какую роль играет 1 фраза комедии
Какую роль играет первая фраза комедии ревизор
Грибоедов первым в русской литературе XIX века показал «лишнего человека» (термин А. И. Герцена), механизм его появления в обществе. Чацкий — первый в этом ряду. За ним — Онегин, Печорин, Рудин, Базаров.
Можно представить себе дальнейшую судьбу такого героя в обществе. Наиболее вероятны для него два пути: революционный и обывательский. Вспомним, что действие пьесы происходит примерно в двадцатые годы прошлого века, когда в России сформировалось общественное движение, получившее впоследствии название декабризма. Это было общество с определенной программой, которая должна была решить главный вопрос дня — освобождение крестьян от крепостной зависимости и ограничение самодержавной власти. В сознании декабристов это был вопрос, требующий безотлагательного решения — без искоренения рабства во всех его проявлениях невозможно было движение вперед. Но декабристов постигла неудача, и за их выступлением последовало лишь усиление авторитарной власти Николая I и длительный период духовного застоя.
Чацкий мог быть среди тех, кто вышел 14 декабря на Сенатскую площадь, и тогда его жизнь была предрешена на 30 лет вперед: принявшие участие в заговоре вернулись из ссылки только после смерти Николая I в 1856 году.
Но могло быть и другое — неодолимое отвращение к «мерзостям» русской жизни сделало бы его вечным скитальцем на чужой земле, человеком без Отечества. И тогда — тоска, отчаянье, желчность и самое страшное для этого героя — борца и энтузиаста, — вынужденная праздность и бездеятельность.
Грибоедов ничего не говорит о дальнейшей судьбе Чацкого. Но какой бы путь не выбрал герой, этот путь не умалит его значения для нас. Ведь, читая произведения русской литературы и анализируя их, мы начинаем лучше понимать себя…
Система уроков по теме : «Комедия «Ревизор»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Система уроков по теме «Комедия «Ревизор»
учителя русского языка и литературы
Всеволожского района Ленинградской области
Музяевой Антонины Васильевны
Урок №1. Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией.
Цели: углубить знания учеников о творческой биографии писателя; закрепить знания о драматическом роде литературы; раскрыть идейный замысел комедии; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.
Методические приемы: повторение изученного; рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, беседа по вопросам, зрительное восприятие материала.
Словарная работа: афиша, акты (действия), явления (сцены), монологи, диалоги, реплики, ремарки.
Теория: драматическое произведение, комедия.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, «Н.В. Гоголь в портретах, иллюстрациях, документах» (под ред. А.М. Докусова); иллюстрации к «Ревизору», презентация, произведения Н.В. Гоголя различных изданий.
«Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья».
Николай Васильевич Гоголь – один из значимых фигур в литературе первой половины XIX века.
Гоголь – одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя что-то новое и осознать, что творчество великого писателя – живое явление современности.
Ребята, а можете вы с ходу «опознать», что это именно гоголевское произведение?
(Гоголь умеет так мастерски описывать самую обычную вещь, обычное явление, в его произведениях присутствуют элементы фантастики явной, а порой и неявной.)
— Какие произведения Гоголя вам знакомы?
(Учащиеся называют «Ночь перед Рождеством», «Сорочинскую ярмарку», «Майскую ночь», «Тараса Бульбу», «Повесть о том, как поссорились…» и называют литературных героев.)
Просмотр презентации «Н.В. Гоголь».
Чтение статьи учебника «Н.В. Гоголь» (с.260 – 262) и ее обсуждение
(Опираемся на вопросы учебника, с.262)
— Как вы понимаете эпиграф к уроку – слова Н.А. Некрасова: «Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья»?
Как драматург Гоголь продолжил развитие творческих достижений своих предшественников Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова. В 30-е годы XIX века он серьезно задумывается о будущем русской комедии. Писатель считал, что комедия выполнит свое назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах зрителей.
Так в 30-е годы Гоголь работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни: «Игроки» и «Женихи» (позднее переработанные в «Женитьбу»).
Работу над «Ревизором» Гоголь начал, будучи уже известным писателем, которого высоко ценил и дружески поддерживал А.С. Пушкин.
Известно, что в одну из встреч в октябре 1835 года Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». Над текстом комедии работал 17 лет, хотя первая черновая редакция была написана уже к декабрю 1835 года. Черновые наброски всегда делались Гоголем очень быстро, много времени уходило на «оттачивание» произведения. Так за год до смерти, в 1851 году, он внес последние изменения в одну из реплик 4 действия. Окончательной редакцией считается текст 1842 года. Прижизненных редакций комедии было три: 1836, 1841, 1842.
(Опираемся на вопросы учебника, с.265)
— К какому роду литературы относится комедия? (К драме.)
— Чем отличается драма как род литературы? (Драматические произведения предназначены для постановки на сцене. Авторская речь в драме присутствует лишь в виде ремарок, кратких замечаний для актеров. Драма находится на стыке двух искусств – литературы и театра.)
— Каков был актерский опыт Гоголя? Как возник у будущего писателя интерес к театру?
Отец будущего писателя, В.А. Гоголь-Яновский, писал комедии для домашнего театра, в них Гоголь играл вместе с родителями; сам писал пьесы для гимназического театра, рисовал декорации, выступал на сцене гимназии в Нежине. Особенно ему удавались роли старух; большим успехом он пользовался в роли Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль».
Гоголь был театральным завсегдатаем, пересмотрел все пьесы, шедшие в столичных театрах. В поисках заработка в Петербурге пытался поступить в актеры, но получил отказ, потому что читал просто, без декламации.
— Почему А.С. Пушкин называл себя крестным отцом комедии «Ревизор»?
— С какой целью Гоголь сопроводил свою комедию массой поясняющих комментариев?
«Театральный разъезд после представления новой комедии» Гоголь создал в 1836 году под впечатлением премьеры «Ревизора». Кроме подробного авторского комментария, важной мыслью работы было утверждение права автора на определенную свободу сюжета: до Гоголя считалось, что в каждой пьесе непременно должна быть любовная интрига. Мы увидим, что намек на такую интригу в комедии все же есть, но как оригинально Гоголь ее спародировал!
Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» («Авторская исповедь»).
Гоголь очень внимательно относился к своему читателю. Комментариями к пьесе он стремился помочь воспринять комедию, помочь увидеть ее как бы глазами автора.
Необычными были и подробные «Замечания для господ актеров», которые следуют за афишей и дают обстоятельную характеристику героев пьесы.
Прочитав список действующих лиц, мы обнаружим, что никакого ревизора там нет. В чем же дело? Заглавный герой оказывается внесценическим персонажем?
Разберемся по порядку.
— Перелистайте пьесу «Ревизор», определите, сколько актов в ней и из скольких явлений состоит каждый акт. (Пять действий, в каждом от шести до шестнадцати явлений.)
— О чем может рассказать афиша, до знакомства с комедией?
(25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имени. Уже чтение афиш дает возможность предположить, что в комедии показана широкая картина жизни, своеобразная анатомия уездного города: здесь и глава администрации – городничий, и чиновники: смотритель училищ, судья, попечитель богоугодных заведений, полицмейстер; уездный лекарь, полицейские чины, городские помещики и городские дамы, и купцы, и мещане, и слуги.)
Читают по ролям заранее подготовленные ученики.
— Какую роль играет первая фраза комедии? (Первой же фразой Гоголь очерчивает сюжет комедии: чиновники города во главе с городничим боятся ревизора; его приезд для них – «пренеприятное известие». Дальше следуют испуганные реплики чиновников и упоминание о символическом страшном сне городничего («две необыкновенные крысы»). Слово «ревизор» наводит страх особенно на тех, у кого дела обстоят неблагополучно. Городничий ввел «ситуацию ревизора». А суть этой ситуации состоит в особого рода игре, построенной на обоюдном обмане двух ее участников – ревизора и ревизуемого. Один хочет «найти и наказать», другой «скрыть» и уйти от ответственности». При этом ни для одной из сторон не являются секретом цели и тактика «противника». Таким образом, ревизия может повлечь за собой порой печальные последствия даже для благополучных его участников (вот почему ревизора боятся даже не служащие Бобчинский и Добчинский. Гениальный драматург сумел найти такую фразу, которая является в полном смысле ключевой, запускающей.)
— Что мы узнаем из письма Андрея Ивановича Чмыхова?
— Какова роль этого персонажа? (Этот персонаж – внесценический, он не появляется перед зрителями, даже не упоминается больше. Но его роль очень важна: из письма Чмыхова городничий узнает о приезде ревизора, и начинаются действия городских чиновников по предотвращению грозящей им опасности. Из письма мы узнаем, что за городничим, «как и за всяким, водятся грешки». Боязнь разоблачения этих грешков и подталкивает чиновников к «заметанию следов» и «пусканию пыли в глаза». Муки совести незнакомы этим людям. Не ожидание справедливого возмездия, а именно страх разоблачения является движущей силой сюжета.)
— Как характеризуют чиновников советы городничего?
— Какова самохарактеристика чиновников?
— Какие должностные преступления совершал почтмейстер?
— Как вы считаете, почему чиновники поверили сообщению Бобчинского и Добчинского о ревизоре?
О состоянии городничего красноречиво говорят авторские ремарки: «в страхе», «схватился за голову». Ремаркой «в сторону» драматург подсказывает читателю и актеру, что слова, следующие далее, произносятся как бы про себя: их никто из присутствующих не слышит. Это самые сокровенные чувства и мысли действующих лиц. В пьесе ремарки «в сторону» имеют особое значение, так как они выявляют и помогают понять, какую двойную игру ведут городничий и чиновники города с мнимым ревизором, стремясь скрыть истинное положение дел в городе.
Отвергнув предложение Земляники и Ляпкина-Тяпкина, почитавших необходимым встречать ревизора «парадом», торжественной процессией, городничий решает отправиться в гостиницу «приватно», то есть частным образом, неофициально, «для прогулки».)
— Можем ли мы сказать, где и когда происходит действие? Какое значение имеют время и место действия? (Уездный город удален от центра, не зря Городничий замечает: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Время действия – 1831 год, так как судья докладывает Хлестакову, что он с 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства, а теперь сидит уже на судейском стуле пятнадцать лет.
Скорее всего, действие охватывает двое суток, так как Хлестаков во 2-м явлении IV действия говорит: «Кажется, они вчера мне подсунули что-то за завтраком: в голове до сих пор стучит». В 6-м явлении IV действия он спрашивает Артемия Филипповича: «Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?» В этот же день Хлестаков уезжает.
Гоголь пишет о современном ему обществе, но в то же время, проблемы, поднятые им, вечны. Пьеса актуальна и сейчас. Не так важно место действия, оно условно. Это модель города вообще, поскольку представленными на сцене оказываются практически все основные стороны любой административно-территориальной единицы. В том числе и государства. Важно, что это типичный российский город, олицетворение России.)
Уже по I действию пьесы можно сказать, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно. Но самое страшное то, что люди, живущие в этом городе, вовсе и не подозревают, что можно жить по-другому.
Подготовить характеристики действующих лиц ( по группам).
Подготовить выразительное чтение сцен комедии по ролям.