Нормы сна в детском саду по санпин
Требования к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Требования к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
Всем известно, что здоровье человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в дошкольном периоде. В процессе контрольно-надзорной деятельности специалисты службы Роспотребнадзора уделяют огромное значение вопросам соблюдения в ДДУ и других образовательных учреждениях требований к режиму дня, его соответствию возрастным нормам детей, разъяснительной работе с родителями и педагогами.
За 9 месяцев текущего года специалистами Управления Роспотребнадзора по Курской области проверена организация воспитательно-образовательного процесса в 101 учреждении дошкольного образования, в 19 из них выявлены те или иные замечания по организации работы с детьми.
В основном отмечаются нарушения длительности непрерывной непосредственно образовательной деятельности в первую и во вторую половину дня, продолжительности сна, прогулок.
Следует помнить, что организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.
Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.
Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:
Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
Очень важно в дошкольном учреждении правильно организовать образовательную деятельность.
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Нормы сна в детском саду по санпин
от 15 мая 2013 года N 26
(с изменениями на 27 октября 2020 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28;
отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 8 октября 2020 года N 1631
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 июля 2015 года N 28 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.08.2015, N 0001201508050022) (распространяется на правоотношения, возникшие c 9 мая 2014 года (со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2014 года N АКПИ14-281));
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.11.2020, N 0001202011120001) (вступило в силу с 1 января 2021 года).
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; 2003, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2006, N 52 (ч.1) ст.5498; 2007, N 1 (ч.1) ст.21; 2007, N 1 (ч.1), ст.29; 2007, N 27, ст.3213; 2007, N 46, ст.5554; 2007, N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418; 2008, N 30 (ч.2), ст.3616; 2008, N 44, ст.4984; 2008, N 52 (ч.1), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1, ст.6; 25.07.2011, N 30 (ч.1), ст.4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; 12.12.2011, N 50, ст.7359; 11.06.2012, N 24, ст.3069; 25.06.2012, N 26, ст.3446), Указом Президента Российской Федерации от 19.03.2013 N 211 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 25.03.2013, N 12, ст.1245) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; 2004, N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (приложение).
2. С момента вступления в силу СанПиН 2.4.1.3049-13 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:
в Министерстве юстиции
регистрационный N 28564
Приложение
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.1.3049-13
(с изменениями на 27 октября 2020 года)
I. Общие положения и область применения
1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:
— условиям размещения дошкольных образовательных организаций,
— оборудованию и содержанию территории,
— помещениям, их оборудованию и содержанию,
— естественному и искусственному освещению помещений,
— отоплению и вентиляции,
— водоснабжению и канализации,
— приему детей в дошкольные образовательные организации,
— организации режима дня,
— организации физического воспитания,
— личной гигиене персонала.
Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.
1.3. Дошкольные образовательные организации функционируют в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), полного дня (10,5-12-часового пребывания), продленного дня (13-14-часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей.
Санитарные правила не распространяются на дошкольные группы, размещенные в жилых помещениях жилищного фонда.
1.5. Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в действие настоящих санитарных правил.
Ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.
1.6. Функционирование дошкольных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей в целях лицензирования образовательной деятельности.
1.8. В дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. Подбор контингента разновозрастной (смешанной) группы должен учитывать возможность организации в ней режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.
1.10. Количество и соотношение возрастных групп в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида, осуществляющей квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, определяется с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
1.11. Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:
1.12. В дошкольных образовательных организациях комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:
— не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
— не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
— не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.
II. Требования к размещению дошкольных образовательных организаций
2.1. Здания дошкольных образовательных организаций размещаются на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки и нормативные уровни инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок.
2.2. В районах Крайнего Севера обеспечивается ветро- и снегозащита территорий дошкольных образовательных организаций.
III. Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций
3.1. Территорию дошкольной образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений, при наличии у дошкольной образовательной организации собственной территории. Озеленение деревьями и кустарниками проводят с учетом климатических условий.
Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки. Для районов Крайнего Севера, а также в городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения до 20% площади территории, свободной от застройки.
Зеленые насаждения используются для разделения групповых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны.
Официальный сайт Администрации и Думы
Пограничного муниципального округа Приморского края
Новые гигиенические нормативы
Как детскому саду и школе выполнять новые гигиенические нормативы
С 1 марта ввели новые гигиенические нормативы – они дополняют и уточняют санитарные правила для школ и детских садов. Соблюдайте нормативы, когда обучаете детей с помощью гаджетов, определяете режим дня, организуете питание. Используйте, чтобы обеспечить допустимую температуру воздуха и нужный уровень освещенности. В рекомендации – обзор новых требований и инструкции, как их выполнять.
Требования к работе с электронными средствами обучения
Проверьте, соответствуют ли электронные средства обучения новым СанПиН 1.2.3685-21. Если нет, закупите подходящие гаджеты. Скорректируйте время работы с ними на занятиях. Обзор изменений смотрите в таблице.
Обзор изменений в работе с гаджетами
Показатель
Как было
Как стало
Детский сад
Школа
Некоторые нормы установили в СП 2.4.3648-20. Диагональ монитора персонального компьютера и ноутбука должна быть 39,6 см, планшета – 26,6 см, интерактивной доски – 165,1см
Установили более точные требования к размеру экрана для четырех электронных средств обучения (таблица 6.3)
Общую продолжительность использования устройств определили в СП 2.4.3648-20
Определили время работы на занятии и за один день. Требования установили по каждому средству обучения в зависимости от возраста детей (п. 186–189, таблица 6.8)
Закупите новые электронные средства обучения
Сопоставьте характеристики имеющихся устройств с гигиеническими нормативами. Допустимые размеры экранов смотрите в СП 2.4.3648-20 и таблице 6.3 СанПиН 1.2.3685-21. Поручите контрактному управляющему заменить электронные средства обучения, которые не соответствуют нормам. Предложите руководствоваться таблицей.
Допустимые размеры экрана гаджетов
Электронные средства обучения
Диагональ экрана, не менее
дюйм
сантиметр
Интерактивная доска (интерактивная панель)
Монитор персонального компьютера, ноутбука
Измените время работы детей с электронными средствами обучения
Сообщите педагогам время, которое дети могут работать с электронными устройствами на одном занятии и суммарно в день. Нормы для школы установили в таблице 6.8 СанПиН 1.2.3685-21. Для детского сада требований нет. При этом в нормативах для школы есть возрастная категория, подходящая детскому саду, – 5–7 лет. Ориентируйтесь на нее, а конкретные требования пропишите в локальном акте.
Новые нормы времени используйте дополнительно к тем, что ранее установили в СП 2.4.3648-20. Подробнее о них читайте в рекомендации.
Время работы воспитанников с ЭСО
Время работы школьников с ЭСО
Режим дня воспитанников
Скорректируйте режим занятий и продолжительность режимных мероприятий для воспитанников, если они не соответствуют новым СанПиН 1.2.3685-21. Обзор изменений смотрите в таблице.
Обзор изменений в режиме дня воспитанников
Показатель
Как было
Как стало
Продолжительность занятия и дневной нагрузки
Не было требований к дневной нагрузке для детей 1,5–3 лет.
Дневная нагрузка для детей 5–6 лет составляла 45 мин
Установили продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей раннего возраста – 20 мин. Для детей старшей группы увеличили – 50 мин или 75 мин при организации одного занятия после дневного сна.
Продолжительность одного занятия не изменилась (таблица 6.6)
Время окончания занятий
Для дошкольной образовательной программы норм не было, по дополнительной – до 20:00
Для дошкольной программы – до 17:00, дополнительной – до 19:30 (таблица 6.2)
Длительность режимных мероприятий: сна, прогулки, двигательной активности, зарядки
Устанавливали рекомендательные и обязательные нормы. Некоторые нормы были неточными
Определили минимальные требования (таблица 6.7)
Скорректируйте режим занятий
Поручите старшему воспитателю скорректировать в режиме занятий максимальную дневную нагрузку и время окончания занятий. Разделы, в которых надо указать эти требования, не регламентированы. Определите их по своему усмотрению и сообщите работнику. Воспользуйтесь готовым образцом документа.
Режим занятий воспитанников
Измените длительность режимных мероприятий
Сообщите воспитателям новую продолжительность прогулок, дневного сна, двигательной активности. Поручите учесть изменения в режиме дня каждой возрастной группы. Обзор изменений смотрите в таблице. Как составить режим дня групп, читайте в рекомендации.
Обзор изменений режимных мероприятий
Показатель
Как было
Как стало
Длительность прогулки за день
Рекомендуемая: 3–4 часа
Обязательная минимальная: для детей 1–3 лет – 3 часа; 4–7 лет – 2 часа
Продолжительность дневного сна
Для детей 1–1,5 лет – 3,5 часа, 1,5–3 лет – не менее 3 часов; 3–7 лет – 2–2,5 часа
Для детей 1–3 лет – минимум 3 часа, 4–7 лет – минимум 2,5 часа
Суммарный объем двигательной активности
6–8 часов в неделю для детей 5–7 лет
Не меньше 1 часа в день для всех детей
Длительность утренней зарядки
Устанавливали длительность занятий по физическому развитию отдельно для каждой возрастной группы
Режим дня и условия обучения школьников
Соблюдайте новые требования к продолжительности занятий и условиям обучения школьников. Обзор изменений смотрите в таблице.
Обзор изменений в режиме дня школьников
Показатель
Было
Стало
Продолжительность занятий и нагрузки
Требования к урочной недельной нагрузке и продолжительности занятий определили в СП 2.4.3648-20
Продублировали требования санитарных норм и определили длительность недельной нагрузки. Она не изменилась (таблица 6.2)
Время окончания занятий
По основным программам были установлены нормы для групп продленного дня – до 18:00–19:00. Для остальных норм не было.
По дополнительным программам занятия заканчивали до 20:00. Для учеников 16–18 лет допускалось завершать в 21:00
По основным программам занятия надо завершить до 19:00.
По дополнительным – для учеников 7–10 лет – до 20:00; 10–18 лет – 21:00 (таблица 6.2)
Шкала трудности предметов
Три шкалы для каждого уровня. Содержали больше предметов
Три шкалы. Некоторые предметы исключили, по нескольким изменили баллы (таблицы 6.9–6.11)
Количество видов учебной деятельности
Использовали различные виды. Количество не было установлено
Установили конкретное число. Для 1–4-х классов – 3–7, а для 5–11-х – 5–7 видов (таблица 6.6)
Средняя продолжительность вида учебной деятельности
В 1–4-х классах – 7–10 мин, в 5–11-х классах – 10–15 мин
В 1–4-х классах – 5–7 мин, в 5–11-х классах – 7–10 мин (таблица 6.6)
60–80 процентов для всех классов
В 1–4-х классах – 60–80 процентов, в 5–11-х – 70–90 процентов (таблица 6.6)
В 1-м классе не задавали
Установили максимальную продолжительность – 1 час. Норма противоречит пункту 25 Прядка обучения в школе, где говорится, что в 1-м классе обучают без домашнего задания.
Для остальных классов объем не изменился (таблица 6.6)
Погодные условия для урока физкультуры на улице
Обязательны. Показатели погоды те же, что и в прежнем СанПиН (таблицы 6.13 и 6.14)
Продолжительность производственной практики
Время не устанавливали
Для учеников 12–13 лет – 2 часа в день, 14–15 лет – 2,5 часа в день, 16–18 лет – 3,5 часа в день (таблица 6.7)
Нормы труда на практике
Содержал СанПиН 2.4.6.2553-09
Есть в таблице 6.16. Нормы не изменились
Требования для учебников
Устанавливал СанПиН 2.4.7.1166-02
Измените время окончания занятий
Сопоставьте время окончания занятий с новыми требованиями из таблицы 6.6 СанПиН 1.2.3685-21. Если они не соответствуют нормам, измените расписание. Подробности читайте в рекомендации.
Используйте новые шкалы трудности предметов
Поручите завучу изучить новые шкалы трудности предметов и, если необходимо, скорректировать по ним расписание уроков. В новых шкалах исключили и заменили наименования отдельных предметов, для некоторых присвоили новые и изменили существующие баллы трудности (таблицы 6.9–6.11 СанПиН 1.2.3685-21). Также уточнили, что предметы, которых нет в шкале, надо оценивать аналогично предметам данной предметной области (п. 190 СанПиН 1.2.3685-21). Полные шкалы для каждого уровня смотрите в справочнике, а изменения – в таблице.
Изменения в шкале трудности предметов
Что изменили
1–4-е классы
5–9-е классы
10–11е классы
История (4-й класс) и национальная литература
Краеведение, ритмика и экология.
Убрали балл по химии для 7-го класса
Астрономия, экология и краеведение
Заменили наименование предмета
Национальный язык на родной
Граждановедение на право. Шкала не изменилась за исключением 9-го класса. Для него присвоили балл – 5. Раньше его не было.
Труд на технологию. Шкала не изменилась
Добавили предметы и балы
Родной язык – баллы по нему такие же, как по русскому языку.
Обществознание – баллы по нему такие же, как по праву
Родной язык – баллы по нему такие же, как по русскому языку.
Право – баллы по нему такие же, как по обществознанию
Изменили баллы трудности
Полностью заменили по экономике. Теперь они такие же, как по обществознанию и праву
По экономике теперь 5, а не 6, как было раньше
Организация питания
Поручите ответственному по питанию изучить гигиенические нормативы и рассказать о них работникам пищеблока. Предложите использовать обзор изменений. Напомните, что нормативы надо использовать совместно с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20 и СП 2.4.3648-20.
Обзор изменений в организации питания
Показатель
Как было
Как стало
Детский сад
Школа
Перечень оборудования и мебели
Обязательный минимальный. Состав немного изменили (п. 192–195, таблица 6.18)
Количество работников пищеблока
Надо устанавливать не ниже минимальных нормативов численности (таблица 6.19)
Состав сухого пайка
Ассортимент при перевозке детей ж/д транспортом устанавливал СП 2.5.3157-14, автобусом – Роспотребнадзор
Определили наименования продуктов, их минимальную и максимальную массу (таблица 6.20)
Набор продуктов для кострового питания
Установили наименования продуктов, требования к расчету их массы (таблица 6.20)
Доукомплектуйте пищеблок мебелью и оборудованием
Поручите завхозу провести инвентаризацию мебели и оборудования на пищеблоке. Минимальный перечень определен в таблице 6.18 СанПиН 1.2.3685-21. Закупите недостающее оборудование, если в образовательной организации есть производственное помещение, для которого оно предназначено (п. 192 СанПиН 1.2.3685-21). Полный перечень оборудования смотрите в справочнике, а изменение его состава – в таблице.
Обзор изменений в перечне оборудования пищеблока
Вид помещения
Как было
Как стало
Детский сад
Школа
Использовали на одно оборудование меньше. Холодильные шкафы устанавливали по необходимости
Добавили психрометр. Наличие холодильных шкафов сделали обязательным
Овощной цех вторичной обработки овощей
Для детского сада увеличили количество моечных ванн с одной до двух. Добавили наличие холодильного шкафа
Не меньше трех производственных столов
Для детского сада уточнили количество моечных ванн – должно быть две. Добавили наличие фаршемешалки и котлетоформовочного автомата.
Для школы сократили количество столов до двух
Низкотемпературные шкафы устанавливали по необходимости
Надо иметь минимум один шкаф
Использовали на одно оборудование меньше
Добавили наличие одного пароконвектомата
Моечная для кухонной посуды
Использовали больше оборудования. Не было требований к моечным ваннам
Убрали требования к наличию стеллажа и раковины для мытья рук. Уточнили, что раковин должно быть две: с душевой насадкой на гибком шланге. Объем раковин должен позволять погружать в них посуду полностью
Производственное помещение буфета- раздаточной с посудомоечной
Не было требований
Два отдельных перечня: для помещения буфета- раздаточной и посудомоечной. Требований к оборудованию было больше
Достаточно иметь одну раковину для мытья рук и одну моечную ванну. Требований к количеству секций у ванны нет.
Убрали требования к наличию раздаточной с мармитами и стеллажа (шкафа)
Комната приема пищи
Моечных ванн должно быть три, а не одна. Добавили по одной картофелеочистительной и овощерезательной машине
Примите в штат дополнительных работников
Сопоставьте численность питающихся детей и работников пищеблока. Количество работников должно равняться минимальному значению из таблицы 6.19 СанПиН 1.2.3685-21 или превышать его. Если количество ниже норматива, примите в штат дополнительных работников.
Минимальное количество работников пищеблока
Вид пищеблока
Численность детей, чел.
Количество работников, чел.
На сырье и полуфабрикатах
1 на 50 детей (но не менее 1)
На привозной продукции
1 на 100 детей (но не менее 1)
Формируйте сухой паек и костровое питание из нового набора продуктов
Сухие пайки для детей формируйте из разрешенных продуктов. Наименование и массу содержит таблица 6.20 СанПиН 1.2.3685-21. Используйте паек в тех случаях, когда надо обеспечить детей питанием. Например, при перевозках транспортом или во время массовых мероприятий, продолжительность которых не превышает четырех часов (п. 8.1.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Также таблица 6.20 СанПиН 1.2.3685-21 содержит перечень продуктов, разрешенных для туристического похода (п. 8.7 СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Массу продуктов определите по числу детей, их возрасту и потребности в витаминах, минеральных и пищевых веществах. Руководствуйтесь СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Состав сухого пайка
Состав кострового питания
Ситуация
Можно ли использовать сухой паек из гигиенических нормативов, чтобы обеспечить питанием детей с ОВЗ, которые учатся дома
Состав сухого пайка, указанный в гигиенических нормативах, не позволяет обеспечить детей горячим питанием. Можно выдавать его только между приемами горячей пищи. Для питания детей с ОВЗ и тех, кто обучается дистанционно, используйте перечни продуктов, которые определили региональные власти, либо формируйте паек по нормам СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Пример
Состав сухого пайка для детей с ОВЗ
В городе Бор Нижегородской области перечень продуктов сухого пайка для детей с ОВЗ установила местная администрация в приложении 3 к постановлению от 04.12.2020 № 5651. Перечень состоит из 16 продуктов. По каждому установлена единица измерения. Например, гречку предоставляют пачкой, которая должна весить 0,8–1 кг. Набор продуктов рассчитан на одну неделю питания ребенка (п. 2.4 Порядка, утв. постановлением от 04.12.2020 № 5651).
Условия для пребывания и обучения детей
Убедитесь, что условия пребывания и обучения детей в образовательной организации соответствуют новым требованиям. Проверьте площадь помещений, параметры мебели, количество и установку сантехприборов. Обзор изменений – в таблице.
Обзор изменений условий пребывания и обучения
Показатель
Как было
Как стало
Детский сад
Школа
Рекомендуемые нормы содержали СанПиН 2.4.1.3049-13 и СП 252.1325800.2016
Рекомендуемые нормы определял СП 251.1325800.2016, обязательные –СанПиН 2.4.2.2821-10
Установили минимальные обязательные нормы (таблица 6.1)
Не было требований к размерам кроватей, расстановке и маркировке мебели
Были общие нормы размеров кроватей, расстановки мебели
Для детского сада требования установили, для школы уточнили (таблица 6.2)
Количество и условия установки сантехприборов
Число унитазов для младших детей определяли по возрастной группе, для старших – по количеству детей
Требовалось больше унитазов и раковин
Нормы для детского сада изменили. Теперь количество сантехприборов зависит только от числа детей. В школе требования снизили (таблица 6.4)
Соблюдайте требования к площади помещений
Оборудуйте указанные в гигиенических нормативах помещения, только если в них есть необходимость. Соблюдайте требования к площади. Они есть в таблице 6.1 СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20. Сопоставьте с новыми требованиями площадь уже оборудованных помещений. Она должна совпадать или быть больше (п. 172 СанПиН 1.2.3685-21). Обзор изменений – в таблице.
Обзор изменений в площади помещений
Организация
Помещение
Как было
Как стало
Устанавливали минимальные площади помещений. Для детей до 3 лет – не менее 12 кв. м, 3–7 лет – 16 кв. м
Добавили уточнение. Площадь туалета для детей до 3 лет должна составлять 0,6 кв. м/чел., 3–7 лет – 0,8 кв. м/чел.
Примерные значения содержал СП 252.1325800.2016. Площадь определяли по количеству групп
Площадь определяют по количеству детей. От 120 до 250 детей – не менее 50 кв. м, от 250 – не менее 100 кв. м
Кабинет для коррекционно-развивающих занятий с детьми
Не было требований к наличию кабинета
Минимальная площадь 10 кв. м
Помещения для стирки белья (постирочные), гладильная, кладовая чистого белья, туалет для персонала, хозяйственная кладовая
Устанавливали рекомендуемые площади помещений в зависимости от вместимости здания
Установили минимальные площади помещений независимо от вместимости здания. Площади соответствуют требованиям к самой маленькой вместимости
Устанавливали рекомендуемые площади: 9×18 м, 12×24 м, 18×30 м
Минимальная площадь – 10 кв. м/чел. при одномоментной пропускной способности (п. 177)
Обеденный зал на посадочное место
До 80 мест – 0,75 кв. м/чел., на 80 и более – 0,7 кв. м/чел.
Для всех – 0,7 кв. м/чел. В малокомплектных школах минимальная площадь помещения 20 кв. м
Процедурный (прививочный) кабинет
Кабинет для коррекционно-развивающих занятий с детьми
Не было требований к наличию кабинета
Минимальная площадь – 10 кв. м
Обновите мебель и расставьте ее по новым правилам
Проверьте, соответствуют ли гигиеническим нормативам размеры детской мебели. Они есть в таблице 6.2 СанПиН 1.2.3685-21. Если не соответствуют, закупите новую мебель по правилам законодательства о контрактной системе. Поручите завхозу промаркировать ее и расставить в помещениях по новым требованиям. Также поручите проверить правильность расстановки мебели, которая уже есть в образовательной организации. На что обратить внимание, смотрите в таблице.
Обзор изменений требований к мебели
Показатель
Как было
Как стало
Детский сад
Школа
Не было требований
Для всех кроватей единый размер –1600×700 мм
Минимальные размеры надо определять по возрасту ребенка
Высота детских стульев и столов
Определяли в СанПиН 2.4.1.3049-13
Определяли в СанПиН 2.4.2.2821-10
Установили в таблице 6.2. Требования прежние
Требований к цвету маркировки не было
Использовали цвет из СанПиН 2.4.2.2821-10
Для детского сада установили восемь цветов маркировки. Для школы требования не изменились
Не было требований
Было на один параметр меньше
Для детского сада ввели такие же параметры, как для школы. В школе добавили расстояние от отопительных приборов, убрали увеличенное расстояние между кроватью и наружной стеной в северных районах
Расстояние между мебелью в учебных помещениях
Не было требований
Требований было больше. Расстояние между рядами столов – не менее 60 см, столами и наружными стенами – 50–70 см
Для детского сада ввели такие же нормы, как для школы.
В школе некоторые нормы снизили. Теперь надо выдерживать расстояние не менее 50 см между рядами столов, а также между столами и стенами (светонесущей и противоположной ей). Требования к расстояниям между другими стенами исключили.
Остальные нормы не изменились
Проверьте количество сантехприборов
Проведите внешний осмотр сантехнических приборов и пересчитайте их количество. Полученные данные сверьте с требованиями таблицы 6.4 СанПиН 1.2.3685-21. Если сантехники недостаточно, закупите дополнительную. Обзор изменений смотрите в таблице.
Обзор изменений количества и условий установки сантехприборов
Показатель
Детский сад
Школа
Как было
Как стало
Как было
Как стало
Количество раковин для детей
Для детей до 3 лет – три на всех детей, 3–5 лет – четыре на всех детей, 5–7 лет – одна на пятерых детей
Для всех возрастных групп одна на пятерых детей. Для детского сада с пребыванием детей до четырех часов –одна на 20 детей
Одна на 10 человек. Перед обеденным залом – одна на 20 посадочных мест
Одна на 30 человек.
Перед обеденным залом нормы не изменились
Высота установки раковин
Для детей 3–4 лет – 0,4 м, старше 3 лет – 0,5 м
Требования не изменились
В 1–4-х классах – 0,5 м, в 5–11-х – 0,7–0,8 м
Для всех детей – 0,7–0,8 м
Детская ванна для детей до 3 лет
Поддон с душевой насадкой на гибком шланге для детей до 3 лет
Одна душевая сетка на 20 человек
Требования не определили
Для детей до 3 лет не устанавливали, 3–5 лет – четыре на всех детей, 5–7 лет – один на пятерых
Для детей до 3 лет – один, 3–7 лет –один на пятерых. Для детского сада с пребыванием детей до четырех часов – один на 20 детей
Один унитаз на 10 девочек, один унитаз и один писсуар на 20 мальчиков
Один унитаз на 20 девочек, один унитаз и один писсуар на 30 мальчиков
Условия жизнедеятельности
Обеспечьте безопасные условия жизнедеятельности на территории и в помещениях образовательной организации. Руководствуйтесь новыми гигиеническими нормативами и санитарными требованиями. Поддерживайте допустимые параметры температуры, уровень освещения, следите за качеством песка в песочницах. По всем параметрам организуйте лабораторные исследования. Обзор изменений смотрите в таблице.
Обзор изменений условий жизнедеятельности
Показатель
Как было
Как стало
Детский сад
Школа
Диапазоны допустимой температуры воздуха
Для детей устанавливали в СанПиН 2.4.1.3049-13
Для детей устанавливали в СанПиН 2.4.2.2821-10
В отдельных помещениях увеличили допустимую температуру воздуха на 1 °C. Добавили новые виды помещений и температуру для них (таблица 5.34)
Для работников СанПиН 2.2.4.3359-16
Нормы не изменились. Параметры содержит таблица 5.2
Определяли по СанПиН 2.4.1.3049-13
Определяли по СанПиН 2.4.2.2821-10
Для детского сада норм нет. Время проветривания надо определять по СП 2.4.3648-20.
Для школы нормы устанавливает таблица 6.12. Продолжительность и температура проветривания помещения не изменились. Исключили требование, что проветривание должно быть сквозным
Инсоляция помещений и территории
Устанавливали в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01
Нормы для помещений определяет таблица 5.59, территории – таблица 5.60.
Время инсоляции осталось прежним
Устанавливали в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03
Нормы уточнили. Например, в спальнях детского сада должно быть не менее 75 лк, а не 75 (150) лк, как раньше (таблицы 5.25 и 5.54). Требования гигиенических нормативов дублируют те, что ранее установили в СП 2.4.3648-20
Уровень шума на территории и в помещениях
Определяли в СН 2.2.4/2.1.8.562-96.2.2.4
Нормы не изменились. Установлены в таблице 5.35
Показатели безопасности песка
Проверяли по трем паразитологическим показателям
Требований не было
Установили, что песок должен быть в пределах нормы по паразитологическим, радиологическим, санитарно-химическим и другим показателям (таблица 6.17).
Школа обязана соблюдать нормативы, если на ее территории есть детские песочницы
Поддерживайте допустимую температуру в помещениях
Сообщите работникам новые требования к температуре воздуха в помещениях. Теперь она может быть на 1 °C выше, чем раньше, в групповой и туалете для детей 3–7 лет, спальнях, музыкальном и физкультурном залах детского сада, в спортзале и мастерских школы. Требования к температуре воздуха для всех детских помещений содержит таблица 5.34 СанПиН 1.2.3685-21. Для удобства используйте справочник.
Допустимая температура воздуха
в детском саду
Допустимая температура воздуха
в школе
Чтобы поддерживать допустимую температуру, поручите работникам следить за показаниями термометров. Для этого разместите их в каждом помещении (п. 2.7.3 СП 2.4.3648-20). Ответственного за обслуживание здания обяжите содержать в исправном состоянии системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Контролируйте, как соблюдают график проветривания. В отсутствии детей в помещениях следите, чтобы температура не снижалась ниже 15 °C, а к началу использования – обеспечьте допустимую (п. 98 СанПиН 1.2.3685-21). В детском саду дополнительно оборудуйте полы системой подогрева в игровых для детей ясельного и младшего возраста (п. 99 СанПиН 1.2.3685-21).
Соблюдайте нормы освещенности
Контролируйте, чтобы во всех помещениях было обеспечено искусственное освещение, а в игровых, спальнях групповых ячеек, в учебных кабинетах – естественное. Отсутствие естественного освещения возможно только в тех помещениях, которые указаны в нормативном документе и имеют допустимые параметры микроклимата. Показатели освещенности смотрите в справочнике.
Нормы освещенности в детском саду
Нормы освещенности в школе
Следите за уровнем освещения. Для этого поручите техперсоналу регулярно мыть окна, ответственному за обслуживание здания – немедленно заменять перегоревшие лампы. Закупайте только разрядные, люминесцентные или светодиодные лампы со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый (п. 2.8.5 СП 2.4.3648-20). Индекс цветопередачи должен быть не ниже 85 процентов (п. 162 СанПиН 1.2.3685-21).
Чтобы искусственный свет равномерно освещал помещения, закупайте отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность. Коэффициент отражения для потолка должен быть не менее 0,7; для стен – 0,55; для пола – 0,4; для мебели – 0,45 (таблица 6.5 СанПиН 1.2.3685-21, п. 2.8.8 СП 2.4.3648-20).
Контролируйте качество песка в песочницах
Следите, чтобы воспитатели в конце каждой прогулки закрывали песочницы крышками, полимерными пленками или другими защитными приспособлениями. При обнаружении возбудителей паразитарных и инфекционных болезней, а также ежегодно в весенний период проводите полную замену песка (п. 2.11.1 СП 2.4.3648-20). Закупайте только тот песок, документы на который подтверждают соответствие гигиеническим нормативам. Они определены в таблице 6.17 СанПиН 1.2.3685-21. Для удобства используйте справочник.