хорус эффект что это
Что такое хорус (chorus)
Данная статья является частью цикла статей «Что такое»
Хорус создаёт эффект хора, т.е. на эффект подаётся к примеру 1 звук гитары из которого получается некое подобие того, что звучит не одна гитара а несколько сразу. Представьте себе ситуацию когда к примеру 3 гитариста играют одну и туже мелодию одновременно. В следствии того, что гитары немного отличаются по своему звучанию получается эффект хора. Примерно по такому же принципу работает и эффект хорус. Хорус копирует звук гитары, к примеру 3 раза (зависит от количества заданных вами голосов), и немного изменяет у каждой копии звучание. Потому что 3 разные гитары не могут звучать одинаково, хорус немого панорамирует, изменяет громкость, модулирует (немного изменят питч (тон) звука) и задерживает голоса (копии). В результате чего звук получается мягче.
Эффект хорус очень часто используется для небольшого утепления и расширения звука, не совершенство эффекта в том, что сымитировать полноценное многоголосое звучание, как правило, не удается. Но всё ровно эффект получил очень широкое распространение и очень часто применяться для вокальных, гитарных, синтезированных партий и т.п.
Устройство хоруса [ править ]
Рассмотрим устройство хоруса на примере не сложного эффекта (Fruity Chorus) программы Fl Studio.
В большинстве хорусов присутствует параметр задающий количество голосов и называется он чаще всего Voice или Order. В эффекте Fruity Chorus такого параметра нет, в этом эффекте изначально присутствует 3 голоса и настраиваются они этими параметрами:
Т.е. Fruity Chorus 3 раза копирует оригинал и в результате получается 4 голоса (оригинал и 3 копии).
Параметры хоруса [ править ]
В любом хорусе присутствует такой параметр как Delay(1) (задержка), обычно данный параметр устанавливается в пределах 10-30 миллисекунд. Откройте паттерн 1 и у данного звука покрутите параметр Delay(1), в результате вы услышите как звук рассыпается и становится более мягким. Данный параметр устанавливает время на сколько копии (голоса) задержатся от оригинального звука. Данный параметр как бы смягчает звук, но если ему дать слишком большое значение, то звук может получиться жидким или появится эффект реверберации.
Также как и задержка в каждом хорусе присутствует параметр Depth(2) (глубина), он определяет на сколько сильно копии модулируются (изменяют питч). Как уже было сказано выше при хоровом (одновременном) звучании нескольких инструментов их звучание отличается друг от друга. А именно они не могут быть одинаковой высоты звучания. Параметр Depth(2) определяет на сколько сильно у голосов различается питч. Откройте паттерн 2 и и задайте звучащему звуку максимальное значение параметра Depth(2), в результате вы услышите как начнёт модулироваться один из голосов. На данном звуке хорус настроен специально так чтобы модулировался именно 1 голос. Чем больше значение параметра Depth(2) тем сильнее модулируются голоса. Высокое значение параметра приводит к тому, что звук звучит действительно расстроенно (что обычно нежелательно), а низкое значение дает приятный эффект хоруса.
Обычно в эффекте хоруса не присутствует параметров LFO Wave(3), но в плагине Fruity Chorus они есть, причём для каждого голоса свой. Данный параметр определяет форму огибающей LFO по которой будет проходить модуляция данного голоса. Рассмотрим действие данного параметра также на одном голосе. Откройте паттерн 3 и попробуйте у звучащего звука поменять значение параметра LFO 1 Wave(3), в результате вы услышите как модуляция немного изменит свою форму.
Также в каждом хорусе присутствует параметр Rate, но в плагине Fruity Chorus он называется LFO Frec(4). Параметр определяет скорость изменения модуляции. Рассмотрим действие данного параметра также на одном голосе. Откройте паттерн 4 и у поменяйте у данного звука значение параметра LFO 1 Frec(4), в результате вы услышите как изменится скорость модуляции голоса.
Три рассмотренных параметра (Depth, LFO Wave, LFO Frec) связаны между собой. Depth задаёт силу модуляции, LFO Wave определяет форму по которой эта модуляция будет изменятся, а LFO Frec скорость изменения модуляции. Параметр Depth определяет силу модуляции для всех трёх голосов, в то время как у каждого голоса свои параметры (LFO Wave, LFO Frec). Попробуйте поэкспериментировать с этими параметрами на паттерне 5.
Во многих хорусах присутствует параметр Stereo(5), он определяет на сколько сильным будет разброс голосов по панораме, в результате чем больше значение данного параметра тем шире звук. Опробуйте этот параметр на паттерне 6.
Также в хорусах присутствует фильтр (эквалайзер). Фильтр в хорусе срезает частоты у дополнительных голосов, оставляя оригинал не тронутым. В плагине Fruity Chorus присутствует параметр Cross Type(6), он определяет что будет срезать параметр Cross Cutoff(7). Если у Cross Type(6) задано значение:
В Fruity Chorus присутствует параметр Wet only(8). Если у данного параметра задано значение:
Хорус (эффект)
Хорус (англ. chorus ) — звуковой эффект или соответствующее устройство. Имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов. Эффект реализуется путём добавления к исходному сигналу его собственной копии или копий, сдвинутых по времени на величины порядка 20-30 миллисекунд, причём время сдвига непрерывно изменяется.
Содержание
Принцип работы
Сначала входной сигнал разделяется на два независимых сигнала, один из которых остаётся без изменений, в то время как другой поступает на линию задержки. В линии задержки осуществляется задержка сигнала на 20-30 мс, причём время задержки изменяется в соответствии с сигналом генератора низких частот. На выходе задержанный сигнал смешивается с исходным. Генератор низких частот осуществляет модуляцию времени задержки сигнала. Он вырабатывает колебания определённой формы, лежащие в пределах от 3 Гц и ниже. Изменяя частоту, форму и амплитуду колебаний низкочастотного генератора, можно получать различный выходной сигнал.
Характеристики
Практически всегда можно заметить разницу между отдельными голосами в хоре. Помимо тембра они отличаются крайне незначительными расхождениями в темпе и высоте звучания нот. Изначально хорус разрабатывался как эффект, имитирующий исполнение «хором» одного и того же звука или мелодии. Например, звучание нескольких гитар при игре одного музыканта. Это позволило бы в реальном времени получать более плотное и мощное звучание, не сталкиваясь с необходимостью привлекать дополнительных исполнителей или использовать фонограмму. Но решение этой задачи путём повторения входного сигнала с изменяющимся временем задержки едва ли можно считать успешной, потому что даже не очень опытные музыканты и не слишком искушённые слушатели в большинстве случаев без труда отличат звук музыкального инструмента, «пропущенный» через хорус, от синхронного звучания нескольких инструментов. Причина этого кроется в периодическом изменении длительности задержки, которое приводит к искажению сигнала: частота выходного сигнала может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от фазы колебания генератора низких частот, что приводит к диссонансу. В некоторых случаях может отчетливо прослушиваться сама периодичность изменения задержки. Описанные ситуации проявляются тем сильней, чем выше частота генератора низких частот.
Несмотря на то, что поставленная цель не была достигнута, хорус стал довольно популярным эффектом благодаря специфическому результату обработки им звука. Он делает звук более сочным и объемным, и может дополнять другие звуковые эффекты.
Стереохорус
Стереохорус представляет собой два монофонических хорус-эффекта, сигналы которых разнесены по фазе в обоих каналах на 90 градусов. В результате возникает «пространственное» звучание.
Параметры эффекта
Устройства реализующие хорус-эффект
Бывают аналоговые и цифровые. Примеры:
Полезное
Смотреть что такое «Хорус (эффект)» в других словарях:
Хорус — Хорус: Хор древнеегипетский бог. Хорус (Warhammer 40,000) Хорус (chorus) эффект, применяемый для обработки звука. Cocohana, ранее Chorus (яп. コーラス ко:расу?) журнал манги См. также Хор … Википедия
Звуковой эффект — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Эхо (эффект) — Дилэй (англ. delay) или эхо (англ. echo) звуковой эффект или соответствующее устройство имитирующее чёткие затухающие повторы (эхо) исходного сигнала. Эффект реализуется добавлением к исходному сигналу его копии или нескольких копий, задержанных … Википедия
Фузз (эффект) — Фузз (он же Фус, Фуз; более точная транскрипция с английского Fuzz Фаз) гитарный эффект, основанный на нелинейном искажении звука электрогитары транзисторными (впоследствии, также цифровыми) устройствами с полной потерей огибающей… … Википедия
Овердрайв (звуковой эффект) — У этого термина существуют и другие значения, см. Овердрайв. Овердрайв педаль Ibanez Tube Screamer (англ.) Овердрайв (англ. overdrive) звуковой эффект, достигаемый ис … Википедия
Reason (программа) — Propellerhead Reason Тип Синтезаторы, Аудиоредакторы Разработчик Propellerhead Software … Википедия
Warhammer 40,000 — В Википедии есть портал … Википедия
Propellerhead Reason — Тип Синтезатор, Аудиоредактор Разработчик … Википедия
Дисторшн — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Фэйзер — Пример синтезаторного фэйзера … Википедия
Хорус (Chorus).
Хорус (Chorus)
Chorus (хорус) от англ. хор. Это эффект, который с помощью добавления к исходному сигналу немного изменённых его копий, создаёт имитацию многоголосного исполнения, наподобие хорового звучание.
Само название появилось из-за того, что изначально данный эффект разрабатывался для имитации «хорового» исполнения при игре одного звука или мелодии. Что в реальности: во-первых, позволяло бы получать плотное, мощное звучание; во-вторых, существенно сэкономить, так как не нужно тратиться на дополнительных исполнителей (капитализм…)
Однако, реализовав этот эффект путём повторения копий сигнала и изменения их времени задержки, это не дало полноценной замены реальному хору. Звук «пропущенный» через хорус практически всегда можно было отличить от звучание живых нескольких вокалистов или музыкальных инструментов.
Почему мы слышим разницу между акустикой и звуком «пропущенным» через хорус?
В итоге цель: замена нескольких исполнителей одним, обработанным эффектом хорус, не была достигнута. Но специфическая окраска звука, после такой обработки сделала хорус популярным эффектом. Он не только стал применятся к вокалу, но и к любым музыкальным инструментам.
Суть эффекта Хорус (Chorus)
Допустим у вас имеется записанная партия гитары, которую нужно «расширить».
Если бы эту же партию в живую исполняли одновременно, например, 3 гитариста, то естественно, что звучание каждой из них немного отличалось бы от другой. Ведь исполнители не роботы и идеально совпадать вместе они не могут, хотя и стараются.
Хорус как раз и имитирует эти микро изменения, касающиеся панорамы, громкости, высоты тона (pitch), а также небольшой задержки ( delay ). В результате кажется, что это играет не одна гитара, а несколько.
Хотя следует сказать, что хорус не призван заменить реальное исполнение 3-ми гитаристами партии. Он довольно не совершенен и вы практически всегда отличите живое исполнение 3-мя гитаристами и одну партию гитары, обработанную этим эффектом.
Поэтому следует понимать, что применять хорус лучше как эффект, а не как полноценную замену хоровому (многоголосному) звучанию.
Как работает Хорус?
При обработке хорусом происходит копирование оригинального звука и воспроизведение этой копии с задержкой (копий может быть несколько, зависит от количества голосов в плагине, называемых Voice или Order). После чего оригинал и копии смешиваются. Копии модулированы обычно простым синусоидальным сигналом генератором низкой частоты (изменён pitch), при этом задержка колеблется в районе 20-30 мс. Также в хорусе отсутствует feedback (обратная связь), то есть обработанный сигнал не поступает обратно на вход эффекта с временной задержкой.
В хорусах обычно всегда имеется изменение количества голосов, регулирование скорости генератора низкой частоты, а также параметр dry/wet — соотношение обработанного и оригинального сигнала.
Стереохорус
Это устройство состоит из двух монофонических хорусов, сигналы которых разнесены по фазе на 90 градусов в обоих каналах. Задержка фазы зависит от LFO. Стереохорус звучит более объёмно, так как звуки приходят из колонок попеременно.
Параметры Хоруса
Покажем их на примере простого штатного плагина от Cubase Chorus
Также часто можно встретить такой параметр как:
Применение в проектах
Примеры устройств
Хорусы бывают аналоговые и цифровые (в железе и VST).
Вот несколько популярных моделей:
Педаль эффектов TC Electronic Afterglow Chorus
Педаль эффектов TC Electronic Corona Chorus
Педаль эффектов TC Electronic Corona Mini Chorus
Педаль эффектов BOSS CE-5
Педаль эффектов BOSS CEB-3
Подписывайтесь на RSS блога и следите за новыми статьями.
Хорус
Эффект хора возникает, когда отдельные звуки с примерно одинаковым тембром и почти (с небольшим отличием) одинаковой высотой тона (питч), смешиваются и воспринимаются как единое целое. Похожие звуки, исходящие из различных источников могут происходить естественным путём (как в случае хора или струнного оркестра), но этот эффект также может моделировать с помощью электронных блок эффектов или другими устройствами обработки.
Содержание
Принципы [ править ]
Хорус создаёт эффект хора за счёт копирования звука и воспроизведения его с задержкой, после чего копии смешиваются с оригиналом. Как правило копии питч-модулированы с помощью LFO, что делает эффект похожим на эффект флэнжера, но задержка в хорусе достаточно велика (20-30 мс), чтобы звук успел измениться и не возникло эффекта «флэнжер». Хорус отличаясь от фленжэра не только большей задержкой, но и отсутствием обратной связи. При плавно изменяющемся времени задержки происходит плавное изменение высоты тона. Время задержки, как правило, модулируется простым синусоидальным LFO. В большинстве хорусов есть возможность изменения количества скопированных голосов, скорости LFO и соотношения исходного и обработанного сигналов (dry/wet); некоторые позволяют разбросать дополнительные голоса по панораме, сделать разные значения задержки для голосов и т.п.
Стерео хорус это тот же эффект, что и обычный хорус, но фазы его каналов колеблются (задержка фазы каналов модулируется LFO). Этот эффект звучит ещё лучше, поскольку звуки приходят из разных мест в стерео поле.
Хорус обычно применяется для небольшого «утепления» звука.
Имитация хора [ править ]
Изначально хорус разрабатывался как эффект, имитирующий исполнение «хором» одного и того же звука или мелодии. Например, звучание нескольких гитар при игре одного музыканта. Это позволило бы в реальном времени получать более плотное и мощное звучание, не сталкиваясь с необходимостью привлекать дополнительных исполнителей или использовать фонограмму. Но решение этой задачи путем повторения входного сигнала с изменяющимся временем задержки едва ли можно считать успешной, потому что даже не очень опытные музыканты и не слишком искушенные слушатели в большинстве случаев без труда отличат звук музыкального инструмента, «пропущенный» через хорус, от синхронного звучания нескольких инструментов. Причина этого кроется в периодическом изменении длительности задержки, которое приводит к искажению сигнала: частота выходного сигнала может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от фазы колебания генератора низких частот, что приводит к диссонансу. В некоторых случаях может отчетливо прослушиваться сама периодичность изменения задержки. Описанные ситуации проявляются тем сильней, чем выше частота LFO.
Знакомство с эффектом хоруса на примере гитарной педали «Sound JS Stereo Chorus CE-5»
Из множества звуковых эффектов, использующихся гитаристами для обработки звука электрогитары, можно выделить в отдельную группу модулирующие эффекты. Сюда можно отнести такие эффекты, как хорус (chorus), фленджер (flanger), сдвиг фазы (phase shifter), вращающийся динамик (rotating speaker), тремоло (tremolo) и вибрато (vibrato). Из этого перечня, пожалуй, наиболее распространённым и популярным является хорус. Он может применяться для обработки как чистого, так и «перегруженного» звука электрогитары, а также для обработки звука бас-гитары, клавишных, вокала.
Что же это за эффект? Познакомимся с ним поближе.
Содержание / Contents
↑ Принцип работы хоруса
Ни у кого, вероятно, нет сомнений в том, что хоровое пение или одновременное звучание нескольких музыкальных инструментов украшает и оживляет музыкальное произведение. При прослушивании хора голосов, или инструментов, исполняющих одну и ту же мелодию, можно заметить, что как бы исполнители не старались, абсолютно синхронного звучания им получить не удаётся из-за незначительных расхождений в темпе, а также тембре и высоте звука.
Но именно благодаря этому обстоятельству обогащается спектр звука. Звучание становится объёмным и сочным.
Искусственно (схемотехнически) эффект хоруса реализуется следующим образом. Входной сигнал разделяется на два независимых сигнала. Один из них остаётся без изменений, а другой поступает на линию задержки, где осуществляется его задержка на 20-30 мс. Также в схеме есть генератор низких частот, который осуществляет модуляцию времени задержки сигнала. Генератор вырабатывает колебания определённой формы, частотой от 3 Гц и ниже. Изменяя частоту, форму и амплитуду колебаний низкочастотного генератора, можно получать различный выходной сигнал. На выходе задержанный сигнал смешивается с исходным.
Устройства, реализующие хорус-эффект, могут быть цифровыми и аналоговыми. Цифровые устройства более современны, технологичны. Они позволяют реализовать множество алгоритмов обработки, обычно имеют больше разных регулировок, чем аналоговые, соответственно больше вариаций звучания. Аналоговые хорусы построены на аналоговых линиях задержки и отличаются более «тёплым», естественным звуком.
Основные регулировки хоруса:
— Глубина (depth) — регулировка глубины модуляции.
— Скорость (speed, rate) — регулировка частоты модуляции.
Могут быть также регуляторы тембра (tone, filter, eq) и уровня эффекта (e. level), либо баланса чистого и обработанного сигналов (balance, mix).
В цепочке эффектов электрогитары хорус, как правило, включается после педалей перегруза, но перед педалями дилея и (или) ревербератора.
↑ Небольшой обзор аналогового стерео-хоруса
Давайте теперь заглянем внутрь одного, теперь уже раритетного, аналогового хоруса и послушаем, как он звучит.
Даже размеры корпуса они содрали один к одному, но схемы были собраны на отечественных деталях. Не исключение и этот хорус. Посмотрим и сравним его электрическую схему со схемой педали Boss CE-2 Chorus.
Ток потребления очень мал: 3,5 мА в байпасе и 4,5 мА при включенном эффекте (измерения проводил для стерео-хоруса Sound JS).
Сравнить звучание обеих педалей не было возможности, но я сравнивал Sound JS с цифровой педалью Boss CE-5 Chorus Ensemble. Разница в звуке явно слышна. Каждый из хорусов по-своему хорош. Но на мой слух, по многим критериям, таким, например, как чистота, естественность звука, пространственность стерео, аналог лучше цифры.
Да, забыл сказать, что я немного модернизировал свою педаль.
Схему я не изменял, а только перепаял некоторые конденсаторы. Советскую керамику (красные флажки) поменял на импортную. Вместо электролитов 1 мкФ впаял плёночные конденсаторы, а все остальные электролиты также поменял на импортные. Ещё мне пришлось хорошо пропаять все проблемные (холодные) пайки, в частности гнёзда, так как достало уже периодическое шуршание и пропадание сигнала при малейшем касании джека.
Схема собрана на двух платах, соединённых шлейфами. Вот их фотографии до модернизации:
Вид внутри после сборки:
Не забываем подложить изолирующую прокладку, чтобы не замкнуть дорожки на корпус. Закрываем нижнюю крышку:
↑ Семплы
В цепи только один хорус. В начале каждого семпла несколько секунд чистого сигнала (байпас) для сравнения.
2. RATE остаётся на минимуме, а DEPTH постепенно вывожу на максимум (увеличиваю глубину).
3. Теперь DEPTH ставлю посредине (на 12 часов), а RATE кручу от минимума к максимуму (увеличиваю скорость, или частоту модуляции).
4. Ставлю оба регулятора на максимум. Звук, конечно, становится противно-плавающим, но на практике при таких настройках его никто и не использует. Затем DEPTH остаётся на максимуме, а RATE постепенно уменьшаю (где-то до 9 часов), соответственно звучание становится более приятным для слуха.
↑ Итого
↑ Файлы
Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.