часовые любви о чем песня
Часовые любви
И думал я, помимо прочего, о часах и часовнях. Мы, конечно же, привыкли к нашему обиходу, когда утреня обычно служится вечером, а вечерня иногда утром, а краткие ежедневные молитвы под названием «часы» и вовсе куда-то канули… Некогда часы того же Сочельника обладали такой значимостью, что в Константинополе их совершали в присутствии императора, отсюда и название: «царские часы». А у нас часы либо не читаются совсем, либо присоединяются к каким-то другим службам. В самом деле, они слишком краткие и незначительные, чтобы ради них прихожане собирались со всего города – византийскому императору из своего дворца до Святой Софии было рукой подать, не то, что нам… В конце концов, если кто-то хочет, он может дома их прочитать. Ведь для часов не нужен ни священник, ни хор, ни алтарь, ни антиминс – достаточно мирянина и любого помещения.
Когда я впервые побывал на раскопках Херсонеса в нынешнем Севастополе, меня поразила одна деталь в планировке ранневизантийского города (именно этот археологический слой и был раскрыт на большинстве участков). В Херсонесе было множество небольших часовен, буквально по одной на пять-шесть домов – они легко распознавались по полукруглым апсидам, обращенным на восток. Было понятно, что именно часовни: в них просто негде было бы размещать престол и служить литургию, да и где бы взялось в городе такое количество священников. А самый большой храм в городе выглядел по нашим меркам обычной приходской церковью, не самой большой из тех, какие есть в Москве.
Одно время мы жили совсем рядом с такой церковью – бывшей деревенской, а ныне единственной на несколько спальных районов. Надо сказать, что в обычные воскресные дни она была заполнена, но в меру – все, кто хотел, ездили в другие храмы города, как поступали и мы сами. В наши времена, когда люди постоянно переезжают и вообще они склонны выбирать себе приход по интересам, странно было бы ожидать, что такая церквушка собирала бы всех жителей окрестных домов, словно или двести лет назад. Зато в канун Пасхи возле храма выстраивалась тысячная (без преувеличения!) очередь: жители окрестных домов несли святить свою праздничную снедь. Очевидно, что далеко не все из них регулярно посещали богослужение и вообще всерьез стремились к церковной жизни, но все они чувствовали потребность в каком-то месте для молитвы неподалеку от своего дома.
На епархиальном собрании в конце прошлого года Патриарх привел такие статистические данные: «Общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы и Патриарших подворий в Московской области – 837. Однако только в 271 храме города регулярно совершается богослужение». Проведя простые подсчеты, получим, что на один действующий храм у нас приходится около 40 тысяч населения. Если учесть, что многие из них расположены в немноголюдном центре, получим спальные районы, где на одну церковь по 100, по 200 тысяч человек приходится… И при этом всем, в общем-то, хватает места, ну разве что кроме великих праздников. Да и наладить регулярные богослужения хотя бы в половине из оставшихся храмов будет не так-то просто: это же придется почти что удвоить штат духовенства, сколько потребуется людей и денег!
А если помечтать… ну ведь на святки можно же просто помечтать о маленьком чуде? Что, если бы у нас, как в древнем Херсонесе, появились в каждом микрорайоне небольшие, скромные часовни – даже не отдельные здания с куполами, а крохотные помещения, вроде тех, в которых сидят консьержки. Есть же такие небольшие молитвенные комнаты в аэропортах и на вокзалах: понятно, что человек в ожидании поезда в литургии вряд ли примет участие, а вот зайти и помолиться перед дальней дорогой – совсем другое дело.
