чаша цикуты что это
Казнь, часть 1. Сократ.
Казни как особое явление в жизни общества существовали с древнейших времен.
В широком смысле слово «казнь» означает наказание; в таком смысле оно употреблялось в церковных книгах и древних юридических памятниках (например, в Уставе Ярослава о церковных судах). Позднейшие источники придают слову «казнь» более конкретный смысл: Царский судебник подразумевает под этим только лишение жизни (казнь смертная) и наказание кнутом (казнь торговая). Уложение царя Алексея Михайловича противопоставляет слова «казнь» и «наказание», разделяя все преступления на две категории: за одни положено «казнить смертью», за другие «чинить наказания». На протяжении уже многих столетий слово «казнь» употребляется исключительно в смысле казни смертной.
В истории права смертная казнь разделяется на простую (повешение, отсечение головы, расстрел, удавление, утопление, побиение камнями, отравление и пр.) и квалифицированную, сопряженную с особыми мучениями (четвертование, колесование, сожжение, залитие горла расплавленным металлом, потопление в мешке с собакой, кошкой, петухом и змеей, посажение на кол и др.
Отношение к философам в нашем мире всегда было неоднозначным. С одной стороны, признавалось, что эти люди – носители земной мудрости. С другой же – молчаливо подразумевалось, что не всякая мудрость нужна народу. Многие римские цезари, раздосадованные чрезмерным обилием в стране этаких «мудрецов», проводили самые настоящие «чистки», изгоняя философов за пределы «матери городов», но не рискуя, однако, повторить пример Афин, где впервые был казнен философ.
Речь идет о Сократе (470/469—399 гг. до н.э.).
«Я знаю только то, что ничего не знаю», – вот излюбленное выражение Сократа. Это значит, что, «как бы далеко я ни продвинулся в одиссеях мысли, я не успокаиваюсь на достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймал жар-птицу истины».
Но Сократа сопровождала не только восторженная молодежь, но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа те из философов, которые искусство доказывать правое и неправое сделали своей профессией.
Сократ – величайший мудрец Древнего мира.
У порога смерти Сократ пророчествовал, что тотчас после его гибели постигнет афинян кара более тяжелая, чем та, которой его покарали. Юный ученик Сократа – Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. «Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость?» – этот вопрос встал перед Платоном во всей своей драматичности и породил другой вопрос: «Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью?»
По некоторым причинам казнь Сократа была отложена на 30 дней. Друзья уговаривали философа бежать, но он отказался.
Платон в диалоге «Федон» оставил нам описание смерти Сократа: «Последний день Сократа прошел в просветленных беседах о бессмертии души. Причем Сократ так оживленно обсуждал эту проблему, что тюремный прислужник несколько раз просил собеседников успокоиться: оживленный разговор, дескать, горячит, а всего, что горячит, Сократу следует избегать, иначе положенная порция яда не подействует и ему придется пить отраву дважды и даже трижды. Подобные напоминания лишь актуализировали тему беседы.
Подлинный философ должен провести земную жизнь не как попало, а в напряженной заботе о дарованной ему бессмертной душе.
Последний день Сократа клонился к закату. Настало время последних дел. Оставив друзей, Сократ удалился на омовение перед смертью. Подобное омовение имело ритуальный смысл и символизировало очищение тела от грехов земной жизни. После омовения Сократ попрощался с родными, дал им наставления и велел возвращаться домой.
Когда принесли цикуту в кубке, Сократ спросил у тюремного служителя: «Ну, милый друг, что мне следует делать?»
Служитель сказал, что содержимое кубка надо испить, затем ходить, пока не возникнет чувства тяжести в бедрах. После этого нужно лечь.
Мысленно совершив возлияние богам за удачное переселение души в иной мир, Сократ спокойно и легко выпил чашу до дна.
Друзья его заплакали, но Сократ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать должно в благоговейном молчании.
Спасибо порталу: biika.studio
В дубликатах нашёл только данную картину без описания.
Чаша цикуты что это
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Январь 24, 2009 | |
---|---|
03:23 pm За то, что, своими интеллектуальными провокациями, стремился уничтожить в общественном сознании иллюзию демократии.
