Описание внешности героя жизнь чарткова до необычного сна
Образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет», описание в цитатах
Художник И. Гуганава |
Повесть «Портрет» принадлежит к числу Петербургских повестей Николая Гоголя.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя: описание личности, характера и истории жизни героя в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Портрет»
Образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя, описание в цитатах
«. проходивший мимо молодой художник Чартков.»
«. заговорили в нем двадцать два года и горячая юность.»
«Что ж, если нет денег? Подождите, я заплачу. Да чем платить? – вопрос. У меня нет теперь ни гроша.»
«. должен был выслушать терпеливо бедный живописец.»
«Парень назывался Никитою и проводил всё время за воротами, когда барина не было дома.»
«. не имел времени заботиться о своем наряде. «
«. надел свой крепко и сильно заношенный халат.»
«. в своей лачужке на Васильевском острове.»
«. дотащился он к себе в Пятнадцатую линию на Васильевский остров. С трудом и с отдышкой взобрался он по лестнице, облитой помоями и украшенной следами кошек и собак.»
«. в свою студию, квадратную комнату, большую, но низенькую, с мерзнувшими окнами, уставленную всяким художеским хламом. «
«Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое. «
«Смотри, брат, – говорил ему не раз его профессор, – у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь.»
Молодой живописец Чартков живет бедно, но преданно служит искусству:
«. показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду. «
«Да! терпи, терпи! – произнес он с досадою. – Есть же, наконец, и терпенью конец. Терпи! а на какие деньги я завтра буду обедать?»
«Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами.»
«Таким образом Чартков совершенно неожиданно купил старый портрет. «
«Прежде всего зашел к портному, оделся с ног до головы и, как ребенок, стал обсматривать себя беспрестанно; накупил духов, помад, нанял, не торгуясь, первую попавшуюся великолепнейшую квартиру на Невском проспекте. «
«В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету. На другой же день, взявши десяток червонцев, отправился он к одному издателю ходячей газеты, прося великодушной помощи. «
«Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам в галереи и даже на гулянья, щегольски одеваться. одним словом, скоро нельзя было в нем вовсе узнать того скромного художника, который работал когда‑то незаметно в своей лачужке на Васильевском острове.»
«Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица, которых положенье и обороты сделались ему заученными. Уже без большой охоты он писал их. «
«А некоторые, знавшие Чарткова прежде, не могли понять, как мог исчезнуть в нем талант. напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке. «
«И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью. Пуки ассигнаций росли в сундуках, и как всякий, кому достается в удел этот страшный дар, он начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем. «
«Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть теплившегося в груди. «
«Да, – проговорил он отчаянно, – у меня был талант. Везде, на всем видны его признаки и следы. «
«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта. Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья.»
«Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще, и, наконец, всё это обратилось в самую ужасную болезнь. Жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткою, овладела им так свирепо, что в три дня оставалась от него одна тень только. К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия. Наконец жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания.»
Это был цитатный образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя: описание личности, характера и истории жизни художника Чарткова в цитатах.
Обзорный анализ произведения
К повести автор относился особенно щепетильно, возвращаясь к работе над ней даже после публикации. Со временем росло писательское мастерство, менялись вкусовые предпочтения и метод работы. Но выводы, сделанные Гоголем в произведении, оставались незыблемыми. Это заставляло его вновь и вновь обращаться к своему вроде бы законченному творению, внося в текст всё новые исправления и добиваясь максимального стилистического совершенства.
История создания
Писатель обратился к идее искушения и нравственного падения художника (не в смысле живописца, а творческой личности вообще) ещё в 1831 году, когда появились первые наброски истории о нищем портретисте, в руки которого попадает внезапное богатство. Работа над повестью велась в течение 1833−1834 годов. Будучи молодым романтиком, Гоголь чрезмерно увлёкся мистической составляющей, излишним многословием и необязательными описаниями (отступление о Коломне). В рамках литературного метода это было оправданно, но уводило читателя от ясного понимания основной идеи, которая терялась в развлекательных элементах.
В таком виде эта «Петербургская повесть» вышла в свет в 1835 году в сборнике «Арабески». Восторженно приветствовавший появление молодого автора в русской литературе Белинский дал этой работе негативную оценку. Он определил «Портрет» как неудачную попытку писателя в фантастическом роде, но также заметил, что даже в падении Гоголь всё равно остаётся талантом необыкновенным. Последняя оговорка заставила писателя переработать произведение на основе принципов фантастического реализма:
Новая версия была напечатана в третьем номере «Современника» за 1842 год.
Построение и сюжет
Композиция повести представляет из себя сочетание двух частей, связанных общим образом мистического ростовщика, в котором угадывается олицетворение дьявольских, искушающих человека сил. В первой части рассказчиком является сам писатель, а во второй речь ведётся от лица сына художника, много лет назад согласившегося написать портрет старика:
Заканчивается повесть исчезновением таинственного портрета. Увлечённые историей художника Б. присутствующие не заметили, как кто-то его украл со стены. Олицетворённое зло продолжило своё существование в мире.
Смысл и художественные особенности
Мистический мотив оживающих портретных изображений в романтизме был разработан достаточно хорошо. Возник даже жанр рассказа о преступных художниках, восходящий к новеллам Э. Т. Гофмана «Мадемуазель де Скюдери» и «Церковь иезуитов», а полноценное завершение получивший в знаменитом «Портрете Дориана Грея» Оскара Уайльда. Однако у Гоголя этот мотив служит средством, с помощью которого подчёркивается реализм описания нравственной беззащитности бедного человека перед всевластием золотого тельца.
Согласно мировоззрению автора делается и вывод, что только религия и истинная вера могут спасти душу человека от дьявольского наваждения.
В произведении освещены интереснейшие вопросы насчет отношения к творчеству. Мысль писателя о том, что невозможно одновременно служить практической выгоде и чистому искусству, на примере Чарткова получает литературное воплощение, становится объектом психологической драмы. В то же время Гоголь выступает и против слепого следования реализму, что видно из того, как он описывает судьбу автора портрета. Гоголь утверждает необходимость границ для этого направления. Не всё существующее в жизни может являться предметом художественного изображения.
Образ центрального персонажа
Главный герой первой части Андрей Петрович Чартков, из обедневших дворян, 22 лет от роду, проживал на съёмной квартире в 15 Василеостровской линии. Писатель долго выбирал фамилию (Чертков, Черток, Чарток), остановившись наконец на Чарткове, как не слишком значимой в написании, но вполне соотносимой с «чёртом» при произношении. Ему казалось необходимым подчеркнуть этим фантасмагорию, на которую был обречён его персонаж.
Изложение содержания первой части
Юный художник на распродаже в Щукином (ныне Апраксин) дворе приобретает портрет загадочного ростовщика с необыкновенно реалистично прописанными глазами. Вернувшись домой, он долго разглядывает картину и засыпает. Во сне ему видится, что полотно ожило, старик вышел из рамы, и, усевшись за стол, стал пересчитывать золотые монеты, упакованные в синюю бумагу. Один из таких столбиков случайно упал со стола, и Чартков схватил его.
На следующий день явившиеся к нему хозяин квартиры и квартальный требуют уплаты за месяц, угрожая в противном случае выселить художника. Полицейский неловко поправляет портрет ростовщика и оттуда выпадает синий свёрток с золотом. Первая мысль молодого человека — накупить красок, холстов, бюстиков и погрузиться в работу. Но внутренний голос подсказывает ему, что есть и иной вариант применения капитала.
Чартков снимает новую квартиру, соответствующую своему классу, просит знакомого журналиста сделать рекламу и начинает работать на заказ. Поначалу он пробует творить, ищет оригинальные цветовые и композиционные решения, но настойчивость клиентов и незатейливость их вкусов сводят на нет его устремления. Угадав желания заказчиков, художник стал штамповать бездарные поделки и превратился в преуспевающего и модного портретиста.
Но как-то раз на выставке он увидел картину своего бывшего товарища, исполненную с мастерством и талантом. Прибежав домой, Чартков попробовал создать хоть что-то подобное и увидел, что не может ничего. Его дар пропал. С этих пор герой озлобился на весь мир и, мучимый завистью, стал скупать и уничтожать любое полотно, отмеченное искрой гениальности. Все накопленные миллионы ушли на эту страсть, которая свела его с ума и довела до могилы.
Характеристика образа в цитатах
Юноша учился живописи и обещал вырасти в большого и самобытного творца. «Смотри, брат, — говорил ему не раз его профессор, — у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь».
Но все мысли Чарткова занимала крайняя степень бедности, в которой протекало его существование. Денег не было вовсе, свечи кончились, за квартиру заплатить — нечем. Тема бедности звучит в начале повести и в описании внешности героя, и в деталях быта:
Однако при этом всего себя он отдаёт творчеству, готов работать круглые сутки. Последний двугривенный он тратит на покупку живописного полотна, поразившего его мастерством исполнения. Когда речь заходит о том, какие свойства Чарткова говорят о его таланте художника, помимо оценок сотоварищей по цеху, уместно обратить внимание на глубокое понимание им искусства, стремление соответствовать лучшим образцам, переживания по поводу утраты своего дара.
Ступени нравственного падения Чарткова прослеживаются Гоголем с реалистичной достоверностью. Используя открывшуюся возможность, без достаточной подготовленности он решает деньгами заменить труд по совершенствованию мастерства. Затем он потакает низкопробным вкусам своих клиентов, быстро уловив конъюнктуру рынка. Точно по наущению сатаны, чем меньше искусства остаётся в его портретах, тем богаче и значительнее делается он сам.
«…заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица, которых положенье и обороты сделались ему заученными…»
И вместе с ростом значительности приходит убеждение, что деньги решают всё. Теперь действия художника направлены лишь на приобретение богатства. Гибель таланта и образовавшаяся на этом месте пустота в душе объясняют, почему золото сделалось страстью Чарткова. Оно стало:
«…идеалом, страхом, наслажденьем, целью… и как всякий, кому достается в удел этот страшный дар, он начал становиться скучным, недоступным ко всему, беспричинным скрягой…»
Но деградация личности была неполной, если бы не проявилась в поступках героя. Внутреннее опустошение пробуждает такие черты характера, как зависть и месть всему одарённому и светлому:
«Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину…, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья».
Этот эпизод раскрывает не только безумие нравственно опустошённого человека, но и является символом власти денег над чистым искусством. Однако писатель искренне убеждён, что, по божьему плану, за всякое злодеяние обязательно наступает расплата:
«…и, наконец, всё это обратилось в самую ужасную болезнь. Жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткою, овладела им так свирепо, что в три дня оставалась от него одна тень только. К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия».
Вместо вывода
«Портрет» Гоголя пытается решить концептуальные проблемы творческого процесса и взаимоотношений художник — чернь (даже если она высокопоставленная). Написанная в переходный для автора период, она совмещает в себе черты как романтического метода, так и критического реализма.
Черты последнего особенно ярко проявляются в описании высшего общества Петербурга, которое в повести выступает и жертвой деятельности дьявольских сил (история с князем Р.), и их косвенным пособником. Писатель рисует чрезвычайно занятых представителей света с саркастической насмешкой, двумя-тремя штрихами раскрывая перед читателем пустоту их жизни, поверхностность знаний и увлечение внешними эффектами. Но при этом обладание средствами позволяет им высказывать суждения, от которых зависит жизнь и благосостояние других людей.
Первые клиенты Чарткова, мать и дочь с восковыми от беспрестанных ночных балов лицами, сначала рассыпаются в комплиментах, а затем, демонстрируя полное непонимание прекрасного, принуждают юношу поступиться принципами искусства и продать им свой ученический набросок Психеи, которому он придал некоторое сходство с позировавшей ему девушкой.
Последовавшая за этим череда заказчиков, где каждый военный желал, чтобы у него непременно был Марс в глазах, а всякий чиновник — опираться на книгу с каким-нибудь пошлым, но обязательно нравоучительным высказыванием, создают обобщённый образ духовной пустоты и поклонения ложным идеалам. Гоголь уже в начале творческого пути умел тонко прочувствовать развращающее влияние праздности высшего света, имеющего столько влияния на несформировавшуюся молодежь, и предупредить об опасности следования идеалам этого мира.
Чартков
«Портрет» – одна из петербургских повестей известного автора Н. В. Гоголя. В ней описывается история молодого и талантливого художника. Чартков сделал свой выбор в жизни, от которого потом ему пришлось пострадать.
Описание героя
Андрей Петрович Чартков – молодой обедневший дворянин. его возраст – двадцать два года. В подчинении у него один единственный слуга. Характеристка Чарткова – подающий надежды художник. Искусство для него представляет большой интерес и составляет большую часть его жизни. Молодой художник с трудом сводит концы с концами – у него нет денег даже для того, чтобы купить свечу. Он снимает чахлую комнату на Васильевском острове, но даже оплата за жилье для него – тяжелое бремя, он имеет крупный долг.
Выглядит Чартков бедно, одевается плохо и совсем не заботится о собственной внешности. Но при этом художник мечтает разбогатеть, жить, ни в чем себе не отказывая. На последние деньги оон покупает себе портрет одного старика. На картине он выглядел как живой. Именно это поразило Чарткова и заставило отдать последние деньги за неоконченный рисунок. Эта покупка стала роковой для героя.
Взлет карьеры художника
На найденные деньги Чартков дает рекламу в богатой газете и обзаводится богатыми клиентами. Но со временем ему начинает надоедать писать одинаковые портреты. Его кисть ослабевает, вянет, его работы больше нельзя назвать произведением искусства. Казалось бы, имея богатство, Чартков мог бы стать настоящим художником, развивая свой талант. Но вместо этого он забывает о своем призвании. В погоне за заработком, Чартков бросает любимое дело, превращается в скупого ремесленника, в творчестве которого нет души, идеи, таланта.
Отношение к финансам
Характер Чарткова – нетерпеливый и немного заносчивый. Он хотел богатств, и при появившемся случае он сразу начинает жить на широкую ногу. Ради искусства художник не готов жить в нищете. Найдя деньги за рамой купленной картины, Чартков постепенно совсем забывает про искусство, его главной целью становится богатство. Но такая жизнь оказывается тоже не по нраву художнику. Увидев однажды картину приятеля, он понимает, что упустил что-то очень важное в собственной жизни. Теперь он никогда не сможет стать настоящим художником, хотя подавал большие надежды. Чарткова охватывает зависть. Он скупает хорошие картины, чтобы уничтожить их. Зависть убивает в нем не только талант, но и все человеческие качества.
В повести говорится о том, что нельзя предавать свой идеал ради денег. Любая жизнь должна быт насыщена идеей. Для Гоголя было важно показать читателю, что лучше жить бедно, но с духовной целью, чем в богатстве, но имея пустую, бессмысленную жизнь. Чартков – пример того, что нельзя предавать свою цель ради денег. В конце герой сходит с ума и умирает. Но кто знает, что выпало бы на долю художника, если бы богатство не испортило ему жизнь.
Характеристика и образ Чарткова в повести Гоголя «Портрет»
• Введение
• Зачем подробно описана комната
• О купленном портрете
• Подъём карьеры
• Отношение к капиталам
• Вывод
Написанное Николаем Васильевичем Гоголем произведение «Портрет» в 1833-34 годах одно из известнейших произведений писателя. Впервые эта повесть публикуется в «Арабески» в 1835 году.«Портрет» включил в себя как романтизм, так и мистику. Главной темой произведения является искусство. Можно заметить, что поветь разделена на две части. В этой поэме описывается жизнь двух художников, связанных одним портретом. По описанию главного героя, Чарткова, мы можем судить на сколько трагична его судьба.
Главным героем повести является молодой художник,Андрей Петрович Чартков. В этом юноше автор хотел изобразить человека, стремящегося добиться всего своим упорством и талантом. Юноша происходит из дворянского сословия, но уже давно обедневшего. Ему около двадцати двух лет об этом свидетельствует следующая цитата«…в нем двадцать два года и горячая юность». Живет главный герой на съёмной квартире на Васильевском острове вместе со своим слугой. Юноша совершенно не следит за своим внешним видом, носит старую разорванную одежду. Они находятся в таком бедственном и бесславном положении, что еле-еле сводят концы с концами. Не смотря на своё довольно плохое положение, герой имеет восхитительный талант. Он был весьма добрым и амбициозным молодым человеком.
Для него искусство не только единственный источник дохода, но и желанное дела. Многие его учителя замечали, что Андрей очень нетерпелив. Его мечтой является разбогатеть и не в чём себе не отказывать. И вот его мечта осуществляется после покупки одного недописанного портрета старика.
Зачем так подробно описана комната?
Почему же автор так подробно описывает комнату главного героя? А дело в том, что изменения в комнате наблюдаются только тогда, когда изменяется сам герой. Изначально комната олицетворяла человека, стремящегося добиться больших высот. Она была его крепостью. На протяжении всего текста комната менялась вместе с главным героем.
О купленном потрете.
Карина привлекла молодого художника. Она была написана так легко, так живо, что юноша не смог удержаться и купил её.Купил он потрет на последние деньги. Возникает вопрос:«Как же именно осуществилась его мечта, ведь он потратил все оставшиеся деньги?» В вечер после покупки ему приснился сон, что старик с картины принес ему несколько свёртков с золотыми монетами. После этого он осматривает картину, и правда, находит в ней свёрток.
Подъём карьеры главного героя.
После своей находки у Чаркова возникает выбор: либо потратить деньги чтобы на протяжении трёх лет ни в чём себе не отказывать и посветить всего себя карьере, либо купить себе репутацию и совсем не напрягаясь прославиться. Так как наш герой был нетерпелив, он решает выбрать второй вариант. Для начала юноша расстаётся со всеми долгами, потом покупает квартиру в центре и приличную одежду. После всего решает написать лестный отзыв о себе в газету. После этого у него конечно же появляются новые полезные знакомства. Он становится знаменитой персоной. Но со всем этим богатством молодой человек совсемпогубил свой изумительный талант.
Первым посетителем становитсябогатая дама с дочерью Лизой, они первые просят убрать все дефекты с их лиц. ТакАндрей начинает писать людей не так как хочет он, а так как хотят они. Как говориться любой каприз за ваши деньги. Позже у художника совсем пропадает интерес и стремление к чему-то более совершенному, и он отдаёт свои заказы ученикам. В сфере искусства молодой человек совершенно растратил свой талант.
Отношение к капиталам.
Как мы уже знаем наш герой нетерпелив. Можно заметить, что, когда ему представилась возможность заработать своё честное имя самому или получить всё сразу и без трудностей, наш герой сразу выбрал второй вариант. Богатство заменило ему талант. Теперь у юноши меняются приоритеты с добиться всего своим непосильным трудом до простой нужды в богатстве. Теперь, увидев достижения своего товарища в молодом художнике просыпается ревность и зависть. После нескольких попыток снова начать рисовать юноша понимает, что потерял что-то более ценное чем деньги, он потерял свой талант. Утеря таланта очень тревожитАндрея Петровича Чаркова, так вскоре он обезумел. Он начал скупать все красивые картины, а по приходу домой разрывал, разрезал их, делал всё, чтобы о них никто ни помнил и не знал. Так в безумстве он и закончил свою жизнь.
Вывод.
Таинственный потрет обогатил нашего героя, но за это обогащение пришлось платить талантом. Так наш гоголевский герой превращается в антигероя. Автор призывает нас в погоне за богатством не надо терять вашу цель, вашу идею. Цель данного произведения донести, что жить надо идеей, лучше не совсем богато, но иметь свою цель, свою идею и что нужно разумно расставлять приоритеты. В погоне за чем-то земным мы теряем себя, теряем своё я.
Так здесь представлено всё, для написания сочинения по Чарткову.
Казино Вулкан 24 – качественный сервис и комфортные условия для игры
Круизные туры от компании Водоходъ
Казино Джойказино: лицензия и особенности портала
Играть в слоты бесплатно
Как подключить прием платежей для стартапа