Высказано предположение что реализация концепции электронного государства поможет победить коррупцию

Цифровизация: панацея от коррупции или иллюзия? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Все новости »

Герман Греф заявил, что избавить Россию от коррупции может только всеобщая цифровизация. Прав ли глава Сбербанка и не перейдет ли в этом случае коррупция на более высокий уровень, никуда не исчезнув?

Выступая в рамках Гайдаровского форума, глава Сбербанка Герман Греф заявил, что цифровизация, по его мнению, является единственным способом борьбы с коррупцией в России. «Если будет прозрачная процессная деятельность, положенная в «цифру» и с доступом рынка к этой информации, и когда каждое решение любого чиновника может быть проанализировано экспертным сообществом и выложена оценка этого решения, коррупция начнет исчезать как явление. Я другого способа борьбы с коррупцией не вижу», — сказал Герман Греф. Насколько он прав?

Цифровизация — это модный нынче термин, который, зная, что высшее руководство страны загорелось самой этой идеей, теперь поминают всуе все кому не лень по всякому случаю. Говоря о «цифре» как средстве борьбы с коррупцией, Греф, конечно, во многом прав. Особенно эффективны современные информационные технологии в борьбе с низовой коррупцией.

Это примерно как с камерами фиксации нарушений правил дорожного движения: чем меньше возможностей прямого задушевного общения водителя и гаишника, тем меньше соблазнов с обеих сторон для коррупции. ЕГЭ снизил, считают многие, коррупцию при приеме в вузы. Многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, ограничив возможности чиновников низового уровня для вымогательства взяток, при этом еще и в разы облегчили получение многих таких услуг для граждан.

Однако подчас цифровизация ведет не к искоренению коррупции, а лишь к ее видоизменению. Коррупционеры тоже ведь берут «цифру» на вооружение. Известны манипуляции с тендерами, проводимыми в электронном виде, когда в заявке, скажем, меняли отдельные буквы алфавита на латиницу, чтобы потенциальный конкурент не смог поучаствовать в конкурсе. Наработана также масса других способов обмануть «цифру» и сделать так, чтобы жирный государственный или муниципальный подряд достался кому надо, да еще и с откатом.

Для простых граждан и для предпринимателей тоже в ряде случаев переход на новые принципы общения с чиновниками посредством цифровизации отнюдь не облегчил жизнь, а добавил хлопот. К тому же подачу отчетности на бумажном носителе никто не отменял. Бумага у нас часто по-прежнему дублирует «цифру».

При определенных условиях цифровизация ведет не к искоренению коррупции, а к тому, что она еще сильнее перемещается на более высокий уровень. На тот уровень, который, собственно, и контролирует эту самую «цифру», образно выражаясь. Контролирует распространение и прозрачность информации, доступ к ней. А также реагирует или не реагирует на, скажем, оценки тех или иных действий чиновников со стороны экспертного сообщества или общества в целом. Те могут сколько угодно кричать о подозреваемой коррупции, например, но правоохранители, не получив должной команды сверху, и ухом не поведут.

Так что борьба с коррупцией — это по-прежнему не вопрос технократической цифровизации, которая якобы вне всякой политики, а вопрос именно политический. И когда, к примеру, тот же Греф рассуждает о прозрачности многих процессов благодаря цифровизации, о том, что это дает возможность их контролировать неким экспертным сообществам, в Думе в это же самое время принимается закон, дающий возможность засекретить сведения о собственности высших государственных чиновников и почему-то даже патриарха.

Никакая сама по себе цифровизация не может стать панацеей от коррупции. Средства если не полного искоренения ее, то минимизации известны еще с тех пор, когда никаких компьютеров вообще не было. Это, например, независимые СМИ, создающие общественное мнение, которое в условиях политической конкуренции заставляет чиновников вести себя прилично. Это свободные и честные выборы, посредством которых можно сменить у власти потерявших всякий страх и совесть политиканов. Это независимый суд, который способен без всякой «большой цифры» гарантировать непредвзятое рассмотрение дел, в том числе тех, где речь идет о конфликте гражданина и государства.

Борьба с коррупцией — это лишь отчасти технологии. Но куда важнее тут определенным образом выстроенные общественные и политические институты. Однако на тему институциональных реформ как средства борьбы с коррупцией или стимулирования экономического роста у нас говорить нынче не модно. Поэтому даже самые умные, но осторожные люди будут делать вид, что они всерьез верят в то, что, создав общество тотального, если не сказать тоталитарного контроля, можно сделать его равноправным, справедливым и вдобавок некоррумпированным.

Источник

«Электронное правительство в борьбе с коррупцией»

Что такое КОРРУПЦИЯ? Под коррупцией, понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

В налоговых органах города Астана борьба с коррупцией приобрела системный характер и стала одним из приоритетных направлений повседневной деятельности налоговых органов и поставлена во главу угла стратегических задач.

Анализ ситуации борьбы с коррупцией в налоговых органах в сфере налоговых отношений требует решения следующих задач: минимизация контактов работников органов налоговой службы с налогоплательщиками путем внедрения стандартов государственных услуг, увеличения количества электронных налоговых услуг, создание и развитие современных центров приема и обработки информации по обслуживанию налогоплательщиков.

В рамках реализации программы «Электронное правительство» президент Казахстана поставил несколько стратегических задач:

Повышение уровня компьютерной грамотности населения;

Увеличение количества активных интернет-пользователей;

Предоставление гражданам и компаниям электронных услуг;Автоматизация процессов в госучреждениях, внедрение документооборота;

Увеличение прозрачности работы государственных органов и учреждений.

Одна из глобальных задач «Электронного правительства» предоставить гражданам и бизнес-структурам Казахстана возможность получения информации, справок и документов, оплаты сборов и пошлин госорганов оперативно, удобно и без долгих очередей с бюрократическими моментами. На данный момент уже реализовано множество программ.

Успешное внедрение «Электронного правительства», кроме всего прочего, означает резкое сокращение взяточничества и коррупции, т.к. население и компании не будут иметь дело с сотрудниками госучреждений. «Электронное правительство», в связи с комплексной автоматизацией процессов, должно повысить производительность и эффективность работы госслужащих. При правильном обмене данными и множественной интеграции значимых баз данных, реестров и сервисов служащие любого учреждения смогут в любое время получать необходимые данные, задачи будут решаться более прозрачно и без задержек.

Преимущества, которые получит обычный гражданин при «Электронном правительстве» очевидны:

сокращение «поощрений» госслужащих и руководящих должностей;

получение информации и услуг 24 часа в сутки из любого города и страны;

отсутствие необходимости простаивания очередей и общения с госслужащими;

экономия времени и средств на посещения нескольких учреждений;

доступность широкополосного Интернета;

уменьшение стоимости компьютеров начального уровня («народный компьютер»).

Даже несколько нововведений позволит значительно улучшить качество и скорость предоставляемых государством услуг, так что информатизация правительства на самом деле необходима, и программа «Электронное правительство» имеет право на существование.

Источник

Греф переспорил Чубайса: как цифровизация поможет победить коррупцию

Сохранятся ли взятки в «новом прозрачном мире»

Председатель правления Сбербанка Герман Греф считает, что цифровизация — это единственный способ борьбы с коррупцией в России. Такое мнение он высказал в ходе проходившего в Москве Гайдаровского форума. Оптимизм Грефа не разделил председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс, считающий, что «залегание» этого социального недуга гораздо глубже.

Высказано предположение что реализация концепции электронного государства поможет победить коррупцию. 22817c0f4fbe0afdf8bce67a62cd8019. Высказано предположение что реализация концепции электронного государства поможет победить коррупцию фото. Высказано предположение что реализация концепции электронного государства поможет победить коррупцию-22817c0f4fbe0afdf8bce67a62cd8019. картинка Высказано предположение что реализация концепции электронного государства поможет победить коррупцию. картинка 22817c0f4fbe0afdf8bce67a62cd8019. Герман Греф заявил, что избавить Россию от коррупции может только всеобщая цифровизация. Прав ли глава Сбербанка и не перейдет ли в этом случае коррупция на более высокий уровень, никуда не исчезнув?

Анатолий Чубайс, в свою очередь, считает, что внедрение высоких технологий действительно позволяет снизить уровень коррупции. Он привел в пример практику многофункциональных центров предоставления госуслуг, где можно сдать документы без необходимости обходить чиновников по отдельности.

Кто из высоких спорящих сторон ближе у истине? Способна ли цифровизация искоренить коррупцию? Об этом «МК» спросил у экспертов — политологов.

Сергей МАРКОВ, генеральный директор Института политических исследований:

«Истина посередине. Технологические меры, о которых говорит Герман Греф, серьезно сужают возможности традиционных коррупционных действий. Например, если проходящие по госзаказам торги станут прозрачными, станут такими, что все желающие смогут посмотреть предложенные цены, условия, заключенные контракты, то это, конечно, даст возможность избегать коррупционных схем.

Кроме того, повышение общего уровня прозрачности принятия решений разрушает коррупционную «ткань», коррупционные цепочки. Чиновники делают ставку уже на другие, не коррупционные методы своего роста, наступает перелом их сознания.

С другой стороны, прав и Чубайс, ведь новые технологии использует и полиция, и жулики, а коррупционеры — те же самые жулики. С развитием технологий коррупция уйдет в другие сферы.

Алексей МАКАРКИН, заместитель директора Центра политических технологий:

«Думаю, что Греф мыслит реалистично. Он говорит о том, что может быть сделано в данной конкретной обстановке. Есть традиционный джентльменский набор мер, которые служат повышению открытости и борьбе с коррупцией — антикоррупционные организации, гражданское общество, роль средств массовой информации и другие факторы, о которых можно прочитать в любом учебнике.

Но Греф исходит из того, что реально можно сделать сейчас, сегодня. Усиление гражданского общества, повышение роли средств массовой информации — в современных условиях невозможны. Поэтому он предлагает технологическое решение, которое поможет пусть не побороть коррупцию, но хотя бы уменьшить ее давление на экономику. В данной политической ситуации Греф, как реалист, рассуждает о том, что можно сделать, условно говоря, уже в этом году».

Источник

Не разориться на ковиде, зачистить кадры и рассекретить биткоины — новый взгляд Путина на борьбу с коррупцией

Особенности антикоррупционного нацплана на 2021-2024 годы

Высказано предположение что реализация концепции электронного государства поможет победить коррупцию. ab788932cee4ff449d2ec584da8af2b7 1. Высказано предположение что реализация концепции электронного государства поможет победить коррупцию фото. Высказано предположение что реализация концепции электронного государства поможет победить коррупцию-ab788932cee4ff449d2ec584da8af2b7 1. картинка Высказано предположение что реализация концепции электронного государства поможет победить коррупцию. картинка ab788932cee4ff449d2ec584da8af2b7 1. Герман Греф заявил, что избавить Россию от коррупции может только всеобщая цифровизация. Прав ли глава Сбербанка и не перейдет ли в этом случае коррупция на более высокий уровень, никуда не исчезнув?

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА

Удвоенный срок

16 августа президент России Владимир Путин подписал указ, утверждающий Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Срок действия Нацплана стал самым длительным — предшествующие утверждались на два года. Первый подобный документ в 2008 году принял президент Дмитрий Медведев.

По своей сути, за это время национальные планы не изменились — они представляют из себя рамочные документы для внедрения внутриведомственных программ. Исполнителями выступают все ветви федеральной и региональной власти.

Согласно новому указу, актуализировать планы противодействия коррупции все руководители госорганов и органов местного самоуправления обязаны до 1 октября текущего года. Общий посыл, как и обычно, — сделать борьбу с коррупцией эффективнее. В частности же, документ предусматривает меры по совершенствованию системы запретов, затрагивает вопросы административного и уголовного наказания, тематического просвещения, а также ставит задачи по борьбе с новыми формами коррупции.

Всего в плане обозначено 16 основных пунктов. В предыдущем их было восемь, но сказать об увеличении антикоррупционных задач вдвое нельзя, поскольку некоторые темы были разделены.

Ковидная реальность

Одно из новых направлений борьбы с коррупцией связано с пандемией COVID-19, точнее — с хищениями бюджетных средств, выделяемых на борьбу с распространением инфекции, а также с их нецелевым использованием.

Эти посылы нашли свое отражение и в антикоррупционном Нацплане: принять меры по контролю за выделением субсидий, проведением торгов и обратить особое внимание на факты взяточничества президент поручил ведомствам Владимира Колокольцева и Александра Бортникова. Эти вопросы силовики должны проработать совместно с Федеральным казначейством.

Губернаторские поправки

Еще одно новшество в Нацплане 2021-2024 годов — ужесточение ответственности для врио губернаторов за нарушение антикоррупционных стандартов.

Разработать порядок и систему наказаний для лиц, временно исполняющих обязанности руководителя субъекта РФ, поручено правительству и генеральной прокуратуре. Предоставить свои предложения они должны до 1 августа 2022 года.

Кроме того, президент указал на необходимость расширить полномочия действующих глав регионов. Губернаторов предлагается наделить правом запрашивать проведение оперативно-разыскных мероприятий во время антикоррупционных проверок чиновников.

Запрет на карьеру

Отличием вступившего в силу плана от предыдущих стал акцент на ужесточение ответственности для чиновников, уличенных в антикоррупционных нарушениях.

Теперь запрет на госслужбу планируется ввести даже для тех, кто не имеет судимости по коррупционным статьям, но получил за такие преступления судебные штрафы.

Впрочем, для тех, у кого есть непогашенная судимость, тоже предусмотрены новые ограничения. Теперь такие лица должны лишиться права руководить государственными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями.

Кроме того, согласно указу, будут ограничены права чиновников, которые не имеют штрафов и судимостей, но были уволены с государственной или муниципальной службы в связи с несоблюдением антикоррупционных стандартов.

Впрочем эти вопросы будут прорабатываться еще в течение двух лет — до 2023 года. Ответственность президент возложил на силовые структуры.

Еще одно новое веяние касается деятельности финансовых учреждений. Теперь банковская тайна должна стать прозрачнее для подчиненных Игоря Краснова. Речь идет о тех случаях, когда сведения необходимы для проведения антикоррупционных проверок. Подготовить предложения по совершенствованию правового поля в этой сфере должны две стороны, которых собственно и касаются эти вопросы, — Генпрокуратура и ЦБ.

Неуловимые доходы

На этом, в целом, новые антикоррупционные направления заканчиваются. Другие темы, скорее, можно назвать продолжением давно обозначенных начинаний с поправками на современные реалии.

Так, традиционно, самый большой блок поручений во всех Нацпланах касается темы раскрытия сведений о доходах чиновников. В предшествующем указе от 2018 года, внимание акцентировалось на расширении перечня имущества, приобретенного на незаконные доходы, которое государство может изъять у госслужащих.

В новом плане предложения о раскрытии заработков и приобретенных благ носят куда менее конкретизированный характер — задачи поставлены в общих словах. Так, поручено доработать тематические законопроекты, усовершенствовать порядок предоставления деклараций чиновниками и улучшить отчетность о доходах чиновников. Также высказано намерение “многократно усилить общественный контроль” в этой сфере.

Кроме того, президент предложил ведомствам Игоря Краснова, Александра Бастрыкина и Александра Бортникова до 25 августа 2023 года рассмотреть вопрос о целесообразности выделения из уголовных производств дел о розыске и аресте преступных доходов.

Магистры против коррупции

Также президент поручил подготовить открытие магистерской программы «Антикоррупционная деятельность». Остальные поручения — о проведении научно-образовательных семинаров, конференций, методических программ и других популяризационных мероприятий — являются стандартной частью всех антикоррупционных Нацпланов.

По второму кругу

Помимо того, в новом Национальном плане можно отметить предложения, которые были отражены в предыдущем, но не реализованы.

Например, в последнем документе указывается на необходимость защиты лиц, которые сообщили о коррупции в силовые структуры. Также подчеркивается важность совершенствования каналов получения информации — горячих линий, телефонов доверия, электронных приемных. Такие инциативы были и в прошлом указе, однако, закон о защите заявителей в России так и не принят.

В разряд “вечных” грозит попасть и тема презентов — рекомендация “продолжить анализ вопроса по ограничению получения подарков чиновниками” давалась правительству в 2018 году, а затем была продублирована в 2021.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях чиновников и правоохранителей — пишите в рубрику ПАСМИ «Собщить о коррупции».

Источник

Электронное правительство учится вовлекать граждан в решение проблем

Семь из 10 государственных услуг для бизнеса и граждан к 2024 г. должны предоставляться в цифровой форме. Без личного посещения госорганов должны быть доступны все приоритетные госуслуги и сервисы. А 90% документооборота между чиновниками должно происходить онлайн. Такие задачи для России записаны в направлении «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика».

Как электронное государство работает сегодня?

Эффективнее и дешевле

Есть прямая связь между уровнем развития электронного правительства и параметрами качества госуправления – индексом результативности правительства и индексом контроля коррупции, говорится в докладе РАНХиГС для Гайдаровского форума 2019 г. (его авторы основывались на исследованиях ООН, Всемирного банка и Всемирного экономического форума). То есть чем выше цифровизация, тем результативнее правительство и ниже коррупция.

