Во что могут люди превратить глину
Во что можно превратить глину?
Глина – один из самых распространенных в природе ресурсов. Именно поэтому гончарное ремесло развивалось довольно широко по всему миру с самых древних времен. Керамическая промышленность является одной из древнейших на Земле, она оказала огромное влияние на человеческий прогресс.
Строительные материалы – это первые керамические изделия. Плитка, кирпич, черепица были наиболее просты для изготовления. Предметы быта, такие как горшки, блюда, тарелки и другие разные емкости, требовали больше мастерства для их изготовления. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры был изобретен гончарный круг.
Одно из самых древних искусств – искусство керамики (с греческого «керамос» – глиняная посуда). В процессе раскопок были обнаружены черепки изделий времен неолита. Керамические изделия разделяют на:
* Грубые (черепица, кирпич, стенная майолика, терракота).
* Тонкие (фарфор, цветная майолика, фаянс).
Изначально самым ценным керамическим изделием был фаянс. Еще в Древнем Египте и Китае изготовлялись изделия, похожие на современные изделия из фаянса. Название «фаянс» произошло от названия города в Северной Италии, города Фаэнц, рядом с которым широко развивалось керамическое ремесло.
На смену фаянсу пришла еще более ценная и благородная керамика – фарфор. Впервые фарфор был получен в Китае в 620 году. Секрет его изготовления настолько бережно хранили, что только в 1708 году саксонские экспериментаторы сумели получить европейский фарфор!
В России фарфоровый состав был найден Д.И. Виноградовым в 1746 году. Именно он получил первые образцы фарфора, наладил технику и технологию его производства. Производить фарфор начали на императорском заводе под Санкт-Петербургом. Теперь это фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова.
Стоит упомянуть и о менее известных видах керамики. Терракота занимает особое место в истории керамического ремесла. Она представляет собой пористые изделия из цветной глины. Терракотовая пластика была распространена во многих неолитических культурах. Терракота применялась в изготовлении саркофагов, статуй, фигурок, рельефов. В Древней Греции, Древнем Египте, Древней Индии и даже Древней Америке были найдены экземпляры этого искусства. Самое знаменитое творение из этой керамики – это терракотовая армия.
Майолика – это керамика из обожженной глины, в которой используется расписная глазурь. В данной технике создаются различные наличники, декоративные панно, посуда и даже монументальные скульптурные изображения. Техника майолики существовала с древних времен в Вавилоне, Египте, в странах Древнего Востока. В России это искусство начало процветать в 18 веке. Московский завод Гребенщикова и мастерские в поселке Гжель – это основные центры производства майолики. В современном строительстве терракоту и майолику используют для оформления садов, отделки интерьеров и парков.
Самая простая глина способна превращаться в руках опытных мастеров в настоящие чудеса. С некоторыми из этих превращений мы ознакомились. Но кто знает, на какие еще превращения способна глина.
Автор: Ивaн Kyзнeцoв
Просмотров страницы: 566
Во что можно превратить глину?
Глина — один из самых распространенных в природе ресурсов. Именно поэтому гончарное ремесло развивалось довольно широко по всему миру с самых древних времен. Керамическая промышленность является одной из древнейших на Земле, она оказала огромное влияние на человеческий прогресс.
Строительные материалы — это первые керамические изделия. Плитка, кирпич, черепица были наиболее просты для изготовления. Предметы быта, такие как горшки, блюда, тарелки и другие разные емкости, требовали больше мастерства для их изготовления. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры был изобретен гончарный круг.
Одно из самых древних искусств — искусство керамики (с греческого «керамос» — глиняная посуда). В процессе раскопок были обнаружены черепки изделий времен неолита. Керамические изделия разделяют на:
Грубые (черепица, кирпич, стенная майолика, терракота).
Тонкие (фарфор, цветная майолика, фаянс).
Изначально самым ценным керамическим изделием был фаянс. Еще в Древнем Египте и Китае изготовлялись изделия, похожие на современные изделия из фаянса. Название «фаянс» произошло от названия города в Северной Италии, города Фаэнц, рядом с которым широко развивалось керамическое ремесло.
На смену фаянсу пришла еще более ценная и благородная керамика — фарфор. Впервые фарфор был получен в Китае в 620 году. Секрет его изготовления настолько бережно хранили, что только в 1708 году саксонские экспериментаторы сумели получить европейский фарфор!
Стоит упомянуть и о менее известных видах керамики. Терракота занимает особое место в истории керамического ремесла. Она представляет собой пористые изделия из цветной глины. Терракотовая пластика была распространена во многих неолитических культурах. Терракота применялась в изготовлении саркофагов, статуй, фигурок, рельефов. В Древней Греции, Древнем Египте, Древней Индии и даже Древней Америке были найдены экземпляры этого искусства. Самое знаменитое творение из этой керамики — это терракотовая армия.
Майолика — это керамика из обожженной глины, в которой используется расписная глазурь. В данной технике создаются различные наличники, декоративные панно, посуда и даже монументальные скульптурные изображения. Техника майолики существовала с древних времен в Вавилоне, Египте, в странах Древнего Востока. В России это искусство начало процветать в 18 веке. Московский завод Гребенщикова и мастерские в Гжельской волости были основными центрами производства майолики. В современном строительстве терракоту и майолику используют для оформления садов, отделки интерьеров и парков.
Самая простая глина способна превращаться в руках опытных мастеров в настоящие чудеса. С некоторыми из этих превращений мы ознакомились. Но кто знает, на какие еще превращения способна глина.
Подумайте и напишите, во что люди могут превратить эти материалы. Глина, Шерсть, Древесина
Когда я остаюсь одна, в голову приходят гениальные мысли. Так случилось, когда я гуляла в горах. Спонтанно я придумала, как можно использовать глину в интерьере. А вы сегодня тоже убедитесь в том, что природа обогатила нас, без её ресурсов мы бы не смогли прожить. Пару креативных идей для дома я тоже расскажу.
Ресурсы Земли
Человек в процессе эволюции научился правильно пользоваться водными объектами, землей, солнечной энергией. За последние 100 лет произошли серьезные изменения, если так будет дальше, то мы просто исчерпает земные резервы.
Человек активно перерабатывает глину, шерсть, древесину. Не верите? Тогда посмотрите внимательно на предметы, которые есть в вашей квартире, и поинтересуйтесь, из какого материала возведен дом.
Люди могут превратить глину, шерсть, древесину в предметы искусства
Все знают, как можно легко использовать природные ресурсы и шерсть животных. Я же хочу рассказать новую информацию.
Начну с дерева. Древесина — природный материал, который получают из многолетних деревьев. Материал легко поддается обработке. Самое необычное применение древесины:
Глина и шерсть
Глина — это осадочная горная порода, которая имеет пластичную форму. Её используют скульпторы. Глину добавляют в корма для животных. Её научились умело перерабатывать наши предки ещё в 13 столетии, когда делали посуду для еды.
Шерсть — волосяной покров животных, срезанный и обработанный. Чаще всего, используют собачью и овечью шерсть. Овечья согревает в стужу. Даже королева Великобритании держит у себя подкладку из этого материала. Это традиция: во время коронации необходимо сидеть на шерсти, чтобы в будущем правление увенчалось успехом. Ее можно переработать и получить эксклюзивную шубу, сумочку, угги, одеяла; использовать в интерьере.
Мыслите глубже и поймете, что богатство рядом, и это сама природа.
ПРЕВРАТИТЬ ГЛИНУ В КАМЕНЬ: СЕКРЕТЫ НЕМЕЦКИХ И РУССКИХ ГОНЧАРОВ
«История одной вещи» — совместный проект с Томским краеведческим музеем.
Гордость музейной коллекции — две пивные кружки из Германии середины 19 века. Обе декорированы рельефным орнаментом и сдержанной по цвету глазурью. Многие краски не годились для сильного обжига, поэтому количество глазури в производстве штайнгутов («каменных товаров») было ограничено. Часто для глазурования пользовались поваренной солью — ее кидали в горн в конце обжига, и сода, которая в ней содержалась, соединялась с силикатами, покрывая поверхность тонким слоем глазури. Зато каменные товары можно было резать, шлифовать, гравировать. Чаще всего на кружках высекались растительность, гербы, маскароны (изображения человеческих и звериных голов) и национальные пословицы и поговорки.
В олово, из которого делали крышечки, добавляли 1/10 или 1/12 часть свинца — получался легкоплавкий материал, довольно пластичный, на котором можно было прорабатывать мельчайшие элементы рельефа. Игра света и тени на свежеотлитой оловянной крышке имела великолепный декоративный эффект. Такая посуда ценилась очень высоко».
Каменный товар, по словам Елены Малофиенко, известен давно. Еще в Древнем Египте делали что-то подобное. А в Германию традиция заниматься именно такой керамикой пришла в 16 веке со Средиземноморья. В Германии, в отличие от Италии, в тот момент было много лесов. Поэтому немцы могли себе позволить производство, требующее большого количества древесины.
В одном историческом очерке сообщалось, что в Англии во времена королевы Елизаветы даже придворные кавалеры пили из кожаных кубков. Это давало повод насмешливым французам утверждать, что англичане, якобы, пьют из собственных сапог».
Музейные каменные кружки таят в себе несколько загадок. Так, на крышке одной из них есть три клейма. На двух из них орел — геральдический символ Германии. А на третьем, вероятно, герб города — две башни, а между ними человек с мечом. Такого герба Елена Малофиенко нигде не встречала — а он мог бы многое рассказать и о месте, где было производство кружек и оловянной посуды, и о самом производстве. Известно, что рецептуру каменной массы немецкие гончары разрабатывали в ходе экспериментов, смешивая природные компоненты (глину, полевой шпат, кварц) в разных пропорциях.
Томский гончар Андрей Салтан немецкими технологиями каменной массы тоже интересовался. Ему иногда нужны особенные материалы для изделий с определенными свойствами. Например, турка для кофе, если ее делать из местной глины, будет нефункциональной — не выдержит нагревания на газе. Тут лучше всего подойдет выписанная из Испании кордиеритовая масса, которая способна выдержать подобный термоудар. Впрочем, и обычную глину из томских карьеров можно закалить так, что она будет, как каменная. Ну, или почти как каменная.
Технологии молочения и вощения, придуманные гончарами-славянами еще в средневековье, и сейчас, по мнению Андрея Салтана, одни из лучших для изготовления водонепроницаемой и крепкой керамики. Для тех, кому интересно, как это делается — пошаговая инструкция:
Интересный факт — когда глину готовили в больших количествах, ее закладывали в большие ямы и плотно закрывали от солнца и ветра — чтобы добиться идеальной влажности. Сохла она там очень медленно. Например, предприятие «Гжель» в советские времена готовило свою глину по 25 лет. А братья-китайцы, которые делали свой тонюсенький фарфор, готовили глину. для внуков!»
2. Работаем на гончарном круге
Крынки бывают женскими, мужскими и холостяцкими. Холостяцкие, например, имели более широкое горлышко, чтобы хозяин мог проникнуть туда своей широкой дланью и помыть сосуд после использования самостоятельно. Декор можно и не наносить, а вот края крынки обработать желательно. Чтобы губы не поцарапались, горлышко можно шлифануть кусочком сыромятной кожи, ну или на худой конец — полиэтиленовым пакетиком».
3. Сушим и обжигаем
И, как любой кирпич, он умеет делать то же самое — впитывать и пропускать влагу. Поэтому, если мы нальем в такую крынку воду, то через некоторое время обнаружим на столе лужу. Что делать? Первый способ был гениально прост — сосуд смазывали изнутри жиром, пленочка не давала воде выходить наружу. Но пить воду с жиром было не очень приятно. Поэтому 800 лет назад придумали другой интересный способ».
Стенка пропитывалась на глубину до полутора миллиметров всего, но уже никогда не пропускала влагу. Плюс сосуд уже мог выдержать температуру до 420 градусов — его смело можно ставить в духовку. А потом обратили внимание на еще один момент — влагонепроницаемая стенка прекрасно пропускала воздух: если складывать туда собранные ягоды, то они будут оставаться свежими гораздо дольше, чем в стеклянной или пластиковой посуде!»
Метки: Томск, Томская область, Томский краеведческий музей, керамика, глина, каменный товар, Германия, гончар, Андрей Салтан
Окружающий мир 2 класс 1 часть. Из чего что сделано стр. 108 – 111
Из этой темы учебника «Окружающий мир» второклассник узнаёт, из чего что сделано и как осуществляется производство различных предметов.
1) Вспомни, что такое рукотворный мир.
Рукотворный мир — это всё, сделанное руками человека.
2) Для изготовления каких предметов нужна древесина?
Из древесины изготавливают мебель, карандаши, линейки, сувениры, бумагу, упаковку.
На рисунке накроем изображения книги, карандашей, стула.
3) Познакомьтесь по учебнику с производством различных изделий. Подготовьте сообщение классу.
Сообщение «Производство различных изделий» для 2 класса
Производство любого изделия представляет собой длительный процесс, в котором принимает участие множество людей.
Прежде всего, для производства любого изделия требуется исходное сырьё. Его могут добывать разными способами, например, в карьерах как глину, или вырубая леса.
Сырьё проходит несколько этапов переработки, в результате которой получается заготовка изделия. Эту заготовку доводится до окончательного вида, её красят, обрабатывают, придают красивый вид.
Только после этого готовым изделием можно пользоваться.
4) Расскажите по рисункам, как из глины делают вазы, кувшины и другие предметы.
Рассказ «Это всё из глины» для 2 класса
Глины добывают на особых карьерах с помощью экскаваторов.
Добытая глина поступает в мастерскую, где её замачивают и разминают. Потом гончар лепит из глины кувшин или вазу, он использует специальный вращающийся круг.
После этого полученное изделие отправляют в печь для обжига, чтобы оно стало твёрдым и сохранило форму.
А в заключение вазу или кувшин расписывает красками художник. Чтобы изделие стало ярким и красивым.
5) Изобразите эту производственную цепочку с помощью Модели.
Модель изготовления изделий из глины для 2 класса
6) Какие ещё материалы люди берут из неживой природы? Что изготавливают из этих материалов?
Из неживой природы люди берут руды металлов, которые превращают в прокат, сталь, в различные металлические изделия.
И также берут строительный камень, мрамор, которым украшают фасады зданий, набережные, мостовые.
Ещё один материал — каменная соль. Её добывают в солончаках и из неё делают поваренную соль, которую мы используем для приготовления пищи.
7) Папа Серёжи и Нади нарисовал картинки для многих книг. Он знает, как рождается книга, и хочет рассказать вам об этом. Но рассказать не словами, а с помощью рисунков.
Составьте по этим рисункам рассказ о том, как делают книгу.
Рассказ «Как рождается книга» для 2 класса
Рождение книги начинается на бумажном комбинате, где из древесины получают огромные рулоны бумаги. Их везут на полиграфкомбинат.
В это время писатель уже пишет свой роман или повесть, а художник делает рисунки иллюстраций к книге.
На полиграфкомбинате наборщик набирает текст книги и печатает её на листах, которые скрепляются переплётчиками.
Готовая книга поступает в магазины, где мы можем её купить и почитать.
8) Изобразите эту цепочку с помощью модели.
Модель изготовления книги «Как рождается книга» для 2 класса
9) Какие ещё материалы люди получают из растений? Что делают из этих материалов?
Из растений люди получают строительные материалы — доски, брус, ДВП и многие другие. Из них строят дома, проводят отделочные работы, изготавливают мебель.
Из растений делают карандаши и некоторые другие канцелярские принадлежности, например, линейки.
10) Составьте с помощью рисунков рассказ о том, как делают шерстяные вещи.
Рассказ «Как делаются шерстяные вещи» для 2 класса
Производство шерстяных изделий начинается с выращивания овец. Овец стригут, собирают шерсть и из неё наматывают катушки ниток. На фабрике из этих ниток делают шерстяную ткань, которую потом красят в разные цвета, наносят красивые узоры. Из готовой ткани портной шьёт вещи, которые мы носим.
11) Изобразите эту цепочку с помощью модели.
Модель производственной цепочки «Как изготавливаются шерстяные вещи» для 2 класса
12) Расскажите, что ещё люди получают от животных.
От животных люди получают кожу, из которой можно сшить обувь, верхнюю одежду. Также одежду шьют из шкур животных.
Из амбры кашалотов получают духи, парфюмерию.
Но главным продуктом, который человек получает от животных, является мясо и молоко.
Домашнее задание
1) Из каких материалов сделаны окружающие нас предметы? Из чего что сделано?
Окружающие нас предметы сделаны из металлов, древесины, пластмассы, стекла, шерсти, ткани.
2) О каких производственных цепочках мы узнали на уроке?
Мы узнали, как получаются изделия из глины, древесины, шерсти.