Вода на гербе что означает

Что означает символ — вода

Вода на гербе что означает. %D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB %D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0. Вода на гербе что означает фото. Вода на гербе что означает-%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB %D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0. картинка Вода на гербе что означает. картинка %D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB %D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0. Первобытный человек рано заприметил, что вода многое значит в его жизни. Символ приносит ему и природе большое добро, потому что оживляет землю и делает ее плодовитой. К воде народ чувствует большое уважение, потому что она нужна для существования всех живых существ и к тому же является могучим целебным средством от всех болезней. Потому-то вода сильно уважается, она святая. Ее символическая история началась еще со времен создания Богом мира. Вода — это первобытная материя. И в первую очередь, символ развития и поглощения

Первобытный человек рано заприметил, что вода многое значит в его жизни. Символ приносит ему и природе большое добро, потому что оживляет землю и делает ее плодовитой. К воде народ чувствует большое уважение, потому что она нужна для существования всех живых существ и к тому же является могучим целебным средством от всех болезней. Потому-то вода сильно уважается, она святая. Ее символическая история началась еще со времен создания Богом мира. Вода — это первобытная материя. И в первую очередь, символ развития и поглощения

За космогоническими взглядами давних людей символ вода имеет следующие значения:

Все выше перечисленные значения формируют ядро символа, однако не вычерпывают весь тот смысл, заложенный в нем. Происхождение слова «ВОДА» засчитывается к числу самых древних и важных появлений в сознании и культуре человека. Вода – это проявление Богини Даны. С помощью воды Боги освящаются и очищают Душу и Тело свое. Так и люди, умываясь святой водой, проходят обряд очищения.

В народе появление символа воды связано с историческими, мифологическими, религиозными взглядами человека. И во все синхронные срезы ее считают волшебной. Вода не только лечит болезни, но и забирает от человека весь негатив. Она символизирует подсознание, поскольку так же, как и оно, никогда не спит – всегда в движении.

Также вода как символ означает размножения и таким уживается в ритуальных обрядах. В древние времена бракосочетание проводилось над водой. Вода имеет и вещую силу, и по ней, и на ней гадают, особенно в праздники. Девушки смотрят в воду и могут увидеть своего суженого.

Следовательно, вода как символ благосостояния, лечения, очистки занимает не последнее место в существовании человека.

Источник

Вода на гербе что означает. 1754. Вода на гербе что означает фото. Вода на гербе что означает-1754. картинка Вода на гербе что означает. картинка 1754. Первобытный человек рано заприметил, что вода многое значит в его жизни. Символ приносит ему и природе большое добро, потому что оживляет землю и делает ее плодовитой. К воде народ чувствует большое уважение, потому что она нужна для существования всех живых существ и к тому же является могучим целебным средством от всех болезней. Потому-то вода сильно уважается, она святая. Ее символическая история началась еще со времен создания Богом мира. Вода — это первобытная материя. И в первую очередь, символ развития и поглощения

Символ непроявленного, первичной материи. «Жидкость все проверяющая» (Платон).

Любая вода является древним символом Великой Матери и ассоциируется с рождением, женским началом, утробой вселенной, первоматерией, водами плодородия и свежести, источником жизни.

Вода как древний символ

Ассоциируется с влагой и циркуляцией крови, жизненными силами как противопоставлением сухости и неподвижности смерти.

Источник Жизни берет начало от корней Древа Жизни, которое растет в центре Рая.

В виде дождя вода несет оплодотворяющую силу небесного бога, что символизирует плодородие. Как роса, она олицетворяет благовещение и благословение, духовное обновление и свет восхода.

С другой стороны, это символ отделения, например, при пересечении моря или реки смерти. Но, поскольку вода имеет силу и жизни, и смерти, она может не только отделять, но и соединять.

Вода и огонь являются враждующими стихиями, которые, в конечном счете, проникают друг в друга и объединяются, символизируя противоречия материального мира.

Огонь и вода ассоциируются также с двумя великими началами, Отцом-Небом и Матерью-Землей, причем в этом случае Отец-Небо превращается в оплодотворяющую влагу дождя, изливающуюся на Землю.

Вода и вино символизируют слияние человеческой и божественной природы, или божественность, незримо присутствующую в человечности.

Нижние и Верхние Воды связаны с Малыми и Большими Мистериями, а вместе они составляют Единое и означают всеобщее обновление.

Бегущая вода означает жизнь и ее источник, символом которого является волнистая линия, спираль или меандр.

Вода, подобно дереву, роще, камню и горе, может символизировать космос во всей его полноте.

Вода имеет огромное значение в магических ритуалах (стихии).

Чистая вода олицетворяла честность, правдивость («Вывести на чистую воду»).

В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения.

В христианском искусстве вода символизирует смирение. Вода, окружающая что-либо, имеет не просто оборонительное значение, пространство внутри круга становится чистым и священным.

Вода с глиной олицетворяют творение и символизируют горшечника, придавшего вселенной ее облик.

Глубокие вода моря, озера, колодца ассоциируются с царством мертвых или местом обитания сверхъестественных существ и тесно связаны с Великой Матерью. Смирение изображается как вода, смешанная с вином.

Что символизируют волна, дождь, лед

Волна

Поскольку вода символизирует бесконечное движение, волны олицетворяют превратности жизни, изменения, иллюзии, тщеславие и возбуждение.

Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли.

Дождь

Вода на гербе что означает. 1754 1. Вода на гербе что означает фото. Вода на гербе что означает-1754 1. картинка Вода на гербе что означает. картинка 1754 1. Первобытный человек рано заприметил, что вода многое значит в его жизни. Символ приносит ему и природе большое добро, потому что оживляет землю и делает ее плодовитой. К воде народ чувствует большое уважение, потому что она нужна для существования всех живых существ и к тому же является могучим целебным средством от всех болезней. Потому-то вода сильно уважается, она святая. Ее символическая история началась еще со времен создания Богом мира. Вода — это первобытная материя. И в первую очередь, символ развития и поглощения

Символизирует Божественное благословение, нисхождение небесного блаженства и очищения, плодородие.

Символизм дождя сходен с символизмом солнечных лучей в случае, когда он олицетворяет оплодотворение и духовное открытие.

Все боги Неба оплодотворяют Землю дождем. У славян дождь был божьей благодатью, он уподоблялся молоку. Тучи наши предки представляли как женские груди.

Образ небесной воды в орнаменте выражался в виде вертикально-динамичного рисунка.

Олицетворяет скованность, холод, хрупкость, недолговечность. Является символом плотных вод земли в противовес «свежим» и живительным водам родника в Раю.

Он также обозначает жестокосердие, холодность и отсутствие любви. Тающий лед означает смягчение жестокого сердца.

Что символизируют море, озеро, река, омут

Они предпочитают не купаться в море, сравнивая его с дорожной пылью.

Озеро

Вода на гербе что означает. 1754 2. Вода на гербе что означает фото. Вода на гербе что означает-1754 2. картинка Вода на гербе что означает. картинка 1754 2. Первобытный человек рано заприметил, что вода многое значит в его жизни. Символ приносит ему и природе большое добро, потому что оживляет землю и делает ее плодовитой. К воде народ чувствует большое уважение, потому что она нужна для существования всех живых существ и к тому же является могучим целебным средством от всех болезней. Потому-то вода сильно уважается, она святая. Ее символическая история началась еще со времен создания Богом мира. Вода — это первобытная материя. И в первую очередь, символ развития и поглощения

Означает женское начало, стихию влажности, место обитания чудищ или магических женских сил, подобных тем, что упоминаются в выражении «дева озера».

Океан. Стихия зарождения жизни, безбрежности, сумма всех возможностей. Символизирует женское начало. Означает первоначальные воды, хаос, бесформенность, материальное существование, бесконечное движение.

Это источник всякой жизни, заключающий в себе все потенции, сумма всех возможностей в проявленном виде, непостижимое, Великая Мать. Символизирует также море жизни, которое предстоит пересечь.

Место опасности, перехода, порог в подводное царство; обманчивое спокойное место: «Затянуть в омут», «В тихом омуте черти водятся».

Символ постоянной изменчивости: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Вода рек священна. Ею крестят при первом посвящении, ею омывают грехи, очищают тело и душу.

Мировой поток явлений, течение жизни.

Устье реки имеет то же символическое значение, что и ворота или дверь. Оно обеспечивает доступ в иное царство, в океан единства.

В обрядах прохода и при «путешествиях» из одного состояния в другое движение обычно мыслится как переправа с одного берега на другой через реку жизни или смерти.

Если путешественник направляется к устью реки, то берега оказываются опасными, и их следует избегать, так что все в целом путешествие через реку приобретает символическое значение опасного прохода.

Четыре реки рая, текущие в направлении четырех сторон света, берут начало в источнике, ключе или колодце у корней Древа Жизни или из скалы под ним в центре Рая.

Они символизируют творческую силу, истекающую из своего неявного источника в явный мир до его крайних пределов (моря). Иными словами, от высшего уровня к низшему.

В христианстве четыре реки Рая, истекающие из одной скалы, символизируют четыре Евангелия, идущие от Христа.

Что символизирует роса

Символ здоровья, чистоты, любви, святости. Славяне считали росу слезами Богородицы. Означает свет рассвета, духовное освежение, благословение, доброе слово.

Древний символ Земля

Вода на гербе что означает. 1754 3. Вода на гербе что означает фото. Вода на гербе что означает-1754 3. картинка Вода на гербе что означает. картинка 1754 3. Первобытный человек рано заприметил, что вода многое значит в его жизни. Символ приносит ему и природе большое добро, потому что оживляет землю и делает ее плодовитой. К воде народ чувствует большое уважение, потому что она нужна для существования всех живых существ и к тому же является могучим целебным средством от всех болезней. Потому-то вода сильно уважается, она святая. Ее символическая история началась еще со времен создания Богом мира. Вода — это первобытная материя. И в первую очередь, символ развития и поглощения

Позже Земля как древний символ приобрела хтоническое значение как противоположность Небу, стала символом могилы: «Из земли вышел человек, в землю и вернется. »

Земля здесь понимается как дом, который всегда родной для человека. Она воспринималась также как родительница, имеющая право на родительский суд и на праведное наказание грешных.

Говорили: «Как его земля носит?»

В память о посещении святого места и как символ перенесения его с собой брали горсть земли. Горсть земли с участка родного дома возили с собой, его бросали на гроб первой.

Для обильного урожая шаман или царь должен был оплодотворить землю. Земля воспринималась как женское начало, пассивное.

В морской символике берег, земля-это временный приют, враждебная стихия, место отдыха, получения необходимых припасов.

Что означали для наших предков Небеса

Небеса как древний символ означают бесконечность, высоту, царство блаженства, высшую власть, порядок во Вселенной.

Это стражи Закона. При матриархате небесные божества обычно женского пола, иногда боги Неба бывают бесполыми.

В ритуальной архитектуре Небеса изображаются сводом, ступой, чортеном, либо центральным отверстием в шатре, навесе и сакральной постройке.

Повсеместно они изображаются синим цветом, но иногда черным.

Источник

Вода на гербе что означает

Вода на гербе что означает. 250px 00 00 347 000. Вода на гербе что означает фото. Вода на гербе что означает-250px 00 00 347 000. картинка Вода на гербе что означает. картинка 250px 00 00 347 000. Первобытный человек рано заприметил, что вода многое значит в его жизни. Символ приносит ему и природе большое добро, потому что оживляет землю и делает ее плодовитой. К воде народ чувствует большое уважение, потому что она нужна для существования всех живых существ и к тому же является могучим целебным средством от всех болезней. Потому-то вода сильно уважается, она святая. Ее символическая история началась еще со времен создания Богом мира. Вода — это первобытная материя. И в первую очередь, символ развития и поглощения

Вода на гербе что означает. 250px 00 00 344 000. Вода на гербе что означает фото. Вода на гербе что означает-250px 00 00 344 000. картинка Вода на гербе что означает. картинка 250px 00 00 344 000. Первобытный человек рано заприметил, что вода многое значит в его жизни. Символ приносит ему и природе большое добро, потому что оживляет землю и делает ее плодовитой. К воде народ чувствует большое уважение, потому что она нужна для существования всех живых существ и к тому же является могучим целебным средством от всех болезней. Потому-то вода сильно уважается, она святая. Ее символическая история началась еще со времен создания Богом мира. Вода — это первобытная материя. И в первую очередь, символ развития и поглощения

Вода на гербе что означает. 250px 00 00 345 000. Вода на гербе что означает фото. Вода на гербе что означает-250px 00 00 345 000. картинка Вода на гербе что означает. картинка 250px 00 00 345 000. Первобытный человек рано заприметил, что вода многое значит в его жизни. Символ приносит ему и природе большое добро, потому что оживляет землю и делает ее плодовитой. К воде народ чувствует большое уважение, потому что она нужна для существования всех живых существ и к тому же является могучим целебным средством от всех болезней. Потому-то вода сильно уважается, она святая. Ее символическая история началась еще со времен создания Богом мира. Вода — это первобытная материя. И в первую очередь, символ развития и поглощения

Вода на гербе что означает. 250px 00 00 344 000. Вода на гербе что означает фото. Вода на гербе что означает-250px 00 00 344 000. картинка Вода на гербе что означает. картинка 250px 00 00 344 000. Первобытный человек рано заприметил, что вода многое значит в его жизни. Символ приносит ему и природе большое добро, потому что оживляет землю и делает ее плодовитой. К воде народ чувствует большое уважение, потому что она нужна для существования всех живых существ и к тому же является могучим целебным средством от всех болезней. Потому-то вода сильно уважается, она святая. Ее символическая история началась еще со времен создания Богом мира. Вода — это первобытная материя. И в первую очередь, символ развития и поглощения

Вода на гербе что означает. 250px 00 00 399 000. Вода на гербе что означает фото. Вода на гербе что означает-250px 00 00 399 000. картинка Вода на гербе что означает. картинка 250px 00 00 399 000. Первобытный человек рано заприметил, что вода многое значит в его жизни. Символ приносит ему и природе большое добро, потому что оживляет землю и делает ее плодовитой. К воде народ чувствует большое уважение, потому что она нужна для существования всех живых существ и к тому же является могучим целебным средством от всех болезней. Потому-то вода сильно уважается, она святая. Ее символическая история началась еще со времен создания Богом мира. Вода — это первобытная материя. И в первую очередь, символ развития и поглощения

В египетской иероглифике символ воды представляет собой волнистую линию с небольшими острыми гребнями, изображающую водную поверхность. Тот же знак, будучи утроен, символизирует необъятные воды, т.е. первозданный океан и первоматерию.

