ч диккенс приключения оливера твиста чему учит
«Приключения Оливера Твиста»
Книгу написал Чарльз Диккенс. В своих произведениях он никогда не заострял внимание на жутких условиях, в которых живут бедняки, но делал акцент на безразличное отношение других людей на категорию таких людей. Диккенс считал, что из-за игнорирования проблем бедного населения их условия жизни становятся ещё хуже.
В романе «Приключения Оливера Твиста» Диккенс критикует работные дома, равнодушие политиков решить проблему детской преступности и использование детского труда. На примере мальчика Оливера показывает трудную сиротскую жизнь в беднейших кварталах Англии.
Краткое содержание
Оливер Твист не знал ласки и любви с рождения. Его мать умерла при родах и с тех пор он жил в работном доме. С детства его окружала нищета, грязь, побои и издевательства. Он вынужден был работать подмастерьем у гробовщика.
От других детей сносит оскорбления особенно от Ноэ Клейпола, пока тот однажды оскорбил покойную мать Оливера. Мальчик не в состоянии стерпеть такую обиду отколотил более старшего и сильного мальчишку и пришлось от гробовщика сбежать.
Словно затравленный зверь Оливер пробирается к Лондону, ночуя в стогах сена. Он изнурён холодом и голодом и через неделю странствий в городке Барнет беглец познакомился с мальчиком по кличке Ловкий Плут. Настоящее его имя Джек Даукинс. Сорванец покормил Оливера и пообещал, что в Лондоне тому гарантирован ночлег и покровительство одного видного господина.
В Лондоне Ловкий Плут сводит Оливера с Фэджином одним из главных в городе скупщиков краденого и вором. Старый пройдоха обещает научить Оливера воровскому ремеслу. На первом же «деле» мальчик, видя, как на его глазах его товарищи крадут у джентльмена из кармана платочек, сильно испугался и начал убегать.
Его поймали и потащили в полицию как грабителя. К удивлению сироты, господин не стал писать заявление, а пожалел несчастного Оливера и оставил у себя в доме жить. Мальчик от всех пережитых потрясений надолго заболел. Добрая экономка Бэдуин присматривает за ним и удивляется сходству беспризорника с портретом красивой женщины, который висит на стене в гостиной.
Между тем Феджин, боясь разоблачения, решил выкрасть Оливера из дома и с его помощью ограбить богатого господина, который приютил сиротку. У Фэджина появилась странная навязчивая мысль во что бы то ни стало сделать из Оливера преступника и полностью подчинить своей воле.
Мальчик не хочет этого и решил предотвратить ограбление. Мы вам рассказали лишь краткое содержание книги «Оливер Твист» полностью роман Чарльза Диккенса мы предлагаем читать на сайте booksonline. Вы узнаете из неё, чем закончилась эта печальная история про бедолагу.
Что хотел показать в своём произведении автор?
Критика
Книга «Оливер Твист» Чарльза Диккенса о том, как трудна бывает жизнь и длинна дорога к счастью. Ребёнок подвергался издевательствам, был предан, зависим от сложившихся обстоятельств, но за своё чистое сердце и доброту жизнь вознаградила его обретённым уютным домом и заботливым опекуном.
Примитивная, на первый взгляд, история, но заставляет задумываться над положением бедных людей и протягивать им руку помощи. Тема, которую затронул писатель не потеряла актуальности и в наши дни. Книга выдержана в стиле истинного английского романа и понравится многим читателям.
Анализ романа Чарльза Диккенса «Оливер Твист» Выполнили: ученики 9 класса А. — презентация
Книга «Приключения Оливера Твиста» повествует читателю о злоключениях ребёнка-сироты, которому пришлось встретиться с жестокой реальностью. Ему пришлось расти без семьи ещё с пелёнок. Оливер, как и его сверстники, был лишён родительской любви и счастливого детства, воспитывался в полном одиночестве и без какой-либо защиты перед несправедливой судьбой.
Будучи писателем эпохи Просвещения, Диккенс не старался концентрировать внимание читающих на всех тех ужасах и безобразиях лондонских трущоб, в которых проживала беднота тех времён. Прозаик придерживался мысли, что именно равнодушие других людей к такой категории жителей Лондона и есть главным злом, а не сама бедность. Ведь как раз от ложного восприятия общества и страдали нищие, которым приходилось терпеть вечные беды и мучения. Ведь работные дома (приюты) строились для обеспечения крыши над головой, пропитания и заработка нуждающимся, в реальности ничем не отличались от тюрем. Родители, что были неспособны прокормить своих детей, силой разлучали и забирали их чадо в приюты. Скудное питание и голод, непосильный и бесплодный труд и нечеловеческое отношение обрекало несчастных на мучительную гибель.
После сиротского приюта главного героя отправляют гроботесу на учёбу, где он становится жертвой мальчишки с приюта Ноэ Клейпола. Будучи постарше и более сильным за Оливера, задира постоянно унижает его. Не став терпеть издевательства, Твист устраивает драку с задирой убегает в Лондон. Такая бездомная детвора, как он, со временем превращались в отбросы общества. Чтоб хоть как-то заработать на хлеб, они занимались бродяжничеством и криминалом, а там правили волчьи законы. Юноши просили милостыню и обворовывали прохожих, а девушки торговали своим телом. От подобного образа существования несчастные доживали свои дни в темнице, были казнены на эшафоте или погибали насильственной смертью.
Точно также происходит и с Твистом. Джек Доукинс, по прозвищу «Ловкий плут», обещает дать защиту и крышу над головой в столице и представляет его к Фейгину – главарю городских преступников и карманников и скупщику краденых вещей.
Чарльз Диккенс по-простому отобразил криминальный мир Лондона, так как считал его неотъемлемым элементом жизни трущоб Лондона. Тем не менее, он старался доказать читателю главную истину о том, что ребёнок с самого начала не склонен к преступлению. В глазах романиста дети воплощают в себе чистоту души и незаслуженные страдания. Главный герой и остальные дети − жертвы того времени, именно в этом и есть смысл криминального романа.
Но есть не менее важные вопросы: что именно может повлиять на человеческий характер, его личность? Природный талант, воспитание семьи или все же социум, в котором он растёт? Почему один становится честным и порядочным человеком, а другой жестоким и бессовестным преступником? Может ли он измениться и стать другим? Все эти ответы раскрываются, когда Диккенс представляет читающим девушку Нэнси. Она варилась в преступной среде, когда она была ещё маленькой девочкой, но при этом ей удалось сохранить в себе доброту, отзывчивость и способность сопереживать горю других. Благодаря её помощи Оливер и не становится на скользкую дорогу криминала.
Авантюрный роман Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» – это шедевр направления реализма и отражение наиболее актуальных и наболевших проблем современности. Благодаря этому, книга остаётся популярной до сегодняшнего дня и есть всемирным достоянием в литературе.
Другие сочинения: ← Тема любви в романе Преступление и наказание↑ ДругиеАнализ произведения Достоевского Двойник →
Анализ романа Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста», сочинение
Сюжет романа «Приключения Оливера Твиста» выстроен таким образом, что в центре внимания читателя оказывается мальчик, который столкнулся с неблагодарной действительностью. Он сирота с первых минут своей жизни. Оливер не только был лишен всех благ нормального существования, но и рос очень одиноким, беззащитным перед несправедливой участью.
Поскольку Диккенс относится к писателям-просветителям, то он никогда не акцентировал внимание на нечеловеческих условиях, в которых жили бедняки того времени. Литератор считал, что не так страшна сама бедность, как безразличное отношение других людей к такой категории людей. Именно из-за подобного неправильного восприятия обществом и страдали бедняки, поскольку они были обречены на вечные унижения, лишения и скитания. Ведь работные дома, создание которых задумывалось для обеспечения простых людей кровом, едой, работой, скорее напоминали тюрьмы. Неимущих разлучали с семьями и заключали туда насильно, очень плохо кормили, заставляли заниматься непосильным и бесполезным трудом. В результате они просто медленно умирали голодной смертью.
После работного дома Оливер становится учеником гробовщика и жертвой издевательств приютского мальчика Ноэ Клейпола. Последний, пользуясь своим преимуществом в возрасте и силе, постоянно унижает главного героя. Оливер спасается бегством и попадает в Лондон. Как известно, такие дети улицы, судьба которых никого не волновала, в своем большинстве становились отбросами общества – бродягами и преступниками. Они были вынуждены заниматься криминалом, чтобы хоть как-то прожить. А там царили жестокие законы. Юноши превращались в попрошаек и воров, а девушки зарабатывали на жизнь своим телом. Чаще всего они не умирали природной смертью, а заканчивали жизнь на виселице. В лучшем случае их ждало тюремное заключение.
Даже Оливера хотят вовлечь в преступный мир. Обычный мальчик с улицы, которого все прозывают Ловкий плут, обещая главному герою покровительство и ночлег в Лондоне, отводит его к скупщику краденого. Это крестный отец местных мошенников и воров Феджин.
В этом криминальном романе Чарльз Диккенс по-простому изобразил лондонское преступное общество. Он считал его неотъемлемой частью тогдашней столичной жизни. Но писатель попытался донести до читателя главную мысль о том, что душа ребенка изначально не склонна к преступлению. Ведь ребенок в его представлении олицетворяет собой незаконные страдания и душевную чистоту. Он просто жертва того времени. Именно этой идее посвящена основная часть романа «Приключения Оливера Твиста».
Но вместе с этим писателя волновал вопрос: что влияет на формирование характера человека, становление его личности? Природные задатки и способности, происхождение (предки, родители) или все же общественная среда? Почему кто-то становится благородным и порядочным, а кто-то подлым и бесчестным преступником? Может ли он не быть бездушным, жестоким и подлым? Для того чтобы ответить себе на этот вопрос, Диккенс вводит в сюжетную линию романа образ Нэнси. Это девушка, которая попала в криминальный мир еще в раннем возрасте. Но это не помешало ей остаться доброй и отзывчивой, способной проявлять сочувствие. Именно она пытается не допустить, чтобы Оливер стал на неверный путь.
Социальный роман Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста» — это истинное отражение наиболее злободневных и животрепещущих проблем современности. Именно поэтому данное произведение очень популярно среди читателей и со времени своего издания успело стать народным.
После анализа «Приключений Оливера Твиста» изучите другие сочинения по этой теме:
По произведению: «Приключения Оливера Твиста»
По писателю: Диккенс Чарльз
Вся книга кажется грязной, испачканной. Это впечатление усиливают и описание Лондона, как кажется вечно грязного, мерзкого, промозглого и сырого города, со своими трущобами, кварталами для бедноты, вечно плохой погодой и, конечно, жителями своей внешностью и отношением друг к другу как нельзя лучше подходящими под описание этого города. Вообще, скорее всего, это та эпоха, время когда голод, бедность были скорее обычным явлением, нежели исключением из правила. Эпоха контраста, чистоты и грязи, возвышенных речей и грязных ругательств, обжорства и страшного голода, рабской покорностью одних и идиотской самовлюбленностью других, наконец, возникновению высокой любви у Гарри и Розы и появлению непонятного чувства, возникшего у Нэнси к бандиту Сэйку.
В описаниях всех тех зол того общества, возникает естественный вопрос: а так ли бедны были бедные? а так ли бездушны и надменны богатые? а так ли много бездомных и сирот? так ли бесправен и порабощен ребенок самого рождения? Уже в свое время Диккенсу приходилось выслушивать упреки в преувеличениях, если не в искажениях истинного положения дел. Не знаю, может и так, но ведь рабская эксплуатация детского труда не является выдумкой, как и описанный в книге случай о погибшем ребенке-трубочисте. В любом случае, выявляя некий недостаток в обществе, да и в чем бы то ни было, необходимо преувеличить, иначе это просто не вызовет резонанс, пройдет незамеченным, как само собой полагающееся.
Социальная проблематика в романе Ч. Диккенсона «Оливер Твист»
«Оливер Твист», безусловно, одно из величайших и популярнейших произведений искусства всех времен — недаром за него ухватились режиссеры театра, кино и телевидения. Диккенс еще не обладает подлинным мастерством(это его второй роман) и поэтому без большого успеха пытается строить сюжет этих обоих романов на совпадениях и надуманных тайнах. Первая часть «Оливера» ближе к журналистике Диккенса, но уверенный, ясный и сдержанный (даже в самых чувствительных местах) язык этой журналистики гениален. Рассказ об Оливере, незаконнорожденном сироте, который воспитывается в работном доме, потом вступает в большой мир учеником гробовщика, — это рассказ о том, с какой жестокостью викторианская система подавляет безыменные, почти безликие низы общества; о том, как груба и безжалостна эта система даже в тех случаях, когда она осуществляется в рамках закона, и как она (поскольку людям свойственно ошибаться) бесчеловечна на практике.
Современный читатель вряд ли заметит то обстоятельство, что Диккенс обрушивается в этой книге на людей серьезных, разумных, образованных, но не сумевших осуществить свои добрые намерения, ибо общественная задача, с которой они столкнулись, оказалась непомерно трудна. От нашего внимания может ускользнуть и то, что, хотя Диккенс был несправедлив к этим людям, он куда лучше их видел истину и в отличие от составителей законов не был ослеплен статистическими данными. Однако нельзя не заметить, что перед нами острейшая социальная сатира, автор которой занят не отдельными личностями, а человеком вообще, «толпой», обществом в целом.
В сущности, книга потому и распадается на две части, что невозможно рассматривать преступление одновременно как продукт общества и как нечто для него смертоносное. Без сомнения, именно поэтому, не говоря уже о ярких характерах и убедительной атмосфере действия, «Оливер Твист» — прекрасный роман: ибо у широкой публики есть потребность сочувствовать угнетенным, но нет времени разбираться подробно в том, к чему приводит угнетение. Читатели хотят жалеть Оливера, значит, ему нельзя быть реальным существом, ведь реальный Оливер обратился бы в развращенного и огрубевшего Фейджина, который должен быть нам отвратителен. И еще, когда приходит час травить и преследовать шайку, читатель хочет участвовать в травле; однако в глубине души он не прочь приобщиться к подвигам шайки и разделить ее.
В «Оливере Твисте» Диккенс впервые обратился к вопросу о взаимодействии личности и общества, личности ребенка и окружающей ее социальной среды; он один из немногих писателей, которые с потрясающим мастерством изображают судьбы детей в современном им обществе, их характеры, сложный внутренний мир и многообразие переживаний.
Цель данной работы – изучение социальной проблематики в романе Ч.Диккенса «Оливер Твист»
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные жизни и творчеству Чарльза Диккенса (см. библиографический список); анализ образов героев проведен на основе анализа романа «Оливер Твист»
Глава 1. Место Ч.Диккенса в английской литературе XIX века
Реализм утвердился в английской литературе как ведущее направление в 30-40-е гг. XIX в., достигнув своего расцвета во второй половине 40-х гг. реализм (от лат. reālis – действительный, вещественный) – стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания; основывается на правдивом и объективном изображении действительности.
Критический (или социальный) реализм пришел на смену просветительскому реализму в литературе XIX в.; его типология определялась следующими особенностями:
— принципом социальной обусловленности характеров героев и событий;
— действующие лица произведений несут в себе собирательные черты какой-либо социальной группы (типические черты);
— особой формой психологизма (внутренний мир героя изображен в связи с условиями его жизни);
— историзмом (персонаж выступает как герой времени, лицо эпохи) и объективным воспроизведением действительности, основанном на глубоком знании жизненного материала;
— сочетанием типических черт и глубокой индивидуализации в изображении персонажей, а также изображением их характеров в развитии. [6]
Англия, вступив в новую фазу развития, завоевала ведущее положение на международной арене в промышленности и торговле, положение народных масс противоречило официальной версии о «всеобщем процветании». Критические реалисты помогли своим современникам задуматься над коренными проблемами эпохи, раскрыв перед ними глубину социальных противоречий – не «старая добрая Англия», но страна, раздираемая противоречиями, в которой не затихала классовая борьба, была изображена в их произведениях. [2]
В своем творчестве английские реалисты всесторонне отразили жизнь современного им общества; объектом критики и осмеяния они сделали не только отдельных представителей буржуазно-демократической среды, но и ту систему законов и порядков, которая была установлена власть имущими. Английские реалисты обратились к основному конфликту эпохи – конфликту между пролетариатом и буржуазией.
Диккенс открывает собой новый этап в истории английского реализма.
Сам Диккенс своими любимыми писателями называет Сервантеса, Лесажа, Филдинга и Смоллетта. В какой-то мере в начальный период своего творчества Диккенс повторяет этапы развития английского реализма XVIII и начала XIX веков. Истоки этого реализма — «Моральные еженедельники» Стиля и Аддисона.
Реалистический роман XVIII столетия возникает из бытописательной литературы. Эта попытка обобщения и систематизации материалов действительности особенно характерна для идеологии третьего сословия, стремившегося осознать и силой своей мысли упорядочить мир.
Создатели реалистического романа XIX столетия, среди которых Диккенс занимает одно из первых мест, начинают с разрушения этой унаследованной ими традиции. Диккенс, герои которого в отдельных чертах своих обнаруживают значительное сходство с героями Филдинга или Смоллетта, производит в романе этого типа значительную реформу. Диккенс живет в эпоху раскрывшихся внутренних противоречий буржуазного общества. Поэтому следование морально-утопической конструкции романа XVIII столетия сменяется у Диккенса более глубоким проникновением в сущность буржуазной действительности, более органическим сюжетным следованием ее противоречиям. Действительность, входящая в роман Диккенса, обогащается новыми темами и новым материалом. Горизонт романа явно расширяется. Мир образов, представленных критическим реализмом – это вся викторианская Англия, все общество того времени. Стремясь к объективному воспроизведению действительности, критические реалисты отражали закономерности социальной и политической жизни в обстоятельствах и конфликтах. [5].
Итак, в 30-40-х гг. XIX в. ведущим направлением в английской литературе стал критический реализм, основными чертами которого являлись пытливое и неустанное искание правды, объективность изображения, широта жизненных картин, искренность авторской позиции, гуманизм и демократизм идейного содержания, выразительность человеческих характеров [6]. И пожалуй, никто не смог выразить всей социальной напряженности, всех противоречий своей эпохи с такой полнотой, как Чарльз Диккенс
Новая эпоха научила Диккенса видеть мир в его противоречивости, более того — в неразрешимости его противоречий. Противоречия реальной действительности постепенно становятся основой сюжета и главной проблемой диккенсовских романов.
Но произведения Диккенса отличаются от предшествующей реалистической литературы не только этим усилением реалистического социального момента. Решающим является отношение писателя к изображаемой им действительности. Диккенс относится к буржуазной действительности глубоко отрицательно.
Глубокое осознание внутреннего разрыва между миром желаемым и миром существующим стоит за диккенсовским пристрастием к игре контрастами и к романтической смене настроений — от безобидного юмора к сентиментальному пафосу, от пафоса к иронии, от иронии снова к реалистическому описанию.
На ранней стадии творчества Диккенса эти внешне романтические атрибуты являют собой концепцию «иного мира», прекрасного мира, явственно противопоставленного практике буржуазного общества.
Эта утопия, впрочем, является для Диккенса лишь вторичным моментом, не только требующим, но прямо предполагающим полное изображение реальной жизни со всей ее катастрофической несправедливостью.
Однако подобно лучшим писателям-реалистам своего времени, интересы которых шли глубже внешней стороны явлений, Диккенс не удовлетворяется простым констатированием хаотичности, «случайности» и несправедливости современной жизни и тоской по неясному идеалу. Он неминуемо подходит к вопросу о внутренней закономерности этого хаоса, о тех социальных законах, которые им все же управляют, вскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии социальной средой
Реализм и «романтика» Диккенса, элегическая, юмористическая и сатирическая струя в его творчестве находятся в прямой связи с этим поступательным движением его творческой мысли
Выступив со своими романами в середине 30-х гг. XIX в., Диккенс открыл блестящую страницу в истории английского критического реализма. Одним из первых в английской литературе Диккенс показал жизнь простых людей в условиях буржуазной цивилизации. Гуманизм Диккенса, его блестящее художественное мастерство юмориста и сатирика поставили его романы в один ряд с лучшими произведениями мировой литературы. Реалистические романы Диккенса содержат правдивые и яркие картины жизни Англии того времени. Обращаясь к коренным проблемам своей эпохи, Диккенс создал замечательную галерею художественных образов, одним из первых поведав о трагической судьбе ребенка в буржуазном мире [4].
В особенности в России произведения Диккенса были достойно оценены очень рано и с начала 40-х годов систематически и многократно печатались как на страницах литературных журналов, так и отдельными изданиями.
Это обстоятельство было отмечено еще Ф. М. Достоевским, который писал: «…мы на русском языке понимаем Диккенса, я уверен, почти так же, как и англичане, даже, может быть, со всеми оттенками…».
Гончаров, называя Диккенса «общим учителем романистов», пишет: «Не один наблюдательный ум, а фантазия, юмор, поэзия, любовь, которой он, по его выражению, «носил целый океан» в себе, — помогли ему написать всю Англию в живых, бессмертных типах и сценах».
Литературное наследие Диккенса вошло в сокровищницу не только английской, но и мировой литературы. Уже более века традиции его искусства продолжают свою жизнь в творчестве лучших представителей английской реалистической литературы.
Глава 2 Социальная проблематика в романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист»
Приключения Оливера Твиста — второй роман Чарльза Диккенса и первый в английской литературе, главным героем которого стал ребёнок.
В романе показана история мальчика, воспитывающимся в сиротском приюте при местном приходе, средства которого крайне скудны. Голодающие сверстники заставляют его попросить добавки к обеду. За эту строптивость начальство сбывает его в контору гробовщика, где Оливер подвергается издевательствам старшего подмастерья.
После драки с подмастерьем Оливер бежит в Лондон, где попадает в шайку юного карманника по прозвищу Ловкий Плут. Логовом преступников верховодит хитрый и коварный еврей Феджин. Туда же наведывается хладнокровный убийца и грабитель Билл Сайкс. Его 17-летняя подружка Нэнси видит в Оливере родственную душу и проявляет к нему доброту.
В планы преступников входит обучение Оливера ремеслу карманника, однако после сорвавшегося ограбления мальчик попадает в дом добродетельного джентльмена — мистера Браунлоу, который со временем начинает подозревать, что Оливер — сын его друга. Сайкс и Нэнси возвращают Оливера в мир преступного подполья с тем, чтобы он принял участие в ограблении.
О визитах Нэнси к мистеру Браунлоу становится известно Сайксу. В припадке гнева злодей убивает несчастную девушку, но вскоре погибает и сам. Монксу приходится открыть свои грязные тайны, смириться с утратой наследства и уехать в Америку, где он умрёт в тюрьме. Феджин попадает на виселицу. Оливер счастливо живёт в доме своего спасителя мистера Браунлоу.
В романе многие критики отмечают недостатки – так, не показано непосредственное влияние окружающих социальных условий на эволюцию героев, на формирование их характеров, недостаточно убедительно раскрыт процесс взаимоотношения человека и среды. Мы не можем проследить за их развитием. Из-за отсутствия внутренних противоречий персонажи делают выбор без каких-либо сомнений, ориентируясь на свой сформировавшийся характер.