Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна

Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна

Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. 78566cf226e4f237c66bfaf3a35cc0bcd8. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна фото. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна-78566cf226e4f237c66bfaf3a35cc0bcd8. картинка Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. картинка 78566cf226e4f237c66bfaf3a35cc0bcd8. Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Цели урока:

Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. svid pub. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна фото. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна-svid pub. картинка Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. картинка svid pub. Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Цели урока:

Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Цели урока:

Образовательные: охарактеризовать физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений; разъяснить значение сна для нормального функционирования мозга; рассказать о нарушениях сна, связанных с различными состояниями человеческого организма; показать необходимость выполнения правил гигиены сна, предупреждающие его нарушение.

Развивающие: расширять кругозор и словарный запас учащихся, развивать умение анализировать и классифицировать явления в жизни растений, животных и человека.

Воспитательные : прививать интерес к предмету, пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать гигиеническому воспитанию.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная и парная. Методические приёмы: Рассказ, беседа, выступления.

1.Организационный момент 2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос. 1. Что такое биологические ритмы? 2. Какие разновидности биоритмов бывают? 3. Как влияют биоритмы на жизнедеятельность организмов? 4. Что такое фотопериодизм и как его используют организмы для приспособления?

4. Изучение нового материала. Учитель: Загадка: Что слаще сладкого, А на тарелке не поднести? Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон) Учитель:

75% всего времени сна (без быстрого движения глаз)

25% всего времени сна (с быстрым движением глаз)

Физиологическое состояние организма

После засыпания и длится по 1-1,5 часа.

После медленного сна длится по 10-15 мин.

Снижается активность нервной системы, частота сердцебиений, кровяное давление, температура тела, деятельность внутренних органов, мышцы расслабляются

Повышается активность нервной системы, учащается сердцебиение, увеличивается кровяное давление и температура тела, мышцы в тонусе

Психические процессы мозга

Наблюдаются разговоры во сне, страхи и лунатизм

Сновидения. Обработка дневной информации

Учитель: — Ученые-сомнологи выяснили, что во сне мы проводим треть своей жизни, как вы думаете зачем? (ответ учащихся – о значении сна) Значение сна . 1. Отдых организма. 2. Переработка и хранение информации. 3. Приспосабливает организм к биоритмам. 4. Восстанавливает иммунитет путём активизации Т-лимфоцитов.

— Поэтому создаются очень необычные изобретения. Так изобретатель Саркисов предложил водителям очки против сна. К верхней части оправы крепятся две скобы с пружинящими пластинками. Они подпирают веки и не дают им закрыться. В чём ошибка изобретателя? А как действительно должно быть устроено такое приспособление?

Нарушения сна (Звучат сообщения учащихся и рассказ учителя с элементами беседы об основных нарушениях сна) 1. Летаргия. 2. Микросон. 3. Бессонница. 4. Лунатизм.

5. Закрепление изученного материала. Вопросы (Устный опрос учащихся) Какое отношение к природным биоритмам имеет смена сна и бодрствования? Что такое сон? Что происходит во время сна? Чем быстрый сон отличается от медленного? Каково значение сна? Сновидений? Какие нарушения сна вам известны? Чем они опасны?

Давайте выясним, что вы хорошо усвоили на этом уроке? (Письменный опрос учащихся по вопросам, вынесенным на доску (слайд № 14-15) 1.Человек во сне проводит примерно: А) половину своей жизни; Б) две трети своей жизни; В) одну треть своей жизни. 2. Сон- особый тип: А) возбуждения; Б) торможения. 3. Природу сна научно обосновал: А) И.М. Сеченов; Б) И.П.Павлов; В) Н.И. Пирогов. 4. Когда человек видит сновидения? А) во время быстрого сна; Б) медленного сна. 5. Сновидения видят: А) все люди; Б) только некоторые. 6. Все ли участки коры полушария охвачены во время сна торможением: А) да; Б) нет. 7. Центр сна расположен в: А) гипофизе; Б) гипоталамусе; В) таламусе. 8. Во время этой фазы сна мы видим сновидения: А) быстрого сна; Б) медленного сна. (Ребята обмениваются работами с соседом по парте для взаимопроверки.)

Источник

Урок биологии на тему «Ритм сна и бодрствования. Значение сна»

Предмет: биология Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Цели урока:

Образовательные: охарактеризовать физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений; разъяснить значение сна для нормального функционирования мозга; рассказать о нарушениях сна, связанных с различными состояниями человеческого организма; показать необходимость выполнения правил гигиены сна, предупреждающие его нарушение.

Развивающие: расширять кругозор и словарный запас учащихся, развивать умение анализировать и классифицировать явления в жизни растений, животных и человека.

Воспитательные: прививать интерес к предмету, пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать гигиеническому воспитанию.

Тип урока: Изучение нового материала. Вид урока: Комбинированный. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная и парная. Методические приёмы: Рассказ, беседа, выступления. Демонстрация наглядных пособий.

1.Организационный момент 2. Проверка домашнего задания. (слайд № 2) Фронтальный опрос. 1. Что такое биологические ритмы? 2. Какие разновидности биоритмов бывают? 3. Как влияют биоритмы на жизнедеятельность организмов? 4. Что такое фотопериодизм и как его используют организмы для приспособления?

Объясните какой биоритм изображен на слайде и что вы можете о нём сказать? (слайд № 3)

4. Изучение нового материала. Учитель: Загадка: Что слаще сладкого, А на тарелке не поднести? Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон) Учитель:

75% всего времени сна (без быстрого движения глаз)

25% всего времени сна (с быстрым движением глаз)

Физиологическое состояние организма

После засыпания и длится по 1-1,5 часа.

После медленного сна длится по 10-15 мин.

Снижается активность нервной системы, частота сердцебиений, кровяное давление, температура тела, деятельность внутренних органов, мышцы расслабляются

Повышается активность нервной системы, учащается сердцебиение, увеличивается кровяное давление и температура тела, мышцы в тонусе

Психические процессы мозга

Наблюдаются разговоры во сне, страхи и лунатизм

Сновидения. Обработка дневной информации

Учитель: — Но сон человека отличается от сна других животных, как вы думаете чем? (ответ учеников –сновидениями)

Учитель: Ученые-сомнологи выяснили, что во сне мы проводим треть своей жизни, как вы думаете зачем? (ответ учащихся – о значении сна ) Значение сна . (слайд № 9) 1. Отдых организма. 2. Переработка и хранение информации. 3. Приспосабливает организм к биоритмам. 4. Восстанавливает иммунитет путём активизации Т-лимфоцитов.

— Поэтому создаются очень необычные изобретения. Так и зобретатель Саркисов предложил водителям очки против сна. К верхней части оправы крепятся две скобы с пружинящими пластинками. Они подпирают веки и не дают им закрыться. В чём ошибка изобретателя? А как действительно должно быть устроено такое приспособление?

Нарушения сна (слайд № 10) ( Звучат сообщения учащихся и рассказ учителя с элементами беседы об основных нарушениях сна) 1. Летаргия. 2. Микросон. 3. Бессонница. 4. Лунатизм.

Учитель: — Если соблюдать все эти условия, можно не только выспаться, а и сделать важные открытия (сообщение учащегося)

5. Закрепление изученного материала. Вопросы (слайд № 13) (Устный опрос учащихся) Какое отношение к природным биоритмам имеет смена сна и бодрствования? Что такое сон? Что происходит во время сна? Чем быстрый сон отличается от медленного? Каково значение сна? Сновидений? Какие нарушения сна вам известны? Чем они опасны?

Источник

Наука сна: внутренние часы, биологические ритмы и страшные сновидения

Что такое циркадные ритмы и как наладить свой сон в подростковом возрасте. Советы сомнолога Романа Бузунова.

Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. %D1%86%D0%B8%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC%D1%8B. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна фото. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна-%D1%86%D0%B8%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC%D1%8B. картинка Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. картинка %D1%86%D0%B8%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC%D1%8B. Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Цели урока:

Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. image 2021 02 25 13 28 28. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна фото. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна-image 2021 02 25 13 28 28. картинка Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. картинка image 2021 02 25 13 28 28. Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Цели урока:

Вокруг подросткового сна много мифов: тинейджеры поздно ложатся спать и долго спят, потому что ленятся, или убеждают себя, что среди недели могут спать меньше восьми часов, а на выходных отсыпаться. Родители и педагоги стараются решить проблемы жёстким режимом, ранними подъёмами и запретом на использование гаджетов. Правда ли, что сон подростков отличается от сна взрослого? Отдыхает ли мозг ночью? Можно ли заставить себя лечь пораньше? Мы поговорили с сомнологом Романом Бузуновым и разобрались в науке сна.

Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. Frame 11. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна фото. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна-Frame 11. картинка Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. картинка Frame 11. Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Цели урока:

Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. %D1%81%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3 %D0%B1%D1%83%D0%B7%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна фото. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна-%D1%81%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3 %D0%B1%D1%83%D0%B7%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2. картинка Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. картинка %D1%81%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3 %D0%B1%D1%83%D0%B7%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%B2. Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Цели урока:

президент «Российского общества сомнологов»,

профессор, доктор медицинских наук

Что такое циркадные ритмы, или почему мы спим ночью

Человек — это дневной вид. У нас есть суточные циркадные ритмы (циклы сна и бодрствования), которые настроены на то, чтобы мы бодрствовали днём и спали ночью. Мы так живём не потому, что привыкли, — внутри нас тикают часы, которые регулируют активность мозга. Это наш биологический внутренний механизм, то есть цикл «сон — бодрствование» работает не только из-за связи с внешними стимулами типа темноты или времени суток.

В шестидесятые годы прошлого века профессор Мишель Сифр поставил на себе эксперимент «Вне времени» по изучению биологических ритмов. Вместе со своими студентами он несколько месяцев провёл в пещере с постоянной освещённостью, влажностью, температурой и без часов. Результаты эксперимента показали, что даже без внешних раздражителей (естественного света, изменения погоды, посторонних шумов) человек всё равно какую-то часть времени спит, а какую-то бодрствует. Он делает это с определённой периодичностью, а не как попало.

Испытуемые начали жить по своим внутренним часам, и оказалось, что наш внутренний цикл длится чуть больше 24 часов, поэтому за время эксперимента профессор со студентами насчитали меньше суток, чем провели в пещере на самом деле.

Как работают наши внутренние часы и с чем связаны циркадные ритмы

Учёные стали искать, где находятся эти часы, и нашли их в центре мозга, в месте под страшным названием «супрахиазматическое ядро». Эта часть командует всеми остальными часами в нашем организме и устанавливает центральное время.

Внутренние часы — это гены и белки, которые очень хитро регулируют друг друга, нашу активность, аппетит, секрецию гормонов, температуру тела, артериальное давление и другие показатели. Часы идут даже в клетках нашей кожи: они тикают уже несколько миллиардов лет. И у нас, и у мухи они устроены похоже. Это очень древний и надёжный механизм, против которого идти сложно.

Нарушение и регуляция циркадных ритмов

Рассинхронизация часов и нарушение циркадных ритмов плохо сказывается на общем состоянии человека. Если мы ложимся в разное время, учимся по ночам, спим разное количество часов в будни и в выходные, мы сбиваем внутренние ритмы. Организм не успевает синхронизироваться сам с собой.

Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. %D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%BA%D0%B8. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна фото. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%BA%D0%B8. картинка Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. картинка %D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%BA%D0%B8. Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Цели урока:

В результате может получиться так, что мозг будет считать, что сейчас день, печень — что сейчас ночь, а гормоны — что вечер. И это может сильно ударить по здоровью. Почему?

Во сне мозг не отключается — он просто занят другой работой

Центры мозга, которые днём отвечали за взаимодействие человека с окружающей средой, помогали нам обрабатывать информацию и избегать опасности, ночью начинают руководить организмом и восстанавливать его жизнеспособность. Они настраивают работу печени, лёгких, лимфатической системы, иммунитета. Во время сна все внутренние процессы восстанавливаются.

Параллельно эти процессы идти не могут: невозможно одновременно расходовать энергию и накапливать. Когда мозг включает каналы, которые активно работают вовне, у него не остаётся ресурсов обрабатывать что-то внутри. Когда машина едет, сложно заниматься её техобслуживанием и менять колёса на ходу.

Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. 3. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна фото. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна-3. картинка Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. картинка 3. Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Цели урока:

Восстановление работоспособности происходит преимущественно в первые четыре-пять часов сна. В оставшиеся три-четыре часа мозг в основном «переваривает» информацию, запоминает нужное и забывает ненужное, сортирует новый опыт по различным системам памяти, формирует ассоциации. Информационная фаза обработки накопленного опыта ближе к утру, поэтому и сны нам снятся в это время.

Когда человек спит пять часов, физически он может функционировать: организм всё настроил и наладил, но ментально — нет. Если вдобавок к этому имеются какие-то расстройства сна, мозг отвлекается от своей внутренней работы, и мы хуже себя чувствуем днём, повышаются риски развития депрессии и тревоги.

Сон ничем не заменить и никак не компенсировать

Подросткам нужен долгий сон от 8 до 10 часов: это реальная потребность организма. Если мы будем её удовлетворять, днём мы будем работать на 100%. Если мы спим меньше, начинаем наносить себе ущерб. Если намного больше, это признак каких-то фоновых проблем.

Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. 1. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна фото. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна-1. картинка Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. картинка 1. Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Цели урока:

Рекомендованная продолжительность сна по данным National Sleep Foundation

Недостаток сна трудно осознать

Когда мы недостаточно спим, мы сами у себя отнимаем силы и не даём организму работать на максимум. Если человек не будет спать в течение суток, по исследованиям, он не восстановится даже за неделю.

Недостаток сна бьёт по функциям префронтальной коры: снижает способность к эмоциональному контролю и повышает риск депрессивных состояний. У подростков эти функции только начинают формироваться, а недостаток сна их сразу выбивает. Поэтому невыспавшегося человека так легко вывести из равновесия, довести до слёз или спровоцировать на другую бурную реакцию.

В подростковом возрасте ритмы сдвигаются на совиный тип

Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. 2 1. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна фото. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна-2 1. картинка Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. картинка 2 1. Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Цели урока:

СХЕМА ЦИРКАДНЫХ РИТМОВ

Синяя линия — среднестатистический взрослый

Жёлтая линия — среднестатистический подросток

Спад бодрости у среднестатистического взрослого в 4–5 часов ночи

У среднестатистического подростка в 6–7 часов утра

У циркадных ритмов есть разные варианты — в зависимости от них, человек будет склонен либо к более ранней активности (жаворонки), либо к более поздней (совы). Это не культурная привычка, а наследуемая вещь.

Среди подростков большой процент сов, поэтому им труднее вставать и ложиться в ранние часы. Самый крепкий сон у них приходится на семь часов утра — время, в которое все обычно встают в школу.

Подъём в самый минимум бодрого состояния влечёт за собой недостаток парадоксального сна — последней фазы, которая критически важна для запоминания и обучения.

С возрастом внутренние часы постепенно ускоряются, и среди взрослых преобладают жаворонки.

Как наладить режим при нарушении циркадного ритма

Соблюдение режима и регуляция света позволяют подстраивать свои внутренние часы под реальность, потихоньку их ускорять или замедлять. Люди, которые живут в Москве по времени Гонконга, вечером носят солнцезащитные очки, чтобы мозг думал, что уже закат, а утром используют светобудильники для имитации восхода.

Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. %D0%BA%D0%B0%D0%BA %D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE %D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C 01. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна фото. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна-%D0%BA%D0%B0%D0%BA %D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE %D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C 01. картинка Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. картинка %D0%BA%D0%B0%D0%BA %D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE %D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C 01. Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Цели урока:

Налаживать режим после каникул или праздников лучше постепенно, поскольку нужен примерно час в сутки, чтобы организм перестроился на новый режим без последствий. Начинать нужно с того, чтобы раньше вставать на час: волевым усилием заставить себя лечь раньше мы, к сожалению, не можем. Лучше не пытаться этого делать, чтобы не связывать засыпание с тревожностью и не выработать условный рефлекс — «боязнь не заснуть».

Три дополнительных вопроса про сон

🌚 Почему дети лунатят и говорят во сне, а в подростковом возрасте это пропадает

Все системы в нашем организме имеют особенность дозревать. Регуляция сна и бодрствования тоже постепенно налаживается. У детей ещё не очень развит нейрохимический блок, и когда в парадоксальной фазе дети видят сны, они реализуют команды, которые подаёт им мозг: строят гримасы, показывают язык, двигаются. Это нарушение поведения происходит в парадоксальном сне, когда у человека сохранены быстрые рефлексы и он может действовать в соответствии с фабулой сна.

Сноговорение и снохождение происходит во второй фазе сна, когда какая-то часть мозга спит, а другая уже проснулась. Лунатики могут воспроизводить некоторые закрепившиеся рефлексы, выполнять последовательности действий, но делают они всё медленно — у них отсутствуют быстрые рефлексы.

В подростковом возрасте возникает нейрохимический блок, который не пропускает команды и не даёт нашему телу их осуществлять. Получается активный мозг в парализованном теле. Сомнамбулизм к подростковому возрасту тоже обычно пропадает. Если в детстве ходят и разговаривают во сне 10–15% детей, к пубертату нервная система постепенно созревает, снохождение и сноговорение остаётся у 2–3%.

👹 Откуда берутся повторяющиеся страшные сны

Сновидения— это анализ накопленной за день информации, который, правда, может быть алогичным, поскольку в сновидениях преобладают свободные ассоциации. Обычно мы смотрим сны, ненужное забываем, важное — переводим в долгосрочную память и принимаем какие-то решения.

Навязчивые сны обычно бывают после какого-то страшного события. Мозг во сне обращается к этой ситуации, пытается её проанализировать, но не может ни решить, как действовать в будущем, ни забыть, ни принять этот ужас. Мозг не может отложить это и, как заезженная пластинка, постоянно возвращается к одному и тому же сюжету.

🧠 Как работают осознанные сновидения

Во время осознанных сновидений какая-то часть мозга чувствует, что мы во сне, и начинает руководить сном. Человек из исполнителя собственного сна превращается в режиссёра, который может влиять на фабулу. С одной стороны, это классный опыт — ты можешь стать кем угодно и делать что захочешь: задавать себе задачи и решать их, отрабатывать новые навыки во сне, проигрывать страхи. С другой стороны, если слишком увлечься осознанными сновидениями, можно вообще уйти от реальности и жить только во сне.

Сомнология — раздел медицины и нейробиологии, посвящённый исследованиям сна, расстройств сна, их лечению и влиянию на здоровье человека.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Сон и старение I: «Часы в мозге» и влияние генов на ритм жизни

Сон и старение I: «Часы в мозге» и влияние генов на ритм жизни

Эпифиз вырабатывает «гормон сна» мелатонин ночью, а солнечный свет тормозит его образование. Мелатонин — главный регулятор циркадных ритмов, управляющих распорядком дня человека.

Автор
Редакторы

Новая неделя, новый день, новый год. Время жизни разбито на отрывки разной длительности, и все эти отрывки повторяются. Каждые несколько часов нам хочется есть. Каждый вечер мы ложимся спать. Каждые четыре недели организм женщины вырабатывает яйцеклетку. Большинство процессов, происходящих с нашим телом, циклично, и одни циклы завязаны на другие. И хотя старение организма периодическим процессом не назовёшь (ведь никто не молодеет!), его ход напрямую зависит от биоритмов человека, в частности, от цикла сна и бодрствования. Доказательства этому находятся и на уровне поведения, и на уровне отдельных органов, клеток и генов.

Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. e3be40c78d9dffe177e861355d7eeded. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна фото. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна-e3be40c78d9dffe177e861355d7eeded. картинка Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. картинка e3be40c78d9dffe177e861355d7eeded. Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Цели урока:

Старение и долголетие

Цикл статей, задуманных в рамках спецпроекта «биомолекулы» для фонда «Наука за продление жизни».

В этом цикле рассмотрим общие проблемы старения клеток и организмов, научные подходы к долголетию и продлению здоровой жизни, связь сна и старения, питания и продолжительности жизни (обратимся к нутригеномике), расскажем про организмы с пренебрежимым старением, осветим темы (эпи)генетики старения и анабиоза.

Конечно, феномен старения настолько сложен, что пока рано говорить о радикальных успехах в борьбе с ним и даже о четком понимании его причин и механизмов. Но мы постараемся подобрать наиболее интересную и серьёзную информацию о нащупанных связях, модельных объектах, разрабатываемых и уже доступных технологиях коррекции возрастзависимых нарушений.

Краткое содержание спецпроекта освещено в видеоролике «Стареть или не стареть? // Всё как у зверей». Подробности же узнаете из наших статей.

Следите за обновлениями!

Часы в мозге

Как показывает практика, механизмы смены сна и бодрствования можно объяснить даже детям — «„Проснись!“ — „Усни. “ — „Проснись!“ — „Усни. “ — „Проснись!“» [1]. — Ред.

У дрозофил нашли подобие «гена сна», что описано в статье «Бессонные ночи дрозофилы» [2]. Чисто теоретически это может привести к тому, что потребностью во сне можно будет управлять, но вряд ли мы это когда-то увидим. — Ред.

Есть предположение, что изначально (много миллионов лет назад) циркадные ритмы помогали организмам не умирать от кислорода, которого в тот момент в атмосфере стало аномально много для тогдашних обитателей планеты — «Прообраз биологических часов» [3]. — Ред.

Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. 01.vlijanie gipotalamusa. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна фото. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна-01.vlijanie gipotalamusa. картинка Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. картинка 01.vlijanie gipotalamusa. Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Цели урока:

Рисунок 1. Влияние супрахиазматического ядра гипоталамуса на работу различных клеток организма. Функционирование клеток всех типов тканей подчиняется центральному ритму, который задаёт супрахиазматическое ядро гипоталамуса. Оно «следит» за тем, чтобы сигналы от нервной и эндокринной систем приходили к клеткам в одно и то же время — фактически, синхронизирует их. Кстати, то же можно сделать и вне организма: выращивая в культурах несколько образцов различных тканей человека, можно эти культуры синхронизировать, если имитировать сигналы SCN. Такая синхронизация активности культур различных типов клеток одного и того же человека представлена на графиках.

В ходе исследований посмертных срезов мозга здоровых пожилых людей выяснилось, что с возрастом нейроны SCN дегенерируют. Изменяется и структура LC. Кроме того, активность лобных долей коры значительно падает с возрастом (и степень снижения этой активности напрямую отражается на интеллекте), что показано в исследованиях фМРТ [4]. Всё это приводит к тому, что со временем у людей исчезают острые пики активности при бодрствовании. То есть пожилые, конечно, бодрствуют, но внимательность и скорость мышления у них не так хороши, как раньше. Вероятно, причина этого — постепенное ухудшение работы мозговых регуляторов сна и бодрствования.

У пожилых по сравнению с молодыми эффективность сна снижена. С этим может быть связана старческая сонливость, возникающая даже тогда, когда человек определённо выспался. Судя по всему, возрастное падение качества сна не вызвано какими-то конкретными патологиями, это просто часть обычного процесса старения. Впрочем, так ли неизбежно само старение, вопрос.

Кроме того, старые хуже переносят вынужденный пропуск сна. Это показали эксперименты, в ходе которых 12 мужчин возрастом 21–31 год и 11 мужчин возрастом 61–70 лет не спали 40 часов (рис. 2). У пожилых субъективное ощущение сонливости было сильнее, чем у молодых, да и внимание из-за недосыпа падало заметнее [5].

Другой эксперимент с такой же длительностью провели в 2005 году [6]. Его результаты тоже представлены на рисунке 2 (закрашенные серым области). В нём двум группам участников-мужчин (опять пожилым и молодым) нужно было в течение 40 часов то спать по 75 минут, то бодрствовать по 150 минут, притом делать это по расписанию. Такой искусственный режим должен был выявить, насколько сон у людей одной возрастной группы более эффективен, чем у испытуемых из другой группы. Нетрудно догадаться, что молодые во время эксперимента и после него чувствовали себя лучше, чем пожилые, потому что лучше высыпались.

Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. 02.kachestvo sna i bodrstvovanija. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна фото. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна-02.kachestvo sna i bodrstvovanija. картинка Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. картинка 02.kachestvo sna i bodrstvovanija. Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Цели урока:

Рисунок 2. Субъективное восприятие качества сна и бодрствования у молодых и пожилых мужчин во время 40-часового эксперимента по лишению сна [5], а также эффективность сна во время эксперимента с множеством эпизодов сна [6]. Пожилые раньше начинают чувствовать сонливость, и субъективно она проявляется сильнее (тёмно-серая линия). Молодые более устойчивы к депривации сна (светло-серая линия). Кроме того, субъективно сон молодых (светло-серые закрашенные области) более эффективен, чем сон пожилых (тёмно-серые закрашенные области).

«Гены циркадных ритмов» и старение

Работа любого органа — это, в конечном счёте, работа его генов. Наши «внутренние часы» — не исключение. В супрахиазматическом ядре экспрессируется ряд генов, малоактивных в других частях мозга и тела вообще. Среди таких генов BMAL1 (он же MOP3 и ARNT3), CLOCK и NPAS2 [7], [8]. Эти гены были выявлены в исследованиях с помощью нокаутных мышей — таких, которым методами генной инженерии нарушили работу одного или нескольких генов.

Как правило, продолжительность жизни у грызунов с одним или несколькими выключенными «генами периодичности» снижена. В частности, мыши с неработающим BMAL1 живут меньше своих собратьев. Под конец жизни у них проявляются все характерные признаки старения: их органы уменьшаются в размерах, теряется мышечная масса и подкожный жир, развивается старческая катаракта, повышается содержание активных форм кислорода в тканях [9]. При постоянной нехватке белков BMAL1 и CLOCK ухудшается память, снижается интеллект: животные хуже обучаются и быстрее забывают новую информацию [10].

BMAL1 и CLOCK действуют по-разному: если «выключить» работу гена CLOCK, не затрагивая BMAL1, жизнь мышей претерпевает менее глобальные изменения. Средний срок жизни грызунов без CLOCK на 15% короче, чем у животных дикого типа, а преждевременное старение проявляется у них только в изменении структуры кожи и развитии катаракты [11].

Вот один из примеров связи циркадных ритмов с обменом веществ в целом: «Найдена связь между обменом веществ и циркадным ритмом» [12].

Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. 03.starenie na kletochnom urovne. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна фото. Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна-03.starenie na kletochnom urovne. картинка Кроссворд на тему ритмы сна и бодрствования значение сна. картинка 03.starenie na kletochnom urovne. Тема: Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Цели урока:

Рисунок 3. Примеры проявлений старения на клеточном уровне. Подробное объяснение этих проявлений дано ниже в тексте в виде нумерованного списка.

Исследования обычно проводятся на больших группах животных, и данные по этим животным усредняются. Но мы-то помним, что каждый организм имеет свой уникальный геном, и от того, как гены в его составе взаимодействуют между собой, зависит очень многое. У двух мышей может быть нарушена работа одного и того же CLOCK, но на уровне отдельных органов и организма в целом это нарушение проявится у них совершенно по-разному. Да даже если с вариантами генов всё в порядке, два организма не будут стариться одинаково. Дело в том, что роль в силе и характере изменений сна с возрастом играет и генотип конкретного организма. Это было подтверждено исследованиями на мышах [23], [24], в которых качество сна грызунов оценивали по элетроэнцефалограммам, а также смотрели, как с возрастом у этих грызунов ухудшается зрение.

У грызунов линии C57BL/6 чаще других с возрастом развивается катаракта, а значит, почти пропадает зрение. Видимо, поэтому под старость (в возрасте примерно год) эти сумеречные животные всё более активны в светлое время суток и всё менее активны в темноте. Кроме того, пожилые C57BL/6 бодрствуют дольше остальных, а AKR/J дольше всех спят. Больше всего времени в стадии REM-сна проводят мыши линии DBA/2J, а меньше всего — AKR/J. Если годовалым мышам этих трёх линий некоторое время мешать спать, а потом дать им возможность выспаться, то быстрее всех к своему обычному режиму возвращаются грызуны C57BL/6.

Сон и метаболизм

Мы выяснили, как нарушение работы «генов циркадных ритмов» влияет на состояние отдельных клеток. А как на них действует нарушения сна, столь частые в преклонном возрасте?

Хотя сон считается временем покоя, во время сна очищение нейронов от «отработанных» продуктов обмена веществ происходит быстрее, чем при бодрствовании [26]. Кстати, ночью очищается не только нервная система. Во время сна также усиливается или ослабевает экспрессия ряда генов. В тканях лёгких экспрессия 3% генов различается во сне и при бодрствовании. В тканях сердца таких «сон-зависимых» генов 6%. Во время сна содержание маркеров клеточного стресса в тканях лёгких, сердца и мозга снижено [27].

Возможно, одна из функций сна — избавление организма от отработанных метаболитов и общее восстановление клеток после стресса. Если это предположение окажется верным, оно сможет объяснить некоторые факты. Например, известно, что независимо от национальности у женщин 46–57 лет, имеющих частые жалобы на качество сна, особенно высок риск метаболического синдрома [28]. Впрочем, последнее может быть связано с тем, что в дополнительные часы бодрствования эти женщины едят [29]. А значит, они потребляют больше калорий в сутки, чем женщины без проблем со сном. В пользу этой гипотезы свидетельствует то, что экспериментальное нарушение сна не вызывало у крыс метаболического синдрома [30].

По данным эпидемиологических исследований, депривация (ограничение времени) сна повышает вероятность дислипидемии, диабета 2 типа и нетолерантности к глюкозе (таб. 1).

Таблица 1. Влияние проблем со сном (слишком короткий, слишком длинный и с перерывами) на обмен веществ. Сводная таблица по множеству исследований, в которых в разное время принимали участие сотни и тысячи испытуемых разного возраста, пола и гормонального статуса. Почти во всех этих работах выявили, что и недосып, и слишком длинный сон повышают риск развития метаболического синдрома или даже диабета. Таблица из [31].

Первый автор статьи, ссылкаГодЧисло участниковПродолжительность исследованияРезультаты
Chaput et al. [32]20077403 годаРегулярный сон длительностью менее 6 часов вызывает нарушение толерантности к глюкозе.
Mallon et al. [33]2005266312 летУ мужчин частые пробуждения и короткий сон связаны с повышенной вероятностью диабета.
Nilsson et al. [34]2004659914,8 ± 2,4 годаНарушения сна повышают риск развития диабета.
Tuomilehto et al. [35]200828002 годаСлишком короткий (≤6 ч) или слишком длинный (≥8ч) сон повышают вероятность развития диабета 2 типа у женщин среднего возраста. У мужчин аналогичного эффекта не нашли.
Meisinger et al. [36]2005830011 летУ людей обоих полов сложности с поддержанием сна (частые просыпания и т.п.) повышают риск развития диабета 2 типа.
Hayashino et al. [37]200765096 летУ взрослых без серьёзных проблем со здоровьем нарушения засыпания связаны с повышенным риском диабета.
Kawakami et al. [38]200426498 летНарушения сна связаны с повышением риска диабета в 2-3 раза.
Choi et al. [39]200842221 годИ слишком короткий, и слишком длинный сон ассоциируются с повышенным риском метаболического синдрома.
Gangwisch et al. [40]2007899210 летКратковременный сон может быть важным фактором риска диабета.
Xu et al. [41]20101014310 летКороткий ночной сон и частый дневной сон связаны с проявлением диабета.
Rafalson et al. [42]201014556 летКороткий ночной сон связан с нарушением содержания глюкозы в крови натощак, вызванным резистентностью к инсулину.
Yaggi et al. [43]2006170918 летИ слишком короткий, и слишком длинный сон повышают риск развития диабета.
Hall et al. [44]20081214Одномоментное исследованиеПродолжительность сна связана со степенью риска метаболического синдрома.
Facco et al. [45]2010189В течение беременностиМалая продолжительность сна связана с нарушением толерантности к глюкозе во время беременности.
Qui et al. [46]20101290В течение беременностиГестационный диабет (диабет беременных) и нарушение толерантности к глюкозе чаще развиваются у тех, кто мало спит.

Помимо нарушений метаболизма, ошибок репликации и повышенным по сравнению с нормой процентом гибнущих клеток [30], депривация сна может повлечь за собой негативные последствия для иммунной системы. У пациентов с постоянным недосыпом днём в крови повышается содержание маркеров воспаления — фактора некроза опухолей (TNF), интерлейкинов 1 и 6, а также кортизола [31], [47]. А ведь воспаление идёт рука об руку с повышенным риском множества заболеваний, начиная от инсульта и заканчивая болезнью Альцгеймера. Например, при последней клетки микроглии (это макрофаги в мозге) выделяют заметные количества интерлейкинов 12 и 23 — одних из важнейших сигналов воспаления. В норме этого, разумеется, не происходит, ведь ни болезни Альцгеймера, ни воспаления нет. Судя по всему, команду микроглии вырабатывать факторы воспаления даёт сам бета-амилоид. Далее, при болезни Альцгеймера астроциты (разновидность глиальных клеток, питают и поддерживают нейроны, направляют их рост у зародышей) становятся восприимчивыми к IL-12 и IL-23 (опять же, в норме такого не наблюдается.) Отложения бета-амилоида увеличиваются в размерах, клеток астроглии становится всё больше, а нейронов рядом с ними — всё меньше [48]. Если снизить выработку IL-12 и IL-23 в клетках глии, патология замедлит своё развитие.

Во взаимосвязях воспаления, выделения интерлейкинов и работы астроцитов при болезни Альцгеймера ещё предстоит разобраться, но уже сейчас ясно, что такие взаимосвязи существуют. На самом деле, подобных корреляций выявили уже немало. А о связи нарушений сна и различных заболеваний (нервных, и не только) будет отдельная статья.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *