какую частоту выбрать для рации

Радиосвязь в дороге: частота и особенности радиостанций 16:03, 29 октября 2021 Версия для печати

Рация для дальнобойщиков — основной инструмент общения между собой в пути. Там, где не ловят мобильная связь и интернет, проходит и соединяет водителей радиосигнал.

В этой статье рассмотрим, на каких частотах работает рация, разберем понятия каналов и модуляций, расскажем, как выбрать прибор и улучшить его сигнал.

Радиостанция для дальнобойщиков: зачем нужна

Водители грузовиков используют рации для бесплатной связи друг с другом в рейсе. Находясь на трассе вне зоны действия сотовой сети, с помощью радиостанции дальнобойщики могут общаться и задавать вопросы:

Также в эфире можно подать сигнал бедствия в случае поломки или аварии, узнать полезную информацию о том, где лучше заправляться, останавливаться на ночлег и т.п.

При этом канал дальнобойщиков не принято засорять посторонними разговорами — все обсуждаемые вопросы должны быть по делу. Если есть потребность пообщаться с коллегой на отвлеченные темы, можно предложить ему «свернуть выше» или «свернуть ниже», то есть переключиться на соседнюю частоту.

Си-Би и другие диапазоны

CB или Си-Би — это гражданский диапазон радиосвязи, использование которого разрешено без лицензии, диапазон частот около 27 мегагерц. Именно в нем работают автомобильные рации дальнобойщиков, а также аналогичные устройства, например портативные радиостанции.

Существуют и другие частоты — PMR и LPD. Первый диапазон — около 446 мегагерц, второй — 433-434 мегагерц. На этих частотах разрешена работа раций со встроенными антеннами, они применяют для частного использования. На волнах LPD также работают пульты для открывания гаража, автосигнализации и т.д.

Сетки и каналы

Диапазон 27 мегагерц разделен на каналы с шагом в 10 килогерц (например, 26,965, 26,975 и т.д.). Каждому каналу присвоен свой номер — от единицы до 40. Группа из 40 каналов — это сетка. Сетки обозначают латинскими буквами: A, B, C, D, E, F, G. Основной считается сетка С, она начинается с 26,965 мегагерц. Ее 15-у каналу соответствует частота 27,135 мегагерц. В России это частотный диапазон дальнобойщиков. Именно на 15-й канал настроены рации водителей грузовиков.

Сетка с каналами, заканчивающимися на пять, называется на шоферском сленге «Европа (Е)» или «пятерки». Существуют также дополнительные сетки, заканчивающиеся на ноль, — «нули», «Россия (R)» или «Польша (P)». Дальнобойщиками чаще всего сегодня используются «пятерки».

При приобретении устройства обратите внимание, что в радиостанции может быть одна или несколько сеток. Если сетка одна, то, чтобы настроиться на нужную волну, достаточно включить 15-й канал дальнобойщиков. Если сеток три или больше, необходимо найти канал в одной из них. Чтобы не запутаться, новичкам лучше проконсультироваться с продавцом, покупая рацию. Специалист подскажет, как найти частоту дальнобойщика.

Что такое модуляция

Еще одно важное понятие — это модуляция, то есть процесс изменения параметров модулируемого несущего сигнала при помощи модулирующего сигнала. Бывает частотная модуляция (FM), амплитудная (AM), однополосная (SSB). Частотную, например, применяют для передачи звукового сигнала в радиовещании. AM в частности используют для радиосвязи в гражданской авиации. SSB — в ведомственных и военных системах.

Дальность связи при применении FМ и АМ примерно одинаковая. При этом частотная модуляция обеспечивает лучшее качество звука. Однако российскими дальнобойщиками традиционно используется амплитудная модуляция. При покупке рации необходимо уточнить у продавца, поддерживает ли устройство режим AM.

Описание канала

Каждый канал имеет собственную маркировку, содержащую латинский буквы и цифры. Например, описание канала для дальнобойщиков выглядит так: C15EA. Разберем каждый элемент:

C — это название сетки, состоящей из 40 каналов;

15 — номер канала (каналы до 10 могут обозначаться одной или двумя цифрами: 07 или 7);

E — «европейская» сетка частот, в случае «российской» ставят букву R;

А — амплитудная модуляция, частотную обозначают буквой F.

Помимо основного C15EA, сегодня рации водителей могут быть настроены на C15EF — с частотной модуляцией, обеспечивающей более качественный звук. Отметим: водители, пользующиеся рациями с одинаковой модуляцией, будут слышать друг друга намного лучше, чем те, кто с AM будет посылать сигнал на FM и наоборот.

Зарубежные волны

Во всех ли странах дальнобойщики настроены на одну частоту? Не во всех. Несмотря на то, что канал в большинстве государств один и тот же — 15-й, частота может отличаться на пять килогерц (соответствовать «польской/российской» сетке). 27,130 мегагерц используют, например, в Литве, Украине, Польше, Финляндии.

Собираясь в заграничный рейс, стоит уточнить заранее местную частоту. Если в стране применяют «польскую» сетку, рация должна иметь возможность переключения на нее. При покупке устройства уточняйте у продавца, если ли у радиостанции помимо «пятерок» «нули».

Как выбрать рацию

Приобретение CB-раций мощностью до 4 ватт в России является свободным. Устройство можно купить без дополнительных разрешений, также его не придется регистрировать. Для более мощных приборов требуется регистрация.

Устройства бывают автомобильными и портативными. Автомобильные, как правило, обеспечивают связь на более дальнем расстоянии. Портативные можно использовать за пределами грузовика, но при этом они передают сигнал на меньшее расстояние. Их имеет смысл приобретать в качестве дополнительных.

Покупая рацию, обращайте внимание на те нюансы, которые мы упоминали выше:

Не менее важные параметры — это цена (в среднем она колеблется от 3 000 до 20 000 рублей), наличие автоматического шумоподавителя, качество сборки, прочность корпуса.

Приобретая б/у рацию, следует ее протестировать. Для этого можно пригласить напарника с работающей радиостанцией и антенной. В начале стоит проверить связь между устройствами на малом промежутке — около 10 метров. Затем попросите коллегу уехать на более дальнее расстояние, например, на пять километров. Проверьте разные диапазоны частот и модуляции (при наличии).

Модели каких брендов чаще всего используются дальнобойщиками?

Необходимость антенны

Дополнительные антенны помогают улучшить связь. Для CB-раций необходимо выбирать антенны на 27 мегагерц — это основное правило. Также стоит обратить внимание на длину устройства и способ его крепления. Важно, что в самой рации должен быть предусмотрен разъем для подключения дополнительного усилителя.

Длина антенны может варьироваться от 30 сантиметров до двух метров. Тем, кто совершает грузоперевозки на высоких машинах, слишком длинные антенны (больше, чем 1,5 метра) не подойдут, так как высок риск, что они будут цепляться за линии электропередач, ветки деревьев, мосты, туннели и т.д. На невысокие грузовики можно ставить любые антенны. Маленькие — до 70 сантиметров — обеспечивают связь на расстоянии пары километров. Чем выше устройство, тем лучше оно усиливает сигнал.

Способов крепления антенн три:

В случае врезки в машине (чаще всего по центру крыши кузова) делают отверстие, собирают антенну. Это надежный вариант крепления, он не оказывает негативного влияния на качество связи, но требует сверления кузова.

Устанавливать антенны на подставку с магнитом проще — не нужны никакие дополнительные работы. При необходимости устройство можно быстро демонтировать. Но магнит уменьшает дальность приема сигнала, к тому же он не так надежен, зацепив препятствие, антенна может упасть с крыши автомобиля, повредить его.

Крепление с помощью кронштейна производят на верхних частях дверей, экспедиционных багажниках, креплениях боковых зеркал. Качество связи может быть немного ниже, чем при врезке. Сам кронштейн необходимо регулярно чистить.

Выбирайте рацию и антенну под свои задачи, настраивайтесь на 15-й канал и будьте всегда на связи в пути!

Источник

Ликбез о радиосвязи

-Зачем они нужны?
-диапазоны частот. Что это такое и какой выбрать?
-субтоны, почему они не “подканалы”;
-дальность радиосвязи (мощность, антенна и рельеф);
-энергопотребление и вес. Важная для туристов тема;
-аксессуары. гарнитуры и ларингофоны;
-как общаться.

Раньше все ходили без них, но рации добавляют чрезвычайно много удобства и безопасности в ваших приключениях. Например:

Теперь ближе к делу.

Про частоты.

Немного физики. Совсем чуть-чуть.

Все же видели волны? Для тех, кто не видел, вот они:
какую частоту выбрать для рации. 279607 670. какую частоту выбрать для рации фото. какую частоту выбрать для рации-279607 670. картинка какую частоту выбрать для рации. картинка 279607 670. Рация для дальнобойщиков — основной инструмент общения между собой в пути. Там, где не ловят мобильная связь и интернет, проходит и соединяет водителей радиосигнал.

А вот собственно физика. То, как часто волнуются волны измеряют в Герцах (Гц).
какую частоту выбрать для рации. 279608 670. какую частоту выбрать для рации фото. какую частоту выбрать для рации-279608 670. картинка какую частоту выбрать для рации. картинка 279608 670. Рация для дальнобойщиков — основной инструмент общения между собой в пути. Там, где не ловят мобильная связь и интернет, проходит и соединяет водителей радиосигнал.

Всё! Вся физика!
С дальнейшим выбором количества герц нам помогает наше государство (Россия), где разрешены для всеобщего безлицензионного использования следующие диапазоны:

Другими диапазонами пользоваться нельзя. Они для самолетов, моряков, полиции и т.д. Там за хулиганство будут наказывать, ибо вы будете реально мешать (например, по незнанию балаболя на частоте 16 морского канала, который служит для подачи сигнала SOS).

Физика, показанная выше, говорит нам, что CB будет лучше работать в условиях пересеченной местности, но:

-рации в этом диапазоне большие, в карман не положишь, требуют много напряжения для работы, тяжелые.

какую частоту выбрать для рации. 279609 670. какую частоту выбрать для рации фото. какую частоту выбрать для рации-279609 670. картинка какую частоту выбрать для рации. картинка 279609 670. Рация для дальнобойщиков — основной инструмент общения между собой в пути. Там, где не ловят мобильная связь и интернет, проходит и соединяет водителей радиосигнал.
Рация CB слева и рация LPD справа

-мало моделей и они дорогие. Мне известна продукция фирмы КБ Беркут (на фото выше слева), качество сборки которой оставляет желать лучшего, и, найденная на просторах интернета, модель Алан 42, которая выглядит адекватной, но дорогая.

Рации СВ диапазона получили распространение у водителей-дальнобойщиков, для которых вес и питание не являются лимитирующими факторами. Туристам, альпинистам и прочим outdoor’щикам подавай что поменьше.

Рации диапазонов LPD и PMR как раз компактные, дешевые (утопить не так жалко) и моделей куча на вкус и цвет. В основном о них и будем вести дальнейший разговор.

Разницы между ними особой нет. Только LPD запрещен в половине стран Европы, поэтому, собираясь кататься куда-нибудь в Швейцарию, возьмите PMR, а рядом во Франции или Германии уже можно пользоваться LPD.

Вот двухдиапазонная рация, настроенная на прием одновременно частоты в LPD диапазоне (верхняя строчка) и PMR (нижняя строчка)
какую частоту выбрать для рации. 279610 670. какую частоту выбрать для рации фото. какую частоту выбрать для рации-279610 670. картинка какую частоту выбрать для рации. картинка 279610 670. Рация для дальнобойщиков — основной инструмент общения между собой в пути. Там, где не ловят мобильная связь и интернет, проходит и соединяет водителей радиосигнал.

какую частоту выбрать для рации. 279611 670. какую частоту выбрать для рации фото. какую частоту выбрать для рации-279611 670. картинка какую частоту выбрать для рации. картинка 279611 670. Рация для дальнобойщиков — основной инструмент общения между собой в пути. Там, где не ловят мобильная связь и интернет, проходит и соединяет водителей радиосигнал.

И сделали рации, в которых можно выставить только номер канала, в них даже нет клавиатуры или ручек, чтобы выставлять произвольную частоту.

Теперь достаточно сказать просто “Вася, переходи на одиннадцатый”. Если у Васи вот такая канальная рация, то ему даже не надо знать, о том, что такое LPD, какие у него частоты и прочую лабуду. Даже о том, что у него именно LPD, ему знать, как правило, не надо. Надо просто выбрать цифру 11 на экранчике.
какую частоту выбрать для рации. 279612 670. какую частоту выбрать для рации фото. какую частоту выбрать для рации-279612 670. картинка какую частоту выбрать для рации. картинка 279612 670. Рация для дальнобойщиков — основной инструмент общения между собой в пути. Там, где не ловят мобильная связь и интернет, проходит и соединяет водителей радиосигнал.
Канальная рация фирмы Midland LPD диапазона с выбранным 11 каналом
Обычно на таких канальных рациях канал выбирается двумя кнопочками со стрелками, путем “пролистывания” цифр по кругу.

Важный момент: обратите внимание, каналы LPD и PMR не пересекаются друг с другом! Если у одного человека канальная рация LPD, а у другого канальная PMR, то они не смогут связаться!

Кто хочет иметь возможность общаться во всех диапазонах, купите себе канальную рацию с LPD и PMR (например, Midland GXT-850) или частотную рацию. Например у меня частотная Baofeng UV-5R, что на фотографии выше, она еще и в двухметровый диапазон может залазить. В этой рации есть два режима (переключаются рыжей кнопкой сверху).

1. Частотный режим. В нем я на клавиатуре рации набираю цифры той частоты в которой я собираюсь работать. Как в телефоне номер.
какую частоту выбрать для рации. 279613 670. какую частоту выбрать для рации фото. какую частоту выбрать для рации-279613 670. картинка какую частоту выбрать для рации. картинка 279613 670. Рация для дальнобойщиков — основной инструмент общения между собой в пути. Там, где не ловят мобильная связь и интернет, проходит и соединяет водителей радиосигнал.
В верхней строке рации слева (частотной) набрана частота 2 канала LPD, который выбран на рации справа (канальной). Теперь по этим двум рациям можно общаться друг с другом.

2.Режим выбора предзаписанных каналов. В этой рации есть 128 ячеек памяти в каждую из которых я могу записать с компьютера с помощью специального проводка свои частоты и дать им своё имя. Во-первых это полезно тогда, когда я хочу связаться с канальной рацией какого-то диапазона, но не помню наизусть тот страшный длинный номер частоты. Я запишу в рацию традиционную сетку LPD и PMR и при необходимости выберу нужный канал. Во-вторых ведь никто не осудит меня, если я вдруг захочу общаться со своими друзьями не в общепринятом канале, а на частоте между каналами например, и мне лень каждый раз ее вводить руками. Я могу записать её в рацию и дать имя “DRUH 1” например. Или в моей тусовке принято общаться на канале с определенным субтоном (что это такое пойдет ниже), я тоже это могу записать с компьютера, а потом выбирать стрелочками как на удобной и простой канальной рации.

Есть даже рации вообще без экранчиков.
какую частоту выбрать для рации. 279614 670. какую частоту выбрать для рации фото. какую частоту выбрать для рации-279614 670. картинка какую частоту выбрать для рации. картинка 279614 670. Рация для дальнобойщиков — основной инструмент общения между собой в пути. Там, где не ловят мобильная связь и интернет, проходит и соединяет водителей радиосигнал.

Туда каналы заливаются только через провод с компьютера и выбираются на ней отдельным тумблером. Такие рации самые дешевые, но перенастроить их в поле уже не выйдет, а чтобы сконтачиться с владельцем иной настраиваемой рации (хоть канальной, хоть частотной) надо помнить наизусть, что туда внутрь ее электронной памяти записано. Тогда человек с настраиваемой рацией получит шанс с вами законектиться.

Субтоны

(неправильное название: “подканалы”, “допканалы”) Что это такое и зачем нужны?

Если каналы придумали, чтобы было удобнее сконектиться с кем-то, то субтоны придумали, чтобы от этого кого-то отконектиться 🙂

Каждый, включавший рацию, всякий раз слышал строителей, таксистов, охранников магазинов, при этом слышать он их не хотел. Для таких случаев и придумали субтоны.

Включив один из аналоговых (CTCSS) или цифровых (DCS) субтонов (кодов, как их еще называют), вы перестанете слышать всех остальных у кого не включен тот же набор: канал+субтон.

Например у моей рации Midland GXT 1050 (канальная LPD) 38 аналоговых и 104 цифровых субтона. Если я использую один из каналов LPD, вероятность того, что в выбранном мною канале уже кто-то общается равна 1/69, а если я включу один из аналоговых субтонов, то такая вероятность будет 1/2622. Кажется я буду в тишине 🙂 А еще с субтоном хаотичные “ПШШШ” практически исчезают.
какую частоту выбрать для рации. 279615 670. какую частоту выбрать для рации фото. какую частоту выбрать для рации-279615 670. картинка какую частоту выбрать для рации. картинка 279615 670. Рация для дальнобойщиков — основной инструмент общения между собой в пути. Там, где не ловят мобильная связь и интернет, проходит и соединяет водителей радиосигнал.
Второй канал LPD и пятый аналоговый субтон на рации Midland

С субтонами есть такая проблема, что если частоты каналов приняли одинаково во всем мире, и все производители делают одинаковые каналы, то субтоны делает кто как хочет. Т.е. чтобы сконектить по субтонам рации одной модели надо лишь выставить на каждой одинаковое значение его, а чтобы сконектить разные модели надо поплясать с бубном. Мне приходится так плясать, так как у меня рации разных производителей. Модели мои очень популярные, и вопрос может часто возникнуть не только у меня: “Как же совместить субтоны разных производителей?” Вот встретитесь вы с кем-то в лесу.

Та же самая ерунда, что с аналоговыми, только производители еще и не договорились какой импульс считать нулем, а какой единицей (двоичная система понимаешь ли). В результате появились обозначения «n» («прямой») и «i» (инверсный). Это не два разных несовместимых мира. Для каждого прямого есть полностью совместимый инверсный. А некоторые, как тот же Midland, просто дали им порядковые номера (выглядеть это будет как на той же фотке «Midland c пятым аналоговым субтоном», только над номером субтона будет надпись не «CTCSS», а «DCS»).

Мощность радиостанции

Существует два заблуждения:

-PMR работает на более дальние дистанции, т.к. его максимальная разрешенная мощность в РФ в 100 раз больше LPD (10 мВт LPD и 0.5Вт PMR);
-чем мощнее радиостанция, тем круче.

То есть на самом деле мощность рации что LPD, что PMR одинакова. Как правило большинство моделей имеет мощность около 5 Вт.

Теперь про мощность рации вообще. Расстояние на котором слышно рацию пропорционально квадратному корню от мощности. Т.е. чтобы увеличить дальность в два раза, мощность надо увеличить в 4.

Пример: Рация 5 Вт (таких большинство) добивает в определенной местности, предположим, на 3 км. Такая же рация 8 Вт будет добивать всего на 3,7 км. А батарейку 8 Вт жрет сильно быстрее, чем 5 Вт. Стоят ли 700 метров этого? И вас с более мощной рацией слышать то будут чуть дальше, а вот вы остальных “неудачников” с маломощными рациями будете слышать также. Кстати, все равно рации в LPD и PMR диапазонах работают в зоне прямой видимости. За домами, изгибами рельефа все равно никто ничего не услышат, какая бы там мощность не была. Хотя в теории можно связаться с МКС, пролетающей у вас над головой.

Да и нужна ли вам вообще дальность? На практике, не часто. Из перечисленных мною вариантов использования радиосвязи дальность нужна только при радиальном выходе части группы либо при поисковых работах.

Энергопотребление

Актуальная тема для туристов и тех, кто долго работает с рациями вдали от розетки. Тут есть свои нюансы.

Сразу скажу, ответа на вопрос: «А на сколько аккума хватает?» Вам точного никто не даст. Все зависит от характера использования. На прием рация «ест» в разы меньше, чем на передачу. Вы больше любите слушать или говорить?

Носимые рации бывают работают от батареек/аккумуляторов АА/ААА (как моя рация Midland GXT 1050, работающая от любимых мною аккумуляторов АА) или от собственных аккумуляторов (как мой Baofeng UV-5R).

Казалось бы, для автономного похода надо брать Midland и всё тут. Но на самом деле, если задуматься, все чуточку сложнее.

Ниже я приведу расчеты для своих раций. Конечно, не обязательно, что у вас будет точно такой же выбор, но выводы будут интересные, и вы сможете по аналогии изучить свои варианты (хотя Baofeng UV-5R ОЧЕНЬ популярная рация, да и среди канальных часто вижу свой Midland или чуть более младшие модели, не очень отличающиеся от него). Тут реально есть, над чем подумать.

Вес снаряженной рации Midland 277 грамм, вес Baofeng UV-5R 212 грамм или 221 с увеличенной антенной.

Вес 1 аккума IKEA (2450 mAh) или Eneloop pro (2500 mAh) 31 грамм. В рации Midland их надо 4 штуки, т.е. комплект весит 124 грамма.

Вес 1 стандартного аккума Баофенга UV-5R 79 грамм.

Т.е. брать аккумы к Баофенгу легче. Но…

какую частоту выбрать для рации. 279619 670. какую частоту выбрать для рации фото. какую частоту выбрать для рации-279619 670. картинка какую частоту выбрать для рации. картинка 279619 670. Рация для дальнобойщиков — основной инструмент общения между собой в пути. Там, где не ловят мобильная связь и интернет, проходит и соединяет водителей радиосигнал.
Рация Baofeng UV-5r и расширенный аккумулятор или батарейный блок АА

какую частоту выбрать для рации. 279620 670. какую частоту выбрать для рации фото. какую частоту выбрать для рации-279620 670. картинка какую частоту выбрать для рации. картинка 279620 670. Рация для дальнобойщиков — основной инструмент общения между собой в пути. Там, где не ловят мобильная связь и интернет, проходит и соединяет водителей радиосигнал.
Открытый батарейный блок для АА

какую частоту выбрать для рации. 279621 670. какую частоту выбрать для рации фото. какую частоту выбрать для рации-279621 670. картинка какую частоту выбрать для рации. картинка 279621 670. Рация для дальнобойщиков — основной инструмент общения между собой в пути. Там, где не ловят мобильная связь и интернет, проходит и соединяет водителей радиосигнал.
Табличка весов аккумов Baofeng UV-5r. В батблоки вставлялись аккумы IKEA LADDA, но вы можете вставить что захотите.

Предположим, я ухожу жить в тайгу, в поход 6 кс, в общем на очень долгое время вне цивилизации, и беру с собой рации, рассчитывая заряжать их.

В случае Midland я достаю из него 4 элемента АА и подсоединяю их к ROBITON MobileCharger, который может заряжать 4 АА/ААА сразу.

А если я беру Baofeng UV-5R?

Вариант 1. Я беру к нему батарейный блок. Не важно для АА или для ААА формата.

И в том и в другом 6 элементов питания. Тут мне точно придется использовать минимум два выхода USB. Один для ROBITON MobileCharger и 4х аккумов, другой например для «ляшугки» ROBITON SmartCharger Traveller для еще двух. (и то и то я ношу в своём походном комплекте электроники) А если первое устройство будет занято, то тогда я смогу зарядить с помощью двух “лягушек” только ⅔ рации. Печально.

Вариант 2. Я беру Baofeng UV-5R со стандартным аккумулятором. И такой аккумулятор я могу заряжать одной лягушкой ROBITON SmartCharger Traveller, но что дико не удобно (аккумы баофенга там плохо держатся). Так что я возьму стакан для зарядки аккума баофенга от USB.
какую частоту выбрать для рации. 279622 670. какую частоту выбрать для рации фото. какую частоту выбрать для рации-279622 670. картинка какую частоту выбрать для рации. картинка 279622 670. Рация для дальнобойщиков — основной инструмент общения между собой в пути. Там, где не ловят мобильная связь и интернет, проходит и соединяет водителей радиосигнал.
Зарядник от USB слева, справа зарядник идущий в стандартном наборе при покупке.

Вот такая математика. Мораль вышеизложенного: Выбирайте рацию исходя из ваших задач, условий и имеющегося снаряжения.

Полезные приблуды

Подсумки. В теории сохраняют рации жизнь и не дают потеряться. Хотя и в нагрудном кармане курток прекрасно она себя чувствует. Удобно держать рацию на лямке рюкзака, может вам туда и подсумок прилепить захочется? В любом случае шнурок самостраховки с карабинчиком/петлей, возможно, вам покажется уместным.

Гермы. Влезают туда все видимые мною рации, кроме здоровых СB (27Мгц). Оттуда и слышно, и можно говорить. Шнурок регулируемый удобный.

Ларингофоны. В теории прикольно тем, что ветер не дует в микрофон. Эта штука снимает голос с шеи. Но надо научиться пользоваться и держать на нужном месте.

Тангенты. Не всегда выносная кнопочка PTT объединена с микрофоном (тогда это гарнитура). Такую удобно прикрепить на руль велосипеда.

Как использовать девайс-то?!

Из того, что надо знать для самого просто ведения переговоров вне зависимости от модели и всего на свете.

Что это было? ”Да, развязывай” или “Не развязывай”?

Дабы понять собеседнику, что вы окончили передачу информации, и сейчас ваша рация перейдет в режим приема (вы отпустите тангенту), в конце фразы принято говорить “Прием”
— У нас все хорошо, как приняли? Прием.

— Понял, у вас все хорошо, отбой. конец связи.

В начале сеанса связи хорошо бы убедиться, что собеседник вас слышит и, если вас более двух в рабочей группе, сообщить ему кого и кто вызывает (сначала позывной того, кого хотят услышать, а потом свой).
— Петя, ответь Васе, как слышишь меня. Прием.

В этот момент Петя понимает, что из клапана его рюкзака раздается какой-то звук. Он вспоминает, что у него есть рация, что наверняка он пропустил сеанс связи. Петя начинает снимать рюкзак и выуживать оттуда рацию. Вася не выдерживает и повторяет.

— Петя, ответь Васе, как слышишь меня. Прием.

Источник

Радиосвязь для начинающих. F.A.Q. по радиосвязи в авто.

какую частоту выбрать для рации. 53f02das 100. какую частоту выбрать для рации фото. какую частоту выбрать для рации-53f02das 100. картинка какую частоту выбрать для рации. картинка 53f02das 100. Рация для дальнобойщиков — основной инструмент общения между собой в пути. Там, где не ловят мобильная связь и интернет, проходит и соединяет водителей радиосигнал.

В связи с участившимися вопросами в сфере радиосвязи (особенно в группе «Радиосвязь и радиолюбители»), желанием всё-таки помочь и отсутствием желания каждый раз расписывать одно и то же, было решено подготовить свой небольшой F.A.Q. по этому поводу. Здесь в основном будут рассмотрены безлицензионные диапазоны, наибольший уклон произведён к наиболее популярному среди автолюбителей диапазону Си-Би.
Хочу заметить, что я не считаю себя профессионалом в этой области и вряд ли им являюсь. В основном эта запись основана на собственном и чужом опыте, а так же на теоретических знаниях. Со временем список вопросов-ответов будет дополняться и корректироваться по мере необходимости. Аргументированная критика статьи не возбраняется.

1. Что такое CB (Си-Би), LPD, PMR, N-метровый диапазон?

Си-Би – это диапазон радиочастот около 27 МГц. В некоторых случаях может подразумеваться достаточно широкий диапазон: примерно от 25 до 30 МГц.
LPD – диапазон частот 433-434 МГц.
PMR – диапазон частот около 446 МГц.
Подробного описания этих диапазонов предостаточно в интернете. Поэтому здесь просто не вижу смысла много объяснять.
N-метровый диапазон – в данном случае подразумевают диапазон с соответственной длиной волны. Для определения частоты можно пользоваться приближённой формулой:
Частота [МГц] = 300 / Длина_волны [м]
Таким образом, для 2-метрового диапазона получим: Частота = 300 / 2 = 150 (МГц).

2. Что такое модуляция и какие они бывают?

По сути – наложение полезной информации на какую-то несущую частоту. Про всю физическую составляющую вы можете почитать на просторах интернета, здесь же рассмотрим только с точки зрения потребителя.
При радиообмене на частотах Си-Би диапазона (см. вопрос №1) используются в основном следующие виды модуляции:
1) Амплитудная модуляция (АМ)
2) Частотная модуляция (FM, ЧМ)
3) Однополосная амплитудная модуляция (SSB), которая в свою очередь делится на USB (верхняя полоса) и LSB (нижняя полоса).
Здесь хочу сказать только одно: нормального радиообмена при разных типах модуляции никогда не будет. Да, можно разбирать друг друга при АМ у одного и ЧМ у другого, но при одинаковой модуляции вы будете слышать друг друга на гораздо большее расстояние. К примеру, два среднестатистических дальнобойщика могут различать друг друга в разных модуляциях на расстоянии от 50 до 500 м, далее они становятся неразличимыми друг для друга.

3. На какой частоте общаются на дороге, какая частота у дальнобойщиков?

В нашей стране (и не только) обмен информацией на дорогах в основном происходит на частотах Си-Би диапазона (см. вопрос №1). Большинство автоканалов работают именно в этом частотном диапазоне (есть правда и исключения).
Дальнобойщики работают на частоте 27.135 МГц, амплитудная модуляция (вопрос №2).

4. Какую радиостанцию Си-Би диапазона купить в авто новичку, а какие самые крутые? Есть ли носимые станции?

Для начала обязательно определитесь с кем хотите общаться. Если вы хотите общаться с автоканалом в вашем городе, а он по какой-то причине находится ниже 26 МГц, да там ещё и SSB(вопрос №2), то здесь уже самая простая р/с не подойдёт и нужно выбирать, исходя из требований. Для общения же с дальнобойщиками подойдёт практически любая р/с. Требования к ней можно найти в вопросе №3.
Не забудьте посмотреть вопрос №5! Там рассказано что разрешено к использованию на территории РФ без получения лицензии.
И всё же, для новичков советую рассматривать к покупке линейку MegaJet-ов (хорошее соотношение цена-качество-функционал): MJ-300, MJ-100 и другие. В основном их покупка обойдётся вам в 70-100$. Иногда очень удобным бывает переключение каналов с тангенты (это та штука, в которую нужно говорить) и автоматический шумоподавитель.
В некоторых случаях не удаётся выполнить монтаж полноразмерной р/с в автомобиле. В таких случаях вам могут приглянуться MegaJet MJ-50 (пожалуй, это самая миниатюрная р/с среди всей линейки автомобильных станций), MJ-555, MJ-550, AnyTone Apollo и Yosan CB 250. У MJ-555, AnyTone Apollo и Yosan CB 250 управление полностью вынесено на тангенту, у MJ-550 – на миниатюрную панельку. У обоих MegaJet есть минус: плохое соединение основного и управляющего блока. Лечится заменой разъёма, при самостоятельной переделке обойдётся в пределах 200-300 руб. AnyTone Apollo готова к применению из коробки. То есть у неё нет необходимости доработок, в отличии от MJ-555.
Если хотите что-то более навороченное, то присмотритесь к MJ-600, MJ-3031.
Совсем крутое – Optim-778. Но для открытия полного функционала нужна программная разлочка.
Существуют так же носимые Си-Би радиостанции. Впрочем это не мешает их устанавливать в авто на время поездки. Наиболее популярная из них – это Midland (Alan) 42. Правда со штатной антенной работает практически никудышно. Лечится заменой антенны на что-то более продвинутое.

5. Какие документы нужны для пользования радиостанцией? Что будет, если р/с не попадает в безлицензионный диапазон?

Для пользования р/с в безлицензионном диапазоне в принципе никаких документов не требуется. Можете возить с собой товарный чек на покупку и краткое описание (будет не лишним в случае возникновения споров).
В РФ, с учётом последних изменений, разрешено без получения лицензии работать в следующих диапазонах:
1) 26.960-27.410 МГц с мощностью передатчика в АМ/ЧМ не более 4 Вт и в SSB(вопрос №2) не более 12 Вт. Запрещается так же использование направленных антенн и антенн, усиление которых больше усиления четвертьволнового штыря.
Здесь поясню, что практически всех автомобильных антенн этот закон не касается (т.к. они не направленные и усиление на них меньше). Кроме того, вышеописанное постановление относится к «сухопутным подвижным РЭС», и по идее, правила эксплуатации стационарных р/с остались прежними: не более 10 Вт АМ/ЧМ.
2) 433.075 МГц — 434.775 МГц с шагом в 0.025 МГц и мощностью передатчика не более 10 мВт
3) 446,000—446,100 МГц и мощностью передатчика не более 0.5 Вт
Этот список не полный, но здесь уделено внимание всем основным диапазонам.
Работа без соответствующих разрешений вне этих диапазонов – по сути нарушение закона. Я не призываю вас к нарушениям законодательства. Но на практике случаев наказания за это встречал крайне мало, большинство ограничивалось предупреждениями, в особых случаях – конфискацией аппаратуры. Здесь очень хорошо действует правило «сам живи и другим не мешай». Если вы не мешаете радиолюбителям, сотрудникам спецслужб и другим, то вами скорее всего не заинтересуются. Кроме того, последняя поправка запретила использование р/с Си-Би диапазона с выходной мощностью в АМ/ЧМ более 4 Вт, но у многих к этому времени уже были закуплены трансиверы с мощностью до 8 Вт. Не менять же их все на 4 Вт, согласитесь?

6. На какое расстояние можно связываться, имея Си-Би радиостанции?

Здесь нельзя ответить однозначно. Всё зависит от многих параметров: радиостанции, антенны и даже погоды на улице!
Среднестатистический комплект дальнобойщика обеспечивает им связь друг с другом на расстояние около 5 км. И ещё пока что жива тема «Опрос (рация, антенна, ксв, дальность, прием)».

7. Какие у вас аппараты?

Лично обладаю не такой большой коллекцией: MegaJet MJ-300, Kenwood TH-K4AT, JOKER TH-UVF1.
И ещё пока что жива тема «Опрос (рация, антенна, ксв, дальность, прием)».

8. Можно ли покупать б/у радиостанцию? Что проверить при покупке?

Да можно конечно. Проверять следует по максимуму. Для нормальной проверки вам понадобится антенна (хотя бы короткая на магните) и напарник с заведомо рабочей р/с и антенной. Вам лучше всего находиться стационарно, а ваш напарник будет постепенно увеличивать расстояние. Начинать следует примерно с 10 м (на некоторых р/с проявляются «затыки» на малых расстояниях) и закончить на расстоянии в несколько (2-5) км (встречаются р/с с вышедшим из строя выходным каскадом, которые будут слышны на несколько десятком метров максимум). Проверьте все диапазоны частот, все виды модуляции.
Покупка без этих проверок всегда 50/50. Толкнуть вам полностью работоспособную на вид р/с со спалённым выходным каскадом или ещё хуже с проблемным процессором могут очень легко.

9. Как правильно запитать радиостанцию?

Лучше всего плюсовой провод пробросить напрямую от аккумулятора. Минусовой – в ближайшем месте закрепить к кузову. Питание по такой схеме наиболее предпочтительно, т.к. собирает меньше помех из бортовой сети. Нет смысла использовать музыкальные или какие-либо другие специализированные провода, т.к. никаких высокочастотных сигналов на питании нет.
Помехи могут вызывать импульсные преобразователи (зарядки для телефонов, навигаторов, видеорегистраторов), вентиляторы, системы зажигания и розжига ксенона.
В таких случаях для избавления от помех используют различного рода фильтры по питанию: от ферритовых колец на провод до маленьких ящичков с конденсаторами и катушками. Различных схем в интернете огромное количество.

10. У меня сломалась радиостанция, что делать?

Если вы уверены, что причиной поломки является именно заводской брак, а не нарушение условий эксплуатации, то обратитесь в гарантийный ремонт. Во всех остальных случаях (в т.ч. при истёкшей гарантии) можно обратиться к специалистам (найти их можно на радиорынках) или попробовать устранить неисправность самому.
Наиболее типовые неисправности:
1) не включается р/с : проверьте питание, предохранители, полярность
2) меня перестали слышать: вполне возможно, что сгорел выходной каскад радиостанции (наиболее часто такое случается при работе без антенны или с неправильно настроенной антенной). Обычно замене подлежат транзисторы.
3) я ничего не слышу: возможно у вас перестала работать антенна (например перетёрся коаксиальный кабель), либо шумоподавитель стоит на максимуме, либо внутри р/с от динамика по какой-то причине отлетел провод.
По схемотехнической части р/с я точно не специалист, поэтому по таким вопросам советую обращаться на специализированные форумы.

11. Какими способами можно установить антенну на авто? Какой способ лучше?

Сейчас основное распространение получили 3 варианта установки антенн на транспортные средства:
1) так называемая «врезка»: в металлической части кузова просверливается отверстие диаметром около 10 мм, при необходимости устанавливаются дополнительные пластины для жесткости (при достаточно большой длине антенны и не очень толстом месте установки), далее в этом месте просто собирается антенна. При правильной установке этим способом будет обеспечена наилучшая связь в обе стороны.
Самые предпочтительные места установки: центр крыши, остальная крыша, экспедиционный багажник, крылья, металлический бампер. В общем случае — чем выше, тем лучше. Поэтому установка на бампер скорее всего значительно проиграет установки на крышу.
2) установка на кронштейне: кронштейн, выполненный из металла, устанавливается на металлическую деталь (деталь обязательно должна иметь надёжную электрическую связь с кузовом). Место установки кронштейна рекомендуется зачистить до металла.
Самые предпочтительные места установки: экспедиционный багажник, рейлинги, водостоки, крышка багажника, верхние части дверей, на внедорожниках и грузовых — металлические крепления бокового зеркала. Причём установка на крышке багажника универсала более плохой вариант, чем на крышке багажника седана (из-за принципов распространения волн). Связь обычно сравнима или немного уступает врезному варианту. Кронштейны требуют периодического обслуживания (такого как их чистка, протяжка и т.п.)
3) установка на магнитное основание: антенна устанавливается на подставку с магнитом диаметром от нескольких сантиметров. Плюсы такой установки очевидны: антенну можно быстро снять и спрятать, переставить с одного авто на другой. Минусы же здесь не так очевидны: во-первых дальность приёма-передачи меньше, чем у вышестоящих вариантов; во-вторых на скорости и от препятствий магнитное основание в лучшем случае может съехать и оставить царапинки на лакокрасочном покрытии, в худшем — свалиться и разбить окно; в-третьих кабель обычно пропускают через окно или между дверью и кузовом, вследствие чего он быстро перетирается и становится негодным; в-четвёртых такая антенна больше всех собирает помехи.
Типичные места установки: центр крыши, крышка багажника на седанах.

Что хотелось бы отметить: по сути скрытой установки антенн на авто не бывает. При попытке спрятать часть антенны в крыле или обрезать штырь на пол метра, или установить антенну полностью в салоне можете в лучшем случае получить отвратительную связь, в худшем — сломанную радиостанцию(вопрос №10). Тем не менее, в интернете проскакивают варианты установки антенны на заднее стекло, но такая антенна сложна в изготовлении и её поведение очень сложно предугадать.

12. Какую антенну посоветуете приобрести?

Автомобильная антенна Lemm AT-2001 Turbo — очень популярная среди владельцев радиостанций Си-Би диапазона в основном из-за соотношения цена-качество. Высота штыря — 2 м. Из минусов — не всегда надёжный кронштейн, требует периодического обслуживания.
Sirio Performer 5000 — высота чуть-чуть не доходит до 2 м. Вполне нормальная антенна для повседневной эксплуатации.

© notAmonster, 2014. При использовании статьи ссылка на первоисточник обязательна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *