Описание картины сон сальвадора дали
Картина «Сон» Сальвадора Дали — шедевр сюрреализма
«Сон» — одна из самых популярных картин Сальвадора Дали (Salvador Dali), ставшая воплощением его параноидальных фантазий. В центре композиции находится огромная уродливая голова на фоне пустынного пейзажа, зависшая в воздухе посредством тонких подпорок. Этот монстр — воплощение сна, излюбленного мотива гениального испанского художника.
Картина наводит зрителя на размышления о тяжести и одновременно хрупкости сновидений. Они обрушатся, стоит убрать у пугающего существа только один костыль. С другой стороны, опоры — это связи с реальностью, которые не дают полностью уйти в подсознание. Голова ассоциируется с мозгом, который никогда не освобождается от воспоминаний, поэтому здесь появляются образы собаки, лодки. На холсте доминирует голубой цвет, он подчеркивает нереальность изображаемого.
Сальвадор Дали — один из самых знаменитых художников XX века. Его произведения с немыслимыми образами и глубинным смыслом всегда эпатировали публику. Будучи представителем сюрреализма, живописец большое внимание уделял в своих работах теме сна как отражению бессознательного.
Картина «Сон» создана в период зрелого творчества Дали и входит в цикл работ «Паранойя и война». Внешним прототипом ключевого образа стала одна из скал мыса Креус: в этом месте гений неоднократно черпал вдохновение. Валун, именуемый «Спящая голова», художник изобразил почти без изменений, разве что лишив его материальности.
Необычная идея картины и высокое качество ее художественного воплощения делает «Сон» одним из самых узнаваемых произведений Сальвадора Дали. Его высоко ценят критики и поклонники творчества испанского гения.
Описание картины Сальвадора Дали «Сон» («Спящий»). Сон картина сальвадора дали
Информация о картине[ | ]
Одним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины. Она — несомненно, ещё один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами — огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы — винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях — довершают это одномоментное сновидение, которое явно ещё не успело нарушить покой спящей[1].
Сальвадор Дали так писал о своей картине:
Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы[2].
Сальвадор Дали: лучшие работы художника
Сегодня, 11 мая, день рождения у великого испанского живописца и скульптора Сальвадора Дали. Его наследие навсегда останется с нами, ведь в его работах многие находят частичку себя — ту самую «безуминку», без которой жизнь была бы скучна и однообразна.
«Сюрреализм — это я», — беззастенчиво утверждал художник, и с ним нельзя не согласиться. Все его работы пропитаны духом сюрреализма — как картины, так и фотографии, которые он создавал с невиданным мастерством. Дали провозглашал полную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и шел до самых пределов в любом творческом эксперименте. Он не гнушался воплощать в жизнь самые провокационные идеи и писал все: от любви и сексуальной революции, истории и техники до общества и религии.
Христос святого Хуана де ля Крус
Дали начал рано интересоваться искусством и еще в школе брал частные уроки живописи у художника Нуньес, профессора академии художеств. Затем, в Школе изящных искусств при Академии художеств он сблизился с литературными и художественными кругами Мадрида — в частности, с Луисом Бунюэлем и Федерико Гарсиа Лоркой. Однако в Академии он надолго не задержался — за некоторые чересчур смелые идеи его отчислили, что, впрочем, не помешало ему организовать первую небольшую выставку своих работ и быстро стать одним из самых знаменитых художников Каталонии.
Автопортрет с рафаэлевской шеей
Молодая женщина, увиденная со спины
После этого Дали встречает Гала, ставшую его «музой сюрреализма». Приехав к Сальвадору Дали со своим мужем, она тут же воспылала страстью к художнику и оставила супруга ради гения. Дали же, поглощенный своими чувствами, словно даже и не заметил, что его «муза» приехала не одна. Гала становится его спутницей жизни и источником вдохновения. Она также стала мостиком, соединявшим гения со всем авангардистским сообществом — ее такт и мягкость позволили ему поддерживать хоть какие-то отношения с коллегами. Образ возлюбленной нашел отражение во множестве работ Дали.
Портрет Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече
Моя жена,обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой
Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в карпускулы, из которых неожиданно сотворяются Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала
Безусловно, если говорить о живописи Дали, нельзя не вспомнить его самые известные работы:
Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения
Лебеди, отражающиеся в слонах
Податливое сооружение с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)
Описание картины сон сальвадора дали
Описание картины «Сон»
Сон для Сальвадора Дали был священным источником бреда, оберегаемым и лелеемым. В теплое время года во время сиесты он устраивался спать в шезлонге, предвкушая поток вдохновляющих видений, и всегда держал поблизости карандаш и бумагу. Проснувшись, сразу же зарисовывал все увиденное во сне.
Сон для Сальвадора Дали был самым веским доводом в пользу любого скандального решения, образа, сюжета. Когда предводитель сюрреалистского объединения Андре Бретон торжественно изгонял Дали из рядов на официальном заседании, обвиняемый устроил целый спектакль. А в собственное оправдание заявил, что написал Ленина с уродливо растянутой ягодицей лишь потому, что тот ему так приснился. И если сегодня ночью увидит во сне, как занимается любовью с самим Бретоном, то обязательно прямо с утра напишет эту сцену, не пренебрегая мельчайшими деталями.
Огромная отяжелевшая голова, лишенная тела, здесь воплощает сам сон и его отношения с реальностью. Реальность – это одиннадцать костылей, на которых голова до тревожного опасно держится. Они кажутся слишком хрупкими, готовыми сломаться и уронить свою тяжесть, расплющить ее в бесформенную массу. Но в то же время их хитроумное расположение кажется безупречно рассчитанной конструкцией грамотного инженера. Или набором бесполезных подпорок для самоуспокоения.
Сон – это еще и монстр, готовый свалиться на человека и нависнуть удушающим объемом. Обрывки реальности истончаются и съеживаются до крошечного здания на горизонте, удаляющейся человеческой фигуры, крошечной собаки, которая тоже уже спит, опираясь мордой на костыль. Пространство вокруг лишается земных признаков и способно на что угодно: стать твердью (костыли-то отбрасывают четкие тени), стать водой (здание-то выглядит островом посреди водной глади), стать небом, над которым простирается еще одно небо.
А костыли – это вообще один из основных образов мифотворца Дали. В своей «Тайной жизни» он рассказывает целую историю (реальную или выдуманную – точно не известно) о том, как случайно найденный костыль, попавший в переплет его детских выходок, навсегда стал для него символом одновременно любви и смерти, власти и желания.
Что будет, если монстр-сон откроет глаза? Реальность обрушится – и он завладеет миром, смахнет в небытие хрупкие здания вместе с собакой и человеческой фигурой одним взмахом ресниц? Или растворится сам, сдуется, как воздушный шар, уступая место шезлонгу, с которого уже тянется рука разомлевшего от сиесты Сальвадора Дали к бумаге и карандашу?
Картина Сальвадора Дали «Сон» (1937)
Картина «Сон» (также известная под названием «Спящий») была написана Сальвадором Дали в 1937-ом году и может по праву считаться одной из самых известных работ художника, выполненных в сюрреалистический период. Интересно, что центральный (и почти единственный) персонаж картины «Сон», представляющий собой огромную голову, лишенную тела и установленную на тончайшие подпорки костылей, вовсе не является автопортретом, как, например, схожая голова в картинах «Великий Мастурбатор» или «Постоянство памяти».
Вот что сказал о картине «Сон» сам Сальвадор Дали:
В «Тайной жизни» Дали писал, что нередко представлял себе Сон как огромную массивную голову на длинном тонком теле, балансирующую на костылях реальности.
В настоящий момент картна «Сон» (51 Х 78 см, масло, холст) находится в частной коллекции.
Описание картины Сальвадора Дали «Сон»
Сюрреализм – направление в живописи, целью которого было изображение сновидческой реальности, отражение глубинных инстинктов бессознательного. Одним из ключевых инструментов для вычленения сюрреальных образов был сон – художники пытались запоминать свои сновидения и переносить их на холст. Они даже разрабатывали специальные техники, позволяющие построить мост между реальностью и дремой.
Самым знаменитым художником этого направления был признан Сальвадор Дали. Он умел эпатировать публику своими произведениями, сочетая немыслимые образы и глубокий символичный смысл.
Данная картина считается манифестом сюрреализма. Художник изобразил огромную уродливую голову, зависшую в пространстве при помощи тонких деревянных подпорок. Черты лица уродливо гипертрофированы – нависающая складка лба, огромный крючковатый нос, изъязвленные губы, вытянутый подбородок. Там, где должна быть шея, свисает бесформенная тряпка. Это уродство подчеркивает кошмарную природу сна, его внешний полиморфизм.
Фон у произведения совершенно нейтральный – ярко-голубое небо с помощью мягкой, почти бесцветной растушевки переходит в темную землю. Вдалеке на горизонте виден город, похожий на груду камней, лодка, стоящая на песке, и бредущий странник – живописец наполняет полотно теми необъяснимыми образами, которые появляются в сновидении.
Подпорки, на которых держится огромный череп, символизируют хрупкость границы между дремой и реальностью. Стоит лишь одному из деревянных оснований сломаться (например, когда голова касается подушки или рука тонет в складках одеяла), человек мгновенно засыпает. Столь же внезапен и беспощаден обратный процесс пробуждения, когда реальность буквально обрушивается на голову.
Одновременно с этим, костыли – единственное, что связывает парящую голову с земной твердью. Возможно, это те связи, которые не позволяют спящему насовсем оторваться от реального и уйти глубоко в подсознание: воспоминания, ассоциации, отношения. Дали считал, что если отбросить эти духовные костыли, можно воспарить над сознанием – или упасть в бесконечную пропасть бессознательного.