Таким часовням не потребовался бы большой штат и бюджет – достаточно было бы нескольких икон и самых основных молитвенных книг, да пары пенсионерок, которые за скромную плату содержали бы всё это в порядке. Просто для того, чтобы живущие в одном дворе люди, которые не прочь уделить десять минут молитве, а может быть – еще десять минут общению, могли бы в определенное время зайти и прочесть эти самые часы, или утреннее и вечернее правило, или даже молитвы к причастию, кто завтра пойдет в храм. Никакого обязательного расписания: прочитает молитву тот, кто вовремя придет, например, забежит по дороге с работы или в магазин. В свой храм, конечно, не наездишься, а в часовенку в соседнем доме почему не зайти? Если же никто не придет, значит, сегодня это оказалось невостребованным, тоже ничего страшного.
А главное, такие часовни могли бы стать неформальной точкой сбора православных христиан, живущих в одном дворе. Соседи кооперируются, чтобы организовать ТСЖ, нанять ту же самую консьержку, огородить дворовую территорию – отчего бы им не найти еще один повод для встреч? Сейчас для малой части из нас церковная жизнь – это основная профессия, а для остальных – что-то вроде увлечения выходного дня. Но ведь христианство, оно не совсем про это, оно про то, как можно изнутри преобразить нашу обыденную жизнь, наполнить ее новым содержанием. В этом деле все мы любители и все – профессионалы.
Отдача от такой часовни, думается мне, может быть огромной. Люди, далекие от Церкви, смогут заходить в святое место не только как потребители: молебен заказать, свечку поставить, повенчаться-покреститься, куличи освятить, – но и как активные участники процесса. Да, на клирос вот так сразу не встанешь, в алтарь не войдешь – а что трудного в том, чтобы прочесть по книге несколько псалмов и молитв? Ошибешься в ударении – тоже не страшно, ведь всё по-домашнему, кругом свои. Главное, что это будет их осознанный ежедневный выбор, это может быть первая ступень на пути в Церковь – и первый шаг к сознательному мирянскому служению, которого у нас катастрофически не хватает и в больших храмах.
Конечно, на практике возникнет немало проблем, прежде всего – помещения. Но тут даже не однокомнатная квартира нужна, а что-то совсем небольшое, без удобств, не обязательно отапливаемое. Да хоть гараж или кирпичную трансформаторную будку при желании можно переделать в такую часовню. Во всяком случае, средств на одну такую часовню потребно на несколько порядков меньше, чем на самый простой приходской храм.
Есть такая песня у Окуджавы, про часовых любви, которые «на Смоленской стоят, у Никитских не спят». Это просто влюбленные, никем не назначенные, никому не обязанные – но движимые своей любовью и оттого преображающие всё вокруг. И сдается мне, что такими же часовыми можем стать и все мы, причем не требуется для этого героических усилий. Просто вырвать пять минут из круговерти ежедневной суеты и внятно, спокойно произнести: «Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли поклоняемый и славимый, Христе Боже, долготерпеливе, многомилостиве, многоблагоутробне, Иже праведныя любяй, и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ, Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы, и исправи живот наш к заповедем Твоим, души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти, и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Есть у меня такая мечта… оставаться ли ей только мечтою?
Рецензии на произведение «Часовые Любви»
Мудро! Я тоже о любви написала, захотелось вот:))))
спасибо большое, Оксана! хочется верить, что иногда удается :))
Глубокая и мудрая лирика, Александр! С уважением, Нина.
Спасибо большое, Нина, за такой позитивный отзыв
с теплом и уважением,
Ах, ну да, конечно. Всё правильно.
К другим, к другим понятьям. Нас призывает долг..
Спасибо, Саша.
Всего тебе доброго.Успехов в творчестве.
С теплом..
Инна.
Спасибо, Инна, за отклик и позитив!
спасибо, Иоанна, мне дорог Ваш отзыв.
в дополнение скажу, что это пока единственное стихо из моего репертуара,
которое заняло 32 место в одноименном конкурсе, остальные, которые я посылал на разные не попадали даже в номинацию. я немного этим грешу,
в смысле участия в конкурсах, не то чтобы я тщеславен, но все же хочется знать, чего твои опусы стоят :)))
А мои два стиха вошли в осенний сборник 2011 г конкурс Поэты 21 века по-моему. И стих «Эхо войны» приз жюри. Но мне не нравятся конкурсы. Это всё необъективно и противно:))
Аня, с чего это Вы решили, что я Вас зову кричать мне «Браво», я как раз благодарен именно за то, что Вы пишете, то что думаете по поводу того, что читаете на моей страничке.
Притом, мне вообще был весьма интересен и приятен диалог с Вами.
Что касается собственно Часовых любви. Ну, каждый имеет право воспринимать так, как ему хочется. я же не навязываю никому свое мнение, а только выражаю свое.
Если оно так расходится с Вашим, да ради Бога,я-то ведь не пастор и не зову никого в лоно своей веры.
Простите, ради Бога.
И если «не надо её окликать. » это так принципиально, жаль.
С теплом и уважением,
Вот пожалуй и все, что хотелось сказать.
С искренним уважением к Вам,
я, Аня, сегодня решил не понимать того, что Вы говорите, так мне по крайней мере будет проще.
Притом, что сегодня точно не мой день.
С теплом и уважением,
С уважением и теплом,
не обращайте внимания на мои выходки.
иногда накипает.
потом оседает.
появляются новые знания.
приходит терпение и понимание.
так по кругу.
Рецензии на произведение «Часовые любви»
не святтые святтые
святыые несвятыые
Классификация интересная- думаю, под какую бы подойти))
а где о балете? Заинтриговали..
О балете я не пишу. это в прошлом)
А классификация- не пытайтесь себя подвести под какую нибудь. эта была списана мной с натуры, все героини имеют реальных прототипов)
А сколько людей, столько и.
С улыбками,
Правда,правда)
Определить характер человека в строгие рамки наверно не возможно, так как в нас столько всего намешано.
И не может быть человек, к примеру,100% холериком, обязательно какой-то процент от сангвиника примешается и т.д.
Так что и моя классификация(как вы её назвали) условна)
«. Часовые любви на Смоленской стоят.
Часовые любви у Никитских не спят.
Часовые любви по Петровке идут неизменно.
Часовым полагается смена.
Какая песня!
Какая вещь!
Какая Лиска!
.
Кстати, Вы ведь танцуете? Тогда я Вас приглашаю сегодня на «Танец» Матисса!
На танец загляну,но позже. не хочетя наскоком. хочется вдумчиво,неторопясь.
Лиска, показали начало, разожгли интерес и спрятались)))
Буду с нетерпением ждать продолжения.
С улыбкой,
Ежик!
Никуда я не спряталась)))
Продолжение строчкой выше)))
Буквально вчера выложила)
Читала я))) но все равно душа требует продолжения банкета))))
Спасибо вам, что нашли время, и не поленились прочесть.
А работы у амуров действительно много)
И вас с праздником.
Если переделать характеристики мечтающих о любви, можно включить в нашу книгу. Перспективный рассказ, прозаик в тебе окончательно проснулся. ВСЕХ БЛАГ
Лёш,спасибо конечно,но я люблю своих героев, и менять ничего не буду.
Я же не для книг пишу, а потому, что мне это нравится.
Интригующее начало! Буду с нетерпением ждать продолжения! С улыбкой. Алена.
Что-то как-то медленно это пишется, но всё же пишется)))
С улыбкой, Владимир
Потому,что мужской глаз-алмаз не обманешь.
Он и под шубой разглядит изящность.
А там. исправила,но почему-то стало грустно.
Здорово.Очень приятночитаемо.И как всегда на самом интересном месте!(((
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Свидание с авторской песней. «Часовые любви»
Сколько раз замечал: гораздо легче писать о том, что было когда-то, чем о том, что было вчера. И все-таки, я напишу о Лидии Чебоксаровой и Евгении Быкове, потому что они «чемпионы»! Потому что именно они — те самые москвичи, которые три рекордных раза были участниками Пензенского фестиваля поэзии и авторской песни «Часовые любви».
Если не ошибаюсь, сызранские друзья когда-то дали мне телефон Лидии. Это она у них с Женей — директор, продюсер и организатор всех поездок. Это именно с ней я обсуждал условия визита, сроки, темы выступлений и величину гонорара. И всегда получал скорый и более чем четкий ответ на все вопросы. Объясняется это не только личными качествами и чертами характера Лидии, но и ее образованием.
Лидия Чебоксарова не только известная российская певица, но и продюсер, и театровед, автор работы «Продюсирование стационарного мюзикла в России, проблемы и перспективы». Именно эта работа была рекомендована к публикации Кафедрой менеджмента сценических искусств Российской Академией Театрального Искусства (РАТИ). Именно она — консультант театральных проектов и автор ряда статей об экономике театра. Об экономике!
Почему Лидия Чебоксарова и Евгений Быков? Дело в том, что в Пензе (так уж сложилось) исполнительское мастерство значительно уступает общепринятым стандартам, если можно так выразиться. То есть, у нас есть хорошие поэты и авторы песен, а вот исполнителей высокого уровня очень мало. Можно сказать, что в жанре авторской песни, нет. Именно поэтому я и решил пригласить пару, исполнительское мастерство которой выше всяких похвал. Авторскую песню и так часто ругают за «три аккорда» — то есть, за примитивную музыку, простенький аккомпанемент, нежелание сделать само выступление на сцене праздником. А зритель и слушатель требует праздника и простить простенькую игру на гитаре может только мэтрам: Окуджаве, Кукину, Высоцкому. Хотя Высоцкий как артист был всегда на высоте!
Борис Шигин с Лидией Чебоксаровой и Евгением Быковым в Пензе
На самом деле, это очень серьезная проблема авторской песни — баланс между самой песней, ее поэзией, ее значением и ее музыкой, ее исполнением. Понятно, что говорим сейчас об основной массе исполнителей, а не о блистательном композиторе и гитаристе Сергее Никитине, скажем, или Евгении Быкове — гитаристе-виртуозе, аранжировщике, который как музыкант записал огромное количество альбомов.
Мне нужна была помощь, нужна была поддержка в понимании того, что авторская песня может звучать здорово. И я нашел союзников: Лидию Чебоксарову и Евгения Быкова, которые перепели (поет Лидия) всю классику жанра! Стоит ли говорить о том, что, прежде всего, я попросил спеть песню Булата Окуджавы, которая и дала название нашему фестивалю. Вот она.
Часовые любви на Смоленской стоят,
Часовые любви у Никитских не спят,
Часовые любви по Петровке идут неизменно.
Часовым полагается смена.
О, великая вечная армия,
Где не властны слова и рубли,
Пусть поход никогда ваш не кончится.
Признаю только эти войска.
Сквозь зимы и вьюги к Москве подступает весна.
Часовые любви на Волхонке стоят.
Часовые любви на Неглинной не спят.
Часовые любви по Арбату идут неизменно.
Часовым полагается смена.
Последняя строчка стихотворения, песни Булата Окуджавы — самая для меня главная! Это основная цель фестиваля, который стал уже достаточно известным в песенной России и работает в Пензе девять лет: воспитать людей, которые так же, как и мы, были бы влюблены в поэзию и авторскую, поэтическую песню. Сохранить традиции! Найти и поддержать молодых талантливых авторов.
Но вернусь к рассказу о Лидии Чебоксаровой, которая профессионально занимается авторской песней с 1986-го года. Десять лет потребовалось ей для того, чтобы стать известной и успешной. Это нормально. В 1996-ом году она становится лауреатом знаменитого фестиваля им. Валерия Грушина в номинации «исполнитель». А в 1998-ом — Лауреатом третьего Всесоюзного фестиваля авторской песни в Киеве в составе ансамбля «Арбатская шпана» и получает Гран-при «Петербургского аккорда-98».
Стоит отдельно сказать об участии и работе Лидии Чебоксаровой в проекте «Песни нашего века». В своих программах «Свидание с авторской песней» я всегда предлагал слушателям выделить в «хоре бардов» два женских голоса — низкий и высокий. Низкий — это Галина Хомчик, о которой я уже рассказал. А вот обладатель высокого голоса — Лидия Чебоксарова. Кстати, руководили хором бардов Сергей Никитин и Виктор Берковский. А пели в нем, кроме Хомчик и Чебоксаровой: Олег Митяев и Дмитрий Богданов, Алексей Иващенко и Георгий Васильев, Вадим и Валерий Мищуки, Александр Мирзаян и Константин Тарасов — главный гитарист проекта.
Ну а у Лидии Чебоксаровой есть «свой гитарист» — Евгений Быков. Лида и Женя — муж и жена! В каждом выступлении, в том числе и на пензенской сцене, пара оставляет место для отдельного номера Евгения. Ах, что он делает с гитарой и в результате с публикой! Восторг!
Конечно же, выбор песен всегда за исполнителем, но Лидия и Евгений всегда откликались и на мои просьбы и пожелания. Когда мы отмечали 90-летний юбилей Булата Окуджавы, со сцены звучали его песни. Когда в 2019 были юбилеи Евгения Клячкин, Юрия Визбора, Сергея Никитина — пели песни этих наших любимцев. И, конечно же, в репертуаре Лидии Чебоксаровой лучшие песни на стихи Александра Кушнера, Юнны Мориц, Юрия Визбора, Юлия Кима. Ким никогда не был в Пензе. А вот песни его не раз звучали! Вот одна из моих любимых.
Чёрное море! Чёрное море!
О, этот блеск плюс плеск близкой волны!
Мы окунулись раз в Чёрное море
И оказались словно негры черны.
О, это счастье разнузданной лени!
Возьмите всё, всё, всё, прочь от меня,
Только оставьте мне капельку тени,
Холодного пива и горячего дня.
О, это пиво! О, эти вина!
О, эта ча-ча-чача – шум в голове.
Мы их не выпили и половины,
Значит, остаток дотянем в Москве.
О, это море! О, эти пляжи!
Передо мной зной, зной, зной да вода.
На самолете иль в экипаже,
Но ведь нельзя же не вернуться сюда!
Но вернусь к героине моего рассказа. Очень важную часть своей жизни Лидия Чебоксарова посвятила мюзиклу Алексея Иващенко и Георгия Васильева «Норд-Ост». Да-да, тому самому, с которым связана одна из самых страшных трагедий в истории современной России. Уже после трагедии, а именно с 2012-ого года именно Лидия Чебоксарова является участницей и руководителем его концертной версии.
Зачастую, не самим авторам, многие из которых не так часто дают концерты и гастролируют, а исполнителям мы благодарны за то, что они несут нам песни редкие, песни умные, песни, которые не очень-то и известны. Вот одна из таких песен Владимира Музыкантова «Смерть чиновника». А исполняет ее тоже Лидия Чебоксарова.
Во всем виновный, дрожа, как лист,
Живет чиновник, растущий вниз.
В движеньях мелок, бесстыдно лыс,
Приятель белок, потомок крыс.
Не врач, не плотник, не альпинист —
Штабной работник, бумажный глист.
Живет убого, как не живет.
Худые ноги, большой живот.
Летят недели, года бегут,
Но в этом теле (точней, в мозгу),
Как заключенный, тайком от всех,
Живет ученый, растущий вверх.
Живет прозаик, растущий внутрь —
Никто не знает его минут!
И в той же коже — свидетель Бог —
Живет художник, растущий вбок.
Во всякой драме есть свой статист.
«Ах, мама, мама, ну, улыбнись!
Пускай без денег, пускай рогат,
Но не бездельник. Ну, не ругай.
Тебе признаюсь начистоту —
Я сам не знаю, куда расту.
Я твой шиповник, твой кипарис» —
Шептал чиновник, растущий вниз.
Мне скажут: «Здрасьте, ну налепил!
Такие страсти, что твой Шекспир!»
Он вам не ровня, Шекспир не врет.
Умрет чиновник, и мир умрет.
Помню, как во время первого визита я пригласил гостей к себе в редакцию литературного журнала «Сура». Как гуляли мы по историческому центру города, как ужинали в одном из кафе… И все Лидии и Евгению было интересно. И все условия визита они принимали безоговорочно. И не выдвигали каких-то особых требований. Настоящие интеллигентные люди: умные, скромные, неприхотливые в своих желаниях. И при этом безгранично талантливые! Думаю, не ошибусь, если скажу, что не только мамы и папы сделали их такими. Но и авторская песня — кладезь мудрых стихов и красивых мелодий! А люди, наполненные любовью к такой красоте, просто не могут быть другими. Я в этом уверен!
Одним словом, да здравствуют Лидия Чебоксарова и Евгений Быков! Наши любимые и верные «часовые любви»!
Семантический анализ любовных песен русских бардов В. Высоцкого и Б. Окуджавы (стр. 6 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
2.1.1 Любовь к жизни в песнях Окуджавы
Исаак Шварц о Окуджаве сказал: „Булат был смелый, мужественный, светлый и прекрасный человек. Человек железных принципов, который всегда держал картотеку своих убеждений в образцовом порядке. Его стихи, его песни, его проза – несут в себе огромный заряд человечности, доброты, любви к ближнему.“[35] В этой главе мы расскажем об интерпретации темы любви Окуджавой на примере песен „Надпись на камне“ и „Давайте восклицать“, в которых это чувство понимается как любовь к жизни.
В песне „Надпись на камне“ Окуджава говорит скорее о любви к жизни, к стилю жизни, к арбатству, о тех людях, которые близки по духу, мыслям, желаниям и философии жизни. О свободолюбивых, мятежниках и бунтарях, не согласных измениться только для того, чтобы было легче жить.
Пускай моя любовь как мир стара, –
лишь ей одной служил и доверялся
я – дворянин с арбатского двора,
своим двором введенный во дворянство.
Призыв к откровенной и честной, открытой жизни мы видим в песне „Давайте восклицать“. Oкуджава предлагает не скрывать своих чувств, не ждать подходящих моментов для восхищений и комплиментов. Он просит людей открыто заявлять о своей любви, не бояться сделать ошибку, делать людям приятное:
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.
2.2 Чувство любви в песнях Окуджавы
Для этой главы является, по-нашему мнению, наилучшим примером песня „Два великих слова“[36], написанная в 1962 году. Это стихотворение о любви и крови, двух „вещах“, которые Окуджава объединяет не только поэтически – «„кровь“ рифмуется с „любовь“» – но также идеологически. Эта связь обозначена уже в названии песни. Можно сказать, что слово рифмуется является метафорой к слову „равняется“. Получаем простое равенство – кровь обозначает любовь, а также жизнь, то есть любовь равняется жизнь. Любовь также важна для человеческой жизни, как и кровь, это сравнение мы видим в первых строках стихотворения:
Не пугайся слова „кровь“ –
кровь, она всегда прекрасна,
кровь ярка, красна и страстна,
„кровь“ рифмуется с „любовь“.
Во второй строфе автор пишет, что тема любви очень старая (Этой рифмы древний лад!). Любовь в мире рядом с кровью уже давно, как сама жизнь, само бытие:
Этой рифмы древний лад!
Разве ты не клялся ею,
самой малостью своею,
чем богат и не богат?
Автор нам рассказывает о том, что любовь/кровь – это главное в жизни человека, то, что сопровождает человека всю его жизнь, и на пороге смерти, и в минуты смертельной опасности. Жар ее неотвратим. словно это соединение было крепкое, что Окуджава выражает словом жар, человек не может этому противостоять, не может не думать об этом.
Разве ею ты не клялся
в миг, когда один остался
с вражьей пулей на один?
Следующие строфы нас убеждают в том, что любовь/жизнь вечна, она существует и после смерти. Автор передает эту идею используя образ красного лебедя, причем под эпитетом „красный“ подразумевает, вероятно, кровь а под „лебедем“ любовь, и этот „красный лебедь“ позволяет человеку в любое время выразить свои мысли, чувства. Это наследие изображает поэт повторяющимся стихом в двух строфах (прокричали песнь твою), что усиливает его значение:
И когда упал в бою,
эти два великих слова,
словно красный лебедь,
снова прокричали песнь твою.
И когда пропал в краю
вечных зим, песчинка словно,
эти два великих слова
прокричали песнь твою.
Далее Окуджава рассказывает о силе любви и крови, их соединение одолеет все преграды. Автор даже заменяет „два великих слова“ за „две великих песни“ как будто бы эти слова могли человеку предоставить тоже эстетическое впечатление, переданное через песню, и позволили лучше связаться и неразъединить.
Мир качнулся. Но опять
в стуже, пламени и бездне
эти две великих песни
так слились, что не разнять.
Песню автор оканчивает остроумным преувеличением. Он уверяет, что любовь необходима также для здоровой жизни, лечит лучше, чем килограмм моркови:
И не верь ты докторам,
что для улучшенья крови
килограмм сырой моркови
нужно кушать по утрам.
На четыре года раньше, то есть в 1958 году, Окуджава написал песню „Часовые любви“[37], в которой раскрывается тема вечной любви. Кроме того автор упоминает московские реалии, улицы и несколько своих любимых мест в Москве. Это Арбат и сад у Никитских ворот, там собирались друзья, единомышленники, влюбленные пары. Первая и третья строфы сходны, Окуджава только модифицирует улицы – Смоленская, Петровка, Волхонка, Неглинная и Арбат. О любви в этом стихотворении автор рассказывает используя, поэтизируя армейскую терминологию. Под часовыми любви автор подразумевает какую-то силу, которая должна любовь защищать, потому что любовь хрупкая. И эти часовые охраняют любовь, чтобы она была всегда с нами и могла быть вечной.
Часовые любви на Смоленской стоят.
Часовые любви у Никитских не спят.
Часовые любви по Петровке идут неизменно.
Часовым полагается смена.
В средней строфе Окуджава передает, что за любовь нужно бороться, за любовь нужно воевать, отстаивать ее. Это, по словам автора, то единственное, за что стоит бороться. То, что у любви все без исключения равны, поэт выражает фразой: ведь маршалов нет у любви! Любовь и ее часовые неподкупны, потому что их сила огромная, все борются за любовь и автор их (часовых) призывает стихом Пусть поход никогда ваш не кончится, чтобы воевать и защищать ее и в дальнейшем.
О великая вечная армия, где не властны слова и рубли,
где все – рядовые: ведь маршалов нет у любви!
Пусть поход никогда ваш не кончится.
О, когда б только эти войска!
Сквозь зимы и вьюги к Москве подступает весна.
Еще он не сшит, твой наряд подвенечный,
и хор в нашу честь не споет.
А время торопит – возница беспечный, –
и просятся кони в полет.
Ах, только бы тройка не сбилась бы с круга,
не смолк бубенец под дугой.
не ходят одна без другой.
В следующих строфах описывается то, что влюбленные сами выбрали эту дорогу любви, причем уже что-то пережили и ожидают то, что еще придет (и вот уже что-то сияет пред нами). То, что это было их решением, потому что они полюбили, выраженно метафорой Мы сами раскрыли ворота, мы сами/ счастливую тройку впрягли. Жизнь постоянно испытывает, проверяет наше умение и желание понять близкого человека. Далее автор пишет о трудности и в любви достичь взаимопонимания, Святая наука – значит исключительно сложная, непростая, данная не всем. Понять, расслышать, то есть – принять человека каким он есть, не просто услышать, а расслышать. Понять и принять, несмотря ни на что, в любых обстоятельствах, на все времена, в прошлом и в будущем.