать и рассчитывать как на престижную работу, так и на создание собственного бизнеса (см. рис. 4). Если сравнивать молодежь и старшее поколение в настоящий период, то нельзя не отметить, что первые чаще хотели бы получить хорошее образование, престижную работу, сделать карьеру, создать собственный бизнес (см. рис. 1.5).
Установки в сфере карьеры разных поколений россиян, 2007 г., %

Конечно, можно сказать, что у молодых впереди продолжительный жизненный путь для достижения поставленных целей, но стоит обратить внимание на то, что старшее поколение значительно реже говорит, что в их жизненных планах вообще есть (или были) цели, для достижения которых необходимо предпринимать активные действия: образование, карьера, собственный бизнес и т. д. А вот в постановке цели получения интересной работы и материального достатка, молодежь и старшее поколение почти не отличаются. Первого нет в жизненных планах у 1% молодежи и 4% старшего поколения, а второго – 1% и 5% соответственно. Это является свидетельством того, что у современной молодежи в значительно большей степени по сравнению со старшим поколением развиты достижительные мотивации. Они исходно не бояться ставить задачи, которые требуют приложения усилий с их стороны.
Особая ценность для современной молодежи – возможность заниматься любимым делом. По крайней мере, добиться данной цели хотели бы почти все – 98% молодых людей, правда, 11% считают при этом, что вряд ли смогут добиться реализации подобного желания. Современная молодежь вообще высоко ценит возможность быть самому себе хозяином (92%), побывать в разных странах мира (93%), иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие (83%). Но для значительного числа молодых людей реализация этих целей видится невозможной (см. рис. 1.6). Стоит заметить, что по сравнению с 1997 годом, молодежь стала больше стремиться и рассчитывать на ведение более свободного и зависящего от ее собственных желаний образа жизни.
Динамика установок молодежи, связанных с разными формами получения удовольствия от жизни, %

При этом старшее поколение, с одной стороны, практически не отстает от молодежи в этом стремлении, а с другой стороны, уже не рассчитывает на практике его реализовать. Особенно недосягаемым для старшего поколения видится возможность посещения разных стран мира (см. рис. 1.7).
Установки представителей разных поколений россиян, связанные с разными формами получения удовольствия от жизни, 2007 г., %

Если говорить о честолюбивых устремлениях молодежи, то стоит отметить, что деньги привлекают ее значительно больше, чем власть и слава. При этом само богатство около 20% россиян в возрасте от 17 до 26 лет как в 1997, так и в 2007 году не считали для себя важным. А вот стремление быть знаменитым несколько актуальнее у нынешней молодежи (37%), нежели это было 10 лет назад (26%) (см. рис. 1.8).
Динамика установок молодежи на богатство, власть, известность, %

При этом подобное честолюбие развито у молодежи сильнее, чем у старшего поколения. Богатство, власть и известность гипотетически привлекают их чаще на 11%, 21% и 17% соответственно (см. рис. 1.9).
Установки разных поколений россиян на богатство, власть, известность, 2007 г., %

Таким образом, современная молодежь в целом чаще старшего поколения стремится к различным жизненным достижениям. При этом она не просто гипотетически говорит о том, что хотела бы получить те или иные блага, но и гораздо чаще утверждает, что в силах этого достичь.
В целом современную молодежь можно разбить на ряд групп согласно их жизненным притязаниям, что и было сделано в настоящем исследовании с использованием факторного анализа. Данная типология достаточно условная, кроме того, существует значительная группа представителей молодежи, которую нельзя отнести к тому или иному из выделенных типов, поскольку она представляет некий синтез сразу нескольких из них.
Первый тип можно условно назвать «семейными» (13%). Это молодые люди, которые в первую очередь говорят о том, что хотят и считают, что им по силам создать прочную семью и воспитать хороших детей. Стоит заметить, что ценность семьи и детей, как уже было отмечено выше, присуща практически всем россиянам, поэтому в эту категорию вошла только та молодежь, для которой была отличительна достижительная мотивация лишь в этой группе задач. Если параллельно с планами создать хорошую семью и воспитать детей для представителей молодежи были развиты достижительные мотивации и в других областях, то они не включались в этот тип.
«Труженики» (17%) – это та часть молодежи, которая заявляет о том, что им по силам получить хорошее образование, престижную и интересную работу, заниматься любимым делом. При этом, как и предыдущая, это та группа молодежи, которая нацелена на достижение успехов преимущественно в сферах своих основных жизненных устремлений.
Третья группа, «предприимчивые» (20%), – это россияне в возрасте от 17 до
26 лет, которые говорят о том, что они в силах добиться создания собственного бизнеса, посещения разных стран мира, достижения богатства и материального достатка.
Четвертая группа – «гедонисты» (10%), молодые россияне, которые в первую очередь рассчитывают иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие.
При этом значительную часть молодежи (19%) составляют «максималисты», которые рассчитывают достичь успехов практически во всех сферах. Стоит отметить, что данная группа не является более молодой чем другие, и ее устремления нельзя назвать юношеским максимализмом. Возрастное распределение внутри нее соответствует распределению среди молодежи в целом. Существует и группа «карьеристов» (6%): это молодежь, которая полагает, что ей по силам достичь результатов во многих сферах жизни, но не стремится жить в свое удовольствие или быть самому себе хозяином. По сути, они в чем-то схожи с «предприимчивыми». Но если для последних бизнес – больше работа и возможность обеспечить себе безбедное существование, то для первых это еще и возможность реализации честолюбивых планов: стать известными, обладать властью и т. д.
«Отчаявшаяся» молодежь (5%) – седьмая группа – не видит в себе сил достичь тех или иных успехов, а «тщеславные» (1%) – восьмая группа – рассчитывают стать знаменитыми, сделать карьеру и иметь доступ к власти. В силу незначительной распространенности последних двух групп они не будут анализироваться далее
(см. рис. 1.10).
Типы представителей молодежи, характеризующихся различиями их жизненных стремлений, %

Устремления молодежи сформированы не без влияния условий, в которых она живет. Более значительная концентрация «тружеников» и «предприимчивых» наблюдается в мегаполисах (22% и 20% соответственно). В сельской местности чаще живут «гедонисты» (21%). Мегаполисы исходно дают большие возможности ведения бизнеса для «предпринимателей» и занятости на интересной и престижной работе, что интересует «тружеников». Сельская молодежь, наоборот, не предоставляет возможностей самореализации, в силу чего подобное стремление у нее пропадает и начинают формироваться «гедонистические» умонастроения (см. табл. 1.2).
Доля представителей молодежи, характеризующихся различиями их жизненных стремлений, в разных типах населенных пунктов, %
- чего хочет замужняя женщина
- чего хочет каждая девушка
Раздел 1. О настроениях и жизненных планах современной российской молодежи
1.1. Жизненные устремления российской молодежи
Если в 1997 г. в фокусе исследования находилось молодое поколение, которое формировалось на переломе эпох, то нынешнее поколение 17-26-летних представляет собой в основном «первый плод» социальных преобразований последних 10-15 лет. Именно поэтому вопрос о том, как же себя чувствует в новых условиях молодежь, какой она стала и к чему стремится, представляет особый интерес.
Первое, что обращает на себя внимание: современному поколению молодежи сегодняшняя жизнь в стране нравится гораздо больше, чем их предшественникам, а также поколению отцов. Об этом, в частности, говорят почти две трети (64%) представителей молодого и меньше половины (45%) старшего поколения (см. рис. 1.1).
Нравится ли сегодняшняя жизнь разным поколениям россиян, %
При этом если еще 10 лет назад российская молодежь делилась на две, одинаковые по величине, части: тех, кому нравилась (или скорее нравилась) и не нравилась (или скорее не нравилась) жизнь в тот период, то сейчас молодые люди более чем в два раза чаще заявляют о том, что сегодняшняя жизнь в России им нравится (скорее нравится).
Чем вызван подобный оптимизм? Прежде всего, тем, что становление нынешнего молодого поколения происходило в совершенно иных социальных условиях, чем становление поколения 90-х, когда страна находилась в условиях жесточайшего социально-экономического кризиса, политической нестабильности, войны на части ее территории и т. п. Сегодня уже нет ничего похожего. Напротив, на протяжении последних 6-7 лет экономика страны последовательно растет, также как и растут доходы населения, а плодами экономического роста, как показывают исследования, пользуется главным образом молодежь.
Как видно из рисунка 1.2, многие молодые россияне, находясь еще «на старте» своей профессиональной карьеры, лучше своих предшественников и лучше старшего поколения оценивают свое материальное положение. Почти каждый пятый из представителей сегодняшних молодых людей говорит о нем как о благополучном
(в старшей возрастной группе этот показатель равен 15%).
Оценка представителями различных поколений своего материального положения, %
Стоит отметить, что для этого есть серьезные основания. Судя по доходам, молодежь реже старшего поколения попадает в группу бедных (18% молодого и 21% старшего поколения), зато чаще в группу высокообеспеченных (11% и 7% соответственно).
При этом отношение молодежи к жизни в России сегодня напрямую зависит от уровня их материального положения. Чем выше молодежь оценивает свое материальное положение, тем больше ей нравится сегодняшняя жизнь в стране. Так, 87% россиян в возрасте 17-26 лет, которые оценивают свое материальное положение как благополучное, жизнь в России в целом нравится и только 13% не нравится. Для молодежи с плохим материальным положением ситуация противоположна: 60% говорят, что сегодняшняя жизнь в стране им в целом не нравится и только 40% молодых людей говорят об обратном (см. табл. 1.1).
Зависимость удовлетворенности сегодняшней жизнью от оценки материального положения, %
Нравится ли сегодняшняя жизнь
Оценка материального положения
Благополучное
Удовлетворительное
Плохое
Безусловно, удовлетворенность жизнью не сводится исключительно к материальным благам. Бесспорной ценностью всех поколений россиян является семья. О том, что создания семьи и наличия детей нет в их жизненных планах, говорят не более 4% как старшего, так и младшего поколения россиян. Но для первых задача создания прочной семьи и воспитания хороших детей уже могла быть реализована в силу возраста (69% и 72% соответственно), а для молодежи – это скорее еще цель, которую они планируют достичь (см. рис. 1.3).
Жизненные установки разных поколений россиян в приватной сфере, 2007 г., %
Сегодня для молодежи, впрочем, как и 10 лет назад, одним из основных жизненных устремлений является хорошее образование. Около трети россиян в возрасте 17-26 лет (34%) его уже (по самооценкам) получили, а 51% рассчитывают это сделать. Недоступным для себя получение хорошего образования считает 11% молодежи (см. рис. 1.4).
Динамика установок молодежи в сфере работы и образования, %
Если говорить о работе, к которой стремится современная молодежь, то она в первую очередь должна быть интересной. 90% молодых людей говорят о том, что они либо уже добились, либо им по силам устроиться на интересную работу. На престижную работу они ориентированы в несколько меньшей степени: 20% говорят о ее наличии и 65% считают, что смогут ее получить. Еще меньшая часть молодежи заявляет о возможности сделать карьеру.
Стоит отметить, что создать бизнес хотели бы меньшее число представителей молодежи, чем добиться успехов в работе. Хотя 10% современной молодежи уже имеют его, а 34% считают, что им это по силам, бизнес ее привлекает в меньшей степени, чем интересная и престижная работа и карьера. И все же следует отметить: предпочтения молодежи в сфере работы несколько изменились за последние 10 лет. Ее представители стали чаще желать и рассчитывать как на престижную работу, так и на создание собственного бизнеса (см. рис. 4). Если сравнивать молодежь и старшее поколение в настоящий период, то нельзя не отметить, что первые чаще хотели бы получить хорошее образование, престижную работу, сделать карьеру, создать собственный бизнес (см. рис. 1.5).
Установки в сфере карьеры разных поколений россиян, 2007 г., %
Конечно, можно сказать, что у молодых впереди продолжительный жизненный путь для достижения поставленных целей, но стоит обратить внимание на то, что старшее поколение значительно реже говорит, что в их жизненных планах вообще есть (или были) цели, для достижения которых необходимо предпринимать активные действия: образование, карьера, собственный бизнес и т. д. А вот в постановке цели получения интересной работы и материального достатка, молодежь и старшее поколение почти не отличаются. Первого нет в жизненных планах у 1% молодежи и 4% старшего поколения, а второго – 1% и 5% соответственно. Это является свидетельством того, что у современной молодежи в значительно большей степени по сравнению со старшим поколением развиты достижительные мотивации. Они исходно не бояться ставить задачи, которые требуют приложения усилий с их стороны.
Особая ценность для современной молодежи – возможность заниматься любимым делом. По крайней мере, добиться данной цели хотели бы почти все – 98% молодых людей, правда, 11% считают при этом, что вряд ли смогут добиться реализации подобного желания. Современная молодежь вообще высоко ценит возможность быть самому себе хозяином (92%), побывать в разных странах мира (93%), иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие (83%). Но для значительного числа молодых людей реализация этих целей видится невозможной (см. рис. 1.6). Стоит заметить, что по сравнению с 1997 годом, молодежь стала больше стремиться и рассчитывать на ведение более свободного и зависящего от ее собственных желаний образа жизни.
Динамика установок молодежи, связанных с разными формами получения удовольствия от жизни, %
При этом старшее поколение, с одной стороны, практически не отстает от молодежи в этом стремлении, а с другой стороны, уже не рассчитывает на практике его реализовать. Особенно недосягаемым для старшего поколения видится возможность посещения разных стран мира (см. рис. 1.7).
Установки представителей разных поколений россиян, связанные с разными формами получения удовольствия от жизни, 2007 г., %
Если говорить о честолюбивых устремлениях молодежи, то стоит отметить, что деньги привлекают ее значительно больше, чем власть и слава. При этом само богатство около 20% россиян в возрасте от 17 до 26 лет как в 1997, так и в 2007 году не считали для себя важным. А вот стремление быть знаменитым несколько актуальнее у нынешней молодежи (37%), нежели это было 10 лет назад (26%) (см. рис. 1.8).
Динамика установок молодежи на богатство, власть, известность, %
При этом подобное честолюбие развито у молодежи сильнее, чем у старшего поколения. Богатство, власть и известность гипотетически привлекают их чаще на 11%, 21% и 17% соответственно (см. рис. 1.9).
Установки разных поколений россиян на богатство, власть, известность, 2007 г., %
Таким образом, современная молодежь в целом чаще старшего поколения стремится к различным жизненным достижениям. При этом она не просто гипотетически говорит о том, что хотела бы получить те или иные блага, но и гораздо чаще утверждает, что в силах этого достичь.
В целом современную молодежь можно разбить на ряд групп согласно их жизненным притязаниям, что и было сделано в настоящем исследовании с использованием факторного анализа. Данная типология достаточно условная, кроме того, существует значительная группа представителей молодежи, которую нельзя отнести к тому или иному из выделенных типов, поскольку она представляет некий синтез сразу нескольких из них.
Первый тип можно условно назвать «семейными» (13%). Это молодые люди, которые в первую очередь говорят о том, что хотят и считают, что им по силам создать прочную семью и воспитать хороших детей. Стоит заметить, что ценность семьи и детей, как уже было отмечено выше, присуща практически всем россиянам, поэтому в эту категорию вошла только та молодежь, для которой была отличительна достижительная мотивация лишь в этой группе задач. Если параллельно с планами создать хорошую семью и воспитать детей для представителей молодежи были развиты достижительные мотивации и в других областях, то они не включались в этот тип.
«Труженики» (17%) – это та часть молодежи, которая заявляет о том, что им по силам получить хорошее образование, престижную и интересную работу, заниматься любимым делом. При этом, как и предыдущая, это та группа молодежи, которая нацелена на достижение успехов преимущественно в сферах своих основных жизненных устремлений.
Третья группа, «предприимчивые» (20%), – это россияне в возрасте от 17 до
26 лет, которые говорят о том, что они в силах добиться создания собственного бизнеса, посещения разных стран мира, достижения богатства и материального достатка.
Четвертая группа – «гедонисты» (10%), молодые россияне, которые в первую очередь рассчитывают иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие.
При этом значительную часть молодежи (19%) составляют «максималисты», которые рассчитывают достичь успехов практически во всех сферах. Стоит отметить, что данная группа не является более молодой чем другие, и ее устремления нельзя назвать юношеским максимализмом. Возрастное распределение внутри нее соответствует распределению среди молодежи в целом. Существует и группа «карьеристов» (6%): это молодежь, которая полагает, что ей по силам достичь результатов во многих сферах жизни, но не стремится жить в свое удовольствие или быть самому себе хозяином. По сути, они в чем-то схожи с «предприимчивыми». Но если для последних бизнес – больше работа и возможность обеспечить себе безбедное существование, то для первых это еще и возможность реализации честолюбивых планов: стать известными, обладать властью и т. д.
«Отчаявшаяся» молодежь (5%) – седьмая группа – не видит в себе сил достичь тех или иных успехов, а «тщеславные» (1%) – восьмая группа – рассчитывают стать знаменитыми, сделать карьеру и иметь доступ к власти. В силу незначительной распространенности последних двух групп они не будут анализироваться далее
(см. рис. 1.10).
Типы представителей молодежи, характеризующихся различиями их жизненных стремлений, %
Устремления молодежи сформированы не без влияния условий, в которых она живет. Более значительная концентрация «тружеников» и «предприимчивых» наблюдается в мегаполисах (22% и 20% соответственно). В сельской местности чаще живут «гедонисты» (21%). Мегаполисы исходно дают большие возможности ведения бизнеса для «предпринимателей» и занятости на интересной и престижной работе, что интересует «тружеников». Сельская молодежь, наоборот, не предоставляет возможностей самореализации, в силу чего подобное стремление у нее пропадает и начинают формироваться «гедонистические» умонастроения (см. табл. 1.2).
Доля представителей молодежи, характеризующихся различиями их жизненных стремлений, в разных типах населенных пунктов, %
- чего хочет замужняя женщина
- чего хочет каждая девушка