Сколько стоит «Цифровая экономика»

Бюджет национальной программы «Цифровая экономика» до 2024 г. – 1,8 трлн руб., из них 1 трлн – бюджетные средства. Шесть основных направлений нацпрограммы – регулирование, IT-инфраструктура, кадры, кибербезопасность, технологии, госуправление.

Прозрачность информации обеспечивает так называемый общественный контроль, который увеличивает доверие граждан к государству, объясняет Александр Морлок, исполнительный вице-президент группы компаний «Ланит». Благодаря информатизации государственные и муниципальные власти получают данные для принятия более взвешенных решений.

Долгосрочный же потенциал развития цифрового государства – это не только институциональные улучшения и повышение эффективности госуслуг, но и большая вовлеченность, участие и ответственность граждан, говорится в ежегодном докладе ООН о развитии электронных правительств в мире за 2018 г.

В своем самом первом докладе в 2001 г. эксперты ООН определяли электронное правительство как «использование интернета и всемирной сети для доставки государственной информации и сервисов гражданам». На тот момент из 190 стран – членов ООН собственные сайты были у правительств 84 стран, а возможность электронного взаимодействия с госорганами – в 17.

В 2018 г. ООН уже указывает, что все 193 страны-члена в той или иной форме развивают цифровое государство, а 40 стран получили в рэнкинге EGDI (E-Government Development Index) ООН оценку «очень высоко». Этот индекс учитывает качество онлайн-услуг, уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры и объем человеческого капитала. Максимально высокие показатели EGDI в 2018 г. – у Дании, Австралии и Южной Кореи. У России тоже неплохие результаты.

Цифровая эволюция

В Азиатском регионе пионер – Сингапур. Там национальный план компьютеризации и оцифровки документооборота в госсекторе стартовал еще в 1980-х. Сегодня город-государство предоставляет онлайн практически все госуслуги – для доступа к ним используется технология цифровой идентификации SingPass. Все пользовательские данные хранятся на платформе MyInfo – к ней обращается 17 ведомств и правительственных агентств для предоставления своих услуг.

Когда государства только начинали эксперименты с цифрой, они в первую очередь фокусировались на цифровизации госуслуг. В последнее время на первый план выходит создание цифровых стратегий для большего вовлечения гражданского общества, говорится в докладе ОЭСР «Переход в цифру: создавая политики, улучшая жизнь».

К электронному правительству в той или иной степени относится взаимодействие с гражданами (g2c, government-to-citizen), бизнесом (g2b, government-to-business), внутри системы госуправления (g2g, government-to-government) и с госслужащими (g2e, government-to-employees).

В рекомендациях для развития цифровых государств, подготовленных министрами стран «двадцатки» (G20) в 2018 г., акцент сделан на цифровой трансформации в экономической, социальной сферах и в госуправлении – с фокусом на внедрении новых технологий в развитие пользовательских сервисов. У европейского плана развития цифрового правительства три приоритета: модернизация публичных административных функций (например, цифровое удостоверение личности, цифровая подпись и т. д.), повышение мобильности граждан и бизнесов в трансграничных операциях и усиление цифрового взаимодействия между администрациями, с одной стороны, и гражданами и бизнесами – с другой.

Кроме технологий, которые с каждым годом дают все больше возможностей, у развития электронного правительства есть и вполне материальное основание: цифровые транзакции в 50 раз дешевле живой коммуникации двух людей, в 20 раз дешевле телефонной и в 30 раз дешевле почтовой, говорится в Digital Efficiency Report правительства Великобритании.

Чем пользуются россияне

Три самые популярные госуслуги в мире, по данным ООН, – коммунальные платежи, оплата подоходного налога и регистрация новых бизнесов.

Спустя почти 10 лет ситуация кардинально поменялась. Если в момент запуска портала госуслуг в 2009 г. там была информация о 110 федеральных и 200 муниципальных услугах, то в 2018 г. только через приложение пользователи заполнили и отправили более 12,6 млн электронных форм заявлений на получение госуслуг. В 2018 г. на портале было зарегистрировано 86 млн человек (все население России – 144,5 млн), в месяц портал посещали в среднем 72 млн раз. Доля граждан, пользующихся электронными госуслугами, в 2017 г. превысила 60%, по данным Минцифраза, а в 2018 г. должна была составить 70%, согласно майским указам президента Владимира Путина.

Самой популярной госуслугой в России в 2018 г. была возможность узнать размер пенсионных накоплений – таких запросов россияне, по данным ТАСС, сделали почти 5,5 млн. Кроме пенсий в тройку входили регистрация транспорта (около 1 млн заявлений) и получение нового загранпаспорта (около 750 000).

В ЕСИА зарегистрировано 80 млн учетных записей, в системе проходит 4,5 млн авторизаций в сутки. Через СМЭВ ежедневно проходит 100 млн защищенных юридически значимых транзакций (запросы и ответы, которыми обмениваются ведомства), сообщал Минцифраз. Но есть серьезные проблемы при применении на уровне органов местного самоуправления, говорится в нацпрограмме «Цифровая экономика»: только 10% муниципалитетов отвечают установленным требованиям по уровню цифровизации.

Собрать данные

Кто в системе

В ГИС ЖКХ зарегистрировано более 93 000 поставщиков информации (все управляющие и ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, все региональные и муниципальные органы власти)

более 1,3 млн многоквартирных (99,7%) домов

и 18,4 млн из всех жилых домов (99%)

2,5 млрд фактов оплаты за жилищно-коммунальные услуги

Данные на начало 2019 г.

Построение национальной системы управления данными – одна из ближайших задач российского правительства в области цифровой трансформации, говорил курирующий нацпрограмму «Цифровая экономика» вице-премьер Максим Акимов на Гайдаровском форуме 2019 г. Сейчас данные аккумулируются на уровне отдельных «отраслевых» систем.

Информацию в электронном виде, не на бумаге, проще и быстрее не только собирать, но и анализировать, а ряд процессов уже просто невозможно обработать в нецифровом виде, отмечает Морлок. Например, с 2016 г. в России работает государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), которая, по данным ее разработчика – группы «Ланит», по масштабу охвата не имеет аналогов в мире. Она объединяет управляющие и ресурсоснабжающие компании, органы исполнительной власти и местного самоуправления, жильцов и проч. Система собирает, обрабатывает и хранит информацию обо всех субъектах ЖКХ, интегрируя более 4300 источников информации (включая базы Росреестра, ФНС и Генпрокуратуры), и позволяет надзорным органам контролировать законодательство в сфере ЖКХ. Команда использует agile-подход, когда IT-структуры совместно с бизнесом постоянно проверяют гипотезу работоспособности продукта, непрерывно корректируют требования в соответствии с получаемой обратной связью от конечного пользователя, говорит Сергей Емельченков, заместитель генерального директора по информационным технологиям, развитию новых продуктов ФГУП «Почта России» (оператор ГИС ЖКХ).

«То, что пользователям кажется всего лишь базой данных с набором сервисов, на самом деле сложнейшая с точки зрения подходов к реализации и архитектуре информационная система, содержащая миллионы строк кода, – рассказывает Филипп Генс, президент группы компаний «Ланит». – Группа разработчиков в команде ГИС ЖКХ на пике доходила до 500 человек, даже простые IТ-задачи, решаемые в масштабах страны, требуют большой команды высококвалифицированных разработчиков».

Управлять эффективнее

Один из доминирующих трендов внедрения технологий в бизнесе и госуправлении – концепция symphonic enterprise, указывает консалтинговая компания Deloitte. Речь идет о повышении эффективности работы всего цифрового государства за счет кумулятивного эффекта от внедрения новых прорывных технологий. В их числе – интернет вещей, блокчейн, искусственный интеллект и машинное обучение.

Искусственный интеллект и более точное прогнозирование на основе собираемых больших данных – одна из ключевых тем мировой IТ-повестки. Госструктуры по всему миру консолидируют информацию о гражданах, месте их проживания, уровне дохода, недвижимости, состоянии здоровья и проч. Используя данные из множества источников, искусственный интеллект может обрабатывать тысячи параметров в реальном времени, выбирая наиболее оптимальные решения.

По расчетам Oxford Insight, в рейтинге готовности стран к внедрению искусственного интеллекта в госсекторе (учитывает уровень цифровизации госсектора, наличие открытых данных, наличие стартапов в сфере искусственного интеллекта и другие параметры) в 2018 г. лидировали Великобритания, США, Канада и Южная Корея. Национальные стратегии развития искусственного интеллекта уже приняли Индия, Китай, Япония, Сингапур, Мексика, ОАЭ и многие европейские страны (Дания, Финляндия, Франция, Италия, Швеция и др.).

По данным ООН, порталы с открытыми данными есть в 139 странах (72%). Три из четырех таких стран не только предоставляют данные, но и дают рекомендации по использованию наборов данных, побуждают пользователей запрашивать новые дата-сеты и стимулируют использовать публичные данные для разработки онлайн-приложений.

Великобритания, в частности, идет по пути коммерциализации открытых данных (они аккумулируются более чем из 30 источников в реестрах в свободном доступе) и приоритета внутренних разработок в части регулирования искусственного интеллекта. Власти страны планируют инвестировать 17,3 млн фунтов стерлингов в научные исследования в области робототехники и искусственного интеллекта. Его внедрение, по расчетам исследования Accenture «Как искусственный интеллект может способствовать национальному росту», может принести британской экономике к 2035 г. дополнительные 654 млрд фунтов.

Сделать управление прозрачнее

Европейские лидеры цифровой трансформации – Швеция, Финляндия и Великобритания – идут по пути построения цифровых экосистем. Для ускорения цифровизации экономики, как и в бизнесе, нужно существенно сократить time-to-market, а значит, изменить систему государственных закупок IТ-услуг и продуктов. Здесь требуется как трансформация организационных процессов, так и внедрение новых инструментов – например, практики онлайн-маркетплейсов.

Например, в Великобритании поставщики облачных услуг размещают свои предложения для госзаказчиков на правительственном маркетплейсе (Government Application Store), где их можно приобретать по упрощенной процедуре, без конкурса. По итогам 2018 г. объем продаж на площадке превысил 4 млрд фунтов стерлингов. В новой стратегии цифрового развития (опубликована в 2017 г.) Великобритания акцентирует внимание на расширении использования накопленных данных в экономике, помощи бизнесу в цифровизации и безопасности киберпространства.

В России прозрачность госзакупок обеспечивает единая информационная система (ЕИС), которая состоит более чем из 30 функциональных блоков и помогает контролировать запланированные расходы и фактическое исполнение бюджета. ЕИС призвана максимально расширить конкуренцию среди участников закупок, в том числе с вовлечением малого бизнеса, говорит заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе. По ее словам, на сегодняшний день ГИС ЕИС – крупнейшая информационная система, обеспечивающая реализацию более 300 нормативных правовых актов и множество бизнес-процессов в сфере госзакупок.

С января 2019 г. в системе, с которой ранее работали только заказчики, формируется реестр поставщиков. Процесс будет завершен до конца года и охватит около 600 000 организаций – участников закупок (на март 2019 г. зарегистрировано 90 000). Реестр включает все документы, которые необходимы для участия в торгах. В дальнейшем это позволит зарегистрированной компании при подаче заявки не собирать каждый раз аналогичные пакеты, а просто давать согласие на выполнение работ, говорит Катамадзе.

Казначейство планирует реализовать в ЕИС функционал электронного документооборота по заключению договоров, включая функционал подготовки их проектов, актов выполненных работ, а также интеграцию с системами платежей, рассказывает Катамадзе. В итоге будет автоматизирована вся цепочка исполнения госконтрактов – уже в 2019 г. В 2020–2022 гг. планируется сократить число закупочных процедур (большинство из них будет сведено к наиболее востребованным – т. е. электронный конкурс и аукцион, в том числе короткий).

«При создании любого государственного информационного ресурса мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью комплексного пересмотра отраслевого законодательства, где эта система появляется», – говорит замруководителя Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев. Как правило, любая ГИС служит некой лакмусовой бумажкой: в процессе ее анализа и формирования работы выявляются все недочеты и недоработки законодательства. Важно, чтобы создание системы велось параллельно с совершенствованием законодательства, тогда в этой работе будет смысл, уверен Евраев. Кроме того, создание информационных систем неизбежно связано с оптимизацией контроля и надзора в соответствующей отрасли, отмечает он, т. е. мы можем также рассматривать ГИС как инструмент дебюрократизации процессов.

Решения для регионов

Скорость оцифровки экономики определяется активностью и вовлеченностью не только на федеральном уровне, но и на региональном. В каждом из 85 регионов России должны быть внедрены целевые модели улучшения инвестиционного климата. Чтобы решить эту задачу, Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с компанией «Норбит» разработали систему Region-ID. Она стала площадкой для коммуникации федеральных и региональных команд и помогла развитию проектного управления в регионах, рассказывает Марат Фаттахов, руководитель управления АСИ по внедрению целевых моделей улучшения инвестиционного климата. На платформе содержатся, например, типовые и региональные (более 1000) дорожные карты по внедрению моделей, база знаний и методические материалы, на ней ежеквартально проводится экспертная оценка происходящих изменений. За два года реализации проекта срок получения разрешения на строительство сократился в среднем на 26 дней (со 136 до 110 дней), срок постановки на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимости – на 27 дней (с 62 до 35 дней), срок технологического присоединения к электросетям – на 47 дней (со 113 до 66 дней), рассказывает Фаттахов. АСИ уже использует Region-ID для реализации еще двух проектов и планирует и дальше использовать платформу для развития новых инициатив.
Крупнейший по числу жителей российский регион – Москва в 2018 г. вошла в список лидеров по использованию горожанами технологий Smart City, составленный McKinsey (в исследовании «Технологии умных городов: что влияет на выбор горожан?» нет рэнкинга, компания выделяет из 50 изученных городов 15 лидеров). Кроме Москвы в список попали Дубай, Гонконг, Мехико, Нью-Йорк, Сан-Паулу, Сеул, Сингапур, Шанхай и др. Например, более 50% москвичей, по данным McKinsey, используют цифровые технологии для поиска медицинских услуг и врачей. Единая медицинская информационно-аналитическая система Москвы названа одним из лидеров по частоте использования и количеству посещений сайта. Этот проект стартовал в 2011 г. и за несколько лет работы, по собственным данным, позволил сократить очереди в поликлиниках более чем в 2 раза.
Другой пример – Челябинск, который внедряет информационную систему управления закупками. Сейчас в ней работает более 3000 пользователей и зарегистрировано свыше 500 организаций. Система создана на базе платформы Norbit Business Trade, объединяет решения АИС «Государственные и муниципальные закупки» и «Портал поставщиков» и интегрирована с ЕИС (zakupki.gov.ru). Через систему собираются и консолидируются заявки, формируются планы-графики, проводится мониторинг процессов закупок, она позволяет оперативно анализировать данные по закупкам и управлять рисками.

Государство как сервис

У многих стран уже есть стратегия развития цифровой экономики или подобный документ. Но большинство из них по-прежнему используют лишь небольшую часть возможностей, которые дает цифровизация. Ведомства только нескольких стран используют согласованный общегосударственный подход к цифровой трансформации, указывают эксперты ОЭСР.

Первым шагом к заявленной трансформации госуслуг и сервисов в России должны стать целевые модели их оказания и дорожные карты цифровой трансформации. Эти документы до конца мая подготовят ведомства, ответственные за 34 государственные услуги (их список утвердила правительственная комиссия по цифровому развитию).

Кроме того, чиновники утвердили перечень из 25 суперсервисов – комплексных госуслуг, которые нужны в самых распространенных жизненных ситуациях: для граждан – от рождения ребенка и получения пенсии до оформления европротокола при ДТП, а для бизнеса – от оформления земли под строительство до безбумажных перевозок грузов. Эти суперсервисы должны заработать к 2021 г., каждым из них займется отдельная рабочая группа.

Это первый шаг масштабной цифровой трансформации государственных услуг и сервисов, подчеркивает Минцифраз. Итогом процесса должно стать повышение удобства и сокращение сроков получения госуслуг для населения и снижение затрат на их предоставление для госорганов.

Минцифраз говорит о модели «Сервисного государства 2.0». «Мы должны объединить разные направления оказания услуг, которые развивались все эти годы параллельно. Необходимо совместно разработать концепцию и реализовать построение «Сервисного государства версии 2.0», – говорил осенью 2018 г. замминистра Максим Паршин (его слова приведены на сайте министерства).

Главный принцип «Сервисного государства 2.0» – отсутствие физических документов, кроме удостоверения личности гражданина: «Сервисное государство» должно комплексно решать проблемы граждан на основе автоматизированных бизнес-процессов (суперсервисов), минимизировать участие чиновников и исключить бумажные документы. Граждане, объяснял замминистра, смогут получать государственные услуги в проактивном режиме – государство само напомнит, когда и что нужно сделать, а все необходимые документы будут запрашиваться из электронных реестров органов власти по единому идентификатору.

Дальнейший импульс развитию цифровой экономики можно придать с помощью коммерческого использования инфраструктуры – например, предоставив возможность через ЕСИА авторизоваться клиентам интернет-магазинов или расширив коммерческое использование СМЭВ. «Мы создали дорогу, по которой ездит только общественный транспорт, – приводил аналогию замминистра. – Может быть, стоит открыть дорогу всем желающим? Возможно, отдельные участки этой дороги будут платными». &

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *