Надежда это сон наяву эссе
Итоговое сочинение: Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 26.10.2019 · Обновлено 26.10.2019
(424 слова) Древнегреческий философ Платон однажды сказал: «Надежды — сны бодрствующих». Что это значит? Я думаю, он имел в виду, что надежды — те же самые сны, только наяву. Их можно отнести к иллюзиям, которые затуманивают рассудок и создают в воображении картину, которой нет на самом деле. Я согласен с ним, ведь человек, который ждет от жизни большего, зачастую убеждает себя в этом, прибегая ко лжи. Эту закономерность описывали многие писатели.
Так, М. Горький в пьесе «На дне» изобразил несчастную женщину, опьяненную надеждой. Анна прожила ужасную жизнь: ее бил и унижал муж, мучала нищета, а потом подкосила страшная болезнь — туберкулез. На пороге смерти она была в отчаянии и боялась умирать. Но судьба свела ее со странником по имени Лука. Этот человек внушил героине мысль, что Бог вознаградит ее за страдания на том свете. Много ли надо бедной мученице, чтобы поверить? Она и рада была слышать о том, как в раю хорошо, как там сытно и тепло живется праведникам. Только вот другие обитатели ночлежки отлично понимали, что старик лишь утешает Анну тем, что еще остается в ее положении. Не мог же он внушать ей надежды на земное будущее, она бы еще больше опечалилась. Вот он и придумал веру в небесную справедливость, которая соответствовала случаю. В ответ на упреки во лжи Лука всегда объяснял ее благом, которое исцеляет душу, в отличие от жестокой правды. Он и сам понимал, что надежда — сон, дающий отдых душе, а не телу. Анна находила гармонию в этих рассказах и отрывалась от жуткой реальности.
В книге А. Грина «Алые паруса» мы видим аналогичный пример. Общество замечает, что Ассоль не в себе, ведь ее мечта о волшебном судне и отважном капитане абсурдна. Когда-то давно такое странное предначертание ей дал волшебник Эгль. Но его рассказ был, скорее, попыткой помочь одинокому ребенку, нуждающемуся в опоре. Отец Ассоль был изгоем в обществе, она тоже разделила его судьбу. Эгль, вероятно, решил поддержать малышку сказкой. Однако эта сказка стала навязчивой идеей взрослой девушки. Она ежедневно выбегала на пристань и ждала судна с алыми парусами. Из-за этого многие назвали ее «дурочкой» и не хотели сближаться. Поведение героини действительно выглядит странно: она как будто не жила, а грезила наяву. Мир в ее представлении был не реальным, а фантастическим. Случайное стечение обстоятельств оправдало ее надежды, но такая фанатичная вера в предание напоминает наваждение родом из подсознания.
Таким образом, надежда действительно имеет много общего со сном: она рождает в воображении картины, которых нет наяву. Иногда она противоречит рассудку, как и любое сновидение, нарушающее законы реальности. В большинстве случаев тот, кто верит в лучшее, добровольно обманывает себя, чтобы не пасть духом. Это ночной мираж при дневном свете.
Надежда это сон наяву эссе
Надежда – чувство, свойственное человеку, которое стимулирует его двигаться дальше, верить в лучшее. Именно эта эмоция побуждает каждого не опускать руки и заставляет идти к поставленным целям. Как говорил Аристотель: «Надежда – сон наяву». Ведь правда, надежда даёт шанс исполнения мечт и перемен к лучшему. Потеряв надежду, человек внутренне угасает и не может двигаться дальше, так как только надежда даёт человеку веру в возможность осуществления чего-то радостного, благоприятного.
В литературе существует множество примеров, когда именно надежда спасала героев в трудных жизненных ситуациях. Так, например, в сказке Леонида Пантелеева «Две лягушки» повествуется о 2 лягушках, которые случайно свалились в горшок со сметаной и никак не могли оттуда выбраться, так как стенки горшка были очень высокими и скользкими. Первая лягушка сразу потеряла какую-либо веру в спасение, перестала барахтаться и сразу же утонула. В то время как другая ни на секунду не отчаилась, дрыгала лапками. И даже когда силы были на исходе и она едва не теряла сознание, лягушка все равно во что бы то ни стало боролась за жизнь. Она словно бросила смерти вызов: раз жизнь дана, значит, надо жить и делать все возможное, чтобы спастись. И в итоге ее надежды оправдались: сметана затвердела и превратилась в масло. Надежда давала ей силы бороться и поддерживала в трудной ситуации – именно поэтому она смогла спастись.
Когда человек ставит перед собой в жизни какую-то цель, её не всегда сразу получается достичь. На пути могут встречаться трудности и неудачи, преодолеть которые способен не каждый. Тогда часто человеком овладевает отчаяние, и он не может из него выбраться, несмотря ни на какие благоприятные обстоятельства. Последствия у этого бывают ужасными: человек может забросить все дела, разрушить жизнь как себе, так и своим близким и даже совершить глупость, если жизнь для него совсем потеряет смысл.
Ответ:
Вера. Вера в жизни человека играет очень важную роль и в этом мне пришлось совсем недавно убедиться. Не то, чтобы я раньше этого не знала, просто особенно это почувствовала когда посмотрела передачу по телевидению о одну гипотезу, как возник наш мир и есть Бог, которую изложил один очень известный английский физик. Это были одни только логические доводы, после которых появился вывод, что Бог не успел бы создать наш мир и вся вселенная то же, так как она возникла за доли секунды.
И что жизнь после смерти нет, так что наслаждайтесь им на Земле, пока вы живы. После таких заявлений я ходила три дня сама не своя. Что же получается? Верить не во что? Жизнь заканчивается только на Земле и все? Мне стало жутко страшно. Как жить без веры? Неужели наша жизнь ничего не стоит? И его проявление лишь только развитие эволюции? Зачем? Кому это надо? Может ли быть такое? А как же все рассказы о загробной жизни? Понятие души, не существует?
Вера и надежда несут в себе положительный заряд том, что помогают человеку выжить. А как же иначе? Тем самым человек задает себе программу и отправляет ее в космос, и своим ожиданиям помогает этому осуществиться, а помогает ему вера, а любовь ведет его к заветной мечте. Видите, как эти понятия связаны между собой. Триединый союз получается.
Сочинения к варианту №1 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько.
Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать.
Он стал изредка брать её с собой в город, а затем посылать даже одну.
Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога.
(1)Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать.
(2)Он стал изредка брать её с собой в город, а затем посылать даже одну.
(З)Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога. (4)Перекусывая, она разбирала игрушки; из них две-три оказались новинкой для неё: Лонгрен сделал их ночью. (5)Одной из них была миниатюрная гоночная яхта. (б)Белое судёнышко подняло алые паруса, сделанные из обрезков шёлка. (7)Ассоль пришла в восхищение. (8)Пламенный весёлый цвет так ярко горел в её руке, как будто она держала огонь. (9)Дорогу пересекал ручей, который уходил в лес.
(10)«Если я спущу её на воду поплавать немного, — размышляла Ассоль, — она ведь не промокнет. (11)Девочка осторожно спустила на воду пленившее её судно и побежала за уплывающей игрушкой, надеясь, что её где-нибудь прибьёт к берегу. (12)Она старалась не терять из виду красивый, плавно убегающий треугольник парусов, спотыкалась, падала и снова бежала.
(13)В такой безуспешной и тревожной погоне прошло около часа, когда с удивлением, но и с облегчением Ассоль увидела, что деревья впереди свободно раздвинулись, пропустив синий разлив моря, облака и край жёлтого песчаного обрыва, на который она выбежала, почти падая от усталости. (14)С невысокого, изрытого корнями обрыва Ассоль увидела, что у ручья, на плоском большом камне, сидит человек, держа в руках сбежавшую яхту, и рассматривает её с любопытством слона, поймавшего бабочку.
(15)Это был Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.
— (16)Теперь отдай мне, — несмело сказала девочка. — (17)Ты как поймал её?
(18)Эгль поднял голову и с минуту разглядывал девочку, улыбаясь. (19)Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки.
— (20)Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсеном, — сказал Эгль, посматривая то на девочку, то на яхту. — (21)Это что-то особенное. (22)Это твоя штука?
— (23)Да, я за ней бежала по ручью. (24)Она была тут?
— (25)У самых моих ног. (26)Как зовут тебя, крошка?
— (27)Ассоль, — сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.
— (28)Хорошо, — продолжал старик. — (29)Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов, как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем появилась ты. (30)Я, милая, поэт в душе — хоть никогда не сочинял сам. (31)Что у тебя в корзинке?
— (32)Лодочки, — сказала Ассоль, встряхивая корзинкой.
— (ЗЗ)Отлично. (34)Тебя послали продать. (35)По дороге ты занялась игрой: пустила яхту поплавать, а она сбежала — ведь так?
— (36)Ты разве видел? — с сомнением спросила Ассоль. — (37)Тебе кто-то сказал или ты угадал?
— (38)Я это знал. (39)Потому что я — самый главный волшебник. (40)Тебе нечего бояться меня, — серьёзно сказал он. — (41)Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душам.
(42)Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением: невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы.
— (43)Ах, почему я не родился писателем? — продолжал Эгль. (44)Ну-ка, слушай меня внимательно. (45)Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идёшь, в Каперне. (46)Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь, никем не слышанное. (47)Но у вас не рассказывают сказок. (48)У вас не поют песен. (49)А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом.
(50)Не знаю, сколько пройдёт лет, только в Каперне расцветёт одна сказка памятная надолго. (51)Ты будешь большой, Ассоль. (52)Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. (53)Сияющая громада парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. (54)Тихо будет плыть этот чудесный корабль; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там. (55)Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. (56)Тогда ты увидишь храброго красивого принца. «(57)3дравствуй, Ассоль! — скажет он. — (58)Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти навсегда в своё царство.
(59) У тебя будет всё, чего только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали».
(60) Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где восходит солнце и где звёзды спустятся с неба чтобы поздравить тебя с приездом.
— (61)Это всё мне? — тихо спросила девочка. (62)Её серьёзные глаза просияли доверием. — (бЗ)Может быть, он уже пришёл. тот корабль?
— (64)Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал ты вырастешь — и это сбудется. (65)Что бы ты тогда сделала?
— (66)Я? (67)Я бы его любила, — поспешно сказала она и не совсем т » прибавила: — Если он не дерётся.
— (68)Нет, не будет драться, — сказал волшебник, таинственно подмигнув — не будет, я ручаюсь за это. (69)Иди, девочка, и не забудь того, что сказал я. (70)Иди. (71)Да будет мир пушистой твоей голове!
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Н.Ф. Бунакова: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».
Грамматика – это раздел науки о языке, включающий в себя морфологию и синтаксис. Известный лингвист Н.Ф. Бунаков утверждает, что знание грамматических норм помогает людям передавать оттенки своих чувств и переживаний. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Так, например, 42 предложение – это сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной. На союзное слово «что» падает логическое ударение: автору важно подчеркнуть, что девочка с первого взгляда привлекала внимание сказочника Эгля. Перед третьей частью сложного предложения ставится двоеточие, так как А. Грин поясняет, какое сильное впечатление произвела на героя Ассоль своим «невольным ожиданием прекрасного». Благодаря этому читатель понимает, что главная героиня – очень необычный человек с богатым внутренним миром.
Кроме того, в середине 63 предложения стоит многоточие, что тоже немаловажно для характеристики литературного персонажа. Ассоль делает паузу, не сразу решаясь произнести вслух заветное слово «корабль». Благодаря этому знаку препинания мы видим, что девочка очень доверчива и даже немного наивна, но её искренняя вера в мечту трогает сердце читателя.
Таким образом, именно грамматика позволяет нам передавать свои чувства и эмоции и помогает людям понимать друг друга.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 42: «Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением: невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы».
Смысл приведённого фрагмента текста я понимаю так: Ассоль – тонкая, ранимая натура с необычным взглядом на жизнь и богатым внутренним миром. Она произвела сильное впечатление на волшебника Эгля своей верой в светлое будущее и ожиданием настоящего чуда. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.
Во-первых, в предложениях 5-8 автор говорит о том, какое сильное восхищение испытывает его героиня, наблюдая за игрушкой. Это было «белое судёнышко» с яркими алыми парусами, и девочке кажется, что она держит в руках огонь. Ассоль – необыкновенный человек, потому что в самой простой вещи она может увидеть нечто прекрасное.
Во-вторых, в предложении 62 говорится о том, что «серьёзные глаза» Ассоль «просияли доверием», когда она услышала предсказание Эгля. Девочка искренне верит каждому слову волшебника, потому что она действительно мечтает о таком будущем. Герой дарит Ассоль надежду, и она по-настоящему благодарна этому человеку.
Итак, Ассоль с детства верила в свою «блаженную судьбу», и это помогло ей стать счастливой. Тот, кто до самого конца следует за своей мечтой, обязательно будет вознаграждён.
9.3 Как Вы понимаете значение слова НАДЕЖДА?
Что даёт человеку надежда? Можно смело утверждать, что она окрыляет нас и в трудную минуту дарует силы для движения вперёд. Даже в самые тяжёлые моменты нельзя утрачивать последнюю надежду: чёрная полоса обязательно уступит место белой. Обратимся к тексту, чтобы подтвердить эти мысли.
Так, в предложениях 61-67 говорится о том, что у девочки Ассоль появилась мечта о корабле с алыми парусами. Она поверила предсказанию волшебника Эгля, и «её серьёзные глаза просияли доверием». Теперь она будет ждать храброго и красивого принца, потому что в её душе зародилась надежда на прекрасное будущее.
Во многих произведениях художественной литературы надежда становится главным источником жизни и вдохновения для героев. Например, героиня романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Маша Миронова отправляется к самой императрице, чтобы защитить любимого человека. Это очень смелый поступок, на который девушка решилась потому, что у неё осталась слабая надежда на благополучный исход.
Таким образом, можно сделать вывод, что без надежды человеку трудно выжить, и именно она иногда спасает нас и помогает изменить жизнь в лучшую сторону, обрести счастье.
Надежда это сон наяву эссе
Полный сборник всех вариантов итоговых сочинений по Русскому языку
Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения
Как раскрыть тему Надежда и отчаяние. Итоговое сочинение
Аргументы для итогового сочинения Надежда и отчаяние
Список литературы для итогового сочинения Надежда и отчаяние
Цитаты и афоризмы по сочинению Надежда и Отчаяние
Готовые сочинения по направлению «Надежда и Отчаяние»
2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.
Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2019 года.
Древнегреческий философ Платон однажды высказал интересную мысль: «Надежды – сны бодрствующих». Такое метафоричное высказывание ярко и точно определяет сущность явления надежды.
По мысли Платона, человек, который существует, – бодрствующий человек. Он может делать все, что ему позволено. Только сны являются неконтролируемыми явлениями, в них человек может видеть что-то хорошее, то, о чем он в жизни может только мечтать. Надежды – это то, что остается только в подсознании. Человек уверен в том, что рано или поздно то, к чему он стремится, осуществится, и ради этого не нужно бороться. Часто «бодрствующие» забывают о том, что ради достижения своих целей нужно много и упорно трудиться и развиваться. Платон называет надежды снами, потому что часто они являются в жизни нереальными, так как человек ничего не делает для того, чтобы обрести то, о чем он мечтает.
Надежды как ирреальное явление изображались во многих художественных произведениях. Писатели и драматурги показывали, что надежды часто отводят человека от действительного мира.
В романе И.А. Гончарова «Обломов» центральный персонаж Илья Ильич Обломов будто находится в своих снах. Не зря автор произведения особое внимание уделяет в повествовании сну Обломова. В нем главный герой видит свое детство, образ жизни деревни, в которой он жил. Этот образ жизни стал для Обломова идеалом. И в реальной жизни Илья Ильич старался достичь своего идеала, сделать свою жизнь такой же тихой, спокойной и размеренной, как это было в детстве или во сне. Обломов о многом мечтал и о многом рассуждал, но вся его жизнь была построена на надеждах и мечтах, которые центральный персонаж не хотел воплощать в жизнь. И.А. Гончаров показывает, реальный человек Обломов постоянно находится в состоянии сна: главный герой хотел многого, но ничего для этого не делал.
Сравнить надежду со сном можно и в пьесе М. Горького «На дне». У некоторых персонажей были мечты, кто-то отрицал их. Те жители ночлежки, у которых были надежды, словно находились во сне. Настя думала о том, что в ее жизни будет такая любовь, которую можно будет назвать идеальной. И героиня настолько верила в это, что была убеждена в том, что у нее реально были отношения с французом-студентом. Это убеждение можно сравнить со сном. Настя будто постоянно была во сне, где видела тот исход событий, который хотела. Героиня забыла о том, что жизнь – это не сновидения, что она порой бывает очень жестока. Противоположно относится к надеждам другой персонаж – Сатин. Он знает, что ему никогда не удастся выбраться со «дна жизни», что он навсегда останется жителем ночлежки для бедных и униженных. Сатин не имеет надежд и трезво смотрит на окружающую действительность. Его жизнь никак нельзя назвать сном, потому что он постоянно находится в реальности, какой бы жестокой она ни была.
Таким образом, надежды часто сравниваются со сном, потому что оба эти понятия имеют что-то нереалистическое в своей основе. Надежды – это всего лишь мысли или слова, а не конкретные действия. Чтобы «бодрствующий» чего-то смог добиться в жизни, он не должен уделять снам большое внимание.
Читать далее.
Аргументы к ЕГЭ по направлению «Надежда и отчаяние»
Введение
Каждый человек всегда сталкивается с жизненными трудностями, и он всегда стоит перед выбором: поддаться отчаянию или верить в то, что все наладится.
Часто надежда на лучшее помогает жить дальше, мотивирует на достижение целей. Но пустые надежды могут быть причиной различных трагедий, когда мечты сталкиваются с реальностью.
Многие люди из-за многих причин оказываются в состоянии отчаяния. Несчастная любовь, трудное жизненное положение, неспособность противостоять жестокому миру – все это приводит человека в отчаяние, когда не видишь никаких способов решения проблем. Чаще всего отчаяние становится причиной необдуманных поступков, которые нередко приводят к трагедиям. Бывает, что человек, который находится в отчаянии, берет себя в руки и делает все возможное, чтобы сделать свою жизнь лучше.
В любом случае понятия надежды и отчаяния тесно переплетаются друг с другом. И эти темы раскрывались во многих отечественных и зарубежных произведениях.
Цитаты, которые пригодятся
«После отчаяния наступает покой, а от надежды сходят с ума». А.А. Ахматова
«Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния». Виктор Гюго
«В жизни каждого человека бывают минуты, когда для него, как будто, рушится весь мир. Это называется отчаянием. Душа в этот час полна падающих звёзд». Виктор Гюго
«Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться». Иоганн Вольфганг фон Гёте
«От пустых надежд человек сохнет». Иммануил Кант
«Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть». А.В. Суворов
А.С. Грин «Алые паруса»
Повесть А.С. Грина «Алые паруса» посвящена знакомству Ассоль с Грэем.
Однажды Ассоль встречает Эгля, который был волшебником. Он поведал ей о том, что на своем жизненном пути ей суждено встретиться с принцем, который приплывет к ней на корабле, у которого будут алые паруса. Ассоль искренне поверила в это пророчество. Она стала жить этой надеждой, не обращая внимания на мнения других людей, которые считали, что мечта Ассоль не сбудется.
Ассоль не подавалась отчаянию, она искренне верила в свое будущее. Героиня не обращала внимание на всех жителей Каперны, которые смеялись над девушкой и ее мечтой. Они считали, что надежда Ассоль бессмысленна, что то, чего она ждет, никогда не случится. Такие слова и насмешки могли стать причиной отчаяния Ассоль, однако она не подавалась провокациям со стороны других людей. Надежда и вера в мечту оказались важнее всего. Именно они помогали девочке жить дальше и не обращать внимание на людей, которые не верят в чудеса. Надежда помогала Ассоль не опускать руки и преодолевать жизненные трудности.
Надеждам Ассоль суждено было сбыться. Внешняя и душевная красота героини привлекли внимание Грэя. Он решил воплотить мечты Ассоль в реальность. И однажды Грэй приплыл к Ассоль на корабле с алыми парусами.
А.С. Грин мог сделать сюжетную линию иной: Грэй, ничего не зная об Ассоль, приплывает в Каперну на корабле с алыми парусами, а после влюбляется в героиню. Однако автор повести делает историю в более реалистическом плане. Чудо не было послано самой судьбой, его совершил Грэй, который влюбился в Ассоль, когда увидел ее спящей. Такой финал показывает, что надежда Ассоль была реализована с помощью другого человека, который искренне желал ей счастья.
Только после прибытия корабля в Каперну люди вокруг поняли, что ошибались, что все надежды Ассоль оказались воплощены в жизнь. Возможно, это событие повлияло на их мировоззрение, и жители Каперны стали по-другому смотреть на мечты. Ведь история Ассоль и история Грэя, который надеялся на то, что он сможет обрести свободу в плавании, показали окружающим, что надежда – это лучшее, что может быть у человека.
С помощью сюжета повести «Алые паруса» А.С. Грин показывает, что никогда не стоит подаваться отчаянию, ведь оно не способно принести положительных эмоций, что всегда нужно верить и надеяться на лучшее. Только в этом случае все мечты воплотятся в реальность.
Проблема
Сложно представить, но два противоположных понятия «надежда» и «отчаяние» не так уж противоположны друг другу. Если мы обратимся к этимологическому словарю, то узнаем, что древнерусский глагол «чаять» означал «надеяться». А вот как определяет значение приставки от-
Т.е. отчаяться – это буквально «удаляться от надежды, терять её».
Как русская, так и зарубежная литература нередко обращаются к темам надежды и отчаяния. Но вначале вспомним древнегреческий миф о Пандоре, неразумной женщине, которая открыла ящик, подаренный коварными богами. Боги с вершины Олимпа, напуганные тем, что люди, получившие благодаря Прометею огонь, становятся всё более сильными, всё больше учатся и подчиняют себе силы природы, дают Пандоре – жене родного брата Прометея Эпиметея – в качестве приданого сосуд, наполненный разнообразными болезнями и несчастьями. Прометей предупреждал Эпиметия и Пандору, чтобы те никогда не принимали даров богов. Но Пандора, любопытная как большинство женщин, в отсутствие мужа открыла сосуд, откуда потоком низверглись на землю все беды и тягости. Пандора в ужасе закрыла сосуд, но было поздно: на дне осталось только одно – надежда. Отсюда и всем известное выражение «Надежда остаётся последней».
главный герой Самсон Вырин – «маленький человек» в отчаянии от случившейся с ним беды: бежала с проезжим офицером князем Минским его единственная и глубоко любимая дочь Дуня. Герой едет искать девушку в Петербург, но поиски его не увенчались успехом: Минский грубо выставляет Вырина за дверь. Отчаяние героя от бессилия, потому что он не может противостоять человеку, находящемуся на самом верху социальной лестницы. Герою не у кого просить защиты и помощи, поэтому отчаяние его безнадёжное. Финал повести печален: Вырин спивается и умирает в одиночестве.
В отчаянии, причиной которого всё та же социальная несправедливость, находится и главный герой
Новая шинель, ставшая для Акакия Акакиевича Башмачкина смыслом всей его сложной и почти нищенской жизни, отнята грабителями буквально в первый же день. Он пытается искать помощи у начальника департамента, где служит простым переписчиком, но не находит её. Напротив, его обругали и выгнали прочь. От такой обиды и несправедливости Акакий Акакиевич слёг и вскоре умер. «Отомстить» обидчикам, и в первую очередь не грабителям, а тем, кто притеснял его всю жизнь – богачам, он смог лишь после смерти. Гоголь вводит в повесть фантастический образ привидения, пугающего богатых прохожих по ночам и отнимающих у них дорогие шубы и пальто. Этот трагический образ неслучаен: писатель как бы говорит читателям, что на реальный бунт, маленький человек, сломленный существующим социальным неравенством, просто не способен.
Тема «маленького человека», доведённого до отчаяния, появляется и в
переживает непростые времена: глава семейства лишается работы, умирает от болезни маленькая дочь, тяжело больна дочь Машенька, денег нет ни на лекарства, ни на кусок хлеба. Перед самым Рождеством Мерцалов, исходив город в поисках работы, даже попытавшись просить милостыню (за что один раз его прогнал с улицы полицейский, а в другой раз обругал прохожий, сказав, что чем просить, лучше бы он шёл работать), герой обречённо приходит в старый тёмный подвал, где живёт сейчас его семья и видит голодных детей, больную дочь и измученную жену. От бессилия и отчаяния Мерцалову приходит в голову мысль покончить жизнь самоубийством и он практически исполняет её… Трагедия была близка, если бы не случайный прохожий, который, узнав о бедах семейства, предлагает помощь и действительно помогает: придя в подвал Мерцаловых, выписывает рецепт на лекарство для маленькой Машеньки и оставляет крупную сумму денег. Именно в этот рождественский вечер у Мерцаловых появилась надежда. Куприн пишет, что после появления в их жизни «чудесного доктора» будто ангел пролетел над их семейством. Машенька выздоровела, отцу удалось найти работу, мальчишек устроили учиться в гимназию за казенный счёт. Так простое участие незнакомого человека подарило большой семье надежду на лучшее.
надежду на полноценную жизнь слепому мальчику Петрусю подарила музыка. С детства слушая игру матери на фортепьяно, он проникался силой музыки. Именно с её помощью мать пытается объяснить сыну, что такое цвет, чтобы мальчик мог представлять мир в красках. Дружба с простыми работниками их поместья и музыка, которую играл для слепого паныча конюх Иохим и его песни, подтолкнула мальчика к тому, чтобы учиться играть на фортепьяно. Активная помощь матери и дяди мальчика – Максима Яценко – помогают Петрусю в освоении сложной науки. Но надежду на счастливую жизнь даёт Петру не только музыка, где он делает явные успехи и все пророчат ему великое будущее, но и любовь к девушке Эвелине, которая соглашается стать его женой.
Надеется и героиня
Надежда нередко связана у человека с мечтой. И вот Ассоль надеется, что предсказание, услышанное однажды от странного старика в лесу, сбудется и из далёких стран за ней на корабле с алыми парусами приплывёт прекрасный юноша. Он увезёт её и горячо любимое ею отца Лонгрена подальше от недоброжелательных и завистливых жителей деревни, среди которых отец и дочь давно стали изгоями.
надежду на возращение возлюбленного дарит главной героине не кто иной, как Воланд – Дьявол, чья вселенская задача, кажется, состоит вовсе не в том, чтобы давать надежду и уж тем более помогать. Но в произведении Воланд, говоря словами Гёте, становится частью
Булгаков создавал своё произведение в сложный период, когда советская власть испытывала множество трудностей и нередко видела врагов там, где их не было, и, как следствие, совершала ошибки, обвиняя невинных. Писатель сам испытывал трудности с властью, его произведения запрещали печатать, обвиняя его в подрыве социалистических идей. Вероятно, именно поэтому Воланд оказывается у Булгакова единственной силой, которая способна на справедливость. Дьявол обещает помощь отчаявшейся Маргарите в возращении Мастера, скрывающегося в психиатрической больнице, т.к. он боится преследований за свой роман о Иешуа Га-Ноцри. Он возвращает не только Мастера, но и сожженный им роман, а также по просьбе высших сил дарует Мастеру «покой».
А.И. Куприн «Чудесный доктор»
Тема отчаяния поднимается в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». Семья Мерцаловых находится в крайне тяжелой ситуации. Отцу семейства, матери, двум мальчикам-подросткам и маленькой девочке совершенно нечего есть. У них нет хорошего жилья, обитают герои в подвале, где холодно и влажно.
Емельяна Мерцалова, главу семейства, уволили с работы за то, что он не мог работать из-за болезни. Перед этим родители схоронили одного ребенка, который умер от болезни. Сейчас у них болеет маленькая Машутка, на лечение которой денег просто нет. У них нет средств к существованию, нет возможности даже нормально питаться. Емельяна Мерцалова не хотят брать на работу, он пытается просить деньги на улице, но это никак не помогает. Герой понимает, что у него нет ни сил, ни возможности помочь своим детям и своей жене.
Поэтому Мерцалов начинает думать о самоубийстве. На такой отчаянный шаг его толкает несправедливость мира. Герой понимает, что никто ему не поможет, что каждый человек думает только о себе. Емельян Мерцалов жалеет свою жену, которой приходится брать весь тяжелый быт на себя, жалеет своих детей, которые даже не знают, что такое счастливое детство.
И если раньше отец семейства пытается сделать хотя бы что-то, надеется на лучшее, то позже он понимает, что все бесполезно и бессмысленно. Он решает совершить самоубийство, которое можно назвать крайней степенью отчаяния. Если бы Мерцалов действительно завершил свою жизнь, существование его семьи стало бы еще хуже, они бы находились в состоянии еще большего отчаяния.
Однако именно в этот момент навстречу Мерцалову идет незнакомый человек, который вскоре даст герою настоящую надежду. Доктор Пирогов узнает о проблемах семьи Мерцаловых и, ни секунды не думая, помогает им.
Доктор Пирогов помогает с рецептом на лекарства, которые необходимы для лечения Машутки, советует врача, с которым он договаривается о приеме сам. Помимо этого, доктор помогает в материальном плане. После ухода героя Мерцаловы нашли деньги, которые, несомненно, помогут им выжить.
Доктор Пирогов своим добрым поступком дал Мерцаловым надежду на то, что в мире все еще остались люди, готовые помогать нуждающимся. То, что доктор Пирогов дал Мерцаловым надежду на лучшее, является настоящим чудом. А.И. Куприн в своем рассказе «Чудесный доктор» показывает, как отчаяние Мерцаловых сменяется на надежду, в чем им помогает доктор Пирогов.
Примеры сочинений по направлению «Надежда и отчаяние»
Вашему вниманию предлагаются работы, которые были написаны моими учениками в ходе подготовки к итоговому сочинению по направлению «Надежда и отчаяние». Вы можете научиться писать так же или ещё лучше!
Если Вы хотите научиться писать сочинения на максимальный балл, очно или дистанционно, то звоните 8-903-230-40-54 или пишите по адресу
ПОЧЕМУ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ВАЖНО НЕ ТЕРЯТЬ НАДЕЖДУ?
Надежда – чувство, свойственное человеку, которое стимулирует его двигаться дальше, верить в лучшее. Именно эта эмоция побуждает каждого не опускать руки и заставляет идти к поставленным целям. Как говорил Аристотель: «Надежда – сон наяву». Ведь правда, надежда дает шанс исполнения мечт и перемен к лучшему. Потеряв надежду, человек внутренне угасает и не может двигаться дальше, так как только надежда дает человеку веру в возможность осуществления чего-то радостного, благоприятного.
В литературе существует множество примеров, когда именно надежда спасала героев в трудных жизненных ситуациях. Так, например, в сказке Леонида Пантелеева «Две лягушки» повествуется о 2 лягушках, которые случайно свалились в горшок со сметаной и никак не могли оттуда выбраться, так как стенки горшка были очень высокими и скользкими. Первая лягушка сразу потеряла какую-либо веру в спасение, перестала барахтаться и сразу же утонула. В то время как другая ни на секунду не отчаивалась, дрыгала лапками. И даже когда силы были на исходе и она едва не теряла сознание, лягушка все равно во что бы то ни стало боролась за жизнь. Она словно бросила смерти вызов: раз жизнь дана, значит, надо жить и делать все возможное, чтобы спастись. И в итоге ее надежды оправдались: сметана затвердела и превратилась в масло. Надежда давала ей силы бороться и поддерживала в трудной ситуации – именно поэтому она смогла спастись.
Другой пример можно найти в произведении Владимира Железникова «Космонавт». В нем рассказывается о школьнике Княжине, который с самого детства мечтал стать незаменимым космонавтом. Для этого он прилагал множество усилий: отлично учился в школе, посещал множество дополнительных кружков, чтобы быть подкованным в разных областях. Но однажды, узнав о своей близорукости, герой совсем упал духом, похудел, побледнел. Он потерял всякую надежду на осуществление своей мечты. Но, к огромному счастью, Княжин «наткнулся» на своего учителя физики, который смог словно окрылить и воодушевить героя: учитель сказал, что можно полететь на космическом корабле не только космонавтом, но и врачом, астрономом, инженером. Слова учителя снова вдохновили героя и дали надежду на то, что когда-то его мечта все-таки сможет стать реальностью. Потеряв надежду, герой потерял бы цель, ради которой жил. Без надежды цели очень тяжело осуществимы, так как надежда точно поддержка, которая, необходима каждый раз, когда сталкиваешься с неприятностью.
В заключение хочется сказать о том, что надежда должна сопутствовать человеку в любом деле. Без нее очень сложно противостоять проблемам и не отчаиваться. Надежда помогает человеку не загнать себя в «душевную яму» и найти решение к любой, казалось бы, непоправимой беде.
К ЧЕМУ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ ОТЧАЯНИЕ?
Когда человек ставит перед собой в жизни какую-то цель, её не всегда сразу получается достичь. На пути могут встречаться трудности и неудачи, преодолеть которые способен не каждый. Тогда часто человеком овладевает отчаяние, и он не может из него выбраться, несмотря ни на какие благоприятные обстоятельства. Последствия у этого бывают ужасными: человек может забросить все дела, разрушить жизнь как себе, так и своим близким и даже совершить самоубийство, если жизнь для него совсем потеряет смысл.
В заключение хочу сказать о том, что у всего бывают моменты, когда кажется, что выхода уже нет. В жизни встречаются трудности, главное – уметь их преодолевать, а не погружаться в отчаяние и чувство безысходности с головой. Очень важна поддержка близких и осознание того, что выход есть всегда.
ПОЧЕМУ НУЖНО ВСЕГДА НАДЕЯТЬСЯ НА ЛУЧШЕЕ?
В жизни каждого человека бывают моменты, когда его преследуют провалы и неудачи и, за какое дело ни возьмись, всё равно ничего не выходит. Многие люди не справляются с такими трудностями, но если впасть в отчаяние, то цели точно не достичь. С другой стороны, если всегда надеяться на лучшее, то эта самая надежда будет давать силы на преодоление препятствий и уверенность в успехе. Люди надеются на лучшее, поскольку из любой, даже самой трудной ситуации, есть выход.
Рассмотрим рассказ О. Генри «Последний лист». В нём повествуется о том, как молодая американская художница поздней осенью серьёзно заболела пневмонией. Её звали Джонси, и, несмотря на то что у неё был шанс на выздоровление, она решила, что умрёт, когда опадёт последний лист плюща, растущего напротив её окна. Её подруга Сью изо всех сил старалась переубедить девушку, ведь отчаяние Джонси было настолько сильным. Что она могла действительно умереть с последним опавшим листом из-за самовнушения, но ничего не помогало. Джонси потеряла всякую наежду, ей надоело мучиться от болезни и ждать неизвестно чего. Об этом узнал сосед Сью и Джонси, тоже художник, мистер Берман. Он посчитал самоуничижительные мысли девушки чушью, но, как выяснилось позже, он понял, что Джонси действительно грозит опасность, и во время сильного дождя, который шёл ночью, старый художник нарисовал на стене напротив окна Джонси лист плюща, чтобы та не умерла, увидев, что листьев нет. В результате мистер Берман умер от воспаления лёгких, но ценой своей жизни он спас Джонси, которая, видя, что лист и не собирается падать, сама решила что её мысли о смерти бессмысленны и грешны. К ней вернулась надежда на выздоровление, и вскоре болезнь отступила. Надежда на лучшее спасла героине жизнь.
В заключение хочу сказать о том, что в трудные моменты жизни надеяться на лучшее становится всё сложнее. Люди начинают отчаиваться, впадать в депрессию, и им кажется, что выхода из ситуации нет. Но, получая поддержку близких и имея сильный характер, возможно вернуть надежду на лучшее. Нужно помнить, что ты не одинок и не слаб, и тогда всё получится.
ЧТО ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ПЕРЕЖИТЬ СЛОЖНЫЕ МОМЕНТЫ?
В жизни каждого человека бывают моменты, когда его преследуют неудачи и поражения, или происходит какое-то страшное событие, из-за которого рушится вся его жизнь. Не все люди могу справиться с такими ударами судьбы, но пережить сложные моменты возможно с помощью поддержки близких, имея твёрдый характер, не занимаясь самокопанием, а оставаясь хладнокровным и двигаясь вперёд, к своей цели.
В качестве примера того, как человек пытался выбраться из трудной ситуации, можно привести рассказ О. Генри «Фараон и хорал». В нём описываются трудные моменты жизни одного бездомного по имени Сопи. События рассказа разворачиваются поздней осенью, и Сопи, зная, что холода он не переживёт, решил провести зиму в тюрьме, ведь там хотя бы будут еда и кров. Он был слишком горд, чтобы пользоваться милостью филантропов, занимающихся благотворительностью, поэтому ему приходилось ночевать на лавочке в парке и подкладывать под одежду газеты, чтобы хоть как-то спасаться от холода, но этого было недостаточно. Сопи, для того чтобы попасть в тюрьму, нужно было совершить какое-то мелкое преступление, что он и решил сделать. То есть, вместо того чтобы что-то поменять в своей жизни, найти работу и жильё, Сопи уже несколько лет проводил зимы в тюрьме – и это был его способ выбираться из трудных ситуаций и переживать сложные моменты. Такой расклад его устраивал, и поэтому он не задумывался о других способах – скорее всего, он даже не воспринимал своё нынешнее положение ка «сложный момент жизни», он слишком привык к такому положению дел. И лишь когда Сопи несколько раз потерпел неудачу, пытаясь сделать так, чтобы его поймали полицейские, которых называли «фараоны», — то он разбил стекло витрины, а подумали на другого, то он поел в ресторане, не заплатив, а его лишь вышвырнули и избили, но не позвали фараонов – тогда он наконец задумался, слушая, как органист играл в церкви воскресный хорал, что его жизнь жалкая и недостойная, что он может противостоять судьбе, что он в силах найти работу и «выкарабкаться из грязи». Но в этот момент его ни с того ни с сего задержал полисмен, и на следующее утро судья отправил его в тюрьму на три месяца. Так что для Сопи единственным способом пережить трудный момент жизни всё-таки оказалось заключение в тюрьме, а не изменение своей жизни.
Таким образом, хочется сказать о том, что какой бы страшной и ужасной ни казалась ситуация, как жестока ни была бы судьба, выход есть всегда. Нужно уметь не поддаваться отчаянию и всегда помнить о том, что справиться с ударами судьбы можно всегда.
ЧТО ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ СПРАВИТЬСЯ С ОТЧАЯНИЕМ?
В жизни каждого человека происходят такие ситуации, после которых опускаются руки, исчезает какое-либо желание что-то делать — наступает момент отчаяния. Очень важно стараться преодолеть это чувство как можно скорее. В «борьбе» с ним может помочь справиться новый вид деятельности, в который человек будет полностью погружен, и не будет оставаться времени на грустные мысли; чувство ответственности за маленьких детей, пожилых родителей, которое будет побуждать двигаться дальше, развиваться; ну и, конечно, сами родственники, близкие друзья, которые готовы были бы выслушать, понять и помочь вытянуть человека из «душевной ямы».
В литературе существует огромное количество примеров, где показано, как герои преодолевали чувство отчаяния. Одно из таких – «Последний лист» О. Генри. В нем повествуется о девушке Джонси, которая заболела воспалением легких и потеряла какую-либо надежду на выздоровление. Она придумала для себя ориентир в виде росшего на стене напротив окна плюща, с которого опадают осенние листья: «Когда упадет последний лист, я умру». Каждое утро, открывая занавеску, она смотрела, есть ли еще тот «последний лист». В ее подсознании была четкая установка: как только не станет листа, так и не станет самой героини. Помочь изменить столь губительные мысли помогли неравнодушные окружающие ее люди: соседка Сью и старый художник Берман. Сью поделилась своими переживаниями по поводу Джонси с Берманом, а он, в свою очередь, решил перехитрить Джонси и нарисовать лист на стене, который смог бы там вечно «висеть» и служить неким ориентиром жизни для девушки. Поздней ночью во время сильного ливня Берман нарисовал этот лист, а сам промок, заболел пневмонией и умер. Но случилось всё так, как задумал старый художник : дни шли, а лист все как бы держался на ветке. Это послужило знаком судьбы для отчаявшейся героини, что надо жить и бороться за жизнь, веря в лучшее. Осознав это, Джонси сразу же пошла на поправку: появился аппетит, стала двигаться, улыбаться. Так нарисованный лист помог ей справиться с отчаянием.
Другим примером является произведение А. Куприна «Чудесный доктор». Семья Мерцалова оказывается в крайне бедственном положении: после долгой болезни брюшным тифом сам герой остается без работы, с голодными, больными детьми и женой, у которой из-за стресса и холода пропадает молоко для кормления грудного ребенка. Мерцалова сначала пытается найти подработку и помощь везде, где только можно, даже пытается просить милостыню, но у него ничего не получается, и он впадает в апатию, а, как следствие, его посещают страшные мысли о самоубийстве. К счастью семьи, Мерцалов в скором времени нашел того спасителя, который помог выбраться из тяжелого положения и справиться с отчаянием, – доктора Пирогова. После его помощи деньгами и рецептом для больной дочки дела в семье наладились: Мерцалов нашёл работу, а детей устроил в гимназию на казённый счёт. А если бы герой сдался и вовремя не осознал последствия столь губительного решения, не поверил бы в лучшее, то печальный исход событий настиг бы не только его, но и всю его семью.
В заключение хочется сказать о том, что отчаяние – страшное чувство, которое подавляет и загоняет человека в такую яму, из которой очень сложно выбраться. Поэтому очень важно верить в лучшее, иметь позитивное мышление и настрой, который обережет человека от негативного мышления и позволит никогда не сталкиваться с подобными ощущениями.
М. Горький «На дне»
В пьесе М. Горького «На дне» проблема отчаяния тесно переплетена с проблемой надежды. Героями произведения являются люди, которые фактически оказались на «дне жизни». Это бывшие убийцы, арестанты, воры, картежники, пьяницы. Многим из них уже не суждено вернуться к нормальной жизни. Кто-то это понимает, кто-то все же надеется на лучшее.
Настя, девушка легкого поведения, мечтает о любви – искренней и страстной. Все свои надежды она воплощает в рассказах, которые ведает всем жителям ночлежки. Настя фактически живет надеждами, думая о том, что любовная история, придуманная ею, станет реальной.
Надеется и другой персонаж пьесы. Клещ думает о том, что ему удастся выбраться со «дна жизни» с помощью своего труда. Он работает и стремится к лучшему, однако вскоре понимает, что его мечтам не суждено осуществиться. Надежды Клеща резко превращаются в отчаяние, которое затем превращается в равнодушие.
Тема надежды тесно связана с образом Луки. Это странник, который попал в ночлежку Костылевых. Здесь он пытается дать жителям ночлежки надежду на лучшее. Для этого он выходит на путь лжи.
С одной стороны, цели Луки благородны: он хочет замотивировать ночлежников быть лучшими версиями самих себя, для чего нужно работать над собой. Васька Пепел действительно начинает задумываться над тем, чтобы больше не воровать, а встать на честный жизненный путь. Герой зовет с собой в Сибирь Наташу, свою возлюбленную. Надежды помогают Пеплу жить дальше и думать о том, что жизнь его поменяется к лучшему.
С другой стороны, Лука дал жителям ночлежки надежды, не понимая, что они ничего не предпримут для исполнения своих желаний. После того как жители костылевской ночлежки увидели то, каким может быть их будущее, мириться с реальностью стало труднее, а в некоторых случаях и невозможно.
Трагична и судьба Васьки Пепла, которому Лука дал надежду на честную жизнь. В драке с Костылевым Васька случайно убивает его. Теперь ему не на что надеется. Никакой лучшей жизни не может быть, может быть только тюрьма. Надежда превращается в отчаяние.
Надежда
А.Н. Островский «Гроза»
С образом Катерины, главной героини драмы А.Н. Островского «Гроза», связана тема надежды. В молодости девушка мечтает о счастливой жизни рядом с любимым человеком. Но надежды сталкиваются с реальностью: мужем Катерины является человек, который не может сказать своей матери ни слова против. Тихон полностью подчиняется Кабанихе, которая в свою очередь притесняет Катерину. Любви между героиней и ее мужем нет. Катерина близка к отчаянию, однако она все еще надеется на лучшее. Неудача с Тихоном и его семьей не останавливают Катерину от романтических мечтаний о прекрасном принце.
Именно таковым является для героини Борис, в которого Катерина безоговорочно влюбляется. Отношения с ним становятся для Катерины спасательным кругом. Она думает, что любовь Бориса спасет ее от того состояния несвободы, с которым она столкнулась в доме Кабановых. Кабаниха притесняла Катерину, когда она находилась в браке с Тихоном, делала ее несвободной. А Катерина, которая выросла в покое и заботе, мечтала о свободе. Знакомство с Борисом дало надежду на эту свободу.
Казалось бы, мечты Катерины исполнены: она встретила свое счастье в отношениях с Борисом. Однако все происходит не так, как думает Катерина. Угрызения совести не позволяют девушке скрывать свою измену, она признается Тихону, об этом узнает и Кабаниха. Гнет становится еще больше, но Катерина спокойна, потому что она уверена, что Борис спасет ее, ведь он так любит ее. Но Борис отказывается брать на себя ответственность за собственные поступки. Главная героиня «Грозы» фактически остается одна. Она понимает, что оказалась не нужна Борису.
И именно сейчас Катерина понимает всю трагичность ситуации. Она одинока и несчастна. Мечте о любви и свободе не суждено сбыться. Катерину охватывает настоящее отчаяние. Она уверена, что для нее больше нет будущего, поэтому она решается на отчаянный шаг – на самоубийство.
А.Н. Островский с помощью судьбы Катерины и ее внутреннего мира показывает, что надежда и отчаяние – понятия, между которыми проходит тонкая грань. Всю свою жизнь Катерина надеялась на то, что в мире темноты на нее прольется свет. Надеялась главная героиня «Грозы» долго, однако позже поняла, что больше не в состоянии ждать от мира чего-то большего. Ее надежды резко сменились диким отчаянием, которое привело Катерину к смерти.
Н.В. Гоголь «Шинель»
В повести «Шинель» Н.В. Гоголь показал, что дает человеку надежда и что будет, если эту надежду у человека отобрать. Помимо этого, автор произведения продемонстрировал, к чему может привести отчаяние.
Акакий Акакиевич Башмачкин – «маленький человек». Он не имеет близких людей рядом с собой, сослуживцы смеются над ним и издеваются. На протяжении многого времени Башмачкин работает переписчиком, не желая продвигаться по карьерной лестнице. В жизни Акакия Акакиевича нет никаких развлечений, нет любовных отношений. Фактически герой просто существует.
Жизнь Башмачкина стала меняться, когда он понимает, что его старую шинель необходимо заменять. Главный герой начинает зарабатывать на новую шинель, экономя даже на своем пропитании. Несмотря на то что Башмачкину приходилось довольно трудно, он был по-настоящему счастлив. Шинель стала для Башмачкина настоящей мечтой, и он был рад тому, что скоро ее исполнит.
Когда Акакий Акакиевич получил свою шинель, он был несказанно счастлив. Она будто дала ему надежду на изменение жизни к лучшему. Действительно, Башмачкин изменился: он гордился своей шинелью. Можно сказать, это первый шаг поднятия самооценки Акакия Акакиевича, который раньше терпел все издевательства и насмешки. Надежда сделала жизнь Башмачкина счастливее. На это указывает и то, что его сослуживцы пригласили на вечер. Вряд ли Башмачкин позволял себе такое раньше. С шинелью его жизнь стала интереснее и занятнее.
Однако все меняется, когда Акакий Акакиевич идет с ужина домой. По пути шинель Башмачкина крадут. Это становится настоящим потрясением для центрального персонажа. Он находится в отчаянии, однако надежда на то, что шинель найдут, его не покидает. Башмачкин начинает бороться за свою шинель, обивая пороги различных департаментов. С каждой минутой Башмачкин понимает, что до его пропажи никому нет никакого дела. Отчаяние полностью завладевает душой Башмачкина. От потрясений главный герой заболевает и умирает. Башмачкин не смог пережить равнодушие окружающих людей, отчаяние заполонило душу героя, он не смог бороться за справедливость и дальше.
Но история на этом не заканчивается. Башмачкин становится призраком, который мстит значительному лицу за то, что тот не помог ему в поисках украденной шинели. Н.В. Гоголь в повести «Шинель» с помощью такого финала показывает, что с человеком делает отчаяние.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» поднимается проблема надежды. Произведение начинается со знакомства крестьянки с дворянином. Между ними начался стремительный роман. Лиза полностью отдалась любви к Эрасту. Она надеялась на то, что и он чувствует к ней все то, что испытывает она. Сначала было именно так. Эраст думал, что именно в Лизе он нашел то, что так давно искал. Однако вскоре он понял, что ошибся. Его любовь к Лизе становилась все меньше и меньше. Чтобы расстаться с бывшей возлюбленной, Эраст сказал ей о том, что он отправляется на службу. В этом заключается основная ошибка Эраста. Полностью потеряв чувства к Лизе, он не сказал ей правду, дал надежду на то, что их любовь продолжится после того, как он вернется домой.
Лиза доверчиво ждала своего любимого. Она надеялась на то, что он вернется, и вся любовь возвратится. Однако в один день Лиза видит Эраста на улицах города. Чистая душой Лиза не думает о том, что Эраст обманул ее и предал, она искренне рада тому, что увидела его, думая о том, что ее возлюбленный только вернулся со службы.
В этот раз Эраст не стал обманывать ее и рассказал о том, что он женится на другой женщине. Оказалось, что герой истратил все свое состояние, и для того чтобы улучшить его, он принял решение жениться на богатой женщине. С этим поступком Эраста также связана тема надежды. Для персонажа она корыстна. Он надеется на то, что с помощью брака по расчету удастся улучшить свое материальное положение.
Когда Лиза узнает о том, что ее возлюбленный предал ее, ее душу наполняет отчаяние. Оно было настолько сильным и обжигающим, что девушка решается на самоубийство. Ее не останавливает даже осознание того, что она совершит тем самым грех, что она оставит свою мать, за которой нужен уход, одну.
Н.М. Карамзин показывает, до чего доводит человека отчаяние. Предательство Эраста или отчаяние Лизы стало причиной трагичного финала жизни главной героини? По сути Лиза могла продолжить жить и постепенно забыть ту боль, которую ей причинил ее возлюбленный. Однако отчаяние заставило Лизу поступать быстро и необдуманно. Она не подумала о том, что со временем она бы смогла забыть случившееся, что в будущем она могла бы встретить человека, который сделал бы ее по-настоящему счастливой. Лиза не дала себе шанс на надежду. Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза» показывает, что отчаяние героини взяло вверх над надеждой.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Проблемы надежды и отчаяния в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» тесно связаны с взаимоотношениями Петра Гринева и Марии Мироновой.
Герои знакомятся и спустя непродолжительное время между ними возникает любовь. И Петр, и Маша имеют надежду: герои мечтают о счастливой жизни друг с другом. Но родители Гринева не дают согласия на их брак. Маша Миронова и Петр Гринев могли бы отчаяться и совершить множество необдуманных поступков, однако они все еще надеются на то, что судьба позволит им быть вместе. Надежда помогает персонажам жить дальше и бороться с вставшими на пути проблемами.
Когда Петр Гринев узнает о том, что Маша находится в плену Швабрина, его наполняет отчаяние, которое толкает героя на спасение своей возлюбленной.
С этим же чувством отчаяния связан и поступок Маши Мироновой. Она отправляется в Петербург для того, чтобы помочь Петру избавиться от ареста, куда он попал из-за ложного обвинения. Девушка понимает, что если она хотя бы не попытается что-либо сделать, ее возлюбленный окажется далеко от нее, а возможно и будет казнен. Мария решается на отчаянный поступок, в ходе которого героиня разговаривает с самой императрицей. Это становится причиной освобождения Петра Гринева.
Здесь отчаяние героини сливается с надеждой на то, что все будет хорошо. Поступок Миши Мироновой показывает, что надежда и отчаяние – это довольно близкие понятия, которые могут тесно переплетаться. Именно сочетание отчаяния и надежды позволило Маше Мироновой и Петру Гриневу быть вместе. Мечтам о счастливом совместном будущем суждено было сбыться.
Проблема надежды и отчаяния связана и с другим персонажем повести «Капитанская дочка». Швабрин – предатель Родины, который перешел на сторону предводителя восстания Пугачева. Он сделал это в надежде на то, что получит огромную власть, что поможет ему показать свое превосходство над другими. Швабрин хотел получить любовь Марии Мироновой, но она отказала ему. Это привело героя в настоящее отчаяние, соединенное со злостью. Чтобы добиться желаемого, Швабрин поместил в плен Машу.
Раскрывая надежды Петра Гринева, Маши Мироновой, Алексея Швабрина, А.С. Пушкин показывает, что отчаяние часто заставляет совершать определенные поступки. В каких-то случаях отчаяние помогает добиться добрых целей (Гринев и Миронова), в каких-то случаях оно способствует совершению злодеяний (Швабрин).
А. С. Пушкин «Дубровский»
Проблема отчаяния в романе А.С. Пушкина «Дубровский» тесно связана с сюжетом всего произведения. Начинается оно тем, что друзья Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров начинают ссориться. В результате этого конфликта герои становятся врагами, никто не готов идти друг другу навстречу. Кирила Петрович пользуются своим положением знатного дворянина и с помощью суда присваивает себе имение Дубровского. Это по-настоящему сломило Андрея Гавриловича, он был в отчаянии. У героя не было больше ничего. Кирила Петрович забрал у Дубровского последнее. Это становится причиной внутренних потрясений Андрея Гавриловича, вскоре он умирает. Такой финал жизни героя показывает, что часто отчаяние приводит к трагичным последствиям.
Отчаянно поступает и Владимир Дубровский, сын Андрея Гавриловича. После смерти отца герой предпринимает попытки отомстить Троекурову. Дубровский создает свою шайку, которая причиняет вред богатым и знатным людям. Фактически отец – это все, что было у Владимира. И когда он его лишился, терять главному герою было нечего, поэтому его месть была действительно отчаянным поступком. Причем отчаяние здесь соединялось с надеждой. Надеждой на то, что ему удастся показать знатным кругам населения, что их вседозволенность несправедлива и неправильна. Дубровский хочет изменить социальное устройство общества, показав все его несправедливости.
Вскоре отчаяние Дубровского, связанное с местью Троекурову, сменяется на надежду. Владимир влюбляется в дочь своего врага – Машу. Теперь все его мечты направлены только на обретение счастья рядом с ней. Все надежды героя связаны с влюбленностью в Машу. Он устраивает все так, что устраивается в дом Троекуровых, чтобы как можно чаще видеться с возлюбленной. Автор романа показывает, что отчаяние Дубровского было связано с его бесцельностью существования, надежды сразу же дали герою стимул для жизни.
Между Владимиром и Машей происходят сдвиги в отношениях. Девушка просит помочь ей избежать нежелаемого брака. Но Дубровский не успевает на венчание Маши с князем Верейским. Теперь она замужем. Дубровский предлагает ей уехать с ним, однако героиня отказывается, потому что брак для нее священен. Главный герой находится в отчаянии, ведь теперь счастью с любимой девушкой не быть. Владимир Дубровский оставляет все свои дела и в отчаянии уезжает за границу.
Отчаяние и бессилие: есть ли выход?
Я могу чувствовать бессилие в семье, в которой происходят постоянные ссоры, растет напряжение, непонимание. Я уже все испробовал, говорил — и ничего не меняется. Конечно же, мы переживаем бессилие и в крупных сообществах: в школе, в армии, в компании, по отношению к государству — здесь часто появляется чувство «я ничего не могу сделать», мы привыкаем к нему.
Мы переживаем бессилие и в отношении природы, когда случаются наводнения, землетрясения, и в отношении экономических процессов, изменений моды. Бессилие — когда я заперт: в лифте, еще хуже — в горящем автомобиле. Тогда возникает страх и паника — я чувствую себя отданным жизни на растерзание. Я бессилен по отношению к депрессии. Я бессилен, когда чувствую себя одиноким, раненым, обиженным, отчужденным. Или когда вся жизнь кажется мне бессмысленной. Что я должен тут сделать?
Снова посмотрим на противоположный полюс — «могу». Что это означает? У «могу», как и у бессилия, двойная структура: оно, с одной стороны, зависит от обстоятельств, а с другой стороны, от моей силы и моих способностей. Здесь соединяются мир и мое собственное бытие. В «могу» мы соотносимся с обстоятельствами, и поэтому препятствия могут возникать извне. Например, я попал в пробку и не смог приехать вовремя на лекцию.
И.А. Гончаров «Обломов»
В романе И.А. Гончарова «Обломов» проблема надежды занимает довольно важное место. С ней тесно связана тема любви.
Илья Ильич Обломов с самого рождения воспитывался в атмосфере покоя, бездействия и размеренной жизни. Он не умеет жить по-другому, поэтому тихая и спокойная жизнь для главного героя является идеалом.
Когда Обломов начинает отношения с Ольгой Ильинской, жизнь героя кардинально меняется. Он часто выходит из дома, что ранее было большой редкостью, он перестает лежать на своем любимом диване. Обломов мечтает о венчании с Ольгой и о последующем совместном счастье.
Однако в глубине своей души Обломов надеется на то, что рядом с Ольгой он сможет обрести то, к чему стремился всю жизнь. Надежды героя были связаны со спокойствием. Когда Илья Ильич понял, что Ольга не сможет дать ему то, что он хочет, главный герой романа прерывает отношения с ней. Обломов все еще надеется обрести спокойствие.
И действительно, Илья Ильич находит свое счастье рядом с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. Она смогла дать ему все то, к чему он так привык с детства. Для него жизнь с Агафьей Пшеницыной стала настоящим счастьем. Если бы Обломов продолжил отношения с Ольгой, он бы был несчастлив. Герой надеялся и вскоре получил то, о чем мечтал. Это говорит о том, что только человек, который надеется, получает желаемое. Ведь фактически Обломов ничего не сделал для достижения своих целей, у него была только надежда.
Были у Обломова и другие надежды: он мечтал о красивой местности, о саде, который ему хотелось иметь. Там герой хотел проводить все свое свободное время, именно там он хотел отдыхать вместе со своей будущей женой. Однако все надежды Обломова были пустыми, он ничего не делал для того, чтобы воплотить свои желания в реальность.
Надежду имеет не только центральный персонаж романа «Обломов», надежда есть и у Ольги Сергеевны Ильинской. Когда героиня начинает отношения с Обломовым, она думает о том, каким он может стать, если она станет причиной его изменений. Ольга надеется на то, что ей удастся исправить Обломова, изменить его образ жизни, сделать его деятельным и интересным. Это становится целью Ольги Ильинской.
Надежда героини обрывается, когда Обломов признается ей в причинах разрыва. Она понимает, что ей не удалось изменить Илью Ильича, что они слишком разные люди, что он выбрал свой жизненный путь, который не совпадает с ее жизненными ценностями.
Рекомендации психологов: как помочь, если человек в отчаянии
Здоровье человека – великая ценность. Только психически и физически здоровый человек может наслаждаться жизнью в полном объеме. Многие, к сожалению, считают, что негативные эмоции не требуют коррекции, мол, все пройдет само по себе. Такое попустительское отношение весьма опасно и может привести к необратимым последствиям.
Отчаяние – одно из чувств, которое нельзя воспринимать легкомысленно, поскольку это патологическое состояние может привести к трагическому финалу. Психологи предлагают несколько методов по устранению этой проблемы:
Если все ваши усилия не принесли ожидаемого результата, то не теряйте время и обратитесь за помощью к специалистам. Помните, что отчаяние – опасное состояние, преодоление которого жизненно необходимо.
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Андрей Гуськов из повести В.Г. Распутина «Живи и помни» становится дезертиром. За свою жизнь герой борется отчаянно. Он прячется ото всех, чтобы элементарно выжить. Он не думает о том, что совершил предательство Родины. Отчаянное сохранение собственной жизни оказывается важнее всего.
Когда жена Андрея Настена узнает всю правду, она делает все, чтобы увидеть своего мужа. Но первая его реакция заключалась в угрозах Настене. Герой боялся, что жена раскроет его тайну. Постоянные прятки от окружающих сделали жизнь Андрея наполненной постоянным страхом и отчаянием. Он не мог думать о чем-то другом.
Настена оказалась перед выбором: поддержать своего мужа или отречься от этого предателя. Главная героиня даже не думает, она выбирает помощь Андрею, ведь он является ее мужем. В сердце Настены все еще теплится надежда о счастливой супружеской жизни. Героиня любит мужа и всячески ему помогает, подвергая свою жизнь опасности.
Все же жизнь Гуськова никогда не могла стать прежней. Теперь он стал похож на волка. Отношения с Настеной ухудшились, потому что единственное, о чем думал Андрей, – спасение своей жизни. О жене и о ее опасности он не думал.
Отец Андрея Гуськова Михеич догадывается о том, что Настена скрывает возвращение мужа. Он с отчаянием просит девушку сказать правду и отвести его к родному сыну. Михеич понимает, что его сын является настоящим предателем, но он не может не простить его.
Вскоре жители деревни также догадываются о том, что муж Настены прячется, так как является дезертиром. За героиней начинается пристальная слежка. Настена по-настоящему рискует, когда появляется у Андрея в доме. В один такой раз за Настеной плывут жители деревни, которые хотят узнать, с какой целью Настена перебирается на другой берег реки.
В этот момент героиню повести «Живи и помни» охватывает настоящее отчаяние. Она не хочет предавать своего мужа, став причиной ареста Андрея. Помимо этого, Настена понимает, что устала от всего, с чем ей пришлось столкнуться на своем жизненном пути. Отчаяние толкает беременную Настену на самоубийство. Она больше не готова жить с тем грузом на сердце, который носила долгое время.
Отчаяние
Э.М. Ремарк «Три товарища»
Настроением отчаяния заполнен весь роман Э.М. Ремарка «Три товарища». Раскрывая мысли трех товарищей – Роберта Локампа, Отто Кестера и Готтфрида Ленца, Э.М. Ремарк передает все отчаяние «потерянного поколения». Именно им наполнено все произведение.
Это история «потерянного поколения» – поколения людей, прошедших войну. Из жизнь никогда не будет прежней, на войне они видели смерти и ранения. У них не было юности и молодости, они повзрослели слишком рано. Фронт, убийства и бесконечный страх – это единственные воспоминания людей «потерянного поколения». Они находились в состоянии постоянного отчаяния.
Однако послевоенные годы ничем не отличаются от военных. Люди больше не надеялись на лучшее. Инфляция и безработица – вот с чем им пришлось столкнуться. Жизнь потеряла всякую цену. Надеяться было не на что. У людей, которые вернулись с войны, не было ни юности, ни образования, ни хорошей работы, ни любви. Все жизненные ценности, к которым стремятся люди, у них отсутствовали. Люди, вернувшиеся с войны, помнили только о ней. Они понимают, что их жизнь потеряна навсегда. Представители «потерянного поколения» даже не пытаются что-то исправить, потому что понимают, что это бессмысленно.
В условиях такого времени происходит знакомство главных героев – Роберта Локампа и Патриции Хольман. Впервые у этих персонажей появляется надежда. Робби и Пат находят друг в друге то, что у них отняла война. Э.М. Ремарк показывает истинную любовь. Роберт и Патриция проводят вместе время, ведут себя, словно подростки, потому что наконец могут испытать чувство любви, которое было закрыто для них. Герои мечтают о совместном будущем.
Но все резко прерывается, когда Роберт Локамп узнает о том, что его возлюбленная больна туберкулезом. Жить ей осталось совсем немного. Настроение отчаяния вновь торжествует в романе. О прежних надеждах теперь нет и речи. Патриция знает, что ей суждено умереть в ближайшее время. Знает об этом и Роберт. Он успокаивает свою возлюбленную, но надежды на совместное счастье уже нет.
Финальные строки романа «Три товарища» показывают, что война победила жизнь, отчаяние возобладало над надеждой. От них не осталось ничего. Роберт, который смог обрести счастье с Патрицией, теряет его. Теперь он становится еще более несчастным, чем был до знакомства с Пат. Жизнь дала Роберту, как и Патриции, надежду на лучшее, но жестоко отобрала ее.
Т. Драйзер «Американская трагедия»
В центре романа Т. Драйзера «Американская трагедия» лежит судьба молодого человека, который хочет добиться высот в карьере.
Клайд Грифитс воспитывается в религиозной семье по религиозным законам. Однако его это не устраивает, он мечтает о том, чтобы стать свободным от родительской опеки. Для этого он устраивается работать в отель.
Однако не все идет так гладко в жизни Клайда. Герой становится причастным к смерти девочки, которую сбил друг Клада, когда вся молодая компания работников отеля отправилась на пикник. Это приводит героя в отчаяние, Клайд в спешке покидает город. Спустя время он оказывается на фабрике по производству воротничков, которой владеет его дядя.
Жизнь налаживается, казалось бы, надежды Клайда воплотились в жизнь. Однако и сейчас все идет не так, как ему хочется. Клайд Грифитс влюбляется в Роберту Олден, довольно простую и бедную девушку. Их отношения развиваются параллельно с ухаживаниями Клайда за богатой и знатной Сондрой Финчли.
Когда главный герой романа «Американская трагедия» узнает от Роберты, что она беременна, Клайд оказывается в отчаянии. Он не знает, как ему быть, что будет с его будущим. Он надеется на то, что беременность Роберты можно прервать, но сделать этого не получается. Главный герой в отчаянии ищет пути выхода из сложившейся ситуации, ведь брак с Робертой – это отказ от надежд о блестящем будущем, которое может дать Клайду Сондра.
Клайд пытается скрыть свою причастность к гибели Роберты, однако вскоре оказывается арестованным. В этот момент он вновь находится в состоянии отчаяния. Грифитс понимает, что теперь у него нет будущего, нет Сондры и ее влияния, которое помогло бы ему твердо встать на ноги.
Всю жизнь Клайда Грифитса можно назвать надеждой на будущее и одновременно отчаянием. Главный герой романа Т. Драйзера постоянно стремится к чему-то большему. Ему оказывается мало того, что он уже имеет. Клайд стремится все выше и выше, однако его поступки во многом не обдуманы и импульсивны. Это приводит героя к тому, что он совершает слишком много жизненных промахов, что заставляет его постоянно находиться в состоянии отчаяния.