наружная терраса вдоль стен храма
Что есть что в церкви?
Архитектурно-историческая шпаргалка
Что есть что на здании церкви?
Портал, гульбище, луковицы, закомары… Все это архитектурные элементы, имеющие в культовых зданиях определенное значение. Давайте разбираться.
Апсида (от греческого «свод», «арка») — выступ, в котором размещается алтарь, будто пристроенный к храму. Чаще всего апсиды имеют полукруглую форму, но встречается и многоугольные выступы. Например, апсида на одной из церквей Донского монастыря имеет форму шестиугольника.
Аркатурный пояс — украшение стены в виде ряда декоративных арочек. Символизирует победоносное восшествие Христа на Небеса. Часто аркатурный пояс сопровождает ширинка — декоративная прямоугольная впадина в стене.
Барабан — округлая или многогранная верхняя часть храма, покрытая куполом. Барабан завершается крестом и может быть как прорезан оконными проемами (световой барабан), так и не содержать окон (глухой барабан). Весь купол с барабаном и крестом называют главой. В большинстве случаев главы церковных зданий имеют форму луковицы с яблоком. Нередко главы покрывают лемехом — деревянной черепицей.
Закомара — полукруглое или килевидное завершение части наружной стены, повторяющее очертания расположенного за ней свода.
Куб — основной объем храма. По Библии, куб символизирует новую землю, а купол — Небеса, поэтому сочетание кубического объема храмового здания и полукруглого купола в христианской архитектуре обозначает единство неба и земли. При этом внутренний объем может быть разделен на несколько нефов (от латинского «navis» — «корабль») — вытянутых частей, ограниченных с продольной стороны рядом колонн или столбов.
Наличники — накладные фигурные или резные планки, украшающие оконный или дверной проем.
Паперть — крыльцо перед входом в храм, поднятое по отношению к уровню земли. Таким образом ступени паперти символизируют духовное возвышение. Обычно паперть ведет к портику — галерее на колоннах или столбах перед входом в здание. Также иногда церкви окружают галереи-«гульбища» — арочные террасы вдоль стен храма.
Пилястра — конструктивный или декоративный вертикальный выступ на поверхности стены, условно изображающий колонну. Верхнюю часть пилястры обычно называют капителью.
Подклет — нижний, как правило нежилой, этаж здания. Подклет служил для разных целей. Например, в подклете Благовещенского собора Московского Кремля хранилась государственная казна. Кроме того, когда под полом находится воздушное пространство, верхнее помещение становится теплее.
Поребрик — полоса в форме пилы из кирпичей, поставленных под углом к поверхности фасада. В отличие от пояска (горизонтальной полосы, защищающей стены от воды), поребрик имеет только декоративное значение.
Портал — архитектурно оформленный вход в здание. Геометрические, растительные и животные узоры портала символизируют Райский сад. Нередко в верхней части арки входа делают горизонтальную перемычку с тимпаном (от латинского «барабан») над ней. Так как это место привлекает к себе особенное внимание, его украшают скульптурой или фресковой живописью.
Трапезная — невысокая пристройка с западной стороны церкви для проповедей, общественных собраний и приема пищи.
Фронтон — завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания. А многоярусные храмовые здания обычно венчает шатер — высокое пирамидальное покрытие. Также можно услышать, что храм построен «восьмерик на четверике». Это значит, что четырехугольный куб храма венчает восьмигранный ярус.
Гульбище
гульбище — см. кутёж Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. гульбище сущ. • кутеж • разгул … Словарь синонимов
ГУЛЬБИЩЕ — в русской архитектуре 16 17 вв. галерея, часто открытая, окружающая церковь, трапезную или дворец на уровне подклета … Большой Энциклопедический словарь
ГУЛЬБИЩЕ — ГУЛЬБИЩЕ, гульбища, ср. (устар.). Место народного гулянья. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Гульбище — г ульбище, гульб ище ср. разг. сниж. 1. то же, что гуляние 2. 2. то же, что гульба 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Гульбище — открытый или крытый обход, окружающий здание храма. Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят Постановлением Госстроя РФ от 27.12.1999 N 92) … Официальная терминология
Гульбище — открытый или крытый обход, окружающий здание храма. Источник: МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству (к СП 31 103 99) … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Гульбище — Гульбище терраса или галерея, окружающая здание по периметру поверх перекрытий подклета, характерный элемент русской архитектуры[1]. Гульбище являлось обычной деталью русского частного дома и храма. По видимому, изначально происходит из… … Википедия
Гульбище — терраса или галерея, окружающая здание обычно на уровне перекрытий Подклета. Г. распространены в русской культовой архитектуре 16 17 вв., иногда встречаются и в гражданской архитектуре (Теремной дворец в Московском Кремле, 1635 36, зодчие … Большая советская энциклопедия
гульбище — Открытая протяженная площадка, примыкающая к зданию. Ист.: Плужников, 1995 • • • В русской архитектуре 16 17 вв. галерея, часто открытая, окружающая церковь, трапезную или дворец на уровне подклета. Ист.: БЭС, 1985 Иллюстрации: Преображенская… … Словарь храмового зодчества
гульбище — а; ср. 1. Устар. Приподнятая над землёй крытая галерея богатого крестьянского дома или церкви. 2. Нар. разг. Место народного гулянья. 3. Разг. Разгульное веселье, гульба. * * * гульбище в русской архитектуре XVI XVII вв. галерея, часто открытая,… … Энциклопедический словарь
Наружная терраса вдоль стен храма
Храм – дом Божий, здание, предназначенное для богослужения: церковь, собор.
Клир · Устройство Храма · Церковные облачения
Клир (греч. – жребий) – совокупность людей, совершающих богослужение в храме: священник, диакон, чтец, пономарь, звонарь, певчие.
Клирик – человек, принадлежащий к клиру храма.
Причетник – член причта церкви, церковнослужитель – общее название всех клириков, за исключением диакона и священника. Их обязанность – чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях.
Причт – состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви: как священнослужители (священник и диакон), так и церковнослужители (псаломщики, пономари и другие).
Регент (лат. – управляющий) – руководитель, дирижер церковного хора.
Хор – собрание певчих для согласного пения. Может быть мужским, женским, детским, смешанным.
Церковнослужитель – низшая степень клира: иподиакон, чтец, свещеносец, которые, не имея благодати священства, посвящаются на то или иное служение в церкви.
Клир · Устройство храма · Церковные облачения
Алтарь (лат. – жертвенник) – восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Отделена от остальной части храма иконостасом. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины.
Амвон (греч. – восходить) – центральная часть солеи напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и других богослужебных целей.
Аналой (греч.) – высокая подставка с наклонным верхом, на которую возлагаются иконы или богослужебные книги.
Барабан – венчающая часть здания, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие.
Глава – наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса, обычно завершаемая крестом.
Голосники – небольшие камеры или вделанные в верхние части стен храма глиняные кувшины, открытые внутрь помещения и служащие резонаторами для улучшения звучания голосов.
Гульбище – наружная терраса вдоль стен храма. С алтарной стороны гульбище не делают.
Деисус (греч. – моление) – икона, с изображенными на ней Спасителем – посредине, Богородицей и Иоанном Предтечей – по сторонам. Помещается во втором ряду иконостаса над Царскими вратами.
Жертвенник – специальный стол для совершения проскомидии, находящийся в алтаре, слева от престола.
Завеса – занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря.
Закомара – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания.
Запрестольный образ – икона, помещающаяся на восточной стороне алтаря за престолом и изображающая Спасителя, Божию Матерь или того святого (или событие), которому посвящен храм.
Звонница – сооружение в виде стенки с проемами для подвешивания колоколов, поставленное либо над крыльцом или стеной храма, либо отдельно.
Катапетасма (греч – завеса) – завеса Царских врат.
Клирос – место в храме, предназначенное для хора. Обычно клироса располагаются на обоих концах солеи.
Кокошники – декоративные закомары, иногда с заостренным верхом, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковных зданий.
Колокольня – часть церковного здания или особая постройка вблизи него, где развешиваются колокола, иногда в несколько ярусов (см. Звон колокольный).
Купель – сосуд в виде большой чаши, служащий для крещения младенцев.
Лампада (греч. – светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами.
Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме
Местный ряд – нижний ярус иконостаса, в котором размещены иконы с изображением Спасителя (справа от Царских врат) и Богородицы (слева от Царских врат), а также местная икона (вторая справа от Царских врат), с изображением святого или праздника, в память которых освящен престол. В местный ряд входят северная и южная двери в алтарь, а также иконы, посвященные праздникам и святым, особо чтимым в данной местности.
Плащаница – погребальное покрывало, полотно. В богослужебной практике – иконописное или вышитое разноцветными нитями изображение тела Иисуса Христа в том виде, в каком оно было снято с креста. В Великую пятницу выносится из алтаря на средину храма для поклонения и оставляется там до пасхальной полунощницы, затем снова вносится в алтарь.
Престол – квадратный стол посредине алтаря, служащий местом совершения таинства евхаристии – священное место, где во время богослужения незримо присутствует Сам Бог. Касаться престола и предметов, находящихся на нем, могут только священнослужители.
Придел – особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе все, что составляет принадлежность всякого алтаря, то есть престол и жертвенник с принадлежностями и прочее. Подобно главному алтарю, отделяется от других частей храма иконостасом, имеет солею и клиросы. Приделы устраиваются в относительно просторных храмах для того, чтобы можно было совершать две литургии в день, поскольку на одном престоле литургия священнодействуется не более одного раза в день. Придел, как и главный алтарь, обращен к востоку.
Притвор – самая западная часть храма, примыкающая к входу.
Рака – гробница, большой, красиво украшенный ларец, в котором помещаются (часто – вместе с гробом) мощи святого.
Ризница – отдельное помещение в храме, где хранятся облачения (ризы) священнослужителей и церковная утварь.
Солея – возвышенная часть пола в храме, перед иконостасом.
Трапезная – общая столовая в монастыре или при храме.
Тябло – горизонтально расположенный деревянный брус, на который устанавливаются иконы в иконостасе.
Фреска – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.
Хоругвь – знамя Христово, знамя Церкви. Хоругви введе
Словарь архитектурных терминов
Абака (абак) – верхняя часть капители дорического ордера, представляет собой квадратную плиту, находится между эхином и архитравом.
Алтарь – в христианских храмах восточная часть здания, где находится престол. В православном храме алтарь отделен иконостасом.
Антаблемент – несомая часть здания, поддерживаемая колоннами. В античной архитектуре состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза.
Апсида – полукруглая выступающая часть здания, перекрытая полукуполом. В христианском храме апсиды располагались в восточной части, в них помещался алтарь.
Архивольт – наружное обрамление арки, часто в несколько рядов, украшенное орнаментом.
Архитрав – главная балка несомой части античной архитектуры, нижняя часть антаблемента, опирается непосредственно на колонны.
Аттик – прямоугольная стенка над карнизом здания или триумфальной арки. На аттике располагались надписи и рельефы.
База – основание колонны.
Барабан – цилиндрическая часть здания, служащая опорой куполу.
Бельведер – площадка, надстройка на верху здания, беседка, расположенная на возвышении, откуда открывается красивый вид.
Бровка – в древнерусской архитектуре декоративная деталь над окном в виде валика.
Вимперг – в готике фронтон треугольной формы над порталом или окном. Оформлялся орнаментом или скульптурой.
Витраж – застекленное окно или дверь,часто украшенное рисунком. В готике цветные стекла скреплялись свинцовыми перемычками и образовывали большие многоцветные картины.
Волюта – архитектурная деталь в виде завитка, спирали. Характерна для ионической и коринфской капители.
Глава (главка) – в древнерусской архитекуре наружная часть купола в виде шлема, луковицы или шатра. Глава ставится на барабан.
Гутты (капли) – элементы античной архитектуры в виде маленьких усеченных конусов, прикрепляемых к нижней поверхности мутулов.
Дентикулы (зубчики) – ряд прямоугольных выступов, идущих вдоль карниза.
Закомара – в древнерусской архитектуре полукруглое завершение наружной стены здания, образующееся от сводчатого перекрытия внутри.
Замковый камень – клинообразный камень, устанавливающийся в центре арки или свода и запирающий все остальные камни. Часто декорируется орнаментом или маской.
Иконостас – преграда, отделяющая храм от алтаря и состоящая из рядов икон, установленных в определенном порядке.
Ионик – в классической архитектуре элемент яйцеобразной формы, заостренный книзу. Из иоников составлялись орнаментальные пояса.
Каннелюры – вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.
Карниз – верхняя часть антаблемента здания, выступающий вперед край кровли.
Кессон – углубление квадратной или восьмиугольной формы на потолке, внутренней поверхности свода.
Колонна – вертикальная опора здания, его несущая конструктивная часть, главный элемент архитектурного ордера. Состоит из базы, фуста и капители.
Конха – в древнерусской архитектуре полусферическое перекрытие апсиды.
Крабб – декоративный элемент готической архитектуры.
Крестоцвет – в готике декоративное навершие шпиля (фиала) в виде распускающегося бутона цветка с крестообразно расположенными лепестками. Крестоцветом называют также декоративный элемент в виде круга с вписанным в него цветком с четырьмя лепестками.
Купол – внутренняя поверхность свода, близкая к полусфере.
Лопатка – в древнерусской архитектуре вертикальный плоский и узкий выступ на стене без базы и капители (в отличие от пилястры).
Лучковый фронтон – завершение фасада здания дугообразной линией (в форме натянутого лука). Часто украшается рельефом или росписью.
Люкарна – небольшое круглое или овальное окно на чердаке или в мансарде.
Люнет – поле стены в виде сегмента, ограниченное архивольтом и боковыми вертикальными опорами, часто декорируется росписью или рельефом.
Метопа – в классической архитектуре промежуток квадратной формы между триглифами. Декорировался рельефами или росписью.
Наос – в Древней Греции внутренняя часть храма, помещение святилища, где находилась статуя божества.
Нервюра – каркасное ребро готического свода. Нервюры образуют декоративный рисунок интерьера.
Неф – главное помещение христианского храма, расчлененное вдоль колоннадой или аркадой на три или пять частей, причем, средний, главный неф выше и шире остальных.
Ордер – в классической архитектуре порядок соотношения несущих и несомых частей здания: колонн и антаблемента. В Древней Греции сложились ордера дорический, ионический и коринфский.
Павильон – небольшая садово-парковая постройка для отдыха.
Периптер – тип античного храма, прямоугольного в плане, со всех четырех сторон окруженного колоннадой.
Пилястра – вертикальный плоский узкий выступ на стене с базой и капителью
Пинакль – в готике небольшая башенка с фиалом, венчающая контрфорс.
Портик – в античной архитектуре открытая с одной стороны галерея на колоннах с фронтоном. Начиная с Ренессанса, использовался в архитектуре различных стилей.
Ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада. Часто сочетаются центральный и боковые ризалиты.
Роза — в готике большое круглое окно главного фасада храма. Симметричный рисунок витража придает ему сходство с цветком.
Ротонда – круглое в плане здание, перекрытое куполом, часто окружено колоннадой.
Сандрик – небольшой карниз над наличником оконного или дверного проема.
Свод – криволинейное перекрытие здания.
Стереобат – каменный фундамент здания, состоящий из трех ступеней, верхняя из которых называется стилобатом.
Стилобат – поверхность для установки колонн, верхняя ступень стереобата.
Терраса – искусственная горизонтальная площадка, уступ, как бы продолжающие здание.
Тимпан – внутреннее поле фронтона, окруженное со всех сторон карнизом. На плоскости тимпана часто размещаются декоративные скульптуры, рельефы, росписи.
Трансепт – поперечный неф готического храма.
Триглиф – в античной архитектуре элемент фриза дорического ордера, выступающая прямоугольная плита с тремя вертикальными планками; чередуется с метопами.
Фасад – лицевая сторона здания. Различают боковые и задний фасады.
Фиал – в готике шпиль, украшенный крестоцветами и краббами. Венчает собой пинакль.
Цоколь – основание стены, колонны, пилястры. Часто первый этаж оформляется как фундамент и называется цокольным.
Шпиль – остроконечное завершение башни, колокольни, на котором устанавливается флюгер, эмблема или флаг. Например, шпиль Петропавловского собора с фигурой ангела, шпиль Адмиралтейства с корабликом.
Щипец – островерхий фронтон средневековых домов с высокой двускатной крышей.
Эдикула – в античной архитектуре маленький храм. Позже декоративная постройка или деталь, в миниатюре повторяющая композицию большого здания, например, ниша в виде портала с колоннами и фронтоном.
Экседра – полукруглая ниша в центре портика, часто с сиденьями вдоль стен.
Энтазис – небольшое утолщение фуста на одной трети его высоты от основания.
Эркер – выступающая часть здания, закрытый балкон с окнами.
Эхин – нижняя часть капители дорического ордера в форме округлой плоской подушки, находится между стволом колонны (фустом) и абакой.
Добавлено: 18.04.2021 09:27:17
Еще статьи в рубрике Интерьерные решения от дизайнеров интерьера и производителей:
Храм Покрова Пресвятой Богородицы село Боршева
Официальный сайт прихода Храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Боршева
Храм – дом Божий, здание, предназначенное для богослужения: церковь, собор. Клир (греч. – жребий) – совокупность людей, совершающих богослужение в храме: священник, диакон, чтец, пономарь, звонарь, певчие. Канонарх — одно из лиц клира. Его обязанностью является предначинание некоторых песнопений. Канонарх должен во всеуслышание провозглашать, что будет петься и на какой глас; затем он провозглашает каждую певческую строку песнопения, которая и повторяется за ним хором. Голос канонарха должен быть сильным, чистым, произношение отчетливым, ясным. Пение с канонархом сохранилось в основном в монастырях. Клирик – человек, принадлежащий к клиру храма. Пономарь (гр. — привратник храма) — низший церковнослужитель, помогающий во время богослужения. Причетник – член причта церкви, церковнослужитель – общее название всех клириков, за исключением диакона и священника. Их обязанность – чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях. Причт – состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви: как священнослужители (священник и диакон), так и церковнослужители (псаломщики, пономари и другие). Регент (лат. – управляющий) – руководитель, дирижер церковного хора. Хор – собрание певчих для согласного пения. Может быть мужским, женским, детским, смешанным. Церковнослужитель – низшая степень клира: иподиакон, чтец, свещеносец, которые, не имея благодати священства, посвящаются на то или иное служение в церкви. Алтарь (лат. – жертвенник) – восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Отделена от остальной части храма иконостасом. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины. Амвон (греч. – восходить) – центральная часть солеи напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и других богослужебных целей. Аналой (греч.) – высокая подставка с наклонным верхом, на которую возлагаются иконы или богослужебные книги. Апсида (от гр. — свод, арка) – полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ в восточной части храма, где располагается алтарь. Баптистерий — здание с небольшим бассейном, предназначенное для совершения таинства крещения. Барабан – венчающая часть здания, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие. Водружальный крест — деревянный крест, ставящийся при начале строительства новой церкви в том месте, где будет находиться престол. Глава – наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса, обычно завершаемая крестом. Голосники – небольшие камеры или вделанные в верхние части стен храма глиняные кувшины, открытые внутрь помещения и служащие резонаторами для улучшения звучания голосов. Горнее место — место за престолом в алтаре, где установлены седалища, на которые садятся архиереи и священники во время чтения Апостола. Гульбище – наружная терраса вдоль стен храма. С алтарной стороны гульбище не делают. Деисус (греч. – моление) – икона, с изображенными на ней Спасителем – посредине, Богородицей и Иоанном Предтечей – по сторонам. Помещается во втором ряду иконостаса надЦарскими вратами. Жертвенник – специальный стол для совершения проскомидии, находящийся в алтаре, слева от престола. Завеса – занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря. Закомара – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания. Запрестольный образ – икона, помещающаяся на восточной стороне алтаря за престолом и изображающая Спасителя, Божию Матерь или того святого (или событие), которому посвящен храм. Звонница – сооружение в виде стенки с проемами для подвешивания колоколов, поставленное либо над крыльцом или стеной храма, либо отдельно. Иконостас – перегородка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части храма. Иконы в иконостасе обычно располагаются в несколько рядов. Расположение икон строго определено. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева — икона Богородицы. Справа от Спасителя — храмовая икона, то есть изображение того, в честь кого освящен данный храм илиалтарь (если в храме не один придел). Над Царскими вратами обычно находится изображениеТайной вечери, а на самих Царских вратах — иконы четырех апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Второй ряд иконостаса — праздничный: в нем располагаются иконыдвунадесятых праздников. Третий ряд называется деисусным (см. Деисус). Четвертый ряд — пророческий, в нем располагаются изображения пророков. Пятый ряд — праотеческий, на нем изображены праотцы Ветхозаветной Церкви: от Адама до Моисея. Иконостас в совокупности икон выражает идею Вселенской Церкви и наглядно показывает, как мы, верующие во Христа, находимся в духовном общении, единении с теми, кто представляет нас пред Богом и с кем мы составляем единую Церковь Христову. Канун — невысокий стол с подставкой для свечей и с изображением распятия. На канун ставят свечи с молитвой о упокоении родных и близких, перед ним служатся панихиды. Катапетасма (греч – завеса) – завеса Царских врат. Клирос – место в храме, предназначенное для хора. Обычно клироса располагаются на обоих концах солеи. Кокошники – декоративные закомары, иногда с заостренным верхом, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковных зданий. Колокольня – часть церковного здания или особая постройка вблизи него, где развешиваются колокола, иногда в несколько ярусов (см. Звон колокольный). Купель – сосуд в виде большой чаши, служащий для крещения младенцев. Купол — самая верхняя часть храма, завершающаяся крестом. Куполов на храме бывает неодинаковое число: один — в честь Единого Главы Церкви — Христа; три — в честь Святой Троицы; пять — в честь Христа и четырех евангелистов; семь — в напоминание о семи таинствах и семи Вселенских Соборах; тринадцать — в честь Христа и двенадцати апостолов. Лампада (греч. – светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами. Местный ряд – нижний ярус иконостаса, в котором размещены иконы с изображением Спасителя (справа от Царских врат) и Богородицы (слева от Царских врат), а также местная икона (вторая справа от Царских врат), с изображением святого или праздника, в память которых освящен престол. В местный ряд входят северная и южная двери в алтарь, а также иконы, посвященные праздникам и святым, особо чтимым в данной местности. Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором во время богослужения стоитархиерей. Паникадило (от гр. — состоящий из многих светильников) – большая люстра, светильник со множеством свечей или лампочек. Паперть — площадка (крыльцо, лестница) перед входом в храм. Пилон (от гр. — ворота) — массивный столб, служащий одной из опор купола или свода храма. Плащаница – погребальное покрывало, полотно. В богослужебной практике – иконописное или вышитое разноцветными нитями изображение тела Иисуса Христа в том виде, в каком оно было снято с креста. В Великую пятницу выносится из алтаря на средину храма для поклонения и оставляется там до пасхальной полунощницы, затем снова вносится в алтарь. Престол – квадратный стол посредине алтаря, служащий местом совершения таинстваевхаристии – священное место, где во время богослужения незримо присутствует Сам Бог. Касаться престола и предметов, находящихся на нем, могут только священнослужители. Придел – особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе все, что составляет принадлежность всякого алтаря, то есть престол и жертвенник с принадлежностями и прочее. Подобно главному алтарю, отделяется от других частей храма иконостасом, имеет солею и клиросы. Приделы устраиваются в относительно просторных храмах для того, чтобы можно было совершать две литургии в день, поскольку на одном престоле литургия священнодействуется не более одного раза в день. Придел, как и главный алтарь, обращен к востоку. Притвор – самая западная часть храма, примыкающая к входу. Рака – гробница, большой, красиво украшенный ларец, в котором помещаются (часто – вместе с гробом) мощи святого. Ризница – отдельное помещение в храме, где хранятся облачения (ризы) священнослужителей и церковная утварь. Семисвечник — подсвечник с семью лампадами; стоит за престолом. Собор — большой храм, имеющий несколько приделов. Солея – возвышенная часть пола в храме, перед иконостасом. Трапезная – общая столовая в монастыре или при храме. Тябло – горизонтально расположенный деревянный брус, на который устанавливаются иконы в иконостасе. Фреска – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов. Хоругвь – знамя Христово, знамя Церкви. Хоругви введены святым равноапостольнымКонстантином Великим (IV век), который вместо воинских символов стал изображать на знаменах крест. Хоры – балкон внутри храма, служащий для размещения церковного хора. Царские врата – главные врата иконостаса, двустворчатые двери. Отворяются в строго определенные моменты богослужения. Проходить через них могут только священнослужители. Церковь — храм Божий, сооружение для совершения христианских богослужений, имеющеепрестол. Часовня – небольшое здание, увенчанное крестом, напоминающее видом своим церковь, но не имеющее престола. В часовне можно служить молебны, панихиды, читать часы (отсюда и название), совершать и другие богослужения, кроме литургии. Часовни сооружаются в ознаменование каких-либо важных событий, а также на кладбищах, у дорог, над водными источниками. Шатер – покрытие храма или колокольни, имеющее вид высокой многогранной пирамиды. Облачение – название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения. Епитрахиль (греч. – на шее) – принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли. Жезл – символ духовной власти. Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам – епископам. Жезл в руке епископа является символом его пастырского служения. Звонцы – маленькие колокольцы, закрепленные на архиерейском богослужебном облачении. Камилавка (греч. – верблюжья) – головной убор священнослужителей, изготовлявшийся первоначально из верблюжьей шерсти. Имеет цилиндрическую форму, кверху слегка расширена. Клобук — головной убор монахов, представляющий собой камилавку, прикрытую покрывалом, нижняя часть которого спускается на спину. Патриарх и митрополиты носят белые клобуки, остальные монашествующие — черные. Митра – богато украшенный головной убор с небольшими иконами, который во время богослужения надевают архиереи, архимандриты и награжденные ею священники. Набедренник – первая награда, даваемая священнику: продолговатый прямоугольник на длинной ленте, символизирующий Евангелие — Слово Божие. Составляет часть священнического облачения. Располагается под фелонью, на правом бедре, а при наличии палицы — на левом. Омофор – часть архиерейского облачения, представляющая собой широкую ленту, лежащую на плечах. Орарь (греч. – стерегу, наблюдаю) – принадлежность диаконского облачения: длинная лента, закрепленная на левом плече. Палица — ромбовидный плат с лентой, надеваемой через плечо. Носится под фелонью, на бедре, с правой стороны и знаменует собою духовный меч — Слово Божие, которым всегда должен быть вооружен пастырь. Обязательная принадлежность архиерейского облачения, священникам дается как награда. Панагия (греч. – всесвятая) – небольшая икона Божией Матери, носимая архиереем на груди как знак архиерейского достоинства. Подризник – богослужебная одежда священников и архиереев (обычно из белого шелка), надеваемая на подрясник во время служения литургии. Подрясник – длинное, до пят, одеяние монахов и священнослужителей с наглухо застегнутым воротом, длинными узкими рукавами и поясом (в отличие от надеваемой поверх подрясникарясы, имеющей широкие рукава и носимой без пояса). Поручи – часть богослужебного облачения священнослужителей: манжеты, надеваемые на запястья поверх рукавов подрясника или подризника. Посох – см. Жезл. Пояс – часть священнической и архиерейской богослужебной одежды. Риза, фелонь – парчовое, тканное золотой или серебряной нитью одеяние без рукавов, верхнее богослужебное облачение священника. Ризы – устаревшее общее название священнослужительских облачений. Ряса – верхнее (небогослужебное) одеяние лиц духовного звания и монахов. Для покроя характерны длинные и очень широкие рукава. Саккос – верхнее богослужебное облачение архиерея, заменяющее фелонь. Скуфья – островерхая шапочка, головной убор монахов и священнослужителей. Стихарь – прямое, длинное облачение с широкими рукавами. Служит верхней богослужебной одеждой диаконов, иподиаконов, а по благословению архиерея – чтецов и пономарей. У архиерея и священника стихарь из тонкой материи и называется подризником, так как другие облачения (ризы) надеваются поверх него.
|