коллективное обсуждение какой либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа
Коллективное обсуждение какой либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа
Тема 14. Методы, средства и формы воспитания.
Форма воспитания в широком смысле: воспитание в процессе обучения, воспитание во внеклассной и внешкольной работе, воспитание в семье.
Характеристика форм воспитания и их классификация:
-массовая работа (праздник, слет, митинг, шествие, собрание, вечер, дискотека, КВН и т.д.);
-групповая работа (беседа, доклад, экскурсия, культпоход, конкурс, выпуск газеты и т.д.);
-клубная работа (общества и клубы по интересам, кружки, секции);
-комплексные формы (дни, недели, декады, месячники, посвященные определенным темам и т.д.).
Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания:
-методы педагогической диагностики; выбор методов воспитания.
-методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, конференция, диспут, пример и т.д.); метод соревнования;
-методы организации деятельности и поведения (требование, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций и т.д.);
-методы стимулирования поведения (поощрение, наказание, соревнование);
-методы контроля и оценки поведения (наблюдение, беседа, опрос, изучение школьной документации и работ учащихся, рейтинг, социометрия).
Приемы воспитания: созидающие, динамики чувств, скрытого воздействия, накопления опыта поведения, тормозящие, вспомогательные.
Методы самоопределения личности ребенка.
1.Вопросы письменного задания по теме:
А )м етоды убеждения направленные прежде всего на рациональную сферу отношений которые могут быть разделены на 4 группы :
— информационны е ( учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном)-лекция, рассказ, разъяснение
— поисковы е ( учащиеся включаются педагогом в поиск ответов на поставленные проблемы: что есть добро и зло, истинное и ложное, прекрасное и безобразное)этическая беседа, анализ воспитывающей ситуации
—взаимного просвещения (понятие о мире обогащается взаимно через различные организационные формы участия самих сверстников :э то доклады и выступления учащихся, устные журналы, выставки творчества,рукописные альманахи, стенгазеты) конференция,коллетивное обсуждение книг, спектаклей.
— методы возвратно-оценочные (стимулирующие)….направлены на регулирование через эмоционально волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности воспитанника :с тимулирование поло жительных и сдерживание, нейтрализация отрицательных(одобрение и осуждение, поощрение и наказание)
1. Какие специфические особенности имеет воспитательная работа: … … (1) свободно избираемая форма жизнедеятельности школьника; 2) личностная ориентированность; 3) воспитательная работа школы становится главным средством ориентации школьников на подлинные духовные ценности; 4) это система, предполагающая целенаправленное воздействие на все сферы личности школьника, разносторонне и гармонично развивающая их).
2. Как может воздействовать воспитатель на воспитанника: … … (1) «воздействовать» на ребенка, и тогда маленький человек будет представляться ему мягким воском; взрослый будет ждать от своего воздействия немедленного следа в поведении подопечного; 2) «противодействовать», т.е. искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами, привычками и комплексами; 3) «содействовать», значит помогать; 4) «взаимодействовать», т.е. сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руке»).
3. Как осуществлять личностно – ориентированной воспитание: … … (1) полюбить своих учеников – значит не гладить их по голове, а настраивать себя на доброжелательн о- доверительное взаимодействие с ними; 2) стремитесь в любой ситуации понять своего воспитанника, его цели, мотивы, поступки; 3) помнить, что каждый ваш ученик – это уникальная личность со своими особенностями, амплитуда которых имеет свойство сильно меняться; 4) помните, что каждый ученик в чем—то, но талантлив; 5) если ученик совершил самый отвратительный поступок, то дайте ему шанс исправиться, не будьте к нему злопамятны; 6) ни в коем случае не сравнивайте детей друг с другом, а ищите в каждом ученике «свои точки роста»; 7) помните, что взаимная любовь с учениками идет от взаимопонимания, от сотрудничества в сотворчеству; 8) ищите и дайте каждому ученику возможность самоутвердиться, самореализоваться ; 9) прогнозируйте, проектируйте, стимулируйте творческое саморазвитие каждого ученика; 10) не бойтесь искренне восхищаться и гордиться своими учениками).
4. Выбор методов воспитания зависит: … … (от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности ( воспитуемости ), мотивации поведения; определяющими условиями выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности и уровень его профессиональной компетенции).
5. Какую задачу выдвигает перед воспитателем личностно-ориентированная педагогика: … … (помочь ребенку стать субъектом деятельности, общения, жизнетворчества).
6. Каковы возможности метода соревновани я: … … (1) оно создает сильные эмоционально-ценностные стимулы; 2) способно проявить способности детей; 3) соревнование оплачивает детей, развивает дух коллективизма, укрепляет дружбу).
7. На каком воспитательном механизме построен метод поощрения: … … (переживании ребенком радости, счастья, гордости, удовлетворения (собой, сделанной работой, товарищами).
9. Что такое форма воспитательной работы: … … (это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса). Особенность педагогической стратегии по развитию воспитания заключается в постоянной корректировке реальной социальной ситуации, в которой осуществляется жизнедеятельность ребенка и его семьи, и педагогической ситуации, заключающей в себе прогностический элемент подготовки поколения к новому историческому этапу жизни общества.
10. От чего зависит форма, как часть процесса воспитания и формы воспитания: … … (а) целей, содержания, методов и одновременно обуславливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. А формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы).
11. По каким особенно стям классифицируются формы: … … (а ) по количеству участников : индивидуальные (- беседы), групповые (- кружок), массовые (- несколько классов, школа, район); б) по основному виду деятельности : формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной (Н. Е. Щуркова ); в) по методу воспитательного воздействия : словесные (- собрания, лекции, радиожурналы), практические (- походы, экскурсии, субботники), наглядные (- музеи, выставки, витрины, стенды).
12. Общественное (профессиональный и непрофессиональный уровни) и семейное воспитание должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей – успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
13. Основным содержанием воспитания становится обеспечение процесса социализации и саморазвития на основе технологий и средств педагогической поддержки.
14. На какие три группы делятся формы воспитательной работы: … … (1) формы управления и самоуправления школьной жизнью – собрания, митинги, часы классных руководителей), 2) познавательные формы – это экскурсии, фестивали, информации, тематические вечера; 3) развлекательные формы – утренники и вечера).
15. Какие типы форм воспитательной работы со школьниками вы знаете: … … (словесно-логическая форма – рациональное слово, убеждение словом; образно-художественные формы – совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические; в трудовых формах – различная деятельность, любой труд, в том числе и общественно полезная деятельность; игровые формы – игра, совместный отдых, содержательное развлечение, спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные, средством которых являются слово, образ, глубокие эмоции, работа; психологические формы, средством воздействия которых являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, групповой и индивидуальной психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации).
16. Какие действия воспитателя при осуществлении методов воспитания вам известны: … … (определение темы, задач, формы мероприятия; предварительный сбор материала, если того требует содержание дела; планирование, т.е. определение содержания и последовательности дел; подготовка участников: объявление, стенд, предварительная беседа; проведение дела – обратить внимание на композицию, оформление, помещения, роль гостей, окончание; анализ и самоанализ педагога).
17. Назовите современную идейную основу развития воспитания как общенациональной системы…. Базисными идеями развития воспитания детей являются:
— идея социально-педагогической солидарности, которая означает солидарное единение общества на основе выстраивания тактики педагогически выверенных взаимоотношений структур гражданского общества и властных структур в правовом поле демократического государства. Эта солидарность выступает стратегическим фактором развития воспитания детей, предусматривает совпадение ( взаимопринадлежность ) личностных, общественных и государственных интересов в ориентации личности на социально-полезную деятльность как образ жизни
— идея социального партнерства как высшей формы взаимодействия гражданского общества и государства, действующих согласованно в достижении общей цели – создании и развитии общего пространства государственного, общественного и семейного воспитания, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающих поколений.
— идея межсекторного взаимодействия, направленного на выстраивании общенациональной системы воспитания в либеральную рыночную модель общественного реформирования, в значительной степени базирующуюся на инициативе и самодеятельности граждан. Инициативные общественные объединения могут стать частью системы социального партнерства в реализации общенациональной программы развития воспитания при условии значительно большей их поддержки институтами государства и гражданского общества.
— и дея проектирования и построения педагогически целесообразных в отношений в социуме, использования в практике форм и технологий, основанных на фундаментальных педагогических закономерностях и принципах, способствующих личностному развитию, самовоспитанию, социальной и профессиональной адаптации человека, сохранению его нравственного и физического здоровья, созданию комфортной среды обитания в социуме.
1. Вентцель К.Н. Культура и воспитание. М., 2000.
3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
6. Мехонцева Д.М. Научное обоснование теории воспитания как управления формированием личности. Красноярск, 1998.
8. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 2003.
9. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев, 1975.
10. Титова Е. В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания. М., 1993.
Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность
Установите соответствие между терминами и их определениями.
Установите соответствие между терминами и их определениями.
Соотнесите формы, методы и средства воспитания с их определениями:
Соотнесите формы, методы и средства воспитания с примерами их реализации:
Формы воспитания – классный час «В мире профессий»
Методы воспитания – награждение ученика за активное участие в спортивной жизни школы
Установите соответствие между формами, методами и средствами воспитания и примерами их реализации.
Формы воспитания – концерт «Голоса весны»
Методы воспитания – инструктаж по технике безопасности при работе на пришкольном участке
Установите соответствие между методами воспитания и их характеристиками.
Установите соответствие методов формирования сознания личности и их определений:
Установите соответствие между методами воспитания и их характеристиками.
Установите соответствие между методами воспитания и их характеристиками.
Установите соответствие между методами воспитания и их характеристиками.
Установите соответствие между группами средств воспитания и основаниями для их классификации.
Установите соответствие методов стимулирования деятельности и поведения и их определений:
Установите соответствие между средствами воспитания их функциями.
Функция наглядности- экспонат школьного музея
Установите соответствие между описаниями и типами форм воспитательной работы по количеству участников.
Установите соответствие между формами воспитательной работы и их характеристиками.
Установите соответствие форм организации воспитания и их характеристики:
Установите соответствие форм организации воспитания и их характеристик:
Соотнесите направления воспитания и соответствующие им формы организации воспитательного процесса
Соотнесите направления воспитания и соответствующие им формы организации воспитательного процесса
Установите соответствие между направлениями воспитания и соответствующими им методами воспитания.
Гражданское воспитание – рассказ учителя о подвиге защитников Брестской крепости
Физическое воспитание – упражнение, направленное на развитие двигательных навыков
Установите соответствие между видами внеурочной деятельности и их характеристиками.
Теория и методика воспитания
Теория и методика воспитания
Тема: Закономерности и принципы воспитания
В основе закономерностей процесса воспитания лежат …
устойчивые объективные связи между педагогическими явлениями и процессами
противоречия между требованиями к воспитаннику и его реальными возможностями
принципы организации воспитания
индивидуальные и возрастные особенности учащихся
Исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам, называются ____________ воспитания.
Подход к воспитаннику с оптимистической гипотезой, верой в его возможности, создание ситуации успеха основывается на принципе …
воспитания с опорой на положительные качества человека
учета возрастных и индивидуальных особенностей
воспитания в коллективе и через коллектив
связи воспитания с жизнью и трудом
Тема: Закономерности и принципы воспитания
Принцип уважения к воспитаннику в сочетании с требовательностью к нему был сформулирован …
Принципы воспитания вытекают из _____________ воспитания.
Тема: Коллектив как объект и субъект воспитания
В основу планирования деятельности детского воспитательного коллектива А. С. Макаренко была положена …
система перспективных линий
авторитарный стиль педагогического воздействия
метод педагогического взрыва
принцип параллельного действия
Важнейшим механизмом развития детского воспитательного коллектива является, по определению А. С. Макаренко, …
создание пионерской организации
либеральный стиль педагогического руководства
Структура коллектива может быть определена таким методом исследования, как …
анализ продуктов деятельности воспитанников
Теория детского воспитательного коллектива была разработана …
Цели, определяющие развитие детского воспитательного коллектива, были названы А. С. Макаренко …
Тема: Основные направления воспитания
Способность личности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве является результатом _______ воспитания.
Укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности являются задачами _____________ воспитания личности.
Формирование знания о природе и гуманного, ответственного отношения к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности является задачей ____________ воспитания.
Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мышления и мировоззрения личности составляет сущность __________ воспитания личности.
Тема: Педагогические ситуации, педагогические задачи
Выбор форм воспитания при планировании классным руководителем процесса воспитания в классе относится к ________ педагогическим задачам.
Основной единицей педагогического процесса является педагогическая …
Педагогическая ситуация, которую создает педагог, осознанно обостряя противоречия в отношениях с учеником, относится к …
ситуациям соревнования и соперничества
ситуациям ответственных решений
Первым этапом решения педагогической задачи является …
анализ педагогической ситуации
конструирование педагогического взаимодействия
анализ результатов решения
наблюдение за поведением участников педагогической ситуации
Формирование базовой культуры личности относится к ____ педагогическим задачам.
Тема: Понятие о воспитательных системах
К качественным показателям эффективности функционирования воспитательной системы относятся …
образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы
мероприятийный характер деятельности
авторитарный характер управления
Компонентами педагогической системы являются …
цели и деятельность, обеспечивающая реализацию этих целей
субъекты деятельности и отношения, возникающие между ними
знания, умения, навыки учащихся
На этапе становления воспитательной системы происходит …
формирование концепции воспитательной системы
создание воспитательного коллектива школы
рождение коллективных традиций
развитие системы самоуправления
Основы теории воспитательных систем были заложены …
Примерами авторских воспитательных систем являются системы, созданные …
Тема: Система форм и методов воспитания
Соотнесите направления воспитания и соответствующие им формы организации воспитательного процесса
1) эстетическое воспитание
2) экологическое воспитание
3) этическое воспитание
1 экскурсия История страны на полотнах русских художников
2 акция Сохрани ель!
3 классный час Поговорим о воспитанности
интеллектуальный марафон В гостях у царицы наук
праздник Папа, мама, я – спортивная семья!
Соотнесите формы, методы и средства воспитания с их определениями:
1) формы воспитания
2) методы воспитания
3) средства воспитания
1 классный час, литературная гостиная, праздник
2 беседа, пример, поручение
3 книга, слово педагога, видеофильм
урок, факультатив, экскурсия
анкетирование, наблюдение, эксперимент
Установите соответствие методов формирования сознания личности и их определений:
1 небольшое по объему связное изложение событий, содержащих иллюстрацию или анализ нравственных понятий и оценок
2 вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок
3 коллективное обсуждение какой-либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа
стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков
торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния
Установите соответствие методов стимулирования деятельности и поведения и их определений:
1 торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния
2 стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков
3 модификация метода воспитывающих ситуаций, которая способствует формированию качеств конкурентоспособной личности
последовательное изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования
предъявление воспитаннику образца поведения и деятельности
Установите соответствие методов воспитания определенным группам методов:
1) методы формирования сознания личности
2) методы организации деятельности опыта поведения
3) методы стимулирования деятельности и поведения
1 беседа, пример, рассказ
2 поручение, упражнение, приучение
3 наказание, поощрение, соревнование
тест, анкетирование, эксперимент
иллюстрация, демонстрация, лабораторная работа
Тема: Сущность воспитания, движущие силы, логика воспитательного процесса.
Национальное своеобразие воспитания
Сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств называется …
Перестройка неправильно сложившихся взглядов, суждений учащихся, преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих формирование личности, происходит в процессе …
Движущими силами процесса воспитания являются …
Социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, называется …
Наука, предметом изучения которой является народная педагогика, закономерности становления и развития традиционных культур воспитания, называется …
Сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств называется …
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Сущность основных понятий
1. Беседа – метод получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации исследователя и респондента, отвечающего на вопросы, предусмотренные программой исследования.
2. Взаимодействие – это реальная связь между людьми в коллективах и социальных группах, возникающая в ходе совместной деятельности. Оно охватывает круг явлений, обуславливающих деловую интеграцию членов коллектива, согласование их активности и делающих коллектив единым целым.
3. Гипотеза – мысленное воплощение замысла, предположение о способах, процессе, механизмах преобразований, обеспечивающих более эффективный образовательный процесс, предположительные ответы на поставленные в исследовании задачи и вопросы. Носит вероятностный характер и подлежит проверке; при подтверждении может стать основой концепции или теории.
4. Деловая игра – соревнование или состязание между участниками, которое моделирует систему отношений (предметно-социального содержания), характерную для данного вида профессиональной практики; таким образом проигрываются различные ситуации и необходимые в этих случаях действия.
5. Деятельность – человеческая форма активности, выражающаяся в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности.
6. Диагностика (педагогическая)– процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в развитии, общении, а также эффективности функционирования и развития систем, технологий, методик, педагогических проектов.
7. Диалог – форма устной или письменной речи, разговор двух или нескольких лиц. Существует как самостоятельный публицистический и философский жанр.
8. Диалог культур (межкультурный диалог) – процесс общения и взаимодействия, осуществляемый между представителями различных культур или культурных сообществ.
9. Дифференциация образования – обеспечение многообразия образовательных учреждений и права учащегося на выбор образования, на его индивидуализацию и личностную ориентированность, на выбор индивидуальных образовательных траекторий для удовлетворения интересов, склонностей и способностей личности, что требует максимального разнообразия образовательных условий и педагогических подходов, опирается на многообразие учебных заведений, программ, учебников, учебных пособий, в том числе и разноуровневых, обеспечивает создание рынка образовательных товаров и услуг.
10. Доклад – это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованной в печати или прочитанный в аудитории.
11. Имитационная игра – игра, в основу которой заложена возможность применения имеющихся знаний, приобретение умения или освоения определенного объема сведений в их действенном, операциональном воплощении. Различают игры-упражнения, игры-иллюстрации, игры с совместным принятием решений в сложном социальном контексте, имитационные игры с усиленным ролевым компонентом и др.
12. Индивидуализация образования – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся в рамках общих задач и содержания обучения. Индивидуализация обучения может осуществляться через индивидуальные и групповые задания, широкие возможности открываются в связи с использованием в процессе обучения компьютерной техники.
14. Индивидуальный образовательный маршрут учащегося – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая позицию ученика как субъекта выбора, субъекта разработки, субъекта реализации образовательной программы при осуществлении учителем педагогической поддержки по самоопределению и самореализации.
15. Критерий – мерило оценки, признак, правило, на основании которого производится выбор после измерения, оценка научной и практической деятельности.
16. Личностно-ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
17. Личностные образовательные достижения учащихся – 1) решенная личностно значимая проблема; 2) достижения школьников в образовательном процессе, складывающиеся из следующих компонентов: академическая успеваемость, фонд умений (в первую очередь – коммуникативные), познавательная творческая активность и личные социальные достижения внутри и вне школы, зафиксированные каким-либо документом.
18. Личностный смысл образования – это смысл учебной деятельности, которым руководствуется учащийся. Его значение является средством связи человека с реальностью, то смысл связывает его с реальностью собственной индивидуальной жизни в этом мире.
19. Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
20. Метод в педагогике – способ познания педагогических явлений, процессов и закономерностей и их практического осуществления.
21. Метод дискуссии – коллективное обсуждение какого-либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. В педагогическом процессе выступает одним из методов активного обучения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т.п.
22. Метод исследования – способ, неотъемлемая часть любого исследования, кратчайший путь, определяющий ход и результативность исследования, формы организации работы, общую методологическую ориентацию автора. В философском смысле под методом понимаются научные теории, проверенные практикой.
23. Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, обладающих субъективной новизной и имеющих практическую значимость. Метод возник во второй половине XIX века в США, в 20-х гг. XX века получил распространение в советской школе. В настоящеё время широко активно используется как способ творческого саморазвития личности во всём мире.
24. Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведения.
25. Наблюдение – целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем воспитательных процессов или явлений. Позволяет получать данные, необходимые для дальнейших теоретических построений и их последующей проверки на опыте.
26. Навык – действие, доведенное до автоматизма, которое формируется путем многократного повторения.
27. Обучение – особая коллективная социальная деятельность по организации целенаправленного усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержании образования.
28. Педагогическое мастерство – совокупность определённых качеств личности учителя, которые обусловлены высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, позволяют ему оптимально решать педагогические задачи, бережно относиться к личности ребёнка. Элементы педагогического мастерства: гуманистическая направленность, профессиональное знание, педагогические способности, педагогическая техника.
29. Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
30. Учитель – профессия и должность в системе общего образования, выполняющий особые социальные функции, состоящие в обучении, воспитании и развитии учащихся, содействии им в социализации.
31. Форма организации обучения – исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения (например – коллективная, групповая, индивидуальная; очная, очно-заочная, заочная, экстернат и дистанционная и др. классификации форм организации обучения).
Модуль 3
Воспитание
1. Объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения являются … воспитания
a) движущими силами;
a) воздействие на личность общества в целом;
b) целенаправленная деятельность по формированию у детей качеств личности;
c) результат усвоения профессиональных знаний, умений, навыков;
d) развитие представленной человека о мире;
e) процесс и результат воспитательной работы.
3. В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова выделяют такие этапы развития воспитательной системы, как…
a) обновление и перестройка;
e) стабильное развитие и его завершение.
4. В зависимости от количества охватываемых процессом воспитания детей выделяют такие формы воспитания, как….
5. Понятие «воспитательная система» было обосновано в трудах…
a) Л.И. Новиковой и Н.Л. Селивановой;
b) В.А. Караковского и И.Я. Лернера;
c) В.А.Сухомлинского и М.М. Шульмана;
d) А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.
6. Существенными признаками понятия «метод воспитания» являются …
a) достижение воспитательных целей;
b) внешнее выражение процесса воспитания;
c) взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников;
d) способ воспитания;
e) «инструментарий» воспитания.
7. Требования к деятельности, являющиеся руководством в практике воспитания, составляют … воспитания.
8. Направлениями социального воспитания являются…
a) индивидуальная помощь ребенку в кризисной ситуации (в семье, школе, сообществе сверстников);
b) формирование социального сознания и поведения ребёнка;
c) удовлетворении потребностей человека в антисоциальных формах;
d) репутация программ, противостоящим фундаментальным принципам, ценностям общества.
a) структуру межличностных предпочтений;
b) коммуникативную и функциональную структуру;
c) управленческую структуру;
d) композиционную структуру;
e) организационную структуру.
10. Среди характеристик благоприятного социально-психологического климата коллектива выделяют…
a) разнообразие событий, ситуаций;
c) созидательную активность;
d) оптимизм, радостную перспективу;
e) защищенность, отсутствие агрессии.
11. Наиболее распространены классификации групп по …
a) непосредственности взаимосвязей;
b) степени группового влияния;
d) общественному статусу;
e) уровню обученности.
12. Традиционные концепции (эволюционно-биологическая, психологическая) происхождение воспитания объясняют …
a) появлением человеческого общества;
b) наличием рассудка;
c) инстинктивной заботой родителей о своем потомстве;
d) бессознательным стремлением детей к подражанию взрослым;
e) объективным характером приспособления детей к жизни.
13. Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется … воспитанием.
14. Воспитательная система школы выполняет такие функции, как…
15. Ведущую роль в воспитании играет религия, поэтому образование должно развивать у детей чувства, веру – сущность педагогики …
16. Вид отклоняющегося поведения детей и подростков, связанный с нарушением социальных норм и правил поведения в обществе, называется … поведением.
17. Выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива относится к … деятельности педагога.
a) социальной адаптацией;
19. Постановка целей воспитания НЕ зависит от …
a) требований общества;
b) возраста воспитанников;
c) уровня развития коллектива;
d) методов обучения.
20. Детский коллектив характеризуется …
a) развивающимися и функциональными связями между детьми;
b) обязательным наличием самоуправления;
c) постоянными и стабильными связями между детьми;
d) независимость детей от взрослых.
21. Группа людей, объединенных общими целями, социально-ценностной совместной деятельностью, называется.
22. К признакам коллектива относят …
a) воспитанность членов коллектива;
b) общие цели и ценности;
d) общие познавательные мотивы;
e) совместную деятельность и общение.
23. К агентам вторичной социализации можно отнести …
d) администрацию школ.
24. К методам самовоспитания относится…
b) авансирование доверием;
c) создание воспитывающей ситуации;
25. К сложным ситуациям относится ситуация …
a) беседы с учениками о нравственных ценностях ;
b) противоречий между педагогом и лидером класса;
c) выступления педагога на родительском собрании;
d) разработка плана воспитательной работы на год.
26. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития относится к группе….. функций классного руководителя
27. Механизм социализации характеризуется сопереживанием эмоциональному состоянию другого человека называется…
28. Модель семейного воспитания, характеризующаяся стремлением родителей в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле, называется…
30. На стремлении ребенка к подражанию основан такой метод социального воспитания, как …
31. Направлением работы классного руководителя является …
a) составление расписания занятий;
b) упорядочение учебной нагрузки учащихся;
c) развитие ученического самоуправления;
d) организация предметных недель.
32. Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта называется…
33. Педагог, единолично определяющий направление деятельности группы и пресекающийся активность учащихся, имеет стиль педагогической деятельности, который называется…
34. Приоритетом общечеловеческих ценностей в отношениях учащихся между собой и с педагогами декларирует принцип …
35. По мнению представителей … направления, развитие личности – это процесс непосредственного запрограммированного созревания.
36. Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегий жизненных целей, называется …
c) ценностными ориентациями;
d) общечеловеческие ценности.
38. Способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся, направленные на решение образовательно-воспитательных задач, называются … воспитания
39. Способ разрешения конфликтов, заставляющий детей и подростков принять точку зрения руководителя, называется
40. Специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач, называется….
b) педагогической деятельностью;
c) педагогическим процессом;
d) педагогической поддержкой.
41. Существенным признаком понятия «метод воспитания» является …
a) противоречивость воспитания;
b) способ воспитания;
c) наличие материальных средств воспитательного воздействия;
d) взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитанников.
42. Цель формирования … культуры школьников состоит воспитании ответственного, бережного отношения к природе.
43. Целенаправленный процесс формирования у личности потребности к «диалогу культур», основанный на принципах взаимопомощи, доброжелательности и сотрудничества в отношении с народами других стран, называется …. воспитание
44. Формирование необходимых для деятельности нравственных качеств с помощью труда называется трудовым …
a) социальным контролем;
c) коррекцией отношений;
46. Формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным, называется … воспитанием.
47. Семья, объединяющая только супругов и их несовершеннолетних детей, называется …
48. Основная цель классного руководителя –…
a) взаимодействие с учреждениями дополнительного образования;
b) создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося;
c) проведение классных часов;
d) организация работы с родителями обучающихся.
49. Классный руководитель выполняет такие функции, как.
50. К коллективным формам воспитательной работы относят …
a) конкурс эрудитов;
b) составление программ самовоспитания;
c) литературно-музыкальные вечера;
e) праздники искусств.
51. В число основных требований, выдвигаемых «Конвенцией ООН о правах ребенка» не входит
a) выживание и развитие;
b) труд на равнее со взрослыми;
d) обеспечение активного участия в жизни общества
52. Классный руководитель имеет право ….
a) контролировать учебные успехи каждого ученика;
b) определять программы индивидуальной работы с детьми;
c) использовать оценку для наказания ребенка;
d) контролировать посещаемость занятий учениками его класса;
e) использовать семью для наказания ребенка.
a) процесс усвоения человеком социальных норм, ценностей и типичных форм поведения;
b) оказание обществом помощи нуждающимся людям;
c) активное участие в жизни общества;
d) борьба против общественного неравенства.
54. Какие отношения наиболее характерны для традиционного советского коллективного воспитания
a) демократия и гласность;
b) подчинение личности коллективу;
c) подчинение коллектива личности;
55. «Грязнее и хуже тетради я не видела». Каков стиль общения педагога, сказавшего это ученику?
56. Как в педагогике называется деятельность, когда взрослый передает, а ребенок приобретает поведенческий, нравственный и т.д. опыт в естественном процессе взаимодействия поколений?
57. Что лежит в основе «коммунарской методики» И.П. Иванова?
a) военно-патриотическое воспитание;
b) коллективные творческие дела;
c) помощь отстающим;
58. Что способствует объективному изучению коллектива класса?
a) наказание и поощрение;
b) убеждение и принуждение;
c) педагогическая диагностика;
d) психологическая коррекция.
59. Каким процессом является воспитание?
60. Теоретическая концепция, лежащая в основе педагогической системы школы, реализуется в таких процессах, как …
61. К методам педагогического стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся.
a) педагогическое требование;
e) создание воспитывающих ситуаций.
62. Способ воздействия на личность, выражающий осуждение противоречащих нормам действий и поступков, – это …
b) педагогическое требование;
c) создание воспитывающих ситуаций;
Ключ:1a; 2b; 3a,b,e; 4a,c,d,e; 5a; 6c,d,e; 7a; 8b; 9e; 10a,c,d,e; 11c; 12c,d; 13a; 14c,d,e; 15c; 16a; 17d; 18a; 19d; 20b; 21b; 22b,c; 23a,b,d; 24a; 25b; 26d; 27a; 28c; 29d; 30c; 31c; 32d; 33a; 34c; 35d; 36c; 37c; 38c; 39a; 40c; 41b,d; 42b; 43b; 44b; 45b; 46a; 47c; 48b; 49d,e; 50a,c,d,e; 51b; 52a,b,d; 53a; 54b; 55c; 56a; 57b; 58c; 59b; 60a,b,e; 61a,c,d,e; 62d.