чартерная яхта что это
Чартер для «чайников»: 8 простых советов
Что сначала?
Первый человек, с которым вы будете контактировать — ваш чартерный брокер. К вам припишут его (или ее), как только вы позвоните в компанию, занимающуюся яхтенным чартером. Этот человек — ваш новый лучший друг. Он, как собака, натасканная на поиск трюфелей, разнюхает для вас лучшую яхту, договорится с владельцем и сведет вас с другими яхтсменами.
Только после этого он предложит вам свои варианты, чтобы вместе решить, что вам больше по душе. Крутой брокер будет торговаться от вашего имени, чтобы выбить лучшее предложение и разные бонусы типа бесплатной доставки. А если вам вдруг понравилась лодка с сайта или из брошюры другой фирмы, просто дайте знать своему брокеру: все они пользуются единой централизованной базой лодок. Ваш брокер достанет то, что вам приглянулось.
А деньги?
Ах да, деньги. Больной вопрос. Чтобы сразу разбить ваши розовые мечты: чартер это недешево. Но он может быть на удивление доступным. Серьезно! Возьмите Princess 67, чудесную 20-метровую моторную яхту, способную принять на борт до 6 человек в круизе, которую можно взять в аренду в Москве. Она стоит в районе 2 млн рублей в неделю. Это 333 тыс рублей с носа — сравнимо со стоимостью недели проживания в 5-звездочном отеле на курорте. Или вот интересная парусная яхта «Николаев» с глубоководным роботом на борту, предлагаемая для аренды в Сочи. Ее недельная стоимость — 1,050 млн рублей. В каютах могут разместиться пять человек, каждый заплатит по 210 тыс рублей.
Расходы на экипаж включены в стоимость аренды. Ваш брокер возьмет с вас дополнительно сумму, составляющую 25% от стоимости аренды, на покрытие расходов на топливо и еду. Экипаж закупит все необходимое заранее. Ваш брокер очень подробно расспросит вас об этой статье расходов, от марки вашего любимого чая до географии винной карты. В конце отдыха, если от вашего залога что-то осталось, вам это что-то вернут. Проще пареной репы. Очень шикарной репы.
Что надеть?
Наряжаться на яхту, как на светский раут, совершенно ни к чему. Берите casual. И сделайте педикюр (да, мужчины, вы тоже!). На яхте запрещено находиться в обуви.
Кто мой экипаж?
Экипаж привязан к определенной лодке, и постоянные клиенты часто выбирают лодку только потому, что они в восторге от команды. Минимальное количестов человек в экипаже — трое: капитан, стюард (кок по совместительству) и палубный матрос. Чем больше яхта, тем больше людей требуется на борту. Няни, массажисты и прочие приглашаются на борт за отдельную плату. Экипажи все очень разные. Есть расслабленные и дружелюбные (таких любят американцы), есть молчаливые, сдержанные и практически незаметные (гости с Ближнего Востока, как правило, выбирают таких). Ваш брокер позаботится о том, чтобы экипаж соответствовал вашей личности, так что если вы захотите, чтобы вас называли «сэром» и поклонялись вам, нет проблем.
Как себя вести?
В принципе, как хотите. Экипаж подписал соглашение о конфиденциальности, так что то, что происходит на лодке, не выйдет за ее пределы. Но все же будьте добры к экипажу. Устраивая каждый день вечеринки до утра, помните, что вашей команде вставать в шесть, чтобы приготовить вам завтрак. Дайте им поспать.
Как бороться с морской болезнью?
Большинство современных яхт имеет стабилизаторы, как в круизе, так и на якоре. Это означает, что лодку не будет мотать. Опасность испытать морскую болезнь сведена к минимуму. Но если вы все же опасаетесь, советуем прочитать вот эту статью.
Сколько давать на чай?
Здесь нет фиксированной нормы, но как правило чаевые составляют от 5 до 15% стоимости чартера и делятся между членами экипажа. Вот как это делается: можно положить деньги в конверт и вручить капитану перед высадкой — он сам поделит. Можно самолично разделить деньги и одарить каждого члена экипажа перед тем, как покинуть судно, наконец, можно поручить это дело чартерному брокеру, который просто возьмет оставшуюся от оплаты еды и топлива сумму и передаст команде. Если кто-то из членов экипажа был особенно хорош, есть смысл вознаградить его за усердие дополнительно.
Могу я взять с собой детей/ домашних питомцев?
Для детей яхта — совершенно безопасное место. Даже для младенцев. Все, что нужно, заперто, чтобы предотвратить падение с борта, есть специальные меры предосторожности.
Если ваш питомец маленький и умеет себя хорошо вести, то брокер, возможно, сможет выхлопотать для вас разрешение взять его на борт.
Прием чартерной яхты: секреты и тонкости
Для большинства из нас вожделенный отпуск под парусами начинается с процедуры аренды лодки. Как пройти это испытание с большей эффективностью и минимальными потерями? На самом деле, успех даже кажущегося невозможным предприятия полностью зависит только от вас!
Прежде всего, стоит уяснить, что чартерные компании в большинстве цивилизованных уголков мира (от «старой Европы» до Турции, Хорватии и экзотических стран на других континентах) уже давно не пытаются обмануть своих клиентов, подсунув им заведомо неисправную лодку. Остается лишь внимательно отнестись к процедуре ее приема. Попробуйте следовать этим несложным правилам.
Не торопитесь
При этом вопросы общего состояния лодки и качественное ее снабжение всем необходимым обычно остаются за бортом: «быстрее навстречу волнам и свежему ветру!» — вот девиз, под которым совершается максимум ошибок при приеме лодки. Между тем именно в ней вам предстоит провести от нескольких десятков часов до нескольких суток, а это представляется более чем веским поводом для того, чтобы внимательно ознакомиться со всеми особенностями своего временного плавучего дома.
Как показывает практика, на прием лодки средних размеров (от 36 до 50 футов) вполне стоит затратить по крайней мере — чтобы потом не сожалеть об излишней торопливости, которая провоцирует риски возникновения аварийных ситуаций уже в самом недалеком будущем.
Поиграйте в ролевые игры
Если вам повезло с командой настолько, что вы вместе проводите отпуск в одной лодке уже не первый раз, то процедуру приема можно упростить и ускорить, не снижая качества проверки. Для этого достаточно разделить функции: с тем, чтобы каждый принимал ту часть оборудования и оснащения лодки, с которыми ему главным образом предстоит работать впоследствии.
Например, капитану с помощником (вторым шкипером) целесообразно сосредоточиться на осмотре и опробовании рангоута, снастей, парусов, двигателей, рулевого и якорного устройства. Штурман в это же время мог бы проверить навигатор, другие судоводительские инструменты, набор карт и пособий, а также работу ходовых огней и средств связи.
А вот добровольному коку, помимо проверки холодильника, газовой плиты и необходимого набора посуды, стоит удостовериться в наличии положенного запаса воды, полного заряда аккумуляторов и на практике убедиться в исправной работе насосов, стоков, сливов и системы переключения водяных цистерн.
После этого остается лишь совместными усилиями разобраться с судовой документацией, составить акт приема лодки (с подробным указанием всех выявленных недостатков), заменить неисправные элементы (если таковые найдутся) и только потом отправляться в счастливое плавание.
При необходимости обязанности по приему яхты в слаженном экипаже могут гибко перераспределяться в зависимости от предпочтительных интересов его членов, тогда каждый получит отличный шанс блеснуть своей эрудицией и подстраховать товарища.
Итак, мы рассмотрели практически идеальный вариант, но что делать, если на всю команду приходится всего один-два человека, ранее ходившие под парусом?
Оптимизируйте свои возможности
Каждый индивидуум хоть в превосходит других, и ваша команда — не исключение. В ней как минимум должна оказаться пара владельцев дипломов яхтенного капитана: в большинстве случаев без них вам лодку в аренду не сдадут. Этого уже вполне достаточно, чтобы приступить к качественной приемке силами самых опытных экспертов, особенно, если остальные соплаватели помогут им в меру своих возможностей и способностей.
Постарайтесь создать для этого вашего товарища максимально комфортные условия: не пытайтесь его перебивать, если вам покажется, что вы лучше поняли заданный вопрос, и не требуйте первоочередного внимания именно к вашим нуждам. Одновременно переводить несколько обращений различной тематики (от состояния парусов и отсутствующей карты до потекшего холодильника и недостающих тарелок) порой оказывается просто невозможным.
Продвигаясь по лодке вслед за экспертами и в сопровождении переводчика, остальные члены экипажа смогут не только подробно ознакомиться со всеми особенностями своего плавучего дома, но и заметить нечто важное для последующей безаварийной эксплуатации всех систем и оборудования лодки. Включайте коллективный разум и коллективную наблюдательность — в будущем это поможет на только избежать досадных осложнений в путешествии, но и сэкономить кучу денег на компенсацию их неприятных последствий!
В зоне особого внимания
Надеюсь, начинающим любителям парусных путешествий пригодятся несколько дружеских советов: на чем стоит сосредоточиться в процессе приема лодки. Замечу, что все они основаны на практическом опыте — личном или моих приятелей.
Веревки и паруса
Стоячий такелаж не только осматриваем, но и ощупываем, убеждаясь в том, что он действительно качественно обтянут. Бегучий такелаж полностью проверяем в действии. Если только не мешает погода (сильный ветер или дождь в месте стоянки), обязательно, не торопясь, разбираем все снасти и разворачиваем все паруса.
Помимо отличной тренировки команды, это замечательная возможность для качественной проверки всех блоков, барабанов и закруток. Пусть лучше узлы и механизмы заедают или отказывают на стоянке, чем в море.
Двигатель и рулевка
Мотор пробуем не только на холостых оборотах, но и при фактическом включении переднего и заднего хода. Это нетрудно организовать, если слегка потравить швартовы.
Обязательно уделите должное внимание осмотру румпельного отсека и рулевой машины. Потеки масла и следы свежей сварки следует воспринять как настойчивый намек судьбы на то, чтобы оперативно сменить лодку и впоследствии ни о чем не пожалеть, орудуя румпелем.
Надувная должна сдаваться вам в полностью надутом (а значит — исправном) состоянии. Полусдутый динги с многочисленными заплатами, а также иными следами повреждений, внушает законное недоверие и подлежит безусловной замене.
Проверка мотора тузика — отдельный вопрос. По крайней мере дважды на моей памяти случалось так, что отдельно от динги двигатель вел себя вполне исправно, зато при последуюшем соединении с ним отказывался работать наотрез. Так что по возможности старайтесь проверить шлюпку и мотор в творческом тандеме — чтобы в самый ответственный момент не пришлось отчаянно поработать веслами.
Ходовые огни и связь
Несмотря на то, что включение необходимых ходовых огней теоретически сопровождается зажиганием соответствующих лампочек на панели пульта управления, не поленитесь быстро пробежаться по лодке и посмотреть, включились ли все они фактически. Заодно это станет отличным поводом, чтобы освежить свои знания Международных правил предупреждения столкновений судов в море ().
Обе (стационарную и переносную) следует проверить как по отдельности, так и в процессе установления двусторонней связи. В последнем случае не стесняйтесь вынести мобильный терминал на берег и переговорить с вашими друзьями на борту.
Штурманский уголок
Помимо электронного навигатора, стоит проверить и бумажные карты (обязательно на весь район предстоящего плавания), а также наличие соответствующих навигационых пособий — лоций и других описаний побережья.
Не пренебрегайте ручными пеленгаторами и не забудьте удостовериться, что на борту есть параллельная линейка (для прокладки курса) и обычные карандаши — для нанесения места на карту.
Обратите внимание на работу судового измерителя ветра: грубо — поделив силу ветра в узлах на два, вы узнаете его скорость в привычных метрах в секунду.
Заметим, что проверить на стоянке точность работы лага и эхолота порой оказывается затруднительным. Поэтому, убедившись в технической исправности, не забудьте испытать их на практике сразу же после выхода из яхтенной марины.
Камбуз
Если вы не рассчитываете при чартере лодки нанять сразу же хостес и профессионального кока, не пренебрегайте тщательной инспекцией кухонного блока. Помимо проверки исправности холодильника и газовой плиты в нее целесообразно включить проверку наличия запасного газового баллона, а также полного набора посуды (в соответствии с привычками вашей команды).
Последнее представляется немаловажным: если в случае нужды утренний кофе еще можно сварить в обычной кастрюле (вместо удобного ), то разливать суп или раскладывать второе блюдо при помощи чашки (при отсутствии ) — крайне неудобно.
Вода, электричество и прочие удобства
Ограниченный комфорт лодки зависит от того, насколько оперативно вы сможете пополнять заряд аккумуляторных батарей и запасы питьевой воды при всяком удобном случае. Для этого каждый член экипажа должен знать, где находятся кабель для подсоединения бортового питания, а также водяной шланг/горловины цистерн пресной воды и уметь при необходимости быстро подключиться к источнику этих береговых благ.
Не стоит забывать и про повседневные бытовые удобства — особенно, если на борту предполагается присутствие дам. Помимо обязательной дотошной проверки туалетной (фановой) системы, не забудьте удостовериться в возможности принять пресный душ, не испытывая при этом негативных ассоциаций.
На большинстве лодок среднего класса душевая кабинка располагается прямо в туалетной комнате (гальюне). Принимая лодку, включите на время душ, проверяя, как быстро уходит вода и насколько эффективно работает вспомогательный откачивающий насос. При необходимости, обратите внимание сдающей стороны на засоренные стоки (с их последующей прочисткой).
Кстати, позаботьтесь, чтобы и у вас самих всегда была возможность навести на лодке должный морской порядок. Для этого, помимо ведра на коротком тросе для зачерпывания воды и традиционной швабры-«машки», стоит запастись элементарной ветошью для протирки палубы.
Необходимый постскриптум
И в заключение — деликатный вопрос: как расплачиваться за свои ошибки, допущенные как при приеме яхты, так и в дальнейшем плавании? Не секрет, что многие чартерные компании размещают на видном месте своеобразный прейскурант, где перечислены размеры денежных штрафов за самые различные поломки оборудования/оснащения, а также цены на утраченные/поврежденные предметы снабжения.
Неминуемой расплаты за чужие грехи можно избежать, если внимательно и не торопясь принимать лодку и находящееся на ней имущество. Что же касается всех неизбежных в море случайностей, произошедших по вине экипажа — от разбитой чашки до порванного паруса и утопленного якоря — то целесообразно сразу же договориться: причитающаяся ко взысканию сумма делится между всеми поровну.
Нет ничего печальнее картины, когда дружная (на вид) команда при сдаче яхты начинает выяснять, кто из ее членов больше виноват в той или иной поломке/пропаже. Помните, что даже вернувшись «из морей», вы все равно остаетесь в одной лодке — так же, как и во всех последующих совместных путешествиях!
Как взять яхту в чартер?
Для европейцев яхтинг давно стал массовым видом активного туризма, вполне доступного среднему классу. В России он все еще ассоциируется с элитным отдыхом.
В яхтенном чартере, действительно, есть люксовый сегмент, рассчитанный на очень обеспеченных людей, способных выложить €300-400 тысяч за неделю на борту стометрового судна. Но существует и колоссальный по объемам рынок бюджетного чартера. И масса промежуточных вариантов.
Самый экономный вариант: аренда среднегабаритного парусника (9-15 метров) без экипажа — bareboat charter (от €3000 в неделю). Среди арендаторов обязательно должен быть человек, имеющий международный сертификат на право управления яхтой. В противном случае придется взять профессионального шкипера (€100-150 в день). Чартер с экипажем (crew charter) предлагается на яхтах от 20 метров, как парусных, так и моторных.
К преимуществам парусников можно отнести неограниченную дальность плавания, отсутствие шума двигателя и запаха выхлопных газов. Навигацией придется заниматься самостоятельно. Для многих — это романтика.
«На больших моторных яхтах гораздо комфортнее, но нам там скучно, — рассказывает Эллен Фербеек, шеф-редактор спецпроектов издательского дома Independent Media. — Наша семья так полюбила парусные путешествия, что мы купили собственную яхту, хотя арендовать ее было бы рациональней».
Аренда моторной яхты обойдется примерно в €10 000 за небольшое 15-метровое судно. 20-метровая яхта будет стоить уже €20 000. И так до бесконечности. Точные цены зависят от новизны лодки, сезона, бренда и т.д.
Если парусные лодки по определению предполагают активное времяпрепровождение, то моторные — это отдых в чистом виде. Они более вместительны и быстроходны, и скорость передвижения на такой яхте не зависит от капризов погоды. Правда, маршрут всегда привязан к пунктам заправки.
Пассажиры моторной яхты в навигации не участвуют. Уровень комфорта на борту часто сравним с роскошным отелем, ведь число гостей на супер- и мегаяхтах (от 30 метров) почти никогда не превышает 10-15 человек. Численность экипажа и обслуживающего персонала не лимитируется.
В спецификации яхты обычно указывается оптимальное количество спальных мест. Лучше всегда придерживаться этой рекомендации. Компании из 10-12 человек лучше арендовать две яхты поменьше, чем одну большую, хотя бы потому, что оплата сборов за стоянки напрямую зависит от размеров яхты. Плюс между двумя яхтами всегда присутствует элемент соревнования.
Какой бы вариант вы ни выбрали, организацию чартера лучше доверить брокеру, который ориентируется на рынке и сможет не только подобрать наиболее подходящую для вас лодку, но и оптимизировать расходы.
«Многие выбирают яхту по интерьеру, а про команду забывают,— рассказала корреспонденту Ъ Вилена Павлова, официальный представитель брокера Burgess в России. — Хотя именно команда — залог успеха любого чартера. Подобрать команду, которая не разочарует, должен брокер. Ему же предстоит решать все вопросы, которые могут возникнуть во время плавания».
Брокер поможет в выборе и планировании маршрута и возьмет на себя оформление виз и страховки, бронь авиабилетов, трансфер от аэропорта, оплату топлива для заправки, подбор команды, закупку провизии. На первый взгляд, такие посреднические услуги могут показаться лишними, но это не так.
Хороший брокер досконально знает яхты, которые он предлагает для чартера. Случается, к примеру, что на вполне приличных с виду моторных судах из-за неправильно рассчитанной вентиляции в гостевые каюты проникают запахи из кухни — и выяснится это уже в открытом море. Без помощи брокера вам никогда не найти свободных мест для стоянки: в сезон яхтенные марины забиты до отказа.
Только цифры
Если арендовать яхту заранее, многие владельцы готовы обсуждать скидку в 5%. Еще 5% можно выторговать при аренде яхты на срок от двух недель и более. Бонус в дополнительные 5% иногда предоставляется при повторной аренде яхты. Но общая сумма скидок почти никогда не превышает 15%.
В арсенале компании Burgess — исключительно роскошные яхты от 35 метров, стоимость которых редко бывает ниже €100 000 в неделю. Помимо Burgess, известные брокеры — Frases, Edmiston, Camper & Nicholsons и Ocean Independence. C чартером могут также помочь и яхтенные дилеры, к которым можно обратиться, если нужно арендовать яхту конкретного бренда.
Важно, чтобы брокер состоял в MYBA, Средиземноморской ассоциации яхтенных брокеров. Ассоциация предоставляет членство только проверенным и опытным яхтенным брокерам.
«Вступить в MYBA не так просто, к компаниям предъявляются достаточно высокие требования, — рассказал Ъ Евгений Кочман, генеральный директор компании Nordmarine и управляющий партнер компании Imperial, специализирующейся на яхтенном менеджменте, — поэтому при аренде на условиях MYBA и только у членов MYBA вам не грозит потеря денежных средств, плохой сервис, риск иметь дело с экипажем низкого уровня и тому подобное».
Но и при работе с брокерами нужно соблюдать определенные правила. «Заказывать чартер лучше всего в начале года,— советует Вилена Павлова.— Только так можно спокойно выбрать подходящую лодку для пикового периода в июле-августе. В прошлом году наблюдалось некоторое падение рынка, но сейчас он снова активен».
Бюджетные чартерные компании, как и в премиум-сегменте, «распродают» флот задолго до начала сезона, и единственный шанс для тех, кто поздно спохватился,— last minute booking (аренда в последний момент), которая объявляется за две-три недели до начала чартерного сезона. Часто предлагается скидка в 15%, однако это указывает на проблемы с яхтой. Потому что если вдруг освобождается хорошее судно — на него и так будет спрос, и снижать цену нет смысла.
Яхта считается зарезервированной после подписания контракта и внесения авансового платежа (50% стоимости чартера). За месяц до начала круиза нужно оплатить оставшиеся 50% и внести депозит для покрытия текущих расходов во время чартера — Advanced Provisioning Allowance (APA), размер которого составляет 30% от цены чартера. «Из этих денег оплачиваются услуги, не предусмотренные контрактом,— например, эксплуатационные траты на организацию рыбной ловли, береговой транспорт, экскурсии,— поясняет Кочман.— Суммой распоряжается капитан яхты, по завершении чартера он предоставляет полный отчет и возвращает неизрасходованные средства».
После выбора яхты и подписания контракта начинается основная работа брокера по организации досуга гостей на борту. Клиента за несколько недель до отплытия просят заполнить подробную анкету, где он описывает предпочтения и пожелания всех участников путешествия. В соответствии с анкетой составляется маршрут следования, программа отдыха, будь то посещение виноградников, рыбалка или дайвинг, бронируются рестораны и учитываются прочие мельчайшие детали, которые и делают путешествие незабываемым.
Последняя, но крайне важная деталь: экипаж всегда принято поощрять чаевыми. Денежное поощрение команде дается по усмотрению клиента, хотя принято увеличивать вознаграждение, если гостям на борту понравилось вежливое и внимательное обслуживание. Чаевые команды обычно составляют около 10% стоимости аренды, но эта сумма может варьироваться как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от уровня обслуживания.
Комментарии к статье Смирнова Олега
Как профессиональный яхтсмен, я с большим интересом прочел статью Виктории Струц «Одиночное плавание».. Тема, на мой взгляд, представляет интерес для читателей и нашего сайта и Ъ. Действительно, традиционный туризм, длительное время эксплуатировавший потребность, и даже жажду россиян изучить нашу планету после падение «железного занавеса» освоен потребителем, нами, и теперь вынужден переучивается и работать на практически установившемся рынке. Тогда как активные виды отдыха, такие как дайвинг, горные лыжи и отдых на яхтах только открывается для широкого потребителя.
В целом, я признателен автору за точное и объективное описание сформировавшейся технологии оформления заказа, уровня цен на этом рынке и некоторые нюансы этого отдыха, однако, позвольте дополнить затронутую тему и привести некоторые комментарии.
Затратив единожды это время и средства, вы сможете насладиться романтикой паруса, всей семьей, в любой стране и на маршруте, спланированном Вами! Этот вид развлечения связанный с яхтами и наиболее популярен в мире. Именно по этому пути и идет основной западный потребитель, впрочем, как и наш зарождающийся, если так можно выразиться «массовый» яхтсмен.
Несколько дополнений по поводу чартера моторных яхт.
Во вторых, и тут мы с автором статьи расходимся во мнениях, моторные яхты, кроме привязанности к пунктам дозаправки, гораздо менее мореходны чем парусные! Соответственно они более зависимы от погоды. Планируйте небольшие переходы, попросите рекомендации по маршруту у брокера и всегда консультируйтесь с капитаном на месте! Для сравнения: Стандартный чартерный договор для парусной яхты предусматривает возможность выходить в море «домашнему» капитану при волнении до 6 баллов, тогда как для моторных яхт я бы не рекомендовал испытывать судьбу и в 3 балла (высота волны 1 метр) даже с профессиональной командой.
И в третьих. Несмотря на то. что отдых на моторных яхтах многим (в том числе и мне) кажется скучным, вы всегда сможете его активизировать, Вы можете заняться рыбалкой, покататься на гидроцикле, понырять. Наконец попросите капитана обучить вас управлению судном, изучите навигационные приборы, системы яхты. Как знать, возможно, вам это понравится больше, чем наслаждение от созерцания морских пейзажей и к следующему отпуску вы обучитесь в яхтенной школе и возьмете полюбившийся катер без экипажа! Так что и здесь я не могу полностью поддержать автора. Вы можете участвовать в навигации, как правило, команда всегда это приветствует!
Некоторые дополнения к цифрам, приведенным в статье
И в заключении. О сути самого отдыха на яхтах. Подавляющее большинство сторонних наблюдателей воспринимают яхту как комфортное средство передвижения. Это массовое заблуждение. Если рассматривать яхты, как парусные, так и моторный, как средство передвижения, то я бы охарактеризовал бы эти виды передвижения, как самые дорогие и дискомфортные. Есть масса других средств переместиться в море с большим комфортом и куда дешевле.
К сегодняшнему дню отдых на парусных яхтах представляет собой трансформированные опасных в прошлом военных, транспортных плаваний, погоней за пиратами в безопасные нынче путешествия и гонки. Это огромный мир активного отдыха, который, на мой взгляд, вот-вот ворвется в нашу действительность. На парусных яхтах можно путешествовать и совершать малые географические открытия, можно совершенствоваться в мастерстве управления яхтой в регатах. Причем в мире существует огромное количество регат как для начинающих любителей таки и для законченных профессионалов. Парусным спортом занимаются наиболее влиятельные люди планеты. К таковым можно отнести, например, короля Испании, Хуана Карлоса.
В заключении хочу отметить, что отдых на яхтах имеет самую богатую историю развлечений на планете. Достаточно сказать, что из ныне действующих спортивных соревнований, самым старейшим из действующих соревнований, является парусная регата! Регата имеет историю, большую, чем современные олимпийские игры. С 1852 года и до наших времен непрерывно, невзирая ни на что, проводится розыгрыш кубка “America’s Cup”, учрежденный королевой Великобритании Викторией в честь победы американской яхты “America