Китайцы считают воду специфическим обиталищем дракона, поскольку вся жизнь выходит из воды (13).

В Ведах вода именуется матритама (самая материнская), поскольку в начале времен все было подобно морю, лишенному света. В Индии данный элемент обычно рассматривается как хранитель жизни, циркулирующий во всей природе в форме дождя, сока растений, молока и крови. Будучи безмерными и бессмертными, воды суть начало и конец всего на земле (60).

Вторичное значение данного символизма находим в отождествлении воды с интуитивной мудростью.

В космогонии месопотамских народов глубины вод рассматривались как символ неизмеримой, безличной Мудрости.

Один из древнеирландских богов носил имя Домну, что означает «морская глубина».

Представляется, что в доисторические времена слово, обозначающее пучину, употреблялось исключительно для именования того, что является безмерным и таинственным (4).

Короче говоря, воды символизируют вселенское стечение потенциальных возможностей, tons et origo («источник и происхождение»), предшествующее всем формам и всему творению.

На космическом уровне эквивалентом погружения является потоп, понуждающий все формы раствориться и вернуться в текучее состояние, освобождая таким образом элементы, которые позже воссоединятся в новых космических образованиях.

Привычно ассоциируемые с водой свойства прозрачности и глубины достаточно объясняют почитание древними этой стихии, которая, как и земля, представляет женский принцип.

«Прозрачная глубина», кроме прочих значений, выступает в роли связующего звена между поверхностью и пучиной. Поэтому можно сказать, что вода связует воедино два этих образа (2).

Г. Башляр указывает на множество различных характеристик воды, выводя из них многочисленные вторичные символические значения, обогащающие описанное нами фундаментальное значение. Эти вторичные значения представляют собой не столько набор четко очерченных символов, сколько своего рода язык, дающий выражение трансмутациям этого вечнотекущего элемента. Башляр перечисляет разновидности воды; чистая, талая, проточная, стоячая, очищающая, глубокая, штормовая и т.д.

С другой стороны, вторичные пласты символики выводятся из таких ассоциируемых с водой предметов, как сосуды, а также из способов ее использования; омовения, бани, освященная вода и т.д.

Наконец, верхние и нижние воды находятся в постоянном взаимообмене посредством процессов дождя (инволюция) и испарения (эволюция). Здесь вмешивается огонь, видоизменяющий воду: солнце (дух) заставляет испаряться морскую воду (т.е. сублимирует жизнь). Вода конденсируется в облаках и возвращается на землю в виде дающего жизнь дождя, наделенного двумя благими качествами; он есть вода, и он приходит с неба (15).

Лао-цзы уделял значительное внимание этому циклическому метеорологическому процессу, в одно и то же время являющемуся физическим и духовным, и замечал, что: «Вода никогда не бывает в покое, ни днем, ни ночью. Когда она течет сверху, она вызывает дождь и росу. Когда она течет внизу, она образует потоки и реки. Вода имеет выдающуюся способность творить добро. Если на ее пути соорудить дамбу, она останавливается. Если ей проложить путь, она течет по нему. Поэтому говорят, что она не борется. И однако ей нет равных в разрушении того, что сильно и твердо» (13).

Когда вода обнаруживает свои деструктивные аспекты во время катаклизмов, ее символика не меняется, но просто подчиняется господствующей символике бури. Нечто подобное происходит и в тех контекстах, где подчеркивается текучая природа воды, например, в изречении Гераклита, что «в ту же самую реку дважды не войти; ибо новые воды все время притекают (к входящему)». Здесь имеется указание не на символизм воды как таковой, но на идею необратимого течения вдоль заданного пути.

Вода, капля за каплей льющаяся на камень. Этим создается впечатление последовательности. Постоянные усилия преодолеют величайшие трудности. То, что не может быть достигнуто силой, Достигается неторопливостью и последовательностью. [EMSI 25-10,с.209]

Торчащий из воды обрубок дерева, который, вследствие преломления света, кажется искривленным. Внешность обманыва. Символ означает, что наши чувства обманчивы, и поэтому им нс следует доверять или полностью на них полагаться, а следует дополнить их разумом и опытом, даже когда мы судим о вещах самых обыкновенных. [EMSI 31-12,с.234]

Идея воды жизни проявляется в символике очищения, которое никогда не рассматривалось только как внешнее воздействие, а должно было также сообщать божественную благословенную силу. Вода — это первоэлемент, который “порождает все живущее”. В сказке о двух братьях сердце Баты пробуждается путем окунания его в холодную воду. Вода относится к символике женского начала. Как первовода она является оплодотворяющей и рождающей, мифологически проявляемая через пару Нун и Наунет, которые вместе образуют андрогинное единство. Во время проведения праздника Озириса в месяц Хатор во главе процессии несли изображение фаллоса (Озирис) и вазу с водой (Изида); оба вместе являются символом размножения и указывают в сублимированном смысле на вечность (нескончаемость) жизни. Как бог растительности Озирис считался даже хозяином вод Нила, в то время как Изида проявлялась в плодородии; такое важное для Египта половодье было тем самым объединением обоих полюсов бытия. В культе мертвых мысль о повторном оживлении была связана с водой, применяемой при либации (жертвоприношении). Как “истечение, которое исходит из Озириса”, вода освобождает от оцепенения смерти.

Вода — символ омовения и очищения. Именно в этом смысле она используется в причастии в качестве святых даров и символизирует смывание греха и пробуждение к новой жизни. Она символизирует невиновность, ибо Пилат, публично умыв руки, произнес: «. невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф. 27:24). Реже вода символизирует волнения или страдания: «Спаси меня, Боже; ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня» (Псалт 68:1—2). Вода, смешанная с вином, в евхаристии означает человеческую природу Христа, а само вино — Его божественность.

Соединение в мифологии В. мотивов рождения и плодородия с мотивами смерти находит отражение во встречающемся во многих мифологиях различении живой и мертвой В., животворящей небесной В. и нижней, земной соленой В., непригодной ни для питья, ни для орошения (ср. также библейское «И создал бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью»; Быт. 1, 7).

Мифы народов мира. Под ред. С.А. Токарева

Вода является источником и символом жизни, культ воды имеет место во всех мифологиях.

Шумеры считали, что из первоначального моря было рождено Небо-Земля, которое впоследствии дало жизнь богам.

В египетской космогонии, в Книге Бытия, у древних евреев и индусов вода считалась сутью пассивного, или женского, начала; влага — самый плодородный из элементов, основа творения.

Первородная женская сила (Инь), вода (шуи) соединяется с огнем (Ян), чтобы дать жизнь пяти элементам, которые, в свою очередь, порождают десять тысяч вещей. В системе соответствий вода находится во взаимосвязи с холодом. Севером, почками, числом 6, черным цветом, луной, триграммой Кан, символом препятствия, опасности.

Символ чистоты у египтян, она обозначала рождение чистых, или посвященных.

Она остается самым употребимым из средств возрождения и очищения физического и духовного:

Святая вода (символ первичных вод), отгоняющая злых духов и позволяющая обновляться человеку каждый раз, когда он бывает в святом вместе.

Крестильная вода у христиан, пролитая на голову ребенка, очищает его и принимает в лоно христианства. Крещение было высшим ритуалом инициации, означающим принятие в круг посвященных. У ессеев этот обряд совершался множество раз в течение жизни и имел космическое значение: крестильные купели имели 12 сторон по образу зодиака или же устанавливались на двенадцати быках, символизируя одновременно медное море Иерусалимского храма и Космос во всем его могуществе.

Очистительная вода друидов, снимающая порчу, григорианская вода, освящающая, а значит, обновляющая оскверненные церкви.

Вода ритуальных омовений у мусульман или омовений святых статуй в Индии и на Дальнем Востоке.

Ритуальное купание в холодной воде имеет огромное значение в Японии, где оно является составной частью мизожи (очистительных упражнений). Купание подразумевает полную наготу и строго установленный порядок юмовения: рот, лицо, гениталии, грудь и живот, стопы и голени, плечи и руки, спина, снова грудь и живот и наконец — все тело целиком.

Эти символические купания напоминают адептам синтоизма: чтобы быть приятным божеству, недостаточно просто освободиться от телесной грязи, но необходимо обуздать свои пагубные наклонности, сориентировать себя на верный нравственный Путь. Вода выполняет двойную функцию: очистительную и нравоучительную.

Восстановительная способность воды в полной мере оценена современным человеком, который принимает водолечение или с наслаждением погружается в свою ванну.

Вода является благословенной для жителей тех стран, где господствует засуха: реки и дождевые потоки считаются оплодотворяющим началом божественного происхождения. Вода» падающая с неба, есть благо,— говорится в Коране.

Даруемая людям богом, она становится символом мудрости и духовной жизни.

вместилища возможностей, из которого черпает Бог, чтобы творить миры.

Прозрачные воды. символизируют гармонию чувств и возвышенную чувствительность.

В Индии вода является символом высшего сознания, верховного вселенского сознательного существования. существа сознательного в самой сути своей и в своих движениях. В Ведах говорится о двух океанах, о верхних и нижних водах, соответствующих области сверхсознательного и темной сфере подсознательного.

Эти воды невидимого высшего мира производят Сому, напиток богов, нектар, который есть сама нежность, необходимый элемент ведического жертвоприношения, жизненный сок. Напоминающая кровь, влагу жизни, и диовисиЙское вино, Сома символизирует усиление либидо, жизненную силу, связь с бессознательным, часто охраняемую чудовищами, потому что эта жизненная сила происходит из «животных» инстинктов, которые необходимо укротить, прежде чем познать истинное наслаждение.

По мнению П. Дьеля, вода символизирует очищение желания до его возвышенной формы — доброты. Вода является символом очищения характера. Оплодотворяющая вода, которая падает с неба, — дождь, роса. воплощает божественное оплодотворение. Жизнь человека, его желания и чувства олицетворяются образом реки, текущей по земле и впадающей в море, Море воплощает таинственную бесконечность, к которой устремлена жизнь и из которой она проистекает» Таким образом, море становится символом рождения. В то время как глубинные воды символизируют подсознательное, замерзшая вода (лед как высшая степень застоя воды) — недостаток душевной теплоты, психическую стагнацию, безжизненность души.

Трактовка Дьеля близка интерпретации Ж. Башляра, который рассматривает мертвую воду, спокойную, темную, дремлющую, неисчерпаемую в качестве овеществленной опоры смерти и видит в спящих водах символ полного забвения, от которого не хочется очнуться,— этого сна, охраняемого любовью живущих. Это урок обездвиженной смерти, смерти глубинной, смерти, которая обитает с нами, возле нас, в нас.

В снах вода является символом бессознательного. Водные купели указывают на потребность в обновлении, на стремление забыть прошлое. «Источник жизни», безмятежный или беспокойный, но сдерживаемый в своих крайних проявлениях, придает сну благоприятное значение», Однако наводнения изобличают опасность, исходящую от всепоглощающего чувства. НЖСС

Символ непроявленного, первичной материи. «Жидкость все проверяющая» (Платон).

Любая вода является символом Великой Матери и ассоциируется с рождением, женским началом, утробой вселенной, prima materia, водами плодородия и свежести, источником жизни.

Она также сравнивается с непрерывным изменением материального мира, бессознательным, забывчивостью. Вода растворяет, уничтожает, очищает, «смывает» и восстанавливает.

Ассоциируется с влагой и циркуляцией крови, жизненными силами как противопоставлением сухости и неподвижности смерти. Вода возвращает к жизни и дает новую жизнь, отсюда крещение водой или кровью в обрядах инициации — вода и кровь смывают старую жизнь и освящают новую.

Источник Жизни берет начало от корней Древа Жизни, которое растет в центре Рая.

В виде дождя вода несет оплодотворяющую силу небесного бога, что символизирует плодородие.

Как роса, она олицетворяет благовещение и благословение, духовное обновление и свет восхода.

С другой стороны, это символ отделения, например, при пересечении моря или реки смерти. Но, поскольку вода имеет сил и жизни, и смерти, она можсет не только отделять, но и соединять.

Огонь и вода ассоциируются также с двумя великими началами, Отцом-Небом и Матерью-Землей, причем в этом случае Отец-Небо превращается в оплодотворяющую влагу дождя, изливающуюся на землю.

Вода и вино символизируют слияние человеческой и божественной природы, или божественность, незримо присутствующую в человечности.

В христианском искусстве вода символизирует смирение.

Вода, окружающая что-либо, имеет не просто оборонительное значение, пространство внутри круга становится чистым и священным.

Вода с глиной олицетворяют творение и символизируют горшечника, придавшего вселенной ее облик.

Глубокие воды моря, озера, колодца ассоциируются с царством мертвых или местом обитания сверхъестественных существ и тесно связаны с Великой Матерью.

Бегущая вода означает жизнь и ее источник, символом которого является волнистая линия, спираль или меандр. Вода, подобно дереву, роще, камню и горе, может символизировать космос во всей его полноте.

Вода имеет огромное значение в магических ритуалах.

У индейцев Америки вода олицетворяет изливающиеся силы Великого Духа.

Водяные духи являются злыми искусителями и соблазнителями и означают перемены, упадок, оживление и умертвление. Эти существа поддерживают земное и статичное как противоположность небесному и динамичному.

У ацтеков и инков вода символизирует изначальный хаос.

В буддизме вода олицетворяет вечное течение материального мира. «Пересечение потока» часто используется как символ прохождения через мир иллюзий для обретения просветления и нирваны. Из первичных вод растет стебель великого лотоса, мировая ось.

У китайцев вода относится к Инь, лунному началу, и символизируется триграммой Кань (см. ба гуа). Ей противостоит огонь как символ силы Ян и солнечного начала. Вода символизирует чистоту, северное направление, черную черепаху как первичный хаос.

В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение.

Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения.

Вода, смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, «зачатие от воды и от Духа», смешение низшего и высшего в человеке.

У индийцев Агни был рожден от союза воды и земли и представляет собой столп, поддерживающий все сущее. Варуна — повелитель вод. Вишну спит на змее, лежащей на поверхности воды, а из его пупка растет лотос, на котором восседает Брахма, «ходящий по водам». Лакшми, «та, что из лотоса», также «рождена Океаном».

У иранцев воды Апо символизируют одновременно и солнечные, и лунные силы, а также изначальный океан.

У мусульман вода символизирует милосердие, гностицизм, очищение, жизнь. Как дождь или ручей вода олицетворяет божественное откровение реальности, а также творение: «Из воды создали Мы все живущее», «Трон Его был над водами» (Коран).

У народов манде вода и вино символизируют союз Космического Отца и Матери.

У маори Рай находится под водой, что символизирует изначальное совершенство.

Древний универсальный символ чистоты, плодородия и источник самой жизни.

Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, женского символа потенции, лишенной формы.

В общем смысле вода — эмблема всех жидкостей в материальном мире и принципов их циркуляции (крови, сока растений, семени), растворения, смешения, сцепления, рождения и возрождения.

«Ригведа» возносит похвалу воде как носителю всего сущего.

Считалось, что чистая вода, особенно роса, родниковая и дождевая вода имеют целебные свойства и являются формой божественной милости, даром матери-земли (родниковая вода) или небесных богов (дождь и роса).

Почтительное отношение к свежей воде как очищающему элементу особенно свойственно религиозным традициям стран, где запасы воды были скудны. Это демонстрируют иудейские, христианские и индийские ритуалы очищения или крещения.

Крещение соединяет в себе очищающие, растворяющие и плодородные свойства воды: смывание греха, растворение старой жизни и рождение новой.

Мифы о Потопе, в которых уничтожается погрязшее в грехах человечество, — пример символизма очищения и возрождения.

Вода могла быть метафорой духовной пищи и спасения, как, например, в Евангелии от Иоанна (4:14), где Христос говорит самаритянке: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек».

Райский источник, вытекающий из-под Древа Жизни, — символ спасения.

Воду также сравнивали с мудростью; так, в даосизме образ воды, которая находит путь в обход препятствий, — символ триумфа видимой слабости над силой.

Неутомимая вода — буддийский символ бурного потока бытия. С другой стороны, прозрачность спокойной воды символизирует созерцательное восприятие. В легендах и фольклоре озера — двусторонние зеркала, разделяющие естественный и сверхъестественный миры.

Божества озер и источников, традиционно юные и обладающие даром пророчества и целительства духи, часто умиротворялись дарами — отсюда происходит обычай бросать монеты в фонтаны и загадывать при этом желание.

Символизм воды как переходного состояния объясняет большое количество мифов, в которых реки или моря разделяют миры живых и мертвых.

Многие божества были рождены в воде или могли ходить по воде.

В суевериях символизм очищающей власти воды был настолько силен, что считалось, что она отталкивает зло. Отсюда обычай выявлять ведьм, бросая подозреваемых женщин в водоемы, чтобы посмотреть, всплывут они или нет.

Божество с переполненным сосудом. Печать шумерского царя Гудеа, 3000 г. до н. э.

Бог дождя или воды. Иран, ок. 2500 г. до н. э.

Крещение погружением. «Золотая легенда». Эсслинген, 1481 г.

Высекаемая всемогущим Богом из скалы. Эмблема на меди. В. X. фон Хохберг, 1675 г.

Бог моря Нептун с трезубцем и его супруга Амфитрита. В. Картари, 1647 г.

Усопший утоляет жажду водой, бьющей из источника. Виньетка из “Папируса Небсени”.

Вода: Божество с перепол-ненным сосудом. Печать шумерского царя Гудеа, 3000 г. до н. э.

рассматривались во многих куль-турах как места обитания духов природы: русалок, водяных, или опасных демонов различного ро-да, наделенных в то же время муд-ростью. В этом также проявляется двойственность воды в символике. Разновидностью дуалистической системы является христианское священнодействие, когда вино сме-шивается с водой, благодаря чему к пассивному элементу добавляет-ся “огонь” вина, что указывает на две природы (божественную и че-ловеческую) в личности Иисуса. Образный символ умеренности на картах тарота передается также через смешивание воды и вина. В христианской иконографии вода играет, впрочем, роль очищающе-го элемента, который при креще-нии смывает пятно грехов. В качес-тве элемента чистоты воду приме-няли при распознавании ведьм, бу-дучи убежденными, что она не приняла бы в себя закованную в цепи ведьму. При этом испыта-нии лишь безвинный тонет и поэ-тому вытягивается с помощью ве-

Вода: Бог дождя или во-ды. Иран, ок. 2500 г. до н. э.

Вода: Крещение погруже-нием. “Золотая легенда”. Эсслинген, 1481 г.

дневном календаре девятым днев-ным знаком была вода как символ изобильного дождя. Ему приписы-валось значение “болезни, лихо-радки (жара)”, и знак считался не-счастливым. Этот дневной знак изображался в виде голубоватого, разветвляющегося водного потока с волнистой каймой. Он принад-лежал также мексиканскому иерог-лифу войны, который можно пере-вести как “вода-огонь”, причем борьба обоих элементов отчетливо подчеркивала напряженность этой дуалистической системы. Широко распространенным является почи-тание той воды, которая пробива-ется прямо из глубин земли как подарок подземных богов, особен-но если она горячая (термальная вода) или оказывает благотворное воздействие благодаря содержа-нию минералов. Большинство культовых гротов людей леднико-вого периода на Пиренеях были расположены по соседству с таки-ми источниками, и их почитание продолжалось в античности, о чем свидетельствуют жертвенные да-ры. Почитание священных источ-ников было принято у кельтов, так как считалось, что их воды нахо-дятся в связи с жертвенными дара-ми Матери-Земли (например, бо-гиня Сулис при термальном источ-

Вода, высекаемая всемо-гущим Богом из скалы. Эмблема на меди. В. X. фон Хохберг, 1675 г.

Вода: Бог моря Нептун с трезубцем и его супруга Амфитрита. В. Картари, 1647 г.

ритуал омовения новорожденного; повивальная бабка молила, чтобы вода устранила все зло, которое дитя унаследовало от родителей. Ритуальные купания известны, впрочем, во многих древних куль-турах, и они преследовали не толь-ко гигиенические цели, но и очища-ли в символическом смысле. К уже упомянутым можно добавить ис-кусственные купальные пруды, об-наруженные на местах развалин до-арийской культуры Мохенджо-Даро, индуистское купание в Ганге, “очищающие омовения” в крит-ском Кноссе, очищающие купания перед началом элевсинских мисте-рий, наконец, сходные символичес-кие действия в позднегреческих культах (“Для набожного может быть достаточно одной капли, а злого и весь океан со всеми свои-ми потоками не может дочиста от-мыть”). В Древней Мексике также было известно символическое очи-щающее купание: царь и верховный жрец священного города Толлан имел обыкновение в полночь устра-ивать ритуальное купание, и в горо-де Теночтитлан находилось три священных места купания. Во вре-мя праздника Шочикецаль (см. Цве-ты) весь народ должен был рано утром купаться, и кто отказывался это делать, в наказание получал кожные и венерические заболева-ния. Ритуальные омовения в исламе принадлежат к числу важных рели-гиозных требований; лишь там, где вода отсутствует (в пустыне), мож-но было для тех же целей использо-вать чистый песок. Хотя подробное описание соответствующих ритуа-лов (безусловно символических) в указанных культах не является задачей символоведения, следует все-таки упомянуть некоторые ев-ропейско-античные представления. Согласно им, купание в проточной воде и прежде всего в волнующейся морской воде удаляет прочь все злокозненные чары. Во время за-клинаний хтонических (подземных) богов и демонов использовали воду источников и, напротив, для обра-щения к небесным богам использо-вали дождевую воду. Росяная вода,

которая конденсируется на злако-вых стеблях, является, по Плинию (23-79), “истинным лекарством, даром небес для лечения глаз, язв и внутренностей”. Она появляется, согласно античным представлени-ям, из лунных лучей или из слез богини утренней зари Эос. В христи-анской символике она сравнивается со струящейся вниз с неба божест-венной благодатью. Для алхимичес-ких операций также была нужна небесная роса, собранная платками, как это изображалось в “Немой книге” 1677 г. Речь здесь идет о про-явлении скрыто обозначенного ле-тучего элемента ртути (см. Сера и ртуть), особенно часто упомина-лась роса как растворитель “насы-щенной соли природы”, при этом народные верования и аллегория едва различались. В глубинно-пси-хологической символике элементу вода, которая хотя и жизненно не-обходима, но не питает, приписыва-ется большое значение как животво-рящей (дети появляются из влаги) и сохраняющей жизнь. Это осново-полагающий символ всякой бессо-знательной энергии, однако пред-ставляющей опасность, если (напри-мер, в снах) наводнение превышает разумные границы. Напротив, сим-волическая картина становится бла-гоприятной и полезной, если вода (в качестве пруда, реки, а также сдер-живаемого своими берегами моря) остается на своем месте, и поэтому выступает, как во многих сказках, в качестве истинной “живой воды”.

Вода, капля за каплей льющаяся на камень. Этим создается впечатление послсдовательности. Постоянные усилия преодолеют величайшие трудности. То, что не может быть достигнуто силой, Достигается неторопливостью и послсдовательностью. [СЭ-II,таб.25-10,с.209]

Торчащий lid воды обрубок дерева, который, вследствие преломления света, кажется искривленным. Внешность обманыва. символ означает, что наши чувства обманчивы, и поэтому им нс следует доверять или полностью на них полагаться, а следует дополнить их разумом и опытом, даже когда мы судим о вещах самых обыкновенных. [СЭ-II,таб.31-12,с.234]

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Вода, С. 3 и далее.Мифы народов мира, С. 1633 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 241 Словарь)]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *