капсульные вагоны ржд в каких поездах
Новый плацкарт — как капсульный отель
Понятное дело, пассажиры настроены скептически и не очень готовы ко всему новому. Плюс не все понимают, чем альфа-версия (макет) отличается от опытного экземпляра. Но как по мне — то, что выкатили сейчас — это очень здравая вещь. Со мной можно спорить, а ТМХ — присылать баги и реквесты.
Самое важное
Макет плацкарта разделен пополам шкафом. Верхняя полка полностью изолирована от нижней. Третья полка убрана, и теперь можно нормально сидеть наверху. Есть столик для ноутбука. Полки у изголовья на 20 сантиметров шире, чем в ногах (до середины купе, фактически). Через стену можно открыть окно к соседу и объединить две полки в одно пространство «этажа».
Что происходит
ТМХ показал один вариант интерьера. Надо понимать, что:
Но так нельзя было сделать, пока на полках было мало пространства. Поэтому сначала пришлось придумать что-то с третьей полкой (её убрали посмотреть, что получится). И попробовали расширить верхние полки до соединения. Получилось очень круто — большие красивые этажи капсульного отеля.
Потом между верхними полками поставили деревянную стенку. Получился плацкарт с нижним этажом и верхним этажом.
Упасть с верхней полки уже нельзя.
В этой ситуации нижние пассажиры бы очень страдали от нашествия верхних за столик, поэтому столики сделали на самих полках. И ещё один решили вынести со стойки на бок прохода.
Потом нижние полки тоже увеличили и тоже разделили перегородкой. Получился плацкарт, разделённый пополам полностью — 4 отдельных «номера» капсульного отеля.
В перегородке сделали отсеки для вещей.
Посмотрели, как пассажиры спят. И выяснили, что человек во сне имеет далеко не форму прямоугольного параллелепипеда. А, скорее, усечённого конуса. Голливуд вот давно пробовал L-одеяла, а тут теперь L-полки. То есть вверху у вас на 20 сантиметров больше пространство. Это, фактически, полка шкафа из прошлой версии прототипа, только теперь вы можете спать головой или рукой в шкафу. Звучит странно, но выглядит очень удобно.
На нижней полке сделали столик как на боковых в старых вагонах (только удобнее и меньше), чтобы можно было сидеть вдвоём.
Всё это потянуло за собой кучу проблем в инженерке. Потому что нужно соответствовать массе требований. Основа санитарных требований — проход, свет и воздух. Проход 60 сантиметров сохранён. Воздух стал из-за центральных шкафов циркулировать не совсем так, как раньше в «открытом» вагоне, и поэтому сделали индивидуальные воздуховоды в изголовье каждой полки. Свет теперь как в шкафах Икеи — на полках и разноуровневый.
Пожарные требования — два незагороженных выхода. Поэтому 3 и 7 купе всегда компонуются без шкафа. Там минорная бага — места для багажа только под нижней полкой (третьей-то нет!), но придумали костыль для рейсов, где багажа много — с универсальной зоной в начале вагона. В «вентилируемых» плацкартах столик для тех, кто любит стаканы.
На заднем плане голосовалка — в макете всё учитывается
Открывашки под столом в макете нет, но она обязательно будет. Как некрасивый самолёт летать не может, так и вагон без открывашки для бутылок по России не ездит.
Вот тут видно створку в стене между плацкартами (это не зеркало)
Она же закрытая
На боковых полках сделали шкафы (их можно сделать запирающимися).
Наверху USB-розетки, внизу USB и 220 В. В макете наверху тоже есть 220 В, но в эксплуатации так не будет из-за требований безопасности.
В начале вагона техническая зона (это как в штабных широкий коридор около купе инвалида) — там можно смонтировать один из трёх модулей: бар, хранилище или магазин.
Ну, то есть поскольку это всё-таки вагон, то зону отдыха с парой диванов, место для хранения багажа или пару автоматов с едой. В макете кофемашина, аппарат с едой, пурифаер (это как кулер, только с очисткой воды) и «накладка для проезда стоя».
Собственно, в варианте «багажное хранилище» из открытых купе лишние вещи можно будет положить тут. Видимо, сверху будет камера, чтобы бдить. Вопрос пока выглядит сыроватым, но очевидного удобного всем решения пока не видно. Зато можно будет возить велосипед. ИМХО, если повысить открытому купе нормы бесплатного провоза багажа, то это может скомпенсировать неудобство. Сейчас «лишний» багаж может складываться в штабной вагон, напомню. Но при этом вы и только вы несёте за него ответственность.
Пассажиры предлагают уже ставить в зону в начале вагона холодильник, забывая, что это поезд на 12 часов максимум.
В плацкарте главная проблема — висящие ноги. С этим в текущем габарите можно сделать только компоновку «ёлочкой», то есть по диагонали. Такой вариант с продольным расположением мест тоже в проработке.
Сейчас габарит 1-ВМ (4,56 метра от уровня головки рельса на 3,185 в ширину) снаружи. Внутренняя высота от пола до потолка 2,55, а ширина — 2,89 метра. ФПК рассматривает вариант увеличения габарита вагона почти на 30 сантиметров вширь. Оборудование пока планируется располагать плюс-минус там же, где в текущих версиях плацкартных вагонов, но это не окончательное инженерное решение.
С нами на макете была Валерия Шарафутдинова, руководитель управления продуктового и технического маркетинга дирекции по развитию пассажирского транспорта ТМХ:
В проекте ещё вот такие версии интерьера:
Дизайн прототипа — инжиниринговый центр ТМХ, то есть наш и исполнен нашими инженерами. Когда дойдёт до проработки для опытного вагона, возможно будет заказываться ещё иностранная работа, но на базе холдинга уже есть собственная лаборатория дизайна, поэтому, возможно, и не понадобится. Вагон будет в серии не раньше, чем через несколько лет, поэтому ещё можно поучаствовать в изменении интерьера. Проще всего — дойдя ногами до макета, сейчас он на Казанском вокзале в конце зала ожидания. UPD: Alatarum говорит, что по состоянию на 6 февраля его уже нет на Казанском.
Про то, как проектируются вагоны, можно почитать вот в этом посте. А тут — как собираются и испытываются.
Экспериментальный вагон без плацкартов — только из капсул, без висящих ног
В общем, выглядит это вот так — большая часть полки скрыта в глубине шахматной расстановки:
Расстановка вот такая:
Возможно, вы помните опыты ТМХ по тому, как должен выглядеть новый плацкартный вагон: сначала появились концепции капсульных плацкартов со шкафом посреди купе, потом в габарите Т — куча доработок по отзывам на первый вариант, уже длинные полки и модульная компоновка, когда можно делать часть блоков капсулой, а часть как обычно. Плюс занавески на каждом месте. Тогда же стало понятно, что в капсульный модуль не затащить велосипед или лыжи, плюс вы оставили ещё под полторы тысячи комментариев. На заводе опять получили обратную связь и показали следующий прототип.
Теперь это вагон, архитектура которого вообще не привязана к модулям плацкартов. А когда вы не ограничены прямоугольной компоновкой, можно делать диагональное расположение, ставить места в обе стороны от прохода и не выравнивать их друг по другу по сетке, а заполнять пространство в стиле биоформы.
В общем, заходите под кат смотреть новый вагон эконом-сегмента. Ну и можно посмотреть, что стало с вашей обратной связью и как опять поменялась эргономика после неё.
Что это такое
Как обычно, когда демонстрируется прототип вагона (а этот несколько дней показывался на ВДНХ), люди сразу думают, что он такой пойдёт в серию, типа, это ёжик, живите с ним. На самом деле нет, цель ТМХ — показать разные варианты вагонов и собрать максимум данных о том, что нравится и что не нравится пассажирам. Но граждане к такому не привыкли, потому что мнение у них спрашивают редко. В том числе и про вагоны. Итак, основные ограничения:
Вот этот стенд стоял на ВДНХ в июне несколько дней
Габарит Т в двухвагонном сцепе рулит
Похоже, возможность проектировать вагоны в габарите Т (это габарит электропоездов, обычный вагон 1-ВМ короче на 73 сантиметра и уже на 28 сантиметров, при этом внутренний пассажирский салон длиннее на 3 метра за счёт перекомпоновки) очень сильно развязала руки конструкторам по возможностям изменения интерьера. Во-первых, он банально больше и шире, что позволяет умещать самые разные компоновки, про которые раньше просто нельзя было думать. Во-вторых, это будут новые вагоны, а не модернизация старых, то есть не обязательно попадать в имеющиеся перегородки. Если раньше ещё стояли вопросы, какой габарит будет основным для перспективной техники, то теперь ответ однозначный. В смысле, сейчас далеко не все маршруты готовы к проходу вагонов габарита Т: они шире, а габарит приближения зданий кое-где просто не даст им пройти. Чаще всего речь про сложные дуги, тоннели и всякие металлоконструкции над путями, но иногда встречаются и такие вещи, как водонапорная башня в Шуе (мимо неё сейчас всё же ходят «Ласточки»).
Водонапорная башня в Шуе
В общем, в будущем будет всё больше мест, где пройдёт такой вагон. Можно спокойно использовать его как базовый.
Вот тут видно стандартное окно и четыре пассажирских индивидуальных
Вторая особенность — за базу теперь можно считать двухвагонные сцепы. Напомню, изначально про эту концепцию думал Дийкстра в разрезе «один туалет на два вагона, квантуем поезд по 2 вагона». С учётом, что РЖД всё равно нужно иметь дела с поездами, которые квантуются не повагонно (как те же «Ласточки» или «Сапсаны», где локомотив по факту распределён по составу), то переход на новые процессы по работе с кластерами вагонов тоже уже данность.
Двухвагонный сцеп даёт возможность делать вещи, которые нужны не в каждом вагоне, а всего пару раз за поезд. В самом начале вагона сейчас есть модуль, так называемая функциональная зона. Это штука, где может быть багажное отделение, рекреационная зона (мы её знаем как аналог бара «Гранд-Экспресса», есть вот внизу поста) и дополнительное рабочее купе. То есть где-то будет багаж, а где-то кафе в зоне отдыха. Эта самая рекреационная зона на самом деле в 12-часовом поезде из капсул — место, где можно поговорить по телефону не мешая соседям (хотя в плацкарте это обычно никого не останавливает), спокойно поесть и вообще посидеть без потолка ровно над головой. То есть она нефункциональна с точки зрения задачи «перевезти максимум людей дёшево при приемлемом уровне комфорта», но её появление — одна из тех вещей, на которых пассажиры особенно настаивали.
Вот так выглядит багажная зона:
Видите щитки? На самом деле, вагоны ТВЗ уже давно программно-управляемые из купе проводника, из штабного или удалённо (в этом же будет физическое разделение Wi-Fi пассажиров и сети поезда, что требовалось по стандартам безопасности для удалённого управления некритичными системами). Это круто, потому что всего 20 лет назад по локомотивам надо было бегать с перемычками. А щитки на фото только для макета, в настоящем вагоне их не будет.
Вот крепления для лыж и велосипедов:
На этом месте может быть автомат с недоедой и газировкой:
Вагоны делаются для возможности автономной работы, но при этом по умолчанию предполагаются в сцепах по два.
В конце вагона будет душ и два туалета по разные стороны от прохода — этот модуль точно такой же, как на прошлом прототипе габарита Т (на этом макете не моделировали). Основная часть модели — изменённые спальные места и вообще индивидуальные «капсульные номера».
Капсульные номера
За счёт увеличения габарита вагона стало можно увеличить и длину полки. Обычная полка плацкарта имеет длину 170 сантиметров, боковушка — 173 сантиметра. Это причина, почему патологоанатомы иногда ловят флешбек прихода на работу при посадке в плацкартный вагон — если тело пассажира длиннее этой сакральной величины, ненакрытые ноги часто торчат в проход в лица тем, кто идёт по вагону. В общем, про длину полок было понятно чертовски давно, и на прошлом макете габарита Т уже показали вариант, где они на 15 сантиметров длиннее, плюс учитывают геометрию лежащего человека (ещё и шире в районе головы и груди). Новые полки похожи: длина 188 сантиметров (95% пассажиров умещаются целиком с учётом подушки). Компоновка нужна шахматная, чтобы увеличить населённость.
Все капсулы закрываются занавесками полностью
Вот так выглядит часть для ног, в ней столик. То есть у вас в столике чьи-то ноги, но хорошо заизолированные.
А вот столик
Вот ещё вид сверху, здесь более понятно, как расположены полки
После размещения полок по вагону стало нужно размещать всё остальное. Изучив, что делает пассажир в поезде, стало понятно, что ему критично иметь под рукой 220 В для ноутбука, USB для телефона и качественное персональное освещение. То есть да, кто-то заметил, что пассажиры не знают, когда в вагоне выключают свет — сразу после этого начинаются шевеления с телефонами в руках, чтобы что-то найти. А просто свет у головы на полке мешает остальным в плацкарте. В итоге сначала пришли к занавескам по контуру полок, а потом вот к этим капсулам, где освещение тоже изолируется только у вас, и если вы хотите читать — никому не мешаете.
Индивидуальное освещение
Панель управления на столике (включатель, выключатель и USB-розетка: как и раньше, в вагонах ТВЗ 220 В не поднимается выше уровня 1 метра)
Следующее, что беспокоило пассажира — это ручная кладь. Лучше всего было лежать на ней, когда она лежала в рундуке под полкой. Надёжно и практично. Но рундуки сначала не уложились в нормы санитарии по уборке вагона, а потом на них подозрительно посмотрели безопасники и дали новые рекомендации по количеству укромных мест в вагонах. В итоге рундуков не стало, а желания пассажиров никуда не делись. Теперь ручная кладь лежит прямо за вами, внутри «номера» за полкой. Точнее, можно поставить туда вещи, а можно опустить туда ноги и смотреть в окно.
Вот это место для ручной клади
Есть отдельное место для одежды. С ним тоже важный момент: опять же, по обратной связи выяснилось, что лучше всего потайные крючки, которые не выпирают и не создают препятствий. И вешать пассажиру надо не только пальто, а ещё пиджак и брюки.
Крючки для одежды
Столики не открываются, они по факту — продолжение стеновой панели.
Естественно, такая компоновка в принципе была бы невозможна с общим большим окном. Окна разделили. Теперь у каждого пассажира своё окно. При этом окна нужны не только, чтобы смотреть в них на багульник и читать названия станций, но и чтобы эвакуироваться.
Новые окна всё ещё подпадают под нормы возможности эвакуации, но это как раз та часть, которая будет досчитываться. Будут отдельные эвакуационные окна и молотки, сделанные так, чтобы их не хотелось своровать (то есть подходящие только для разбивания окон). При этом окна не предусматривают открывающиеся форточки, вентиляция только через воздуховоды и через систему очистки (пакет УФ-ламп в кондиционере). В прошлом модульном вагоне вентиляция была регулируемая по типу как в самолёте, а здесь всё заподлицо у оконных панелей, регулироваться не будет. Возможно, вагоны нужно будет оснащать вторым кондиционером (он доготавливает забортный воздух и гонит его по системе).
Лестницы новой формы, не самые удобные ставить ногу (сравнительно с теми, что прямо поручнями формировали нужную позу в 1-ВМ), но зато очень безопасные.
Бортовая сеть, как и раньше, это 220 В, а не «домашние» 230 В, потому что стандарт дома обновили, а стандарт поезда всё ещё 220. Заземление возможно на рельс или на систему уравнивания потенциалов. Пока это не проектировалось, но, кажется, если вы приложите голову к рельсу послушать, идёт ли поезд, реквием не услышите.
Отдельного модуля для эвакуации не будет. Сейчас рассматриваются варианты с откидывающимися полками и эвакуацией из зон общего доступа в пассажирском салоне. Например, во входной группе окна стандартного крупного размера.
Проектирование
На этот раз получилось узнать, как именно проектируются такие прототипы. Пресс-служба ТМХ прислала 3 следующих фотографии из лаборатории, где очень хорошо видно, что делаются габаритные макеты, которые потом несколько раз переделываются:
Как видите, показывать такое публике нельзя, но для тестов картон идеально подходит — можно оценивать эргономику на ходу и сразу смотреть, где какой кабель, где какая трасса, где розетка, где выключатель.
Я, как сторонник прототипирования всего и вся, чтобы потом на релизе не было «ой, оно вот так вот оказывается» могу только порадоваться последовательности от картона к реальной мебели на макете.
Итак, задача была показать разные концепции и собрать мнения пассажиров и экспертов по каждой. Эта концепция показывает, как можно сделать, отбросив привычные ограничения. Задача же была — сделать максимально изолированные капсулы, сохраняя населённость вагонов. Следующий шаг — компоновка «ёлочкой» по диагонали с сохранением похожей эргономики. Это потому что сейчас пассажиры не очень любят боковушки, а тут целый вагон боковушек, по сути. В следующем будет целый вагон диагоналей.
Больше всего меня в этой истории радует то, что, кажется, это первая длинная история с интерьерами вагонов, где их сначала показывают тысячам людей и всем заинтересованным сторонам, а уже потом пускают в производство. Понятно, что большая часть пассажиров далеко не эксперты, но это гораздо лучше, чем не показывать.
И да, можно написать в комментарии мысли про этот вагон — ТВЗ (завод в составе ТМХ) очень внимательно к ним относится — ещё несколько лет назад мы делали аналитику по сотням тысяч отзывов наших пассажиров специально для них, чтобы понять, что не так или так с вагонами.
И спасибо Валерии Шарафутдиновой с ТМХ за кучу полезных ответов на мои вопросы.
РЖД заложили капсулу будущего. Холдинг обозначил сроки запуска капсульных вагонов и начал искать им имя
Новые пассажирские вагоны с так называемыми капсульными местами могут появиться на железных дорогах России уже в 2023 году. Об этом заявил глава холдинга Олег Белозёров. Пока что можно увидеть лишь видео с концептом. В будущем планируется придумать «всем миром» современному плацкарту название. Главная отличительная особенность концепта в наличии индивидуальных капсул. Гендиректор РЖД уточнил, что презентуемая новинка — это «неплацкартный вагон».
Осталось придумать будущему вагону название. Для этого до 2023 года действительно ещё есть время, причём интересоваться мнением планируют не только у пассажиров.
«Во-первых, абсолютно справедливо председатель правительства [Михаил Мишустин] обратил внимание на то, что нужно обсудить этот вагон не только с общественностью, но и в том числе с проводниками, с теми людьми, кто эксплуатирует и кто детально знает, какие нужды в вагоне существуют», — сказал генеральный директор монополии. Не исключено, что для выбора имени будет использоваться платформа краудсорсинга.
«Капсульные вагоны уже активно используются и мы, по сути, сейчас догоняем то, что уже существует во всём мире, — рассказал vgudok.com председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. — Безусловно, это лучше, чем те плацкартные вагоны, которые есть сейчас, но мы уверены, что изменятся требования пассажиров и к подвижному составу, к концепции вагонов, и те вагоны, которые будут поставлены, буду соответствовать времени, — отметил эксперт. — В 2023 году всё стремительно изменится, и капсульные вагоны уже будут учитывать тот запрос, который будет существовать.
Сейчас существует запрос на скоростные дневные поезда-экспрессы, чтобы за пару часов добраться до соседнего города.
А привычные пока всем пассажирам ночные поезда будут, но здесь нужно двигаться к такой позиции, что купейные вагоны должны быть с невысокими ценами. Чтобы обеспечивался и комфорт, и была доступная стоимость билетов. Количество пассажиров, которые ездят ночным сообщением, будет стремительно сокращаться. Поэтому акцент надо сделать на разработке дневных поездов».
Помимо конструкции, которая подразумевает капсульное размещение пассажиров, в новых вагонах будут уже вполне привычные USB-розетки, увеличенное место под чемоданы и сумки. Но самое главное — это наличие индивидуального места, что особенно актуально в период коронавируса.
«Я всегда говорил, что в условиях пандемии, которая не заканчивается, следует обратить внимание на капсульные вагоны. У них есть перспективный вариант конструкций, которые в наибольшей степени эпидемиологически безопасны», — рассказал vgudok.com председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.
Сейчас новые поезда проходят тестирование.
Помимо нового капсульного вагона в планах у РЖД переход на новые классы обслуживания в пассажирских поездах в 2021 году, например эконом и бизнес. В холдинге хотят, чтобы человек, приходя на своё место, сразу понимал, за что заплатил деньги, а для этого каждый класс должен отражать определённый набор сервисов.
«Мы считаем, что пассажир платит за услугу, а не за вагон, в который он попал. Соответственно, эти требования будут стандартизированы. В следующем году мы их запустим», — рассказал господин Белозёров. Запланированные изменения не должны будут повлиять на стоимость проезда.
В октябре РЖД представили прототип нового плацкартного вагона. Инновации разработаны российским производителем «Трансмашхолдинг» для «Федеральной пассажирской компании» (ФПК, пассажирская «дочка» РЖД). Мы подробно писали о новинке.
Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД, лучший фото- и видеоконтент на нашей странице в Instagram