художественная гимнастика с чем выступают
Художественная гимнастика
Художественная гимнастика – один из самых зрелищных и изящных видов спорта, суть которого заключается в выполнении гимнастических и танцевальных упражнений. Упражнения могут выполняться как с использованием предметов (обруч, мяч, скакалка, лента, булавы), так и без него. Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта.
Гимнастки должны обладать хорошей гибкостью, растяжкой, высоким толчком, стройной фигурой, хорошей координацией движений. Но даже если гимнастка не обладает всеми этими качествами, почти всего можно добиться путём регулярных тренировок и под контролем хорошего тренера.
Международная федерация гимнастики (фр. Federation Internationale de Gymnastique, FIG или англ. International Federation of Gymnastics, IFG) — федерация гимнастических видов спорта, в том числе и художественной гимнастики. Данная организация занимается разработкой регламентов и правил выступлений по художественной гимнастике, а также объединяет национальные федерации (официальный сайт Всероссийской Федерации Художественной Гимнастики).
История возникновения и развития художественной гимнастики
Художественная гимнастика считается молодым видом спорта, появилась она благодаря мэтрам Мариинского театра. В 1913 году при Санкт-Петербургском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения. Все педагоги данной школы до прихода в неё имели свой уникальный опыт преподавания эстетической гимнастики, ритмической гимнастики, танцевальной гимнастики или свободного танца. Объединение всех этих стилей в один дало мощный толчок для появления художественной гимнастики.
В 1941 году был проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. Позже весь советский спорт и художественную гимнастику ждал застой в развитии из-за Великой Отечественной Войны. Но уже в 1945 году была создана первая секция художественной гимнастики, позже преобразованная в федерацию СССР. Дальнейшее развитие художественной гимнастики происходило с неимоверной скоростью, охватывая всё больше и больше участниц.
В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. С 1949 года эти чемпионаты начинают проходить ежегодно. Позже появились Кубок СССР (1965) и всесоюзные детские соревнования (1966).
После того, как гимнастки стали выезжать с выступлениями за пределы СССР, художественная гимнастика получила признание Международной федерации гимнастики и официально стала считаться видом спорта.
В 1960 году в Софии прошла первая официальная встреча: Болгария — СССР — Чехословакия, а спустя 3 года в Будапеште прошли первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.
В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид — соревнование по групповым упражнениям. В этом же году в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям.
1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. С 1984 года начинается Олимпийская история художественной гимнастики.
Правила художественной гимнастики
Как говорилось выше, выступления могут проходить с предметами или без, но в последнее время на соревнованиях мирового класса выступления без предмета не проводятся. В групповых упражнениях одновременно должны использоваться один или два вида предметов.
Все упражнения идут под фонограмму. Выбор музыки целиком зависит от пожеланий гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть длительностью от 75 до 90 секунд. Соревнования по художественной гимнастике проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров.
Выступления по художественной гимнастике оцениваются по двадцатибалльной системе. Оценивают выступления три бригады судей:
На любых соревнованиях обязательно присутствует судья-координатор, который следит за формальной стороной выступления.
Итоговая оценка подсчитывается по формуле: Оценка = (D1+D2)/2+A+E
Предметы для художественной гимнастики
Скакалка для художественной гимнастики. Бывают пеньковые или синтетические скакалки. Скакалка должна быть пропорциональна росту гимнастки и не должна иметь никаких ручек, вместо них на концах завязывают один или два узла.
Обруч для художественной гимнастики. Бывают деревянные или синтетические обручи. Внутренний диаметр должен быть от 80 до 90 см, а минимальный вес – 300 гр.
Мяч для художественной гимнастики. Бывают резиновые или синтетические мячи. Диаметр мяча примерно равен 18-20 см. Вес должен быть не менее 400 гр.
Булавы для художественной гимнастики (булавы чакот). Изготавливаются из пластика или каучука (ранее гимнастки пользовались деревянными булавами). В булавах разрешено использовать бархатные ручки. Длина булав должна быть в пределах 40-50 см.
Выступление с лентой в художественной гимнастике. Сама лента может быть атласной или из другого похожего материала. Длина не менее 6 м (сделана из одного куска). Вес не менее 35 гр. Палочка может быть изготовлена из дерева или пластика. Ее длина должна быть от 50 до 60 см, а диаметр – 1 см в самом широком месте.
Соревнования по художественной гимнастике
Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Художественная гимнастика».
Как начать разбираться в художественной гимнастике: подробный гид
Совсем скоро, с 27 по 31 октября, в Японии пройдёт чемпионат мира по художественной гимнастике. Эта дисциплина сочетает изящество, координацию, ловкость и артистичность, но главное — это красиво! Правда, иногда бывает трудно понять, что отличает лучшее выступление от остальных. The Challenger составил гид по художественной гимнастике.
Япония в этом году принимает много крупнейших соревнований. Так, летом мы следили за Олимпийскими играми в Токио, на днях в Китакюсю завершился чемпионат мира по спортивной гимнастике, а завтра в этом же городе начнётся чемпионат мира по художественной гимнастике. Соревнования продлятся пять дней, с 27 по 31 октября. Как их смотреть? За кого болеть? И как понять, кто лучше всех? Разбираемся.
Художественная гимнастика: что это за вид спорта
Художественная гимнастика — дисциплина, сочетающая изящество, координацию, ловкость и артистичность. В программе гимнастка старается связать в одно целое красоту пластики и гибкости тела, работу с предметом и чувство ритма. Оценки выставляет команда судей по нескольким параметрам: сложность, исполнение и артистизм.
Именно управление предметом при выполнении сложных поворотов, пируэтов, мостиков, волн, балансов и других гимнастических элементов — отличительные черты этой дисциплины. Это идеальный спорт для тех, кому нравится танцевать или просто двигаться под музыку. В художественной гимнастике предусмотрены индивидуальные и групповые соревнования.
Художественная гимнастика исполняется под музыку на ковре размером 13 х 13 метров. Каждое личное выступление длится от 75 до 90 секунд, групповое — до 2,5 минуты. Сейчас этот вид спорта преимущественно женский, однако уже набирает популярность мужская художественная гимнастика.
Предметы в художественной гимнастике
В современной художественной гимнастике используются четыре предмета: обруч, мяч, булавы, лента. Раньше в программу входила скакалка.
Обруч
Диаметр обруча может составлять от 80 до 90 сантиметров, минимальный вес — 300 граммов. Обруч должен быть достаточно жёстким, чтобы сохранять форму. Со стороны может показаться, что обруч — самый простой из предметов, однако это не так. В пространстве этот предмет может находиться в вертикальной, горизонтальной и боковой плоскостях, и именно с положением обруча в пространстве гимнастки часто совершают ошибки. Спортсменка может проходить через обруч, вращать его руками или ногами. Частые перехваты предмета требуют хорошо развитой координации. Основные элементы с обручем — броски, прыжки, перекаты, вращения, восьмёрки, круги и махи.
Диаметр гимнастического мяча — от 18 до 20 сантиметров, вес — не менее 400 граммов. Этот предмет может балансировать на теле гимнастки, кончиках её пальцев, на ладони или её тыльной стороне. Эффектные броски контрастируют с мягкостью и точностью ловли мяча, и особенно ценится единение тела спортсменки и предмета.
Булавы
На ковре гимнастка работает с двумя булавами, их длина составляет от 40 до 50 сантиметров, каждая весит 150 граммов. Булавы максимально задействуют руки. Гимнастки выполняют мельницы, вращения, круги, броски и другие движения руками, одновременно контролируя тело. Работа с булавами требует координации, точности и ритмичности движений.
Лента
Предмет состоит из самой ленты, палочки и карабина. Длина палочки — 50–60 сантиметров, диаметр — 1 сантиметр. Обычно она изготавливается из дерева, бамбука, пластика или стекловолокна. Сама лента выполнена из атласа или аналогичного материала. Максимальный вес ленты — 35 граммов, ширина — от 4 до 6 сантиметров, длина — минимум 6 метров. Карабин соединяет палочку и ленту.
Лента — длинный, гибкий и лёгкий предмет, которым гимнастка рисует узоры в пространстве. Это предмет средней сложности, но самый зрелищный. Именно упражнения с лентой больше всего любят поклонники художественной гимнастики. Змейки, спирали и броски — основные элементы при работе с лентой.
Основные навыки в художественной гимнастике
Разберёмся, что собой представляет каждый из этих навыков.
Трудности тела
Трудности тела — это элементы, каждый из которых обладает «стоимостью», то есть за его выполнение спортсмен получает определённый балл. К таким элементам относятся равновесия, повороты и прыжки.
Число выполняемых спортсменкой трудностей тела варьируется в зависимости от уровня конкуренции. В целом чем больше таких элементов в программе и чем выше их стоимость, тем выше будет максимальный балл, который может получить гимнастка.
Повороты — это, по сути, те же равновесия, но с вращением. Как правило, минимальное вращение равно 360 градусам. Оно будет считаться как один поворот. Сильные гимнастки могут удерживать форму тела или даже менять её, выполняя несколько оборотов подряд. Как и равновесия, повороты требуют большой гибкости и силы.
При выполнении прыжков необходима гибкость для создания правильной формы, а также сила и скорость в ногах. Гимнастка может отталкиваться и приземляться двумя ногами, отталкиваться одной и приземляться на ту же ногу или на разные ноги — вариантов несколько. Некоторые прыжки требуют подготовительных шагов — шассе. Прыжки также могут быть с поворотом.
Кажется, что для освоения этих элементов может потребоваться вечность, но для художественной гимнастики их оказалось недостаточно, поэтому к трудностям тела добавились трудности предмета.
Трудности предмета
Гимнастки должны показать мастерство работы с предметом — он не может просто быть у спортсменки в руке, она должна уметь бросать, вращать или крутить его во время выполнения каждого элемента.
Цель — сделать так, чтобы предмет казался продолжением тела. Танец с предметом должен быть разнообразным, движения выполняются в разных направлениях — важно задействовать весь ковёр, менять шаги, соответствовать темпу и теме музыки. Предмет должен быть сложной частью каждого шага гимнастки.
Трудности предмета — как раз то, что делает художественную гимнастику сложнейшим видом спорта, так как заставляет одновременно контролировать свои движения и предмет.
К трудностям предмета относятся и риски — это большие броски, когда гимнастка отводит взгляд от предмета, делает минимум два поворота (это могут быть кувырки, колесо, дорожки шагов и так далее) под броском и затем умудряется оказаться в нужном месте, чтобы поймать предмет.
Что нас ждёт на чемпионате мира в Китакюсю
В отличие от Олимпийских игр, где в индивидуальном соревновании разыгрываются награды только в многоборье (сумма баллов за все четыре предмета), на чемпионате мира можно получить золото, серебро или бронзу в каждом упражнении: с обручем, мячом, лентой и булавами — так что нас ждёт много комплектов наград. Ждут нас красивые выступления и захватывающая борьба — Россию представят сёстры Дина и Арина Аверины, занявшие второе и четвёртое места на Олимпиаде в Токио.
Расписание чемпионата мира:
И всё же художественная гимнастика — это больше, чем просто набор элементов. Лучшие программы рассказывают историю. Теперь, когда вы знаете больше о художественной гимнастике, расслабьтесь, наслаждайтесь и восхищайтесь мастерством, сложностью и красотой, которые составляют суть каждого упражнения.
Новые правила Авериным невыгодны. Кто теперь будет фаворитом в художественной гимнастике
В гимнастике есть два технических критерия, составляющих оценку — владение телом (измеряется в трудности тела ) и владение предметом (измеряется в трудности предмета ).
Трудность тела включает повороты, пируэты, прыжки, равновесия.
Трудность предмета — броски, ловли, перекаты и другие взаимодействия с предметом
И все мы знаем, почему так вышло. Целый год до поездки в Токио Дину беспокоила травма спины — об усложнении тела, даже гипотетическом, не могло быть и речи.
При этом мало кто берет в расчет, что трудность — вещь двухкомпонентная. И тело (ранее обозначалось как BD — body difficulty) по прошлым правилам было отнюдь не главным из них хотя бы потому, что в нем гимнасткам засчитывали только 9 элементов с наивысшей стоимостью. Можно, конечно, делать и больше — только какой в этом смысл? В зачет они все равно не пойдут.
Во втором компоненте — трудности предмета (AD — apparatus difficulty) — все было иначе, так как в нем не было количественных ограничений. Успеваешь сделать 10? Окей. 20? Не вопрос. Да хоть 30 — главное, уложиться в полторы минуты программы. Причем риски (максимум — пять) считались отдельно и в общий зачет трудностей предмета не шли.
Негласно новые правила еще на стадии разработки начинают приписывать к определенным спортсменкам. К примеру, цикл 2017/2020 был за сестрами Авериными, выучка и природные данные которых идеально подходили для доминирования в ничем не стесненной работе с предметом. Про свод же правил на следующий цикл уже в открытую говорят, что они будто бы специально писались под 16-летнюю Лалу Крамаренко — новую звезду гимнастики. Почему так вышло? А главное — чем это грозит Дине с Ариной?
1 вводная: Значимость трудности тела сильно возрастет. Количественное ограничение де-факто станет мягче
Важнейшая причина — в трудности тела (теперь она обозначается DB, трудность предмета — DA). Если коротко: теперь те, кто считал ее истинной причиной олимпийской вакханалии, в будущем действительно смогут на нее уповать. Частично.
Все дело в том, что три из этих 9 элементов отныне могут быть спаренными. То есть сразу же перетекать из одного в другой. К примеру, гимнастка может сделать два поворота подряд, и их зачтут как за один элемент, но с удвоенной стоимостью. Теоретически такое «удвоение» может принести спортсменке порядка балла и более в каждом упражнении в зависимости от стоимости элементов. И это уже колоссальная разница.
Пока трудно предсказать, сколько гимнасток в мире будут пользоваться удвоением элементов. Однако вряд ли ошибусь, если скажу, что как минимум одной россиянке оно по силам уже сейчас. Речь, естественно, о Лале Крамаренко, бороться с ней в некоторых видах, судя по всему, будет просто бесполезно. Например, в ленте. В многоборье на осеннем турнире «Олимпико» Лала набрала в ней какие-то нереальные 26 с лишним балла, из которых 8 (. ) — в трудности тела. И это по старым правилам, в коих топы набирали в теле в среднем плюс-минус 5 баллов. Те, кому особенно легко давался этот компонент (их единицы), получали чуть больше 6.
Уже одно только это потенциально может ударить по Авериным, причем довольно сильно. Но не настолько сильно, как следующий пункт.
2 вводная: Трудность предмета тоже ограничат. Это напрямую влияет на шансы сестер побороться за вторую в карьере Олимпиаду
«Матч ТВ» обратился к судьям по художественной гимнастике, и те на условиях анонимности провели примерный анализ того, сколько стоили бы программы сестер прошлого сезона с ограничениями по предмету. И вышло, что в каждом виде многоборья Дина с Ариной недосчитались бы порядка двух с лишним баллов в предмете (в сумме — около восьми). Естественно, ни о какой борьбе за золото в этих условиях не шло бы и речи.
Конечно, в отношении Авериных эти подсчеты в известной степени топорные и на сто процентов реальной картины не отражают. Постановщики и тренеры не оставили бы пустых мест в их программах — все равно на месте убранных «дэшек» (трудностей предмета) появилось бы что-то еще. Да и потом, зная Ирину Александровну Винер-Усманову, она в любом случае смогла бы найти выход из ситуации. Тем более правила сами подсказывают его.
Видимо, чтобы с ходу не рушить гегемонию гимнасток с сильным предметом, Международная федерация гимнастики (FIG) дала возможность комбинировать так называемые базы (грубо говоря, классификации элементов). Это чем-то напоминает сдвоенные элементы в теле, но с меньшей стоимостью. За комбинированную базу в предмете гимнастка получит баллы, равноценные стоимости самой дорогой из двух баз + еще дополнительную 0,1.
Впрочем, есть еще один момент, при определенных раскладах способный помочь сестрам справиться с новыми правилами, — выведение артистики в отдельную оценку с собственной судейской бригадой. Ранее она была частью критерия «исполнение» с единой стартовой оценкой 10,0, из которой арбитры вычитали сбавки сразу по обоим пунктам — и по исполнению, и по артистике. Теперь же это две отдельные «десятки».
Кстати, появление отдельной артистики станет причиной резкой инфляции оценок в художественной гимнастике. Так что не удивляйтесь, что в следующем сезоне баллы всех гимнасток разом скакнут вверх минимум на 5-7 в каждом виде.
Учитывая то, что сестры редко допускают ошибки в этом компоненте, у них есть все шансы получить с этого максимальную выгоду. Но для этого чистота прохождений должна быть запредельной, а грубые ошибки вроде потерь и вовсе исключены. За них в артистике будут карать нещадно.
Кто выиграет от новых правил
Как уже было сказано неоднократно, новые правила как будто специально писались под нашу новую звездочку Лалу Крамаренко. Тяжело представить, что при прочих равных кто-то сможет обойти ее в многоборье. Тотальное превосходство в «теле» поможет ей нивелировать недостаток владения предметом, а с артистикой и исполнением проблем возникнуть не должно — с этим у нее полный порядок. Единственное, что может помешать Лале на пути к вершине — нервы.
Опрошенные «Матч ТВ» эксперты высказали предположение, что новые правила могут вызвать существенный рост международной оппозиции. Высокие шансы на медали будут у белорусской гимнастки Алины Горносько — по совокупному уровню владения телом и предметом она может стать нашей самой грозной соперницей на ближайшие годы. Во всяком случае, она выиграет от нововведений едва ли не больше всех из иностранных спортсменок.
Кто-то назовет это непреодолимым препятствием для их дальнейшей карьеры. А я бы назвал это настоящим тестом на величие. И кому, как не знаменитым сестрам Авериным, с ним справиться?
Художественная гимнастика. Правила и соревнования. Особенности
Художественная гимнастика – спортивная дисциплина, имеющая статус Олимпийской. Она подразумевает демонстрацию танцевальных и полу акробатических элементов с предметами (обруч, лента, скакалка) или без них. Это очень изящный и грациозный спорт, имеющий множество поклонников по всему миру.
Зарождение и развитие
Своим рождением художественная гимнастика обязана французскому ученому Жоржу Демени. Именно он предложил использовать в спорте упражнения с предметами, танцевальные шаги и пр., составившие впоследствии основу этой дисциплины.
Важное значение для становления этого спортивного направления имело создание «свободного танца» Айседорой Дункан, положившего начало вольной импровизации.
Но спортивный статус гимнастика обрела именно в нашем Отечестве. В 1913 г в Питере начала свою работу Высшая школа художественного движения, объединившая преподавателей с уникальным опытом обучения танцу и гимнастике различных стилей. А в 1941 г. в Ленинграде был организован первый чемпионат.
Гимнастика продолжила развиваться только после войны. Ее распространение происходило стремительно. В 1945 г. открылась первая секция, из которой потом сформировалась целая федерация. В 1948 г состоялся первый чемпионат СССР, и с тех пор подобные первенства приобрели ежегодный характер. С 1966 г. начали проводиться всесоюзные состязания среди детей.
Когда отечественные атлетки начали выступать за рубежом, художественная гимнастика привлекла внимание Международной федерации и получила официальный спортивный статус. С тех пор стали проводиться международные встречи советских гимнасток со спортсменками других государств. В 1963 г. в Будапеште состоялся первый гимнастический турнир на Кубок Европы.
В 1967 г. возник новый вид состязаний — групповые упражнения, и в этом же году в Копенгагене был организован чемпионат мира по этой программе. После Олимпиады 1980 г. конгресс МОК включил художественную гимнастику в состав Игр.
Правила
Художественная гимнастика подразумевает выполнение упражнений с предметами спортивного инвентаря и без них. Однако сегодня на международных турнирах допускаются выступления спортсменок только с инвентарем. А при групповых показах гимнастки управляются с одним или сразу несколькими предметами.
Выступление сопровождается музыкой. Раньше аккомпанировали на фортепиано, но сейчас для этих целей применяется фонограмма оркестра. Выбор музыки не регламентирован, определяется желаниями спортсменки и ее тренера. Главное — рассчитать продолжительность, ведь на каждое упражнение отводится не более 1,5 мин. Для групповых выступлений время увеличено до 2,5 мин.
Выступают гимнастки на специальном квадратном ковре 13 х 13 м. На Олимпиаде разыгрывается первенство в классическом многоборье, включающем 4 упражнения. Кроме этого, ведется борьба за медали в отдельных видах упражнений. Проходят и командные состязания, где засчитываются и групповые, и личные результаты, независимо от возраста спортсменок.
Спортивный инвентарь
Художественная гимнастика устанавливает основное требование к профессиональному инвентарю — безопасность и неспособность причинить вред гимнастке, даже в случае допущения ошибки в работе с ним.
Скакалка
Это один из основных аксессуаров, используемый для тренировок и выступлений. Упражнения со скакалкой — обязательная составляющая Олимпийской программы для юниоров. С этим предметом выполняются в основном прыжки, причем засчитываются они только в связке.
К выполнению упражнений со скакалкой предъявляются определенные требования:
Сам аксессуар тоже должен соответствовать некоторым критериям:
Обруч
Существует две разновидности этого снаряда:
Их основное отличие — в материале изготовления. Профессиональные обручи производятся из качественных и прочных материалов, выдерживающих большие нагрузки (пластик, полиэтилен, ПВХ). Такие обручи не ломаются и не гнутся, но даже случае повреждения подлежат ремонту и дальнейшему использованию. Простые обручи могут применяться на тренировках, но они быстро выходят из строя.
Обруч подбирается в соответствии с ростом гимнастки:
Минимальный вес профессионального обруча составляет 300 г.
Мяч
Данный предмет изготавливается из высококачественной резины или каучукового сплава. Художественная гимнастика допускает применения на тренировках (особенно новичками) пластиковые мячи, но на соревнования спортсменки выходят только с профессиональным инвентарем.
Цвет мяча не регламентирован правилами, его главная функция — сделать выступление более ярким.
Диаметр мяча варьирует от 15 до 20 см, а его вес — не менее 400 г. Подбирают мяч с учетом физических данных гимнастки, таких ка рост, вес, размер ладони. Имеет значение также возраст и класс, в котором она выступает.
Булава
Этот предмет производится из каучука, резины или пластика. Стандартный вес — 150 г, но для детей выпускаются снаряды весом 100 г. Размер подбирается с учетом роста и возраста:
Оптимальная длина – при которой кончик булавы упирается в середину плеча спортсменки.
Лента
Этот аксессуар выполнен из атласа или иной похожей ткани. Ее длина составляет 6 метров, причем изделие является цельнокроеным и не сшивается из кусочков. Палочка, на которой закреплена лента, делается из дерева или пластика. Ее длина — 50-60 см, а диаметр — 1 см.
Художественная гимнастика на соревнованиях
Выступления гимнасток оцениваются по 20-балльной шкале тремя судейскими группами:
Итоговая оценка определяется по формуле: (D1+D2)/2+A+E
За формальной стороной выступления наблюдает судья-координатор. Его присутствие обязательно на любых соревнованиях.