Выставка в манеже new nature о чем
Выставка, куда бессмысленно приходить без смартфона
В Петербургском «Манеже» полным ходом идет New Nature: персональная выставка краснодарского арт-дуэта Recycle Group — Андрея Блохина и Георгия Кузнецова. Пока вы думали, что не понимаете современное искусство, оно уже идет к вам через гаджеты и проникает в ваше сознание. Вызывающе «фотогеничная» выставка, куда бессмысленно приходить без смартфона.
В этом году, как никогда, у россиян открылся вкус к событийному туризму. Предсказуемо, что лидирует в этом списке Санкт-Петербург. Северная Пальмира манит сограждан не только архитектурным роскошеством, но и изобилием культурных событий.
Примечательным событием этого лета стала выставка в Петербургском «Манеже» масштабного и самого, так сказать, инстаграмного проекта: персональная выставка российской арт-группы Recycle — творческий дуэт Андрея Блохина и Георгия Кузнецова. Она продлится до 15 сентября, Организаторы проекта сохранили шанс всем вернувшимся из летних отпусков успеть посетить блокбастер выставочного искусства Северной столицы.
У Блохина и Кузнецова за 13 лет существования проекта Recycle за спиной уже Премия Кандинского, участие в сонме международных выставок, главная из которых — Российский павильон 57-й Венецианской биеннале. А впереди — ангажементы на довольно длинную перспективу.
New Nature — крупнейший персональный проект художников, который создавался несколько лет. Магистральной темой выставки выступили носящиеся в воздухе идеи о новых «прошивках» взаимодействия человека и искусственного интеллекта, их симбиозе и что более реально — о вытеснении машиной личности
Художники-«ресайклы» не дают однозначного ответа на вопрос хороша ли для людей необратимая диктатура прогресса или пагубна, но предложенные ими размышления на данную тему оправляют важный месседж к нам завтрашним. Готовы ли мы расстаться с персональной волей и довериться эволюционирующим холодным механизмам и алгоритмам? Мы точно все еще хотим остаться свободными в этом мире или согласны уступить пьедестал «венца природы» ради роботизированного комфорта?
И вечно жить нам, и вечно плыть нам
Прямо на входе посетителей встречает объект под названием «Ноль» — арка, сделанная из железного каркаса и компьютерных серверов, отражающаяся в зеркальном полу. «Ноль» — основопологающее наравне с «единицей» число программирования, здесь выступает красноречивой метафорой врат в виртуальный, читай — загробный мир.
В связи с этим вспоминается старая работа арт-группы Recycle «Буква F», когда художники концептуально обыграли символ Facebook букву F как изогнутый крест — религиозная аллюзия вечной цифровой жизни.
Recycle экспериментируют с формой и идеей, согласно их названию: переработка традиций, привычных форм, культурных канонов, которая ре-воплощается в некую новую поражающую сущность. Уличные мусорные баки «украшенные» лепниной соседствуют с почти античными героическими горельефами, воспевающими невидимую битву в соцсетях, где в роли богов — боты, а в роли титанов — люди.
Впрочем можно считать и иной подтекст: горельефы сделанные из белой сетки, полые внутри, символизируют пустоту на месте классического искусства. Посетители выставки движутся в технически продвинутое будущее, созданное из переработанного мусора, туда — в пространство триумфа роботов и «ботов». Будущее освещенное не светом духовным, а синим мерцанием жидкокристаллических экранов.
Смартфон: сим-сим откройся
Кстати об экранах. На выставку в «Манеж» необходимо приходить исключительно со смартфоном. Пал последний рубикон — теперь без этого куска пластика мы уже не можем встретиться с прекрасным: попросту невозможно будет оценить New Nature. Начнем с того, что здесь совсем нет ни одной этикетки и сопроводительных текстов на стенах — лишь QR-коды, отсылающие на сайт за подробностями. Читайте описания инсталляций, уединившись в любом укромном уголке «Манежа» в обнимку с телефоном.
Кроме того, большая часть объектов существуют лишь виртуально, чтобы «встретиться»с ними необходимо скачать специальное приложение. Вот она дижитал-эпоха: раньше было — «без бумажки ты букашка», теперь — без приложения ты за закрытой дверью. И наконец в один из павильонов посетителям и вовсе не войти: внутрь просторного параллелепипеда из переработанного пластика можно попасть только, отдав сотруднику музея свой смартфон, который вставит его в игрушечный паровозик, включит видеозапись и запустит в путешествие по павильону.
Кто знает, возможно не за горами время, когда и у телефонов, будет законное право на независимость «заходить» в специальные места без своих хозяев. А последним останется участь родителей, приведших детей в изостудию и ожидающих снаружи, чтобы потом «расспрашивать» свои смартфончики, что ж там было-то…
Вместе с тем Recycle запустили дополненную реальность и наизнанку. Вот табличка гласит «это не существует», если навести на нее камеру, то на экране физически существующий в реальном пространстве объект становится невидимым. Пожалуй, нагляднее пособия для студентов, изучающих буддийскую философию не придумаешь — познай пустотность бытия.
А о своем собственном цифровом следе в бытии посетители «Манежа» смогут узнать в специальном разделе выставки. Достаточно предоставить компьютеру доступ к личному профилю в одной из популярных соцсетей, и тогда машина предскажет и проиллюстрируют ваше будущее. К бабке не ходи — действия несложных алгоритмов искусственный интеллект в отдельной комнате испытуемому выдаст суровое или же бодрящее «предсказание»: что приятно, есть выбор «хорошего» и «плохого» сценария.
Время «вычерпывающих людей»
Художники Recycle Group традиционно в своем творчестве настойчиво и полифонично отображают тему интернета как религии нашего времени. В просторах петербургского «Манежа» она звучит особенно убедительно. Вот узнаваемый профиль готического храмового портала со скульптурой и внутренним европейским двориком с фонтаном: все скручено и спаяно из проводов, а вода имитируется светодиодными лампочками.
А вот представленная в Венеции инсталляция Bloked content, изображает, так сказать, мир отверженных в сети. Белоснежные абстрактные фигуры в одном из залов в режиме дополненной реальности превращаются в скульптуры людей, забаненых в соцсетях. «Материализация» уничтоженных цифровых мифов пользователей соцсетей будто очищенная скорлупка от яйца — след былой целостности с живым источником в офлайне.
Поднявшись выше по лестнице, посетитель попадает в сумрачную постапокалипсическую реальность цифрового ни то рая, ни то ада — что это, каждый в праве решить сам, руководствуясь своей виртуальной праведностью. В центре пространства второго этажа собралась «толпа» гигантских пластиковых деревьев. «Лес истекших ссылок» — самая впечатляющая инсталляция всей выставки. На темных листьях величественных растений нанесены истекшие, не ведущие никуда ссылки.
Чуть глубже за «лесом» раскинулся «Сад расходящихся камней». Камни как-будто бы еще из той натуральной природы, но приглядевшись можно увидеть — в них встроены механизмы: еле заметно глазу медленно они движутся. Воистину, время сдвигает камни. Хотим мы этого или нет, будущая (а вообще-то, вполне настоящая) «новая природа» изменяет сознание человека с учетом новейших технологий, нейросетей и искусственного интеллекта. А с изменённым сознанием, по мнению авторов выставки, меняется и и отношение к жизни, религии, вечности и бессмертию.
Выставка в манеже new nature о чем
NEW NATURE. ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА RECYCLE GROUP 16 июля 2021 — 10 октября 2021
В Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге до 10 октября открыт масштабный проект: персональная выставка российской арт-группы Recycle.
Генеральный партнер проекта New Nature – компания СИБУР. Выставка проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
В рамках выставки, созданной специально для Манежа, Recycle анализируют трансформацию личности под влиянием современных технологий, обращаются к взаимодействию человека и машины, исследуя возможность телепатии между ними. Продолжая развивать центральную тему своего творчества, Андрей и Георгий поднимают вопросы вечной жизни внутри сети, проводят неожиданные и ироничные эксперименты над нашим сознанием.
«В настоящее время общество переживает глобальные изменения и фактор физического присутствия людей рядом друг с другом становится не столь значительным. С помощью новых технологий и машинного обучения человек получил возможность практически полноценной виртуальной жизни. Интересно то, насколько может измениться в ближайшем будущем жизнь человека, вступившего во взаимодействие с новым миром. Связь человека с машиной является ключевым элементом в развитии цивилизации в наши дни и именно сейчас закладывается философия для неё. Каждый из нас наполняет своими данными новый мир практически каждый день и почти вся эта информация сохранена и является ценностью».
Recycle Group
На экспозиции в Манеже художники представили интерактивные скульптуры и динамические инсталляции, которые превратят зрителей в участников виртуального и технологического перформанса.
Сравнивая себя с метрономами и разворачивая свой проект в трех измерениях (материальном, духовном и виртуальном), Recycle стремятся предвидеть и предугадать идеи, которые лягут в основу искусства будущего.
Виртуальным измерением выставки и главным порталом в футуристический мир Recycle Group является отдельный сайт проекта: recyclexmanege.com. Что вдохновляет художников, какие коды скрыты в их творчестве и что происходит в Манеже в рамках выставки? Благодаря этой платформе аудитория Recycle Group может отправиться в кибернетическое путешествие (перемещаясь из студии в Париже в галерею в Нью-Йорке и обратно на выставку в Петербург); общаться с художниками и командой выставочного зала; следить за лекциями и мероприятиями просветительской программы; получать расширенную версию рекомендаций вдохновляющих фильмов, музыки и книг; в прямом эфире наблюдать за тем, что происходит в выставочном зале. Сайт проекта регулярно обновляется новым аудиовизуальным контентом.
Работа над выставкой New Nature шла два года, на протяжении которых идея проекта трансформировалась несколько раз и в результате обрела свою финальную концепцию. Художники сфокусировались на исследовании возможности телепатии между людьми и машинами, искусственным разумом и естественным. Заменяя наш взгляд цифровым кодом, Recycle Group стремится поставить зрителя на место машины, предоставив ему возможность почувствовать, как программа анализирует и считывает информацию об окружающем мире.
Сами художники называют новую выставку проектом о веке информации и сегодняшнем дне, в котором скорость передачи данных и их объемы имеют критическое значение. Это проект о потоке информации, о нашем стремлении увековечить себя в виртуальном мире и о создании человеком искусственного разума, который в свою очередь меняет наше восприятие окружающего мира, трансформируя привычные способы коммуникации между людьми.
В рамках выставки также проходит дополнительная просветительская программа, основными темами которой станут пост-интернет искусство, влияние цифровых технологий на творчество современных авторов, трансформация личности и материальной среды в эпоху виртуальной реальности, расширение возможностей нашего мозга, глобальные изменения окружающей среды и климата, инновации в области науки и медицины. Более двадцати ученых, занимающихся it-технологиями, геномной медициной, роботостроением, нейробиологией, психологией, философией, физикой, химией и другими науками поделятся знаниями об основных научных идеях современности и собственных исследованиях. Представители творческих профессий расскажут о направлениях современного искусства, в которых произведения создаются при помощи современных технологий, материалов и новейших выразительных средств, основанных на научных методах.
Партнер выставки New Nature – премиальный сервис Ultima Яндекс Go, активно поддерживающий актуальное российское искусство. Так, в сентябре 2020 года группа Recycle при поддержке Ultima Яндекс Go представила на VIII Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow в Москве инсталляцию «Сад расходящихся камней» – динамическое размышление о месте и времени. В 2021 году эта инсталляция также станет частью представленной в Манеже экспозиции. Во время посещения выставки New Nature гости смогут подзарядить свои мобильные устройства в зоне Ultima Lounge на первом этаже выставочного пространства.
New Nature: Как смотреть новую выставку Recycle Group Виртуальные жизнь (и смерть) в петербургском «Манеже»
В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка Recycle Group Андрея Блохина и Георгия Кузнецова. Крупнейший в своей карьере персональный проект New Nature лауреаты Премии Кандинского и участники Российского павильона 57-й Венецианской биеннале создавали несколько лет. Концепция за это время менялась, возникали новые идеи и работы (часть из них привезли из Парижа и Лондона, другие придумали с нуля), а магистральной стали темы виртуальной жизни и, как водится, смерти.
The Village выбрал несколько показательных работ и составил гид по центральным сюжетам масштабного проекта.
New Nature
с 16 июля по 15 сентября
Переработка вещей и идей
Название для своей арт-группы Андрей Блохин и Георгий Кузнецов выбрали в 2008 году после одноименной выставки в московском центре современного искусства «МАРС». Тогда художники употребили понятие «переработка» почти в исходном значении, изготовив экспонаты из полиэтилена и пластика. Эту базовую технологию они используют до сих пор: почти все объекты на выставке в «Манеже» при желании можно было бы рассортировать и сдать в «Раздельный сбор». Впрочем, за годы концепт серьезно усложнился: теперь Блохин и Кузнецов чаще перерабатывают идеи и смыслы, чем пластик и строительную арматуру. Например, прямо на входе посетителей встречает «Ноль» — арка, сделанная из железного каркаса и компьютерных серверов, отражающаяся в зеркальных панелях, которыми выстлан пол. И этот объект — одновременно и метафора врат в загробный мир, и, собственно, «ноль» — знак, без которого невозможен язык программирования.
Искусство через камеру смартфоны
«Скрытая папка», 2021
Проект в «Манеже» — это выставка, которую невозможно толком оценить, если у вас нет смартфона. Во-первых, здесь совсем нет никаких сопроводительных текстов на стенах, вместо них — QR-коды, ведущие на сайт с подробными описаниями инсталляций. Во-вторых, часть объектов существуют лишь в дополненной реальности (чтобы увидеть их — нужно скачать специальное приложение). Наконец, в один из павильонов посетителей не допускают вовсе: единственный способ заглянуть внутрь просторного прямоугольного параллелепипеда из полупрозрачного пластика — отдать сотруднику музея свой смартфон, его прикрепят к игрушечному паровозику и отправят в трехминутное путешествие по павильону. И это — тот случай, когда наблюдать за собственными эмоциями, вызванными необходимостью пусть и на несколько минут потерять связь с виртуальным миром, куда интереснее, чем потом смотреть записанное таким необычным образов видео.
Соцсети и виртуальная жизнь
Bloked content, 2017
Профили в соцсетях — что-то вроде виртуальных душ, созданных с помощью двоичного кода. А взаимодействуя с ними, можно заставить человека радоваться, ну или наоборот, страдать. Доказывая эти сентенции, Recycle Group выстроили в «Манеже» павильоны для «предсказаний»: чтобы получить свое, нужно дать компьютреу доступ к своему профилю в одной из популярных соцсетей, а дальше искусственный интеллект сам создаст для вас целый поток картинок, вызывающих приятные (позитивный сценарий) или неприятные (негативный сценарий) эмоции.
Еще нагляднее работает инсталляция Bloked content — та самая, которую показывали в Венеции. Белые абстрактные конструкции в одном из залов в режиме дополненной реальности превращаются в скульптуры людей, забаненых в соцсетях или «уничтоженных», если использовать терминологию художников.
Героические барельефы будущего
Барельефы — другой излюбленный арт-группой жанр. Традиционные героические сюжеты прошлого у Recycle Group, впрочем, сменяют футуристические сюжеты настоящего и будущего. Например, в проекте Conversion, показанном на 56-й Венецианской биеннале, дуэт проводил паралели между новыми технологиями и религией (среди прочего там были апостолы из полиуретана и крест, напоминающий иконку Facebook). В «Манеже» героические барельефы тоже есть, но воспевают они невидимую битву в соцсетях: в роли богов здесь боты, в роли титанов — люди.
Пластиковый рай
«Лес истекших ссылок», 2021
Постапокалипсические видения — самая эффектная часть выставки. Почти все пространство второго этажа занимает «Лес истекших ссылок» — гигантская инсталляция, представляющая собой заросли пластиковых деревьев, на листьях которых размещены истекшие, а значит потерявшие всякую ценность, ссылки. По периметру зала развешены лайтбоксы с видами космических пейзажей, а в самой глубине расположен «Сад расходящихся камней», утроенный по принципам традиционного садового искусства Японии, но с пластиковыми камнями, которые самостоятельно перемещаются по песку. Ничего жуткого или трагического в этом зрелище нет. Неофит, воспитанный на фантастике ХХ века, увидит здесь скорее элегический эпилог проекта в духе сюжетов Брэдбери, а тот кто уже успел проникнуться эстетикой Recycle Group — может счесть пластиковый сад и вовсе виртуальным раем, предназначеном для тех, кто прожил праведную виртуальную жизнь.
Нейросеть-предсказатель и битва с киборгами: 5 работ арт-дуэта Recycle Group, которые нужно увидеть
«Обнять и плакать,» — говорит об архитектуре родного Краснодара Андрей Блохин. «Поэтому мы переехали в Париж. Отличное решение всех проблем,» — добавляет Георгий Кузнецов, и оба смеются.
С момента своего основания в 2006 году Recycle Group успели показать свои работы и в ГМИИ им. Пушкина, и на 57-й Венецианской биеннале. Часть работ для новой выставки New Nature в питерском «Манеже» как раз относится к прошлым проектам, а часть «Рисайклы» создали совсем недавно в своей краснодарской студии. Итого — два десятка объектов и инсталляций с технологией дополненной реальности, своя «нейросеть-предсказатель», а также AR-приложение и сайт, которые заменяют традиционные пояснительные тексты к экспонатам.
Но так вышло, что мы с дуэтом Recycle Group из одного города, поэтому наболевшая тема эклектичной южной архитектуры всплывает сама собой. Пока в «Манеж» стягиваются первые зрители, мы обсуждаем парк Галицкого («выглядит, как 3D-симуляция») и попутно выясняем, что наши семьи давно дружат — ситуация для небольшого города вполне предсказуемая.
Новый язык нового мира — это образы
Андрей Блохин: Это южный стиль. Я заметил уже давно, что южные люди более активные. В Питере же более расслабленная атмосфера. Пришел не вовремя? Ну и ладно. Похоже на европейскую структуру мозга. В первое время в Париже не помню, чтобы кто-то, кроме нас, торопился.
Георгий Кузнецов: Жизнь в Париже приучила нас строить планы заранее. Мы давно работали на «удаленке» и были готовы к ковиду.
HB: То есть на подготовку к выставке пандемия никак не повлияла?
АБ: Над выставкой мы морочились два года, а реального физического продакшена было месяца три — ведь параллельно были другие проекты: всегда что-то надо сдать, что-то новое поставить. Мы устали. И тут очень повезло с соседями: 10 лет мы работали у завода ЗИП (Завод измерительных приборов в Краснодаре — прим. ред.), там всегда были засаленные и вечно матюкающиеся рабочие.
АБ: А потом видим: появились хорошие станки и машины, новый красивый фасад, идеальный бетон — даже скейтеры подтянулись. Мы подружились с рабочими, а они сняли с производства толпу народа и дали ее нам в помощь.
HB: New Nature — как раз отчасти про социальные сети. А еще тут нет пояснительных текстов — все нужно исследовать через ваше приложение и QR-коды. Расскажите о своей вселенной людям, которые еще не знакомы с Recycle Group.
ГК: Если мы начнем смотреть выставку с самого входа, то увидим три ноля (работа «Замкнутые системы» — прим. ред.). Это тот трехмерный мир, в котором мы живем. У нас всегда был духовный и материальный мир, теперь у нас появилось третье, виртуальное измерение. Так как любая новая система и новая эра должны иметь точку отсчета, мы используем символ ноля. Напротив входа — арка из серверов, она, отражаясь в зеркалах на полу, тоже превращается в ноль. Это одновременно и портал в новую эпоху, и ее точка отсчета.
Человек и машина: выставка New nature в ЦВЗ «Манеж»
В июле в Манеже открылась масштабная выставка группы Recycle. Уже в первые дни работы New nature стала must-see выставкой этого лета. Здесь каждый зритель имеет уникальную возможность поучаствовать в виртуальном технологическом перформансе: узнать будущее с помощью нейросети, побродить по лесу истекших ссылок, зависнуть в размышлениях о месте и времени.
«Культура Петербурга» встретилась с Андреем Блохиным, чтобы поговорить о том, какая же она — новая реальность, какое место в ней занимает человек и как создавалась выставка New Nature.
Андрей Блохин — участник арт-группы Recycle, в дуэте с Георгием Кузнецовым стал лауреатом Премии Кандинского и участником выставки в павильоне России на 57-й венецианской биеннале.
— Выставка New Nature в ЦВЗ «Манеж» — это искусство, которого Петербург ещё не видел, но очень ждал. Расскажите подробнее про идею выставки и какая мысль заложена в название?
New Nature — это новая природа, но не в смысле флора и фауна, а природа происхождения человека, вещей. В целом это рассуждение на тему глобального эволюционного процесса человечества, в котором появилась новая форма жизни в виде машинно-искусственного интеллекта. Эта наша новая реальность, которая развивается очень активно и подминает под себя очень много вещей: от взглядов на мир до науки и даже, в каком-то смысле, религии. Но вместе с этим она не конфликтует с человеком, а органично вписывается в повседневность.
«Открытый код», 2021 / представлено ЦВЗ «МАНЕЖ»
— В описании выставки есть фраза: «Художники продолжают исследовать культурные и визуальные коды Homo Virtualis». Что, на ваш взгляд, представляет из себя Homo Virtualis? Это человек будущего или наше настоящее?
У нас была выставка Homo Virtualis в Пушкинском музее, в которой мы противопоставляли мир глазами машины и мир глазами человека. Это было рассуждение на тему того, что в современном мире уже не так важно физическое присутствие, мы перешли на новый этап связи и взаимодействия. Можно сказать, что homo virtualis — это продолжение homo sapiens, разумного человека, органично адаптировавшегося к новой реальности.
— Цифровые инсталляции — технически сложный процесс. Приходилось ли отказываться от идеи из-за проблем с реализацией? Расскажите об успешном и не очень опыте в рамках этой выставки.
Мы боялись реализовать нейросеть, но в итоге у нас всё получилось благодаря команде компании Maverick. Мы не боимся привлекать инженеров-специалистов в разных областях для создания искусства. К высокотехнологичным проектам всегда страшно приступать, но когда начинаешь реализовывать идею с профессионалами, оказывается, что все осуществимо.
Вообще бывают разные факторы, из-за которых возникают сложности в реализации. Конкретно в этом проекте мы сделали все, что хотели.
«Ответы системы», 2021 / представлено ЦВЗ «МАНЕЖ»
— Одна из экспозиций — комната с предсказаниями. Как она работает?
Посетитель выставки регистрируется через социальные сети, получает номерок и получает персональный контент. Это видео, созданное нейросетью на основе того контента, который пользователь загрузил в свой аккаунт. Можно выбрать, какое предсказание сгенерирует нейросеть: максимально благоприятное или максимально негативное.
— Есть ли статистика, какое предсказание выбирают чаще: позитивное или негативное?
— Примерно в 80 процентах случаев выбирают позитивное. Хотя, мне кажется, что негатив интереснее.
— «Лес истекших ссылок», наверное, одна из ключевых инсталляций выставки — она самая масштабная и очень «инстаграмная». Из чего сделан этот лес? Как зритель может с ним взаимодействовать?
Листья леса — истекшие ссылки — сделаны из вторично переработанной пленки для бассейнов, которая при помощи вакуумной термоформовки приобрела такие формы. Зрители могут в нем бродить и взаимодействовать с интерактивными объектами: исчезающей стеллой и музыкальными фрагментами инсталляции — на спилах деревьев зритель может играть музыку.
«Лес истекших ссылок» (2021) / представлено ЦВЗ «МАНЕЖ»
— Как думаете, какие слагаемые успеха у выставки современного искусства?
Как и всегда: идея проекта, место и время. Любое современное искусство работает в контексте: нужно понимать, что конкретно и зачем ты делаешь. А результат приходит постепенно.
— Что и кто вас вдохновляет на творчество?
Всегда по-разному. Природа вокруг, философия, другие художники. Правда, я стараюсь сильно не вдохновляться другими художниками, есть риск подспудно их копировать и даже не замечать этого.
Беседовала Алиса Куликова, специалист по связям с общественностью и СМИ
Фото обложки: Андрей Блохин и Георгий Кузнецов / представлено ЦВЗ «МАНЕЖ»