Во что был одет базаров
Внешность Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание в цитатах
Краткая характеристика внешности Базарова
Евгений Васильевич Базаров — это еще довольно молодой мужчина, которому около 30 лет. Известно, что он ровесник Анны Сергеевны Одинцовой, которой 28 лет.
У Базарова приятное лицо, несмотря на всю его холодность и резкость. Его одежда не отличается лоском и новизной. Евгений Базаров носит староватую, но приличную одежду. Он делает это гордо, с достоинством.
Твердый характер Евгения Базарова проявляется в его твердой походке и мужественном голосе. У него тонкие губы, что символизирует скрытность и холодность. Большой лоб Базарова — символ незаурядного ума.
Описание внешности Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»
«. человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями. « (глава II)
«. я шаги отмеривать стану. Ноги у меня длиннее, – прибавил Базаров с усмешкой. « (глава XXVI)
«. мы оба уже не первой молодости, особенно я. » (Анна Одинцова — Базарову, глава XXVI)
По мнению его друга Аркадия Кирсанова, у Базарова славное лицо:
«Не правда ли, какое у него славное лицо. « (глава XIV)
У Евгения Базарова длинное и худое лицо, широкий лоб, большие зеленоватые глаза, тонкие губы и темные брови:
Евгений носит бакенбарды:
«Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. « (глава XVI)
«. и уверял, что он с своими бакенбардами – настоящая свинья в кусте.» (глава X)
«. и висячими бакенбардами песочного цвету. « (глава II)
У него длинные густые темно-белокурые волосы:
У него красные руки с длинными жесткими пальцами:
«. Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы. « (глава XXI)
«. обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал. « (глава II)
«Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. « (глава XVI)
Евгений носит скромную и староватую одежду, в частности староватый фрак и старую шляпу:
«. цепкое болотное растение обвивало тулью* его старой круглой шляпы. » (глава V) (*тулья — верхняя часть шляпы)
«С пыльною шинелью на плечах, с картузом на голове, сидел он на оконнице. « (глава XXV)
«. Базарова, облеченного в староватый фрак. « (глава XIV)
«. вот эту одёженку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон. « (глава IV)
У Базарова ленивый и спокойный голос:
«. отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом. » (глава II)
«. в его спокойном, но глухом голосе. » (глава XXVI)
«. в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое. » (глава VI)
У Евгения твердая и стремительная походка, которая подчеркивает его твердый, суровый характер:
«. походка его, твердая и стремительно смелая. » (глава XXVII)
Внешность Базарова
Центральным образом романа Тургенева «Отцы и дети» является образ нигилиста и бунтаря Евгения Базарова. Уже с начала романа читатель имеет возможность познакомиться с ним, и внешность Базарова в романе «Отцы и дети» описана автором с его привычной гениальностью.
Внешнее описание героя
При первом знакомстве с другом сына, Николай Петрович испытывает недоумение от его внешности: он видит молодого человека, одетого в непонятный балахон. Казалось бы, что тут примечательного? Но гениальный мастер создания портретов, И. С. Тургенев, создает именно, примечательный образ.
В первую очередь, читатель сразу же видит не дворянское происхождение героя. Обветренные краснее руки без перчаток, некрасивое лицо, взъерошенные волосы. «Длинное, худое, с широким лбом …» лицо оживлялось очень редко, только тогда, когда он видел свое превосходство и мог этим воспользоваться.
Особое значение автор придает рукам Базарова. Их неухоженный вид указывает на то, что обладатель рук не боится работ, много внимания уделяет не только умственному, но и физическому труду. Не остается без внимания и высокий рост героя, и даже зрительно ощутимая физическая сила. Тургенев обращает внимание на незаурядность портрета Базарова: «крупные выпуклости просторного черепа…» дают право считать, что герой обладает недюжинным умом и способностями. Волос длинные, редкие, песочные бакенбарды. На таком невыразительном лице очень выделяются глаза героя – большие, выразительные, пронзительно зеленого цвета.
В описании Базарова автор использует такой распространенный пример, как контраст: недворянская внешность, но происхождение из дворян, демократизм и решимость, сила характера и воля к жизни. Все черты противопоставлены друг другу.
Читая роман внимательно, между строк можно предположить такую мысль: с одной стороны Базаров – революционер-нигилист, радеющий за народ, с другой – ему чужд народ, он видит свое превосходство над простым крестьянином.
Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности
Евгений Базаров. Художник К. И. Рудаков. |
Евгений Базаров — главный герой знаменитого романа «Отцы и дети» Тургенева.
Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности
«. молод… не то, что мы с вами, Евгений Васильич. » (Одинцова о себе и Базарове, глава XXV)
«. вы еще молоды – вся жизнь перед вами. « (глава XVIII)
«. Аркадию Николаевичу приятель и человек смирный. « (Базаров о себе, глава IX)
«. человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями. « (глава II)
«Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. « (глава II)
Евгений Базаров учится на доктора и увлекается естественными науками:
«Покажите-ка… Да вы не бойтесь, я доктор. « (глава IX)
«. – Вы собственно физикой занимаетесь? – спросил в свою очередь Павел Петрович.
– Физикой, да; вообще естественными науками. « (глава VI)
«Сын простого штаб-лекаря. « (отец о Евгении, глава XXI)
«. я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук… Ведь ты знаешь, что я внук дьячка. Как Сперанский. « (глава XVI)
«Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать. « (глава XX)
Сам Евгений не причисляет себя к дворянам, хотя по линии матери он — самый настоящий дворянин:
«Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки.» (Базаров — Аркадию, глава XXVI)
«. мы оба, – к чему церемониться? – умны. « (Одинцова о себе и Базарове, глава XXVI)
«. но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли. « (отец о Базарове, глава XXI)
Он является странным человеком, по мнению Одинцовой:
«. «Странный человек этот лекарь!» – думала она. « (глава XVI)
Базаров — добрый человек, по словам той же Одинцовой. Сам он совсем не считает себя добрым:
– Во первых, я вовсе не добр. » (глава XXVI)
«Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею. « (глава XVII)
«В ее глазах он и доктор был отличный, и человек простой. « (мнение Фенечки о Базарове, глава XXIII)
«Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь.» (Аркадий о Базарове, глава II)
«Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все таки свой брат, не барин. « (глава X)
«. умевший говорить с мужиками Базаров. и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового. « (глава XXVII)
« – Он бескорыстный, честный человек, – заметил Аркадий.
– Именно бескорыстный. « (диалог отца Базарова и Аркадия, глава XXI)
«Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем. « (глава X)
«. к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность. « (глава XXIII)
«. ему не хотелось заплакать перед своим насмешливым другом. « (глава XVII)
«Чего же больше? – повторил иронически Базаров. « (глава XXIV)
«. подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком. « (глава XXVII)
«. он самолюбив. Но без этого, видно, нельзя. « (Николай Петрович о нем, глава XXV)
«Вы – с вашим самолюбием – уездный лекарь. « (глава XVIII)
«. Аркадия покоробило от цинизма Базарова. « (глава XIV)
«. остановился, промолвив с холодною вежливостью. « (глава XXIII)
«. он избегал вас, – произнес он с холодною усмешкой. « (глава XXV)
«. к этой палке? – хладнокровно заметил Базаров. « (глава XXIII)
«Ведь вы, помнится, сами говорили, что не верите в медицину. « (глава XXIII)
«. по моему – лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. « (глава XIX)
«. человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви. – не мужчина, не самец. » (мнение Базарова, глава VII)
«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. «(Базаров о романтизме, глава VII)
«Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем то вроде уродства или болезни. » (глава XVII)
«Есть здесь хорошенькие женщины? – спросил Базаров, допивая третью рюмку. « (глава XIII)
«. – Да, – отвечал Базаров, – баба с мозгом. Ну, и видала же она виды. « (глава XVI)
«Ведь вы нас всех презираете. » (Одинцова Базарову о женщинах, глава XVIII)
«. Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился. « (глава X)
«Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. « (глава XXI)
10 Комментарии
Мария, споры о дворянстве Базарова ведутся давно. В романе нет точных данных о дворянстве Базарова.
Теоретически отец Базарова, штаб-лекарь, должен был относиться к 8 классу Табели о рангов. Это давало ему право на личное дворянство. Старик мог просить о дворянстве для сына. Возможно, он этого добился и сам Евгений Базаров стал потомственным дворянином.
Если отец по каким-то причинам не добился дворянства для Евгения, тот остался разночинцем. Возможно, так и произошло и Базаров не стал дворянином. На этом настаивает часть литераторов.
В разных источниках Базарова называют и дворянином, и разночинцем. В подтверждение нашей версии приводим несколько цитат.
Евгений Базаров
Кадр из х/ф «Отцы и дети». Базаров — актер В. Авдюшко
Герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров был задуман И.С. Тургеневым как собирательный образ разночинца-демократа – нового представителя молодежи конца пятидесятых годов 19 века. В сильной, деятельной личности Базарова нашли отражение черты характера сразу нескольких человек. По словам же самого автора, он писал портрет своего персонажа с некоего «доктора Д.», врача из провинции, с которым познакомился в одной из поездок по железной дороге.
Описание героя
Базаров – тридцатилетний образованный молодой человек, разночинец, сын бывшего полкового лекаря, как и отец, избравший своей профессией медицину. Он не только будущий доктор, но и подающий надежды ученый-естественник. Автор описывает своего героя, как человека высокого и привлекательного: «высокого роста, в длинном балахоне с кистями», «славное лицо», «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», «длинные пальцы».
Базаров – выходец из простой семьи, глава которой служит уездным лекарем. Мать Евгения принадлежит к обедневшему дворянскому роду. Все ее наследство – это небольшое имение и пятнадцать душ крестьян. Отец с иронией называет себя «плебеем», работает, несмотря на почтенный возраст, чтобы прокормить семью и дать сыну достойное образование.
Несмотря на полудворянское происхождение, Базаров не относит себя к этому сословию, в нем ощущается «отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает». Сам герой говорит о себе: «Изящная сторона жизни мне недоступна». Отсюда та легкость, с которой Евгений сходится с простыми людьми, при этом, он гордо произносит: «Мой дед землю пахал!» и называет себя на крестьянский лад Евгением Васильевым. Он нарочито подчеркивает свое равнодушие к знатному происхождению. Более того, представители аристократии и дворянства не вызывают у него ни малейшего уважения, о чем говорят его своеобразные манеры. Он подает руку Николаю Петровичу, выдержав паузу, а в разговоре с ним без приглашения садится на диван, «потягиваясь». Он намеренно демонстрирует свою бестактность, невоспитанность, грубость манер.
По мнению Базарова, единственная ценность человека – это его умения, труд, приносящий пользу окружающим. Именно постоянный труд составляет основу жизни самого героя: «Базаров привёз с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», «главный предмет его – естественные науки», «он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними».
В своей речи Базаров часто использует поговорки и пословицы: «На своем молоке обжегся, на чужую воду дует», «Русский мужик Бога слопает». Все эти выражения еще раз подчеркивают демократизм героя и его приближенность к простому народу. Несмотря на свою харизматичную натуру, насквозь пропитанную нигилистическими и европейскими идеями, Базаров является воплощением многих черт русского национального характера. Это проявляется в манере обращения с простонародьем, в «особенном умении возбуждать к себе доверие в людях низших». В этом смысле герой более русский, чем все остальные персонажи романа. «Его речь отличается простотой, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом».
Базаров не любитель длинных монологов, его речь больше похожа на короткие реплики. Но все они наполнены глубоким смыслом, что еще раз подтверждает его начитанность, образованность и остроумие. Многие его выражения превратились в крылатые фразы: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
К своему внешнему виду Базаров относится также равнодушно, как и к условиям, принятым в дворянских кругах. Он постоянно ходит в одном и том же видавшем виды костюме и также свободно и раскованно ведет себя в любом обществе. У него «небрежные манеры», «немногосложные и отрывочные речи», «отсутствие кокетства», «резкость суждений» и «совершенная развязность». Он не старается быть хорошим в глазах собеседника и говорит все, что думает: «отрывисто и неохотно», «изредка вставлял в разговор насмешливое слово», подчеркивая этим свое превосходство над аристократами.
Базаров – гордый человек: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Авторские характеристики указывают на то, что Базаров – надменный человек: «надменно выпрямился», «с надменною гордостию отвечал». Евгений называет себя: «…ведь я гигант». Чаще всего главный герой равнодушен к окружающим: «Базаров и тут остался холоден как лед».
Роль героя в произведении
При создании образа Базарова И.С. Тургенев ставил своей целью написать портрет нового человека-бунтаря и разобраться, чем грозит обществу появление такого явления, как нигилизм. Представителями этого течения были молодые люди, которых в романе можно назвать «детьми», протест их был направлен против старой дворянской гвардии «отцов».
Базаров является главным персонажем романа, который проходит через 26 глав произведения из 28-ми. Вокруг личности героя сосредоточены все остальные персонажи, через взаимодействие с ними раскрывается его облик, его сильный, незаурядный характер. При этом, Тургенев противопоставляет Базарова другим героям, постоянно сталкивая его с ними в разных ситуациях и диалогах.
Базаров – носитель передовых идей его времени, главной из которых стал нигилизм, который был уже широко распространен в определенных кругах во время написания романа. Тургенев достиг своей цели – создал совершенно нового героя, которого никогда еще не было в художественной литературе. Автор не провоцирует читателя и не дает свою оценку герою. Его отношение к нему спокойное и уважительное. Он постепенно, шаг за шагом показывает слабые стороны нигилизма.
Созданный Тургеневым образ представляет собой умного и деятельного, мыслящего человека. Но герой его получился совершенно бездуховным, а человек без души – это всего лишь оболочка, под которой скрывается одна пустота.
Развитие героя по мере сюжета
Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний. Поначалу Базаров уверен в своих силах, в том деле, которому он служит. Это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения. Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Базарову приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Базаров чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой, постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.
Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его причастность к простым человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначалъная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой.
Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете, он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Базаров не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Сильный и волевой, убежденный в своей правоте, Базаров, тем не менее, проигрывает в самом главном. Его наказывают не братья Кирсановы, а сама жизнь. Он терпит поражение в дружбе и любви, то есть в тех человеческих взаимоотношениях, на которых «держится мир». Исключительно по вине Базарова прерывается его дружба с Аркадием, преданным и верным товарищем. Его любимая женщина Одинцова страшится его страстной, грубой и неуправляемой натуры. «Она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту… или безобразие». В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.
Роман заканчивается печальными размышлениями автора над могилой Базарова. Его страстное, бунтующее сердце навсегда скрыто под землей на маленьком кладбище, но прекрасная природа вокруг напоминает о вечной жизни, а слезы стариков на могиле сына – о бессмертной любви.
Отношение автора к герою
Авторское отношение к Базарову нельзя назвать однозначным. Оно меняется по мере развития сюжета и претерпевает большие изменения от полного неприятия до сочувствия. Когда Тургенев задумывал своего героя – отношение его к нему было крайне негативное, потому что он категорически отрицал такое явление, как нигилизм, представителем которого был Базаров. По мере раскрытия образа Евгения автор понемногу смягчается, появляются нотки пока еще слабо выраженной симпатии. Но это, опять-таки, касается только самой личности героя – сильной, мужественной и честной. Что касается его взглядов – позиция автора здесь остается неизменной. При всей его симпатии к Базарову, ему так и не удается сделать нигилизм привлекательным. В основе мировоззрения Базарова – разрушение всего, что так дорого братьям Кирсановым: семейных уз, нравственных принципов, традиций, старого, привычного жизненного уклада. Взамен же не предлагается практически ничего. На замечание Павла Петровича, что надобно же и строить, Базаров отвечает: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить».
И.С. Тургенев так говорил о своем герое: «Мне мечталось фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель». П.А. Кропоткин в «Записках революционера» так описывает отношение Тургенева к своему герою: «…когда мы возвращались в карете, он спросил меня, какого я мнения о Базарове. Я откровенно ответил: «Базаров – великолепный тип нигилиста, но чувствуется, что вы не любите его так, как любили других героев», – «Напротив, я любил его, сильно любил», – с неожиданным жаром воскликнул Тургенев, – «Вот приедем домой, я покажу вам дневник, где записал, как я плакал, когда закончил повесть смертью Базарова», – но я думаю, что Тургенев больше восхищался Базаровым, чем любил его».
Прототипы
Сам автор «Отцов и детей» называет прототипом Базарова некоего доктора Д., молодого врача из провинции, который представлялся Тургеневу человеком нового типа. Однако исследователь творчества И.С. Тургенева Н. Чернов опровергает эту распространенную гипотезу. По его мнению, прототипом Базарова был сосед Тургенева по имению, врач В.И. Якушкин. Помимо врачебной деятельности он занимался научными исследованиями и состоял в нелегальных организациях.
Некоторые исследователи сходятся во мнении, что «доктор Д» и В.И. Якушкин – одно и то же лицо. Помимо этого, в характере Базарова прослеживаются черты и взгляды В.Г. Белинского и Н.А. Добролюбова. Многие полагают, что Базаров – прямое отражение Белинского: оба были сыновьями военных, а затем – земских врачей, но роднит их, помимо этого, то, что они оба являлись неистовыми сторонниками «новых идей».
Экранизации героя
Существует несколько экранизаций знаменитого романа Ивана Сергеевича Тургенева. Первый фильм «Отцы и дети» киностудии «Ленфильм» вышел на экраны в 1958 году. Режиссерами ленты стали Адольф Бергункер и Наталья Рашевская. По мнению зрителей и кинокритиков, эта версия является лучшей экранизацией романа. Роль Базарова в фильме исполнил известный советский актер Виктор Антонович Авдюшко (1925-1975). Это был необыкновенно обаятельный человек, наделенный несколько суровой внешностью, во многом из-за которой он и был приглашен режиссерами на эту роль.
Созданный В. Авдюшко образ Базарова настолько ярок и убедителен, что не оставляет равнодушным никого из зрителей. В исполнении этого актера Базаров предстает человеком самоуверенным, умным, здравомыслящим. Многие эмоции актеру удалось передать при помощи одного лишь взгляда – его глаза – это отражение души героя. Крупные руки подчеркивают трудолюбие, а прямая фигура – несгибаемость характера. Актер сумел передать через маску холодности все душевные качества своего киногероя.