..пифия, на вопрос Херефонта ответила знаменитым свидетельством: “Сократ превыше всех своею мудростью”. За это ему до крайности завидовали, – тем более, что он часто обличал в неразумии тех, кто много думал о себе. Так обошелся он и с Анитом, о чем свидетельствует Платон в “Меноне”, а тот… уговорил Мелета подать на него в суд за нечестие и развращение юношества. ..…Судьи стали определять ему кару или пеню; Сократ предложил уплатить двадцать пять драхм. Судьи зашумели, а он сказал: “По заслугам моим я бы себе назначил вместо всякого наказания обед в Пританее”. Его приговорили к смерти. И через несколько дней в тюрьме он выпил цикуту… (Диоген Лаэртий. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»). “Тогда Критон кивнул рабу, стоявшему неподалеку. Раб удалился, и его не было довольно долго; потом он вернулся, а вместе с ним вошел человек, который держал в руке чашу со стёртым ядом, чтобы поднести Сократу. Увидев этого человека, Сократ сказал: “Вот и прекрасно, любезный. Ты со всем этим знаком – что же мне надо делать?” “Да ничего”, – отвечал тот, – “просто выпей и ходи до тех пор, пока не появится тяжесть в ногах, а тогда ляг. Оно подействует само”. С этими словами он протянул Сократу чашу. И Сократ взял её с полным спокойствием, Эхекрат, – не дрожал, не побледнел, не изменился в лице; но, по всегдашней своей привычке, взглянул на того чуть исподлобья и спросил: “Как, по-твоему, этим напитком можно сделать возлияние кому-нибудь из богов или нет?” “Мы стираем ровно столько, Сократ, сколько надо выпить”. “Понимаю”, – сказал Сократ. – “Но молиться богам и можно и нужно – о том, чтобы переселение из этого мира в иной было удачным. Об этом я и молю, и да будет так”. Договорив эти слова, он поднёс чашу к губам и выпил до дна – спокойно и легко” (Платон. “Федон”) Чаша цикуты что этоВсё это слышит подсудимый. Седой и босой семидесятилетний старец в простой одежде он сидит перед судьями. Сократа не назовёшь красавцем, скорее наоборот. Скуластый, со вздёрнутым курносым носом, толстыми губами, выпученными как у рыбы глазами и огромным шишковатым лбом. Философ улыбается. Сейчас на суде он вспоминает, что за долгую и нелёгкую жизнь часто слышал о себе подобные разговоры. Их было так много, что не сразу отличишь, где настоящий Сократ, а где придуманный. — »Его зовут Сократ и весь свет знает его. Но с тех пор, как он забросил резец каменотёса, его можно найти везде в Афинах. В особенности там, где ведётся диспут». — »Но и этого ему мало. Он болтает со всяким о добродетели и советует познать самого себя, прежде чем судить о других». — »Может быть он один из тех торговцев мудростью, которые заманивают к себе богатую молодёжь, обещая ей всякие знания и красноречие?!» — »Нет, Сократ за свою мудрость никогда не брал ни обола. Его ученик Аристипп стал брать деньги за свои уроки и посылал часть учителю. Но Сократ отправил деньги обратно Аристиппу». — »Наверное ваш философ богат и независим, если он так легко расстаётся с деньгами?» — »Ничуть не бывало. Ему частенько приходится туго. Дома у него сидит сварливая жена Ксантиппа и трое детей, которым едва хватает на кусок хлеба. Да и сам Сократ всегда пользуется лишь необходимым». — »Это у него привычка с войны. На Пелопонессе он участвовал в трёх сражениях и спас жизнь своему другу, упавшему с коня». — »Но чего же хочет этот странный человек? Не принадлежит ли он к числу глупых болтунов или помешанных, которых полным полно в Афинах?» — »Здесь ты ошибаешься. Все удивляются ясной, твёрдой и разумной речи». — »А, значит, он знает что-то необыкновенное, но скрывает?» — » И тут ты не прав. Сократ повторяет каждому лишь одно: »Я знаю, что я ничего не знаю, а другие не знают и этого». Тем временем шум толпы стихает. Начинают говорить обвинители. Их трое: молодой, мало кому известный поэт, абсолютно равнодушный к существу обвинения, но желающий прославиться любой ценой, влиятельный афинянин, вдохновитель и организатор судилища, и, наконец, оратор, до этого погружённый в сонную дрёму старец. Как видно судьи тоже не принимают всерьёз обвинений, предъявленных мудрецу. Посовещавшись, они все-таки признают Сократа виновным, но лишь малым перевесом голосов. По Афинским законам остаётся проголосовать за меру наказания. Обвинители свою меру уже предложили: »Смертная казнь». Друзья советует Сократу предложить со своей стороны небольшой, но достаточный штраф. Наверняка он этим и отделается. Все затаив дыхание ждут, что же скажет Сократ. Итак, чего же я заслуживаю, за то, что я такой? Чего-нибудь хорошего, афиняне, если уж в самом деле воздавать по заслугам, и притом такого, что мне пришлось бы кстати. Что же кстати человеку, заслуженному, но бедному, который нуждается в досуге для вашего же назидания? Для подобного человека, афиняне, нет ничего более подходящего, как обед, хороший сытный вкусный обед.» Исполняя решение суда, стражники проводили Сократа в тюрьму. Его казнили не сразу. Был праздничный месяц. Все казни откладывались до его окончания. Вот и жил Сократ в тюрьме ещё много дней, ожидая неминуемой смерти. Друзья предлагали ему бежать, говорили, что всё уже подготовлено, деньги кому надо заплачены. Однако, Сократ оставался непреклонен. Как покинет он родной город, в котором родился и вырос? А соотечественники? Разве простят они ему это трусливое бегство? И что скажут ученики и философы, которых Сократ учил добродетели? Наконец наступил день казни. С философа сняли тяжёлые цепи. Он с удовольствием растирал затёкшие ноги. Рядом голосила жена. Сократ попросил увести несчастную, а сам стал мирно беседовать с друзьями. Никогда ещё он так обстоятельно и мудро не рассуждал о бессмертии души и о её путешествии в загробный мир. И нам сегодня очень хочется, чтобы обвинители Сократа получили по заслугам, и, чтобы сам Сократ остался жив. Становясь вольно или невольно участниками его вечных диалогов, мы чувствуем, что великий мудрец поворачивает наши глаза зрачками в душу, задумываемся над тем, добродетельно ли мы живём и у нас в ушах начинают звучать последние слова Сократа: Чаша с цикутойВ 399 году до нашей эры в афинский суд поступило обвинение против философа Сократа. Его составил и, подтвердив под присягой, подал Мелет, сын Мелета из дема Питтос… Сократ повинен в отрицании богов, признанных городом, и во введении новых божественных существ; повинен он и в совращении молодежи. Предлагается смертная казнь. Таким образом, непосредственным подателем жалобы явился молодой и честолюбивый, но довольно посредственный трагический поэт Мелет. Однако за его спиной стоял владелец кожевенных мастерских Анит — влиятельное лицо в демократической партии. Заклятый враг софистов, к которым он причислял и Сократа, Анит предпочитал до поры до времени оставаться в тени, хотя в деятельности философа усматривал посягательство на религию и мораль, а также угрозу идеалам государства и семейной жизни. Третьим обвинителем был оратор Ликон: все вместе они приписывали Сократу преступление против государства, так как по представлениям древних афинян почитание богов и воспитание юношества относились к делам общеполисным. В марте 399 года до нашей эры в одном из отделений афинского суда присяжных было возбуждено уголовное дело против человека, который, как отмечают многие исследователи, является наиболее известной фигурой в истории античной философии. В сознании людей Сократ еще в древности стал воплощением мудрости и идеалом мудреца, поставившего постижение истины превыше жизни. И хотя о нем и его учении накопилась огромная литература, тем не менее, нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Сам философ не написал в своей жизни ни строчки и потому не оставил письменного наследия.[2] [Кроме нескольких стихотворных переложений на темы Эзопа. ] О его жизни и деятельности мы узнаем, главным образом, из сочинений его учеников и друзей (философа Платона, историка Ксенофонта и др.), а также из трудов более поздних авторов (в частности, Аристотеля), каждый из которых по-своему понимал Сократа. Гражданская деятельность и политика мало увлекали Сократа, так же как и воспринятое от отца мастерство скульптора. Его с юности тянуло к интеллектуальным занятиям и философии, и он воспользовался теми возможностями, которые были в его распоряжении. Античная традиция свидетельствует, что сначала Сократ увлекся натурфилософией, познакомившись с учением Анаксагора — последнего выдающегося представителя ионийской натурфилософии. Он хорошо изучил его сочинения, но не стал его учеником в собственном смысле этого слова. Более близок он был к Архелаю — выдающемуся ученику и последователю Анаксагора, но общее увлечение натурфилософией было у Сократа непродолжительным. Он был чрезвычайно впечатлителен и отзывался на все, что происходило в окружающем его мире. Поэтому он не мог долго оставаться в плену абстрактных размышлений о космосе, природе и сущности протекавших в ней процессов; сущим для Сократа был сам человек с его страстями и поступками… Согласно древнему преданию, в молодости философ посетил священный город Дельфы. Легенда рассказывает, что однажды Зевс (Юпитер) пожелал узнать, где находится центр мира, и выпустил двух орлов — от восхода и от заката. Орлы встретились в Дельфах — городе, который располагался в глубине горного ущелья, на скале, окруженной пропастями. Город был основан богом Аполлоном в честь победы над ужасным драконом Пифоном — притеснителем его матери. Издали видны были сверкающие бронзовые статуи Победы, медные кони, бесчисленные золотые статуи, выстроенные рядами на священной дороге и стоящие подобно стражникам богов и героев вокруг храма Аполлона. С незапамятных времен Дельфы были местом поклонения, чему способствовали его центральное положение в Элладе и защищенность местности. С этим местом связывалась и сила прорицаний пифии, которая восседала на большом бронзовом треножнике и как бы висела над священной пещерой Аполлона. Древние греки воспринимали ее изречения за голос самого божества… Сократ, подобно своим современникам, высоко чтил оракула и верил в божественные пророчества, которые изъявляют волю самого бога. На храме Аполлона была начертана надпись «Познай самого себя», которая глубоко взволновала и захватила Сократа. Ни один из мыслителей античного мира не сделал установку на самопознание основной частью своего учения и руководящим принципом своей деятельности. Лишь Сократ превратил проблему человека и дел его в главную проблему философии, растолковав дельфийскую заповедь как рекомендацию осознать свои способности и возможности. У Ксенофонта он заявляет: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего не может. Занимаясь тем, что знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо; а не берясь за то, чего не знает, — не делает ошибок и избегает несчастий».[3] [Некоторые исследователи отмечают, что в изречение дельфийского оракула Сократ вкладывал более глубокий смысл, чем об этом сказано у Ксенофонта.] Самопознание для Сократа означало, прежде всего, познание человеком своего внутреннего мира: счастье не в неге и роскоши, а страсть к наживе и обогащению только совращает людей с добродетельного пути и приводит к нравственной порче. А человек, как считал Сократ, должен приучить себя довольствоваться малым, подражая высокому примеру богов, которые вообще ни в чем не нуждаются. По этому поводу он любил повторять слова: «Серебряные сосуды и пурпурные одежды для театра хороши, а в жизни ненадежны». Сам Сократ не только не гнался за богатством и почестями, но и принципиально отвергал их. Образ его жизни был частью его философии, а поиск истины не оставлял времени и сил для других дел: «Не было у меня досуга заняться каким-нибудь достойным упоминания делом, общественным или домашним; так и дошел я до крайней бедности из-за служения богу». Всегда босой и в старом плаще, Сократ постоянно испытывал людей и приводил их в замешательство тем, что обнаруживал их невежество в вопросах, в которых сами они считали себя компетентными. Из «Апологии» Платона известно также, что, следуя примеру Сократа, молодые люди (особенно сыновья богатых граждан) подвергали «испытанию» старших и часто ставили их в неловкое положение. Естественно, жертвы таких «испытаний» считали, что Сократ «портит молодежь». Философ подвергал критике и некоторые стороны афинской демократии, например, нападал на практику выбора должностных лиц по жребию, поэтому многие расценивали его нелестные отзывы как подрыв государственного строя. Активная деятельность Сократа давно уже раздражала всех, кто был привержен устоям и традициям полисной старины. Сильное предубеждение против него возникло задолго до 399 года до нашей эры: Анит, например, видел в нем опасного врага, деятельность которого содействовала упадку старинной морали и вела к нравственному разложению граждан. Но, по свидетельству Ксенофонта, тот был зол на Сократа еще и из-за своего сына, который внимательно прислушивался к словам философа о духовном совершенствовании и потому утратил интерес к наследственному в его семье занятию. И вот Сократ предстал перед судом присяжных. Справедливости ради следует отметить, что Анит и другие обвинители не жаждали крови Сократа и не добивались ею смерти. Они были бы удовлетворены, если бы философ добровольно удалился из Афин и не явился на суд. Но он пришел, хотя сознавал грозящую ему опасность… Выступая последним — после речи обвинителей, Сократ сказал, что защищается только потому, что того требует закон. На суде он говорил не как обвиняемый, а как наставник, призывающий сограждан ценить духовные блага выше материальных. И потому он считает недостойным для себя и для судей, а также «для чести всего города» просить суд об оправдании и слезно упрашивать о помиловании. По той же причине он не захотел привести «своих детей и множество родных и друзей», чтобы те разжалобили судей. Философа признали виновным, да он и не рассчитывал на оправдание. Но в практике судопроизводства древнегреческих полисов было принято, чтобы обвиняемый (после признания его виновным) сам предлагал себе меру наказания, какое он заслуживает в собственных глазах. Формально это не было апелляцией, однако давало виновному возможность смягчить себе наказание. Суд присяжных должен был выбрать между мерами наказания, предложенными обвинителем и обвиняемым. Но Сократ вместо назначения себе наказания сказал, что для него — человека заслуженного, но бедного — «нет ничего более подходящего, чем обед в Пританее!». То есть он пожелал получить за общественный счет такой обед, который давался гражданам в знак почета и особых их заслуг перед государством. Предложение Сократа было воспринято судом как дерзость, однако сам философ не видел в этом ничего оскорбительного. Но так как наказание все же требовалось назначить, Сократ готов был заплатить одну мину серебра. Состоятельные друзья уговорили его увеличить штраф до 30 мин и поручились заплатить за Сократа. Однако философ уже вызвал раздражение судей своим неуместным предложением об обеде, поэтому предложение об уплате штрафа не было поддержано. Суд присяжных большинством в 80 голосов вынес Сократу смертный приговор. Обычно смертный приговор приводился в исполнение сразу же после вынесения, но в случае с Сократом его отложили на 30 дней. Накануне суда наступили дни праздника Аполлона на острове Делос, куда отплыл корабль со священным посольством. В такие дни смертные казни в Афинах приостанавливались до возвращения посольства. Весь месяц, по свидетельству учеников, Сократ сохранял в тюрьме невозмутимое спокойствие духа, пребывая в обычном для него светлом и бодром настроении. К нему допускали посетителей, он не прерывал общения с друзьями и учениками, с которыми беседовал о жизни и смерти, добродетелях и пороках, законах и полисе, богах и бессмертии души… Накануне возвращения священного посольства Критон — старый друг Сократа — стал настойчиво склонять философа к побегу, детали которого уже были продуманы его друзьями. Желая уговорить Сократа, он сослался на несправедливость приговора, напомнил ему об ответственности перед семьей и малолетними детьми, которые оставались в нужде и безо всякой поддержки. А если побег будет успешным, Сократ найдет себе убежище у преданных друзей в Фессалии. Критон сказал также, что отказ Сократа от побега может бросить тень и на его друзей, потому что люди станут говорить, что друзья отшатнулись от философа в трудный для него час, пожалели денег и усилий для его спасения. Но бегство из тюрьмы было для Сократа совершенно неприемлемым. Он считал это бесчестным и преступным поступком, а ведь в вопросе о добродетели всегда следует руководствоваться не мнением большинства, а мнением людей разумных и самой истиной. По-прежнему он считал страшнее смерти измену истине и, в частности, своему представлению о справедливости. Последний день в тюрьме Сократ провел в просветленных беседах о бессмертии души, причем философ так оживленно обсуждал эту проблему с друзьями, что стражник несколько раз просил собеседников успокоиться. Оживленный разговор, дескать, горячит, а Сократу следует этого избегать, иначе положенная порция яда не подействует и ему придется пить отраву два или даже три раза. Сократ признался друзьям, что полон надежды, что за свою справедливую жизнь окажется после смерти в обществе мудрых богов и знаменитых людей. Когда солнце стало склоняться к закату, для Сократа наступил роковой час. Оставив друзей, он удалился в соседнюю комнату, чтобы совершить там ритуальное омовение перед смертью, символизировавшее очищение тела от грехов земной жизни. После этого он велел позвать жену и сыновей, дал им наставления и велел возвращаться домой, чтобы они не присутствовали при его кончине и не испытывали лишних страданий. Вскоре в келью вошел тюремщик со скорбной чашей в руках Сократ, мысленно совершив возлияние богам за удачное переселение души в иной мир, спокойно и легко выпил чашу с цикутой (болиголовом) до дна. Друзья заплакали, но философ попросил их успокоиться, напомнив, что умирать следует в благоговейном молчании. Он еще немного походил, а когда отяжелели ноги, лег на тюремный топчан и закутался. Тюремщик иногда подходил к нему, щупал ноги и спрашивал, чувствует ли он их. Аполлодор предложил Сократу надеть более подходящую к случаю дорогую одежду. «Как? — спросил философ. — Выходит, моя собственная одежда была достаточно хороша, чтобы в ней жить, но не годится, чтобы в ней умереть?» Затем сказал «Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте»[4] [Приносить в жертву петуха богу врачевания Асклепию обычно полагалось в знак исцеления Сократ же в этом случае имел в виду выздоровление своей души и освобождение ее от бренного тела]. Это были последние слова Сократа, который отошел в вечность таким, каким жил, — неустанным и неукротимым искателем истины. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес Читайте такжеЧАША ГРААЛЯЧАША ГРААЛЯ Если верить библейскому преданию, Грааль — это чаша, которой пользовался Христос на Тайной Вечере. Позже Иосиф Аримафейский, дядя Христа, сумел заполучить эту чашу у Понтия Пилата, и переправил её в Британию, где Грааль стал талисманом первых христиан. Чаша из Гаймановой могилыЧаша из Гаймановой могилы В 1960-е годы, в связи с началом сооружения гигантских мелиоративных систем на юге Украины, перед археологами встала задача охранных раскопок в зонах будущего обводнения. Среди памятников археологии, которыми предстояло уйти под воду, были и сотни Котел, чашаКотел, чаша Ритуальный котел (Китай, 800 год до н. э.)Карл Юнг рассматривает чашу как женский символ, который принимает и отдает. С другой стороны, чаша может быть символом тяжелой судьбы («горькая чаша»). Так называемая отравленная чаша обещает надежду, но приносит И ЯСЛИ И ЧАША ХРИСТОВЫИ ЯСЛИ И ЧАША ХРИСТОВЫ Этот раздел посвящен православной церковной утвари.Для церковной службы и оснащения христианского храма используют различную утварь: потир, дискос и звездицу, кадило, копие, лжицу, паникадило и пр.Все эти предметы, одухотворенные церковью, наделены Как попали на звездное небо Ворон и Чаша?Как попали на звездное небо Ворон и Чаша? Согласно одному древнегреческому мифу, бог музыки и поэзии Аполлон однажды послал ворона за водой для выполнения какого-то религиозного ритуала. По пути ворон сделал остановку, чтобы поклевать ягод, а затем, опоздав с возвращением Отравление вехом ядовитым (цикутой)Отравление вехом ядовитым (цикутой) Симптомы Отравления вехом ядовитым протекают тяжело. У пострадавшего появляются сильная слабость, жажда, головокружение и головная боль, дыхание становится затрудненным. Снижение мышечного тонуса ОСНОВАНИЕ ПОЛЬШИ И ЧАША ЯДАОСНОВАНИЕ ПОЛЬШИ И ЧАША ЯДА Легендарный польский король VIII века Лешек завещал после своей смерти королевство сыну Помпилиушу. На то время это был человек со странностями, так как воевать не любил. Эта нелюбовь к войне вызвала нелюбовь и презрение к нему подданных, а Да минует меня чаша сияДа минует меня чаша сия Из Библии. Эти слова произносит Иисус во время молитвы в Гефсиманском саду, уже зная, что впереди его ждет казнь. В Евангелии от Матфея (гл. 26, ст. 39) сказано: «И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче мой! если возможно, да минует Меня Как попали на звездное небо Ворон и Чаша?Как попали на звездное небо Ворон и Чаша? Согласно одному древнегреческому мифу, бог музыки и поэзии Аполлон однажды послал ворона за водой для выполнения какого-то религиозного ритуала. По пути ворон сделал остановку, чтобы поклевать ягод, а затем, опоздав с возвращением
|