чего больше всего боялась душечка
А. П. Чехов «Душечка»: анализ
История создания
В восьмидесятые годы девятнадцатого века Чехов начинает печататься во влиятельной газете «Новое время», владельцем которой был А.С. Суворин. Появляется возможность подписывать рассказы настоящей фамилией. Начиная с 1887 года, почти все работы писателя выходят у Суворина. По этим книжкам Россия узнала Чехова.
В 90-х годах автор пишет повести, рассказы, пьесы, являющиеся вершиной его творчества, и среди них – «Душечка». Произведение было опубликовано в 1899 году.
Говоря о прототипе Душечки, можно с уверенностью утверждать, что это обобщённый символ, некое общее свойство характера – праматеринское первоначало.
С восторгом принял рассказ Л.Н. Толстой.
В центре внимания обычная жизнь Ольги Семёновны Племянниковой. Сюжетная интрига отсутствует.
В рассказе выделяются две сюжетные линии, обе связанные с историей Оленьки: с одной стороны, «цепь увлечений героини», с другой – «цепь потерь и утрат». Всех троих мужей Душечка любит самозабвенно. Взамен своей любви она ничего не требует. Без страсти просто не может жить. Отними у неё это чувство – жизнь потеряет всякий смысл.
Все мужья покидают эту землю. Она их искренне оплакивает.
Настоящая любовь приходит к Душечке лишь тогда, когда в её судьбе появляется мальчик Саша.
Образ главной героини
Оленька Племянникова, дочь коллежского асессора в отставке, живет в своем доме вместе с отцом. Это розовощекая барышня с белой нежной шейкой, пухлыми ручками, кротким взглядом и умильной улыбкой.
Окружающие любят симпатичную девушку. Она нравится всем без исключения. При разговоре с ней так и хочется тронуть ее за руку и сказать ей: «Душечка!» В душе Оленьки постоянно присутствует какая-нибудь привязанность: сначала она была влюблена в учителя французского, затем стала обожать своего папеньку, а после тетушку, навещавшую ее два раза в год. Проблема в том, что эти симпатии часто сменяют одну другую. Но Оленьку это не беспокоит, как и окружающих ее людей. Им импонирует наивность девушки, ее доверчивость и тихая доброта. Так описывает свою героиню в рассказе «Душечка» Чехов. Краткое содержание поможет составить представление о личных качествах героини. Образ ее противоречив: с одной стороны, она наделена даром самоотверженной любви. Так раствориться в своей второй половинке дано далеко не каждому. И это, безусловно, вызывает у читателя уважение к героине. Однако, с другой стороны, она предстает перед нами легковерной и ветреной особой. Полное отсутствие духовных интересов, неимение собственных взглядов и представлений об окружающем мире — все это вызывает насмешку читателя.
Главные герои и их характеристика
Темы и проблемы
Судьба женщины в обществе всегда волновала Антона Павловича. Незабываемые страницы своего творчества он посвятил ей, создав образ «чеховской женщины».
Основная тема рассказа – любовь. Любовь к родственникам, любовь к мужчине и материнская любовь. Тема любви – главная в жизни Душечки. Её чувства тихие, грустные. Речь в рассказе идёт о способности русской женщины к самоотверженности ради продолжения и сохранения жизни.
Но вполне ли свободны в своём поведении и суждениях персонажи рассказа? Труднейшим является вопрос о действительной человеческой свободе, о преодолении в себе зависимости от любящих людей.
Проблема счастья. Можно ли назвать счастливым человека, живущего только ради блага и счастья родных и близких? Так ли необходимо обеспечивать их «счастьем» по какой-то своей норме? Автор пытается ответить на эти вопросы с присущей ему деликатностью.
Философская проблема ценности жизни. У человека есть обязательства перед нею и перед её сохранением. Не нужно её разрушать.
Конфликт обыденной бессмысленной жизни и личности, которая должна «убить в себе раба» и начать жить осознанно. Героине предстоит сбросить с себя сонное оцепенение пассивности и взять на себя ответственность за чью-то судьбу.
Смысл
Писатель обычно не даёт утешительных ответов. Не всё в жизни ясно ему самому. Но есть в прозе такие ценности, в которых мастер уверен. Что же такое любовь? Прежде всего, это чувство, позволяющее человеку раскрыть потенциал своей души. Любить – не значит копировать вторую половинку, слепо повторять её мысли, полностью лишив себя свободы выбора. Любовь дарует личности невидимую энергию, позволяющую разделить с любимым все жизненные невзгоды, преодолеть встречающиеся на пути трудности. Где нет настоящей любви, там и жизнь не до конца настоящая – вот главная мысль писателя.
Женщина – это не только любящая и заботливая жена. Она мать, которая дарует миру дитя, продолжательница рода человеческого. Любовь у Чехова – глубоко христианское чувство, отсюда и его идея – дать Душечке чувства, возвышающие ее, а не закабаляющие в рутине.
Подлинная любовь возможна лишь в семейном мире. Материнская любовь позволяет заново пройти с ребёнком путь познания жизни.
Материнские чувства в душе Оленьки
Оленька всем сердцем полюбила Сашеньку – сына Смирнина. Супруга бывшего ветеринара уехала в Харьков по делам, сам он целыми днями пропадал где-то, появляясь только поздно вечером. Ребенок целыми днями находился в доме один. Оленьке казалось, что он вечно голодный, позаброшенный своими родителями. Она забрала мальчика к себе во флигель. С какой нежностью женщина смотрела на него, провожая в гимназию. Как она баловала дитя, потчуя его беспрестанно сладостями. С каким удовольствием делала с Сашенькой домашнее задание. Теперь от «душечки» можно было слышать только об учебе в гимназии, учебниках, учителях и тому подобное. Оленька расцвела, пополнела. Одного боялась женщина – что у нее вдруг отберут ее любимого Сашеньку. С каким страхом она прислушивалась к стуку в калитку: а вдруг это телеграмма от матери мальчика, которая требует его к себе? На этом незавершенном моменте заканчивает свое произведение Чехов. «Душечка», анализ и краткое содержание которой здесь приведено, это рассказ о самоотверженной любви, которая так нечасто встречается в нашей жизни, о ее таких порой нелепых и смешных проявлениях. Главное в героине – неисчерпаемый запас нежности и тепла, заботы и ласки. Смешны и ничтожны по сравнению с нею ее избранники. Она же смешна лишь в той части, когда полностью принимает их образ жизни и их взгляды на действительность. Лишь в последней своей материнской привязанности она становится поистине прекрасна. В этом ее образе многие женщины наверняка узнают себя.
Чему учит?
Автор смотрит на своих персонажей с грустью, вниманием и надеется, что жизненные уроки сделают их более терпимыми к другим людям и требовательными, прежде всего, к себе.
Чехов ставит читателя перед необходимостью самому выбрать ответ на вопрос. Основная мысль заключена в сцене «урока географии»: «Островом называется часть суши», — повторяет Оленька. «Острова» — человеческие судьбы, «суша» — наш необъятный мир, который складывается из семейных «островков». Ведь только там можно испытать высшую полноту жизни и обрести самого себя.
Писатель учит тому, что всякая исповедуемая истина ограниченна. Жизнь в многообразии её проявлений оказывается «мудрее». Писатель хотел, чтобы человек не закрывался от нее, а умел прожить каждый подаренный ею миг.
Душечка нелепая женщина?
Сюжет рассказа А.П. Чехова «Душечка» чрезвычайно прост: девушка Ольга смотрела на мир чужими глазами, потому что не имела своего собственного мнения. Она повторяла то, что слышала от своего первого мужа о значении театра, невежестве людей; второй ее муж занимался поставками древесины, и Ольга повторяла за мужем слова о сбыте леса и тарифах на древесину; познакомившись с ветеринаром, она рассуждала его словами на темы инфекционных заболеваний животных.
Ольге катастрофически не везло – ее мужья умирали.
Ольга чувствовала себя абсолютно беспомощной, когда мужья уезжали по делам и оставляли ее одну вести дела. Она продолжала повторять, как попугай, те слова, которые заучила при мужьях. У нее не было собственных взглядов на вещи, на события.
Оба мужа Оли скончались. Образовалась пустота. Ветеринар, снимавший флигель, тоже со временем уехал надолго. Оля замкнулась в себе от горя; она худела, осунулась лицом, постарела. Так тяжело она переносила деревенское одиночество. Тоска истощала ее силы.
А в чем была ее тоска? Вот интересный вопрос. Оля, похоронив мужа купца, например, могла бы продолжать дело без него. Но в том- то и дело, что Ольга сама по себе ровным счетом ничего не значит. Она девушка-инвалид, хотя вполне здорова физически. Беда в том, что Ольга не в состоянии говорить что-то по делу из-за отсутствия мыслей. Она либо молчит, либо плачет, либо причитает.
Таких женщин, как Ольга, конечно же, много; остаться одной для них катастрофа, трагедия. Рядом с ними обязательно должен быть человек. Они способны полюбить любого лишь бы не быть одной. И когда, спустя год безумных страданий в одиночестве Ольга совсем уж захирела и на пороге, вдруг, появился ее знакомый ветеринар, она, не раздумывая, предложила ему с женой и сыном жить в ее доме бесплатно; сама же Ольга с радостью перебралась жить во флигель.
Сын ветеринара гимназист Саша становится для Оли источником радости, смыслом ее жизни. Он делает уроки – Оля сидит рядом и повторяет вслед за ним, что такое есть остров; она идет следом за ним в гимназию, провожая почти до дверей; а потом ждет возвращения Саши, кормит его, любуется мальчиком, как светлым пятном в ее жизни.
Мать Саши уехала давно в Харьков; отец разъезжает по командировкам; подобная жизнь Ольгу вполне устраивает и больше всего она боится, как бы мать Саши не вернулась и не забрала мальчика и снова не сделала Ольгу несчастной в ее бессмысленной жизни.
Л.Н.Толстой высоко оценил образ Душечки. В послесловии к рассказу он писал:
«Автор, очевидно, хочет посмеяться над жалким, по его рассуждению (но не по чувству), существом «Душечки», то разделяющей заботы Кукина с его театром, то ушедшей в интересы лесной торговли, то под влиянием ветеринара считающей самым важным делом борьбу с жемчужной болезнью, то, наконец, поглощенной вопросами грамматики и интересами гимназистика в большой фуражке. Смешна и фамилия Кукина, смешна даже его болезнь и телеграмма, извещающая об его смерти, смешон лесоторговец со своим степенством, смешон ветеринар, смешон и мальчик, но не смешна, а свята, удивительна душа «Душечки» с своей способностью отдаваться всем существом своим тому, кого она любит.
Я думаю, что в рассуждении, не в чувстве автора, когда он писал «Душечку», носилось неясное представление о новой женщине, об ее равноправности с мужчиной, развитой, ученой, самостоятельной, работающей не хуже, если не лучше, мужчины на пользу обществу, о той самой женщине, которая подняла и поддерживает женский вопрос, и он, начав писать «Душечку», хотел показать, какою не должна быть женщина. Валак общественного мнения пригласил Чехова проклясть слабую, покоряющуюся, преданную мужчине, неразвитую женщину, и Чехов пошел на гору, и были возложены тельцы и овны, но, начав говорить, поэт благословил то, что хотел проклинать. Я по крайней мере, несмотря на чудный, веселый комизм всего произведения, не могу без слез читать некоторые места этого удивительного рассказа. Меня трогает и рассказ о том, как она с полным самоотречением любит Кукина и все, что любит Кукин, и так же лесоторговца, и так же ветеринара, и еще больше о том, как она страдает, оставшись одна, когда ей некого любить, и как она, наконец, со всей силой и женского и материнского чувства (которого непосредственно не испытала) отдалась безграничной любви к будущему человеку, гимназистику в большом картузе.»
* * *
Любой рассказ приобретает по-настоящему художественную ценность, когда заложенная в нем идея имеет общественное значение, когда она выходит за узкие рамки нетипичного. К Душечке, наверняка, пропал бы интерес, если бы на ее месте оказалась женщина развитая, мыслящая, предприимчивая. Таких женщин очень мало, они входят в число тех 5% о которых писал Немирович-Данченко. И, казалось бы, нам интереснее было бы читать и узнавать о судьбе «сильного» меньшинства, чем «слабого» большинства, потому что это самое меньшинство из женщин образованных, предприимчивых, приспособленных к жизни могло бы стать достойным примером для подражания в смысле выживаемости. Но нет, Толстой хвалит Душечку и Чехова, который вместо осмеяния образа благословил его вопреки своему изначальному желании.
Но мне кажется, что продолжи Чехов свой рассказ еще на пару страниц и сообщи читателю, что нагрянула из Харькова, все-таки, непутевая матушка гимназистика и случилось бы то, чего больше всего на свете боялась Душечка – беспросветное одиночество, ибо страхи Душечки вполне могли оправдаться. Бесхарактерный муж не смог бы противостоять давлению жены и все семейство уехало бы в тот же Харьков, оставив Душечку куковать в доме одну, а та бы опять начала чернеть лицом и сохнуть от тоски и довела бы себя до исступления. Подобная концовка рассказа вполне реальна, но кого бы в этом случае пришлось благославлять? Что бы тогда написал Л.Н. Толстой при такой концовке? Впрочем, великий писатель мог бы и не увидеть ничего трагического в подобной развязке – ведь, если весь рассказ пронизан комизмом, вызывавшем у Толстого слезы, то любая концовка, вряд ли, их высушит, потому что женщина не должна быть нелепой.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Чехов. Душечка. Преображение от любви
«Душечка» – рассказ короткий, читается минут за 15-20, а в пересказе его простенький сюжет укладывается в несколько предложений.
Ольга Семёновна Племянникова, она же Оленька и Душечка, жила в собственном доме на окраине городка. Вышла замуж за квартиранта из флигеля Кукина (мой Ваничка). После смерти Кукина стала женой соседа Пустовалова (мой Васичка), а через полгода траура по Васичке сошлась «по-граждански» со Смирниным (мой Володичка). В конце рассказа взяла на воспитание сына Смирнина гимназиста Сашеньку.
Первое впечатление от образа Душечки – добрая, отзывчивая, преданная, верная и бескорыстная душа, прекрасная жена и мать.
Глядя на «добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе. » и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия: — Душечка!»
Так как Чехов не один раз повторяет, что у Душечки не было собственного мнения, то читатели начинают в это верить. А как не верить, если и другие классики подтверждают, что Душечка человек ведомый, несамостоятельный, живущий отражённым светом и не умеющий обходиться без поводыря. Её удел – любить любого, кто поведёт её по жизни.
А.М. Горький хоть и отзывался о героине рассказа как о «милой, кроткой женщине», но в целом, характеризует Душечку, как «серая мышь», «кроткая раба», «умеет много любить, но по-рабски», «её можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет», «безликая раба своих привязанностей».
В.И.Ленин высказался решительней: «Душечка – непостоянное, беспринципное существо».
Литературовед В.И. Тюпа в своей работе «Художественность чеховского рассказа» (на которую часто ссылаются школьные преподаватели литературы) пишет, что «Ольга Семеновна присваивала себе чужой личный опыт, чужое направление жизни, как бы удваивая объект своей привязанности. Самоотверженность Душечки, как это постепенно проясняется к концу рассказа, есть форма духовного иждивенчества».
Лев Толстой откликнулся на рассказ статьёй «Послесловие к рассказу Чехова «Душечка». В статье он пространно рассуждает об Оленьке-Душечке, как о «святой, удивительной душе».
Душечка для Толстого «воплощение истинного предназначения женщины». А предназначение женщины – быть идеальной женой, то есть любить, ублажать, заботиться, не перечить, оставаться в тени и во всём соглашаться с мужем.
В той же статье Лев Толстой написал о Чехове: «Он, начав писать «Душечку», хотел показать, какою не должна быть женщина», но «бог поэзии» запретил ему это делать, и Чехов «одел таким чудным светом это милое существо, что оно навсегда останется образцом быть счастливой самой и делать счастливыми тех, с кем ее сводит судьба».
Душечка не застывший образ духовной иждивенки, как утверждает В.И.Тюпа, хотя такое впечатление обязательно создаётся после первого прочтения рассказа. А так как читатель долго не раздумывает над содержанием, довольствуясь первым впечатлением, то это впечатление откладывается в его памяти и трансформируется в главную черту характера героини.
Особенно запоминается несколько раз повторенное Чеховым слово «полюбила», под которым подразумеваются синонимы: «привязалась», «прилепилась», «приспособилась», «прицепилась», «прислонилась».
Но Душечка не хладнокровная расчётливая хищница, она выходила замуж, предварительно полюбив. Как сказал о ней сам автор, «она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого». Но в отношении к мужьям её любовь подпитывалась двумя важными факторами: инстинктивным женским желанием выйти замуж и спрятаться от жизненных невзгод за надёжное мужское плечо.
Душечка, как рябина в песне:
«Как бы мне, рябине, к дубу перебраться,
Я б тогда не стала гнуться и качаться».
Так как описание привязанности Душечки к мужьям составляет большую часть рассказа, то ближе к концу внимание читателя притупляется, и важный переломный момент в мироощущении Душечки – её встречу с мальчиком Сашенькой – читатель принимает за очередное проявление душечкиной любвеобильности.
Рассказы Чехова сродни айсбергу. Неискушённый читатель реагирует лишь на видимую часть (текст), остальная глыбища (смысл) скрыта из поля его зрения. Надо очень внимательно читать рассказ (и не один раз), не пропуская ни слова, ни строчки, ни знаков препинания, и постараться умом и воображением охватить всю его глубину, чтобы понять то, что заложено автором между строк.
Собственно, Антон Павлович и сам не скрывал этого: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам».
Как «боян бо вещий (из «Слова из полку Игореве») растекашется мыслию по древу…», так и читателю надо растечься мыслью по тексту рассказа. Мало читать произведение Чехова, в него надо вникать и размышлять над ним, напрягая, как говорил Эркюль Пуаро, свои серые клеточки.
Давайте рассмотрим образ Душечки шире и глубже того текста, что предложил автор.
Сначала представим портрет Оленьки. «Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая». У неё были «полные розовые щеки», «мягкая белая шея с тёмной родинкой» и «добрая наивная улыбка».
История Душечки начинается с того, что она, «дочь отставного коллежского асессора Племянникова, сидела у себя во дворе на крылечке, задумавшись».
О чём могла задуматься дочь отставного чиновника? Конечно, о будущем. Отец в отставке, болен, получает (или не получает) небольшую пенсию от ведомства, эти деньги и деньги за сдачу флигеля составляют средства для проживания отца и дочери Племянниковых. Барышне есть о чём задуматься: отец, не ровен час, умрёт, пенсии не будет, а плата за флигель маловата … будущее видится мрачным.
И тут в поле зрения Оленьки появляется квартирант Кукин, на весь двор негодующий по поводу дождя и возможного разорения. Оленька слушала его «молча, серьезно», на третий день «несчастья Кукина тронули ее, она его полюбила».
Полюбила, как реальную возможность обеспечить своё будущее. С мужем-то не страшно встретить завтрашний день! Как порядочная девушка, Оленька не могла сама сделать предложение мужчине, но женское сердце подсказало выход.
Когда под утро Кукин возвращался домой, «она тихо стучала в окошко из своей спальни и, показывая ему сквозь занавески только лицо и одно плечо, ласково улыбалась. «
«На ловца и зверь бежит», Кукин должным образом отреагировал на Оленькину приманку и сделал предложение. Они поженились. «После свадьбы жили хорошо». Как верная жена и спутница, Оленька помогала мужу в его беспокойной артистической работе: «…ее розовые щеки, милая, наивная, похожая на сияние улыбка мелькали то в окошечке кассы, то за кулисами, то в буфете».
Оленька держалась за мужа, как за спасательный круг, женская интуиция подсказывала ей, что мужчина – существо увлекающееся, особенно человек искусства, и надо делать всё возможное, чтобы удержать его возле себя.
Душечка старалась. Она не скупилась на нежность и ласковые слова. Помогала Кукину в театре, вела его дела, выслушивала жалобы, соглашалась с каждым его словом, поддерживала и ободряла: «Какой ты у меня славненький! — говорила она совершенно искренно, приглаживая ему волосы. — Какой ты у меня хорошенький!»
Когда Кукин «по ночам кашлял, а она поила его малиной и липовым цветом, натирала одеколоном, кутала в свои мягкие шали!». У Чехова в записной книжке написано: «Воробьихе кажется, что её воробей не чирикает, а поёт очень хорошо». Муж во всём был для Душечки хорош, и она была счастлива.
Но однажды счастье Оленьки кончилось.
Муж Кукин внезапно умер, оставив безутешную вдову наедине с замаячившим одиноким и страшным будущим.
Оленька-Душечка была в искреннем отчаянии: «Голубчик мой! Ваничка мой миленький, голубчик мой! Зачем же я с тобой повстречалася? Зачем я тебя узнала и полюбила? На кого ты покинул свою бедную Оленьку, бедную, несчастную?»
Страдала Душечка недолго. Уже через три месяца вдовушка обрела новое счастье с соседом Пустоваловым. «Пустовалов и Оленька, поженившись, жили хорошо», прежняя любовь к мужу Кукину была за ненадобностью стёрта из памяти, и Оленька начала исполнять обязанности супруги по известному ей сценарию.
Муж Васичка обыкновенно «сидел в лесном складе до обеда, потом уходил по делам, и его сменяла Оленька, которая сидела в конторе до вечера и писала там счета и отпускала товар».
«Какие мысли были у мужа, такие и у нее. Если он думал, что в комнате жарко или что дела теперь стали тихие, то так думала и она. Муж ее не любил никаких развлечений и в праздники сидел дома, и она тоже». Ведомая женской интуицией, Оленька автоматически становилась отражением своего мужа. Идеальная жена для любого мужчины!
Жить бы душа в душу этим двум голубкам и дальше, но однажды счастье кончилось.
Муж Пустовалов простудился, заболел и умер. Душечка зарыдала над телом Пустовалова, как когда-то причитала над Кукиным: «На кого же ты меня покинул, голубчик мой? Как же я теперь буду жить без тебя, горькая я и несчастная? Люди добрые, пожалейте меня, сироту круглую. «
Она очень горевала и даже «отказалась навсегда от шляпки и перчаток», стала жить затворницей. Снова дыхнуло пугающее будущее, но тут на горизонте Оленького одиночества появилась новая кандидатура для счастья.
Ещё при жизни Пустовалова захаживал к Ольге Семёновне новый квартирант из флигеля полковой ветеринар Смирнин. «Он рассказывал ей что-нибудь или играл с нею в карты, и это ее развлекало».
Через полгода после смерти второго мужа, Ольга Семёновна сняла траур и раскрыла в доме ставни. Вот тут-то соседи и прохожие увидели, «как она в своем садике пила чай с ветеринаром, а он читал ей вслух газету», и сделали выводы, что у Душечки с женским счастьем всё наладилось.
Оленька и Володичка зажили гражданским браком, и это их устраивало. Любовь к мужу Пустовалову была забыта, и Оленька привычно выполняла обязанности нежной и преданной жены. Она «повторяла мысли ветеринара и теперь была обо всем такого же мнения, как он».
Смирнин не возражал, но однажды всё-таки вышел из себя. Когда при гостях (сослуживцы по полку) Оленька стала рассуждать «о чуме на рогатом скоте, о жемчужной болезни и о городских бойнях», Смирнин возмутился: «Я ведь просил тебя не говорить о том, чего ты не понимаешь! Это скучно!»
Ольга Семёновна искренне удивилась: «Володичка, о чем же мне говорить?!»
Удивлялась она и дальше, ведь никто из её бывших мужей никогда не говорил, что им скучны её разговоры, никто ни разу не высказал недовольства.
Оленька-Душечка не глупая девушка, она умела мыслить, наблюдать, сопоставлять факты, делать выводы, но никто не спрашивал её мнения, а сама она инициативу не проявляла. Вот и не научилась мыслить самостоятельно. Оленька сравнивала себя с курицей: та же птица, только без крыльев, поэтому и летать не умеет.
Однажды ей подумалось, а вдруг она поступает не так, как нужно мужчинам. Может, с ними надо по-другому? Может, не надо повторять за ними то, что они и так знают? Ей захотелось отрастить крылья, но не было стимула.
Давайте вспомним интермедию Жванецкого «О женщинах» в исполнении Аркадия Райкина?
Герой интермедии Сигизмунд говорит о женщине своей мечты:
«Я почувствовал себя человеком! Я пел, я свистел, я решал кроссворды, а она слушала меня а-а-а, раскрыв рот. Вы знаете, это приятно. Когда слушают тебя, раскрыв рот, — это очень приятно! Один день. Через месяц это начинает раздражать! Я ей сказал: «Закрой рот, дура, я уже всё сказал!»
Отчего умерли оба мужа Душечки, а третий растворился на просторах родины?
Не от того ли, что не могли, как Сигизмунд, сказать жене «Закрой рот, мы это уже сто раз слышали!»?
Как долго мужчина может вытерпеть возле себя идеальную женщину – точную копию его самого? В конце концов надоедает смотреть на себя в зеркало и хочется его разбить.
Деликатные и простодушные мужья Душечки не могли, как Смирнин, возмутиться (выпустить пар), они молчали и терпели, пока их хрупкая мужская конструкция не выдержала.
Смирнину повезло, он вовремя вместе с полком поменял дислокацию.
После отбытия ветеринара Оленька осталась совершенно одна. Было «очевидно, что лучшие годы уже прошли, остались позади, и теперь начиналась какая-то новая жизнь, неизвестная, о которой лучше не думать».
Она «ни о чем не думала, ничего не хотела», «ела и пила, точно поневоле». «А главное, что хуже всего, у нее уже не было никаких мнений. А как это ужасно не иметь никакого мнения!»
«При Кукине и Пустовалове и потом при ветеринаре Оленька могла объяснить всё и сказала бы свое мнение о чем угодно, теперь же и среди мыслей и в сердце у нее была такая же пустота, как на дворе».
«И так день за днем, год за годом, — и ни одной радости, и нет никакого мнения».
Особенно тяжело было Оленьке сознавать, что ей некого любить. У неё был талант – любить, она была генератором любви, но некому и некуда было направить эту энергию любви. Не было точки приложения, объекта, стимула. «Ей бы такую любовь, которая захватила бы всё ее существо, всю душу, разум, дала бы ей мысли, направление жизни, согрела бы ее стареющую кровь».
И вот тут Душечка почувствовала в себе любовь к этому чужому мальчику, ту любовь, о которой мечтала и которая «захватила всё её существо». «Сердце у нее в груди стало вдруг теплым и сладко сжалось, точно этот мальчик был ее родной сын».
«Она смотрела на него с умилением и с жалостью и шептала: — Голубчик мой, красавчик. Деточка моя, и уродился же ты такой умненький, такой беленький».
После многих лет попугайного копирования за мужьями Ольга Семёновна научилась высказываться самостоятельно.
«Островом называется часть суши. — повторила она, и это было ее первое мнение, которое она высказала с уверенностью после стольких лет молчания и пустоты в мыслях».
Любовь делает чудеса. И дело не в том, что Душечке «не к кому было прислониться», а в том, что она почувствовала потребность самого мальчика в любви. Ребёнок, брошенный родителями, уже начал грубеть сердечком без исцеляющей силы Любви и со временем превратился бы в бездушного «Ионыча, но судьба послала ему подарок в образе «любвеобильной» Душечки».
Встретились два одиночества!
Провожая Сашеньку в гимназию и глядя ему вслед, Душечка думала, что «за этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления».
Далее идёт вопрос от автора: «Почему? И следует неопределённый ответ: «А кто ж его знает — почему?»
А потому, что заполнившая Душечку любовь в корне отличалась от тех чувств, которые она испытывала к своим мужьям. Словно раньше она любила понарошку, по нужде, в силу обстоятельств, а теперь – любит всем сердцем: «Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь …»
Вышеупомянутый литературный критик В.И. Тюпа делает обратный вывод: «Никакого перерождения Душечки во взрослую душу под облагораживающим воздействием материнского чувства в финальной части произведения не видно. Напротив, приняв авторский угол зрения на сообщаемое нам в тексте, мы вынуждены будем признать, что последняя привязанность окончательно обнажает несостоятельность Ольги Семеновны как личности.
Душечка … с ее неспособностью к самоопределению, неумением актуализировать этот смысл в себе самой предстает в рассказе неразвившимся эмбрионом личности».
К сожалению, г-н В.И.Тюпа не берёт во внимание (или не понимает) могучую силу любви. Чехов неспроста говорит об изменениях, происходящих с Душечкой после того, как она полюбила не приспособленческой любовью, а безусловной: «Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, сколько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить».
Мальчик Сашенька, сам того не ведая, помог Душечке проявить свой главный и бесценный дар – не просто любить, а любить самоотверженно. Теперь она не страшится будущего, а грезит о нём, наполняясь мечтами: «Когда Саша, кончив курс, станет доктором или инженером, будет иметь собственный большой дом, лошадей, коляску, женится, и у него родятся дети. «
Мечты мечтами, но всё же беспокойно за Душечку.
Чехов не завершил рассказ, предоставив читателю предсказать вариант развития событий. И читатель тревожно размышляет: вдруг вернётся мать Сашеньки и заберёт его с собой; вдруг ветеринар Смирнин сменит работу и увезёт сына неизвестно куда; вдруг выросший Сашенька сам уйдёт от надоевшей, привязчивой «тёти» …
Бедная Душечка, читатель полюбил тебя и предлагает счастливый вариант твоей истории.
Пусть Сашенька вырастет достойным человеком и никогда, ни при каких обстоятельствах не оставит женщину, заменившую ему мать.