какую роль играют женские образы в произведениях и с тургенева
Женские характеры в романах И. С. Тургенева
Вы будете перенаправлены на Автор24
Тургеневская девушка – это типичная героиня произведений И. С. Тургенева, литературный стереотип, который сформировался в отечественной культуре на основе обобщенного образа нескольких женских персонажей, описанных им в произведениях 1850-1880 годов.
«Тургеневские девушки»
Творчество И. С. Тургенева можно назвать гимном высокой, поэтической, вдохновенной любви. Именно она сопровождает героинь произведений Тургенева на пути духовного и нравственного развития. В женских образах, представленных во многих произведениях писателя, воплощены лучшие черты русского характера.
В творчестве И. С. Тургенева выделяют целую галерею образов, которых условно называют «тургеневскими девушками»:
Как правило, это незаурядные героини, обладающие богатым внутренним миром, полные любви, искренности и самоотверженности. Одной из таких девушек является Ася, героиня одноименной повести.
Ася незаконнорожденная дочь русского дворянина и крепостной, и в этом заключается ее трагедия. До 9 лет девушка росла в деревне, а после смерти матери барин взял ее к себе. В душе он чувствовал перед девочкой вину, и поэтому не запрещал ей ничего. Ася знала, что он любит ее, но в скором времени «поняла свое положение».
Уязвленное самолюбие и гордость заставили девушку страдать, она мечтала о том, чтобы все забыли о ее происхождении. Старший брат правду о девочке узнал только после смерти отца. Асю отдали в пансион. Девочка отлично училась, но по-прежнему ей было трудно жить, она не «никак не хотела подойти под общий уровень», была упряма и независима, а лесть и трусость считала самыми дурными пороками.
Готовые работы на аналогичную тему
Ася – открытый, честный, независимый человек, который не хочет считаться с правилами общепринятой морали, терпеть не может фальшь и лицемерие буржуазного общества.
Когда же Ася полюбили Н.Н., она не стала скрывать свои чувства. Девушка назначила ему свидание, отправляла ему записки, что было для девушки совершенно неприлично. Н.Н. же трус и эгоист, он боится взять на себя ответственность за влюбленную в него девушка. А Ася способна на сильное, глубокое чувство, она может быть решительной и самоотверженной.
Главными чертами Аси являются богатая душа, желание яркой, осмысленной жизни, способность к тонким чувствам, сильная любовь и готовность к самопожертвованию.
Описывая образ Аси, Тургенев в первую очередь знакомит читателя с ее внешностью. Постепенно он раскрывает ее богатый душевный мир.
То же самое можно сказать о героинях других произведений. Например, Зинаида («Первая любовь») обладает прелестной внешностью, серебристым голосом. Свойства характера девушки зависят от тех условий, в которых она живет: неправильное воспитание, постоянное присутствие матери, странные привычки и знакомства, беспорядок в доме, бедность, свобода и осознание превосходства над окружающими сформировали в ней «полупрезрительную небрежность и невзыскательность». Однако при этом она правдиво относится к себе самой и к окружающим ее людям.
Обаятелен образ итальянки Джемилы из «Вешних вод». Джемила – настоящая красавица, со стройным станом, великолепными, «торжествующими» глазами, гибкими и длинными пальцами. Девушка воспитана в традициях любви к родине, освобождение Италии она считает «высоким и священным делом».
Тургенев изображает своих героинь в тот период, когда они, каждая по-своему, проходят через испытание первой любовью.
Образ тургеневской девушки в романе «Дворянское гнездо»
Сущность всех тургеневских девушек становится понятна при изучении образа главной героини романа «Дворянское гнездо». Как указывал Писарев, Лиза по свойствам своей личности относится к «лучшим людям нашего времени». Она обладает таким же цельным, непоколебимым характером, каким обладали героические девушки 60-70-х годов.
Впервые с Лизой Калитиной читатель встречается в минуты приезда Паншина. Читатели начинают знакомиться с героиней не по авторским описаниям, а по замечаниям о ней окружающих людей. Например, Паншин говорит: «Вы никак не можете сидеть сложа руки». Лемм называет ее доброй девушкой. А позже он ее характеризует как справедливую, серьезную, с возвышенными чувствами. А по дороге домой Лемм думает о ней: «Она и собой хороша. Бледное, свежее лицо, глаза и губы такие серьезные, и взгляд честный и невинный. Жаль, она, кажется, восторженна немножко. Рост славный, и так легко ходит, и голос тихий».
Писатель, вырисовывая героиню своего произведения, широко использует принцип Гоголя: изображение окружающей героя обстановки должно соответствовать его характеру, натуре, внутреннему миру. так и «светлая, чистая, белая» комната Лизы со скромным горшком цветом соответствует ее образу.
Лизу выделяет ее нравственная чуткость, ощущение несправедливости ее положения по сравнению с обездоленным, нищим народом. Лиза очень религиозна, это связано с развитием в девушке сознания ответственности за грехи, совершенные ее отцом и другими виновниками тяжелого положения крестьян. Лиза знает, сколько горя людям причинил ее отец, и стремится «все это отмолить».
Лиза стала воплощение идеала «тургеневской девушки». Основные черты этой героини – религиозность, целомудренность, внешняя красота, одухотворенность, способность к самопожертвованию. Ее образ – важный фактор создания общего контекста произведения и понимания идеала русской женщины писателем.
Женские образы в романе «Отцы и дети»
Роль женских образов в произведении «Отцы и дети» велика. Женщины здесь олицетворяют разные социальные типы. С помощью этих образов читатель знакомится с современной главному герою жизнью. Также эти образы помогают лучше понять поступки и характер главных героев.
Значительную роль романе играет образ княгини Р., воссозданный в монологе Аркадия. Ее история – это своеобразный связующий момент для яркого проявления характеров, обозначения сложностей, изломов в судьбе человека.
Княгиня описана очень ярко, и по глубине описания ее можно сравнить только с Анной Одинцовой. Образы Анны и княгини вообще довольно сходны: у них похожий стиль жизни, семейное положение, обе таинственны.
Анна Одинцова всегда спокойна, невозмутима и величава. Есть в этой героине что-то исконно русское. Одинцова – настоящая женщина, требующая внимания, уважения и даже какого-то преклонения. При этом она не способная на сильную страсть, ей нужна присущая ей самой сдержанность, и даже холодность.
Совершенно другим предстает образ Кукшиной. Эта «нигилистка» очень несчастна как женщина. Ее оставил муж, и теперь она под маской эмансипированной дамы скрывает личное недовольство сложившимися обстоятельствами. Манеры Кукшиной фальшивы и наиграны, а ее развязное поведение скрывает чувство неполноценности.
Фенечка – это образ настоящей русской женщины. В ней нет избалованности и величественности, как у Одинцовой, нет фальши и претенциозности, как у Кукшиной. Ей присущи нравственность, глубокая духовность и чистота.
Женские образы в романах Тургенева и Чернышевского
Анализ женских образов в романах Тургенева «Отцы и дети» и Чернышевского «Что делать?»
Не так легко отделаться от субъективизма при проведении анализа двух разных литературных произведений. Одно устремляет взор свидетеля вглубь, другое – молниеносно вперед.
Другой роман «Что делать?» Николая Чернышевского даже после нескольких попыток проникнуться порой удивительной историей и философией его создателя, вложенной в уста и поступки «новых людей» не резонировал с моим собственным мировоззрением. Эпизодически автор поднимает любопытные темы. Однако ему не хватило легкого и привлекательного повествования, обволакивающего богатого языка, равно как и возведение и развитие фантастических «дворцов из чугуна, алюминия и хрусталя» – сплошь эклектика, режущая ухо и движущаяся устрашающе-порабощающим механизмом, сметающим все традиционное и ретроспективное. Не получив гармоничной цельной идеи, увидела лишь полуразрозненные листки с декларациями и сипящими лингвистическими проплешинами строить новый мир, отметая пережитки прошлого, ломать, крушить, изничтожать буржуазные ориентиры.
От субъективизма избавиться нелегко. Поэтому я не стала затрагивать и сравнивать, на мой взгляд, несоизмеримые образы: Базарова (я разглядела в нем живого, сложного, прогрессивного, при этом весьма чувствительного и обороняющегося от «диктатуры любви» индивида) и Рахметова (нового «суперчеловека» с утопическими представлениями, однако любящего путешествовать «по европам», эдакого наперекор старому миру идущего; конструктивно этот персонаж мысленно отослал меня к булгаковскому «Собачьему сердцу» и наверняка подтвердил антипатию к такого рода глашатаям новых идеалов).
А вот женские образы представляются именно тем, что можно и нужно было бы проанализировать. И затронуть я бы хотела фрагменты с описаниями и характеристиками женщин новой формации, их пути и достижения – Верочки Розальской и Анны Одинцовой.
Их прогрессивность на то время ловко вписана в общую канву обоих романов.
И если Верочка, по-моему, является главным двигателем и зачинщиком сюжетов «Что делать?», незамысловатая и жадная до впечатлений, успешная и предприимчивая, освобожденная и эмансипированная женщина новой России; отличнейший пример для психоанализа Юнга или Фрейда с ее ошеломляющими символическими снами и бурной личной жизнью.
То Анна Одинцова – сложная и опытная женская натура, представляющая собой идеальную породистую и переборчивую интеллектуалку, аристократичное воплощение нового времени, своенравную фата моргану в строгом корсете и воздушной пелерине; личность, претендующую на собственный выбор жить в комфорте и здоровом эгоизме, свободную и холоднокровную, сдерживающую свои сильные чувства.
Еще раз сравнивая Веру и Анну, мы находим их антагонистами с позиции традиционного осмысления. Простота и опыт, свободомыслие и сдержанность, поиск и цельность. Их объединяет лишь то, что обе, такие разные в описаниях своих создателей, они использовали замужество ради своих устремлений, не лишены чувственности, порывистые и эмоциональные женщины, эфирные существа на пороге нового статуса и роли женщины в обществе. Одна смелее, другая осмотрительнее. Обе – олицетворение женской дерзости быть личностью.
Через женское мы узнаем идеологию того периода, читаем мужское вИдение, домысливаем сущность зарождающейся лавины эмансипации в России 19 века.
Тургенев стилистически тонко прописывает образ Одинцовой на фоне трагедии революционного мужчины, но такого же традиционного в конце концов. Чернышевский через общую утопию усиливает женское и доводит до нереального картины-представления нового общества, ведомого принципами иллюзорного справедливого, лишенного ревности и собственничества, но ведомого мотивами чистого и всеобщего коллективного. Даже самого интимного.
В «Отцах и детях» мы находим целый спектр мастерски препарированных проблем: и взаимоотношения поколений, их взаимодействие, смелые душевные порывы, не одобряемые социумом той эпохи, нигилистические взгляды на мироздание и романтическое, пренебрежение устоями, вызов духовности и конфликт поколений, которые в итоге приводят всех героев тургеневского романа к отправной точке, возвращают к привычному, примиряют всех героев.
Роман «Что делать?» лишен литературной красоты и преследует идею воспевания перелома, революции: в ролях, поведении, статусах, сферах реализации, порядках, домострое, предпринимательстве, философии и т.д.. Словом, роман вызывает отторжение уже с первого упоминания страшного словосочетания «революционная нравственность», а послевкусие оставляет будто порнографический краткий сюжет пересказали и растянули до нуарного детектива с утопическими концептуальными подтекстами.
Резюмируя, можно акцентировать внимание читателя на искусном описании событий и драматической глубине произведения (это про «Отцы и дети») и беспомощности выплеска воображения об идеальном обществе (это о «Что делать?»).
