какую образовательную деятельность можно считать эффективной
Критерии и показатели эффективности профильного образовательного процесса
Критерии и показатели эффективности профильного образовательного процесса
Программа мониторинга эффективности профильного образовательного процесса учитывает требования процессного и системно-личностного подхода и включает основные критерии, взаимосвязанная последовательность которых позволяет, с одной стороны, учесть все необходимые средства и условия, а, с другой стороны, вносить научно обоснованные коррективы в образовательный процесс.
А. Организационно-процессуальные характеристики
Критерий I. Стимулирующе-мотивационный
1. Показатели эффективности:
организация предпрофильного пространства;
субъектность ученика в планирование своей учебной деятельности;
вариативность выбора и возможность реализации индивидуальной образовательной траектории.
2. Измерители (индикаторы):
процент охваченных детей профессиональным просвещением, профессиональной диагностикой, профессиональным консультированием;
процент учащихся, определившихся в выборе профиля обучения;
психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки;
удовлетворенность учащихся и родителей организацией профильного обучения;
процент детей, занимающихся по индивидуальной образовательной траектории.
3. Методы сбора и обработки информации:
анкетирование учащихся и родителей;
1. Показатели эффективности:
овладение государственным общеобязательным стандартом образования (ГОСО) на базовом уровне;
сформированность интереса к учебной деятельности (1-4 классы);
создание условий для развития соответствующих склонностей и способностей (5-7-й классы);
создание и эффективность условий для выбора учащимися профиля обучения (8-9 классы);
создание и эффективность условий для профессионального самоопределения учащихся (10/11-11/12 классы).
2. Измерители (индикаторы):
процент учащихся, овладевших ГОСО на базовом и продвинутом уровнях;
процент учащихся, проявляющих интерес к учебной деятельности; наличие курсов по выбору в соответствии с запросами учащихся;
доля выпускников 9-х классов, продолживших обучение в профильных классах и колледжах;
количество профилей/ процент охвата учащихся 10-11 классов;
соответствие послешкольного образования или трудоустройства выбранному профилю.
3. Методы сбора и обработки информации:
диагностика сформированности познавательного интереса;
психолого-диагностический скрининг пятиклассников на уровень адаптированности (тревожность, комфортность) и мотивацию обучения;
анализ рабочих учебных программ;
анкетирование учащихся; анализ статистических данных.
Критерий III. Содержательный
1. Показатели эффективности:
вариативность содержания образования на базовом и профильном уровнях с учетом дифференцированных склонностей и возможностей школьников;
интеграция учебных дисциплин: профильных и непрофильных;
обеспечение преемственности в содержании предпрофильной подготовки и профильного обучения;
соблюдение принципа избыточности предоставляемых для освоения спецкурсов и элективов, формирующих профиль;
использование воспитательного потенциала профильного обучения.
2. Измерители (индикаторы):
количество профилей и программ обучения по выбору;
количество вариативных профориентационных, межпредметных и предметных программ – из них авторских, экспериментальных, скорректированных;
качество программ курсов по выбору; количество курсов по выбору, предлагаемых обучающимся (не менее 3/1);
количество мероприятий по профориентации; темп роста числа детей, вовлеченных в систему внеурочной деятельности (общий процент охвата).
3. Методы сбора и обработки информации: анализ учебно-методического сопровождения; анализ планов воспитательной работы по профориентации; анкетирование учащихся.
Критерий IV. Операционно-деятельностный
1. Показатели эффективности:
использование современных технологий; использование возможностей информационных технологий;
кооперации усилий различных образовательных систем для реализации задач профильного обучения;
сетевая организация профильного обучения.
2. Измерители (индикаторы):
эффективность уроков по профильным предметам, курсов по выбору;
динамика роста педагогов, внедряющих новые подходы в организации учебно-воспитательного процесса ( процент от общего числа педагогов школы);
увеличение числа педагогов, владеющих информационно-коммуникативными компетенциями ( процент от общего числа педагогов школы);
процент охвата школьников совместными со средними специальными и высшими профессиональными учебными заведениями программами дополнительного образования;
число обучающихся, охваченных сетевыми и дистанционными моделями профильного образования (общий процент охвата).
3. Методы сбора и обработки информации:
анализ и самоанализ уроков;
анкетирование, опросы педагогов;
анализ совместных договоров;
анализ статистических данных.
Критерий V. Контрольно-рефлексивный
1. Показатели эффективности:
использование нетрадиционных форм оценивания результатов обучения;
развитие самоконтроля и самокоррекции учащихся и педагогов.
2. Измерители (индикаторы):
использование критериальной, рейтинговой системы оценивания, системы «портфолио»;
доля обучающихся, использующих технологию портфолио для прохождения конкурсного отбора при поступлении в профильный класс;
наличие контрольно-измерительных материалов;
успеваемость и качество успеваемости по предпрофильным и профильным дисциплинам.
3. Методы сбора и обработки информации:
анализ контрольно-измерительных материалов (КИМ);
анализ материалов конкурсного отбора; контрольные «срезы».
Б. Управление качеством профильного обучения
Критерий I. Изменения в организационной структуре управления
1. Показатели эффективности: разработка механизмов модели профильного обучения.
2. Измерители (индикаторы): наличие нормативной базы, в том числе, локальных актов, должностных инструкций, протоколов заседаний школьных органов управления и попечительского совета школы.
3. Методы сбора и обработки информации: а нализ школьной документации.
Критерий II. Кадровое обеспечение
1. Показатели эффективности:
специальная подготовка педагогов и административно-управленческого аппарата к реализации предпрофильного и профильного обучения;
привлечение педагогов начального, среднего и высшего профессионального образования к преподаванию курсов по выбору;
разработка системы стимулирования качества работы педагогов в условиях профильного обучения;
организация профессиональных сообществ.
2. Измерители (индикаторы):
количество лиц, прошедших переподготовку по вопросам профильного и предпрофильного обучения;
количество педагогов начального, среднего и высшего профессионального образования, привлечённых к преподаванию курсов по выбору;
наличие действующей системы стимулирования учителей за качество и результаты образовательной деятельности;
наличие и деятельность сетевого сообщества.
3. Методы сбора и обработки информации:
анализ статистических данных;
анализ локальных актов.
Критерий III. Ресурсное обеспечение профильного обучения
1. Показатели эффективности:
использование материально-технических ресурсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
транспортное обеспечение движения профильных потоков силами отрасли.
2. Измерители (индикаторы):
д инамика обновления мультимедийной техники;
наличие кабинетов новой модификации;
обеспеченность методической и учебной литературой;
проведение занятий по профильным курсам на базе организаций социальных партнёров;
о беспеченность подвоза детей (по необходимости).
3. Методы сбора и обработки информации:
В. Субъектно-результативные показатели
Критерий I. Мотивационно-ценностный субъектный опыт
1. Показатели эффективности:
сформированность профессионального самоопределения.
2. Измерители (индикаторы):
уровень мотивации (9 класс) и профессионального самоопределения старшеклассников (11 класс).
3. Методы сбора и обработки информации:
методики изучения мотивации и самоопределения.
Критерий II. Мотивационно-ценностный когнитивный субъектный опыт
1. Показатели эффективности:
знания о своих индивидуальных особенностях;
наличие представлений о мире профессий и их особенностях;
наличие представлений о потребностях рынка труда в регионе.
2. Измерители (индикаторы):
процент информированных учащихся;
уровень конкурентоспособности личности.
3. Методы сбора и обработки информации:
методика «Оценка уровня конкурентоспособности личности».
Критерий III. Операционально-деятельностный субъектный опыт
1. Показатели эффективности:
владение методами конструирования личного плана профессионального развития.
2. Измерители (индикаторы):
сформированность компетенции самоменеджмента.
3. Методы сбора и обработки информации:
анкетирование педагогов и учащихся.
Критерий IV. Оценочно-рефлексивный субъективный опыт
1. Показатели эффективности:
способность к прогнозированию развития своих потребностей и возможностей.
2. Измерители (индикаторы):
уровень субъективного контроля (УСК).
3. Методы сбора и обработки информации:
методика УСК ДЖ. Роттера (Адаптация Е.Ф.Бажина, С.А.Голынкиной, А М.Эткинда).
Критерий V. Сохранность здоровья
1. Показатели эффективности:
уровень соматического здоровья школьников.
2. Измерители (индикаторы):
динамика сохранности здоровья детей по ступеням обучения;
процент детей с различным уровнем тревожности.
3. Методы сбора и обработки информации:
тест тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина;
тест школьной тревожности Филипса.
Номер материала: ДВ-424658
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября
Время чтения: 1 минута
РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Самые эффективные модели образования по версии LEGO Foundation
Наталья Березина
01 сентября 2020 • 20:13
LEGO Foundation представил результаты большого исследования пятидесяти концепций образования (способов обучения) и выделил среди них восемь, которые наиболее эффективны для современных детей. Несмотря на некоторые различия, у этих подходов есть нечто общее — акцент на самостоятельное обучение, роль педагога как фасилитатора учебного процесса и признание игры ведущим образовательным методом.
Восьмерка лучших
1. Активное обучение (Active learning)
Это подход, при котором учащиеся активно участвуют в выборе стратегий и форм собственного обучения. Задача учителя — заострять внимание учеников на важных моментах и поощрять обмен знаниями между детьми. В процессе работы учащиеся опираются на собственные знания и опыт.
Педагоги готовят такие материалы, чтобы ребята эмоционально вовлекались в процесс обучения. Обычно используется групповая работа и взаимное обучение, что служит для создания отношений на основе эмпатии «учитель-ученик» и «ученик-ученик».
Такая стратегия способствует формированию просоциального поведения, учит слушать друг друга и сотрудничать, а также помогает улучшить отношения со сверстниками и уменьшить поведенческие проблемы у учащихся 1-5 классов.
2. Совместное обучение (Cooperative and collaborative learning)
Отличительной особенностью этого подхода является совместное участие учеников в решении поставленной задачи. Группы могут состоять из участников с разными или равными способностями, возраст участников также может быть разным. Группы могут работать индивидуально над различными задачами, которые способствуют достижению общей цели или вместе над общей задачей.
Какие составляющие совместного обучения влияют на эффективность?
1. Положительная взаимозависимость. Ученики знают, что они могут добиться успеха только вместе с членами группы. В составе группы нет «безбилетников», каждый вносит уникальный вклад.
2. Эмоциональная поддержка друг друга в процессе обсуждения. Дети поддерживают и воодушевляют друг друга в группах, усиливая взаимозависимость. Учитель несет ответственность за усиление этого состояния на протяжении всей групповой работы.
3. Личная ответственность каждого. Групповая работа должна быть организована так, чтобы вклад каждого мог легко идентифицироваться. Это нужно для обратной связи.
4. Навыки межличностного общения. Со способностью эффективно взаимодействовать не рождаются. Учителя должны намеренно обучать социальным навыкам.
5. Групповая рефлексия. В процессе обсуждения результатов работы важно, чтобы ребята оценили, насколько хорошо они достигли своих целей, как поддерживались эффективные рабочие отношения. Так происходит когнитивное и метакогнитивное обучение, которое закладывает основу для лучшей производительности в будущем
3. Опытное обучение (Experiential learning)
Опытное, экспериментальное, или эмпирическое, обучение — это общий термин для теорий и практик, которые принимают ценность исследований в классе и за его пределами. Опыты подпитывают мотивацию и стимулируют учеников познавать новое.
В чем ценность опытного обучения?
1. Оно дает учащимся возможность придать смысл их деятельности и, следовательно, оптимизировать результаты их обучения. Эффективность будет еще выше, если дети сами выбирают направление экспериментальной деятельности.
2. Опытное обучение способствует развитию навыков межличностного общения, разрушает барьеры, которые могут возникать на традиционных уроках. Всё это позволяет учащимся продемонстрировать свои потенциальные способности.
3. Практическое обучение может быть очень увлекательным для детей, которые обычно предпочитают уединение. Интересная работа в сочетании с групповым обсуждением активно вовлекает в процесс всех.
4. Возможность возвращаться к экспериментам и исследовать глубоко и с разных сторон какой-то объект помогает уйти от поверхностного взгляда на окружающую действительность.
4. Направляемое исследовательское обучение (Guided discovery learning)
Этот метод часто приписывают Иерониму Брунеру (1961), который предположил, что обучение происходит через процесс открытия. Он утверждал, что когда ученики ожидают или готовы «находить закономерности и связи в[их] окружении», они будут «изобретать способы поиска и найдут их».
Этот метод предполагает работу под руководством учителя, который не дает готовых ответов, а поддерживает, предлагает подсказки, обратную связь, пояснения. У детей есть некоторые шаблоны и задания, следуя которым они для себя постигают логику процесса, открывая его как бы заново.
Хашман и Марли (2015) обнаружили, что дети, получившие не пошаговую инструкцию к задаче, а алгоритм исследования, достигли большего, чем те, кто следовал жесткому плану. Такие ученики более открыты знаниям и умеют соотносить новую информации с уже знакомой базой знаний. Эффективность этого метода связана с интересом, мотивацией и удовольствием от обучения.
5. Обучение на основе изысканий (Inquiry-based learning)
Обучение на основе изысканий строится вокруг актуальных, достоверных, открытых опросов. Необходимо постоянно изучать обратную связь с ученикам и корректировать процесс обучения. Для него характерно также привлечение всех участников школьного сообщества, включая родителей.
Опрос также полезен учителям как в качестве стратегии для передачи научных знаний и как инструмент, дающий возможность рассказать о важной работе ученых своим ученикам.
6. Обучение на основе решения задач (Problem-based learning)
Обучение на основе решения задач, или проблемное обучение, предполагает проработку проблем в небольших группах под руководством учителей в качестве фасилитаторов. Обучение идет on-demаnd, то есть от запросов учеников, которые они формулируют самостоятельно.
Для этого варианта характерно развивать навык критического мышления и умение формулировать проблемные вопросы. Такое обучение подталкивает к действию.
7. Проектное обучение (Project-based learning)
Проектное обучение — это разновидность исследовательского. Достичь результат — центральная идея, вокруг которой планируется и структурируется обучение.
Отличительные особенности проектного обучения:
1. Проект является главным, а не второстепенным по отношению к учебной программе.
2. Проект строится вокруг важных и социально-значимых проблем.
3. Проект должен вовлекать учащихся в исследование, которое стимулирует получать новые понимания и навыки, а не только опираться на уже имеющиеся.
4. Проект ориентирован на любые достижения учащихся, подчас неожиданные, а не на результат, который предписан заранее сценарием педагога.
5. Проекты реалистичны, они как бы вырываются из школьной системы. Внутри проекта распределяются роли, которые играют участники проекта, вырабатываются критерии, оценивается производительность. Всё как в жизни.
8. Система Монтессори (Montessori education)
Рабочие привычки у выпускников школ Монтессори часто лучше, чем у всех остальных, так как учебные навыки осмысленно развиваются непрерывно с еще дошкольного возраста.
Образование Монтессори строится на взаимодействии между учителем, ребенком и окружающей средой. Важной особенностью является отсутствие конкуренции и внешних наград или наказаний. В учебные материалы заложен прием повтора одних и тех же действий, есть «контроль ошибок», который предупреждает ребенка и позволяет корректировать с минимальной поддержкой учителя. Весь процесс образование проходит в позитивных отношениях со сверстниками,
учителями и семьями.
Игра — лучший педагогический инструмент
Большинство методик, которые были выбраны экспертами, соответствует подходам, LEGO Education, основанном на игровом обучении.
В результате исследования, проведенного фондом, обнаружено, что в теоретических и методических трудах игровое обучение в среде детей старше 8 лет фактически не упоминается. Наше сознание навязчиво связывает слово «игра» с дошкольным и младшим школьным возрастом.
Игра и обучение часто рассматриваются как противоположные концепции: игра — это весёлое занятие для малышей, в то время как образовательный процесс — более серьёзная задача для детей постарше. Именно поэтому педагоги зачастую и обращаются к дидактическим методам, когда от них требуют стандартизированных результатов тестов на когнитивные навыки. Тем не менее намеренный отказ использовать игровые методики в работе со средним и старшим звеном значительно снижает мотивацию учащихся и эффективность образовательного процесса.
Чтобы игра стала частью образовательного процесса нужно, чтобы она соответствовала определенным критериям, которые напоминает LEGO Foundation.
1. Значимость процесса для ребенка.
Обучающиеся должны иметь возможность связывать новый опыт с чем-то уже известным при помощи методик, выстраивающих такие «мосты». Так устанавливается взаимосвязь между актуальной и значимой лично для них информацией.
Учебный процесс становится значимым для учеников, если он включает в себя актуальные задачи, требующие проведения исследования, а также задания, подталкивающие к размышлению и мотивирующие узнать больше о предмете исследования.
2. Возможность социального взаимодействия.
Обучающиеся работают в группах, занятых общим делом или экспериментом. Это развивает умение общаться и помогает устранить барьеры между детьми и группами, которые часто существуют в условиях традиционного класса.
3. Активная вовлеченность в процесс.
Ученики имеют возможность выбирать содержание изучаемого материала. Активная вовлечённость создаётся, когда ребята глубоко погружены в происходящее, поддерживают друг друга, а педагоги помогают им получить новые знания и развить навыки, задавая вопросы и побуждая экспериментировать и ошибаться.
Когда ученики искренне вовлечены в исследовательский процесс, они часто выходят за пределы поставленных учебных целей и ожиданий.
4. Цикличность процесса.
У ребят должна появиться возможность применить новые знания и умения: пробовать, терпеть неудачи и пробовать снова. Так ребята делятся друг с другом идеями, а затем пересматривают и перестраивают свои суждения, опираясь на результаты испытаний. Педагог должен поощрять такой цикличный подход, направляя наводящими вопросами, подсказками и примерами.
5. Процесс должен быть веселым.
Тема игры и ее образовательного и социального потенциала стала главной в международном чемпионате First LEGO League. Детям предлагается разработать проекты, где они смогут предложить игровые механики для решения конкретных проблем.
С версией исследования на русском языке вы можете ознакомиться по ссылке.
Критерии и показатели качества образовательного процесса в дополнительном образовании
Турыгина С.В.
зам. директора по учебнометодической работе,
МАОУ ДОД «Дом детского творчества», г. Камышлов, Свердловская обл.
На сегодняшний день проблема качества образования является одной из приоритетных государственных и общественных проблем.
Дополнительное образование наравне с другими видами образования подчиняется всем закономерностям образовательного процесса и нацелено на достижение качественного результата, за который несет ответственность в соответствии с п.7 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ.
Взаимосвязь образовательного процесса и его качества в учреждениях дополнительного образования целесообразно рассматривать через соотношение понятий «дополнительное образование» и «качество образования».
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ст. 2 пункт 14 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ).
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ст. 75 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ).
Особенности дополнительного образования детей фундаментально представлены в Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» и характеризуются нижеперечисленными тезисами.
Дополнительное образование не является обязательным, но осуществляется на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами и склонностями.
В сравнении с институтами основного образования система дополнительного образования детей потенциально обладает следующими преимуществами:
Дополнительное образование детей не является унифицированным, оно ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования.
В этом заключается важнейший образовательно-культурный смысл дополнительного образования детей в отличие от основного образования, где доминирует адаптация, освоение заданных культурных образцов в виде определенных знаний, умений и навыков.
Рассмотрим понятие «качество образования».
Качество – это степень соответствия присущих характеристик требованиям (Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001).В самом общем смысле, качеством называют способность вещей, явлений, событий обладать некоторым своеобразием, то есть отличаться от всех других вещей, явлений, событий. Теряя качество, объект становится чем-то другим. Существовать – это и значит обладать качеством [4].
К тому же, качество – это:
В последнее время сфера образования представлена как сфера специфических услуг, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры. Соответственно, к качеству образования можно подходить как к качеству услуги.
Еще один подход позволяет рассматривать качество образования не только как результат, но и как процесс, обладающий сложной динамикой развития, обусловленной как изменениями деятельности образовательных учреждений и самой личности, так и трансформацией окружающей их социальной, экономической, технологической и политической среды.
Термин «образовательный процесс» достаточно широко используется в практике и теории образования, при этом единства в его трактовке до сих пор нет.
В своих научных работах В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов подразумевают под образовательным процессом «специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач».
И.П. Подласый определяет образовательный процесс как «развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых».
У В.А. Ясвина образовательный процесс рассматривается, как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития, содержащихся в ее окружении».
По мнению Б.Т. Лихачёва, образовательный процесс – «целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя».
Таким образом, в широком толковании понятие «образовательный процесс» представляет собой совокупность всех условий, средств, методов, используемых в образовательном процессе, направленных на решение глобальной задачи – образование; в узком смысле – сосредоточение содержания, средств, методов, форм организации обучения на каком-то отдельном субъекте (субъектах) для получения конкретного результата.
Исходя из данного определения, критериями качества образовательного процесса являются:
Показателями данных критериев выступают:
Анализ различных определений образовательного процесса позволил установить, что субъектами образовательного процесса являются две взаимосвязанные стороны – тот, кто образовывает (воспитатель, педагог), и тот, кого образовывают (воспитуемый, обучающийся, ребенок). При этом образовательный процесс эффективен лишь при условии взаимодействия и того, кто воздействует, и того, на которого он направлен.
В ряде исследований указывается, что образовательный процесс имеет структуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных компонентов.
В классическую структуру образовательного процесса входит шесть компонентов:
Наряду с этим, ученые предлагают обогатить структуру образовательного процесса другими компонентами.
Г.А. Ковалёв в качестве компонентов образовательного процесса выделяет физическое окружение, человеческий фактор и программу обучения.
Образовательный процесс как система отличается таким свойством, как целостность. Целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте – это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» (А. Дистервег).
Основополагающим условием эффективного образовательного процесса в учреждении дополнительного образования можно считать коллективную жизнедеятельность. На основе анализа различных подходов (Г.В. Лейбниц, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, М. Монтессори, Д. Дьюи, К.Н. Вентцель, С.Т. Щацкий, М.В. Воропаев, М.Г. Казакина, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, А.А. Остапенко) данное явление мы будем трактовать, как совокупность процессов функционирования детско-взрослого коллектива, в ходе которого происходит удовлетворение потребностей индивидов, групп и всего воспитательного сообщества за счет внутри коллективного взаимодействия и взаимодействия с окружающей средой.
Качество образовательного процесса определяется совокупностью показателей и критериев оценивания.
Показатели (оцениваемые параметры) – это те требования, которые предъявляются к качеству образовательного процесса.
Критериями (мерилом) содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия требованиям.
Рассмотрим в качестве примера показатели и критерии качества образовательного процесса, принятые педагогическим коллективом Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» Камышловского городского округа.
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: состояние нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в учреждении.
Показатели:
Учебное обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: планирование, разработка и создание оптимального комплекса учебной документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса.
Показатели:
2. Критерий: состояние учебного плана и общеобразовательных программ педагогов дополнительного образования.
Показатели:
Методическое обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: планирование, разработка и создание оптимального комплекса методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса.
Показатели:
Информационное обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: обеспечение образовательного процесса современными информационными образовательными технологиями.
Показатели:
Кадровое обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: наличие кадров, их квалификация, соответствие функциональным обязанностям.
Показатели:
2. Критерий: сотрудничество педагогов учреждения дополнительного образования, ориентация на совместные достижения.
Показатели: отношение педагогов к сотрудничеству, к успехам и неудачам коллег; наличие традиции обсуждения занятий, мероприятий; обмен опытом; ориентация на командную форму работы, распределение поручений в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами педагогов.
Финансовое обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: подушевое финансирование расходов с целью реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дополнительного образования.
Показатели:
2. Критерий: система оплаты труда сотрудников.
Показатели:
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: наличие учебных аудиторий, приспособленных к занятиям в соответствии с целями и технологиями образовательного процесса.
Показатели:
Психологическое обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: стиль отношений в коллективе.
Показатели:
2. Критерий: совместная деятельность вне образовательной деятельности.
Результаты образовательного процесса
Достижения и успешность обучающихся
1. Критерий: уровень усвоения обучающимися программного материала.
Показатели:
2. Критерий: положительная мотивация учения, познавательная самостоятельность обучающихся.
Показатели:
3. Критерий: ценности, преобладающие в детских коллективах, ответственность за учебу и поведение, состояние здоровья, отношения детей в объединении, их поведение вне учреждения дополнительного образования.
Показатели:
Достижения и успешность педагогов
1. Критерий: качество предоставления образовательных услуг педагогами.
Показатели:
Предлагаемые критерии и показатели качества образовательного процесса помогут выявить руководителям и методистам сильные и слабые стороны образовательного процесса в учреждении, своевременно принять управленческие решения по обеспечению его качества. Данная стратегия будет способствовать повышению качества образовательного процесса в дополнительном образовании, удовлетворению потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), общественности, государства.
Литература
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».
3. ГОСТ Р ИСО 9000-2001.
4. Ахлибинский, Б. В. Теория качества в науке и практике: методологический анализ / Б.В. Ахлибинский, Н.И. Храленко. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. – 200 с.