Гражданская оборона что такое карантин

Термины МЧС России

1) комплекс режимных, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на полную изоляцию эпидемического очага и ликвидацию инфекционных заболеваний в нём. Проводится с целью профилактики распространения инфекций из очага и предупреждения заноса инфекций, заболеваний и др. К. впервые был введён в Италии в XIV в. в виде 40-дневной (отсюда название) задержки на рейде судов, прибывших из мест, где отмечались случаи заболевания чумой. Правилами по санитарной охране территории страны карантинные мероприятия распространяются на холеру, чуму, натуральную оспу, сибирскую язву, бруцеллёз, ящур, сап, бешенство, контагиозные вирусные лихорадки, а также на опасные для человека инфекционные болезни, передаваемые комарами (малярия, лихорадка денге, японский энцефалит и др.). К. вводится при возникновении особо опасных инфекций, а также в случае массового распространения в короткий срок др. контагиозных инфекционных заболеваний. При установлении К. организуется охрана карантированных групп населения, запрещается выезд из района К. и строго ограни-чивается въезд в него. Противоэпидемические и лечебно-профилактические мероприятия предусматривают ежедневный опрос и медицинский осмотр населения карантинного района, изоляцию заболевших с последующей госпитализацией, проведение экстренной профилактики лиц, подвергшихся риску заражения, дезинфекцию и санитарную обработку, обсервацию или изоляцию всех лиц, подозреваемых в заражении, а также переход на строгий противоэпидемический режим работы медицинских учреждений. К. отменяется по истечении срока максимального инкубационного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции последнего больного, проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки населения;
2) специальное санитарное учреждение для борьбы с карантинными болезнями. Включает: изолятор для больных; помещение для лиц, подвергшихся К.; санпропускник, а также др. помещения медицинского и хозяйственного назначения, санитарный и хозяйственный транспорт; 3) система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очагов и последующую их ликвидацию.

109012, г. Москва,
Театральный пр., 3

Источник

Гражданская оборона

Условия установления и снятия карантина и обсервации. Состав комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям. Планирование и проведение мероприятий по защите населения в чрезвычайных ситуациях и в военное время.

РубрикаВоенное дело и гражданская оборона
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления15.11.2013
Размер файла24,1 K

Гражданская оборона что такое карантин. ba. Гражданская оборона что такое карантин фото. Гражданская оборона что такое карантин-ba. картинка Гражданская оборона что такое карантин. картинка ba. 1) комплекс режимных, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на полную изоляцию эпидемического очага и ликвидацию инфекционных заболеваний в нём. Проводится с целью профилактики распространения инфекций из очага и предупреждения заноса инфекций, заболеваний и др. К. впервые был введён в Италии в XIV в. в виде 40-дневной (отсюда название) задержки на рейде судов, прибывших из мест, где отмечались случаи заболевания чумой. Правилами по санитарной охране территории страны карантинные мероприятия распространяются на холеру, чуму, натуральную оспу, сибирскую язву, бруцеллёз, ящур, сап, бешенство, контагиозные вирусные лихорадки, а также на опасные для человека инфекционные болезни, передаваемые комарами (малярия, лихорадка денге, японский энцефалит и др.). К. вводится при возникновении особо опасных инфекций, а также в случае массового распространения в короткий срок др. контагиозных инфекционных заболеваний. При установлении К. организуется охрана карантированных групп населения, запрещается выезд из района К. и строго ограни-чивается въезд в него. Противоэпидемические и лечебно-профилактические мероприятия предусматривают ежедневный опрос и медицинский осмотр населения карантинного района, изоляцию заболевших с последующей госпитализацией, проведение экстренной профилактики лиц, подвергшихся риску заражения, дезинфекцию и санитарную обработку, обсервацию или изоляцию всех лиц, подозреваемых в заражении, а также переход на строгий противоэпидемический режим работы медицинских учреждений. К. отменяется по истечении срока максимального инкубационного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции последнего больного, проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки населения;2) специальное санитарное учреждение для борьбы с карантинными болезнями. Включает: изолятор для больных; помещение для лиц, подвергшихся К.; санпропускник, а также др. помещения медицинского и хозяйственного назначения, санитарный и хозяйственный транспорт; 3) система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очагов и последующую их ликвидацию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. В каких случаях устанавливается карантин и обсервация, и в чем их отличие

Рабочие смены разбиваются на отдельные ( возможно меньше ) группы с минимальным контактом друг с другом, прекращается деятельность учреждений, связанных со скоплением людей.

В зонах обсервации и карантина проводится дезинфекция, дезинсекция и дератизация ( уничтожение насекомых и грызунов ).

· усиленное медицинское наблюдение за личным составом, активное выявление и немедленную изоляцию больных и лиц с подозрением на заболевание;

· ограничение выезда, въезда и транзитного проезда через район обсервации;

· запрещение вывоза вооружения, техники и имущества без предварительного обеззараживания;

· ограничение общения личного состава;

· строгое выполнение личным составом установленных правил поведения в очаге.

При установлении карантина обсервационные мероприятия дополнительно усиливаются рядом режимных мероприятий:

· вооруженной охраной (оцеплением) района карантина;

· строжайшим ограничением въезда, запрещением выезда из района карантина и вывоза какого-либо имущества без предварительного обеззараживания;

· максимальным разобщением личного состава;

· организацией специальной комендантской службы;

· снабжением части (подразделения) через перегрузочные и передаточные пункты.