Женские образы в произведениях И.С. Тургенева
«Тургеневские девушки»
Творчество И. С. Тургенева можно назвать гимном высокой, поэтической, вдохновенной любви. Именно она сопровождает героинь произведений Тургенева на пути духовного и нравственного развития. В женских образах, представленных во многих произведениях писателя, воплощены лучшие черты русского характера.
В творчестве И. С. Тургенева выделяют целую галерею образов, которых условно называют «тургеневскими девушками»:
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Как правило, это незаурядные героини, обладающие богатым внутренним миром, полные любви, искренности и самоотверженности. Одной из таких девушек является Ася, героиня одноименной повести.
Ася незаконнорожденная дочь русского дворянина и крепостной, и в этом заключается ее трагедия. До 9 лет девушка росла в деревне, а после смерти матери барин взял ее к себе. В душе он чувствовал перед девочкой вину, и поэтому не запрещал ей ничего. Ася знала, что он любит ее, но в скором времени «поняла свое положение».
Уязвленное самолюбие и гордость заставили девушку страдать, она мечтала о том, чтобы все забыли о ее происхождении. Старший брат правду о девочке узнал только после смерти отца. Асю отдали в пансион. Девочка отлично училась, но по-прежнему ей было трудно жить, она не «никак не хотела подойти под общий уровень», была упряма и независима, а лесть и трусость считала самыми дурными пороками.
Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Ася – открытый, честный, независимый человек, который не хочет считаться с правилами общепринятой морали, терпеть не может фальшь и лицемерие буржуазного общества.
Когда же Ася полюбили Н.Н., она не стала скрывать свои чувства. Девушка назначила ему свидание, отправляла ему записки, что было для девушки совершенно неприлично. Н.Н. же трус и эгоист, он боится взять на себя ответственность за влюбленную в него девушка. А Ася способна на сильное, глубокое чувство, она может быть решительной и самоотверженной.
Главными чертами Аси являются богатая душа, желание яркой, осмысленной жизни, способность к тонким чувствам, сильная любовь и готовность к самопожертвованию.
Описывая образ Аси, Тургенев в первую очередь знакомит читателя с ее внешностью. Постепенно он раскрывает ее богатый душевный мир.
То же самое можно сказать о героинях других произведений. Например, Зинаида («Первая любовь») обладает прелестной внешностью, серебристым голосом. Свойства характера девушки зависят от тех условий, в которых она живет: неправильное воспитание, постоянное присутствие матери, странные привычки и знакомства, беспорядок в доме, бедность, свобода и осознание превосходства над окружающими сформировали в ней «полупрезрительную небрежность и невзыскательность». Однако при этом она правдиво относится к себе самой и к окружающим ее людям.
Обаятелен образ итальянки Джемилы из «Вешних вод». Джемила – настоящая красавица, со стройным станом, великолепными, «торжествующими» глазами, гибкими и длинными пальцами. Девушка воспитана в традициях любви к родине, освобождение Италии она считает «высоким и священным делом».
Тургенев изображает своих героинь в тот период, когда они, каждая по-своему, проходят через испытание первой любовью.
Женские образы в произведениях И.С. Тургенева
И.С. Тургенев – непревзойдённый мастер по созданию женских образов. Глубоко в моё сердце вошли Елена Стахова («Накануне»), Ася («Ася»), Лиза Калитина («Дворянское гнездо»). Запомнились и женские образы Одинцовой из романа «Отцы и дети».
Одинцова – дочь дворянина, проигравшегося в карты, спившегося в деревне и оставившего двум дочерям крохи бывшего состояния. В двадцать лет Анна Сергеевна должна была вести самостоятельную жизнь и отвечать за воспитание младшей сестры Кати. Замуж Анна Сергеевна вышла за пожилого и богатого человека не по любви, а по расчёту. Овдовев, сделалась видной помещицей.
Обеспеченность как основа независимости, возможность роскоши в жизни, спокойствие, ум, самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие интересных людей и друзей – вот особенности Анны Сергеевны и образа её жизни к моменту знакомства с Базаровым. Евгений Базаров увидел в Одинцовой умную собеседницу. Оказалось, что героиня не теряла времени в уединении: читала хорошие книги и могла говорить о медицине, гомеопатии, ботанике. «Часа три с лишним длилась беседа». Любопытство Одинцовой переросло в заинтересованность Базаровым. Прощаясь, она приглашает его и Аркадия к себе в Никольское. И вот друзья в гостях у Одинцовой. В Никольском «царствовал порядок, пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приёмных». Анна Сергеевна, очевидно, благоволила к Базарову. Он «поразил воображение Одинцовой, он занимал её, она много о нём думала». В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но появление тотчас оживляло её. Она как будто хотела его испытать и себя «изведать». Интерес к чему-то новому в её чувствах и боязнь этого нового лежат в основе отношений Анны Сергеевны к Базарову. Он нравился героине отсутствием кокетливости и пошлости, резкостью и точностью суждений. В то же время Базаров «сердил и оскорблял её вкус, её изящные привычки». Она чувствовала пропасть между собой и демократическим дикарём, однако сила его натуры увлекла Анну Сергеевну. Любопытство перешло в заинтересованность, заинтересованность – в увлечение, которое могло бы вырасти в любовь. Но жилось ей легко, а «сквознячков» (жизненных испытаний) она боялась. Анне Сергеевне не хочется отпускать от себя Базарова. Ей удалось вызвать Евгения на откровенный разговор, во время которого он признаётся ей в любви. Но Одинцова испугалась его сильного и страстного порыва, ибо более всего на свете любила покой. «Нет, не решила она наконец, — бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете.» Базаров же был человеком чужого и чуждого её мира, бедняком, демократом, вкусы и политические убеждения которого расходились с её вкусами, привычками и взглядами.
С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев Арину Власьевну, мать Евгения Базарова, совсем отличную по характеру, душевному складу, образованию и положению от Одинцовой. Но добрая, естественная, простая эта женщина вызывает меня тёплые чувства. Она стыдливо прячет перед сыном свою трепетную заботливость. Арина Власьевна – «кругленькая, низенькая старушка» с «пухлыми ручками», набожная, чувствительная, верящая в приметы, гадания, заговоры, сны. Всё это рисует образ «настоящей русской дворяночки прежнего времени», которой следовало бы жить «лет за двести, в старомосковские времена». Но она покоряет своей добротой, искренностью. Именно такие люди были залогом нравственности и душевной чистоты.
Совсем противоречивые чувства испытываю к «нигилистке» Кукшиной, которая пошло подражает «новым людям». Она, в мужских штанах, с сигаретой во рту, громким голосом, в неубранной комнате, вызывает не только недоумение, но и отвращение. Помещица Кукшина, твердящая об эмансипации, называет себя ученицей Базарова. Эта мнимая «нигилистка» усвоила только внешнюю сторону дела, рьяно пропагандируя новые взгляды и доходя до абсурда в своих убеждениях. Она – пародия на нигилистов.
Также мне запомнились Фенечка и Катя. Первая застенчивая, добрая, стеснительная, беспредельно любящая Николая Петровича, которая покоряет силой материнского чувства. А Катя, на первый взгляд, кажется тихой и незаметной, но оказывается сильной натурой. Она хорошо разобралась в Кирсанове, подружилась с ним, незаметно прибрав его к рукам и составив его семейное счастье, руководит каждым его шагом.
Очень интересные и разнообразные образы создал Тургенев в своём романе «Отцы и дети», у каждого из которых есть своя индивидуальность и своё мировоззрение, что и привлекает читателя.
Образ тургеневской девушки в романе «Дворянское гнездо»
Сущность всех тургеневских девушек становится понятна при изучении образа главной героини романа «Дворянское гнездо». Как указывал Писарев, Лиза по свойствам своей личности относится к «лучшим людям нашего времени». Она обладает таким же цельным, непоколебимым характером, каким обладали героические девушки 60-70-х годов.
Впервые с Лизой Калитиной читатель встречается в минуты приезда Паншина. Читатели начинают знакомиться с героиней не по авторским описаниям, а по замечаниям о ней окружающих людей. Например, Паншин говорит: «Вы никак не можете сидеть сложа руки». Лемм называет ее доброй девушкой. А позже он ее характеризует как справедливую, серьезную, с возвышенными чувствами. А по дороге домой Лемм думает о ней: «Она и собой хороша. Бледное, свежее лицо, глаза и губы такие серьезные, и взгляд честный и невинный. Жаль, она, кажется, восторженна немножко… Рост славный, и так легко ходит, и голос тихий».
Писатель, вырисовывая героиню своего произведения, широко использует принцип Гоголя: изображение окружающей героя обстановки должно соответствовать его характеру, натуре, внутреннему миру. так и «светлая, чистая, белая» комната Лизы со скромным горшком цветом соответствует ее образу.
Лизу выделяет ее нравственная чуткость, ощущение несправедливости ее положения по сравнению с обездоленным, нищим народом. Лиза очень религиозна, это связано с развитием в девушке сознания ответственности за грехи, совершенные ее отцом и другими виновниками тяжелого положения крестьян. Лиза знает, сколько горя людям причинил ее отец, и стремится «все это отмолить».
Лиза стала воплощение идеала «тургеневской девушки». Основные черты этой героини – религиозность, целомудренность, внешняя красота, одухотворенность, способность к самопожертвованию. Ее образ – важный фактор создания общего контекста произведения и понимания идеала русской женщины писателем.
Женские образы в произведениях И. С. Тургенева и И. А. Бунина
В судьбе Лизы Калитиной изображен нравственный конфликт — личного счастья и долга. Чудесный образ девушки нарисован с глубокой симпатией писателя и с той светлой пушкинской печалью, которой проникнуты многие произведения и образы Тургенева. Подобно пушкинской Татьяне, Лиза Калитина была «русской душою». Когда Паншин в споре с Лаврецким стал с презрением говорить об отсталости России, о том, что якобы у русской нации нет таланта изобретательности и что поэтому она поневоле должна все заимствовать у других, Лиза была взволнована и оскорблена. «Самонадеянный тон светского чиновника … ее отталкивал: его презрение к России ее оскорбило».
Впервые на страницах романа мы встречаемся с Лизой в минуты приезда молодого Паншина. Знакомиться с Лизой читатели начинают не по авторским описаниям, а по коротким замечаниям о ней окружающих ее людей. Вот Паншин произносит с упреком: «Вы никак не можете сидеть сложа руки». Лемм на Лизину просьбу о прощении говорит: «… вы добрая девушка». Позднее он так характеризует ее Лаврецкому: «Лизавета Михайловна девица справедливая, серьезная, с возвышенными чувствами…». Но уже четыре часа спустя по дороге домой он думает: «Она и собой хороша. Бледное, свежее лицо, глаза и губы такие серьезные, и взгляд честный и невинный. Жаль, она, кажется, восторженна немножко… Рост славный, и так легко ходит, и голос тихий». Через две недели в своем «домике в Васильевском», встречая Лемма и вслушиваясь «в последнюю, предрассветную песнь соловья», Лаврецкий уже вспоминал «тихое движение Лизиных глаз, когда, при первых его (соловья) звуках, они обратились к темному окну. Он стал думать о ней, и сердце в нем утихло».
Вырисовывая свою героиню, Тургенев широко использует принцип Гоголя: изображение обстановки, окружающей героя, должно находиться в соответствии с характером, с натурой, с внутренним миром. Так «светлая, чистая, белая» комнатка Лизы со скромным горшком цветов гармонирует с ее обликом.
Из окружающей среды Лизу выделяет ее необычайная нравственная чуткость и ощущение несправедливости ее привилегированного положения по сравнению с нищим, обездоленным людом. Религиозность Лизы связана с развитием в ней сознания ответственности за грехи ее отца и других виновников тягостного положения крепостных крестьян. Она знает, как много горя причинил людям ее отец, и считает себя обязанной «все это о, — говорит о Лизе Писарев. Для благородной, честной, нравственно возвышенной девушки, какой была Лиза, загладить грехи отцов — значило в ее условиях пожертвовать собой, отказаться от своего личного счастья и хоть в малой степени пострадать, подобно тому, как страдали святые угодники, о которых с такой страстью рассказывала Лизе ее няня Агафья.
Женские образы в произведениях И. С. Тургенева «Отцы и дети» и И. А. Гончарова «Обломов»
И. С Тургенев и И. А. Гончаров стремились показать в своих романах разные образы русских женщин своего времени. В романе «Отцы и дети» Тургенев представил три основных женских образа: образ Анны Сергеевны Одинцовой, образ Катерины Сергеевны Локтевой и образ Фенечки. У Тургенева Анна Сергеевна и Катерина Сергеевна — противоположные натуры. Анна Сергеевна кокетлива, очень опытна в отношениях с мужчинами, разговорчива. А Катерина Сергеевна робка, молчалива, «беспрестанно краснеет и быстро переводит дух». Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать.
Даже внешний облик героинь — сама противоположность, непохожесть. Анна Сергеевна очень красива, стройна, у нее достойная осанка. «Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». Нельзя сказать, что Катя была красавицей, но «она очень много улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи…»
Анна Сергеевна никого не любила. И хотя Базаров нравился ей своей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть своему чувству. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в нее вопреки своим убеждениям, видела, как он избегает ее, понимала, что признание в любви неизбежно, и ждала его, довольная собой. А для Базарова, наверное, существовала не любовь, а только страсть и роскошное тело Анны Сергеевны.
Хотя Аркадий сначала был влюблен в Анну Сергеевну, потрясенный ее красотой, но он выбрал Катю. Я думаю, что это случилось потому, что Катерина более близка к природе, естественна, добра, нежна, проста. С ней легко и приятно общаться. А Анна Сергеевна ведет себя гордо, даже высокомерно и заставляет всех, общающихся с ней, чувствовать себя не очень уютно.
В своем романе Тургенев также рисует образ Фенечки. Она была «беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухленькими губками и нежными ручками». Фенечка могла дать Николаю Петровичу любовь, доброту, заботу, уважение, которых он, несомненно, заслуживал, будучи человеком добрым и порядочным. В свою очередь Николай Петрович дал Фенечке надежную защиту, уважение, любовь. В романе И. А. Гончарова «Обломов» показаны только два основных женских образа, тоже противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской и образ Агафьи Пшеницыной. Их внешность так же противоположна, как и облики Анны Сергеевны и Катерины Сергеевны в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Ольга Сергеевна «не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи — с станом».
Агафья Пшеницына «была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию».
Ольга Ильинская пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным, подобно Штольцу. Но душа Обломова не стремилась к той жизни, которую ему предлагала Ольга. И Ольга поняла это: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!» Поэтому она оставила Обломова и нашла свое счастье в Штольце. Обломов тоже обрел свое тихое, спокойное счастье в Агафье Пшеницыной. Только она способна дать ему спокойствие, любовь, понимание. Агафья Пшеницына уважает в Обломове ленивого, изнеженного барина, от чего в свое время пытались избавиться Ольга и Штольц.
У Агафьи Пшеницыной, Фенечки, Катерины Сергеевны много общего. Они не стремятся к любви, как к сверхцели, не добиваются ее любыми способами, а ждут, когда она придет сама. Когда к ним наконец-то приходит любовь, они выходят замуж и становятся прекрасными женами и матерями.
Ольга Ильинская стремится к любви, ищет ее. Сначала она ошибается в своем выборе, но все же находит человека, который подходит ей. И. А. Гончаров и И. С. Тургенев очень удачно показывают нам разные женские образы, разные характеры. И хотя у каждой женщины своя жизнь, свои переживания, их объединяет любовь и желание быть счастливыми.