какую роль играл веер в туалете русских императриц
Как выглядели «дорожные судна» для дам и другие факты о гигиене русских дворян
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Немытая Россия? А как насчет смены перчаток 6 раз в день?
К аристократии предъявлялись достаточно строгие требования. Они должны были уметь вести себя на людях, выглядеть стильно, уметь танцевать и красиво говорить. Этикет для представителей высшего сословия состоял из правил, которые были взяты из европейского опыта. Фаворитом этикета по праву считалась Франция.
Кроме достойного поведения, дворяне должны были уделять максимум внимания личной гигиене. Женщинам и мужчинам следовало иметь безупречный вид, а неприятные запахи считались дурным тоном. Например, чего только стоило правило о смене перчаток: аристократы были обязаны менять их каждый раз после того, как посетили туалет. Можно понять, что в день требовалось примерно шесть пар перчаток.
Немало внимания уделялось и состоянию зубов. Чтобы отбить неприятный запах изо рта, в десны втирали соль, а также жевали пчелиный воск. Царь Петр Великий вывел этот вопрос на государственный уровень и приказал боярам ежедневно жевать древесный уголь или мел, а также использовать для протирания зубов влажную тряпочку.
Появление ватерклозетов как альтернативы выгребным ямам
Туалеты — это отдельная история. Долгое время об устройствах, имеющих проточный слив и речи не шло. Впервые такая конструкция была установлена в Летнем дворце Санкт-Петербурга, и произошло это историческое событие в 1710 году. Первый личный ватерклозет принадлежал Александру Меншикову, соратнику царя Петра I. В работе историка Зимина «Зимний дворец. Люди и стены» указывается, что эта императорская резиденция была оснащена канализацией лишь в 1826 году. Для нее архитектором Росси были выделены специальные места для так называемых «ватерклосетов», и находились они недалеко от Георгиевского зала.
Но это в столичном дворце. А что же делали дворяне в провинциях? Им повезло не так, как аристократам из Санкт-Петербурга и Москвы. До начала 20 века жители провинциальных городов использовали допотопные строения со зловонными выгребными ямами. В некоторых городских домах делали стационарные туалеты, носящие название нужные чуланы. Обычно существовало две такие каморки, она для господ, другая для слуг. И находились они у входа. Недостатком был неприятный запах, который доносился из прихожей.
Некоторые историки считают, что самым прогрессивным городом России в смысле гигиены был Новгород — есть упоминания о том, что во время раскопок были обнаружены части городского водопровода и канализации. И системы эти были построены еще в 11 веке. Кстати, если сравнить с Францией: в то время в романтичном Париже граждане выливали нечистоты из окон. Поэтому французы носили широкополые шляпы. Кому хочется попасть под такой, мягко скажем, неприятный душ?
Ночные горшки как произведения искусства
Существовали и ночные горшки. Однако если крестьяне использовали примитивные емкости из металла, то в ходу у дворян были красивые вазы из фаянса. Для хранения этих сосудов предназначались специальные шкафчики, которые устанавливали в дворянских спальнях. По утрам специально назначенный слуга должен был вынести ночные вазы, опорожнить, тщательно вымыть и установить обратно.
В упомянутой уже книге историка Зимина есть описание различных предметов мебели, которые находились в Зимнем дворце. Кроме роскошных диванов, кресел, комодов и прочей утвари, он описывает любопытную конструкцию как ночной стул, оснащенный мягкой подушкой из натуральной кожи и емкостью (горшком) из фаянса. Комфорт превыше всего! Аристократы усаживались на специальный предмет мебели, а фаянсовая ваза принимала отходы жизнедеятельности. Забавно, что изделие, которое сегодня бы назвали «переносной унитаз», а раньше называли «ретирадное кресло» могло стоить очень дорого. Их изготовление поручали известным мастерам, которые старались сделать настоящее произведение искусства, достойное восхищения и хвастовства.
Дорожные судна для дам: путешествия с комфортом
Аристократы достаточно часто путешествовали. Мужчинам при этом было не так сложно, как дамам: путешественник мог просто-напросто отъехать на коне в сторону, подальше от дороги, ближе к густому кустарнику и сделать все необходимые дела. А что же оставалось представительницам прекрасного пола? Для них был придуман бурдалю, который обязательно находился в каждой карете. Этим словом называли аналог ночной вазы, который делали в виде судна удобной продолговатой, но обязательно изысканной формы. Бурдалю делали из фаянса или фарфора, расписывали красивыми картинками, порой весьма фривольного содержания. Такая ваза имела небольшие размеры, и женщина могла без проблем спрятать ее под пышной юбкой.
Тот же Зимин писал о том, что при исследовании архивов Николая I, нашел интересную запись. Он просматривал бухгалтерские отчеты и нашел упоминание о том, что за изготовление женского «дорожного судна» было уплачено восемнадцать рублей. Использовали бурдалю не только в поездках, но и во время длительных мероприятий. Все происходило стоя, ведь предмет был оснащен удобной ручкой. Справиться с пышной юбкой госпоже помогали служанки.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Считается, что первые веера были завезены в Европу торговцами и представителями религиозных орденов из Китая и Японии. Поначалу они были доступны только членам королевских семей и расценивались как символ статуса, т. к. делались из слоновой кости и украшены драгоценными камнями. Но европейские мастера стали их копировать и к середине восемнадцатого столетия весь высший свет обзавелся новомодным аксессуаром.
Тогдашние веера делались по большей части из пышных перьев, закрепленных на ручке-основе. Кстати, в те времена они были не только женским, но и мужским аксессуаром. Спустя некоторое время аристократы стали предпочитать складные веера, которые к концу века полностью вытеснили фиксированные.
В эпоху рококо веера производятся в больших количествах и становятся аксессуаром не только аристократии, но менее и привилегированных сословий. Но, как говорила писательница Жермена де Сталь: «По взмаху и манере держать веер можно отличить княгиню от графини, а маркизу от буржуазки». Все дело в том, что веера на тот момент превратились из просто элегантного аксессуара в орудие флирта и соблазнения. А языком веера владела только аристократия.
Дамы могли вести целые беседы при помощи вееров, как бы между прочим. Вот некоторые примеры красноречивого «общения»:
Веер, приложенный левой рукой к правой щеке – «да»;
Веер, приложенный правой рукой к левой щеке – «нет»;
Дама обмахивает себя левой рукой – «со мной не заигрывай»;
Веер возле губ означает: «я тебе не доверяю»;
Правая рука указывает закрытым веером на сердце – «я тебя люблю»;
Дотронуться до левого уха открытым веером – «за нами следят».
В начале 19 века было напечатано несколько пособий, расшифровывающих тайный шифр опахал. Но викторианскую эпоху язык веера постепенно перестает использоваться, и аксессуар просто становится частью образа дамы. Веера выпускались в промышленных масштабах. Дамы непременно должны были иметь к каждому наряду свой веер. Особым шиком считались веера из страусовых перьев (из-за чего эти птицы были практически уничтожены).
В 20 веке значение веера практически сошло на нет. Их можно было еще встретить разве что на светских раутах.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как намекнуть кавалеру о чувствах с помощью веера: бальный этикет в России XIX века
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В России балы начали устраивать в XVIII в., когда Петр I в 1718 г. издал указ о праздновании всех важных событий в виде организации ассамблей. В ту пору на балах не только танцевали, но и играли в шахматы и шашки, пили вино, общались. Однако по-настоящему популярными балы стали только в XIX в.
Балы давались как по праздникам, так и без специального повода. Бальный сезон начинался поздней осенью и продолжался всю зиму, за исключением периодов больших постов. Приглашения на бал рассылались минимум за 10 дней, в разгар сезона – за 3 недели, чтоб у дам была возможность подготовить наряд. На бал можно было явиться только в новом и модном платье.
Бальные платья были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов. Незамужним следовало надевать светлые платья и простые украшения, у замужних дам был более широкий выбор цветовой гаммы и фасонов нарядов и видов украшений. Кавалеры приходили во фраках, военные во времена Николая I – в торжественном обмундировании.
Обязательным аксессуаром были перчатки, их не снимали на протяжении всего вечера. Важной деталью дамского бального костюма был веер, который служил своеобразным языком общения. Если дама хотела намекнуть кавалеру о своих чувствах, она могла правой рукой указать закрытым веером на сердце, а если чувств не было – сделать движение закрытым веером. Падение веера могло свидетельствовать не только о неловкости дамы, но и о том, что она согласна принадлежать своему избраннику. А внезапно закрытый веер мог свидетельствовать о ревности.
Открыто демонстрировать свои эмоции, особенно негативные, считалось неприличным. На балу нужно было улыбаться и поддерживать светскую беседу. В каждом танце беседа имела свою тему, темп и настроение. Так, «мазурочная болтовня» требовала неглубоких, но занимательных тем.
Неумение танцевать считалось недостатком воспитания, и для дам, и для кавалеров. Дамы на балах часто пользовались специальными книжечками, куда вписывали названия танцев и имена кавалеров, которые их пригласили. Это было необходимо, чтобы не забыть и не пообещать один танец двум кавалерам – это не только считалось дурным тоном, но могло даже привести к дуэли. С одним и тем же кавалером прилично было танцевать не более 3-х танцев.
Для кавалеров абсолютно недопустимым было вставать в танец, не зная фигур, или в сильном алкогольном опьянении, вести себя с дамой фамильярно – сильно ее прижимать к себе во время танца или просить ее веер либо платок, наступать на шлейфы платьев, настаивать на большем, чем положено, количестве танцев. Дамам не следовало открыто демонстрировать ревность, уныние, гнев, а также злословить и громко смеяться.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Веера в России
В допетровское время, когда складных вееров в Россию не привозили, в боярском быту пользовались опахалами. Были они разных типов — русские, делавшиеся в Москве, в мастерской Оружейной палаты, и привозные, обыкновенно с Востока. Например, опахала царя Михаила Федоровича или царицы Евдокии Лукьяновны были «турской», то есть турецкой работы. По большей части это были «перейные» опахальца на деревянной, костяной или филигранной с каменьями ручке со вставленными в нее павлиньими или страусовыми перьями. Иногда экран этих опахалец делали матерчатым. Известно конфискованное у князя Василия Голицына в XVII веке опахало — «атлас алой, рукоять деревянная», оцененный царской казной в десять алтын.
У вееров были свои предшественники
Подобного рода восточные опахальца на ручках — ровесники истории нашей цивилизации. Китайские поэты относят возникновение веера в форме опахала к эпохе императора У Вана, то есть ко второму тысячелетию до Рождества Христова. В Древнем Египте опахало из страусовых перьев было одним из атрибутов величия фараонов. Большие опахала, прикрепленные к длинной ручке, носились часто лицами царской фамилии, имевшими специальный титул «носителя веера с левой стороны». В Индии и Персии опахала тоже известны с древних времен, судя по дошедшим до нас изображениям.
В Древней Греции, на Крите и в Римской империи опахала восточных форм из листьев, перьев, тонких деревянных или костяных пластинок были также в широком употреблении. В Древнем Риме, например, состоятельные дамы имели опахала на длинных ручках, называвшиеся по-латыни флабеллум, и обмахивали ими своих хозяек молодые невольники — флабелеферы. Овидий упоминал и о маленьких римских опахальцах табеллэ, которыми римские денди обмахивали своих дам.
В Византии опахала на ручках вошли поначалу в обиход христианской церкви. Такого рода опахалами — рипидами — два диакона отгоняли мух от святых даров. Из Византии опахала начали распространяться в варварскую, а затем и в раннехристианскую Европу. Опахало рипида, одно из старейших, дошедших до нас, хранится сейчас во Флоренции во дворце Баргелло. Рукоятка его сделана из резной слоновой кости, а сам веер складной формы в виде кокарды выполнен из тонкого пергамена, расписанного евангельскими сюжетами. Он датируется IX веком и был выполнен во Франции в районе долины Луары.
Первые веера в Европе появились в XVI веке
Складные же веера полукруглой формы, необычайно распространенные в Европе и России в XVIII и XIX веках, появились еще ранее, примерно и XVI веке. Как пишет крупная американская специалистка по этому вопросу Нэнси Армстронг, складной веер, состоящий из ряда ребер, покрытых пергаменом, бумагой или материей, или же из деревянных, черепаховых, перламутровых и костяных пластинок, был около 1517 года привезен в Европу из Макао португальцами вместе с иными дальневосточными редкостями. Именно из Португалии складные веера были доставлены ко двору Тюдоров в Англию, а через Испанию этот тип вееров проник и в Италию.
В XVI веке, в эпоху Ренессанса, многие итальянские города выделывали веера, подобные китайским. Генуя, Сиена, Венеция и Милан изготовляли изящные подделки под восточную работу, а также и веера, покрытые ажурным пергаменом, имитирующим геометрический рисунок итальянского кружева «ретичелла» или испанского кружева «соль».
Во Франции первые веера появились в эпоху Екатерины Медичи, ставшей французской королевой в 1549 году.
Во второй половине XVI и в начале XVII века веера часто использовали мужчины, употреблявшие их и в летнюю жару, и при защите от огня каминов.
В допетровской России складные веера были практически неизвестны. Отдельные экземпляры подобных изделий, привозимых иностранцами, назывались в России «опахало харатейное сгибное». Термин «харатейное» означал тогда пергаменное.
Веера стали расписывать. Расцвет расписных вееров в Европе приходится на эпоху Людовика XIV, то есть на вторую половину XVII века, и Людовика XV — это середина XVIII века. Роспись вееров по пергамену производилась в основном гуашью, при этом тематика изображаемого была чрезвычайно разнообразной. В XVII веке в росписи вееров преобладали китайские, галантные версальские и греческие мифологические сюжеты. В начале XVIII века появилась масса изящно трактовавшихся библейских и пасторальных сюжетов. Во многих собраниях мира встречаются довольно часто сюжеты, приписываемые кисти Ватто, Буше, Фрагонара и других значительных художников «галантного столетия». Были такие веера и в утраченной коллекции Эрмитажа. Но, к сожалению, обычно подобные веера были по большей части всего лишь работой специальных живописцев второстепенного значения, пользовавшихся гравюрами с известных произведений.
В описываемый нами период над производством каждого драгоценного веера трудилось несколько мастеров различных профессий — среди них резчики, позолотчики, ювелиры, живописцы и прочие.
Значимость веера как предмета изысканного быта и костюма времен мольеровских «Смешных жеманниц» объясняет созданный предусмотрительными дамами специальный «язык вееров». Это был секретный код дам и их кавалеров, в котором, казалось бы, невзначай переложенный из одной руки в другую веер решал судьбу возлюбленного. Случайно оброненный, поднесенный к губам, открытый на четверть, резко сложенный веер передавал разнообразные состояния души, скрытые желания, мог предостеречь или назначить свидание с указанием точного часа и места. «Язык вееров» так же, как и язык мушек на лице, цветов на платье или в букете, был необходимым элементом кружевной жизни в фарфоровых салонах.
С введением европейского, немецкого и голландского платья во времена Петра Великого такие веера появились и в России. Вееров подлинно русской работы XVIII века сохранилось крайне мало. В большинстве своем тогда распространялись изделия привозные — саксонской, итальянской или французской работы. Из статьи В. А. Верещагина «Веер и Грация», опубликованной в журнале «Старые годы» в апреле 1910 года, мы узнаем, что один из пропавших вееров Эрмитажа был подписан «веерным мастером Морозовым».
В конце XVIII века в «Петербургских новостях» публиковались порой объявления о продаже атласных вееров новейшего изобретения с изображением «аллегорического путешествия любви через море надежды», что ярко указывает на их иностранное происхождение.
Уникальным собранием вееров русской и иностранной работы было бесследно пропавшее в 1925 году собрание Государственного Эрмитажа. По изданному в количестве тысячи экземпляров каталогу 1922 года и по личным воспоминаниям бывшего хранителя отдела вееров Дмитрия Дмитриевича Бушена, скончавшегося 6 февраля 1993 года в возрасте 99 лет в Париже, собрание это состояло из 27 вееров. Из них двадцать пять принадлежали к старой коллекции, один был получен в 1912 году, а последний, двадцать седьмой по счету, поступил в ноябре 1922 года из Металлфонда РСФСР и ранее входил в состав коллекции коронных бриллиантов.
Коллекция, которая бесследно исчезла
Редкость, историческая и материальная, этих вееров заключалась в том, что они принадлежали русским императрицам. Они упоминались, например, в списке древностей Елизаветы Петровны, составленном в 1761 году. Все веера были украшены бриллиантами, изумрудами, рубинами. Девять вееров из этого уникального собрания имели остовы из чистого золота, вспоминал Д. Д. Бушен, и императрица Елизавета Петровна жаловалась на тяжесть вееров и неудобство их в связи с этим. Некоторые остовы пропавшей бесследно коллекции были прорезными — перламутровыми и позолоченными.
Помимо ценности материалов, из которых изготавливались и которыми украшались веера, огромный интерес представляли живописные сюжеты шести вееров русской работы. Один из старейших русских вееров данного собрания назывался «Триумф императрицы Анны Иоанновны». В центре композиции была изображена императрица, одетая в немецкое платье с фижмами, окруженная римскими богами, а также рог изобилия и богиня Правосудия с весами.
Другой веер елизаветинской поры на черепаховом, украшенном бриллиантами остове был расписан по мотивам мифа о Диане, которая была изображена с группой обнаженных нимф. На обратной стороне было изображение Ариона, плывущего на дельфине. Веер был подписан художником Василием Николаевым в Санкт-Петербурге, в 1752 году. Особенную группу составляли два русских веера, прославлявшие битвы и победы. Первый — пергаменный, на золотом остове — был сделан в 1735 году, то есть в эпоху Анны Иоанновны. Рисунок на веере представлял собой сражение русских и турецких войск на фоне пейзажа с крепостью. Другой — бумажный, с золотым резным и гравированным остовом — времен «Очакова и покоренья Крыма». Он был выполнен в Петербурге и подписан Г. Козловым. На веере было изображено нижнее течение и устье Днепра. На переднем плане — русский лагерь, а с другой стороны — крепости с надписями Белгор, Килия, Бендеры, Измаил и Хотин, а далее, на заднем плане, Яссы, Бухарест и Дунай. На обороте этого веера были в перспективе изображены Сицилия и южная оконечность Апеннинского полуострова со стоящими на рейде русскими кораблями с Андреевским флагом.
Еще два интересных веера были с архитектурными перспективами. Один — на золотом, украшенном бриллиантами остове. На нем нарисован был вид Большого Царскосельского дворца со стороны двора, с подъезжающей к нему каретой Елизаветы Петровны. Оборотная сторона веера изображала царскосельский Эрмитаж и боскетный сад с гуляющими там придворными. Второй веер — тоже на золотом остове с бриллиантами и двумя камеями, подражающими античным; он изображал перспективный вид дворца Пелла — загородную мызу императрицы Екатерины Великой, начатую строительством по проекту архитектора Старова в 1784 году. Дворец этот до кончины императрицы завершен строительством не был, и при Павле его разобрали для постройки Михайловского замка и Казанского собора. Веер был уникальным сувениром этой забытой царской затеи.
Среди французских вееров середины XVIII века особенно ценным Верещагин считал один — с изображением пасторальных сцен. Веер этот, на перламутровом остове, украшенном бантами из мелких бриллиантов, считался долгое время принадлежащим кисти Франсуа Буше, хотя Д. Д. Бушен в этом сомневался.
Как украли уникальную коллекцию
Вся коллекция вееров российских императриц, выставленная в громадной витрине, была украдена из Эрмитажа в 1925 году. «Когда я узнал об этом варварском преступлении, — рассказывал мне бывший хранитесь коллекции Д. Д. Бушен, — я был уже в Париже. Зал, в котором веера были выставлены, закрывался печатями на ночь. Вор спрятался на ночь в громадном футляре напольных часов зала. Вынув из витрины ценнейшие веера русских императриц, вор через окно во двор спустился на Канавку, где его и след простыл». По-видимому, преступник не понимал ни художественной, ни исторической ценности эрмитажных вееров. Как выяснилось позднее, веера эти были все сломаны — вор интересовался лишь золотыми остовами и драгоценными камнями, в первую очередь бриллиантами, украшавшими их. Как рассказал мне Д. Д. Бушен, несколько месяцев спустя в районе станции Бологое по Николаевской железной дороге найдены были обрывки пергамена с живописью, сорванные с веерных остовов. Трагически погибла уникальная коллекция из Эрмитажа, но чудом сохранились другие коллекции. Крупным было, например, собрание Ф. Е. Вишневского, выставлявшееся в подмосковном дворце графов Шереметевых в 1956 году. Собрание это, судя по имеющемуся каталогу, охватывало екатерининскую и павловскую эпохи, то есть 1770–1790-е годы. Остовы вееров в коллекции Вишневского были костяными и позолоченными, а английская, немецкая и французская живопись на них ограничивалась пасторальными и мифологическими сюжетами. Всего на выставке было показано пятьдесят восемь вееров, из них пятьдесят из собрания Ф. Е. Вишневского, а восемь — из коллекции графов Шереметевых. Кстати, в самом дворце и театре в Останкино веера-опахальца были необходимой принадлежностью для защиты от жара каминов.
В описании Мраморного дворца, составленном в 1785 году, при упоминании почти каждого камина было указано на имеющееся при нем «опахальце бумажное, на живописный манер печатное, с ручкой деревянной, у сей ручки половина вызолочена, а другая половина обшита тафтой». Среди других крупных собраний вееров в России следует упомянуть коллекцию Л. И. Якуниной, описывать которую в данной статье не представляется возможным.
Веера вдруг стали маленькими и еле заметными
Несмотря на посвященную веерам наполеоновской поры апологию, принадлежащую перу мадам де Сталь, веер в начале XIX века большой роли уже не играл, о чем свидетельствует факт появления вееров-лорнеток. Известная писательница, мадам де Жанлис, писала в связи с этим: «Раньше, когда краснели, когда хотели скрыть застенчивость или смущение, носили большие веера. Веер был защитой, обмахиваясь им, можно было прикрыться. Теперь мало краснеют, не смущаются, не имеют никакого желания скрывать и носят неприметные веера».
XIX век — пора упадка культа веера. В эпоху Первой империи во Франции, так же, как и в России «дней Александровых прекрасного начала», веера вдруг стали малюсенькими и еле заметными. Их делали сплошь из прорезной кости или черепахи. Во время расцвета тульских златокузниц, в 1810–1920-х годах, исполнялись в России даже веера из стали с алмазной огранкой. Такой веер, подписанный тульским мастером Брянцевым, хранился до революции в собрании М. А. Олив.
Какой веер был у Татьяны Лариной?
С легкой руки Вальтера Скотта в эпоху романтизма началось увлечение рыцарским бытом. С ним возобновился интерес к вееру, имитирующему опахала времен Ренессанса или складной тип веера времен Екатерины Медичи. В пушкинскую пору, в 1820-е годы, доминировал тип маленьких прорезных вееров, затем появились более крупные, с литографированными изображениями. Поэтому странно мне видеть оперную Татьяну Ларину на балу у Гремина с громадным черепаховым веером из белых страусовых перьев, появившимся в Европе лишь в конце 1880-х годов.
Грустный факт упадка веерной технологии знаменует начало употребления кружева для их отделки. В России особенно в 1850–1860-х годах часто использовались привозные кружева «шантильи», брюссельская аппликация или тонкое елецкое кружево.
С самого начала XIX века все чаще стали употреблять в отделке вееров и стальные блестки. В моей коллекции хранится такой веер из резной кости, крытой лиловой тафтой с вышивкой блестками. Он был куплен моей прабабкой О. В. Чичаговой-Васильевой в 1860 году в Москве на Кузнецком Мосту, в магазине Море, специализировавшемся на веерах.
Судя по «языку вееров», употреблявшемуся в России в XIX веке, лиловый цвет веера означал искренность, вышивка серебром — скромность, блестки — твердость и доверие. Другие цвета в русских веерах прошлого столетия означали следующее: белый — невинность, черный — печаль, красный — радость, желтый — отказ, голубой — верность, зеленый — надежду, коричневый — недолговременное счастье. Черный с белым веер означал нарушенный мир, а розовый с голубым — верность и любовь.
Полное описание секретного «языка вееров» было опубликовано в 1913 году в книге «Самый полный и верный оракул», выпущенной книгоиздательством Е. Коноваловой в Москве. В этой книге среди прочего говорится: «Чтобы веером сказать «Мои мысли всегда с тобой» — наполовину открыть веер и провести им несколько раз по лбу; «Будьте осторожны, за нами следят» — открытым веером дотронуться до левого уха; «Я сделалась недоверчива» — барабанить закрытым веером по ладони левой руки; «Я к вам не чувствую приязни» — открыть и закрыть веер, держа его перед ртом» и т. д.
В этом же ценном руководстве сообщается: «Веер собеседнику следует подать верхним концом, что означает не только симпатию, но и любовь. Для выражения презрения подать веер нижним концом. Подавать же веер открытым не следует, так как это означает просьбу или же просто напрашивание на любовь».
Открытие торговли с Японией, ввоз в связи с этим в Европу привлекательных и недорогих дальне-восточных безделиц, в том числе и вееров, появление керосиновых ламп, а затем и электрического освещения без жара окончательно подорвали производство вееров в Европе и России. Из необходимого женского аксессуара веер превратился в претенциозное излишество. Свидетельство тому — появление в России во времена Александра II и Александра III огромных, непрозрачных, крытых кружевом «блонды» вееров системы «кабриолет», то есть с продернутой ленточкой. Подобный экземпляр русской работы 1870-х годов имеется в моей коллекции; веер этот декоративен, но не дает необходимого веющего эффекта.
Конец века, рождение стиля модерн, огромный поток колониальных товаров — все это дало повод к появлению сравнительно недорогих, но очень эффектных перьевых вееров. В России большим успехом — в столицах и усадьбах — пользовались цветные страусовые веера, а затем, в начале прошлого столетия, веера из перьев орлов, воронов, райских и других экзотических птиц. Подобные зоологические чудачества часто украшались головками или целыми чучелами редких птиц.
Так как роль веера постепенно сходила на нет, эти аксессуары, сделанные из бумаги, стали использовать в рекламных целях. Так, в Петербурге и в Москве некоторые кондитерские фабрики и чайные дома — Сиу, Абрикосова, Эйнема, Динга, Бормана — выделывали подарочные бумажные веера. В эпоху триумфов «Русских сезонов» в Париже появились веера на темы Шахерезады бакстовских расцветок.
Так втихомолку закончилась удивительная история веерного производства. В эпоху чарльстона вычурные и несоразмерные страусовые веера мелькнули и вновь скрылись за горизонтом.
В Советской России 1950-х годов, во времена песни «Сталин и Мао слушают нас», вдруг вновь появились небольшие китайские веера из резного сандалового дерева, покрытого расписным шелком, но и они пропали совершенно, превратившись, очевидно, в японские складные нейлоновые зонтики.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ
КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ Герои западной печати, Которым русскость ни к чему, Которым Родина некстати, Не по душе, не по уму, У вас одна была идейка, Желанье жадное одно – Чтоб, страха ради иудейска, Стереть родимое пятно. Подобны пуганой вороне Иль стреляному воробью, Вы,
Сила волшебного веера
Сила волшебного веера Следуя за Сунем, быкоголовый видел, как тот с радостью несет на плече волшебный веер. Сунь так торопился, что забыл спросить, как уменьшить его до размеров листа абрикосового дерева, каким он был вначале. Быкоголовый превратился в Чжу Бачжэ и сказал:
Иностранцы в России
Иностранцы в России Что заставляет иностранца ехать в Россию? В мифологии XVIII в. это бедная варварская страна, в которой владычествуют богатые и просвещенные господа. Там можно стремительно сколотить состояние. Учитель фехтования, герой одноименного романа Александра
Искусство веера
Искусство веера Не знаю, как вы, мои читательницы, а я решила во Флориду больше не ездить. Всякое бывает, но, чтобы набраться сил, бесповоротно выбираю Испанию. Представляете: идальго, тореро, фламенко, коррида, гаспаччо, паэлья и даже херес (очень пьянящий). Так вот, в
Шведы в России
Шведы в России Ляпунов так же, как и Милославский с единомышленниками, думал, что лучшим царем для России будет иноземец. Поляки нас обманули, и русские ничего кроме ненависти к ним не могли испытывать, а поэтому считали, что лучше податься к шведам, чем к Сигизмунду. Карл IX
Волнения в России
Волнения в России Политика Екатерины не изменила тяжелого положения низов общества. Положение крестьян было критическим. Народ оставался в кабале. Результатом этого стали вооруженные выступления. Весной 1771 г. волнения олонецких крестьян переросли в вооруженное
Что они знают о России
Что они знают о России Прежде, в годы холодной войны, о России жители узнавали только из газет. В них много говорили о мафии, о нарушениях прав человека, о военной мощи. Но там ничего не писалось о наших ученых, о писателях, музыкантах. Очень мало издается художественных
Мужья россии
Мужья россии 2 III. 67 Глядя, как сына обряжали в школу, как мать пуговицы ему на пальто застегивала, что сам может, — понял, какой Эрос балованного ребенка творит: мать теребит его, этот фаллик, это тельце, непрерывно задевает: заботой, замечаниями, мелкие обкусывающие волны
30. Наука и грамотность в России в XVI в. Появление в России книгопечатания
30. Наука и грамотность в России в XVI в. Появление в России книгопечатания В этот период на Руси развивается грамотность. Знание письма и счета требовалось во многих отраслях деятельности. Берестяные грамоты Новгорода и других центров, различные памятники письменности
7.4. Советский период развития культуры России. Современная социокультурная ситуация в России
7.4. Советский период развития культуры России. Современная социокультурная ситуация в России Ситуация осмысления самобытности отечественной культуры, ее несводимости ни к западной, ни к восточной моделям развития усугубилась после Октябрьской революции 1917 года –