Место эпизода сон обломова в произведении обломов
Сон Обломова
сочинение по литературе 10 класса
Глава «Сон Обломова» — это девятый эпизод первой части романа. В этом эпизоде описывается сон главного героя, в котором он снова оказывается в своём детстве. Автор прибегнул к подобному приёму не случайно. Как известно, именно детские впечатления закладывают основу в формировании личности.
Обломовка
Эскиз к мультфильму «Обломов»
Во сне Обломов переносится обратно в родную Обломовку. Эта деревня, словно отдельный мирок, её жители изолировались от других людей. Сюда не доходят новости, сюда не приезжают незнакомые люди.
Главный герой происходит из старинного дворянского рода. В былые времена их имение считалось лучшим в округе, но поколение, к которому относились родители Ильи Ильича, посчитало, что более нет нужды трудиться. Зачем прилагать усилия, если жизнь всё равно будет сытой и безбедной.
Главными событиями в Обломовке были обеды, ужины, и сон. Илья Ильич не мог стать другим человеком, воспитываясь в этом месте. Слуги все за него делали, даже одеваться мальчику самостоятельно не приходилось. Целыми днями он отдыхал, а его родители не могли нарадоваться тому, что оградили своего сына от трудностей.
Сон Обломова
«Сон Обломова» — это особая глава романа. В ней повествуется о детстве главного героя, о влиянии воспитания на его характер.
Эта глава переносит читателя в Обломовку, где Илье Ильичу жилось комфортно и спокойно. Там он чувствовал себя защищённым от внешнего мира. Все в Обломовке были довольны своей жизнью, и ничто не нарушало её размеренный ход. Местные жители никогда не задумывались о смысле своего существования или собственном предназначении, их сознание не было загромождено какими-либо мыслями.
Изображая картину жизни Обломовки, И.А. Гончаров рассказывает и про её хозяев. Отец главного героя тоже был ленивым и апатичным. Он мог целое утро сидеть и просто смотреть в окно, наблюдая за тем, что происходит во дворе их дома. Мать Обломова была более деятельной натурой, чем её муж, но большую часть времени она была занята выбором блюд для завтраков, обедов и ужинов. Забота о пище была главной заботой в Обломовке, где царил культ еды.
В таких условиях формировался характер главного героя, и все это, без сомнений, на нём отразилось. В детстве он был активным, умным, любознательным, способным мальчиком, перед которым открывалось множество возможностей. Он не вписывался в сонное царство Обломовки своей неуёмной энергичностью. В других условиях Обломов вырос бы совсем другим человеком и обязательно достиг бы больших успехов, но воздействие обломовской среды оказалось настолько сильным, что он не смог ему противостоять.
Роль сна Обломова в раскрытии характеров героев
Характер главного героя был противоречивым, поэтому и роман разделён на две части, описывающие разные стороны его жизни, а связующим звеном выступает глава под названием «Сон Обломова». Этот эпизод даёт объяснение тому, почему главный герой стал таким безвольным человеком. Всё дело в том, что основные качества в Илью Ильича заложила Обломовка, и оказала большое влияние на него самого и на его дальнейшую судьбу.
Сон Обломова играет в романе важную композиционную роль. Описанный в этой главе сон объясняет отношение главного героя к окружающей его действительности, помогает понять, откуда берёт свои истоки «обломовщина» — явление, которое способно погубить любого человека.
Данная глава даёт возможность проследить жизнь Обломова с самого начала, и увидеть, что в раннем детстве он был таким же, как и все остальные дети. Однако родители оградили мальчика не только от всевозможных опасностей, но и от самой жизни, вместе со всеми её радостями.
«Сон Обломова» выступает в роли своеобразного смыслового и композиционного ключа ко всему роману. Именно любовь ко сну не дала возможности Обломову реализовать свой потенциал, обусловила его неспособность к какой-либо деятельности.
Сон Обломова
Начинается этот эпизод с того, что автор описывает тот «благословенный уголок земли», в котором прошло детство главного героя. Об этом месте говорится, что в нём нет ничего, что могло принести его жителям неприятности или неудобства. Здесь всё пропитано любовью, заботой и спокойствием. Обломовка, словно остановилась во времени, замерла в своём развитии.
Без сомнений, эта глава имеет большое значение для понимания всего романа, она помогает лучше понять внутренний мир главного героя, узнать его страхи и надежды. Ведь именно в детстве закладываются основы, на которых в дальнейшем формируется личность человека.
В Обломовке Илюше не позволяли быть самостоятельным, подавляли всяческий интерес к окружающему миру. Вначале эта чрезмерная опека не нравилась мальчику, но со временем он привык к тому, что о нём заботятся, и оберегают от малейшей опасности. Обломов рос в тишине и спокойствии, эта безмятежность прослеживалась во всем: в местных жителях, в природе, словно витала в самом воздухе.
Изолированность Обломовки от внешнего мира
Иллюстрация к роману «Обломов»
В главе «Сон Обломовка» наглядно демонстрируется изолированность Обломовки от внешнего мира. К примеру, ситуация, когда незнакомый мужчина оказался в канаве. Жители Обломовки не стали ему помогать только потому, что он был не из здешних краёв. Удивительно, с какой теплотой и заботой они относятся к своим землякам, и как равнодушно к тем, кто не был родом из Обломовки. Страх перед новым и неизведанным полностью изменил мировоззрение «обломовцев», всё чуждое для их понимания остаётся за пределами Обломовки.
Значение сна Обломова
И.А. Гончаров в романе «Обломов» дал личную оценку существующему государственному устройству, со всеми его пороками и изъянами. Осуждая бездеятельность главного героя, автор в то же время показывает пагубное влияние общественного строя, которому не хочет подчиняться Обломов. Несмотря на то, что у него нет будущего, и в свои тридцать два года он оказался в тупике, Илья Ильич не стал частью того мира, который считал несправедливым. Гончаров не одобряет этот пассивный протест, но и покорное молчание не считает достойным выбором.
Сон Обломова является ключом для понимания его характера. Автору удалось показать причины, лежащие в основе поступков и поведения главного героя. Обломов – это продолжение Обломовки, он провёл своё детство в царстве сна и спокойствия, поэтому разучился к чему-нибудь стремиться и действовать. Да и не привык он прокладывать себе в жизни дорогу.
Обломов – это образ, при помощи которого Гончаров показал трагедию всего дворянского сословия, с их невоплощёнными в жизнь мечтами и стремительно разоряющимися семейными гнёздами. А сон Обломова – сказка, оставшаяся где-то в прошлом.
Характер Ильи Обломова
Илья Ильич Обломов — главный герой романа И.А. Гончарова- характер трагичный, противоречивый. Его личность — результат его воспитания в детстве и юности, влияния на него обычаев деревни Обломовка. Эпизод «Сон Обломова» как нельзя лучше раскрывает это утверждение.
Эта глава сюжетно закончена и не влияет на ход остального повествования. Ее функция — более глубокое раскрытие образа главного героя Обломова. Здесь подробно представлено детство героя, из описания которого становится ясно, что лень привита Илье его родителями и няньками и вовсе не является врожденным качеством.
Деревня Обломова
Деревня Обломовка овеяна ленью и праздностью, все ее жители похожи один на другого. Все, что отличалось от привычного уклада обломовцев, устрашало их. Единственной заботой для обитателей деревни была добыча пищи и обустройство условий для отдыха.
В начале сна Обломов предстает в облике семилетнего мальчика. Он весел, игрив, все ему интересно, все вызывает у него восторг и любопытство, он стремится познать мир во всех его проявлениях. Но гиперопека матери и няни мешают ему в его начинаниях. Ему не позволяют играть на солнышке, чтобы голову не напекло, в непогоду одевают так, что он шевелиться не может. В середине дня во всей деревне наступал час сна, когда засыпала даже няня. В эти недолгие мгновения ребенок был предоставлен сам себе.
Детство
Далее Илья видит себя уже тринадцатилетним. Обычаи жизни Обломовки уже достаточно прочно засели внутри него. Он уже не знает, что можно жить как-то иначе, чем его родители. Учительство его не привлекает, во-первых потому, что ради этого приходится выбираться в соседнее имение к Штольцам, а во-вторых, Илья не видит в нем смысла. Любое желание, изъявленное подростком, тут же исполняется двумя-тремя слугами, а вся забота матери сводится к тому, чтобы сын был весел, здоров и толст.
Слуга Ильи Захар до сих пор одевает мальчика, напоминает о необходимости умыться и завязывает шнурки. Обломов больше ничем не интересуется. А если и возникнет у него желание что-то сделать самому, родители кричат в один голос — зачем? Так все его стремления и сошли на нет.
Сказка
Интонация повествования напоминает сказочную, передает поэзию старинного деревенского уклада, народного сказания, заунывной песни. В Обломовке одухотворена природа: солнце светит ярче, а небо клонится к земле, чтобы крепче обнять ее. А Обломов спит и видит сказочные сны, путая их с реальной жизнью.
Я думаю, что автор ввел главу «Сон Обломова», чтобы дать читателям возможность понять истоки характера главного героя и предостеречь от ошибок в воспитании подрастающего поколения.
Комплексный анализ эпизода «Сон Обломова»
«Сон Обломова» — вставная глава в романе, названная Гончаровым «увертюрой» и представляющая собой воспоминания о родном доме, состоящие из ряда светлых эпизодов его раннего детства и отрочества в родной деревне Обломовке, а также о годах учёбы в Верхлёво и зарождении дружбы со Штольцем. Анализ эпизода сна является ключом к пониманию характера главного героя.
Идеальный мир детства
Согласно плану Гончарова, композиция романа состоит из четырёх частей, первая из которых является прологом, вторая и третья — «поэмой любви», а четвертая подводит итог жизни героя. Необычность структуры заключается в том, что уже в первой части читателям преподносят «Сон Обломова», художественно-смысловой и философский центр произведения.
Анализ сна Обломова следует начинать с определения хронотопа. Место действия — родная деревня героя, а воспоминания соответствуют действительности, однако само пространство Обломовки носит не реальный, а идиллический характер. Сон лишён сюрреалистических моментов и мистического подтекста. Перед читателем идеальный мир счастливого детства, но мир не придуманный, а действительно существовавший в прошлом, поэтому перед читателем не утопия, а идиллия. Черты её проступают в описании картин природы, образе жизни поселян и их традициях:
Повзрослевший Обломов — человек, который вырос в рамках идиллии и теперь мучительно пытается освоить реальный мир, полный забот. Настоящая Обломовка за эти годы потеряла свой процветающий облик: дома там наполовину разрушены, деревня разорена управляющим.
Однако Илья Ильич не замечает текущего состояния дел, он повсюду ищет возможности устроить свою жизнь, как в детстве.
Повторением Обломовки для героя становится Выборгская сторона, в доме Агафьи Матвеевны он может снова окунуться в идиллический мир, где всегда пахнет вкусной едой и ничего не требуется решать.
Что такое обломовщина
Рассказывая о детстве героя с помощью его сна, Гончаров помогает читателям проанализировать истоки текущего образа жизни Обломова и прямо отвечает, что погубило героя: виной всему «обломовщина».
Если критик Н. А. Добролюбов в знаменитой статье «Что такое обломовщина?» сосредоточил своё внимание на социальном явлении, свойственном крепостнической России 19 века («Началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить»), то Гончарова «обломовщина» волнует на более широком уровне — это явление, свойственное каждому русскому, а отчасти — любому человеку без привязки ко времени и пространству.
Чтобы понять, что именно вкладывает автор в слово «обломовщина», важно посмотреть, каким эпизодом завершается «Сон Обломова». Маленького Илью, убежавшего из дома поиграть в снежки, ловят, закутывают в одеяло, поят чаем с малиной и 3 дня держат дома, когда ему полезно только одно: «опять играть в снежки». Но потребностям Ильи никто не придаёт значения.
Обломова с детства берегли от трудностей жизни, пугали его «страшным оврагом», запрещали бегать и исследовать мир, взамен рассказывая причудливые сказки на ночь. В результате Илья вырос инфантильным мечтателем, который боится жизни.
Обломов подобен всем другим жителям Обломовки, причём не только дворянам, привыкшим, что к их услугам всегда «триста Захаров». Сам Захар недалеко ушёл от своего хозяина по укладу жизни и привычкам. Общий жизненный застой, тяготение к традиционному укладу сделали Обломова пассивным и бездеятельным.
Равно как в детстве Обломова, полученное письмо не могли прочитать 4 дня, а затем отложили в сторону, чтобы никогда на него не ответить, так повзрослевший Илья Ильич не может заставить себя написать письмо управляющему, чтобы решить проблемы в деревне, до последнего предпочитает затягивать с переездом.
Неотъемлемая часть Ильи Ильича — восточный халат, символ обломовской лени, которая поглощает героя целиком. Он кутается в одежду, как в детстве кутался в одеяло, создающее иллюзию защиты от ужасного «внешнего мира».
Однако халат символизирует и положительные черты Обломова: широту его натуры, душевную мягкость, восточное созерцательное мышление.
Внутренний конфликт героя
У Ильи Ильича мысли с обломовцами сходятся: он тоже мечтает о спокойной жизни в большом доме, любит поесть и отдохнуть после обеда. Однако рассуждения героя возвышеннее, чем у его родителей. Обломов интересуется миром искусства, с удовольствием слушает музыку. В роли своей жены он видит красивую и интеллигентную женщину, к которой в гости будут приходить за нотами, а не чтобы попросить рецепт пирога.
Пик любви между Обломовым и Ольгой стал золотой порой в жизни героя, пробуждением его от долгого сна, однако женщина не любила героя таким, каков он на самом деле. Она любила будущего Илью, воссоздать которого ей не удалось. Ольга ценила «нежную, голубиную душу» Обломова, но не смогла до конца понять его натуру.
Другой опорой и шансом порвать с миром обломовщины был Штольц, приятель детства, с которым Илья Ильич вместе учился в Верхлёво. Герои продолжают литературную традицию дружбы между двумя непохожими людьми.
Взаимоотношения персонажей являются темой отдельного урока, на котором проводится сопоставительный анализ, составляется таблица с характеристикой героев, выявляется система их жизненных ценностей. Кратко сформулировать их можно так: несмотря на кардинальные различия в характерах, герои любят и уважают друг друга. Обломов восхищается деловой хваткой и энергичностью Штольца, а тот ценит нравственность и порядочность Обломова.
В своём сне Обломов видит картины своих школьных лет: он то и дело пропускает занятия, иногда неделями подряд, потому что в доме всегда найдётся повод не пускать ребёнка на учёбу: то на дорогах грязно, то Илюша простыл, то праздники впереди. На занятиях он тоже ленится, плохо ведёт конспекты уроков, витает в облаках.
Повзрослевший Обломов равнодушен к труду, беспомощен в делах и привык откладывать всё на потом.
При этом учёба в пансионе наложила свой отпечаток на восприятие героя: Обломов имеет представление, как можно жить иначе и видит перед глазами пример делового человека Штольца, однако последовать таким путём не может.
Черты лишнего человека
Обломова часто относят к типу «лишнего человека» в русской литературе (с ним школьники знакомятся в 9 классе при изучении «Горе от ума», по этой теме пишут экзаменационные сочинения), но это верно лишь отчасти:
Обломов много рассуждает, но ничего не делает, однако «лишний человек» бездеятелен поневоле: он лишен возможности действовать, поскольку в сложившейся обстановке не может направить силы в необходимое русло, реализовать потенциал.
Обломов ничего не делает, потому что привык так жить, его безынициативность и бездеятельность — отчасти выбор, отчасти отрицательный результат воспитания в Обломовке.
Обломов рассеян, нерешителен и несамостоятелен. В отличие от «лишних людей» он не пытается найти внутренним силам реализацию: не ввязывается в авантюры, не видит смысла в кутеже, не ищет признания на каком-то поприще.
» Я сам копаю себе могилу и оплакиваю себя… Всё знаю, всё понимаю, но силы и воли нет…», — цитата показывает, что герою свойственно разочарование в себе. Неспособный изменить жизнь, он предпочёл рефлексировать.
Обломов оторван от света, не желает иметь с ним каких-либо контактов. Илья Ильич скучает, принимая посетителей, он ощущает превосходство над ними: «Всё это мертвецы, спящие люди, хуже меня».
Но обособленность героя связана с тем, что реальный мир не похож на пространство, где томится его душа. Идеал Ильи — мир, где все живут в любви и довольстве, идиллическая Обломовка, охватившая весь мир.
Гончаров описывает 3 трагедии:
Таким образом, анализ главы «Сон Обломова» помогает понять, почему главный герой не смог реализоваться.
Это идейно-художественный центр романа, который позволил автору исследовать душу своего персонажа, раскрыть «мир обломовщины», наложившей трагический отпечаток на судьбу героя.
Напишите пожалуйста анализ эпизода Сон Обломова
1. Место эпизода в произведении, характер изображенного события, действующие лица.
2. Тезис–предположение о роли эпизода в связи с тематикой и проблематикой произведения.
II. Основная часть. Анализ эпизода как самостоятельного фрагмента произведения.
1. Краткая характеристика персонажей и события на момент начала действия эпизода.
2. Участие персонажей в изображенном событии (2-3 момента в развитии действия).
3. Характеристика персонажей, их поведения и переживаний в момент кульминации и развязки.
4. Вывод о выявленных чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей.
5. «Сцепления» эпизода с другими эпизодами.
III. Заключение о роли эпизода как этапа развития конфликта, важного для понимания идейного смысла произведения
По композиции *Сон Обломова* является вставным эпизодом,
то есть внесюжетным элементом.
Эта глава хотя и обладает известной законченностью и
самостоятельностью, но не влияет на развитие сюжета.
Она призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.
Если у тебя есть план и ты сознательно пошёл в 10 класс,
то объясни, почему твою работу должны выполнять другие?!
Во-первых, ты, baby, влез не в ту категорию,
тебе сюда:
https://otvet.mail.ru/literature/
Во-вторых, даже в категории Домашнее задание
работать за тебя вряд ли кто будет.
Конспект урока по литературе на тему «Сон Обломова и его место в произведении»
Тема урока: Сон Обломова и его место в произведении.
Цели урока: вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон; выявить композиционные особенности главы «Сон Обломова», значение «Сна Обломова»;
Тип урока: урок углубленной работы над текстом;
Методы: метод выразительного чтения, эвристический, исследовательский, репродуктивный;
Приемы: выразительное чтение, постановка проблемных вопросов, беседа с учениками, лексическая работа, постановка нравственной проблемы, обучение анализу эпизода, фрагментарная лекция учителя, просмотр видеоматериалов;
Виды деятельности учащихся: выразительное чтение отрывков, анализ образов, проблемы текста, ответы на вопросы учителя, записи в тетради, сообщение учащегося, размышления о прочитанном;
Оборудование: текст романа И. А. Гончарова «Обломов», отрывки из кинофильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова » ; слайдовая презентация;
Организационный момент (1 минута);
Целеполагание (1 минута);
Вступительный этап (8 минут):
-постановка проблемных вопросов;
— беседа с учениками;
Основная работа с текстом (25 минут);
Заключительный этап (8 минут);
Домашнее задание (2 минуты)
В 1849 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при « Современнике » была опубликована глава «Сон Обломова» как самостоятельное произведение, которую сам автор назвал «увертюрой всего романа».
Каково значение слова «увертюра»? Что автор хотел сказать таким сравнением?
Увертюра – ( франц. ouverture, букв. открытие) является музыкальным термином.
Музыкальное вступление к опере, оперетте, балету.
Небольшое музыкальное произведение для оркестра. Концертная увертюра.
Само произведение «Обломов» Гончаров задумал еще в 1847 году. А в 1849 опубликовал отдельным произведением «Сон Обломова», таким образом, получается, что «Сон» являлся преддверием к полноценному роману. Как в музыкальном произведении увертюра являлась вступлением, так и «Сон» можно считать своеобразным предисловием к роману «Обломов».
В каких, ранее изученных произведениях, мы сталкивались с изображением сна? Каковы были его функции?
1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.
2. Сон — как идиллия, мечта.
3. Сон — как предвидение будущего.
Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?
1. Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.
2. Сон — показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.
Сообщение ученика (Карина Панова)
Изображение сна, — описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.
Сон одного из действующих лиц литературно-художественного произведения может служить как бы рамкой, или обрамлением, основного сюжета, своеобразно подчеркивая его и выделяя на фоне второстепенных подробностей.
Иногда сновиденье героя служит формой сюжета не основного, но эпизодического, выделяя его, как частичный, но значительный эпизод в развитии главного действия.
Обычно, в подобном сне автор отражает, как в вогнутом зеркале, в увеличенном виде то, что для него особенно важно, особенно дорого, а для читателя, по его мнению, значительно.
Таков сон Обломова, форма эпизодического сюжета романа, — соединивший в себе, в конденсированном виде, все, что Гончаров считал существенным и характерным для понимания всего произведения.
В чем особенность композиционного использования сна в романе «Обломов»?
Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.
Условно, главу «Сон Обломова» можно поделить на части. Сколько частей вы бы выделили? Какие это будут части?
I часть сна. Экспозиция
— Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край?
— Что же снится Илье Ильичу?
(Краткий пересказ 9 гл.).
— Зачитайте описание утра, приснившегося Обломову. Каков полдень, вечер? Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?
— С какой целью автор использует пейзаж?
II часть сна. Чудесная страна.
— Каков переход от первой части сна ко второй?
(Он очень простой, на первый взгляд: «Потом Обломову приснилась другая пора…».)
— Каким предстает перед нами мальчик Илюша?
III часть сна. Обломову 13-14 лет.
— Каков здесь механизм связки частей?
(И снова мастерство Гончарова (внешняя простота перехода к следующей части): «Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет 13- 14».)
— Что происходит далее?
(Знакомство с новыми героями, событиями из жизни героя (Захарка, Штольц, учение, бесенок).
— Обломовка — родовое имение героя. Какими предстают пред нами Обломовка и ее жители?
— В чем корни «обломовщины»?
Глава начинается с изображения «благословенного уголка земли». Выразительное чтение со слов: « Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!» до слов: «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг». Что изображает этот отрывок? Можно ли сказать, что для Ильи Ильича Обломовка является идеальным местом? Почему?
Этот отрывок рисует некую утопию, идеалистический мир вечного тепла и солнца. Сама местность располагает к тихой, размеренной жизни, без каких бы то ни было внешних раздражителей, проблем и забот.
Это уже наталкивает на мысль, что Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала. В Обломовке человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, “там ближе к земле”, и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля. Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире.
В чем особенности времени в Обломовке? А пространства?
Особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Можно говорить о цикличности жизни обитателей Обломовки.
Что особенного было в распорядке дня в Обломовке? Приведите примеры из текста.
Утро в доме Обломовых не пропадало даром: «Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни.
Из людской слышалось шипенье веретена да тихий, тоненький голос бабы: трудно было распознать, плачет ли она или импровизирует заунывную песню без слов..
На дворе, как только Антип воротился с бочкой, из разных углов поползли к ней с ведрами, корытами и кувшинами бабы, кучера.
А там старуха пронесет из амбара в кухню чашку с мукой да кучу яиц; там повар вдруг выплеснет воду из окошка и обольет Арапку, которая целое утро, не сводя глаз, смотрит в окно, ласково виляя хвостом и облизываясь.
Сам Обломов- старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.
Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»
Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё погрузилось в сон. Напряжённая, полная исканий жизнь человечества не касается её. Еда и сон — только этим и ограничивается тамошняя жизнь. Вся жизнь Обломовки была подчинена традициям. Если происходило что-то выбивавшееся из заведенного порядка, то это происшествие возмущало всю округу. Все традиционное, фантастическое в Обломовке переставало быть обыденным, а становилось священным.
С вашей точки зрения, какие последствия несет в себе такой ритм жизни?
Живя в постоянном состоянии расслабленности, лености, человек теряет саму человеческую сущность. Он становится безынициативным, отреченным. Можно говорить о духовной смерти личности, нравственном застое и отсутствии какого-либо развития.
Каким изображает автор маленького Ильюшу?
В детстве Илья Обломов был живым, веселым ребенком, цитата: «А иногда он проснется такой бодрый, свежий, веселый; он чувствует: в нем играет что-то, кипит, точно поселился бесенок какой-нибудь, который так и поддразнивает его то влезть на крышу, то сесть на савраску да поскакать в луга, где сено косят, или посидеть на заборе верхом, или подразнить деревенских собак; или вдруг захочется пуститься бегом по деревне, потом в поле, по буеракам, в березняк, да в три скачка броситься на дно оврага, или увязаться за мальчишками играть в снежки, попробовать свои силы.
Бесенок так и подмывает его: он крепится, крепится, наконец не вытерпит и вдруг, без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор, оттуда за ворота, захватил в обе руки по кому снега и мчится к куче мальчишек.»
Для полного представления жизни в «обломовке», обратимся к фрагменту из кинофильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова » режиссера Н. Михалкова. На ваш взгляд, удалось режиссеру передать обстановку и особенности жизни в «благословенном уголке земли»?
Подводя итоги урока, что можно сказать про данный эпизод? С какой целью Гончаров включает сон Обломова в роман?
Сон Обломова помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты и представления о жизни на подсознательном уровне. В выразительной картине сна представлен собирательный образ Обломовки, сонного царства, губящего в человеке живое, активное и мыслящее начало. Это образный и смысловой ключ к пониманию всего романа, и, несомненно, самостоятельное творение. Первоначально задуманный автором как отдельное произведение, он стал выдающимся шедевром литературы.
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Обломовщина – за или против?».
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940
Дынник М. Сон, как литературный приём // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. — Т. 2. (Фундаментальная электронная библиотека)