чего хочет достичь щедрин сатирическим изображением чиновников
Ответы на вопросы по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Ниже приводятся примеры ответов на вопросы по содержанию произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», которые размещены в качестве примера выполнения подобного рода заданий, не претендуют на идеальность и безошибочность, не предназначены для дословного копирования.
1. Чем характеры героев этого произведения напоминают некоторых сказочных персонажей?
2. Чего хочет достичь Щедрин сатирическим изображением чиновников и градоначальников тогдашней России? Что предполагает писатель «разбудить» в обществе?
Мне кажется, что М. Е. Салтыков-Щедрин хотел, чтобы общество посмотрело на себя со стороны и задумалось, не ведет ли оно себя так же, как глуповцы. Не оказались ли народные массы по собственной глупости в подчинении у бессовестных, жадных и жестоких правителей, не считающих их за людей, достойных уважения. Вероятно, писатель хотел разбудить спящее народное самосознание, чтобы перестали люди заниматься всякой ерундой (щуку с яиц сгонять да блинами острог конопатить) да еще и гордиться подобными бесполезными делами. Наверняка М. Е. Салтыков-Щедрин написал «Историю одного города», чтобы люди узнали в глуповцах себя, как в кривом зеркале, чтобы посмеялись над собой и поняли, что следует изменить в себе и в обществе.
3. Вспомните определения гиперболы, гротеска, сравнения. Какие из этих художественных средств, т. е. тропов, используются Щедриным? Как вы думаете, с какой целью? Приведите примеры.
Гипербола — это чрезмерное преувеличение. В сатире используется для акцентирования внимания читателя на недостатках, пороках. Хорошим примером гиперболы являются слова князя, обращенные к головотяпам, которые подчеркивают его жадность: «у кого грош случится, тот разломи его начетверо: одну часть отдай мне, другую мне же, третью опять мне, а четвёртую себе оставь». Глупость гловотяпов иллюстрируют строки: «Шли они по ровному месту три года и три дня. »; «Чуть-чуть в трёх соснах не заблудилися. ».
Гротеск — это предельное преувеличение, основанное на сочетании физически невозможного, фантастического и реального. Например, вор-новотор «зарезался огурцом», а головотяпы «беса в солдаты отдавали», «небо кольями подпирали» и т. п.
Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. Например: князь «…таково ласково усмехнулся, словно солнышко просияло!» Ещё пример: «…пошехонец-слепород… эти три сосны как свои пять пальцев знал».
Образовательный сайт
Поразмышляем над прочитанным.
1. Чем характеры героев этого произведения напоминают некоторых сказочных персонажей?
Если вспоминать произведения Салтыкова-Щедрина, то головотяпы стали прообразом всех чиновников и начальников из сказок писателя. Они такие же беспомощные, жадные, глупые и бесполезные.
Князь, который стал править головотяпами, напоминает морского царя из сказки «Морской царь и Василиса Премудрая». Он в меру жесток, обладает большой мудростью и всегда «возьмет свое».
Вор-новотор — это своеобразный союз 2 излюбленных сказочных героев — лисы и волка. Лиса отличается хитростью ума и острым языком, а волк злостью и жестокостью.
2. Какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность «деяний» градоначальников?
Гибербола — преувеличение при описании какого-либо объекта или события (за 6 верст комара ловить ходили).
Сравнение — выделение общих значимых особенностей предмета или живого существа (Батьку на кобеля променяли).
3. Подумайте, как мог страдать город от «деятельности» глуповских градоначальников? Какими пословицами оправдывали они свою деятельность?
Градоначальники глуповцев делали все, кроме того, что нужно было делать. Главная опасность их деяний для города заключалась в том, что они препятствовали нормальной жизни горожан, снаряжая их в походы за комаром, или заставляя толокном Волгу месить.
Какого «порядка» добивались головотяпы, когда собрали воедино соседние племена? Каким словом начались «исторические времена»?
Судя по действиям головотяпов, они лишь хотели быть главными среди других народов, сосредоточив власть в своих руках. Все это помысли прикрывались вполне благочестивыми намерениями: избавить свою землю от насилия, восстановить порядок и наладить совместную работу для процветания своего города.
Исторические времена начались, когда князь, повелевающий глуповцами, устал от творившегося беспорядка, и прокричал:
4. Чего хочет достичь Щедрин сатирическим изображением чиновников и градоначальников тогдашней России? Что предполагает писатель «разбудить» в обществе?
Салтыков-Щедрин изображает градоначальников тогдашней России такими глупыми и жадными, чтобы показать, что сказка не так далека от реальности. Выезжая на «подневольных мужиках», Россия не могла стать процветающей страной. Писатель понимал это как никто другой.
Он хотел пробудить в русском человеке свободу собственного мнения, свободу действий и желание жить, освободившись от рабских оков.
Читать Салтыкова-Щедрина «История одного города» и понимать его идеи — значит проникнуться одним из лучших произведений русской литературы и отчасти понять события современности.
5. С помощью каких художественных средств удается Щедрину показать глуповцев?
Салтыков-Щедрин пользовался такими средствами, как заострение образов, художественное преувеличение, фантастика и гротеск.
Почему народ, о котором рассказывается в романе, называют головотяпами? Как называются соседние народы? Перечислите их. Как можно объяснить их названия?
Головотяпы назывались так потому, что постоянно тяпались головами обо все, что бы ни встретилось им на пути. Соседние народы имели разные названия:
Все эти племена Салтыков-Щедрин назвал так по территории, на которой они жили. К примеру, гущееды — это новгородцы, вертячие бобы — муромцы. Кособрюхими он назвал рязанцев, куралесами — брянцев, рукосуями — чухломцев, ряпушниками — тверитян. Эти названия племен взяты из словаря пословиц и поговорок русского народа, составленного Далем.
6. Вспомните определения гиперболы, гротеска, сравнения. Какие из этих художественных средств, т.е. тропов, используются Щедриным? Приведите примеры.
Гипербола — значительное преувеличение.
Гротеск — такое фантастическое преувеличение, которое показывает события реальной жизни в причудливом образе. Однако это помогает ярче раскрыть их суть.
Фантастика — описание несуществующих вещей, явлений.
Читать Салтыкова-Щедрина «История одного города» лучше целиком. Только так можно полностью понять, как автор смог мастерски описать глуповцев.
7. Какие произведения (басни, сказки) напоминает вам эта глава из романа М.Е. Салтыкова- Щедрина «История одного города»?
Отрывок из романа напоминает басню «Как лягушки царя просили», за основу которой была взята басня Эзопа. Князь в Истории одного города напоминает журавля, которому подчинялись лягушки.
Развивайте дар слова
Могли ли влиять сатирические произведения Щедрина на общественное мнение и общественные порядки тогдашней России? Подготовьте небольшое сообщение-рассуждение.
Чего хочет достичь Щедрин сатирическим изображением чиновников?
Все произведения Салтыкова-Щедрина отличаются острой сатирической направленностью, даже любимая мной «Пошехонская старина» и при этом далеко не всегда сатира Салтыкова-Щедрина направлена исключительно на чиновников. Сатира высмеивает пороки общества, и если общество порочно по своей сути, то и чиновники и рядовые представители этого общества заслуживают быть высмеянными в сатире. Салтыков-Щедрин показывал недостатки, несовершенство, пороки, пережитки русского общества и этой сатирой предлагал читателю занять более активную гражданскую позицию, начать с себя борьбу с недостатками, ведь многие современники читая его сатиру узнавали в героях себя, или же узнавали своих соседей. Целью высмеивания чиновников было желание улучшить мир, в котором жил писатель, нежелание образованного человека мириться с тупостью и ограниченностью современного ему общества.
Сатирическим изображением и чиновников, и всяких начальствующих тех времен Салтыков-Щедрин, автор «Истории одного города», высмеивает людские пороки, нерадение о народе, глупые пережитки, те порядки, что существуют и т.п. В этом автору помогают худ. средства и приемы (гипербола, гротеск, персонажи, похожие на сказочные, говорящие имена, фамилии и названия и т. д.).
Салтыков-Щедрин не только подвергает осмеянию и осуждению, но и пытается достучаться до людей его поколения и последующих этой летописной историей: задумайтесь, как вы живете, каких начальников имеете, может нужно измениться самим и изменится тогда Россия.
Как написал И.С. Тергенев об одном из произведений Салтыкова-Щедрина:
Собственно и в этом произведении и в других, Салтыков-Щедрин с помощью сатиры пытался донести до читателя те пороки, которые существовали в стране в те годы.
Показывая чиновников в неприглядном свете, Салтыков-Щедрин в их образе подразумевает Власть, т.е. все что управляло тогда Россией. Никому не нужные реформы, невежество, насаждаемое свыше, не шло на благо страны и народа.
Сатирическим обличением чиновников, Салтыков-Щедрин, как бы показывает все несовершенство российской системы власти. Также он высмеивает людские пороки, такие как жадность, тупость, ограниченность, нежелание принимать ничего нового. Писатель просто хочет сделать мир лучше и прогрессивнее.
Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» план сказки
Отметим, что в сказке есть зачин. Это самые первые строки:
А теперь план для пересказа:
1). Помещик молится Богу, чтобы тот избавил его от мужика.
2). Помещик замучил крестьян штрафами.
3). Крестьяне взмолились от такого житья Богу.
4). Помещик дышит чистым воздухом и живет один.
5). Кто не приезжает к помещику, все считают его дураком.
6). Мечты и сны помещика.
7). Исправник требует налоги с помещика за мужика.
8). Помещик испугался, но стоит твердо на своей свободе.
9). Помещик одичал и завел дружбу с медведем.
10). Крестьян вернули, помещика отловили и вернули к прежней жизни.
Мне кажется и через 10000 лет, все будет так же, только народ станет еще злее и противнее. Сейчас уже ни кого не допросишься дверь подержать, когда с коляской проходишь, а у магазина стоят все кому не лень со стаканчиками на бутылки собирают.
В романе «История одного города» (1870) М. Е. Салтыкова-Щедрина сюжетная линия построена на обличении пороков политической и социальной сферы жизни в России. Автор вскрывает проблемы, давно назревшие в российском обществе: реалии жизни русского народа, иерархию, царящую в державе, и проявляет неприкрытую критика самодержавия.
Жанр произведения: сатира,
Род литературы: литература абсурда.
Сочинения Салтыкова-Щедрина безусловно относятся к категории классических произведений отечественной литературы. Ведь, например, «Историю одного города» можно приложить к ЛЮБОМУ городу нашей страны (да и не только нашей) и обнаружить, что за прошедшее время НИ-ЧЕ-ГО (!) не изменилось. Как «рулили» «удельные князьки», «органчики» на местном (и не только местном) уровне, так и сегодня «рулят».
Изучать, конечно, нужно. Я бы даже сказал, просто необходимо! Только проблема в том, что сегодня не нужны люди, способные думать, нужно стадо, которому следует лишь показывать направление движения. А книги М. Е. Салтыкова-Щедрина подталкивают к размышлениям, поиску аналогий, подводят к анализу происходящих событий.
Вот так и сидел он всю жизнь в норе, упиваясь собственной мудростью и гениальностью, наблюдая, как другие беспечные пескари преспокойно плавали в открытом доступе. Эти «другие» переженились, нарожали кучу РЫБьят, обзавелись внуками и правнуками. Короче, пескарья их жизнь бурлила полным ходом. Конечно, в процессе некоторых съедали более крупные рыбы, не без жертв.
А этот, который «премудрый», так и просидел в своем убежище до глубокой старости, пока не сдох в полном одиночестве.
Мораль: опасности подстерегают нас на каждом шагу. Но, если бояться собственной тени, жизнь пройдет мимо. Кому нужна такая длинная скучная жизнь в полном одиночестве? Любое живое существо должно приносить какую-то пользу.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Салтыков Щедрин
1. Что вам известно о детстве писателя? Какие новые сведения о нем вы почерпнули из статьи?
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — русский писатель, известный под псевдонимом Николай Щедрин. Этот псевдоним происходил из старинного дворянского рода (настоящая фамилия автора сатирических произведений — Салтыков). Детские годы он провёл в помещичьей усадьбе, где познакомился с ужасом крепостного права. Начальное образование получил в домашних условиях, потом учился в Московском дворянском институте, потом — в Царскосельском лицее. Параллельно писатель печатался в журналах.
Жизненный и служебный опыт привёл писателя к мысли о том, что главное бедствие русской действительности — крепостное право. Писатель познал государственный механизм и в своих произведениях описал архетип отечественной власти.
В «Истории одного города» автор преподносит мысль о том, что текущее взаимодействие государства с преданными больше не может продолжаться: либо Россия прекратит свое существование, либо произойдёт перелом государственного строя.
2. Какие произведения Щедрина вы читали? Есть ли в них отражение времени, в которое жил и трудился автор?
В седьмом классе мы читали «Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил» и «Дикого помещика». Обе сказки отражают время, в которое жил и трудился писатель.
В «Повести о том, как один мужик двух генералов накормил» раскрываются проблемы крепостного права, социального неравенства, невежества дворянства.
В «Диком помещике» подняты те же проблемы. Автор подчёркивает ничтожность правящего класса, мерзость и глупость крепостного права и несправедливость в общественной жизни.
Поразмышляем над прочитанным (История одного города)…
1. Чем характеры героев этого произведения напоминают некоторых сказочных персонажей?
Не характеры героев, а авторское описание наделяет текст сказочными признаками, например:
· В произведении происходят различные мистические события, которые не произошли бы в реальности (голова, набирая трюфелями)
· Сказочное число три часто встречается в тексте (три князя, в трёх соснах, три года и три дня)
· Использование гротеска и стилизованных под сказку описаний
2. Какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность «деяний» градоначальников?
Реальную суть «деяний» градоначальника помогают понять использование гротеска (описания Амадея Мануйловича Клементия, Дементия Ваоламовича Брудского и т.д) и гиперболы.
3. Подумайте, как мог страдать город от «деятельности» глупопских градоначальников. Какими пословицами оправдывали они свою деятельность? Какого «порядка» добивались головотяпы, когда собрали воедино соседние племена? Каким словом начались «исторические времена»?
Градоначальники препятствовали нормальной жизни головотяпов, не справлялись со своими обязанностями, давали горожанам глупые и бессмысленные задания: снаряжали в походы за комаром, заставляли толокном месить Волгу…
Соответственно, у головотяпов не сложилось никакого представления о порядке, они «лапти растеряли да по дворам искали: было властей шесть, а сыскали семь», «блоку на цепь приковали». Хотя сами головотяпы имели благие цели и благородные мысли: они хотели избавить свой город от насилия, желали восстановить порядок и наладить совместную работу для процветания города. Поэтому они решили искать себе князя, чтобы под качественным управлением реализовать задумки.
Исторические времена начинались с восклицания: «Запорю!»
4. Чего хочет достичь Щедрин сатирическим изображением чиновников и градоначальников тогдашней России? Что предполагает писатель «разбудить» в обществе?Автор пытался обличить пороки правящей слоёв населения: их алчность, эгоизм, жестокость, безнравственность, лень и бесчестие. Салтыков-Щедрин хотел высмеять и насмешкой уничтожить то, что затормаживало развитие государства, поэтому активно использовал сатиру.
Автор хотел пробудить в русском человеке свободу мнения, действий, желаний, подтолкнуть к освобождению от рабства.
5. С помощью каких художественных средств удается Щедрину показать глуповцев? Почему народ, о котором рассказывается в романе, называют головотяпами? Как называются соседние народы? Перечислите их. Как можно объяснить их названия?
Салтыков-Щедрин изображает головотяпов с помощью гиперболы и гротеска. Их называли головотяпами, потому что они «тяпали» друг друга головами, случались головами обо всё, что попадалось на пути.
Соседними народами были: моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, чернонебые, проломленные головы, слепороды, губошлепы, вислоухие, кособрюхие, заугольники, рукосуи… — из названий понятно, чем занималось каждое племя.
Говорящие названия использованы для иронии.
6.Вспомните определения гиперболы, гротеска, сравнения. Какие из этих художественных средств, т. е. тропов, используются Щедриным? Приведите примеры.
Гипербола — художественное преувеличение (за 6 вёрст комара ловить ходили)
Сравнение — выделение общих значимых качеств между предметами или лицами.
Гротеск — чрезмерное преувеличение, предающее образу фантастический характер (Мать и дети были настолько дикими, что не умели разговаривать, рычали на людей т даже «издохли», когда обиделись щей)
7. Какие произведения (басни, сказки) напоминает вам эта глава из романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»?
История головотяпов напоминает историю лягушек из басни Крылова «Лягушки, приносящие царя». Лягушки, как и головотяпы, отказались от свободы и не смогли жить самостоятельно.
Язык повествования, некоторые отсылки и фантастические элементы напоминают «Повесть временных лет»
Развивайте дар слова (История одного города).
2. Могли ли влиять сатирические произведения Щедрина на общественное мнение и общественные порядки тогдашней России? Подготовьте небольшое сообщение-рассуждение.
Изменить общественные порядки непосредственно через литературное произведение, но повлиять на сознание и мнение людей через произведение реально.
Безусловно, сатирические произведения Щедрина могли бы повлиять на мнения людей, а люди могли бы взяться за изменение общественных порядков тогдашней России. Более того, автор радел за изменение отношений между социальными слоями, отмену крепостного права, а в своих произведениях показывал необходимость перечисленных изменений, ничтожность правящих слоёв и порицает крестьян за подчинение произволу. Теперь народ мог увидеть необходимость самоуправления и утратить неисполнимые надежды.
Произведения Щедрина могли бы помочь изменить ситуацию среди крепостных как минимум.
Презентация по литературе «М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Анализ первой главы» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Читать произведения Салтыкова-Щедрина – значит расшифровывать хитрую тайнопись». И. Гончаров
Понять смысл произведения поможет … биография автора мировоззрение автора содержание текста тема и идея средства выразительности
Роман М.Е. Салтыкова – Щедрина «История одного города» как художественно-политическая сатира. Глава: «О корени происхождения глуповцев»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (27.01.1826-10.05.1889) видный государственный деятель советник губернского правления сотрудник Министерства внутренних дел вице-губернатор Рязани, Твери возглавлял казенные палаты писатель редактор журнала «Современник».
Родился 15 января 1826 года в имении родителей – селе Спас – Угол Тверской губернии. Михаил получил очень хорошее домашнее образование, не смотря на то, что имении Салтыковых находилось в глухом месте. В 10 лет мальчика приняли пансионером в Московский дворянский институт, после двухлетнего обучения в котором его перевели в Царскосельский лицей. Творческий воздух этого заведения оказал свое влияние и на Михаила Салтыкова, который начинает писать стихи.
После окончания лицея начал службу чиновника в канцелярии Военного министерства. Столкнувшись с жестокостью армейской службы, равносильной, а иногда и превосходившей жестокость помещиков-крепостников, он делает вывод, что везде “долг, везде принуждение, вежде скука и ложь”. Ему интересна совершенно другая жизнь. Кругом его общения становятся литераторы, ученые, философы, военные, которых объединяет антикрепостническое настроение.
Вспомните определение «сатиры» Сатира – обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде.
Создание романа «История одного города»
Вся жизнь города Глупова нелепа, противоречит нормальной человеческой жизни. Художественный мир Салтыкова-Щедрина по преимуществу населен необычными героями. Здесь – «головотяпы». Анализ главы «О корени происхождения глуповцев»
1. «Ни вероисповедания, ни образа правления эти племена не имели, заменяя все сие тем, что постоянно враждавали между собою». 2.«Мы головотяпы! Нет нас народа мудрее и храбрее». 3. хитрые:«…будем друг с дружкой до тех пор головами тяпаться, пока кто кого перетяпает» (знали, что головы на плечах растут крепкие) «Прибегли к колдовству: пустили на кособрюхих солнышко» НО: не могут добиться порядка, поэтому надумали искать себе князя
Чего хочет достичь Щедрин сатирическим изображением чиновников и градоначальников тогдашней России? В государственном механизме и во всех деяниях чиновников от императора до мелких делопроизводителей заложен один и тот же порядок: не опасались ответственности и творили что хотели, не ожидая наказания или возмездия; но главное – в основе всех действий по управлению страной лежал личный произвол, каприз, принцип «что хочу, то и ворочу». Именно в таком свете Салтыкову-Щедрину открылась русская история на протяжении веков.
Поразмышляем над прочитанным Показывая собирательное отношение народа к самому себе, писатель как бы говорит нам: неужели во всей стране только и есть недотёпы и хвастуны? Попробуйте сами сформулировать, какие люди являются идеалом писателя?
Идеалом писателя были честные, благородные, умные, талантливые люди. Мы не видим таких в романе «История одного города», но понимаем, что для утверждения лучших качеств народа писатель высмеивает всё недостойное.
Назовите басню И. Крылова, родственную сказке-притче Салтыкова-Щедрина.
Головотяпы и другие племена * * вислоухие лапшееды долбежники гущееды лягушечники куралесы моржееды соленые уши прянишники клюковники вертячие бобы лапотники чернонебные
Алогизм – примета гротеска, предельно резкого преувеличения, сочетания реального и фантастического «…когда же лгали, то прибавляли «да будет мне стыдно…» «Таким образом взаимно разорили они свои земли … и в то же время гордились тем. » «Началось с того, что … »
В «Истории одного города» великий сатирик показал, что призраку государства служат главным образом люди ограниченные, и служение это приводит к тому, что они лишаются всяких индивидуальных черт и становятся если не бездушными рабами, то полными идиотами.
Реакция критики на произведение После выхода «Истории одного города» в печати появились различные толкования произведения. Писателя упрекали в бесцельном глумлении над народом. Критики считали вздором названия головотяпов, моржеедов, лукоедов, лягушечников, лапотников и прочих. Автор же утверждал так: если подобные названия существуют в народном представлении, то я, конечно, имею полнейшее право воспользоваться ими и допустить их в мою книгу.
Почувствуй себя сатириком. Какое название можно дать жителям Тихвина?
Уважаемый Михаил Евграфович, я понял Вас… я хочу сказать… я почувствовал… я узнал… * *
Домашнее задание 1. Прочитать рассказ Н.С. Лескова «Старый гений» и подготовить пересказ. 2. Какие качества народа восхищают Н.С. Лескова? (письменно)
Благодарю за внимание! * *
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1020583
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.