кижи какой район карелии
Кижи какой район карелии
Походы и путешествия с 2003 г.
Хочу новый логотип!
Мы обновляемся и теперь мы:
Походы и путешествия с 2003 г.
Хочу старый логотип!
Новости
Внимание! Локдаун!
Внимание! 4, 5, 6, 7 ноября наши офисы работать не будут!
Внимание! Изменение в расписании работы офиса!
Осторожно: мошенники!
Туристическим хитом Карелии является заповедник «Кижи». Музей деревянного зодчества раскинулся под открытым небом. Он занимает целый остров в Онежском озере. Это обуславливает особую атмосферу и чистейший воздух. Оторванность от мира позволяет почувствовать себя путешественником во времени, который переместился на пару сотен столетий в прошлое.
Онежский шедевр
В течение года Кижи посещает около 200 тыс. туристов из различных регионов России и стран мира. На музейных тропах можно встретить финнов, японцев, немцев, швейцарцев, китайцев и французов. Подобное «вавилонское столпотворение» возможно, поскольку у острова делают остановку круизные теплоходы. Кижи является настолько колоритным музеем, что его посещение запоминается на всю жизнь.
В течение года Кижи посещает около 200 тыс. туристов
Обычно в мае-июне любоваться на «белые ночи» едут в Санкт-Петербург, забывая, что Карелия находится еще севернее, а потому здесь тоже имеет место это чудесное романтичное природное явление. Солнце ненадолго опускается за горизонт, чтобы через полчаса начать новый день. Подобное зрелище на берегу лесного озера смотрится гораздо эффектнее, чем в городе.
От завода до заповедника
Впервые Кижский погост упоминается в летописях в XVI веке. С этой даты и до XVIII века к приходу были приписаны церкви Преображения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы, а также еще десяток церквей и пять часовен в окрестных населенных пунктах.
В это трудно поверить, но 400 лет назад Кижи был крупным промышленным центром, поскольку в этих краях добывали медную руду, и действовало три медеплавильных завода! Крестьяне неоднократно устраивали бунты, протестуя против захвата их земельных участков промышленниками. Можно представить, какая ужасная экологическая обстановка была в те времена. Ситуация кардинально изменилась, когда запасы руды были исчерпаны.
Природа в заповеднике отличается идеальной чистотой
Через пару столетий природа очистилась от результата промышленной деятельности человека, воздух и вода стали кристально чистыми, и на остров устремились художники и архитекторы, чтобы своими глазами увидеть великолепные образцы деревянных церквей. Сейчас невозможно представить, что в Кижи когда-то существовало горнодобывающее и металлургическое производство.
В 1966 году Кижский погост послужил основой для создания историко-архитектурного музея «Кижи». Тогда на остров со всей Карелии свезли старинные дома и хозяйственные постройки.
Погружение в прошлое
Туристам на острове предлагают ряд тематических экскурсий и познавательных программ. Экскурсия по главным достопримечательностям Кижи длится два часа. Желающие могут подняться на главную звонницу Кижской волости, откуда как на ладони предстают Кижские шхеры. Можно взять в аренду велосипед и с ветерком прокатиться по всему острову. Или совершить неспешную поездку в бричке, запряженной лошадьми.
Романтично выглядит Кижская гавань. Здесь можно узнать, как мастера-лодочники в старину сшивали лодку-кижанку еловым корнем. Живую атмосферу подлинной старины реально ощутить в жилых деревнях Васильево и Ямка. Эти поселения появились на острове четыре сотни лет назад! Фольклорный ансамбль музея познакомит вас с традиционной карельской музыкой. Мастера обучат древним ремеслам.
Некоторые старинные дома представляют собой тематические выставки. Здесь можно с головой окунуться в атмосферу старинного быта и увидеть вещи, которыми люди пользовались столетия назад. Есть возможность понаблюдать за работой мастеров, которые ткут ткани или делают женские украшения.
Здесь в полной мере можно окунуться в быт далекого прошлого
Посетителей знакомят со старинными обычаями и обрядами, такими как, например, деревенские свадьбы. В музее можно узнать, что приданное заонежской невесты отличалось предельным рационализмом – помимо одежды и постельных принадлежностей в него входили посуда, прялка, самовар, ткацкий станок, коровы и овцы.
Особо внимания заслуживает программа «Вкусная изба». Обязательно попробуйте «калитки», являющиеся визитной карточкой Карелии. Калитка – это открытый пирожок с начинкой из картофеля или крупы. В избе вас научат своими руками готовить не только калитки, но и ульчины, кейтинпийрат, пряженцы и другие карельские и вепсские блюда.
Непременно попробуйте котлеты из рыбной икры
Любознательный человек в Кижах может найти для себя много интересного и загадочного. В старинных домах найдется немало изделий с орнаментами древних вышивок, несущих зашифрованные и еще неразгаданные символы, которые позволяли человеку чувствовать себя защищенным. В росписях на простых бытовых предметах на самом деле могут быть записаны представления о строении мира.
Кстати, вся эта ушедшая древняя культура объединяет многие народы мира. Так испанские, русские, скандинавские, гуцульские женщины пользовались одними и теми же мотивами, когда покрывали узорами ткань в надежде защитить семью от бед и несчастий. До них украшали свою посуду, одежду, утварь знаками земли, неба, солнца и воды древние эллины и египтяне. Сейчас все это можно увидеть в Кижах.
Прогулка по острову
Если ваш путь на Кижи лежит через Петрозаводск, начните с прогулки по городу и обязательно сходите на Онежскую набережную, откуда открываются самые красивые виды. Попробуйте местное петрозаводское мороженное – очень вкусно! Переправившись на Кижи, стоит взять экскурсию – так можно получить исчерпывающую информацию о главных достопримечательностях музея.
Поскольку на остров прибывают, как правило, водным путем, знакомство с Кижами начинается с причала, от которого идет широкий дощатый тротуар, упирающийся в сувенирные лавки. На лотках красуются изящные шкатулки из бересты с тончайшей резьбой, напоминающей кружева. Рука так и тянется купить расписные деревянные солонки, кубки и рюмки, сочно сияющие лаком. Заманчиво выглядят сувенирные магнитики в виде самоваров и матрешек. На заборах развешены на продажу самотканые половики, полотенца и скатерти.
Сувенирные лавки возле причала
Основные достопримечательности находятся в южной части острова. От причала дощатый настил идет вдоль берега и вскоре перед глазами открывается Спасо-Преображенская церковь. Издалека она похожа на сказочный терем. Высокий деревянный сруб почти не видно из-за двадцати двух изящных маковок с крестами, которые словно опята на стволе дерева взбираются по храму снизу вверх. Невооруженным глазом видно, насколько сложно сооружение в архитектурном и инженерном плане.
Бывший погост окружен невысокой деревянной стеной. Во дворе, помимо летней Преображенской церкви, высятся колокольня и зимняя Покровская церковь. Службы в ней проводились с 1 октября и до Пасхи. Ее возвели в 1764 году, поэтому она моложе Преображенской церкви на полсотни лет. На воротах укреплен деревянный щит с надписью «Здесь, у стен кижского погоста, 1 июля 1771 года отряд карателей подавил пушечным огнем восстание приписных крестьян олонецких петровских заводов».
Покровская церковь выглядит крайне необычно – будто к русскому терему пристроили деревянную башню, плоскую крышу которой украшают купола-маковки, покрытые деревянными чешуйками. Всего деревянных главок девять, причем восемь из них окружают одну – центральную. Иконы в иконостасе датируются второй половиной XVII века. Между двух храмов высится шатровая колокольня, построенная в 1863 году. Деревянная ограда погоста имеет двухскатную крышу и одну угловую башенку.
Особенно эффектно церковь выглядит при встречном освещении – на ослепительном фоне виден лишь сложнейший и гармоничный контур великолепного творения рук человеческих. Кажется, это не реальный храм, а старинная гравюра. Все сделано настолько изящно, что кажется произведением искусства, выполненным в большом масштабе.
Следуя далее по тропе, мы непременно остановимся у гигантских деревянных хором – двухэтажного дома крестьянина Ошевнева, построенного в 1876 году и перевезенного из деревни Ошевнево Медвежьегорского района.
Секрет масштабности карельских крестьянских построек состоит в том, что под одной крышей находились и жилые, и хозяйственные помещения, включая помещения для животных. Такой дом-комплекс называли «кошелем». Интерьер дома представляет типичное убранство жилища зажиточного крестьянства Заонежья в конце XIX века.
Дом крестьянина Ошевнева
На первом этаже размещалась зимняя изба с кладовками. На чердаке устраивали светелку. Жилую часть дома на уровне второго этажа с трех сторон окружал балкон-гульбище. Название говорит о размерах балкона. На первом этаже хозяйственной части дома размещался двор с хлевами, а на втором этаже был сарай. Были также специальные помещения для хранения продуктов. Под одной крышей находилось целое крестьянское хозяйство.
Зато холодной зимой не нужно было даже выходить из дома, чтобы накормить животных или принести продукты или дрова. С мостков над водой у дома Ошевнева открывается великолепный вид на деревянные церкви. Большой дом окружает три маленьких неказистых амбара. Это тоже старинные памятники архитектуры, привезенные из разных уголков Карелии.
Под одной крышей находилось огромное крестьянское хозяйство
Далее на нашем пути возникает громада дома крестьянина Елизарова, построенного в конце XIX века в деревне Потаневщина Медвежьегорского района. Это еще один образец крепкого крестьянского хозяйства, собранного под одной крышей. В избе восстановлено отопление по-черному. Сруб жилой части на уровне избы имеет галерею-гульбище.
Далее мы увидим дом Щепина из деревни Щепино и водяную мельницу из деревни Березовая Сельга. Мельница имеет два этажа. На втором этаже находятся жернова и бункер для засыпки зерна. Зерно можно молоть на муку или дробить на крупу. Готовая продукция от жерновов ссыпается по лотку в ларь на первый этаж. На юге острова тропа заканчивается у кузницы из деревни Суйсарь и дома крестьянина Сергеева из деревни Логморучей Прионежского района.
Ветряная мельница из деревни Волкостров
Церковь Воскрешения Лазаря
Обычно на этом экскурсия завершается. Следует иметь в виду, что множество построек еще имеется в центральной и северной частях острова, но их туристам предлагают посетить факультативно. Чтобы осмотреть весь остров, понадобится целый день – всего здесь имеется более полусотни старинных построек. Но самые интересные образцы старинного карельского деревянного зодчества мы с вами увидели. На причале действует кафе, где можно выпить кофе и подкрепиться.
Как добраться
Обычно до Кижи добираются по воде из Петрозаводска. В летнюю навигацию между городом и островом курсируют скоростные «Метеоры». Время в пути составляет чуть более одного часа. Зимой ходят суда на воздушной подушке из Петрозаводска и села Великая Губа. Вертолет – самый быстрый, но и самый дорогой способ попасть на Кижи.
ИНФОРМАЦИЯ О МУЗЕЕ «КИЖИ»
афиша, расписания, услуги, цены, мероприятия.
Музей на острове Кижи 

Подробнее:
Посещение музея на острове Кижи
Кижи — остров в Онежском озере, в 68 км от столицы Карелии — Петрозаводска.
На острове расположен музей традиционной крестьянской культуры Русского Севера, один из крупнейших и известнейших в России музеев-заповедников под открытым небом. В нём собраны памятники архитектуры, иконописи и предметы быта, которые создавались в карельских, вепсских и русских деревнях на протяжении столетий.
Протяженность острова – 5,5 км.
Остров Кижи на карте
Как добраться до острова Кижи
Из Москвы и Санкт-Петербурга до Петрозаводска
На территории республики Карелия
Добраться до острова Кижи на территории республики Карелия можно из нескольких точек:
Наиболее короткий маршрут — из Петрозаводска напрямую по Онежскому озеру:
Музей работает круглый год. Вы можете приехать в любое удобное вам время.
Осень, весна
Билет на посещение (входной билет)
Входной билет
Просим вас приобретать входные билеты заранее с целью экономии времени по прибытии на остров.
Приобрести билеты можно на сайте музея или у перевозчиков.
Гости, прибывающие на остров Кижи, должны приобрести входной билет. Приобретение входного билета дает право на посещение основной экспозиции музея «Кижи», а именно осмотр всех памятников острова, а также посещение интерьеров:
Обзорная экскурсия «Шедевры острова Кижи» входит в стоимость для сборных групп:
За дополнительную плату предлагаем посещение (в летний период):
Билет на обзорную экскурсию «Шедевры острова Кижи» (135 мин.) / «Деревни острова Кижи» (135 мин.), (при наличии входного билета, технической возможности, по предварительным заявкам) для группы от 5 человек в группе (фактически присутствующих на экскурсии):
Кижи какой район карелии
Кижи — деревня в составе Великогубского сельского поселения Медвежьегорского муниципального района Республики Карелия.
История
Заселение острова Кижи началось в X веке. Первые жители острова — славяне и финно-угры, переселенцы из Великого Новгорода. Первые упоминания в письменных источниках о существовании поселений на острове Кижи относятся к 1496 году. В это время остров становится центром крупного округа — Спасского Кижского погоста, который объединял деревни острова Кижи соседних островов и Заонежского полуострова. К концу XVI века несколько деревень на острове приходят в запустение.
В конце XVII века Спасский Кижский погост разделён на несколько волостей, сам остров вошёл в состав Кижской волости.
21 июля 1972 года деревни расположенные на острове Кижи, объединились в единый населённый пункт Остров Кижи. Населённый пункт был подчинён городу Петрозаводску.
15 ноября 2004 года населённый пункт передан из города Петрозаводска в состав Великогубского сельского поселения.
Бывшие деревни населённого пункта
Бачурино (Федки Бачурина)
Деревня возникла в XVII веке. Первое упоминание в письменных источниках о деревне под названием Федки Бачурина относится к 1616 году, в дальнейшем название трансформировалось в Бачурино. В XVII веке в деревне было два дома. К концу XIX века расширилась на один дом. К середине XX века деревня исчезла.
Бишево (Солдатово, Хорошовская)
Деревня известна с 1563 года сначала под названием Трофимовская, затем — Хорошовская. В середине XVI века в деревне был один двор, к середине XVII века поселение имело пять дворов (четыре двора живущих и один двор «в пусте»). В XIX веке деревня получает название Бишево. В начале XX века деревня получает ещё одно имя — Солдатово, однако более распространённым названием деревни оставалось Бишево. К середине XX века деревня исчезла.
Босарево
Деревня Босарево возникла в 1860-х годах, в это время в её состав входил один двор. К началу XX века в деревне насчитывалось два двора. К середине XX века деревня исчезла.
Васильево (Лукинщина, Большой Двор)
В XV веке возникла деревня Большой Двор. В XVI веке деревня опустела, на её месте осталась только часовня. Поселение было возрождено только к 1678 году, когда в нём поселился выходец из соседней деревни Харчевская (Ольхино) Евсюшко Юрьев с братом Матюшкой. В 1696 году деревня разрослась — сразу два крестьянина пришли из деревни Оятевщина (Леоновская). В дальнейшем деревня то расширялась до трёх дворов, то практически исчезала. Во второй половине XIX века в деревне было 2 дома, поселение получило новое название — Васильево. К 1911 году в деревне было уже 3 двора. В настоящий момент структура деревни состоит из пяти крестьянских домов, но только два из них остались от исторического поселения. На берегу озера расположена часовня Успения Пресвятой Богородицы XVII века. Сегодня это музейная реконструкция заонежской деревни конца XIX — начала XX века, созданная на месте старого, исторически сложившегося поселения. По состоянию на 2010 год в деревне числилось 3 жителя.
Вауловская
Деревня Вауловская существовала в XV—XVI веках.
Кижский Остров («впущена в поле»)
Деревня Кижский Остров существовала в XV веке, «впущена в поле».
Кижский Остров
Деревня Кижский Остров существовала в XV—XVI веках.
Кукуево
В деревне Кукуево проживают реставраторы музея-заповедника «Кижи».
Кяжево (Удоев Наволок)
Деревня впервые упоминается в Писцовой книге 1563 года под названием Удоев Наволок, в это время деревня состояла из двух дворов. Во второй половине XIX века деревня получает новое название — Кяжево. Во второй половине XX века деревня исчезла.
Левоновская (Большой Двор Левонтьевской)
Первое упомнинание деревни Большой Двор Левонтьевской в письменных источниках относится к 1563 году. В дальнейшем название деревни именилось, к XVIII веку это деревня Левоновская. В начале XVIII века деревня переехала на материковую часть, где в дальнейшем объединилась с деревней Вакуловской в деревню Оятевщина.
Марковская
Первое упомнинание деревни Марковская в письменных источниках относится к 1563 году. В XVII—XVIII веках деревня перенесена с острова на материковую часть, где существует до сих пор под названием Жарниково.
Морозово (Каргуевская, Карповская)
История деревни прослеживается с 1582 года, в это время деревня значится в Писцовой книге под названием Каргуевская. В это время в деревне стоял только один двор. В середине XVII века поселение увеличилось до трёх дворов, с этого времени деревня называется «Карповская». В XIX веке деревня получила название Морозово. В 1950-х годах деревня исчезла.
Наволок (Окуловская, Дудкин Наволок)
Деревня известна с 1563 года под названием Окуловская. Первоначально владение новгородского боярина Федора Остафьева Глухова. В XVI веке в поселении стояло четыре двора, оно было самым крупным из всех деревень острова Кижи. В XVII веке деревня уже состоит из семи дворов, в XVIII веке количество дворов сокращается до четырёх. Во второй половине XIX века деревня получает название Дудкин Наволок, в XX веке — Наволок. С открытием на острове музея-заповедника «Кижи» на территории деревни Наволок расположился сектор пряжинских карел.
Погост
Деревня впервые упоминается в XVI веке. В начале XVII века, в период Смутного времени, у погоста из 4 дворов поселения были сожжены дом дьячка и келья проскурницы. К этому времени относится первое описание церквей: «Погост Спаской в Кижах на Онеге озере острову а на погосте церковь Боголепное Спасово Преображение древяная с папертми верх шатровой да теплая церковь Покров Святыя Богородицы с трапезою древяная ж а в церквах образы и свечи и книги и ризы и сосуды и паникадила и на колокольне колокола и все церковное строение приходцкое той волости крестьян». В 1678 году у стен погоста располагалось 7 домов — 6 из них были дома священников и церковнослужителей, а один принадлежал крестьянину.
В 1714 году на месте старой, сгоревшей от удара молнии, строится Церковь Преображения Господня. В 1764 году построена Покровская церковь.
В 1863 году построена колокольня (на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году).
В начале XX века в деревне Погост было 5 домов, в которых жили кижские священники священники и причт. В 1951 году на место деревни был перевезён дом крестьянина Ошевнева. Этот крестьянский дом стал первым экспонатом музея-заповедника «Кижи».
Ямка (Трофимовская, Харчевская, Ольхино, Ольхинская)
Деревня впервые упоминается в документах в 1563 году, сначала деревня получает название Трофимовская, затем — Харчевская, в это время в деревне стояло два крестьянских двора. За время своего существования поселение три раза меняло имя. В период Смутного времени, когда отряды иноземцев и «русские воры казаки» разорили Заонежье, деревня была сожжена, а в 1616 году в ней «после разорения немецких людей» поставил «дворишко крестьянин Истомка Васильев сын Ольхин да сын его Юшко». От прозвища этого крестьянина произошло название деревни Ольхино (Ольхинская), закрепившиеся в документах с 1850 года. В начале XX века в деревне было 3 двора, к 1911 году в деревне Ольхино было уже 15 дворов. В XX веке деревня получает современное название — Ямка. В настоящее время на месте старого поселения сформирована музейная деревня, большинство построек которой перевезено из разных деревень Заонежья. По состоянию на 2010 год в деревне числилось 14 жителей.
Кижи какой район карелии
Ки́жи [1] (также распространён вариант Кижи́, некоторыми филологами называемый «общепринятым» [2] ; карельск. Kiži ) — остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль Кижского погоста, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков, окружённых единой оградой — реконструкцией традиционных оград погостов. 1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи», куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии.
По одной из легенд, Преображенская церковь построена одним топором (изначально без гвоздей), который потом мастер выбросил в озеро.
На острове также расположены несколько деревень, которые вместе составляют населённый пункт Кижи, входящий в состав Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района (до 2004 года административно относился к городу Петрозаводску).
В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 1993 году указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Содержание
Название
Широко распространено название острова с ударением на второй слог, во многих словарях указан именно такой вариант, однако в Карелии традиционно используется ударение на первый слог (это связано с особенностями карельского и финского языков).
География
Географическое положение
Остров Кижи расположен в северной части Онежского озера в Кижских шхерах — системе островов, прилегающих к Заонежскому полуострову. Полуостров находится западнее острова Кижи, а юго-восточнее — остров Большой Клименецкий. Севернее острова — губа Великая.
Охранная зона
Территория музея-заповедника «Кижи» имеет статус земель историко-культурного назначения.
Климат
Климат Кижи | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | |
Средний максимум, °C | −7 | −6 | 0 | 5 | 12 | 17 | 20 | 18 | 12 | 5 | 0 | −3 | |
Средний минимум, °C | −13 | −13 | −8 | −2 | 3 | 7 | 10 | 9 | 5 | 1 | −3 | −9 | |
Норма осадков, мм | 20 | 20 | 15 | 15 | 20 | 35 | 45 | 55 | 45 | 40 | 35 | 30 | |
Источник: Туристический портал |
История
Кижский погост
В XVII веке новгородский предприниматель Семён Гаврилов начал создавать металлургическое производство в заводском масштабе. Найдя медную руду, он начал в 1669 году строить плавильный завод. Его начинание до конца довели иностранные капиталисты Марселис и Бутенант. В 1636 году у них было уже три завода (два в Шуньге и один в Кижах).
К концу XVII века в Кижском погосте прибавилось ещё 2 новых завода. Заводы строились первоначально как медноплавильные, затем, вследствие невыгодности, их переводили на производство железа. Население с самого начала отнеслось к заводам враждебно, в виду захвата заводчиками земель, лесных угодий и богатых рудами недр, введения для крестьян обязательной работы на заводах, подрыва кустарной добычи и обработки железа. Когда нежелавших работать на заводах крестьян Кижского погоста хотели принудить к этому силой, они под предводительством своего старосты напали на возчиков руды и на заводский посёлок с «пищальми, бердыши, и с рогатинами и с кистенями». Но этот вооружённый протест мало подействовал. Через 10 лет заводчики добились прикрепления к заводу Кижского погоста в количестве 1 197 дворов.
В 1867 году в ходе своей поездки по северным губерниям России остров Кижи Олонецкой губернии посетил академик архитектуры Л. В. Даль.
В 1885 году в Кижах был похоронен сказитель былин Трофим Григорьевич Рябинин.
В начале XX века на Север ездили многие художники и архитекторы, которые стремились воочию увидеть старинные памятники. На острове Кижи побывали Иван Билибин (в 1904), Игорь Грабарь (в 1909) и Михаил Красовский (в 1916). Билибин писал: «… нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах. … Что за зодчий был, который строил такие церкви!».
Население
В конце XVI века на острове было 14 деревень. Ныне сохранились только две — Ямка и Васильево, обе находятся в центральной части острова. Эти поселения входят в состав экспозиции музея-заповедника «Кижи», большая часть их домов является памятниками архитектуры и перевезены из различных заонежских деревень.
Деревня Ямка расположена на восточном берегу. Это одно из исторических поселений (впервые упоминается в документах в 1563 году). В настоящее время на месте старого поселения сформирована музейная деревня, большинство построек которой перевезено из разных деревень Заонежья. [7] [8] В 2010 году в деревне числилось 14 жителей.
Транспорт
В период навигации (май-сентябрь) с речного вокзала Петрозаводска на остров Кижи ходят скоростные суда на подводных крыльях — в будни 2-3 раза в день, в выходные чаще. Также остров регулярно посещают круизные теплоходы.
Зимой ежегодно по льду Онежского озера прокладывают зимник от деревни Ямка до Великой Губы (21 км) и Сибово (12 км).
Достопримечательности
Архитектурный ансамбль Кижского погоста включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО по критериям I, IV и V:
Церковь Преображения Господня
Церковь Преображения Господня (1714 год) — самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви: ««Обложися сей олтарь Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа Боголепного Преображения Господня по плоти от Рождества Христова АΨДI года июня 6 дня…» гласила надпись на кресте, который находился в алтаре церкви, (Метрика по получению верных сведений о древне-православных храмах Божиих…Олонецкой губернии, 23 марта 1887 года).
Памятник федерального значения, Памятник культурного наследия РФ (особо ценный объект). Её прообразом считается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1708 год) в Вологодской области.
Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах. По своему типу храм — «летний» неотапливаемый, зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров.
Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тёсом в начале XIX века, главки покрыты лужёным железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х годов под руководством архитектора А. В. Ополовникова.
Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: вторая половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.
Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по берёсте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.
Покровская церковь
Этот храм — «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи.
Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви?
Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.
Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утончёнными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.
Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» (А. В. Ополовников) — один из немногих декоративных элементов этого храма. Однако, и повал, и фронтонный пояс — не только декоративные детали, это ещё и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса — желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви.
Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом — с запада на восток. Сначала — сени, необходимые в любом северном строении, затем — трапезная.
С XVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная — место мирской сходки — суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и прочее.
Помещение собственно церковное, где служились церковные службы, отличается более высоким потолком. Иконостас Покровской церкви — тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым.
Волна «боголепных поновлений» второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: была растёсана стена между церковным помещением и трапезной, стены оштукатурены, а тябловый иконостас заменён на резной. Нынешний иконостас был реконструирован в 50-е годы XX в.
Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви.
Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором всё же внешний облик.
Сегодня в зимнем храме Покрова Богородицы четырёхрядный тябловый иконостас, который реконструирован А. В. Ополовниковым в 50-е годы 20 столетия, на основе схемы иконостаса, разработанной в 1948 г. В. Г. Брюсовой (Светличной). Иконы, датируемые второй половиной 17 века, были подобраны для иконостаса из «Кижской коллекции», составленной из заонежских икон, вывозившихся в годы оккупации в Финляндию. Долгое время исследователи пытались выяснить принадлежность икон конкретному храму [7] и каково же было удивление, когда из материалов финского исследователя Л. Петтерссона, вывозившего заонежские иконы в Финляндию, выяснилось, что эти иконы происходят из самой Покровской церкви. Перед вывозом икон из храмов Л. Петтерссон ставил на них цифровые метки. Первая цифра означала шифр храма (у Покровской церкви это № 3), вторая, поставленная через дробь, означала место иконы, которое заносилось на схему расположения икон в храме. При наличии схемы и шифров на иконах определить их принадлежность Покровской церкви было не сложно.
Шатровая колокольня
Колокольня построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году. Проект и смета новой колокольни были рассмотрены Губернской строительной комиссией ещё в 1854 году по представлению Благочинного Священника Стефана Романовского. В 1872 году И. И. Копошевым был представлен проект перестройки колокольни «в связи с невозможностью утвердить восьмерик её». В 1874 году проведены работы по перестройке колокольни, по-видимому, верхней её части. В 1900 году в результате ремонта были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по всему периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра.
В плане квадратный четверик разделён двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. По высоте внутренний объём сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса. На звонницу ведёт пятимаршевая лестница.
Композиция колокольни решена по традиционной схеме «восьмерик на четверике», с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филёнчатые. Сруб рублен «в лапу» сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тёсом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый.
Четверик с юга на север прорезан сквозным проходом с высокими арочными порталами. Перед входами устроены невысокие рубленные площадки крылец. С запада и востока устроены фальшивые арочные порталы, подобные входным. Внутреннее пространство освещается четырьмя арочными окнами над порталами и окном в северо-восточной стене восьмерика. Дощатые балясины звонницы прорезные, каплевидной формы с четырьмя отверстиями посередине доски. Подзоры простые дощатые без резьбы.
Деревянная ограда
До наших времён не дошла, воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере бревенчатых оград погостов по проекту арх. А. В. Ополовникова.
Церковь Воскрешения Лазаря
Предание говорит, что церковь была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера. Монастырь был основан Лазарем «по особому чудному явлению Новгородского епископа Василия Преподобного».
Церковь посвящена событию, описанному в книге Нового Завета от Иоанна «о болезни, смерти и воскрешении Лазаря из Вифании». Чудо воскрешения Лазаря из мёртвых Иисус совершил накануне Пасхи Иудейской, укрепив этим веру многих людей в свою силу.
Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей монастыря. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и его реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23 — 24 июня, в Иванов день, к ней съезжалось множество богомольцев.
В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон XVI—XVIII веков. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери.
Посеребрённый временем храм с некой долей музейной искусственности поставлен на небольшом расстоянии почти у подножия прекрасного многоглавого Преображенского собора, построенного в 1714 году, и старинной деревянной Покровской церкви. У храма нет фундамента, сруб стоит на огромных валунах.
Часовня Михаила Архангела
Часовня перевезена на о. Кижи из деревни Леликозеро в 1961 году, где она стояла на небольшом возвышении на открытой местности. Она была лишена обычного для северных часовен окружения из елей и, очевидно, поэтому зодчий позаботился о её самостоятельной живописности.
Постройка относится к развитому типу клетской часовни на подклете с трёхчастной композицией. В плане сооружение представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. Западная часть часовни с северной стороны имеет прямоугольную пристройку сеней. На запад часовня смотрит сдвоенным окошком.
Крыша над восточным, самым высоким срубом, тоже сдвоенная: одна кровля выходит из-под другой, неожиданно удивляя изобретательностью зодчего.
Над сенями — изящная шатровая колокольня с двумя широкими поясами. Она увенчана лёгким гранёным шатром.
Нарядность часовни завершают причелины или полотенца, в котором основным мотивом резьбы является ромб, вписанный в круг, и ряд сквозных кружков. Подобным образом обработаны резные концы причелин — кисти. Красный тёс кровли имеет окончания в форме усечённых пик.
В помещении часовни первоначально был двухъярусный иконостас, который состоял из местного и деисусного чина.
В часовне сохранилось потолочное перекрытие — «небо», в центральном круге которого — икона Христа Вседержителя, а в сегментах — 12 трапециевидных клиньев — праотцы. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII—XVIII вв.
- кижи какая церковь сгорела
- кижи музей заповедник где находится на каком озере