цму ссоп что это
Цму ссоп что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 31 июля 2019 г. N 225 “Об утверждении Положения о Центре мониторинга и управления сетью связи общего пользования” (не вступил в силу)
В соответствии с пунктом 9 статьи 65.1 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 18, ст. 2214), пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 228 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 12, ст. 1431; 2019, N 10, ст. 970):
1. Утвердить прилагаемое Положение о Центре мониторинга и управления сетью связи общего пользования.
2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Врио руководителя | А.А. Панков |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 ноября 2019 г.
Утверждено
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
от 31.07.2019 № 225
Положение о Центре мониторинга и управления сетью связи общего пользования
I. Общие положения
2. Центр обеспечивает исполнение организационно-технических мер, необходимых для реализации Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи».
3. Задачами Центра являются:
1) организационное и техническое обеспечение учета информации, представление которой в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций предусмотрено статьей 56.2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи»;
5) организационное и техническое участие в обеспечении предоставления операторам связи технических средств противодействия угрозам и их установки.
6. Подключение государственных информационных систем к информационной системе мониторинга и управления сетью связи общего пользования осуществляется на основании регламента взаимодействия, утверждение которого предусмотрено пунктом 3 постановления N 136.
Подключение автоматизированных систем управления сетями связи операторов связи, иных информационных систем, указанных в пункте 5 настоящего Положения, к информационной системе мониторинга и управления сетью связи общего пользования осуществляется в соответствии с техническими условиями, определяемыми Центром в соответствии с подпунктом «ш» пункта 5 Положения о радиочастотной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 N 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 8, ст. 776).
II. Функции Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования
7. В процессе организационного и технического обеспечения учета информации, предусмотренной статьей 56.2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи», Центр осуществляет сбор, хранение и обработку, в том числе проверку и классификацию информации:
1) о точках обмена трафика;
2) об инфраструктуре ССОП, полученную в ходе мониторинга ССОП на основании пунктов 1 и 9 статьи 65.1 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»;
3) о линиях связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, включая информацию:
о цели использования таких линий связи,
о средствах связи, установленных на таких линиях связи,
о средствах связи, обеспечивающих взаимодействие с такими линиями связи;
4) представляемой в соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 56.2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, имеющими номер автономной системы:
об имеющемся у них номере автономной системы, а также о сетевых адресах, принадлежащих автономной системе;
о взаимодействии с имеющими номер автономной системы операторами связи, собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, иными лицами;
о местах подключения своих средств связи к линиям связи, пересекающим Государственную границу Российской Федерации;
о местах установки своих средств связи, подключенных к линиям связи, расположенным за пределами территории Российской Федерации;
о маршрутах сообщений электросвязи;
о технических и программных средствах, используемых в целях выявления в сети «Интернет» сетевых адресов, соответствующих доменным именам;
об инфраструктуре своей сети связи;
5) о функционировании технических средств противодействия угрозам.
1) осуществление мониторинга функционирования сети «Интернет» и ССОП;
2) осуществление мониторинга инцидентов информационной безопасности сети «Интернет» и ССОП;
3) осуществление выявления инцидентов на основании результатов мониторинга, проводимого в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 8 настоящего Положения;
4) осуществление мониторинга функционирования технических средств противодействия угрозам;
5) подготовка и представление информации руководству Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в рамках распределения обязанностей и в иные органы власти о состоянии сети «Интернет» и ССОП в случае выявления инцидентов.
9. В процессе организационного и технического обеспечения полномочий Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по информированию лиц, участвующих в централизованном управлении, в случае возникновения угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети «Интернет» и ССОП, Центр выполняет следующие функции:
1) доведение до лиц, участвующих в централизованном управлении, информации о возникновении угроз и выявлении инцидентов;
2) доведение до лиц, участвующих в централизованном управлении, информации о введении централизованного управления.
10. В процессе организационного и технического обеспечения полномочий Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по осуществлению централизованного управления в случае возникновения угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети «Интернет» и ССОП Центр обеспечивает выполнение следующих функций:
1) обеспечение передачи обязательных к выполнению указаний лицам, участвующим в централизованном управлении, и мониторинг их исполнения;
2) осуществление координации проводимых лицами, участвующими в централизованном управлении, работ по устранению последствий инцидентов, в том числе работ по восстановлению функционирования ССОП при нарушении устойчивости, целостности и безопасности, а также осуществление мониторинга хода аварийно-восстановительных и ремонтно-настроечных работ;
3) доведение до операторов связи и осуществление контроля исполнения обязательных к выполнению указаний о приоритетном использовании ресурсов сети связи и средств связи, о приостановлении или ограничении их использования, принимаемых во время централизованного управления сетями связи;
4) обеспечение управления техническими средствами противодействия угрозам;
5) обеспечение взаимодействие Центра с лицами, участвующими в централизованном управлении.
11. В процессе организационного и технического обеспечения участия в предоставлении операторам связи технических средств противодействия угрозам, Центр обеспечивает выполнение следующих функций:
1) направление операторам связи запросов о предоставлении информации, необходимой для размещения технических средств противодействия угрозам;
2) разработка совместно с оператором связи и утверждение плана мероприятий по установке и модернизации технических средств противодействия угрозам;
3) установка технических средств противодействия угрозам на сетях связи оператора связи.
1) обеспечение эксплуатации и развития информационной системы мониторинга и управления сетью связи общего пользования;
2) подготовку и представление в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций отчетных документов, информационно-аналитических и справочных материалов по результатам осуществления функций, предусмотренных настоящим Положением.
13. Центр участвует в осуществлении организационных и технических мероприятий по подготовке, проведению и обобщению результатов учений 3 с целью повышения информационной безопасности, целостности и устойчивости функционирования сети «Интернет» и ССОП.
III. Организация деятельности Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования
15. Центр функционирует в круглосуточном режиме без перерыва и выходных.
16. Непосредственное руководство Центром осуществляет директор Центра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности генеральным директором ФГУП «ГРЧЦ» по согласованию с Роскомнадзором в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2012 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 48, ст. 4746; 2018, N 49, ст. 7524) и пунктом 1 постановления N 136.
17. Централизованное управление осуществляется Центром в случае возникновения угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования сети «Интернет» и ССОП.
18. Взаимодействие, указанное в подпункте 5 пункта 10 настоящего Положения, включает в себя:
1) сбор информации, предусмотренной пунктами 1, 7, подпунктом 4 пункта 8 и пунктом 11 статьи 56.2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»;
2) мониторинг функционирования сети «Интернет» и ССОП в соответствии с пунктом 1 статьи 65.1 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»;
3) направление лицами, участвующими в централизованном управлении, информации о возникновении угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети «Интернет» и ССОП;
4) направление Центром лицам, участвующим в централизованном управлении, обязательных к выполнению указаний, предусмотренных пунктом 4 статьи 65.1 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи»,
5) мониторинг выполнения указаний, предусмотренных пунктом 4 статьи 65.1 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи», лицами, участвующими в централизованном управлении;
6) предоставление лицам, участвующим в централизованном управлении, сведений о номерах автономных систем, о сетевых адресах, принадлежащих автономным системам, о связях между автономными системами и о маршрутах сообщений электросвязи.
19. Взаимодействие, указанное в подпункте 5 пункта 10 настоящего Положения, осуществляется с использованием личного кабинета лиц, участвующих в централизованном управлении, или посредством организации автоматического взаимодействия систем управления или средств связи лиц, участвующих в централизованном управлении, с информационной системой мониторинга и управления сетью связи общего пользования.
20. Доступ к личным кабинетам, указанным в пункте 19 настоящего Положения, предоставляется посредством авторизации таких лиц на специальном информационном ресурсе в сети «Интернет» по адресу https://service.rkn.gov.ru/lk/.
21. Управление техническими средствами противодействия угрозам осуществляется посредством дистанционного направления программных команд на технические средства противодействия угрозам, установленные на сети связи операторов связи, оказывающих услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет».
22. Направление обязательных к выполнению указаний, предусмотренных пунктом 4 статьи 65.1 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи», а также информации о выявлении угроз, осуществляется посредством размещения сообщений в личных кабинетах лиц, участвующих в централизованном управлении, и (или) направления таких сведений иными способами, позволяющими установить факт их получения.
1 Пункты 4, 9 статьи 65.1 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи».
2 Статья 5 Федерального закона от 26 июля 2017 г. N 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4736).
3 Пункт 3 статьи 56.1 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи».
Обзор документа
Закреплено положение о Центре мониторинга и управления сетью связи общего пользования.
Он создается в составе ФГУП «Главный радиочастотный центр».
Законодательство Суверенного Рунета: термины, субъекты, обязанности и ответственность
«Кто владеет информацией, тот владеет Миром»
(народная мудрость).
«Не вливают также вина молодого в мехи ветхие;
а иначе прорываются мехи,
и вино вытекает, и мехи пропадают,
но вино молодое вливают в новые мехи,
и сберегается то и другое».
Мф. 9:17.
«Да не выплесните ребёнка вместе с грязной водой»
(народная мудрость)
Есть Международная Сеть (Интернет). Её частью является сеть связи в пределах границ России (РуНет). Государственные власти России решили создать «Суверенный» РуНет — систему, подчиняющуюся государственной власти России и не зависящей ни от других юрисдикций и глобальных корпораций, ни от организаций, регулирующих Интернет. По задумке госвласти России, гражданам предоставляется только «кошерная» информация. За пропуск некошерной — штрафы до 1 млн. руб., за неустановку средств, фильтрующих «плохой» контент- миллионные штрафы.
Но суть ИнтерНета в её связности и универсальных правилах. Для работы Рунета необходимо использовать правила (Протоколы) взаимодействия средств связи и RFC(иначе сеть встанет раком).В России используется, в основном, оборудование, компоненты и программы, разработанные по правилам, созданным за её пределами. Всё, что сейчас происходит (сбои в оказании госуслуг, проблемы в услугах Ростелекома) — это последствия решения властей России, во имя вышеуказанной цели, принявших 01.05.19 федеральный закон №90-ФЗ и около сорока подзаконных актов во исполнение данного закона, заключивших сотни-миллионные контракты на создание системы контроля «Суверенного» РуНета…
В последнее время владельцы автономных систем (ASN), Технологических сетей и Провайдеры Интернет стали обращаться с вопросами, что за Суверенный Интернет, с чем его едят и какова ответственность. Из РКН (иногда с доменов @mail.ru, @ya.ru) валом идут неперсонифицированные запросы без указания наименования лица.
«В адрес нашей компании систематично поступают запросы от Управления Роскомнадзора по ___________ Федеральному округу. Запросы такого содержания: в соответствии с приказом Роскомнадзора от 31.07.2019 г. № 221 операторы связи и лица, имеющие уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети Интернет, представляют в Управление информацию в соответствии с требованием приказа в формате XML или через сайт ведомства.»
В свою очередь, мы пытаемся им объяснить, что не являемся оператором связи, Лицензия на телематические услуги нами получена лишь для того, чтобы осуществлять свою основную деятельность по разработке оборудования и программного обеспечения, и для участия в закупках и тендерах. Никакой коммерческой выгоды от обладания данной бумажкой мы не имеем, IP-адреса не используются.
Сейчас регулярно также получаем от них инструкции по заполнению каких-то данных, которые должны предоставляться в 5 этапов.
С 27 марта вступает в действие федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ, устанавливающий многотысячные штрафы за несоблюдение правил Суверенного РуНета.
БИБЛИОГРАФИЯ
В процессе написания основывался на следующих нормативно-правовых актах России:
ВВЕДЕНИЕ
Определения, используемые в ФЗ «О РуНете» ст.2 ФЗ об Информации, ст.2 ЗоС, а также сокращения по тексту настоящего заключения весьма важны для понимания сути. Часть из них скопированы с терминов, используемых в Интернете.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основными субъектами, участвующими в централизованном управлении РуНета (далее –»ЦУ«) являются (далее – «Субъекты ЦУ») Владельцы:
Все субъекты ЦУ обязаны осуществлять взаимодействие со ЦМУ ССОП путём:
В случае невозможности исполнения указаний Субъект, уведомляет об этом РКН способом, позволяющим подтвердить факт уведомления.
При этом для Субъектов при ЦУ установлена ответственность за неисполнение:
1) Указаний РКН (п.1. ст. 13.45 КоАП РФ)— штраф на граждан в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятнадцати тысяч до сорока пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста двадцати тысяч рублей.
Так как неисполнение обязательных для выполнения указаний является грубым нарушением лицензионных условий (абз.5 п.15 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.20 N 2385), за это можно получить ещё и штраф 100 тыс.руб.- 200 тыс. руб. ( ч.4 ст.14.1 КоАП РФ).
При этом, так как в рамках 221 приказа от 21.07.19 Оператором связи указывается в т.ч. лицо, ответственное за взаимодействие с ИС МУ ССОП, то если РКН посредством ЛК дал обязательное указание, а Оператор не выполнил его, это будет являться фактом, подтверждающим нарушение.
Рассмотрим обязанности и ответственность каждого из субъектов ЦУ:
Обязанности Владельцев ASN:
I. Предоставлять в РКН информацию из приказов РКН №221-223
При этом в зависимости от вида владельца ASN предоставляется информация
А) Приказом РКН от 31.07.19 №221 (далее — «Приказ 221«, см. п.4 ч.8 статьи 56.2. ФЗ «О связи»).
Б) Приказами РКН №222 и №223 от 31.07.19 (см.П.4 ч.7 статьи 56.2. ЗоС)- при использовании линий связи, пересекающих Гос. границу.
Центр мониторинга сетей связи: новый государственный «защитник» Рунета
В ближайшие месяцы правительство РФ создаст новую структуру, подотчётную Роскомнадзору — Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования (ЦМУССОП). Соответствующее постановление уже подписано, рассказали «Известиям» в аппарате кабинета министров. Причём это запланированное действие в рамках общих усилий по обеспечению автономной работы Рунета в условиях изоляции. Такая структура упоминалась в законопроекте о «суверенном интернете».
Главная функция ЦМУССОП: «обобщение и обработка трафика отечественных операторов связи и государственных систем передачи данных для обеспечения безопасности российского сегмента интернета».
Согласно подготовленному законопроекту, Центр мониторинга должен быть создан до 1 июля, а сама система — до 1 января 2020 года. Организационные вопросы лежат на Роскомнадзоре, в структуру которого и войдёт новое подразделение.
Судя по всему, ЦМУССОП будет выполнять часть тех задач, которые возлагает на Роскомнадзор законодательство об «автономном интернете». Напомним, что законопроект накладывает новые обязательства на операторов связи и владельцев точек обмена трафиком и даёт дополнительные полномочия Роскомнадзору.
В частности, операторы связи обязаны:
Как сказано в пояснительной записке, «проект федерального закона подготовлен с учётом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США».
До 1 мая 2019 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций должно определить, какую именно информацию должен анализировать ЦМУССОП в рамках своих полномочий. К этому сроку ведомство должно представить проект федерального закона и нормативных актов, необходимых для выполнения заявленных функций.
Чем конкретно будет заниматься новая организация, пока не совсем понятно. Очевидно, это связано с анализом трафика в каком-то виде. Экс-советник президента Герман Клименко считает, что мониторинг сетей — важная задача: необходимо понимать, как в рамках огромной страны отслеживать карту потоков трафика внутри России. А пресс-служба «ТрансТелеКом» считает, что нововведения позволят бороться с «серыми схемами» по пропуску трафика через государственную границу операторами, зарегистрированными, в том числе, в ближнем зарубежье.
Но в целом ЦМУССОП должен обеспечивать целостность и безопасность сетей связи: «В настоящее время не существует единой технической системы, которая в автоматическом режиме осуществляла бы оперативный сбор, обработку и анализ информации о топологии сетей связи, прохождении трафика, аварийных ситуациях. Создание центра мониторинга сетей связи общего пользования решает несколько системных задач», — сказал «Известиям» источник в одном из профильных ведомств.
Независимые эксперты скептически относятся к введению ещё одной надзорной госструктуры: «Ни к чему хорошему это не приведёт. Каким-то образом контролировать операторов не надо, а интернет будет существовать и дальше без регуляторов и советчиков. Это просто расходование ресурсов людьми, которые хотят этим заниматься, поэтому и придумывают различную деятельность», — считает директор Центра IТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев.
Минутка заботы от НЛО
Этот материал мог вызвать противоречивые чувства, поэтому перед написанием комментария освежите в памяти кое-что важное:
Суверенный РуНет
«Кто владеет информацией, тот владеет Миром»
(народная мудрость).
«Не вливают также вина молодого в мехи ветхие;
а иначе прорываются мехи,
и вино вытекает, и мехи пропадают,
но вино молодое вливают в новые мехи,
и сберегается то и другое».
Мф. 9:17.
В последнее время владельцы автономных систем (ASN), Технологических сетей и Провайдеры Интернет стали обращаться с вопросами, что за Суверенный Интернет, с чем его едят и какова ответственность. Из РКН (иногда с доменов @mail.ru, @ya.ru) валом идут неперсонифицированные запросы без указания наименования лица.
«В адрес нашей компании систематично поступают запросы от Управления Роскомнадзора по ___________ Федеральному округу. Запросы такого содержания: в соответствии с приказом Роскомнадзора от 31.07.2019 г. № 221 операторы связи и лица, имеющие уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в сети Интернет, представляют в Управление информацию в соответствии с требованием приказа в формате XML или через сайт ведомства.»
В свою очередь, мы пытаемся им объяснить, что не являемся оператором связи, Лицензия на телематические услуги нами получена лишь для того, чтобы осуществлять свою основную деятельность по разработке оборудования и программного обеспечения, и для участия в закупках и тендерах. Никакой коммерческой выгоды от обладания данной бумажкой мы не имеем, IP-адреса не используются.
Сейчас регулярно также получаем от них инструкции по заполнению каких-то данных, которые должны предоставляться в 5 этапов.
С 27 марта вступает в действие федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ, устанавливающий многотысячные штрафы за несоблюдение правил Суверенного РуНета.
В цикле статей (всего 4) разберём поставленные проблемы и дадим ответы на вопросы.
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Обязанности всех Владельцев ASN
I. Предоставлять в Роскомнадзор в электронном виде посредством заполнения электронных форм или размещения информации в формате XML в личном кабинете на официальном сайте РКН, а также по требованию РКН информацию, установленную:
Б) Приказами РКН №222 и №223 от 31.07.19 (см.П.4 ч.7 статьи 56.2. ЗоС)- при использовании линий связи, пересекающих Гос. границу.
Пр. РКН от 31.07.19 № | Кто подает? | СОСТАВ СВЕДЕНИЙ | СРОКИ | |
221 | Лица, имеющие ASN. 1. Об имеющемся у них ASN, а также о IP-адресах, принадлежащих AS. 2. О взаимодействии с Влалельцам ASN. 3. О местах подключения своих средств связи к линиям связи, пересекающим Гос. границу России. 4. О местах установки своих средств связи, подключенных к линиям связи, расположенным за пределами РФ. 5. О маршрутах сообщений электросвязи. При этом, в соответствии с п.12-13 Приказа 221, в случае установления Роскомнадзором факта представления неполной или недостоверной информации, владельцу ASN направляется уведомление. В ответ, владелец ASN в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления, указанного в пункте 12 настоящего акта, обязано представить информацию одним из способов, указанных в пункте 8 настоящего акта. ОТВЕТСТВЕННОСТЬЧастями 3 и 4 статьи 19.7.10 КОАП РФ введены штрафы: На запросы по 221 приказу РКН дал следующие ответы: ВЫВОДЫ по обязанности I:
|