Воспитателя обвиняют в избиении ребенка что делать
Что делать, если над вашим ребенком издевается воспитатель-садист. Пошаговая инструкция
Воспитатель детского сада в микрорайоне Компрессорный больше года била, душила и изощренно издевалась над трехлетними малышами. Родители долгое время ничего не замечали, а в силу возраста дети не сразу начали рассказывать им о происходящем в садике.
В садике воспитатель била детей ложкой, душила и кричала: «К ноге!» Но ее все еще не уволили
Только после того, как неадекватное поведение педагога в неофициальных беседах начали подтверждать ее коллеги, родители смогли обратиться в правоохранительные органы и департамент образования. После начавшегося скандала женщину отстранили от работы непосредственно с детьми, но не уволили. Сейчас Следственный комитет и прокуратура проводят проверку как самой воспитательницы, так и чиновников.
После публикации 66.RU следователи идут в детсад, где воспитательница издевалась над малышами
Родители воспитанников этого детского сада не фиксировали побои и поздно обратились в правоохранительные органы. Поэтому доказать факты издевательств воспитателя будет сложно. Специалисты советуют родителям начинать действовать сразу, как только у них появились подозрения в неадекватном поведении педагогов. Адвокат Ольга Чантурия советует придерживаться следующего плана действий:
1. Доказать жестокое обращение воспитателя с детьми часто сложно потому, что еще не во всех садиках установлены камеры видеонаблюдения. Если вы хотите заранее обезопасить детей от возможного насилия со стороны сотрудников садика, стоит инициировать появление камер в детском саду.
Финансирует организацию системы видеонаблюдения департамент образования города, а непосредственно установкой занимается администрация детского сада. Поэтому начать процесс стоит с визита к заведующей детского сада. Если же реакции от администрации садика не последует, обращайтесь к чиновникам. Вы можете направить письменное обращение в адрес департамента образования через «Электронную приемную» мэрии или выслать на электронный адрес департамента: eduekb@ekadm.ru. Правда, некоторые родители предпочитают более короткий и простой путь — установить оборудование за свой счет.
2. Если вы начали подозревать воспитателей в издевательствах, обязательно поговорите с ребенком. Родители не всегда могут уделить должное количество внимания детям, поэтому они могут врать и придумывать какие-то ситуации, чтобы восполнить недостаток внимания. Лучше всего привлечь к разговору психолога, который поможет разобраться в правдивости слов ребенка. Цены за прием специалиста в Екатеринбурге колеблются от 1000 рублей до 4000 рублей. Позже, если из-за издевательств над ребенком будет возбуждено уголовное дело, следователь даст направление на экспертизу к «криминальному психологу». Специалист проведет психологическое освидетельствование и докажет либо опровергнет факт насилия над детьми.
3. Если вы заметили у ребенка телесные повреждения: маленький или большой синяк, ссадину, рассечение губы и т. д., то обязательно отведите ребенка в травмпункт — они работают круглосуточно. Необходимо оперативно зафиксировать все травмы.
4. Когда вам выдадут первичную справку, нужно обратиться к эксперту, который даст судебно-медицинское заключение и установит, как именно ребенок получил травму, например, в ходе падения или удара посторонним предметом. Для этого нужно обратиться в полицию либо в прокуратуру с заявлением, где выдадут направление к специалисту для проведения судебно-медицинской экспертизы. Эта процедура проводится до возбуждения уголовного дела и бесплатно.
Даже если выяснится, что ребенок действительно получил травму случайно, можно ставить вопрос о халатности. Если будет установлено, что на одного воспитателя и нянечку приходится больше детей, чем положено, тогда уже будут вопросы к администрации садика.
5. После этого мамам советуют пообщаться с родителями детей, посещающих эту же группу, а также с другими работниками детского сада. Нужно выяснить, не происходят ли подобные вещи с другими детьми и насколько систематически. Это поможет собрать больше информации о поведении воспитателя и сотрудников детского сада.
6. Далее необходимо обратиться к администрации детского сада. Вы можете лично прийти к заведующей дошкольным учреждением и в устной форме обратиться к ней за помощью в решении сложившейся проблемы. Свои слова подкрепите письменным документом, изложив в нем все известные факты. Тогда она будет обязана создать комиссию и провести служебное расследование, найти свидетелей происходящего среди сотрудников и обязательно поставить в известность департамент образования. Если внутренняя проверка подтвердит факты издевательства над детьми, то сотрудника должны уволить за служебное несоответствие.
Если администрация против, не идет вам навстречу и пытается все замять, следует направить письменное обращение о бездействии администрации в районное управление образования и в городской департамент.
7. Когда все доказательства и свидетельские показания собраны, необходимо обратиться с официальным заявлением в правоохранительные органы, подробно изложив всю собранную информацию.
8. Если же вам покажется, что прокуратура и департамент образования тоже пытаются все замять, обращайтесь в аппарат уполномоченного по правам ребенка. Юристы омбудсмена могут помочь в составлении обращений, а также сами направят запросы во все структуры.
Что делать, если воспитатель бьет детей: рассказывает мама, вступившая в борьбу
Прошло два года с тех пор, как петербурженка Ольга Лобанова выиграла дело в ЕСПЧ. Над ее сыном издевались в детском саду, и женщина добилась справедливости, хотя это заняло годы. Но кажется, эта история никого ничему не научила, и произвол в детских садах продолжается. Майя Милова рассказывает о том, что происходит прямо сейчас в петербургском детском саду № 2 Калининского района.
Мне очень повезло: мой ребенок относительно легко воспринимает перемены. Когда в сентябре в нашей группе сменились воспитательницы, мой сын воспринял это достаточно спокойно. Но практически сразу выяснилось, что одна из новых воспитательниц любит покричать на детей.
Я подошла к ней с просьбой не повышать голос на нашего ребенка. Сначала это казалось как-то даже неловко, все-таки человек очень пожилой. Но в ответ я услышала, что дети «сами довели» опытного педагога тем, что разговаривали в тихий час, и неловкость мигом улетучилась. Сейчас я думаю, что стоило сразу прислушаться к этому звоночку.
После нескольких таких просьб сын стал говорить, что на него не кричат, зато на остальных детей — сколько угодно. Наверное, это было малодушно, но мне казалось, что другие родители разберутся сами, а наша ситуация под контролем. Казалось мне так ровно до восьмого марта. Перед утренником одна из матерей рассказала такое, от чего у меня волосы встали дыбом.
Оказалось, что еще в ноябре та самая кричащая воспитательница рассердилась на ее сына за то, что он взял листок бумаги не того цвета — она сказала взять синий, а он взял красный, или наоборот. За это педагог с 31-летним стажем ударила ребенка по голове. С тех пор она, видимо, невзлюбила этого мальчика: мать рассказала и о других случаях, когда его унижали или отказывали в помощи. У ребенка развилось заикание, ходить в сад он, естественно, боится.
Сказать, что я была поражена — ничего не сказать. И об этой даме я думала, что ситуация с ней под контролем? Тем же вечером мы поговорили с сыном. Он не только подтвердил то, что я узнала, но и рассказал еще об одном случае. Мне показалось, что только после моих расспросов ребенок осознал, что это были ненормальные события.
Я попросила сына непременно рассказать, если подобное случится снова. Не прошло и двух недель, как за ужином мы услышали, что еще одну девочку ударили по голове. «Она разговаривала в тихий час», — пояснил мой ребенок. «А что ты сделал, когда это случилось?» — «Я спрятался под одеяло». Я была готова забрать сына из группы немедленно. Но он был очень против, ему хотелось быть среди друзей. Наутро муж пошел побеседовать с воспитательницей.
Естественно, она все отрицала. Ну, то есть как: отрицала удары именно по голове. «Только иногда, несильно, по попе» (еще раз: в XXI веке в Петербурге педагог считает нормой ударить воспитанника по попе). Муж сказал ей, что нашего сына это не должно касаться.
Только иногда, несильно, по попе
Что же сделала дальше педагог с 31-летним стажем? Признаюсь, такого мы не ожидали. Попробуете угадать?
Из всех возможных вариантов дама выбрала такой: она набросилась на нашего четырехлетнего сына и стала внушать ему, будто он не видел того, что он видел. «Оказывается, я перепутал», — сказал мне вечером сын, странно бегая глазами. «Она совсем не била детей, а если и била, то по попе». «Почему ты так говоришь?» — «Она так мне сказала».
Тем временем мать пострадавшей девочки, — той, чье преступление было в разговорах в тихий час, — поговорила со своей дочерью. «Я давно замечала, что дочка как-то сжимается, входя в группу», — рассказала она. Только теперь мать поняла, насколько ребенок был запуган. После долгих расспросов девочка подтвердила случившееся со словами: «Только не говори ей, что я тебе рассказала!»
Я отвела своего ребенка в коммерческий сад и написала в комитет по образованию, районный отдел образования и заведующей садом.
Сейчас, когда я пишу эту колонку, я получила официальный ответ только из комитета по образованию. Вкратце его можно пересказать так: воспитатель все отрицает, мы рекомендовали заведующей усилить контроль, если у вас есть доказательства, идите в полицию. В телефонном разговоре со мной сотрудница комитета Татьяна Федорова довольно прозрачно дала понять, что лучшим вариантом для меня будет просто забрать ребенка.
Заведующая садом Людмила Масалова тоже мне позвонила, недели через три после начала всей истории. Ее речь сводилась к следующему: проводится «педагогическое расследование»; воспитательница может подать на меня в суд; непонятно, почему я говорю о систематических нарушениях, хотя известно мне всего о трех случаях. Еще раз: три известных случая насилия над детьми в детском саду — это не система, а так, ерунда, разовые сбои. Так считает заведующая садом. XXI век. Петербург.
И конечно, все это время человек, который подозревается в насилии над детьми, продолжает спокойно с ними работать. «Ее деятельность поставили на контроль», — сообщила мне заведующая. Знаете, что это значит? Периодически в группу приходит старший воспитатель и смотрит, чем они там занимаются. Вы это вообще серьезно? А как насчет видеокамер? — «Об этом не может быть и речи».
Я задумалась: что, если бы все это было иначе — если бы мое финансовое положение было хуже, а мой ребенок был более ранимым и впечатлительным, больше боялся бы перемен? Как я защищала бы его тогда?
Родителям внушают, что показания детей не идут в счет, а жалобы взрослых не будут приниматься всерьез, пока выгоревшая, привыкшая к безнаказанности женщина не устроит настоящую беду. Действительно ли мы, взрослые люди, лишены возможности защитить своих детей даже в такой простой ситуации? Специалисты поясняют: все не так безысходно, как нам пытаются представить.
Ольга Лобанова
Адвокат. Выиграла в ЕСПЧ дело о насилии над ребенком в детском саду
Очевидно, настрой в этом саду таков, что дети — это ничто, а главное — трудовой коллектив. Поэтому решение мамы перевести ребенка я считаю правильным: она оберегает его психику. А потом уже можно разбираться. Честно говоря, я бы инициировала серьезную проверку. Вообще-то такими делами занимается Следственный комитет, родители могут составить обращение туда и попросить провести проверку. За это никого у нас к ответственности не привлекают; любое лицо имеет право обратиться в органы, уполномоченные провести проверку. Родители могут написать, что со слов детей им известны такие-то вещи, и они полагают, что в действиях такого-то воспитателя имеются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 156 УК РФ. Органы обязаны будут провести проверку. Кроме того, они имеют право опрашивать самих детей, которые прекрасно могут дать показания — в присутствии родителей и детского психолога, которого родители могут выбрать сами. Поверьте, психологи умеют разговаривать с детьми.
Что касается заведующей, для которой три случая — это ерунда: вы же понимаете, что заведующая садом тоже несет уголовную ответственность за халатность. Именно она допустила эту ситуацию, не предупредила ее. Когда родители инициируют проверку, и машина закрутится — заведующая будет вынуждена принять меры. Я думаю, она не захочет проблем и постарается убрать эту воспитательницу. Но я бы добивалась ответственности для этого человека. В последние годы преследование лиц, которые жестоко обращаются с детьми или халатно относятся к своим обязанностям, стало жестче. Стало больше публикаций в СМИ, чаще проводятся проверки, привлечение по статье стало активнее.
Бездействовать нельзя ни в коем случае. Семейный Кодекс подразумевает, что родители обязаны активно участвовать в жизни ребенка. Вы должны предупредить нежелательные события в жизни собственного ребенка. Если родители не предприняли никаких мер, они тоже понесут ответственность.
Елена Доценко
Психолог, гештальт-терапевт, детский психолог
Конечно, такие события не могут не влиять на психику. В работе с уже взрослыми людьми я вижу, как у них происходят флэшбеки к событиям, в том числе и дошкольного периода, когда ребенок испытывал незащищенность, страх или стыд и оставался один на один с этой ситуацией. Если не защитить ребенка, такой опыт может «фонить» на протяжении всей жизни.
Если вскрывается такая ситуация, родителям лучше всего спокойно обсудить с ребенком, что он видел, и уточнить, что чувствовал при этом: например, испугался ли? А затем нормализовать реакцию ребенка — например, сказать: да, я бы тоже испугалась, если бы рядом со мной взрослый ударил другого ребенка.
Это травмирующий опыт для всех детей: тех, кто был свидетелями насилия, и тех, кто непосредственно пострадал. Скорее всего, ребенок испытывает много чувств, загнанных очень глубоко: страх, ярость, беспомощность. Чтобы выпустить их, можно предложить ребенку пофантазировать: например, что бы ты сделал, если бы мог? Может, заколдовал бы воспитательницу, превратил ее в жабу — пусть себе на комаров квакает? Пусть в игре, но ребенку нужно почувствовать свою силу, активность, а не полное бессилие. Иначе это путь к формированию выученной беспомощности: все сильнее меня, я ничего не могу сделать.
Хорошо бы со всеми этими детьми поработать детскому психологу. Родители, будучи эмоционально очень вовлечены в ситуацию, не всегда в состоянии помочь ребенку раскрыть его чувства.
Что касается запугивания: запугать ребенка так, чтобы он не рассказывал родителям о травмирующем опыте, совсем не сложно. В силу особенностей детской психики ребенку может казаться, что это он виноват во всем происходящем — тогда ему будет стыдно или страшно поделиться.
Кроме того: если в семье это не проговаривается, ребенок и вправду может не знать, что нормально, а что ненормально. Детям стоит объяснять, что никто не имеет права кричать на них, что прикасаться к ним можно, только если они согласны. Понятно, что сами дети в игре могут друг с другом взаимодействовать, но если взрослый хватает, дергает за руку или, тем более, ударяет ребенка — это ненормально. Если обсуждать это с детьми — больше шансов, что они будут обращать внимание на ненормальные события и в конечном итоге расскажут о них родителям.
Часто события из жизни детей всплывают в игре. Если в играх ребенка одна игрушка наказывает другую, причем в семье нет такой практики — родителям стоит насторожиться. Можно подключиться и попытаться через игру выяснить, в чем дело.
Основная профилактика запугивания — стараться выслушивать ребенка, верить ему, воспринимать его всерьез. Если ребенок знает, что родители на его стороне, что они сильные и защитят его — скорее всего, он будет устойчив к запугиваниям.
Опровержение на избиение ребёнка в саду
В Вашем вопросе не приведено, чем именно родительница пригрозила лично Вам.
Из информации в Вашем вопросе, мама ребёнка фактически обвиняет воспитателя в совершении преступления по отношению к её ребёнку.
Если это не так, то воспитатель имеет право обвинить маму в заведомо ложном доносе и клевете.
Не понятно куда, на что и кому Вы собираетесь писать опровержение?
С уважением и удачи.
1. Смотреть за детьми и не упускать их из виду является непосредственной обязанностью воспитателя. Поэтому «недосмотрела» не является оправданием воспитателя в данном случае, ребенок упал и ударился, получил гематомы, его мать имела полное право потребовать компенсацию за причиненный вред здоровью.
2. Но, распространять заведомо ложную информацию, о том, что ребенка избил воспитатель она не имеет права, при отсутствии доказательств данного факта, и вы можете привлечь ее к ответсвенности по ст. 128.1 УК.
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.
Попробуйте с мамочкой решить вопрос мирным путем, объясните ей, что если она не уберет свою антирекламу и не напишет опровержение в соцсетях вы привлечете ее к уголовной ответсвенности за клевету. К тому же требования компенсации должны быть обоснованными (т.е. вы не обязаны возвращать деньги за два месяца если ребенок в это время сад посещал), если хочет пусть обращается в суд, вы в свою очередь подадите встречный иск для защиты своей деловой репутации (в соответствии со ст.152 ГК). А виновному воспитателю за то, что не усмотрел за ребенком можете сделать выговор или замечание, согласно ст.192 ТК.
Как защитить ребенка от травли со стороны учителя
За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.
Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.
Пассивное безразличие
Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?
Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле. В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?
На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.
Буква закона
Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.
Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.