ключевыми являются функции финансов какие

Финансы

Финансы – синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.

Западная научная и учебная литература трактуют финансы в достаточно широком смысловом диапазоне. Конкретика проявляется в разновидности финансовых отношений, как неотъемлемой части финансов, которые могут быть публичными (общественными), корпоративными, или личными. Так, публичные финансы охватывают процессы и механизмы, включающие накопление и расходование денежных богатств государства, баланс, способы мониторинга.

Что же касается финансов корпоративных, которые эквивалентны финансовому и управленческому менеджменту и бизнес управлению, подразумевают под собой искусство управления деньгами, науку – изучающую в высших учебных заведениях. В основном речь идёт о литературе, служащей в качестве базы для обучения студентов Высших Учебных Заведений.

Кроме того, под термином «финансы» может подразумеваться экономическая дисциплина, занимающаяся анализом экономических действий в различных сферах социально-культурного, правового и экономического пространства. Здесь уже речь идёт о научно-исследовательских институтах, работающих на правительство.

В человеческом понимании, финансы – это, прежде всего, деньги, которые имеют определённую стоимость. Деньги можно обменять на другие деньги либо получить часть прибавочной стоимости в виде товара (услуги).

Функции финансов

Денежные средства выполняют такие особые функции, как:

Под распределительной функцией понимается расформирование ВВП страны, для последующего формирования разных по уровню бюджетов государства.

Контролирующая функция денег позволяет проводить мониторинг денежных ручьёв, равно как и на израсходование денег казны на обязательные нужды (здравоохранение, строительство спортивных объектов).

Через регулирующую функцию производится воздействие на сегменты экономических отношений посредством налогов и выдачи государственных займов.

Стабилизирующая функция обеспечивает граждан страны необходимыми условиями для формирования социальной, культурной и экономической свободы.

Фискальная и стимулирующая функции направлены на борьбу с инфляцией и прочие регрессивные факторы экономики, как стагнация, деноминация и так далее.

Управление финансами

Управление финансами подразумевает устойчивые события, в ходе которых происходит перераспределение и распределение денежных активов между всеми участниками экономической деятельности. Сюда же относятся действия, способствующие повышению экономической отдачи от применения денежных ресурсов.

Следуя теории управления денежными ресурсами, можно выделить составляющие отношений, как с одной стороны объекты и с другой стороны субъекты (специальные службы) управления, а также методы и формы менеджмента и т.д.

Аппарат менеджмента денежными ресурсами состоит из субъектов исполнительной (Минфин, налоговая организация, таможенная служба) и законодательной (Президент и Правительство РФ) власти.

Уровень участников экономической и хозяйственной деятельности управленческого аппарата определяется некоторыми формами рассматриваемые в плоскости организации и права.

Государственные финансы

Государственные финансы представлены особой формацией совокупности финансово-экономических отношений и распределения денежных ручёйков, использование которых помогает государству реализовывать ряд стратегически важных проектов.

Государственные финансы исполняют определённые функции, среди которых:

В структуру государственной казны (бюджета) входит:

Под государственные финансы также подпадают государственные займы, система налогообложения, поступление налогов в казну и различные фонды, система бюджетного регулирования.

Распределительная функция финансов

Финансы, помимо второстепенных своих функций, несут две главные – распределяющую и контролирующую. Распределительная функция финансов позволяет формировать государственную казну страны за счёт перераспределения национального богатства.

Распределение и перераспределение государственного накопления осуществляется через бюджетную сферу. Кроме того, в перераспределении участвует финансовый и страховой рынки.

Кроме того, одним из инструментов перераспределения национальных богатств государства могут выступать прошлые накопления, прибыль от внешнеэкономической деятельности, кредиты и займы.

Признаки финансов

Финансовые отношения выражают некоторые признаки финансов. Так, за основу финансов, всегда воспринимаются деньги, которые можно обменять на товар либо услугу. Кроме того, непосредственно выпускаемый продукт, и оказываемые кем-либо услуги, включены в финансовые отношения. Кроме того, финансам присущи признаки распределения государственного богатства и управления финансовыми потоками страны.

Поверхностное обращение на финансы и понятие финансов проявляет себя в движении денег. Операции в финансовой сфере сопряжены с переводом денег от одного субъекта к другому, а также с их целевой направленностью. Таким образом, основное отличие финансов от прочих экономических понятий, заключается в их денежной форме (стоимости), которая находится в перманентном движении и зависит от многих экономических и политических факторов.

Помимо движения денежных ресурсов, финансы проявляются в своей распределительной функции, когда деньги из бюджета направляются на социальные и государственные нужды первой необходимости.

В качестве распределительной стоимости ВВП выступают не только финансы, но и зарплата, цены, займы и т.д. Перечисленные категории экономической деятельности имеют под собой некоторые особенности, проявляющиеся в конкретном назначении.

Из финансовых отношений часть накоплений обособляется в виде всего и чистого дохода (прибыли). Подобные процессы распределения и перераспределения ВВП, порождают особые виды денежных ресурсов. Особенность состоит в том, что денежные потоки формируются в результате обособления денежных накоплений, с последующим использованием на целевые нужды государственных и внебюджетных фондов и организаций.

В результате получается, что распределение и перераспределение ВВП связано с движением потока денежных средств (ресурсов) в виде прибыли, налоговых отчислений, поступлений и накоплений. А это, в свою очередь, формирует специфический признак финансов, заключающийся в накоплении, обособлении и целевом расходовании государственных денег.

Децентрализованные финансы

В качестве децентрализованных финансов выступают формы денежных взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности, где в качестве денег используются фонды, образуемые за пределами границ государства в целом и городских районов в частности. Децентрализованные денежные отношения выступают неким базисом в системе финансов, преобладая в финансах государства.

Понятие децентрализованных финансов включает финансовые накопления всех субъектов финансовой и хозяйственной деятельности.

Централизованные финансы

Централизованные финансы – система, формирующая и расходующая финансовые потоки для перманентной работы всех государственных органов. Финансы централизованные относятся к бюджетной системе.

Централизованные финансы порождают финансы публичного значения, которые управляются различными государственными структурами.

Местные финансы

Доля местных денег в финансовой системе доходит до 70%, что зависит от государственного устройства. Так, чем более развитая экономика страны, тем больше в ней доля местных денежных накоплений и связанных с ними отношений, что стимулирует работу органов власти на местах.

Сегодня наблюдается устойчивый рост местных финансов, что красноречиво говорит о важности органов власти на местах. Но экономическая свобода всё же ограничена у местных властей, которые вынуждена постоянно согласовывать свои действия с верховным правительством, что порождает определённую бюрократическую проволочку.

Неотъемлемой составляющей местных финансов являются местные бюджеты, фонды специального предназначения, а также деньги городских предприятий.

Структура местного бюджета ничем не отличается от центрального бюджета. Включает как доходы, так и расходы местных властей. Их действия распространяются на административной территории органа принимающего их.

Формирование доходной части местного бюджета производится за счёт налогов всех субъектов хозяйственной деятельности, а также некоторой части доходов компаний государственной формы собственности, субсидировании и дотирования централизованного бюджета, муниципальных кредитов и прочих источников.

Одна из форм местных финансов – налоги, классифицируется на некоторые составные части, формирующие местную казну, куда, например, входит множество местных налогов.

Другая составная часть местных налогов определяет саму государственную систему налогов. Так, одни налоги служат для пополнения местной казны. Другие же формируют налог на прибыль и подоходный, которые существенно пополняют государственную казну.

Удержание налогов с дарений и наследства, на осуществление торговли и выдачу специальных лицензий, направляются в местный бюджет.

Местные органы самоуправления, получая в полное распоряжение капитальную недвижимость, основные и оборотные средства, формируют дополнительные доходы в местный бюджет. Например, в аренду может предоставляться земля, муниципальные бассейны и дороги. Кроме того, местный бюджет пополняется за счёт различных поборов.

Во многих странах мира, существенный процент пополнения бюджета, представлены коммунальными платежами, а также оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако местным бюджетам всё же не под силу финансировать многие государственные программы. В качестве помощи поступают государственные субсидии и субвенции, выделяемые из местной казны. Подобные действия именуются не иначе как дотацией.

Бюджеты местного уровня достаточно самостоятельны, но постоянно вынуждены обращать внимание на принимаемые правительством решения. Иначе, если руководствоваться действиями в слепую, можно лишиться львиной доли дотаций и субсидий, что негативно скажется на экономическом и инвестиционном климате региона. А это уже чревато шатким положением самой местной власти.

Нехватка денег из местной казны вынуждает представителей местной власти находить иные пути для финансирования своих проектов. Помимо дотирования и субсидирования местного бюджета, распространена практика получения кредитов и займов.

В качестве основного вида займа выступают муниципальные ценные бумаги (облигации), поступающие на фондовый рынок. Все операции на фондовом рынке строго контролируются правительством. Связано это с тем, что манипуляции на фондовом рынке влияют на величину денежного обращения, что нередко приводит к инфляционным скачкам.

Как и в случае финансирования местных проектов, выпуск облигаций строго контролируется верховным правительством, которое назначает лимит выпускаемых ценных бумаг. При этом срок действия облигаций может доходить до шестидесяти лет. Чем дольше срок, тем выгоднее государству. Размещение облигаций среди покупателей может происходить за пределами административных границ.

Органы управления финансами

Главный орган управления по финансам в РФ – Федеральное Собрание, Правительство РФ и Президент РФ. Именно этими органами принимается главное решение по утверждению бюджета и отчётности целевого использования государственных средств.

Государственная машина по управлению финансами, включает следующие органы:

Ключевой орган управления финансами – Министерство финансов, проводит прогнозирование обеспеченности бюджета денежными и золотовалютными запасами, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы.

Также Министерством финансов проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере налогов: разработка проектов, анализ воздействия действующей налоговой системы на пополнение доходной части казны.

Источник

Функции финансов и их проявление в работе финансового менеджера

Содержание

Функции финансов

К основным функциям финансов относятся следующие:

Действуют они одновременно и скоординировано.

Накопительная функция

На мировом финансовом уровне эта функция участвует в формировании Международного валютного фонда, на государственном – в образовании доходной части бюджета, а на уровне предприятия – в накоплении выручки.
В работе финансового менеджера накопительная функция проявляется через концентрацию всех финансовых ресурсов в соответствующих фондах денежных средств. Здесь имеются в виду как децентрализованные фонды (отраслевые, фонды объединений, предприятий), так и централизованные (федеральные и фонды кредитных ресурсов различных структур).
Именно в полной и своевременной мобилизации финансов в денежные фонды и состоит первостепенная задача финансового менеджера предприятия. Ведь недопоступление доходов чревато поиском дополнительных источников компенсаций прорех в бюджете организации.

Распределительная функция

ключевыми являются функции финансов какие. Zukl produkta. ключевыми являются функции финансов какие фото. ключевыми являются функции финансов какие-Zukl produkta. картинка ключевыми являются функции финансов какие. картинка Zukl produkta. Финансы – синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.

Контрольная функция

Контрольная функция сигнализирует о наличии отклонений в пропорциях национального долга и валового внутреннего продукта. Эта функция проявляется на всех этапах осуществления финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.
На предприятии контрольная функция реализуется через следующие операции:

В рамках проведения контрольных мероприятий финансовый менеджер предприятия выполняет следующие виды деятельности:

Ссылки

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Источник

Финансы — что это такое простыми словами

ключевыми являются функции финансов какие. dengi nalichnyie dollaryi dohod nelegalnyiy bank valyutnyie operatsii finansyi. ключевыми являются функции финансов какие фото. ключевыми являются функции финансов какие-dengi nalichnyie dollaryi dohod nelegalnyiy bank valyutnyie operatsii finansyi. картинка ключевыми являются функции финансов какие. картинка dengi nalichnyie dollaryi dohod nelegalnyiy bank valyutnyie operatsii finansyi. Финансы – синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.

Финансы – это определённое количество материальных ресурсов. Существуют также и другие определение, одно из них говорит о том, что это совокупность экономических отношений, которые возникают на фоне использования, формирования или распределения денежных фондов. Финансы всегда являются собственностью предприятия, государства или физического лица.

1. Признаки финансов
2. Функции финансов
3. Что такое финансовая система
4. Управление финансами
5. Финансовое прогнозирование

1. Признаки финансов

Финансовые отношения характеризуются рядом признаков. Основой всегда являются средства, которые в итоге обмениваются на определённые услуги и товары. Кроме этого, выпускаемая продукция и предоставляемые какой-либо организацией услуги, формируют финансовые отношения. Непосредственно финансы характеризуются распределений богатств государства и распределением денежных ресурсов.

В любой из и финансовых сфер, ежедневные операции связаны с переводами средств между субъектами, а также с целевым предназначением. Это означает, что от остальных понятий, финансы отличаются денежной формой, находящейся в перманентном обращении, и зависящей от ряда политических и экономических факторов.

Кроме движения денежных средств, с финансами сталкиваются в момент выполнения ими распределительной функции. Например, это могут быть потоки бюджетных средств, направленные на государственные и социальные потребности. В виде распределительной стоимости ВВП могут выступать не только финансы. Это бывают кредиты, доход и цены.

Данные категории из экономической деятельности отличаются рядом особенностей, которые проявляются в определённых назначениях. Часть накоплений из финансовых отношений, это чистый доход, то есть прибыль. Эти процессы перераспределения и распределения формируют особенные виды денежных ресурсов.

2. Функции финансов

Существует 3 основных функций финансов, а именно:

Среди других функций можно выделить регулирующую, необходимую для поддержки порядка в обществе, а также стимулирующую и инвестиционную. Одним из органов управления финансовыми ресурсами является Министерство финансов. Его главная задача – это:

3. Что такое финансовая система

Финансовая система включает в себя блоки, а также различные звенья финансовых отношений. Блоки системы – это:

Последние характеризуются экономическими отношениями по созданию и применению централизованных фондов и денежных ресурсов, которые предназначены для выполнения государством своих прямых функций. Государственные финансы состоят из внебюджетных фондов и государственного бюджета.

Государственными внебюджетными фондами называется форма перераспределения и аккумуляции денежных потоков на социальные потребности и дополнительное финансирование территориальных нужд. Фонды создаются на территориальном и федеральном уровне и отличаются особым назначением. Внебюджетные фонды состоят из Фонда социального страхования, Пенсионного фонда, а также Фонда обязательного медицинского страхования.

Финансы организаций – это экономические отношения, которые возникают на фоне формирования, а также использования денежных ресурсов физических лиц, необходимых для воспроизводства. Финансы юридических лиц делят на 2 группы. Первая, это ресурсы организаций, ориентированных на образование, политику и обучение. Вторую группу формируют коммерческие компании.

Если речь идёт о физических лицах, субъекты управления, это они сами. Здесь финансовые ресурсы накапливаются из таких источников как:

Существует несколько разновидностей расходов физических лиц, это:

Более подробно про управление финансами читайте на сайте посвященному инвестициям и экономии: vsdelke.ru.

Расходы семейного бюджета формируют финансовый портфель активов, это комплекс активов, формирующих богатство каждой из семей.

4. Управление финансами

Главный орган, который контролирует финансовые ресурсы в России – это Федеральное собрание, президент и правительство. Именно здесь происходит принятие ключевых решений касательно утверждения бюджета, а также отчетности о целевом использовании государственных средств. В целом управленческий аппарат состоит из следующих органов:

Один из главных органов – это Министерство финансов. Здесь занимаются прогнозированием обеспеченности бюджета золотовалютными и денежными запасами с учетом долгосрочной и краткосрочной перспективы. В Министерстве финансов также проводят работу по усовершенствованию законов в сфере налогообложения. В первую очередь речь идёт о разработке проектов и анализе воздействия налоговой системы на денежные поступления в бюджет.

5. Финансовое прогнозирование

Если рассматривать на примере финансового прогнозирования предприятия, процесс состоит из оценки размещения финансовых ресурсов на конкретный срок с изучением динамики развития за предыдущие периоды. Говоря о сроках прогнозирования финансового состояния предприятия, их делят на 3 периода, а именно:

Объект прогнозирования – это объём финансовых ресурсов, поступивших в актив организации за период, который был взят в качестве прогнозируемого. В данном случае, финансовые ресурсы формируются за счёт амортизационных отчислений (возмещаются за счет стоимости продукции) и чистой прибыли, которая остаётся после уплаты всех обязательных платежей и налогов.

Существует несколько методов прогнозирования, а именно:

Имея информацию об объёме финансовых ресурсов, которые будут поступать в будущем, прогнозируют их переход в активы для повышения уровня платежеспособности и ликвидности.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Мы будем Вам благодарны!

Источник

Сущность и функции финансов

Финансы как экономический инструмент государства

Высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающие расширение финансовых возможностей государства, возможны только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества.

Финансы (фр. finance от лат. financia — доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах. История термина «финансы» прошла несколько этапов. Первоначально, в XII—XV вв., он обозначал денежный платеж. Несколько позднее (с XVI по XIX в.) в научной литературе финансы стали связывать с формированием государственных доходов и с расходованием. В России на рубеже XIX—XX вв. наука о финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов.

По своему материальному содержанию финансы представляют собой фонды денежных средств. Но финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода.

Финансы — инструмент, активно использующийся государством при управлении обществом. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством своих функций и задач по обеспечению условий для расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта. К таким фондам относятся: во-первых, денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе; во-вторых, внебюджетные централизованные фонды государства; в-третьих, государственное страхование; в-четвертых, государственный, в том числе банковский, кредит.

Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и путем бюджетных ассигнований, а также отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят прежде всего от того, какое место занимают денежные отношения в экономических отношениях.

Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, это орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное предназначение финансов — путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами:

Финансы также выражают денежные отношения, опосредующие кругообращение фондов предприятий.

Роль государства в аккумуляции, регулировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных средств особенно возрастает в переходный к рыночной системе хозяйствования период. При этом в отношении централизованных фондов государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему — налогов, пошлин, различных сборов, эмиссии денег и т.д. Однако в отношении децентрализованных фондов государственное регулирование выражается совсем поиному. И уж совсем иное отношение должно быть к финансам частных предпринимателей, поскольку частные финансы — их состояния и динамика — подчиняются законам рыночной экономики.

Любая финансовая деятельность государства связана с расходами и доходами. В том случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств — банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг и пр.

Поэтому именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в области экономики и социальных процессов, но в сферах политики, демографии, экологии и т.д.

Без перераспределения финансовых средств невозможно провести практически ни одного мероприятие в государстве. Иными словами, проведение любых мероприятий в государстве связано с его финансовой деятельностью. И именно поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали проведение финансовой деятельности государства, поскольку осуществляется она, естественно, в правовой форме.

Без участия финансов не может быть распределен национальный доход, являющийся главным материальным источником денежных доходов и фондов. С учетом объемов национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер.

В экономической сфере существует и такое понятие, как «финансовые ресурсы». Однако следует заметить, что финансы и финансовые ресурсы — понятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения.

Главное условие роста финансовых ресурсов — увеличение национального дохода.

Финансы во многом зависят от финансовой политики, которая осуществляется в ходе финансовой деятельности государства.

Функции финансов

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях финансов. Назовем четыре основные функции финансов: распределительную, контрольную, регулирующую и стабилизационную. При этом первые две осуществляются одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

1. Распределительная функция. Она означает участие финансов в распределении национального дохода, т.е. в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы, образующиеся при распределении национального дохода среди участников материального производства, делятся на две группы: зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян; доходы предприятий сферы материального производства.

Дальнейшее перераспределение национального дохода связано со следующим:

В итоге формируются вторичные, или производные, доходы, а также доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, доходы от налогов.

Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между:

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, — развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованности коллективов предприятий и организаций, а также работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении высоких результатов при наименьших затратах.

2. Контрольная функция. Финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Финансовый контроль в условиях перехода на рыночные отношения направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства. Финансовый контроль охватывает и производственную, и непроизводственную сферы, т.е. весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Финансовый контроль — важное средство обеспечения законности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства. Особое значение финансовый контроль приобретает в настоящее время, когда очень четко проявляется тенденция роста «беловоротничковой» экономической преступности.

Таким образом, финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Важнейшая задача финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам (подробнее см. главу 6 «Финансовый контроль, его сущность и виды»).

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами, в большей степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами.

3. Регулирующая функция. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы — государственные расходы, налоги, государственный кредит — в процесс воспроизводства. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

4. Стабилизационная функция. Она заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода к рыночным отношениям и их динамичного развития.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики.

Один из важных элементов финансового механизма — финансовое планирование, которое в первую очередь относится к бюджетному планированию.

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план на базе бюджета на текущий год. Его целями являются:

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:

В 2007 г. во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного в Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2007 году», впервые разработка параметров федерального бюджета осуществлялась на среднесрочный трехлетний период — на 2008—2010 гг.

Среднесрочный горизонт бюджетного планирования предполагается закрепить в рассматриваемой Государственной Думой новой редакции Бюджетного кодекса РФ.

Представляемые на данном этапе проекты федерального бюджета разработаны на базе перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007—2009 гг., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 1860-р.

За основу при формировании бюджета были приняты показатели умеренно оптимистичного варианта сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 г. и на период до 2010 г., а также предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 г. и на период до 2010 г., рассмотренных Правительством Российской Федерации, доработанных и представленных Министерством экономического развития и торговли РФ в Министерство финансов РФ 14 марта 2007 г.

Основными отличительными особенностями подготовки проектов федерального бюджета на 2008—2010 гг. являются: их планирование и утверждение на трехлетний период в форме закона; изменение структуры доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазовоготрансферта, направляемого на расходы федерального бюджета; выделение в составе остатков федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущих поколений; определение на первый и второй годы планового периода нераспределенной части расходов в объеме, эквивалентном 2,5 и 5% расходной части, позволяющих в режиме «скользящей трехлетки» переходить к более эффективному планированию новых обязательств.

Появление одной из основных особенностей федерального бюджета на 2008—2010 гг. вызвано сильной зависимостью экономики и бюджета от сырьевого сектора, которая создает серьезные макроэкономические риски. Поступления из нефтегазового сектора обеспечили в 2005 г. около 38% доходов консолидированного бюджета и 50% доходов федерального бюджета (без учета погашения налоговой задолженности).

В настоящее время благодаря благоприятной конъюнктуре на мировом рынке нефти в Стабилизационном фонде продолжается накопление средств — на начало 2007 г. его объем составил 8,7% ВВП. Механизм Стабилизационного фонда может служить страховым резервом. Для этого действующему в настоящее время Стабилизационному фонду недостает более полного зачисления конъюнктурных доходов бюджета: в первую очередь вывозных пошлин на нефтепродукты и вывозных пошлин на природный газ. Для обеспечения долгосрочной сбалансированности создается Фонд будущих поколений. Общая величина таких доходов в долгосрочной перспективе по своей природе ограничена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *