Гомункулус методика что означает если рисунок весь зеленый

Тест Гомункулус

Гомункулус методика что означает если рисунок весь зеленый. article 92747 0. Гомункулус методика что означает если рисунок весь зеленый фото. Гомункулус методика что означает если рисунок весь зеленый-article 92747 0. картинка Гомункулус методика что означает если рисунок весь зеленый. картинка article 92747 0. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ В РАБОТЕ ПРАКТИКУЮЩЕГО ПСИХОЛОГА

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ В РАБОТЕ ПРАКТИКУЮЩЕГО ПСИХОЛОГА

В этой статье хочу поделиться с вами опытом работы с малоизвестным тестом «Гомункулус». Вроде бы все о нем слышали, но мало кто видел, а уж тем более работал с ним. Причина одна: нет более или менее полной интерпретации, ни в книге А. Семенович, ни в интернете. Да, частичные данные есть, но их крайне мало для полноценной работы с тестом.

Не буду писать теорию о проективных тестах, вы ее знаете не хуже меня. Сейчас хочу остановиться на вопросах: Где можно применять тест? Когда? Что видно по тесту?

Вы уже знаете, что первоначально тест описан в книге А. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» и, конечно, он показывает нейропсихологические проблемы, а именно неправильное представление своего тела в пространстве. И если я вижу это на тесте, то обязательно отправляю ребенка к нейропсихологу. Если это взрослый клиент, то обязательно говорю, что за проблема и когда (примерно) она могла возникнуть. К какому специалисту обратиться.

Если основные интерпретации (цвет, нажим, направление) еще можно встретить в книгах по проективным методам, то сексуальные девиации, семейную динамику, офисную динамику – все пришлось наблюдать и фиксировать на практике. Очень помог опыт работы с данным тестом моей коллеги, нейропсихолога Натальи Серёжиной. В нашей общей «коллекции» уже более 500 тестов.

Итак, отвечаю на вопросы.

Где можно применять тест?

Тест можно применять в любом консультировании: детском, семейном, сексологическом, в коуче, в бизнес-консультировании и даже на семинарах(уже первый опыт использования на тренинге с типовым названием «Как выйти замуж» показал очень интересные результаты! Об этом я рассказываю на вебинаре).

Соматика: головные и суставные боли, невроз, давление, боли в ступнях.

Источник

2) Методика«Гомункулус» (А.В.Семенович)

Анализ рисунка «Гомункулус» проводился по следующим параметрам: сила нажима, разноцветные руки, акцентуированный рот, выход за пределы контура рисунка, незакрашенные части, заштриховка одним цветом, отсутствие лица, пятно или какие-то особые отметки на теле, крупные штрихи, обозначение зоны гениталий, перевязка на горле, деление туловища пополам; красные волосы/дорисована шапка, красный рот, румянец на щеках, маленький рот/отсутствие рта, нераскрашенное туловище, большой нос (относительно всего лица).

Также был проведен количественный анализ рисунков по специально выделенному параметру «акцентуации внутреннего тела» (т.е. сумме показателей по перечисленным параметрам). Под «внутренним телом» мы понимает восприятие комплекса ощущений и сигналов, идущих от внутренних органов. Опираясь на представления А.Ш.Тхостова, который выделяет внешнюю границу образа тела (объективное место взаимодействия внешнего мира и человека, то есть поверхность тела) и внутреннюю границу (субъективное ощущение человеком того, «где он заканчивается») (Бескова Д.А., Тхостов А.Ш., 2005,стр. 238).

Сравнение групп проводилось с использованием критерия Манна-Уитни и Х2. В таблицах представлены данные, значимые различия по которым встречаются хотя бы в одной из групп. В таблицы не включены параметры, значимые различия по которым не были обнаружены, а именно: акцентуированный рот, деление туловища пополам; красные волосы/дорисована шапка, красный рот, румянец на щеках, маленький рот/отсутствие рта, нераскрашенное туловище, большой нос (относительно всего лица).

1. Сравнение групп ИГ1 и КГ.

Результаты, полученные по методике «Гомункулус», показали, что для рисунков детей ИГ1 характерен выход при раскрашивании за границы фигуры – 70,3% детей данной группы изображали головные уборы, волосы, крылья фей, в отличие от детей группы КГ, которые лишь в 20% случаев выходили за границы контура при раскрашивании (р

Источник

Гомункулус методика что означает если рисунок весь зеленый

Гомункулус методика что означает если рисунок весь зеленый. 9773. Гомункулус методика что означает если рисунок весь зеленый фото. Гомункулус методика что означает если рисунок весь зеленый-9773. картинка Гомункулус методика что означает если рисунок весь зеленый. картинка 9773. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ В РАБОТЕ ПРАКТИКУЮЩЕГО ПСИХОЛОГА

Как часть нейропсихологической диагностики, был использован тест «Гомункулюс».

Бесплатные занятия с логопедом

Исследование нейропсихологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, находящихся в клинической норме, и детей, имеющих общее недоразвитие речи III уровня, дизартрия, охватывало 20 детей (по 10 человек каждой категории). Как часть нейропсихологической диагностики, был использован тест «Гомункулюс». Тест, разработанный А.В. Семенович, предназначен для диагностики соматических нарушений, которые несомненно влияют на формирование личности ребёнка. Рисунок был увеличен до стандарта А4. Выполнялся ведущей рукой. Ребёнку предлагалось раскрасить рисунок. Данные, полученные по методике «Гомункулус», не являются полными, однако они свидетельствуют о многочисленных проблемах как соматического, так и психологического характера. Тест «Гомункулюс» является очень перспективным в плане дальнейшего изучения и применения в работе нейропсихолога, т.к. выявляет не только неправильное представление своего тела в пространстве, но и проявляет проблемы эмоциональной сферы. Результаты выполнения данного теста представлены в таблице:

Таблица. Результаты выполнения теста «Гомункулюс»

Параметры рисунка

Предполагаемые соматические отклонения

Дети с ТНР

Нормоти-пичные дети

Крупные штрихи раскраски

Органические поражения, эписиндром

Разноцветные руки, цветные руки

Незавершенность формирования дифференциации функций рук, недостаточное развитие тонкой моторики рук

Источник

Гомункулус методика что означает если рисунок весь зеленый

Б. И.: «Закрой глаза. Положи руки на стол (ладонями вниз)». Далее, как в пункте А.

В ходе проведения предыдущих проб вы несколько раз прикасаетесь одновременно к двум местам на теле ребенка (например, к обеим рукам) и просите его показать, куда вы прикоснулись. В данном случае важен учет обоих прикосновений, поскольку проба направлена на выявление феномена игнорирования в тактильной сфере.

2. Проба Ферстера. И.: «Что я нарисовала (написала) у тебя на руке?» Эксп. рисует пальцем (палочкой) то на правой, то на левой руке ребенка фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и просит назвать нарисованное.

Обязательным условием является упроченность в памяти ребенка рисуемых знаков.

3. Проекция локализации прикосновения. И.: «Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на „человечке“» («Альбом», с. 34).

Так же как и в предыдущем задании, вы дотрагиваетесь до нескольких частей тела ребенка и просите его обозначить точки прикосновения на модели человека, нарисованной в альбоме.

4. Называние частей тела. И.: «Назови часть тела, до которой я дотронусь». Вы прикасаетесь к различным частям тела ребенка и просите его называть их. Данная часть исследования направлена также на оценку номинативного уровня схемы тела, а не только соматогнозиса.

Помимо этого при необходимости можно исследовать различные виды соматосенсорного и тактильного восприятия: дермолексию не только фигур, но букв, цифр, сложных по начертанию (например, 7); тактильное восприятие предметов, формы, величины, фактуры объектов и т. п.

5. Проба Сегена. Широко известный тест «Доска Сегена» используется в модифицированном варианте, который предусматривает 4 этапа: 1) тест выполняется в свободном режиме; 2) ощупывание фигур, поиск гнезда и вкладывание фигуры в гнездо только одной (правой или левой) рукой; 3) левая рука «опознает» фигуру, правая находит на доске соответствующее гнездо, левая — вкладывает фигуру в гнездо; 4) правая рука манипулирует с фигурами, левая — с гнездами на доске. Вся проба проводится с закрытыми глазами, фиксируется время выполнения каждого субтеста, а также стратегия ребенка в ходе выполнения заданий. Такой вариант использования методики Сегена позволяет дифференцированно, полно и достаточно строго оценить характер специализации и взаимодействия полушарий мозга в ходе стереогностической деятельности.

§ 3. Зрительный гнозис

1. Восприятие предметных, реалистических изображений.

Перед ребенком открывается с. 1 «Альбома». И.: «Что здесь нарисовано?» Уже здесь важно отметить, нет ли у ребенка тенденции к инверсии вектора восприятия (следит глазами справа налево и/или снизу вверх). Далее открывается с. 2–3 (в развороте) и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные Эксп. два (потом три) изображения, расположенных в разных местах альбома.

2. Перечеркнутые изображения (с. 4–5). И.: та же, что и в пункте 1.

3. Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения). С. 6–7. И.: та же.

4. Незавершенные изображения (с. 8). И.: та же.

5. Химерные изображения (с. 9—11). И.: та же. В случае, если ребенок не сразу! видит «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?». 3

6. Лицевой гнозис (с. 12). И.: «Кто здесь изображен?» После перечисления Эксп. задает более трудный вопрос: «Чем отличаются (показ) эти люди?»; ребенка просят указать на разницу в возрасте, одежде, прическе и т. д.

Дополнительную информацию дает восприятие сюжетных картинок из «Альбома», на которых следует опознать пол, возраст, эмоциональное состояние.

7. Эмоциональный гнозис (с. 13–15). И.: «Кто здесь нарисован и каково состояние (что чувствует) каждого из персонажей?»; затем следует ряд уточняющих вопросов типа: «Кто из них более веселый? Кто больше всех удивлен? Кто самый злой?» и т. д.

8. Цветовой гнозис. И.: «Какой это цвет? Напиши красным (желтым, синим) карандашом».

9. Сюжетные картинки «Лето», «Прорубь», «Окно» (с. 16–18), серийные — по Н. Радлову и Х. Бидструпу (с. 19–26). И.: «Что здесь случилось?» Подбор серийных картинок обязательно должен соответствовать возрасту ребенка.

§ 4. Пространственные представления[1]

Пространственный гнозис

1. Проба «Зеркальные буквы» (с. 27). И.: «Покажи, какая из букв написана правильно». Более сложным вариантом является нахождение «неправильных» цифр и букв в слогах и словах (с. 28).

2. Проба «Слепые часы» (с. 7). Эксп. закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколько времени показывают стрелки на «слепых часах». При выраженных затруднениях эталон открывается для сравнения.

Здесь следует очень внимательно отнестись к тому, упрочено ли в опыте ребенка определение часов именно в таком варианте.

3. Проба Бентона (с. 33). Ребенку показывают один из верхних образцов, затем закрывают его и просят показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остается открытым для сравнения.

Понятно, что справа приведен более сложный вариант; его можно использовать после 7–8 лет.

Самостоятельный рисунок

Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломастеров), простой карандаш, ручка. Цветовые предпочтения в ходе интерпретации приближают следующие ниже тесты к тесту Люшера. Кроме того, анализируются топологические, конструктивные и стилистические особенности рисунка правой и левой рукой.

1. Ребенку предлагается (и правой, и левой рукой) нарисовать: цветок, дерево, дом, велосипед.

2. Проба «Коврики». Перед ребенком кладется лист бумаги, сложенный вдвое, на котором изображен большой прямоугольник. И.: «Представь себе, что это коврик. Разрисуй его, пожалуйста».

По завершении раскрашивания одной рукой лист поворачивается и аналогичная процедура проводится другой рукой.

Вариантом этой пробы является предоставление ребенку листа бумаги без рамки.

3. Проба «Мандата». Перед ребенком кладется стандартный лист бумаги (формат А4) с нарисованной в центре окружностью диаметром 10 см. И.: «Разукрась (раскрась, разрисуй) это, пожалуйста». На любые вопросы ребенка дается ответ: «Делай, как тебе нравится».

По завершении раскрашивания аналогичный тест проводится другой рукой.

4. Проба «Гомункулус» (рис. 6).

Выполняется ведущей рукой на стандартном (А4) листе бумаги.

Перед ребенком кладется образец, скопированный из «Альбома» (с. 50). И.: та же, что и в пункте 3.

По окончании раскрашивания ему предлагаются следующие вопросы:

Кого ты нарисовал? Как зовут? Сколько лет? Что сейчас делает?

Чем вообще занимается? Любимое и нелюбимое занятие?

Боится ли он чего-нибудь? Где живет? С кем живет?

Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)?

Какое у него настроение? Его самое заветное желание?

Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов?

Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит?

Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?

5. Проба «Рисунок человека». Выполняется ведущей рукой. И.: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

По окончании предлагаются вопросы, что и в пункте 4.

Копирование

1. Тест Денманна. Перед ребенком кладется «Альбом» (с. 30) и чистый лист бумаги. И.: «Нарисуй эти фигурки».

Копирование выполняется сначала одной рукой, затем (на новом листе бумаги) другой. Тест весьма эффективен для исследования процессов копирования до 5 — б лет.

Подробный анализ этой сферы психической деятельности дан в разделе 2 «Пространственные представления при отклоняющемся развитии».

Источник

Гомункулус методика что означает если рисунок весь зеленый

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal


ТЕСТ ГОМУНКУЛУС

Источник: А.В.Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.
Перед ребенком кладется рисунок, и предлагают его раскрасить, образец можно скопировать с http://moemesto.ru/ira_el/file/3845177/display/чел.doc

Тест выполняется ведущей рукой на стандартном (А 4) листе бумаги.

Важно: (обратить внимание с чего начинается раскраска)

Данный тест констатирует наличие или отсутствие у ребенка таких явлений, как:

• гипо- или гипертонус, мышечные зажимы, синкинезии, тики, навязчивые движения, вычурные позы и ригидные телесные установки; полноценность глазодвигательных функций (конвергенции и амплитуды движения глаз);

• пластичность (или, напротив, ригидность) в ходе выполнения любого действия и при переходе от одного задания к другому, истощаемость, утомляемость; колебания внимания и эмоционального фона, аффективные эксцессы;

• выраженные вегетативные реакции, аллергии, энурез; сбои дыхания вплоть до его очевидных задержек или шумных «преддыханий»; соматические дизритмии, нарушение формулы сна, дизэмбриогенетические стигмы и т.п.

Рекомендуется тест Гомункулус, применять в месте с традиционной батарей методик, таких как РНЖ, ДРС, Рисунок Человека, Люшер, ДДЧ.

Протокол к тесту «Гомункулус»

Ф.И. _______________________________________ _____________ Дата ____________

Вопросы: Ответы ребенка:

Кого ты раскрасил? ________________________________________ ________________________

Как его зовут? ________________________________________ ________________________

Сколько ему лет? ________________________________________ ________________________

Что он сейчас делает? ________________________________________ ________________________

Чем он вообще занимается? ________________________________________ ________________________

Любимое занятие? ________________________________________ ________________________

Нелюбимое занятие? ________________________________________ ________________________

Боится ли он чего-нибудь? ________________________________________ ________________________

Где живет? ________________________________________ ________________________

С кем? ________________________________________ ________________________

Кого больше всех любит? ________________________________________ ________________________

С кем дружит (играет, гуляет)? ________________________________________ ________________________

Какое у него настроение? ________________________________________ ________________________

Его самое заветное желание? ________________________________________ ________________________

Чем бы он защищался от врагов? ________________________________________ ________________________

Какое у него здоровье? ________________________________________ ________________________

Что и как часто болит? ________________________________________ ________________________

Что в нем хорошего? ________________________________________ _______________________

Что в нем плохого? ________________________________________ ________________________

Кого он тебе напоминает? ________________________________________ ________________________

Выводы: ________________________________________ ___________________________________

________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ _____________________

Важным в процессе тестирования является наблюдение и психоаналитическая беседа.

Тест можно применять так же и с взрослыми алекситимиками, которые определяются следующими когнитивно-аффективными особенностями:

1. трудностью в определении (идентификации) и описании собственных чувств;

2. трудностью в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;

3. снижением способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии и других проявлений воображения;

4. фокусированием в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *