чайхона 1 чем отличается
Все должно называться своими именами
Дорогие гости! Уже несколько лет мы планировали ребрендинг ресторанной концепции Чайхона №1 и, наконец, можем сказать – мы готовы! В течение года Чайхона №1 братьев Васильчуков изменит своё имя на VASILCHUKI в почти пол сотне ресторанов в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Воронеже, Казани, Сочи и Саратове.
Когда в 2001 году братья Алексей и Дмитрий Васильчуки с их партнёром Тимуром Ланским открывали первую Чайхону №1 в саду «Эрмитаж», то они и представить не моги, какой успех их ждёт впереди. В то время формата lounge-кафе с этнической кухней, расслабленной атмосферой и хорошей музыкой в Москве не было, поэтому Чайхона №1 быстро обрела большую популярность.
Но несмотря на успех, развитие проекта шло довольно медленно. Братья Васильчуки хотели более агрессивного развития – захватывать новые рынки, менять концепцию, атмосферу, кухню. Они быстро поняли, что Чайхона №1 должна стать для москвичей «третьим местом» – местом на все случаи жизни. А для этого нужно было дать гостям намного больше, чем могла предложить просто восточная концепция.
В 2010 году из-за разделения бизнеса партнёрами на российском рынке появились две независимые гастрономические концепции: Чайхона №1 Тимура Ланского и Чайхона №1 братьев Васильчуков. С этого момента начался ребрендинг наших ресторанов, а новое название VASILCHUKI является логичным продолжением этих изменений.
Восточная концепция осталась в прошлом, уступив место современному мультиформату, который находит отражение в меню, интерьере и музыкальном оформлении. Мы поменяли дизайн ресторанов, создали новое авторское меню Hungry Chef Magazine, добавили крутой звук, концерты и вечеринки по выходным, караоке и детские комнаты.
Алексей и Дмитрий Васильчуки уверены, что всё должно называться своими именами. Это продиктовано и выбором нового названия для ресторанов – VASILCHUKI, которое в том числе подчёркивает семейственность компании. Акцент перенесён на личный бренд, уже являющийся знаком качества в ресторанной индустрии, а для постоянных гостей решено сохранить узнаваемые элементы – дескриптор «Чайхона №1» и логотип Ч1 в квадрате, который несёт дополнительный смысл: Ч1 – это Человек №1, ведь главная ценность нашего проекта – это люди.
Мы меняем вывеску, но внутри вы найдёте всё тот же высокий сервис, уютную атмосферу и полюбившийся вкус. С нетерпением ждём вас и ваших близких в ресторанах VASILCHUKI!
Как Vasilchuki заменили «Чайхону №1»
На этой неделе стало известно, что спустя 9 лет после разделения сети ресторанов «Чайхона№1» на два проекта с одинаковыми названиями, заведения, принадлежащие братьям Алексею и Дмитрию Васильчукам, будут называться Vasilchuki. MarketMedia выяснил, насколько удачен новый нейминг.
Первый ресторан сети «Чайхона №1», специализирующейся на узбекской кухне, появился в Москве в начале 2000-х. Ее основали Тимур Ланской и братья Алексей и Дмитрий Васильчуки. Как писали СМИ, к моменту открытия первого ресторана Ланской был известен тем, что принимал участие в открытии клубов «Пентхаус» в саду «Эрмитаж» в 1994 году, «Гагарин-Party», «Аэроденс», «Ангелы». А Алексей и Дмитрий Васильчуки попали в ресторанный бизнес благодаря Ланскому: в 2001 году он искал деньги на открытие нового заведения и предложил Васильчукам, которые тогда зарабатывали продажей стройматериалов, стать его партнерами.
Долгие проводы
До 2010 года заведения под вывеской «Чайхона №1» развивались под управлением их основателей, группа к тому времени разрослась до девяти заведений. А потом между рестораторами пробежала черная кошка, и партнеры поделили бизнес: Ланскому достались пять ресторанов, Васильчукам — четыре. При этом две новые сети продолжали развиваться под старым брендом.
В последние годы Алексею Васильчуку журналисты не раз задавали вопросы о ребрендинге. И хотя он и сам приводил многочисленные доводы в пользу этого шага (и то, что давно работают два разных проекта под одним названием, но по сути они разные, и то, что молодое поколение не ходит в заведения из-за названия, и то, что на ресторанном рынке расплодились чайханы, иногда сомнительного уровня), до самого процесса дело так и не доходило.
А в мае этого года, давая интервью MarketMedia, Алексей заговорил о ребрендинге как о решенном деле.
Интервью с Алексеем Васильчуком читайте здесь.
Он обещал, что все произойдет в течение полугода. При этом речь шла о новом имени Ч1, что было сокращением от «Человек №1». Алексей уверял, что «все уже приготовлено под это название. Правда, тогда он оговорился: «Появились новые вводные, мы познакомились с достаточно интересным агентством, с которым я, наверное, рискну провести еще несколько месяцев в работе, может быть, родится что-то еще. » Так и случилось. Братья Васильчуки отказались от варианта «Ч1», и теперь принадлежащая им сеть ресторанов носит их имя.
Как же так случилось, Алексей Васильчук пояснил в разговоре с MarketMedia: «Было несколько причин. Во-первых, сложно сразу понять, что такое «Ч1», пришлось бы долго расшифровывать для новой аудитории. Во-вторых, «Ч1» плохо смотрится на вывесках, как мы ни старались. Вообще, буква «Ч» оказалась очень сложной для визуализации. А идею, на которой в итоге остановились, как-то давно подал Аркадий Анатольевич (Новиков, ресторатор, с которым у Васильчуков есть несколько совместных проектов. — Ред.). Зайдя как-то в наш ресторан, он сказал: «Леша, тебе надо менять вывески, потому что это не чайхана, это европейский ресторан, а по названию у меня и у других ощущение, что это какая-то «узбечка». «Мы думаем над новым названием, выбираем», — ответил я тогда. «Не парься, назови Vasilchuk brothers», — уверенно заявил Аркадий. Ну вот я и стал обдумывать эту идею, мы проводили разные фокус-группы и действительно пришли к тому, что Васильчуки — это более понятное для людей название, учитывая, что кто-то нас и наши проекты уже знает, к тому же это личная ответственность за проект».
На ребрендинг сети братья Васильчуки отводят год: за это время поменяют вывески, изменят меню, настроят коммуникации с гостями сети. Все затраты на ребрендинг Алексей Васильчук затруднился оценить: «Мы этим занимаемся давно. Все последние годы, когда открывались новые рестораны, они уже делались под новый формат, теперь осталось поменять только вывески, ну это 300-700 тыс. рублей на объект, наверное, еще 1,5 млн рублей на обновление вида меню. В целом же — огромные деньги, мы их даже, наверное, не считали, потому что все делалось очень долго».
Быстрый ход
Результат выбора названия по просьбе MarketMedia оценили эксперты по брендингу. Андрей Кожанов, руководитель Высшей школы брендинга, директор FRONT Total Branding, не видит ничего плохого в том, чтобы назвать рестораны именем его владельцев. «Обозначить фамильную принадлежность — это довольно распространенный и быстрый ход позиционирования, при этом существует возможность защиты названия как интеллектуальной собственности. Это важно, потому что названия должны проходить проверку в патентном ведомстве. Любое другое название может быть не законоохранным, что грозит бизнесу издержками и потерей времени», — поясняет эксперт. Он замечает, что когда-то в России так и было принято: давать своему делу фамилию владельца и отвечать фамилией за качество.
Майя Арутюнян, директор отдела проектов брендингового агентства Brandson, тоже считает, что название имеет право быть, но оговаривается: «Для того чтобы сказать, удачен ли проект, надо понимать его бэкграунд — в чем заключается причина ребрендинга и его задачи, какова целевая аудитория и так далее. Без этого каждое суждение станет «вкусовщиной» без веской аргументации». По ее мнению, если для такой кардинальной смены были причины, то на данном этапе нет ничего плохого в таком нейме. «Но, если это было сделано исключительно для того, чтобы потешить свое эго, тогда данный шаг крайне рискован», — полагает эксперт.
ЖЗЛ
Сеть ресторанов Vasilchuki, как и «Чайхона №1», работают в формате casual dining. Специалисты говорят, что работающие в этом формате заведения по ценовой политике являются демократичными, а по дизайну, качеству сервиса и подаче блюд стараются быть похожими на сегмент премиум-класса. К таким сетям относятся IL Патио, «Жан Жак», TGI Fridays, «Пхали Хинкали», «Марчеллис», «Хачапури и вино» и другие. Самыми популярными концепциями в данном формате являются кондитерская, кофейня, пивная, стейк-хаус, национальный ресторан, бар.
В этом сегменте встречаются персонализированные названия, правда, не всегда это имена людей, которые владеют или основали заведения. Есть исторические (сеть «Марчеллис» своим названием обязана известному нью-йоркскому ресторатору Франческо Марчелли, владельцу культового ресторана Ogni Giorno на Манхэттене, «Жан Жак» — французскому философу эпохи Просвещения, ресторан «Братья Третьяковы» назван по своему расположению рядом с Третьяковской галереей и т.д.), есть придуманные (например, сеть кулинарных лавок «Братья Караваевы»). Причина, по которой владельцы или основатели не спешат называть заведения реальными именами, по словам Андрея Кожанова, кроется в репутационных рисках. «Мы живем в таком мире, что не дай бог завтра что-нибудь с кем-то случится и, собственно, будет страдать бизнес, или в тех же самых ресторанах будет плохой сервис, или кто-то отравится, получается, что это будет бить по имени. То есть в таком нейминге есть большие риски», — отмечает Андрей Кожанов. Собственно, тот же Аркадий Новиков открыл в Москве только один ресторан под своим именем, а не сеть.
Видит риски в персонализации названия и Майя Арутюнян. «Если фамилия не очень благозвучна, это может быть смешно и неуместно, а в худшем случае товар или услуга могут вообще не привлечь потребителя, — поясняет эксперт. — Имя «Васильчуки» само по себе нейтрально и свободно от негативных коннотаций. Конечно, его можно спутать с «Весельчаки», да и к тому же добрая половина гостей может быть абсолютно не в курсе того, что это фамилия собственников. Гости могут думать, что это что-то историческое, да все что угодно».
При этом, как замечают эксперты, за рубежом немало примеров, когда рестораны носят имена их владельцев. «Часто это касается семейного бизнеса, который называют именем своего дедушки, фамилией семьи или, например, в честь дочери, — говорит Майя Арутюнян. — Обеспечивает ли это успех? Думаю, всё зависит от многих факторов: локация, меню, качество оказываемых услуг. Название не первостепенно, скорее оно выполняет функцию катализатора».
Что касается затрат на ребрендинг в общепите, то, по оценке Майи Арутюнян, они варьируются в зависимости от размера бизнеса: если речь идет о малом предприятии, то расходы могут составить и 30 тыс. рублей, на которые будет произведена замена вывески, плюс траты на новое меню. В случае комплексной модернизации для крупного бизнеса расходы могут достигать нескольких миллионов рублей на обновление одного заведения.
Все правильно, персонализация в ресторанном бизнесе рулила, рулит и будет рулить. Еда — дело ответственное, и гость подсознательно доверяет тому, кто отвечает за котлету, тартар или шаверму своим именем. Еще до революции множество знаменитых ресторанных брендов в России были связаны с именами или фамилиями владельцев: «Доминик», «Палкин», «Тестов»… Николай Агнивцев вообще считал: Пусть филистерская толпа Пожмет плечами возмущенно — Нет Петербурга без «Кюба»! Нет Петербурга без «Донона». В Европе и сейчас все так. Рестораны Paul Bocuse и Alain Ducasse au Plaza Athenee тому порука. Вопрос в другом. Любая ли фамилия годится для ресторанного бренда? Есть такой не слишком удачный голливудский фильм «Основатель» (The Founder), посвященный Рею Кроку. Всем известная история: неудачливый 52-летний коммивояжер, торгующий миксерами, построил величайший ресторанный бренд «Макдоналдс». Попутно оставив не у дел самих братьев Макдоналд, которые, собственно, и разработали все технологии. В финале фильма, после того как братья, измученные борьбой с Кроком, подписывают-таки договор, передающий ему права на марку, происходит исторический диалог. Один из братьев недоумевает: «Мы же тебе сами все показали, почему ты просто все не скопировал?» И Крок ответствует (так как многие цитаты из фильма дублируют различные мемуары, не исключаю, что так оно и было): «Наверняка вы кучу людей на кухню приглашали? Многие преуспели? Они равные «Макдоналдсу»? Конечно же, нет, таких не было и никогда не будет! Потому что им все не хватает того единственного, что делает «Макдоналдс» особенным. Даже ты не знаешь, о чем речь. Дело не только в системе, Дик, а в имени! Грандиозном названии! «Макдоналдс»! Оно может олицетворять все, что захочешь! Оно безгранично и всеохватно! А звучит словно сама Америка! Вот сравним с Крок! Ну что за Крок-черепок? Ты бы стал обедать в таком месте? Звучит как-то глупо и по-славянски: Крокс. Но «Макдоналдс» — Боже, услада для уха. »
Насчет того, что бизнес персонифицируется, — это показательный закономерный тренд. Бизнес отечественный взрослеет, вырастает из западных штанишек, когда рестораны (и не только) имели иностранные имена (Mario, Michel, Roberto, Жан-Жак, John Donn). Но не согласен, что не всякое имя подходит под ресторан. Имя, если абстрагироваться от смысла, — всего набор звуков. Какой новый смысл оно обретет, зависит исключительно от ресторатора. А Крок лукавил. Ему не столько имя было нужно, а начальная история для легенды. Есть, например, часы Аудеумар Пигуэ и есть Жопар. И что?
(Цитаты из обсуждения поста MarketMedia в социальной сети)
Братья Васильчуки ликвидировали Чайхону №1. Что взамен?
Рестораны сети «Чайхона №1» известны с 2001 года, но из-за разделения бизнеса между партнерами в 2010 году появились две независимые гастрономические концепции: «Чайхона №1» Тимура Ланского и «Чайхона №1» братьев Васильчуков. На днях Алексей и Дмитрий Васильчуки рассказали о ребрендинге, о том, что уходят от концепции чайханы и меняют название всех ресторанов сети на VASILCHUKI.
Одна из самых популярных ресторанных концепций в России, появившаяся аж в 2000 году, проводит ребрендинг. В течение года «Чайхона №1» братьев Васильчуков полностью изменит свое имя на VASILCHUKI в почти 50-ти ресторанах в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Воронеже, Казани, Сочи и Саратове.
«Чайхону №1» придумали в 2001 году три товарища: братья Васильчуки, Алексей и Дмитрий, и Тимур Ланский. В 2010 году «из-за различия в видении бизнеса и развития компании» бизнес разделили: появилась «Чайхона №1» Ланского (с чайником в логотипе) и «Чайхона №1» Васильчуков. Все эти годы число ресторанов обеих сетей росло, но чаще всего гости даже не понимали, в чей ресторан они пришли, при том, что кухня и концепции заведений все-таки различались.
Братья Васильчуки несколько лет планировали проведение ребрендинга своей сети, так как, по их словам, давно ушли от концепции восточной чайханы. Новое название VASILCHUKI больше подходит заведениям сети с современными интерьерами, меню и музыкой. Пока, правда, в логотипе сохранили узнаваемый маркер – дескриптор «Чайхона №1» — чтобы простоянные гости не проходили мимо.
В течение года все вывески на ресторанах сети «Чайхона №1» братьев Васильчуков заменят на новые
Алексей Васильчук уверяет, что смена названия сети – всего лишь небольшая часть процесса ребрендинга: также станет более лаконичным и удобным основное меню, изменится дизайн доставки. Финальный этап планируется завершить через год, когда будут заменены вывески всех ресторанов — их около 50-ти в разных городах России.
Теперь под вывеской «Чайхона №1» будут работать исключительно рестораны Тимура Ланского: 17 в Москве, два в Самаре и один в Сочи.
Рестораны VASILCHUKI
Владелец «Чайхоны №1» рассказал о смене названия и ресторанном бизнесе
Ресторатор Алексей Васильчук вместе со своим братом Дмитрием и Тимуром Ланским в 2001 году открыл в саду Эрмитаж «Чайхону №1». В 2016 году Васильчуки основали собственный холдинг RESTart Vasilchuk Brothers, в который входят сети «Чайхона № 1», «Чайхона Easy», Ploveberry, а также Burger Heroes, кулинарная студия Live Kitchen и караоке «Щас спою». Васильчук рассказал газете «Ведомости» о ресторанном бизнесе и смене названия «Чайхоны № 1».
В 2003 году рестораны «Чайхоны № 1» стали круглогодичными, а через семь лет Васильчуки разделили бизнес с Тимуром Ланским, после чего четыре ресторана сети оказались у Ланского, а пять — у Васильчуков. Проектом «Чайхона № 1» Васильчуки занимались 13—14 лет. За это время заведения меняли концепцию, однако рестораны по-прежнему сохраняют свое название. По словам Алексея Васильчука, «Чайхона № 1» изменит название. Решение об этом рестораторы приняли два года назад.
совладелец RESTart Vasilchuk Brothers
«Изменением названия мы хотим расширить аудиторию, потому что „Чайхона № 1” не просто узбекский ресторан, мы, по сути, городское кафе. И сейчас у нас есть такое зарегистрированное уже название – Ч№1, изначальное название в каком-то смысле – потому что, когда в Парке Горького мы открывали второй ресторан, у нас такие пропуска были, чтобы на территорию заехать, там было написано Ч№1. … У нас все не просто так, у нас есть концепция, мы про людей. Для нас человек является Ч№1, не важно, кто он – гость, сотрудник. Человек № 1, поэтому Ч№1. Плюс Ч – это честность, чуткость».
Смене названия мешает много сложных моментов, рассказал Васильчук. «Есть вторая компания, которая развивает тот же самый бренд с тем же названием, что вводит просто в абсолютный бардак умы людей, есть еще чайхоны просто без номера», — объясняет предриниматель. По его словам, всё готово к запуску нового бренда до конца года.
Холдинг RESTart Vasilchuk Brothers, в который входит около 80 ресторанных проектов с общим штатом в 7,5 тыс. сотрудников, только образуется, рассказал Васильчук. Сейчас группой управляет несколько компаний. По словам Васильчука, холдинг работает над созданием компании под единым зонтичным брендом. Предприниматель не раскрывает совокупный оборот ресторанов, входящих в холдинг.
совладелец RESTart Vasilchuk Brothers
«Я очень люблю открывать рестораны, я это сравниваю с беременностью: придумал проект, потом ты его вынашиваешь, строишь, готовишь персонал, меню, потом открываешь, видишь – он полный, люди радуются. Вот как будто ребенок родился».
Сейчас холдинг запускает проект «Депо» и работает над проектом самоуправляемого общественного пространства для тех, развивает городскую среду. К последнему проекту присоединился сооснователь Qiwi Сергей Солонин и режиссер Тимур Бекмамбетов. В центре проекта vMeste будет создан ресторан, работающий на технологии блокчейн.
По мнению Васильчука, в России не хватает хороших поваров. Причиной тому стало уничтожение ресторанного образования. Так, в 1992 году брат Алексея Васильчука Дмитрий заканчивал единственную в Москве школу метрдотелей и официантов, в которой нужно было проучиться 2,5 года, чтобы стать официантом. Сейчас существует несколько колледжей, работающих по старым стандартам. И только сейчас в Красноярске открывается первая в России школа Paul Bocuse.
Сейчас в холдинг RESTart Vasilchuk Brothers входят сети сети «Чайхона № 1», «Чайхона Easy», Ploveberry, ObedBufet, Steak it Easy, Pizzelove, Burger Heroes, а также кулинарная студия Live Kitchen, ресторанный комплекс «354» в «Москва-сити» и караоке «Щас спою».
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews
«Чайхону № 1» переименуют в Vasilchuki
Лента новостей
Все новости »
Сеть ресторанов сменит название в честь владельцев проекта братьев Алексея и Дмитрия Васильчуков в течение года. Насколько удачен такой ребрендинг?
Братья Алексей и Дмитрий Васильчуки решили сменить название сети ресторанов «Чайхона № 1» на Vasilchuki. Ребрендинг произойдет в течение года, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу компании.
Сейчас уже 70% ресторанов работают в европейском стиле, реконструкцию остальных планируется провести в течение года.
Братья Васильчуки основали сеть «Чайхона № 1» в 2000 году вместе с Тимуром Ланским. Спустя десять лет партнеры разделили бизнес, в результате на российском рынке появились две независимые гастрономические концепции: «Чайхона № 1» братьев Васильчуков и «Чайхона № 1» Тимура Ланского. При этом сеть Ланского сохранила восточную концепцию, а Васильчуки перешли на мультиформат. Последние владеют почти полусотней ресторанов «Чайхона № 1» в Москве, есть также заведения в других городах.
Почему было выбрано именно такое название и останется ли в меню восточная кухня? Об этом продюсер Businees FM Анна Моргунова побеседовала с совладельцем сети ресторанов «Чайхона № 1» Алексеем Васильчуком.
— Решение было принято несколько лет назад после того, как управление брендом разделилось на две компании, возникли сложности с понятием бренда. Если, например, наш бывший партнер следует до сих пор такому восточному лаунж-формату в дизайне и так далее, мы приняли другую стратегию в понимании «Чайхоны № 1» как места на все случаи жизни. И поэтому мы изначально стали менять интерьерные решения. Рестораны стали современными, европейскими, расширили меню. В меню есть теперь всего 20-30% восточных блюд, все остальное — это фьюжн: детские комнаты, концертные площадки, переговорные и так далее, то есть решили предусмотреть все. Грубо говоря, изменение названия — это уже последний, наверное, шаг к подготовленному процессу. Название «Чайхона № 1» у людей вызывает ассоциацию такого восточного ресторана, узбекской кухни. Мы сильно отдалились от этого понятия, естественно поэтому часто бывает, что люди не идут в «Чайхону», потому что либо имеют какой-то негативный опыт при посещении каких-нибудь других чайхан, либо просто ассоциируют это с определенной публикой, кухней, интерьером и так далее. Мы решили расширить горизонты.
— То есть узнаваемый бренд «Чайхона № 1» больше вообще не будет никак фигурировать?
— Нет, он будет соседствовать в течение года с брендом Vasilchuki на вывесках. И «Чайхона № 1» останется: у нас в компании есть еще формат, который называется «Чайхона № 1 Easy». Мы его специально придумали, понимая, что будет ребрендинг. Это восточный ресторан с восточной кухней, более дешевой ценовой категории — там 900 рублей средний чек. Такой народный. В нашем понимании «Чайхона» должна быть недорогая, вкусная, восточная, как чайхана, как восточный ресторан.
Насколько удачен выбор нового имени? Рассуждает ресторанный критик Дмитрий Алексеев.
Дмитрий Алексеев ресторанный критик «Мне кажется, «Чайхона» — это развлекательный бренд азиатско-кавказской направленности, то есть, условно, кальяны, какая-то клубная атмосфера Востока, Кавказа. Но та концепция, которая продвигается сейчас, это просто разваливающийся, абсолютно разнонаправленный проект, поэтому я не очень верю в ее успех, честно говоря, не очень понимаю, зачем это сделано. Васильчуки этим самым привязывают бренд, который, видимо, испытывает не лучшие времена. Понятно, что у хорошо работающей машины никто не будет менять колеса на ходу. Соответственно, они привязывают к своим собственным успешным именам этот бренд, что может привлечь в «Чайхону» прежде всего какую-то более евро- и американоориентированную молодежь, для которой «Чайхона» была чем-то старым, неблизким. Мне кажется, что гибрид ежа и ужа не выживает в маркетинге. Хотя, кто знает: все-таки я абсолютно не оспариваю талант, бизнес-стратегии и все концепции Васильчуков, в том числе «Депо». Они очень талантливые и сильные рестораторы. Однако для человека на улице, для того же самого потенциального посетителя «Чайхоны», это просто какая-то фамилия».
«Чайхона № 1» управляется холдингом RESTart Vasilchuk Brothers, в который входит около 80 ресторанов десяти концепций. Средний чек в сети составляет полторы-две тысячи рублей. Самое последнее громкое заведение от Васильчуков — фуд-корт «Депо. Москва». Это 11 тысяч квадратных метров, на которых разместилось 75 ресторанных концепций. Остальные помещения в «Депо» заняли отдельные рестораны. Также в холдинг RESTart Vasilchuk Brothers входят Ploveberry, ObedBufet, Steak it Easy, Pizzelove, Burger Heroes, кулинарная студия Live Kitchen, ресторанный комплекс «354» в «Москве-Сити» и караоке «Щас спою».