какую направленность имеет педагогическая арт терапия
Какую направленность имеет педагогическая арт терапия
Современные изменения происходят сегодня в Российской системе образования и связаны с общим образованием, а также с системой дополнительного образования [3]. Эти изменения направлены на взаимодействие педагогических систем, использование на практике инновационных технологий, дополняющих, а где-то противостоящих традиционной системе образования. Российскому государству, ориентированному на интеграцию в мировое экономическое пространство, необходимо воспитывать творческую личность гражданина, однако, четких технологий культурного и творческого развития пока не разработано.
В этой ситуации внедрение инновационной дисциплины арт-педагогика и арт-терапия в педагогическое образование поможет выработать и апробировать необходимые решения данной задачи. Эти дисциплины сформировались на границе слияния таких наук, как педагогика, психология, культуроведение и социально-культурная деятельность.
Начиная с конца XX века, педагогика c особым вниманием изучает возможности арт-терапии в рамках изо-терапии. В России основателем школы арт-терапи является Копытин А.И. В книге «Арт-терапия детей и подростков» термин арт-терапия раскрывается как «совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска» [2].
В течении долгого периода определение термина арт-терапия никоем образом не вписывалось в рамки образовательной системы. Однако позже, как утверждает Е.В. Таранова, в 1997 году после опубликования работы Ю.С. Шевченко и Л.В. Крепица «Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками» [5], произошло разделение понятия «арт-терапии» на «арт-терапию» и «арт-педагогику». Считается, что с этого момента арт-педагогика получила «право на жизнь» как самостоятельное направление в художественном образовании.
Арт-педагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. На важную роль искусства в коррекционной работе указывали представители зарубежной педагогики Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. С. Выготский, А. И. Граборов, Е. А. Екжанова, Т. С. Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации. Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства.
Особое место в арт-педагогике отводится продукту художественной деятельности. Детский рисунок рассматривается в первую очередь как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В этой связи очень важно отделять в детском рисунке те его особенности, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенности рисунка, отражающие личностные характеристики, – с другой.
В российской науке арт-педагогика находится в стадии становления, активно развивается и занимает свою нишу в системе общего образования и дополнительного образования. Формированию арт-педагогики способствуют исследователи Медведева Е.А., Лебедева Л.Д., Гришина А.В., Ахмедова Э.М., Анисимов В. П., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А., Донская Т.К., Сергеева Н.Ю. и многие другие. Согласно определению Верховодовой Р.А. и Галустова Р.А. «арт-педагогика – это научно-педагогическое направление, основанное на интегративном применении различных видов искусства в образовательном процессе в целях эффективного воспитательного воздействия на личность учащегося» [1, с. 17].
Работы вышеупомянутого исследователя Л. Д. Лебедевой посвящены вопросам использования арт-терапии в образовании, в них вводится иная трактовка понятия «терапия», не только как «лечение», но и как «уход, забота». Поэтому автор считает допустимым применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не имеющими какой-либо специальной подготовки в области практической психологии, психотерапии и арт-терапии. Лебедева Л. Д. пишет, что «словосочетание «арт-терапия» в научном, педагогическом понимании подразумевает заботу об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности». Автор выделяет проблемы личности в системе образования, включающие «дисгармоничную, искаженную самооценку»; «трудности в эмоциональном развитии», импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность; переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, депрессию, неадекватное поведение, конфликты в межличностных и внутрисемейных отношениях, враждебность к окружающим.
В современных исследованиях выделяется очень важный аспект: арт-педагогика позволяет работать с различными категориями учеников. Арт-педагогика выходит за рамки работы с детьми, имеющими проблемы, но в то же время не дублирует сферу художественного образования и эстетического воспитания. То есть, в содержание понятия «арт-педагогика» не следует включать только специальное художественное обучение детей с проблемами, также не стоит сводить к обучению навыкам рисования смысл арт-педагогической деятельности, а следует добавить формирование основ художественной культуры и социальную адаптацию личности средствами искусства.
Поскольку арт-педагогика включает в себя средства, методы и технологии, способствующие более качественному и эффективному обучению и воспитанию, то ее задачи включают в себя создание позитивного, мотивированного процесса обучения и воспитания, а также условий личностного развития. Решение этих задач возможно через осознание и активизацию жизненных ресурсов; развитие и активизация творческого потенциала; обучение навыкам саморегуляции; обучение коммуникативным навыкам; развитие сферы восприятия.
В арт-педагогике обучение техническим приемам рассматривается как средство достижения педагогических задач. Освоение художественных приемов и технологий работы художественными материалами осуществляется через исследование возможностей этих материалов, иногда через игру с ними, через неожиданные комбинации и смешение техник. Умение обращаться с художественными материалами ведет к большей свободе, дает новый импульс развитию, стимулирует самовыражение. Художественные материалы для арт-педагогической деятельности можно классифицировать на графические, живописные, имитационные (для декоративно-прикладного искусства):
— к графическим относятся – графитные и цветные карандаши, тушь, мягкие материалы, такие как уголь, сангина, пастель;
— к живописным относятся – акварель, гуашь;
— к имитационным относятся – акриловые краски «для витража», по ткани, по дереву, по керамике, по металлу, пластилин, пластики, краски для марморирования, наборы для фьюзинга и другие современные материалы.
В учебном пособии Савлучинской Н.В. приводится анализ особенностей работы традиционными (акварель, гуашь, карандаши, мягкие материалы) и современными материалами (фломастеры-блопены, маркеры, гелевые ручки) технологических приемов работы с ними, а также смешанных художественных техник. Пособие проиллюстрировано работами студентов, которые отражают использование вариативных, нестандартных, исследовательских подходов в работе с изучаемыми художественными материалами для реализации художественного замысла [6]. В своей экспериментальной работе с детьми по арт-педагогике нами были применены все художественные материалы, описанные в вышеупомянутом учебном пособии.
Опытно экспериментальная работа с целью выявления воздействия на детей с разным возрастом, уровнем развития и характеристикой личности арт-педагогических технологий, с использованием разнообразных художественных приемов и материалов, проведенной на базе КЦСОН ЦАО г. Омска «Пенаты».
В организации практической деятельности в центре мы руководствовались положениями программы развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования А. В. Гришиной. Таковыми, в частности, являются: рефлексивная ориентация занятий, стимулирование подростков к анализу продуктов своей творческой деятельности и личностных переживаний; высокая степень спонтанности со свободным выбором ребенком средств изобразительной деятельности, отказ педагога от оценки художественно-эстетических достоинств продуктов творческой деятельности подростков; большое внимание к общению в группе и взаимной толерантности участников занятий, эмоциональную гибкость самого педагога, принятие творческой индивидуальности подростков и не навязывание им своего мнения.
Поддержка идей, реализации творческих планов, отсутствие критики, создание ценностного отношения к личности подростка и результатам его деятельности – все это является условием, необходимым для развития креативности подростков и школьников.
Нами было разработано содержание серии творческих заданий с применением разнообразных художественных материалов. Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие – пастель, краска и глина – способствуют более свободному выражению. А также в своей деятельности нами применялась техника графики – монотипия, дети выполняли работы разными приемами и разнообразными художественными материалами [5].
Создавая определённые условия, в которых можно было учитывать влияние художественных материалов в совокупности с техниками арт-педагогики, установлены индивидуальные особенности протекания психолого-педагогических процессов и влияния изобразительной деятельности на таковые с безоценочной реакцией на конечный продукт – могут стать целительными сами по себе.
В исследовании были задействованы воспитанники от 3 до 13 лет, что дало возможность получить материал для теоретического осмысления.
Задания для детей дошкольного возраста были связаны с применением художественных материалов и стандартных бытовых элементов, как то: ватные палочки, воздушные шары, пластиковые вилки, нитки, зубочистки, контейнеры от шоколадных яиц и др., которые можно назвать нетрадиционными материалами. Каждое задание, связанное с тем или иным материалом, дало представление о том, как художественная технология влияет на детей:
Таким образом, выполняя различные арт-педагогические задания, применяя всевозможные материалы, можно диагностировать, корректировать, воспитывать, развивать рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения.
Задания, выполняемые с детьми школьного возраста, подростками осуществлялись традиционными и современными художественными, а также нетрадиционными материалами. Помимо изучения влияния художественных материалов на детей, задания были направлены на коррекцию агрессии, как одну из основных эмоциональных проблем подростков, через возможность выражать её в социально приемлемой форме – арт-педагогического занятия.
Подросткам были предложены нестандартные задания: необходимо было применить фольгу в качестве материала для создания скульптуры; в другом – преобразить, «испортить» рекламный плакат глянцевого журнала посредством акриловых красок; следующим заданием было рисование на воде красками для марморирования. В результате данного эксперимента с подростками было отмечено что, несмотря на загруженность заданием общеобразовательного учреждения, подростки стремились попасть на занятие по арт-педагогике, то есть повысилась мотивация к возможности самовыражения, улучшилась эмоциональная атмосфера в группе. Все работы подростков не повторялись, уровень креативности увеличился.
Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что арт-педагогика имеет огромный потенциал для создания положительного климата в обществе. Арт-педагогика и арт-терапия имеют много общего в функции коррекции, диагностики, профилактики средствами искусства и художественной деятельности, а также нарушений социальной, психологической, профессиональной адаптации детей. Сделан вывод о специфическом влиянии работы с разными художественными материалами на эмоциональное состояние ребенка. Изучение влияние художественных материалов на оздоровление эмоционального состояния ребенка находится в стадии исследования, но неоспорим тот факт, что эти данные в скором времени дадут толчок к развитию творческой арт-педагогики.
Консультация для воспитателей на тему «Педагогическая арт-терапия»
Внутренний мир ребенка поистине богат, по-своему неповторим и уникален. Задача педагога – в полной мере раскрыть у ребенка заложенный природой потенциал и развить его творческие способности. В формировании общей культуры ребенка существенную роль играет искусство, как форма художественно-эстетического освоения мира, важнейший источник гуманизации учебно-воспитательного процесса. Одной из технологий, позволяющей при относительно небольших временных и финансовых затратах создать условия для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста ребенка, коррекции и развития (самореализации, самовыражения, повышения адаптационных способностей, изменения стереотипов поведения, проявления социальной и творческой активности), является педагогическая арт-терапия. Арт-терапия (по М. Либману) – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения. К средствам искусства относятся: музыка, изобразительная деятельность, литература, театр и т.д. В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. Но сейчас арт-терапия приобрела педагогическое направление. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (как известно “therapia” в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду “социальное врачевание” личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции. Таким образом, педагогическая арт-терапия – это эмоциональное, эстетическое, духовное и нравственное развитие личности и, как результат, умение жить в гармонии с самим собой и получать удовольствие с каждым новым мгновением жизни.
Использование искусства в качестве терапевтического фактора в образовании наиболее доступно для педагогов в силу их профессиональной подготовленности. Причем специальные медицинские знания для этого не требуются. Необходимым требованием, предъявляемым к содержанию арт-терапевтических занятий является то, что оно должно быть насыщенно, интересно и эмоционально значимо для детей, разнообразно по видам деятельности и удовлетворять потребностям каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.
Исследования, проведенные под руководством Л. Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи:
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.
Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.
Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и т.п. Хорошие результаты наблюдаются, когда ребенок сначала проходит курс индивидуальной коррекции эмоционально-личностных особенностей, а потом включается в группу, однако такая длительная работа требуется не всем детям.
Основными направлениями педагогической арт-терапии являются :
О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. В настоящее время в большинстве стран мира музыкотерапия занимает достойное место. Особая роль ей отводится в воспитании детей дошкольного возраста. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым. Музыка в состоянии помочь сбалансировать эмоциональное состояние и поведение ребенка. Она воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический:
Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.
Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.
Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию способен значительно менять психологическое состояние ребенка.
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной форме детям предлагают прослушивать различные музыкальные произведения с целью достижения определённого эмоционального, в т.ч. эстетического, переживания, которое должно способствовать отвлечению человека от тех или иных проблем. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют такие дополнительные приёмы, как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец.
Подбор произведений приобретает особое значение при моделировании настроения, например:
при переутомлении и нервном истощении рекомендуется прослушать «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
при угнетенном меланхолическом настроении – «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта;
при выраженной раздражительности, гневности – « Хор пилигримов» Вагнера, «Сентиментальный вальс» Чайковского;
при снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Грезы» Шумана;
расслабляющее действие имеет «Баркаролла» Чайковского.
Очень полезно после прослушивания поговорить с ребенком, как он себя чувствует, что представляет. Приятные ощущения, связанные с музыкой, стимулируют взаимодействия, позволяют повысить внимание ребенка и увеличивают его устойчивость к стрессам. Классическая музыка особенно способствует возникновению чувств к рождению настроения и образов. Музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей. Также музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. Разные виды музыки воздействуют на различные функции организма. Например, при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев – клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях – прослушивание музыки.
При активной музыкотерапии дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (вокалотерапия – пение в хоре, танцетерапия, игра в оркестре). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве эффективно отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируются выдержка и самоконтроль.
Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. С детьми дошкольного возраста она может осуществляться в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.
В дошкольном возрасте музыкотерапия используется в сочетании с пластическими, ритмическими и танцевальными занятиями. Чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет его тело. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «отпечатков» напряжений и зажимов, ведь чем их меньше, тем здоровее, благополучнее и свободнее ощущает себя ребенок. Научившись свободно двигаться, ребенок сможет избавиться от накопившейся агрессии, страхов, снимать психоэмоциональное напряжение. Двигаясь, ребёнок развивает свой мозг, который, как известно, является в детском возрасте очень пластичным (происходит развитие межполушарных взаимодействий). Движение также может сыграть решающую роль в преодолении трудностей речевого развития: то, что ребёнку трудно выразить словами, может быть, окажется проще выразить в движении. Музыка выступает как средство отвлечения человека от беспокоящих человека мыслей, как средство успокоения и даже лечения.
Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.
Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами – задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой. В современной зарубежной и отечественной изотерапии выделяют направления этого метода:
использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации детьми;
побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность с дошкольниками не должна ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми.
Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности. Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат. Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.
Приемы работы: изобразительные техники.
Марания. В буквальном понимании «марать» – значит «пачкать, грязнить». Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. В результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения. Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям. Часто в ходе мараний дети отказываются от кисточек, губок и начинают рисовать пальцами и ладонями.
Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу. Марания могут проходить не только в виде непосредственных раскрашиваний, размазываний и т.д., они могут стать частью изобразительных техник (например, монотипии или акватуши).
Акватушь – проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его подсыхания вторым слоем весь лист покрывается черной тушью. Затем рисунок опускается в воду. В воде гуашь почти смывается, а тушь – лишь частично. В результате на черном фоне остается тонированный рисунок с размытыми контурами. Весь процесс, каждый его этап удерживает интерес создателей. При помощи акватуши дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.
Монотипия. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.
Известная всем работникам детских садов «кляксография» — это тоже вариант монотипии. Красивые необычные оттиски получаются с помощью ниток. Если нитку (длиной сантиметров 30–40) опустить в краску, затем выложить на листе по собственному усмотрению, оставив вне листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом, и придавив его рукой, вытянуть нитку из пространства между листами, то на обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности останутся необычные отпечатки!
Рисунок на стекле. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети. Изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность.
Штриховка, каракули. Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Штриховки и каракули могут иметь различное воплощение:заполнение пространства, рисование отдельных линий или их сочетаний, изображение объектов и символов в ритмической манере. Графические линии могут быть прямыми, изогнутыми, ломаными, закругленными, спиралеобразными, иметь вид галочек, пунктира. Чиркать можно, используя технику «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Наверняка каждый пробовал так «проявить» монетку! Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия. Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.
индивидуальной (использование пересказа прозаического произведения; переход рассказа в заранее запланированный психологом диалог, который по своему содержанию может отражать и развивать изложенную ситуацию, импровизационный диалог по заданной ситуации в «режиссерской игре» с персонажами в «театре» на столе или на ширме);
групповой (драматизация народной, авторской сказки, где пациент исполняет «лечебный» образ персонажа, театрализация специально составленного для него рассказа, инсценирование фрагмента классической или современной пьесы).
Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапию, образно-ролевую драмтерапию, психодраму.
Куклотерапия основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется при нарушениях поведения, при страхе, при нарушении коммуникативной сферы.
Образно-ролевая драмтерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета) – реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании специально подобранного сюжета.
Психодрама – дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога на тему проблемной, травмирующей ситуации. При этом «актеры» и «зрители» меняются местами в процессе повторения импровизации.
Следующий вид арт-терапии – библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения). Либропсихотерапия – лечебное чтение. Дети с большим желанием слушают сказки, рассказы, сопереживают героям, живо, эмоционально откликаются на сюжетные события.
Использование метода арт-терапии в работе с детьми способствуют наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала каждого ребенка, существенному повышению мотивации и активности в творческих видах деятельности. Получая эмоциональное удовлетворение и радость от общения с прекрасным, дети стремятся к самосовершенствованию, проявляют упорство и высокую работоспособность. Возрастает социальная и личная творческая активность: дети начинают осознавать свою значимость, ответственность, ощущать коллектив как единое целое в достижении поставленной цели и понимать, что от успешности каждого зависит общий успех, а следовательно улучшаются взаимоотношения со сверстниками.
В процессе арт-деятельности происходит развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, психических процессов, дети приобретают опыт публичных выступлений, преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, улучшается психологический климат в коллективе. Дети приобретают такие качества, как терпимость, дружелюбие, чувство ответственности, повышается интенсивность общения. Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизируют его резервные силы, обуславливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы ученых легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной и воспитательной работе с детьми.
«Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Л.Д. Мардер
«Педагогическая арт-терапия» Т. Ю. Киселевой («Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №1, 2008);
«Арт-терапия в педагогике» О. И. Качуриной (ИД «Первое сентября», раздел
«Школьная психологическая служба»)
«Влияние арт-терапии на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» И. В. Самойловой (ИД «Первое сентября», раздел