Действие карантина прекращается по истечении срока инкубационного периода заболевания с момента изоляции последнего больного, завершения полной санитарной обработки личного состава и дезинфекции зараженных объектов. Личный состав медицинской службы при обслуживании больных особо опасными инфекциями для защиты от заражения должен работать в противочумных костюмах.

карантин вводится при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с нарастанием числа заболевших в короткий срок.

При введении карантина предусматривается:

· полная изоляция эпидемического очага, карантинизированных населенных пунктов и всей зоны карантина с установлением вооруженной охраны (оцепления);

· строгий контроль за въездом и выездом населения и вывозом имущества из зоны карантина;

· запрещение проезда через очаг заражения автомобильного транспорта и остановок вне отведенных мест при транзитном проезде железнодорожного и водного транспорта;

· создание обсерваторов и проведение мероприятий по обсервации лиц, находившихся в очаге и выбывающих за пределы карантинной зоны;

· раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация в специально выделенное лечебное учреждение;

· ограничение общения между отдельными группами населения;

· установление противоэпидемического режима для населения, работы городского транспорта, торговой сети и предприятий общественного питания, объектов экономики в зависимости от складывающейся эпидемиологической обстановки, обеспечивающего их бесперебойную работу;

· обеспечение населения продуктами питания и водой с соблюдением требований противоэпидемического режима;

· установление противоэпидемического режима работы медицинских учреждений, находящихся в очаге;

· проведение мероприятий по обеззараживанию объектов внешней среды, выпускаемой промышленной продукции и санитарной обработки населения;

· перевод всех объектов пищевой промышленности на специальный технологический режим работы, гарантирующий безвредность выпускаемой продукции;

· проведение экстренной и специфической профилактики;

· контроль за строгим выполнением населением, предприятиями, министерствами и ведомствами установленных правил карантина;

· проведение санитарно-разъяснителыюй работы.

Карантин может быть заменен обсервацией. При введении обсервации предусматривается:

· ограничение выезда, въезда и транзитного проезда всех видов транспорта через обсервируемую территорию;

· ограничение передвижения и перемещения населения;

· проведение обеззараживания зараженных объектов внешней среды;

· активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

· проведение санитарной обработки пораженного населения;

· проведение экстренной профилактики среди контактных лиц;

· усиление ветеринарио-бактериологического контроля за зараженностью сельскохозяйственных животных и продукцией животноводства;

· установление противоэпидемического режима работы медицинских учреждений.

2. Состав комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям

министр экономического развития и торговли Автономной Республики Крым;

заместитель министра финансов Автономной Республики Крым;

заместитель министра аграрной политики и продовольствия Автономной Республики Крым;

заместитель министра регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства Автономной Республики Крым;

первый заместитель министра здравоохранения Автономной Республики Крым;

заместитель министра социальной политики Автономной Республики Крым;

заместитель министра курортов и туризма Автономной Республики Крым;

заместитель председателя Республиканского комитета Автономной Республики Крым по транспорту и связи;

заместитель председателя Республиканского комитета Автономной Республики Крым по строительству и архитектуре;

заместитель председателя Республиканского комитета Автономной Республики Крым по топливу, энергетике и инновационной политике;

заместитель председателя Республиканского комитета Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды;

заместитель председателя Республиканского комитета Автономной Республики Крым по информации;

заместитель председателя Республиканского комитета Автономной Республики Крым по водохозяйственному строительству и орошаемому земледелию;

заместитель председателя Республиканского комитета Автономной Республики Крым по лесному и охотничьему хозяйству;

первый заместитель начальника Главного управления Министерства внутренних дел Украины в Автономной Республике Крым (с согласия);

начальник Регионального центра по гидрометеорологии в Автономной Республике Крым (с согласия);

начальник Территориального управления Госгорпромнадзора по Автономной Республике Крым и г.Севастополю (с согласия);

заведующий отделом внутреннего аудита Управления делами Совета министров Автономной Республики Крым;

начальник Крымского республиканского предприятия «Аварийно-спасательная служба на водных объектах» (с согласия).

3. Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

Обеспечение безопасности людей является первостепенной целью всех мероприятий по защите населения в условиях ЧС мирного и военного времени, осуществляемых в РК.

В законе «О гражданской обороне» от 7 мая 1997 года указано, что руководители центральных, местных исполнительных органов, министерств, учреждений, организаций и предприятий несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО и ЧС, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества ГО и ЧС, а также за подготовку и обучение населения и персонала к действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.

В Законе РК «О ЧС природного и техногенного характера» от 5 июня 1996 года в главе 1 статьи 3 определены основные принципы защиты населения, окружающей среды и ОХ при ЧС природного и техногенного характера:

— гласность и информирование населения и организаций о прогнозируемых и возникших ЧС, мерах по их предупреждению и ликвидации;

— заблаговременное определение степени риска и вредности деятельности организации и граждан, если она представляет потенциальную опасность, обучение населения методам защиты и осуществлению мероприятий по предупреждению ЧС;

— обязательность проведения спасательных, аварийно-восстановительных и др. неотложных работ по ликвидации ЧС, оказание экстренной медицинской помощи, специальная защита населения и пострадавших работников, возмещение вреда, причиненного вследствие ЧС здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования.

Мероприятия по защите от ЧС и современных средств поражения определяются планами ГО, которые разрабатываются исходя из решений старшего начальника, оценки обстановки и учета местных условий и возможностей:

а) разработку планов ГО на мирное и военное время;

б) подготовку населения способам защиты от последствий ЧС и современных средств поражения;

в) накопление коллективных и индивидуальных средств защиты и поддержание их в готовности к использованию;

г) подготовку эвакуационных мероприятий;

д) проведение мероприятий по повышению надежности и устойчивости функционирования отраслей и ОХ.

2.планирование и проведение защитных мероприятий на всей территории РК.

3.дифференцированный подход к определению характера и объема проведения защитных мероприятий.

Характер и объем защитных мероприятий определяется в зависимости от характера ЧС, а также от политического, экономического, оборонного значения городов, ОХ и местных условий.

карантин обсервация защита население

4. Комплексный подход к определению способов и средств защиты

Комплекс мероприятий по защите населения заключается в эффективном применении способов и средств защиты в зависимости от характера ЧС, а в военное время от вида и масштабов применения средств поражения. Для достижения максимальной степени защиты населения от ЧС и современных средств поражения необходимо заблаговременно планировать и осуществлять комплекс различных по характеру и объему инженерных, эвакуационных, противорадиационных, медицинских, противопожарных и других мероприятий.

А) инженерные мероприятия

Укрытие населения в защитных сооружениях является не только основным, но и главным способом его защиты в условиях нападения противника.

Б) эвакуационные мероприятия.

Заблаговременное проведение эвакуационных мероприятий позволяет вывести население из опасной зоны в случае ЧС, а также беречь его от поражения в случае применения противником современных средств поражения.

В) радиационная и хим. защита.

Радиационную и хим защиту населения обычно рассматривают, как единый комплекс мероприятий ГО, включающий;

— обеспечение населения и формирований ГО средствами защиты, фильтрации и регенерации воздуха в убежищах, приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;

— поддержание этих средств в постоянной готовности;

— выявление и оценку радиационной и хим обстановки

— оповещение о радиоактивном, хим заражении;

— предотвращение заражения продовольствия, воды, сельхоз. животных и растений и их обеззараживание;

— разработку режимов защиты населения в условиях радиоактивного загрязнения и химического заражения;

— использование населением индивидуальных бытовых дозиметров;

— ликвидацию последствий радиоактивного загрязнения и химического заражения;

Г) медицинские мероприятия

— осуществление санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий;

— обучения населения и л/с формирования приемам оказания само- и взаимопомощи при поражении современными видами оружия;

— организацию лабораторного контроля за зараженностью объектов внешней среды радиоактивными, химическими веществами и бактериальными средствами;

— проведение санитарно-ветеринарных и противоэпидемиологических мероприятий.

Д) противопожарные мероприятия включают:

— прогнозирование возможной пожарной обстановки;

— проведение инженерно-технических и пожарно-профилактических мероприятий по повышению противопожарной устойчивости городов и др. населенных пунктов и ОХ;

— соответствующую подготовку пожарных служб и населения;

— оценку пожарной обстановки и наблюдения за ней;

— оценку очагов пожаров, а также районов городской застройки и мест размещения людей, которым особенно угрожает опасность;

— предотвращение, локализацию и тушение пожаров.

5. Планирование и проведение защитных мероприятий в тесном взаимодействии с МО и МВД РК

В содержании планов взаимодействия, разрабатываемых в органах республики, областей, городов, районов включены основные вопросы по взаимодействию с ВС, МВД, ВВ РК:

— организация комендантской службы и регулирования движения;

— определение районов размещения в безопасной зоне;

— согласование вопросов организации разведки и проведения СиДНР;

— установление единой системы радиационного и химического наблюдения и лабораторного контроля;

— мероприятия по взаимному оказанию помощи транспортными, медицинскими, инженерными, материально-техническими средствами;

— порядок информации о санитарно-эпидемиологической обстановке;

— взаимное использование средств связи и оповещения для управления эвакуацией населения.

— укрытие людей в защитных сооружениях;

— эвакуация населения и рассредоточение;

— обеспечение населения средствами индивидуальной защиты.

Одним из важнейших условий обеспечения защиты населения путем его укрытия в защитных сооружениях является содержание убежищ и ПРУ в постоянной готовности, а также обучение населения быстрому заполнению их по сигналам ГО.

Кроме того, при возникновении ЧС убежища и ПРУ могут использоваться в качестве пунктов управления.

Эвакуация населения особенно характерно в случае ЧС мирного времени, а также в военное время для защиты населения городов от современных средств поражения

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Место Гражданской обороны в общегосударственной системе. Основные задачи органов управления по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения. Планирование мероприятий в случае возникновения ЧС. Структура ГО на промышленном предприятии.

реферат [18,4 K], добавлен 26.08.2015

контрольная работа [22,0 K], добавлен 09.04.2012

История создания гражданской обороны как системы мероприятий по подготовке и защите населения от опасностей. Структура, задачи и службы ГО, состав сил и средств. Права и обязанности граждан в области ГО. Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий.

контрольная работа [464,8 K], добавлен 04.04.2013

Система мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основные задачи гражданской обороны.

презентация [145,3 K], добавлен 09.10.2012

презентация [1003,0 K], добавлен 18.04.2014

Основные задачи МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона, ее структура и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

контрольная работа [30,5 K], добавлен 14.04.2012

Задачи гражданской обороны объекта народного хозяйства (на примере сельскохозяйственного производства). Защита населения в чрезвычайных ситуациях: противорадиационные укрытия и требования к ним. Оценка устойчивости работы объекта в чрезвычайных ситуациях.

курсовая работа [80,9 K], добавлен 24.12.2010

Источник

Статья 31. Ограничительные мероприятия (карантин)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 31 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 31. Ограничительные мероприятия (карантин)

ГАРАНТ:

О принятых актах о профилактических мерах и мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, см. справку

Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, см. постановление Правительства РФ от 19 августа 2005 г. N 529

1. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

ГАРАНТ:

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ осуществляется Роспотребнадзором

2. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

3. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 31 настоящего Федерального закона

Источник

Гражданская оборона что такое карантин

Статья 31. Ограничительные мероприятия (карантин)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 31

1. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Источник

КАРАНТИН, КАРАНТИНИЗАЦИЯ

Содержание

История

Карантин впервые был применен в 14 в. в Италии. Суда, прибывающие из неблагополучных по чуме стран, задерживались на рейде 40 дней. Разрешение на причал к берегу и выгрузку товаров давалось лишь в случае, если в течение этого срока на корабле не было заболеваний чумой.

В последующем подобные меры по предупреждению заноса некоторых инфекционных болезней, склонных к эпидемическому распространению, были приняты другими странами Европы. С расширением научных знаний о причинах и путях распространения инфекционных заболеваний изменялись методы и сроки проведения карантина. Так, в начале 15 в. близ Венеции, на острове Св. Лазаря была организована первая в мире карантинная станция с лазаретом, куда госпитализировались лица, заболевшие на морских судах во время карантина. Подобные учреждения вскоре появились и в других европейских странах. В ряде из них начали издаваться сан. законы, указы и постановления по борьбе с «повальными» или «моровыми» болезнями.

В России карантинные меры впервые были применены на зап. сухопутных границах, через которые на территорию страны неоднократно заносились чума, оспа, сыпной тиф. Известны, в частности, распоряжения великого князя Василия III в начале 16 в. о запрещении въезда в Москву, преграждении дорог и мерах по ликвидации очагов чумы.

В 1552 г. новгородцы на дороге из Пскова, где в то время была чума, устроили карантинную заставу, преградившую путь в Новгород. В 1592 г. такие заставы были организованы в Ржеве, а в 1602 г.— по всей зап. границе русского государства. На карантинных заставах задерживались прибывающие из-за границы лица, проводился их опрос и при наличии показаний — карантинизация.

Жесткие карантинные меры проводились по указанию Петра I в 1719 г. при появлении заболеваний чумой в Нарве, в Киевской и Азовской губерниях. На карантинных заставах, кроме опроса проезжих, не было ли по пути следования мест, пораженных мором, проводились дезинфекция одежды и товаров, изоляция проезжих больных в специально предусмотренные помещения и т. п. Во время чумы на юге Франции в 1721 —1722 гг. корабли, прибывающие оттуда в юж. порты России, подвергались осмотру, а купцам вменялось в обязанность при отправке грузов заручаться соответствующими паспортами, подписанными российским послом. В 1786 г. был утвержден устав о карантинном доме на о. Сескар, который организовали для предупреждения заноса чумы и других «повальных» болезней через порты Балтийского моря. В 1800 г. был обнародован карантинный устав Российской империи, в соответствии с ним судам, на борту которых имелись подозрительные на чуму больные, запрещалось приближаться к берегу. В соответствии с этим уставом были организованы карантинные дома в Феодосийском, Ахтарском, Одесском, Таганрогском и Керченском морских портах, а также в Дубоссарах, Могилеве, Кизляре, Моздоке, Гурьеве и других пунктах. В начале 19 в. было утверждено положение об устройстве карантинов в портах Черного и Азовского морей, а затем учрежден карантин на Белом море (о. Чижов).

Одновременно с развитием и совершенствованием системы карантинных мероприятий Россия стремилась в двустороннем порядке достигнуть соглашений с соседними государствами, Среди них заслуживают внимания соглашения, заключенные в 1895 г. с Австро-Венгрией и в 1905 г.— с Германией по вопросам противоэпид, мероприятий в пограничных р-нах, а также «Положение о санитарном надзоре над судоходством по реке Прут» (1908), разработанное на основании конвенции, заключенной между Россией, Австро-Венгрией и Румынией.

Развитие мореплавания и международной торговли способствовало расширению контактов между людьми и нередко осложняло эпид, обстановку во всем мире. При этом локальные кордоны отдельных государств с примитивными мерами не всегда являлись препятствием для заноса и распространения чумы, холеры и других болезней. Возникла необходимость разработки единых международных мер для эффективной борьбы с распространением инфекционных болезней на путях передвижения людей. Первой формой такого сотрудничества с целью создания заслонов против чумы и холеры была организация Международных карантинных советов в Танжере (1792), в Константинополе (1839), в Александрии (1843) и в Тегеране (1867), т. е. на основных путях, связывающих Европу с Азией. Основной задачей советов было руководство организованной к тому времени сан. службой в портах Ближнего Востока на пути движения паломников-мусульман в Мекку, а также в портах Персидского залива. Так, в Суэце и Эль-Торе были организованы карантинные станции для надзора за паломниками, следующими гл. обр. морским путем. Прибывшие суда здесь осматривались, и все лица с подозрением на заболевание, а в необходимых случаях суда с экипажами и пассажирами выдерживались на карантине.

В 1851 г. в Париже состоялась 1-я Международная санитарная конференция, в работе к-рой участвовали представители 12 государств, в т. ч. и России. Целью конференции было достижение многостороннего соглашения по стандартизации карантинных мер, направленных на предупреждение завоза чумы, холеры и желтой лихорадки (натуральная оспа в то время была распространена повсеместно и в список так наз. конвенционных болезней была включена спустя 76 лет). Конференция не достигла желаемой цели, выработанная сан. конвенция не была ратифицирована большинством государств. Последующие международные конференции в Париже (1859), Константинополе (1868), Вене (1874), Вашингтоне (1881), Риме (1885) были также безрезультатны. Только в 1892 г. на конференции в Венеции впервые была выработана конвенция, одобренная всеми странами-участницами. Последующие конференции в Дрездене (1893) и Париже (1894) были посвящены холере, а конференция в Венеции (1897) — чуме.

На Парижской конференции 1903 г. была принята новая Международная санитарная конвенция по борьбе с холерой, чумой и желтой лихорадкой, откуда пошло название «конвенционные болезни». Было решено также организовать Международное бюро общественной гигиены, статут к-рого был принят на Римской конференции в 1907 г. Главной задачей бюро был сбор сведений о состоянии общественного здоровья в разных странах, о распространении холеры, чумы, желтой лихорадки и других эпид, заболеваний и сообщение этих сведений государствам — участникам этой организации. В 1911—1912 гг. в Париже конференция пересмотрела конвенцию 1903 г. В 1926 г. на конференции в Париже была принята 7-я Международная санитарная конвенция, включившая в число «конвенционных болезней» натуральную оспу и сыпной тиф при его эпид, распространении.

После создания ВОЗ были разработаны первые Международные санитарные правила и утверждены IV Всемирной ассамблеей здравоохранения в 1951 г. Эти Правила распространялись на чуму, холеру, оспу, желтую лихорадку, сыпной и возвратный тифы. В последующем VIII, IX, XIII, XVI и XVIII Всемирные ассамблеи здравоохранения, созывавшиеся соответственно в 1955, 1956, 1960, 1963 и 1965 гг., внесли поправки в положения Правил, касающиеся борьбы с желтой лихорадкой, сан. контроля за передвижением паломников, форм международных свидетельств о вакцинации или ревакцинации против оспы и желтой лихорадки, общей декларации транспортных средств, извещений о дезинсекции судов и самолетов и т. п.

В июле 1969 г. на XXII сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения приняты новые Международные медико-санитарные правила, которые вступили в силу с 1 января 1971 г. В новых Правилах (1969) термин «карантинные заболевания» заменен на «болезни, на которые распространяются Правила». Заразные болезни, имеющие международное значение, делятся на две группы: болезни, на которые распространяются Правила,— чума, холера, желтая лихорадка и оспа; болезни, подлежащие международному надзору,— сыпной и возвратный тифы, вирусный грипп, полиомиелит и малярия.

ВОЗ следит за соблюдением Правил, обобщает сведения, поступающие от стран — членов этой организации, по карантинным и нек-рым другим инфекционным болезням, которые публикуются в еженедельных эпидемиол, отчетах (WHO Weekly Epidemiological Record). В свою очередь страны — члены организации обязаны сообщать ВОЗ о болезнях, на которые распространяются Медико-санитарные правила, а также о проводимых противоэпидемических и карантинных мероприятиях.

В СССР порядок осуществления карантинных мероприятий в пунктах пересечения государственной границы, а также при ликвидации очагов карантинных болезней регламентирован Правилами по санитарной охране территории СССР от заноса и распространения карантинных и других инфекционных болезней (см. Санитарная охрана территории). В Правилах учтены требования Международных медико-санитарных правил, принятых на XXII Всемирной ассамблее здравоохранения в 1969 г., и последующие изменения и дополнения к ним, внесенные XXVI Ассамблеей ВОЗ в 1973 г.

Карантинные мероприятия

Карантинные мероприятия, предусмотренные Правилами, проводятся в морских и речных портах, аэропортах, на автодорожных трассах, через которые осуществляются международные перевозки, учреждениями М3 СССР; на пограничных ж.-д. станциях — учреждениями здравоохранения Министерства путей сообщения.

Непосредственное проведение карантинных мероприятий осуществляется санитарно-карантинными отделами (СКО) — в международных морских и речных портах; санитарно-карантинными пунктами (СКП) — в международных аэропортах и на автодорожных трассах и санитарноконтрольными пунктами (СКП) — на пограничных ж.-д. станциях, которые руководствуются специальными положениями, утвержденными соответственно М3 СССР и Министерством путей сообщения. В пунктах пересечения границы СКП и СКО осуществляют: осмотр прибывающих транспортных средств, экипажей, пассажиров и грузов, включая устный опрос пассажиров; проверку наличия и правильности заполнения сан. документов (международные свидетельства о прививках, морская санитарная декларация и т. д.); выявление больных карантинными болезнями, а также лиц, подлежащих изоляции или мед. наблюдению. Сроки изоляции и мед. наблюдения за лицами, общавшимися с больными или прибывшими из стран, имеющих р-ны, неблагополучные по карантинным болезням, соответствуют периоду инкубации (при чуме — 6 суток, при холере — 5, при оспе — 14). СКО и СКП производят изоляцию выявленных больных и лиц, общавшихся с ними, в специальных стационарах (см. Изоляция инфекционных больных). О каждом случае чумы, холеры, натуральной оспы и желтой лихорадки, а также о каждом случае смерти от них местные органы здравоохранения и органы здравоохранения ведомств в установленном порядке обязаны информировать М3 СССР. Лицам, подлежащим мед. наблюдению, СКО и СКП выдают карты мед. наблюдения и сообщают (по телеграфу или телефону) в сан.-эпид, станцию по месту их постоянного или временного проживания.

В эпидемическом очаге карантинных болезней организация и проведение противоэпид. мероприятий осуществляется чрезвычайными противоэпид, комиссиями, которые создаются решениями исполкомов районных, городских, окружных, областных, краевых Советов народных депутатов, постановлениями советов министров союзных и автономных республик. Решения чрезвычайных противоэпид. комиссий обязательны для населения, а также для предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности. Карантин на очаг налагается по представлению органов здравоохранения решением соответствующего исполкома Советов народных депутатов. Решение о карантинизации города областного (краевого, республиканского) подчинения, области, края, республики согласовывается с М3 СССР. Карантинные мероприятия проводятся до полной ликвидации очага карантинных болезней.

Международными соглашениями предусмотрено проведение карантинных мероприятий только при так наз. карантинных болезнях (см.), однако некоторые страны вводят карантинные меры по своему усмотрению. В СССР карантинизация эпид, очага и проведение полного комплекса карантинных мероприятий проводится при натуральной оспе, чуме и холере. При этом предусматривается ограничение или полное прекращение передвижения населения, грузов и транспорта за пределы или через карантинированную зону; при необходимости установление военной охраны карантина; активное выявление больных, их изоляция и лечение; активное выявление лиц, общавшихся с больными, и их изоляция; мед. наблюдение за карантинированными коллективами; проведение необходимых лабораторных исследований, дезинфекции, дезинсекции и т. д. Карантин прекращается по истечении срока максимального инкубационного периода заболевания (считая с момента выявления и изоляции последнего больного), если за это время в карантинированном коллективе не возникло новых заболеваний.

В практике сан.-противоэпид, учреждений внутри страны, в частности при возникновении инфекционных заболеваний в детских учреждениях и т. п., применяются меры по разобщению: прекращение приема детей в такие учреждения; запрещение в течение срока максимального инкубационного периода переводить детей из групп в группу и принимать детей в детские учреждения; помещение в изолятор больных с невыясненным диагнозом болезни, чтобы предупредить распространение заболевания, и т. п. Так, при появлении заболеваний ветряной оспой в детском дошкольном учреждении группа, где выявлено заболевание, разобщается на 21 день после удаления из нее заболевшего. В это время в группу не принимают детей, отсутствовавших по какой-либо причине и не болевших ветряной оспой, а также вновь поступающих детей; не допускается перевод детей из этой группы в другую и наоборот. Дети до трех лет, не болевшие ветряной оспой и имевшие контакт с больным, не допускаются в дошкольные детские учреждения в течение периода с 11-го по 21-й день предполагаемой инкубации. Разобщение в детских садах и яслях устанавливается и при возникновении заболеваний скарлатиной, эпид, цереброспинальным менингитом, эпид, паротитом, дифтерией, полиомиелитом и др. Продолжительность разобщения при этом определяется длительностью инкубационного периода (см.) и исчисляется с момента изоляции последнего больного и проведения заключительной дезинфекции. Ограничительные меры проводятся и в леч. учреждениях, напр, при угрозе заноса туда гриппа.

Нередко перечисленные ограничительные меры неправомерно именуются карантином, что противоречит истинному содержанию этого мероприятия.

Карантин в действующей армии

Карантин как организационная форма является важным мероприятием по противоэпид, обеспечению войск действующей армии. В прошлых войнах карантинные мероприятия проводились с целью предупреждения заноса инфекции в войска из неблагополучных р-нов, в случаях возникновения эпидемии среди личного состава войск, а также для ликвидации очагов и предупреждения заноса инфекции в тыл страны. Так, в русско-турецкую войну 1768— 1774 гг. при марше русских войск по территории, неблагополучной по чуме, был организован «подвижный карантин» — команда больных, к-рая следовала в полуверсте ст арьергардов в полной изоляции (пищу получали через передаточные пункты). Колонна войск была окружена цепью конных разъездов, не допускавших контакта с местным населением. Ежедневно проводился осмотр личного состава. Выявленные больные немедленно изолировались в «подвижный карантин».

В русско-турецкую войну 1828— 1829 гг. для предупреждения заноса чумы из действующих на Балканском п-ове войск в глубь России карантин был организован на реках Прут и Дунай. После окончания войны перед отправкой в Россию армия была подвергнута 42-дневному карантину и «очищению от больных и подозрительных». В войнах 19 в. карантин устанавливался в очагах холеры и оспы.

Для своевременного выявления больных среди личного состава войск в зоне карантина проводится опрос, измерение температуры тела, лабораторные исследования (напр., при холере) в целях выявления носителей, которых, как и больных, изолируют. Для этого оборудуются изоляторы с таким расчетом, чтобы обеспечить раздельное размещение больных и лиц с подозрением на заболевание, а также носителей (при холере). Лица, подвергавшиеся риску заражения вследствие контакта с заболевшими, находятся под мед. наблюдением непосредственно в подразделениях (в пределах изолированных мелких групп). Больных, лиц с подозрением на заболевание и носителей из изолятора направляют в развернутые вблизи очага госпитали.

Срок карантина определяется длительностью существования очага в каждой отдельной изолированной группе. Он исчисляется продолжительностью инкубационного периода болезни с момента изоляции (госпитализации) последнего больного или носителя, а также завершения мер по обеззараживанию объектов окружающей среды.

Характер и порядок проведения мероприятий при организации карантина уточняются в каждом отдельном случае в зависимости от характера инфекции и конкретных особенностей очага, выявляемых в процессе эпидемиологического обследования (см.) и наблюдения. Этими же обстоятельствами определяется и перечень конкретных противоэпид, мероприятий в карантине.

В очагах легочной чумы непривитых вакцинируют, а лицам, подвергавшимся риску заражения, проводится экстренная профилактика. Срок карантина установлен 6 сут. после изоляции последнего больного и проведения заключительной дезинфекции. В очагах бубонной чумы при определении срока карантина, помимо того, учитывается время проведения дератизационных и дезинсекционных мероприятий.

В очагах холеры непривитых обязательно прививают. При выраженной угрозе заражения проводится экстренная профилактика. Срок карантина — 5 сут. после изоляции последнего больного (носителя), заключительной дезинфекции и дезинсекции.

В очагах оспы личный состав подвергается ревакцинации. Лицам, подвергшимся риску заражения, вводятся средства экстренной профилактики. Срок карантина — 14 сут. после изоляции последнего больного и проведения заключительной дезинфекции.

Снятие карантина оформляется приказом командующего войсками армии (фронта).

Карантин в условиях гражданской обороны

Карантинные мероприятия в условиях ГО проводятся в случаях возникновения среди населения очагов натуральной оспы, чумы, холеры и желтой лихорадки или при установлении факта применения противником БО.

Карантин вводится распоряжением начальника ГО области (края, республики) сразу же после установления факта применения противником БО, еще до определения вида примененного возбудителя.

После установления вида возбудителя начальник ГО области (края, республики) принимает решение о сохранении карантина или о переходе на обсервацию.

Карантин сохраняется в случае применения противником возбудителей натуральной оспы, чумы, холеры и других высококонтагиозных инфекций. При использовании противником ботулинического токсина и возбудителей туляремии, бруцеллеза, сапа, мелиоидоза, венесуэльского энцефаломиелита, глубоких микозов и др. устанавливается обсервация, но лишь после проведения обеззараживания и полной санобработки населения, находившегося в очаге заражения.

Карантин устанавливается в городах и других населенных пунктах, а также объектах народного хозяйства, непосредственно подвергшихся заражению бактериальными средствами.

В зону карантина включаются пункты, непосредственно прилегающие к карантинированному городу (населенному пункту, объекту) и связанные с ним местным транспортом и общей производственной деятельностью.

При вынужденном вывозе и расселении инфицированных лиц из городов— очагов заражения в другие населенные пункты последние также подвергаются карантину, а административная территория, на к-рой они расположены, объявляется зоной карантина.

Важнейшим мероприятием в зоне карантина является изоляция очага заражения и каждого карантинированного населенного пункта. Изоляция достигается путем выставления постов охраны по границе карантинной зоны на всех дорогах по пути движения людей и транспорта. Между постами организуется круглосуточное патрулирование, а на проселочных дорогах устанавливаются ограничительные знаки, запрещающие проход граждан и проезд транспорта.

Выезд из зоны карантина может быть разрешен только организованно тем гражданам, которые прошли обсервацию и имеют на руках специальное разрешение. В зависимости от их количества руководством ГО устанавливается очередность и порядок обсервации и выезда.

Промышленную и с.-х. продукцию, сырье, продовольственные товары и другие народнохозяйственные грузы вывозят из зоны карантина при наличии документов, свидетельствующих о безвредности указанных грузов.

Разрешается движение наземного и водного транспорта, следующего транзитом через зону карантина, но без остановок и при обеспечении мер, исключающих прямые контакты транзитных пассажиров и обслуживающего транспорт персонала с местным населением.

В зоне карантина устанавливаются единые правила поведения населения, специальный режим работы магазинов и предприятий общественного питания, ограничивается общение между отдельными группами населения. Кроме того, в очаге заражения временно прекращается работа школ, кинотеатров, клубов и других зрелищных учреждений. Организуется круглосуточная охрана инфекционных клиник, обсерваторов, а также объектов централизованного питьевого водоснабжения.

Бесперебойная связь зоны карантина с другими административными территориями осуществляется через контрольно-пропускные пункты (КПП) и санитарно-контрольные пункты (СКП), развертываемые на основных автомагистралях, ж.-д. станциях, в морских, речных портах и аэропортах.

На КПП и СКП возлагается обеспечение контроля за соблюдением требований карантинного режима при выезде (въезде) граждан и вывозе (ввозе) народнохозяйственных грузов из зоны карантина. В пределы зоны карантина беспрепятственно пропускаются формирования ГО, прибывшие для проведения мероприятий по ликвидации очага заражения.

Личный состав формирований ГО обеспечивается при этом средствами индивидуальной защиты и экстренной профилактики и должен быть вакцинирован.

Во время карантина население обязано строго соблюдать установленный в зоне карантина порядок, своевременно применять средства защиты, соблюдать требования личной и общественной гигиены, не употреблять воду, овощи и другие продукты питания, не про шедшие термической обработки, немедленно обращаться за помощью при появлении недомогания.

К противоэпид, мероприятиям относятся: обеззараживание объектов окружающей среды, раннее активное выявление и госпитализация инфекционных больных и лиц с подозрением на заболевание, санобработка населения, установление противоэпид. режима работы леч.-проф, и других мед. учреждений, контроль за соблюдением установленного режима работы предприятий общественного питания, торговли, промышленности и транспорта, проведение вет. надзора за с.-х. животными и продуктами животного происхождения.

Леч.-проф, мероприятия в зоне карантина включают: мед. наблюдение за населением, осуществляемое сандружинниками путем подворных обходов, проведение экстренной профилактики, лечение инфекционных больных и обсервацию лиц, контактировавших с заболевшими.

При обсервации сохраняются требования в ограничении выезда (въезда) населения из очага заражения. После проведения мероприятий по обеззараживанию и санобработке все предприятия и учреждения приступают к обычной деятельности. Специальный режим работы сохраняется только для леч.-проф, учреждений, предприятий общественного питания и торговли.

Карантин (обсервация) отменяется решением начальника ГО области (края, республики) по истечении срока инкубационного периода данной инфекции, исчисляемого с момента изоляции последнего заболевшего и проведения заключительной дезинфекции в очаге заболевания.

Карантин ветеринарный

Карантин ветеринарный — система ограничительных мероприятий, имеющих целью предупреждение заноса и распространения заразных болезней животных. Еще в глубокой древности применялись меры по предупреждению распространения эпизоотий (см.). Во многих странах мира, в т. ч. и в России, карантин устанавливали почти всегда, когда возникали особо опасные эпизоотии скота (чума крупного рогатого скота и др.). Карантин сводился в основном к изоляции и убою больных и подозрительных на заболевание животных, организации кордонов и застав на основных дорогах и границах государств. Многие из этих мер устанавливались соответствующими правительственными актами. С развитием науки карантин стали применять в комплексе с другими мероприятиями (диагностические исследования, иммунизация и др.).

В вет. практике различают карантин профилактический и карантин, устанавливаемый при обнаружении заразной болезни. Профилактической карантинизации подвергаются все вновь поступающие в хозяйство животные (включая птиц, пушных зверей, зоопарковых животных, рыб и пчел). В течение 30 дней таких животных содержат обособленно, проводят их клин, осмотр, необходимые диагностические исследования, прививки и допускают в общее стадо только при условии, если они здоровы. Профилактический карантин осуществляется также и при ввозе животных (включая птиц, пушных зверей, зоопарковых животных, рыб и пчел) из зарубежных стран на пограничных контрольных ветеринарных пунктах, после чего разрешается дальнейшая их транспортировка по территории СССР.

При появлении заразных болезней, способных к распространению за пределы первичного очага (ящур, чума, сибирская язва, сап, чума свиней, оспа овец, краснуха рыб и др.), устанавливают карантин. Перечень болезней, а также порядок установления карантина при них определен Ветеринарным уставом Союза ССР. Изменения и дополнения к этому перечню болезней могут производиться Министерством сельского хозяйства СССР.

При отдельных заразных болезнях, напр, ящуре, чуме свиней, сибирской язве, вокруг карантинируемого объекта устанавливается угрожаемая зона. Характер карантинных и других вет.-сан. мероприятий в карантинируемых объектах (на карантинируемой территории) и предупредительных мероприятий в угрожаемой зоне зависит от особенностей возникшей болезни. В основном эти мероприятия сводятся к запрещению ввода, вывода и перегруппировки восприимчивых животных; строгой изоляции больных животных; уничтожению или утилизации трупов павших животных; обеззараживанию навоза, подстилки и остатков корма; запрещению заготовки на карантинируемой территории продуктов и сырья животного происхождения, сена, соломы и вывоза их с этой территории. В карантинированные помещения для животных, в стада, отары запрещают доступ людям (за исключением обслуживающего персонала), вывешивают знаки с указанием объездных дорог, устанавливают сторожевые посты* В некоторых случаях закрывают рынки, запрещают проведение ярмарок, базаров и выставок животных. При особо опасных болезнях (ящур, чума крупного рогатого скота и др.) временно прекращают все хозяйственные связи с благополучными населенными пунктами.

Ветеринарным уставом Союза ССР предусматривается ответственность руководителей хозяйств, предприятий, органов местной власти, а также мин-в и ведомств, в подчинении которых находятся хозяйства и предприятия, за соблюдение карантина. Соответствующий контроль осуществляется государственными ветеринарными инспекторами.

Снятие карантина (отмена решения об установлении угрожаемой зоны) производится после полного прекращения заболеваний и проведения необходимых мероприятий по обеззараживанию объектов окружающей среды органом власти, установившим карантин (угрожаемую зону).

Карантин сельскохозяйственный имеет целью предупредить завоз в страну или на какую-либо территорию болезней растений и вредителей с.-х. культур. Растения, злаки, цветы, семена овощей и пр., провозимые без предварительной проверки, отбираются и уничтожаются.

Библиография Бароян О. В. Судьба конвенционных болезней, М., 1971, библиогр.; Васильев К. Г., Гольд Э.Ю. и Марчук Л.М. От санитарной охраны границ к санитарной охране территории, М., 1974; Виноградов-Волжинский Д. В. и Левитов Т. А. Карантинные болезни, Л., 1975, библиогр.; Военная эпидемиология, под ред. И. И. Рогозина, Л., 1962; Медицинская служба гражданской обороны, под ред. Ф. Г. Кроткова, с. 312, М., 1975, библиогр.; Международные медико-санитарные правила (1969), М., 1972; Эпизоотология, под ред. Р. Ф. Сосова, М., 1974; Howard-Jones N. The scientific background of the international sanitary conferences, 1851—1938, WHO Chron., v. 28, p. 229, 1974.

И. Д. Ладный; В. Д. Беляков (воен.), Б. А. Гайко, Г. Г. Громоздов (ГО), А. Д. Третьяков (вет.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *