частный дом не введен в эксплуатацию что это значит
Ввод в эксплуатацию
12 этап. Ввод в эксплуатацию
Необходимо обратиться в кадастровую палату по месту нахождения строения, вызвать инженера для уточнения границ и фиксации новой постройки. Дом должен быть оборудован окнами, дверьми, крышей, межэтажными перекрытиями, крыльцом. Для приезда комиссии необходимо подать заявление в местный орган исполнительной власти о выезде специалистов для приемки дома. К заявлению нужно приложить правоустанавливающие документы на земельный участок, выданное разрешение на ведение строительных работ.
Организовать приезд кадастрового инженера для уточнения границ участка, после окончания строительных работ.
Отправиться в отделение по градостроению местной власти, уплатить за проведение работ по вводу дома, получить список организаций, с которыми необходимо провести различные согласования.
Пройти согласование в пожарной, газовой и электроснабжающих службах, получить одобрение на ввод в эксплуатацию дома.
Подать все заверенные документы в отдел по градостроению, оплаченную квитанцию, акт приемки дома, и получить документ под название «Ввод дома в эксплуатацию». После этих действий можно подавать пакет документов для получения свидетельства о собственности на жилой дом.
При заказе строительства дома в компании «Строим дом» все эти действия мы производим сами.
Как происходит ввод жилого дома в эксплуатацию: пошаговая инструкция
Ввод в эксплуатацию жилого дома – обязательная процедура, необходимая для регистрации прав собственности на объект недвижимости. Если она не выполнено, при обращении в отделение Росреестра или Многофункционального центра владельцу попросту будет отказано в постановке здания на учет. Это ограничивает собственника в совершении сделок с домом – он не сможет его продать, подарить или передать по наследству. Наличие документа о вводе объекта в эксплуатацию подтверждает, что проведенные строительные работы соответствуют градостроительным нормам, поэтому не несут опасности для других людей.
Общие положения
Чтобы жилой дом был принят комиссией, созданной при муниципалитете, он должен соответствовать требованиям градостроительного регламента. То есть в здании необходимо обеспечить доступ к ключевым инженерно-техническим коммуникациям:
Если дом обустроен всеми необходимыми коммуникациями, собственник может переходить к вводу объекта в эксплуатацию.
Необходимые документы
Список документов, необходимых для сдачи в эксплуатацию жилого дома, строго определен и не может быть дополнен другими позициями по необоснованным требованиям уполномоченных органов.
Помимо заявления о предоставлении разрешения на утверждение объекта, нужно также вложить в пакет обязательных бумаг:
Важно! Список запрашиваемой информации может быть скорректирован в допустимых пределах. Дополнительные документы определяются нормативно-правовыми актами регионального и местного значения. Для уточнения требований необходимо обратиться в соответствующий отдел администрации населенного пункта.
Ввод в эксплуатацию
Общая последовательность действий сдача дома в эксплуатацию выражается в трех этапах:
Только после этого собственник может зарегистрировать объект в государственном реестре.
Подписание акта приемки
Если собственник для строительства жилого дома решил воспользоваться услугами специалистов по договору подряда, то в соответствии со ст. 753 ГК РФ потребуется оформить акт приемки. Данный документ подтверждает отсутствие претензий заказчика к работе исполнителя и является обязательным документом в процедуре введения недвижимости в эксплуатацию.
Формы акта определены Постановлениями Госкомстата Российской Федерации (№71а от 1997 года и №100 от 1999 года). Положения данных нормативных документов выделяют два варианта: КС-2 и КС-11.
Первый используется при приемке конкретного этапа или заранее утвержденного объема работ, выполненных в общим рамках строительства. Второй вариант предназначен для оформления уже возведенного частного дома.
Заключение от государственного надзора за строительством
После передачи объекта от подрядчика к заказчику и подписании акта приемки, собственнику необходимо обратиться в ведомство, которое ранее выдало разрешение на строительство, с заявлением о получении заключения по сдаче дома в эксплуатацию.
На основании Постановления Правительства РФ № 54 от 2006 года подавать запрос необходимо в федеральный орган исполнительной власти, если недвижимость относится к одной из категорий:
Прошение гражданина рассматривается на протяжении 10 суток с момента получения сотрудниками госведомства полного списка необходимых документов. По истечении данного срока выносится решение о предоставлении заключения, необходимого для сдачи здания в эксплуатацию, или мотивированный отказ.
Пока рассматривается заявление, на территорию объекта прибывает выездная комиссия для проведения проверки. По ее результатам выявляются факты нарушения требований нормативной технической документации или проекта. Если недостатки не были обнаружены, то оформляется положительный вердикт.
Дополнительно должна быть выполнена еще одна уже заключительная проверка. Ее выполняют служащие государственного строительного надзора, которые оценивают результаты строительства на соответствие предъявляемому регламенту. Срок ожидания определяется с учетом сложности строительства, но не может превышать одного месяца.
Разрешение на ввод в эксплуатацию
Чтобы получить итоговый документ, собственнику необходимо направить запрос в учреждение, ранее выдавшее разрешение на строительство – это орган власти местного, регионального или федерального значения. Само разрешение представляет собой бумагу, которая удостоверяет выполнение строительства по заявленным работам в полном объеме, с соблюдением требований градостроительного плана и проектной документации. Чтобы сдать объект в эксплуатацию после подачи запроса, нужно ожидать решения сотрудников уполномоченной службы в течение 10 дней.
Важно! Положительное решение по заявлению собственника будет принято только тогда, когда надзор за строительством осуществлялся на регулярной основе и в течение всего срока проведения работ. Если же контроль отсутствовал по вине застройщика, орган власти может воспользоваться правом на отказ в выдаче разрешения.
Особенности ввода в эксплуатацию загородного дома
Сдача в эксплуатацию объекта за пределами населенного пункта может быть проведена в упрощенном порядке. Однако первоначальная подготовка в любом случае предполагает необходимость в получении разрешения на строительство и оформлении проектной документации.
Кто будет проверять участок
Ввод в эксплуатацию загородного дома требует привлечения специалистов для проведения оценки выполненных подрядчиком строительных работ:
Внимание! При возведении объекта в несколько этажей рекомендуется сдавать дом в эксплуатацию пошагово – на каждый этаж. Таким образом можно избежать риска несоответствия выполненных работ проектной документации, что значительно сократит финансовые траты.
Список документов для ввода ИЖС в эксплуатацию
Отсутствие необходимости в более обширном перечне документов обусловлено актуальностью «дачной амнистии», которая позволяет провести необходимые действия в упрощенном порядке. Такая возможность действует до 1 марта 2020 года. Если правительство не решит продлить срок действия программы, в дальнейшем собственникам загородной недвижимости придется собирать полный пакет документов.
Важно! Право на упрощенку закреплено за лицами, которые приобрели участки до 2001 года.
Обязанности застройщика после введения дома в эксплуатацию
После получения разрешения на недвижимость, владельцу загородного дома необходимо зарегистрировать право собственности на объект.
Для этого необходимо обратиться в любое отделение Росреестра или в Многофункциональный центр со списком определенных документов:
Также потребуется подготовить 2,2 тысячи рублей для оплаты государственной пошлины, предусмотренной за инициацию данной процедуры.
Разрешение на ввод в эксплуатацию
В рамках программы «дачной амнистии» нет необходимости получать разрешение на ввод недвижимости в эксплуатацию. Это упрощенный способ постановки собственности на учет в государственном реестре. Владельцу объекта нужно только уведомить уполномоченные органы власти о дате, когда строительные работе были начаты и завершены, предоставив документацию на участок.
Однако наличие остальных разрешений – строго обязательно. Если владелец участка своевременно не получил согласия муниципалитета на строительство, в дальнейшем в его отношении реализуются предусмотренные меры наказания. Высок риск, что ему придется сносить уже построенный объект.
Дальнейшие действия
Если объект недвижимости был успешно введен в эксплуатацию, собственнику придется подготовиться к выполнению последующих обязательных действий:
Также нужно содержать объект, не допуская возникновения мусорных свалок и загрязнения окружающей среды, и использовать принадлежащее имущество по назначению.
Заключение
Итак, ввод дома в эксплуатацию выстраивается на двух ключевых условиях. Первое гласит, что застройщик должен обеспечить соответствие характеристик недвижимости техническим требованиям градостроительного регламента. В соответствии со вторым – при каждом обращении в государственное учреждение необходимо иметь с собой полный пакет документов. Важно заранее изучить порядок оформления и узнать особенности процедуры сдачи здания в эксплуатацию во избежание возникновения проблем с законом.
Застройщик может нести расходы и после ввода дома в эксплуатацию
Как обосновать застройщику затраты после получения акта о вводе в эксплуатацию?
Этот вопрос задала на форуме «Клерка» одна из коллег.
Застройщик многоквартирного жилого дома имеет право привлекать денежные средства дольщиков только после получения разрешения на строительства объекта недвижимости (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ).
Передача объекта долевого строительства дольщику, что и является исполнением заключенного договора, разрешена только после получение застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (п. 1 ст. 4 Закона № 214-ФЗ).
И сразу же хотелось бы отметить, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (по форме, утвержденной приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр), — это документ, подтверждающий, что все работы по взведению объекта, то есть многоквартирного жилого дома, указанные в разрешении на строительство и проектной документации выполнены (п. 1 ст. 55 ГСК РФ).
Но застройщик заключает договоры с дольщиками не на строительство в целом дома, а на возведение для каждого из них отдельного объекта (квартиры или нежилого помещения), входящего в состав этого дома.
И разработанная проектная документация по дому и полученное на основании его разрешение на строительство, будут, вероятнее всего, учитывать далеко не все условия договоров участия в долевом строительстве. Например, отделку лестничных площадок, самих квартир, особенности их внутренней планировки и т. д., и т. п., и пр.
Следовательно, и полученное разрешение на ввод также не будет учитывать эти условия.
Таким образом, получение разрешения на ввод многоквартирного жилого дома, как отдельного стоящего объекта недвижимости, никоим образом не означает, что работы по возведению всех объектов долевого строительства в этом доме, то есть квартир и нежилых помещений в этом доме, уже завершены и обязательства застройщика по договорам участия в долевом строительстве выполнены.
С этим наконец-то согласились и чиновники. Они пришли к выводу, что свою прибыль застройщик многоквартирного жилого дома должен определять не в целом по дому на дату выдачи ему разрешения на ввод, а по каждому договору участия в долевом строительстве на дату подписания с дольщиком акта приема-передачи (письма Минфина России от 07.08.2018 № 03-03-06/1/55395, от 08.10.2019 № 03-11-06/2/77017). В частности, в первом письме они ссылаются на Определение ВС РФ от 05.06.2017 № 303-КГ17-5474 по делу № А04-2505/2016.
Срок передачи объектов долевого строительства должен быть единым для всех дольщиков построенного дома (блок-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования) (п. 1ст. 6 Закона № 214-ФЗ).
Но подписание актов приема-передачи со всеми дольщиками по дому (отдельной блок-секции) за один день теоретически, кончено, возможно, но практически неосуществимо. Да и есть ли гарантия, что дольщик, только переступив порог своей новой квартиры, сразу же рукой потянется к перу (то бишь к ручке), пером — к бумаге (акту), минута — и стихи свободно потекут, то есть подпишет акт.
Напротив, дольщик принесенной лазерной рулеткой заново перемеряет всю квартиру, и постарается доказать, что общая площадь ее не 82,5 кв. м., как это указано в договоре и акте, а только 81,7 кв. м. Деньги за 0,8 кв. м застройщик должен вернуть, а акт переделать. Кроме того, пришедший с дольщиком специалист-строитель (или приятель, имеющий такую репутацию) начнет (оправданно или нет, это уже второй вопрос) цепляться к малейшим огрехам и вполне обоснованно требовать их устранения.
И если первого дольщика, возможно, и удастся уломать на подписание акта, пообещав устранить все выявленные недостатки — ну прям через полчаса, вот уже и бригаду вызвали, они на складе материалы получают, а вы пока акт подпишите.
А вот со вторым такой вариант может и не пройти, и прежде чем застройщик (а точнее, его субподрядчик) не устранит все выявленные недоделки, которые упустил застройщик, но обнаружил бдительный дольщик, акт подписан не будет.
Таким образом, и после подписания ряда приемопередаточных актов работы в доме могут (а чаще всего — и будут) продолжаться. Затраты на их проведение в безусловном порядке следует признать экономически оправданными и использованными для строительства данного дома (п. 1 ст.18 Закона № 214-ФЗ).
Кроме того, застройщик несет затраты на содержание всех еще непереданных квартир по коммунальным платежам, что также следует отнести на его расходы.
Но даже если на и все квартиры в доме во время его строительства удастся заключить договоры долевого участия и передача квартир дольщикам произойдет без каких-либо проблем, у застройщика еще в течение 5-ти лет могут возникнуть расходы по этому дому.
Гарантийный срок на обнаруженные в доме недоделки (кроме технологического и инженерного оборудования) должен составлять не менее 5-лет (п. 5 ст. 7 Закона № 214-ФЗ). Для оборудования он составляет 3 года (п. 5.1 ст. 7 Закона № 214-ФЗ).
Если в течение этого срока жилец (собственник помещения) выявит какие-либо «косяки», и докажет, что они произошли по вине строителей при возведении дома, то застройщик обязан будет их устранить.
Расходы эти, понесенные в соответствии с законодательством, должны будут уменьшить его прибыль того периода, в котором он будет исправлять обнаруженные недостатки.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что получение разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома для застройщика также является не завершением процесса его строительства, а только началом большого и нелегкого пути по передаче построенных квартир. И до подведения итогов, награждения непричастных, наказания невиновных (а также торжественного банкета с финальной дракой) еще весьма и весьма далеко.
Исправление ошибок в учете
Защита при налоговых проверках
Договоры для бухгалтера
Выдаем удостоверение о повышении квалификации ( заносится в госсреестр). Программы соответствуют профстандарту «Бухгалтер».
Застройщик не ставит дом на кадастровый учет
Исходные данные: куплена квартира в новостройке на этапе строительства. Дом достроен и введен в эксплуатацию. Получены акты приема-передачи квартиры.
Проблема: застройщик не ставит дом на кадастровый учет — соответственно, дольщики не могут получить право собственности. Рычагов воздействия на застройщика практически нет, перспективы постановки дома на кадастровый учет очень туманны.
Вопрос: можно ли в данной ситуации получить право собственности в судебном порядке? Есть ли какие-то альтернативные пути, чтобы решить проблему минуя застройщика?
Заранее большое спасибо за обратную связь.
Михаил, нужно разобраться. Удивительно слышать о такой проблеме в 2018 году.
С 1 января 2017 года постановка новостройки на кадастровый учет — это вообще не обязанность застройщика. Ставить на учет новостройку целиком, вместе со всеми квартирами, должен орган государственной или муниципальной исполнительной власти, ответственный за выдачу разрешения на строительство и разрешения на ввод дома в эксплуатацию. Застройщик вправе сделать это сам, только если те, кто должен был это сделать, ничего не сделали. Но застройщик не обязан.
Обязательства застройщика по договорам долевого участия считаются исполненными с момента подписания акта приема-передачи. Подписать акт возможно только после того, как будет получено разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Никаких других требований к застройщику не предусмотрено, в том числе и нет требования о постановке дома или квартир на кадастровый учет.
По закону в течение пяти дней с момента выдачи разрешения на ввод дома в эксплуатацию именно тот, кто выдал такое разрешение, должен направить документы о кадастровом учете дома в Росреестр.
Поэтому требовать постановки дома на кадастровый учет нужно вовсе не у застройщика, а у органов власти.
Делать это можно разными способами.
Написать чиновникам
Письмо отнесите лично в канцелярию: там вы получите входящий номер и подпись ответственного лица. Еще можно отправить ценным письмом с описью вложения.
Что делать дальше, зависит от ответа чиновников. Вам должны ответить в течение 30 дней с момента получения письма.
У органов власти есть только одна объективная причина не ставить дом на учет — нехватка документов. Как тогда поступать — вопрос. По закону, чтобы ввести дом в эксплуатацию, застройщик должен предоставить все документы, необходимые для его кадастрового учета. Если он это не сделал, а дом ввели в эксплуатацию — значит, кто-то из чиновников нарушил закон.
Если чиновники напишут вам, что не могут подать заявление об учете дома, потому что не хватает документов — например, технического паспорта или межевого плана, — то у вас есть два варианта дальнейших действий.
Жаловаться в прокуратуру
Можно пожаловаться в прокуратуру на бездействие чиновников и на нарушение закона при вводе дома в эксплуатацию. Заодно можно пожаловаться и на застройщика, если он не представил нужные документы, но это только если его фирма еще жива и не ликвидирована.
Обратиться в прокуратуру можно лично через дежурного прокурора или по почте.
Форма обращения в прокуратуру такая же, как и к чиновникам, только дополнительно в жалобе с описанием ситуации рекомендую указать, что к чиновникам вы уже обращались. Напишите входящий номер вашего обращения и приложите копию письма. Добавьте, что произошло с прошлым обращением: что ответа вы так и не получили или что никаких действий чиновники не предпринимали. В конце можно добавить фразу: «Прошу принять меры прокурорского реагирования» — это официальная формулировка для такой жалобы.
Срок ответа на запрос в прокуратуру — также 30 дней.
Можно попробовать написать через электронную приемную — обычно она есть на сайтах региональных прокуратур. Но тогда сотрудники приемной будут довольно долго передавать обращение в прокуратуру по вашему месту жительства, да и приложить документы там проблематично. Лучше отнести лично.
Если каким-то образом получилось, что застройщик дом сдал, нужные документы для постановки на кадастровый учет органам исполнительной власти не предоставил, сам исчез, а чиновники разводят руками, — остается два варианта: самим собрать недостающие документы или добиваться решения вопроса через суд.
Решать вопрос самостоятельно
Чтобы поставить дом на кадастровый учет, необходимы следующие документы:
По закону все эти документы должны быть или у вас, или у органов исполнительной власти. Органы власти обязаны обмениваться ими друг с другом в порядке межведомственного взаимодействия.
Для межевания земельного участка и уточнения границ понадобится заявление одного из собственников. Нужно будет обратиться в специальные организации, занимающиеся межеванием земельных участков. Цены зависят от региона. Вряд ли межевой план дома будет стоить меньше 30 тысяч рублей. Если разделить стоимость на всех жильцов дома, то это не так много.
Вы можете заказать все эти документы и передать их городским властям для проведения кадастрового учета. Самостоятельно обратиться за проведением кадастрового учета жилого дома вы не сможете, потому что вы еще не получили право собственности.
В теории потом эти расходы можно попробовать взыскать в судебном порядке у органов исполнительной власти, выдавших разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома без положенных документов. Но практики по этому вопросу пока нет. Если вам удастся такое провернуть, напишите нам.
Через суд
В судебном порядке требовать поставить квартиру на кадастровый учет — отдельно от дома — нельзя. Суд такое решение вынести не может, потому что решение суда не может подменять собой юридически значимые документы. Для учета квартиры нужны учет дома и технический план. Решение суда технический план не заменит.
Но в суде можно требовать от органов власти исполнения своих обязанностей по постановке дома на учет.
Решение суда зависит от конкретной ситуации: в каком статусе застройщик, по каким причинам власти не ставят дом на учет и так далее.
Чтобы обратиться в суд, понадобится юрист, который на таких делах специализируется. Таких дел мало, в судебной практике я не смог найти ни одного решения по схожей ситуации для новостройки.
Послесловие
Иногда можно встретить мнение, что если договор долевого участия подписан до 1 января 2017 года и в договоре указано, что застройщик обязуется своими силами поставить дом на кадастровый учет и изготовить кадастровые паспорта на квартиры, тогда можно попробовать в судебном порядке принудить его к исполнению договора. Закон в этом случае не должен иметь обратной силы. Но я сомневаюсь в перспективах такого иска. И даже если суд примет вашу сторону, не факт, что его решение будет исполнено.
Если подводить итог, то могу посоветовать вот что. Начните все же с нормального разговора с местной администрацией о проблеме и ее причинах, не нужно сразу всем угрожать прокуратурой и судом. Если до этого вы ждали действий застройщика, посмотрите, как отреагирует муниципалитет. По ответу муниципалитета стоит выстраивать дальнейший план. Если они откажут, сославшись на то, что по старому закону ставить дом на кадастровый учет должен застройщик, — отказ стоит обжаловать в суде, а если не ответят вообще — жаловаться в прокуратуру.
Для суда, конечно, стоит привлечь профессионального юриста. Для переписки на первой стадии переговоров и для жалобы в прокуратуру можно обойтись собственными силами.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Слава, поразительно, проверила, ваш дом действительно и сейчас не стоит на учете, как же так, неужели жильцы не могут ничего сделать
Слава, добрый день, очень интересен ваш случай, у нас происходит то же самое в другом ЖК, решили отстаивать свои интересы самостоятельно. Можно с вами пообщаться, узнать про ваш опыт? Как с вами связаться.
Olesya, добрый день! Я видела, вы спрашивали совета у Славы на сайте. Скажите,пожалуйста, он Вам ответил? Что-нибудь посоветовал? 🌸
В ЖК Город по адресу г.Москва Дмитровское шоссе д 107 дом введен в эксплуатацию, Акт приема подписан 29.12.2018 года, а на кадастр еще не поставлен. Органы власти говорят, что застройщик не предоставил все документы. Застройщик целенаправленно их не предоставляет, т.к. он еще не продал квартиры во 2-й очереди, а если дом поставят на кадастр, появятся предложения квартир, что составит застройщику конкуренцию. Написали заявление в прокуратуру. Также собственники подают в суд.
А что, прокуратура вынесла какое решение? Я тоже жду постановки на кадастровый учет, квартира в доме 107А корпус 2
Вот образец обращения в Прокуратуру
В Прокуратуру Московской области
ГСП-6, 107996, г. Москва, Малый Кисельный пер., д. 5
Приложение:
1)ДОГОВОР № ч-ч-ч ОБ УЧАСТИИ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ от xxx мартабря 20xx года (копия)
2)Акт приема приема-передачи квартиры от ч-го мартабря 2018 года (копия)
Ответ на мое обращение прошу дать в письменном виде на адрес :индекс адрес
в порядке и срок, установленный 59-фз «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации.
C Уважением, ________________/фамилия имя отчество/
____ мартабря 2018 года