Гласные буквы как объяснить ребенку что это

Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»

Гласные буквы как объяснить ребенку что это. 9e94a81d9dad7fcf8963654b6a34891b. Гласные буквы как объяснить ребенку что это фото. Гласные буквы как объяснить ребенку что это-9e94a81d9dad7fcf8963654b6a34891b. картинка Гласные буквы как объяснить ребенку что это. картинка 9e94a81d9dad7fcf8963654b6a34891b. Олеся Герасименко Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук» Олеся Герасименко
Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»

1. Познакомить детей с понятием «гласный» и «согласный» звук;

2. Уметь отличать «букву» от «звука»;

3. Развивать мелкую моторику и координацию движений;

4. Развивать фонематический слух;

5. Закреплять умения делать звуковой анализ слова;

6. Применить дифференцированный подход к выполнению заданий.

Материалы: карточки для звукового анализа слова; лента букв; песок; фишки

Ход НОД

1. Сюрпризный момент (дети стоят на ковре)

-Давайте, послушаем мелодии, которые я вам подготовила.

(хруст снега под ногами, пение снегирей, зимняя вьюга, катание на коньках и на лыжах)

-Что вы слышали, ребята?

— Все, что мы произносим, читаем, пишем, как это называется? (Наша речь).

— Из чего состоит наша речь? (из слов)

— А слова? (из звуков)

-А увидеть звук мы можем? А написать звук можно? (буквами)

Звук мы произносим и слышим. А буквы мы видим и пишем.

2. Знакомство с понятием «гласные звуки».

Сегодня я хочу рассказать вам о звуках, которые произносит человек.

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:

А — радостный и веселый, (он любил широко открывать рот)

У — умный, (складывал губки трубочкой, как уточка)

О — очень любил всему удивляться, (его ротик был похож на колесо)

И — игривый, улыбчивый, (ротик его всегда улыбался)

Э —рассудительный, (его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят)

Ы — самый настойчивый, (пел низко, немного улыбаясь с приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком)

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и высоко, и низко, и громко, и тихо. Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными звуками, а чтобы они отличались от других звуков им подарили красные рубашки.

-Гласные звуки мы можем пропеть и воздух во рту не встречает преград!

-Есть песенка, которая поможет нам запомнить, как же произносятся гласные звуки.

Гласные тянутся в песенке звонко,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать

И в колыбели ребенка качать

-Я уже говорила, что гласные звуки любили петь. Вот сейчас мы и попробуем с вами спеть, что же у нас получится. Выходите гласные звуки к доске.

(закрепить за ребенком определенный звук)

А) группа1

-Гласные звуки хорошо пели:

-парами, дуэтом (АО, УИ, ЭЫ; АУ,ОЫ, ЭИ)

-по трое, трио (АУО, ИЭЫ

Б) группа2

-Как мы делали звуковой анализ слова?

-Для чего нам нужны клеточки?

-Ваше задача-найти гласный звук, определить где он стоит (в начале, в конце, в середине) и выделить его теперь красной фишкой, а не белой)

В) группа3

Упражнение «Узнай звук, который я произнесла без голоса»

4. Физминутка. Игра «Затейники»

5. Проверка звукового анализа. Работа 1-2 детей и у доски.

6. Знакомство с понятием «согласные звуки».

-В русском языке есть и другие звуки. Послушайте продолжение сказки.

Сказка о согласных звуках

Так себе и жили гласные звуки: «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И» очень долго. Пели звонкие песни, но вот однажды их услышали другие звуки. И так им тоже захотелось петь, что они попросили гласные звуки их научить петь.

«П-П-П» — запыхтел согласный звук «П». Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он,загоревал: «Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь».

«Т-Т-Т» — застучал звук «Т», Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; «Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит».

«К-К-К» — закряхтел звук «К» и тоже не смог спеть песенку.

«Ф-Ф-Ф – зафыркал звук «Ф».

«Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук «А», — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?» «Согласны! Согласны!» — закричали звуки. И с тех пор их стали называть согласные звуки.

-А как вы думаете, почему согласные звуки не смогли ничего спеть?

-Что им мешало петь? Что встречают на совеем пути согласные звуки? (преграду-язык, зубы, губы)

-Есть песенка и про согласные звуки, которую мы тоже постараемся выучить и повторять на каждом занятии.

— А согласные согласны –

Шелестеть, свистеть, сопеть,

Громко хлопать и шипеть,

Но не хочется им петь.

-И вот согласные звуки тоже захотели себе рубашки. И им гласные звуки подарили рубашки синего и зеленого цвета.

-А почему некоторые согласные звуки выделены синим и зеленым цветом, как вы думаете?

(синий-всегда твердый, зеленый – всегда мягкий; а если показан и синий и зеленый цвет-то звук бывает и мягким и твердым)

Знакомство с лентой звуков.

7. Закрепление понятий «твердый-мягкий звук»

Работа у доски, за столами. Звуковой анализ слова кит и кот.

-Сколько звуков в слове кит?

-Сколько гласных звуков? Назовите гласные звуки? Какой фишкой мы отмечает гласные звуки? («И», «О» красным)

-Остальные звуки как называются? (согласные)

-В слове кит назовите первый звук(«Кь», «К»); последний («Т»)

-Какую фишку мы поставим на звук «КЬ», «К»? почему?

-Какую фишку мы поставим на звук «Т»? почему?

8. Практическая часть.

Но однажды сели звукина полянке и задумались:

— Как же так? — говорит А. — У всех есть дома, а у нас нет

— У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.

— О, и у каждой птички есть гнездо! — подхватил О.

— И люди в домах живут, — тихонько заметил И.

— Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! — возмутились Э и Ы.

— Ребята, а где живут звуки? (Ответы детей) Каждый звук живет в своей букв

Звук А живет в букве А, звук О живет в букве О и т. д. Вот и они подумали-подумали, тоже себе домики захотели.

— Из чего или как можно буквам домики смастерить? (Предположения детей) Можно построить из соломы, из кирпича, из брёвен, изо льда…

— А я предлагаю вам построить домики для наших звуков из …

Только вы должны отгадать загадку:

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

А песок наш непростой,

он волшебный и живой!

Чтоб заданья выполнять

Надо правила все знать.

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Ты с песком играй, лепи,

Только руки не мочи.

Будет наш песок сухой

И подружится с тобой!

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Я хочу построить дом,

Чтобы звуки жили в нём.

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

«О» в окошечко глядит,

«Ы» на крыше там сидит,

«И» стоит на лесенке,

«У» заснул у нас в трубе,

не дождался звука «Э»

«А» в гамак забрался,

Вот такие гласные, гласные – прекрасные!

7. Рефлексия (на ковре)

— Ребята, подумайте, что для вас было сегодня сложным, что простым, что интересным, а что нет?

-Какие звуки называют гласными? Какие согласные?

-Что мы узнали о звуках? (их мы слышим и произносим)

-Что мы узнали о буквах? (мы их пишем и видим)

— Сегодня хочу отметить тех ребят, которые активно отвечали и работа на занятии…

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук К (К’, буква К». Цель: Закрепление правильного произношения звука «К», знакомство.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Э» Организационный момент: 1. Красками пахнет наш юбиляр Тысячный дом покрасил. маляр 2. Щуки,окуни,судак, Наш улов принес. рыбак 3. Нет тельняшки.

Гласные буквы как объяснить ребенку что это. detsad 943971 1499096763. Гласные буквы как объяснить ребенку что это фото. Гласные буквы как объяснить ребенку что это-detsad 943971 1499096763. картинка Гласные буквы как объяснить ребенку что это. картинка detsad 943971 1499096763. Олеся Герасименко Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»Открытое занятие для родителей по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Грамотейку на воздушном шаре» Открытое занятие для родителей по образовательной области «Обучению грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну Грамотейка на.

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем звукам» Видео Дорогие коллеги! Спасибо всем, кто ознакомился с моей предыдущей публикацией («Открытое занятие «Обучение грамоте». Группа подготовительная.

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Полёт в космос» Задачи: Образовательные – продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги,.

Подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звук и буква «А». Тема: ЗВУК И БУКВА «А». Цели: закрепить знания о гласном звуке [а]; развивать слуховое внимание и память; закрепить умение детей выделять.

Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР «Звук [М] и буква М» Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР. Звук и буква «М» Тема: ЗВУК.

Источник

Как объяснить разницу ребенку между гласными и согласными звуками?

Гласные буквы как объяснить ребенку что это. 3a68bf3e185a5b45cd43900a7cc64239. Гласные буквы как объяснить ребенку что это фото. Гласные буквы как объяснить ребенку что это-3a68bf3e185a5b45cd43900a7cc64239. картинка Гласные буквы как объяснить ребенку что это. картинка 3a68bf3e185a5b45cd43900a7cc64239. Олеся Герасименко Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»

Гласные буквы как объяснить ребенку что это. e2f5c272ad29b23e13a744a82da356da. Гласные буквы как объяснить ребенку что это фото. Гласные буквы как объяснить ребенку что это-e2f5c272ad29b23e13a744a82da356da. картинка Гласные буквы как объяснить ребенку что это. картинка e2f5c272ad29b23e13a744a82da356da. Олеся Герасименко Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»

Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться.

Чтобы помочь малышу научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил:

Не говорите ребенку о том, что гласные поются, а согласные нет.

Изобретательные дети покажут вам, как можно пропеть звук З или М, и тогда путаницы не избежать. Дело в том, что все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы: гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и шум, глухие согласные – только шум. Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, н, м, й. Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – не используйте ради своего же дальнейшего спокойствия.

Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет.

Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце – пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.

Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал».

Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмет, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали они как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй». Ребенок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «Так, с тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись».

Сначала выучите с ребенком гласные звуки, а потом согласные.

Заметьте, что отдельные согласные звуки читаются коротко, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно долго.

Тренируйтесь различать звуки в игре.

Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки. Положите перед ребенком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, дольше всего пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок». Дайте ребенку возможность прокричать звук и порассматривать себя в зеркало. Будьте уверены, малыш найдет разгадку!

А если вы хотите научиться распределять этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения, освоить постановку звуков с помощью логопедических зондов; научиться приемам активизации кинестетических ощущений в оральной области и приемам использования массажера V-Zibe; то мы вас ждем на мини-курсе: «Звукопостановка: особенности начала работы и формирование звукопроизношения».

Источник

Ознакомление с гласными и согласными буквами

Гласные буквы как объяснить ребенку что это. b8ccb9aaae8c5fdcfdd3398bb887a8bb. Гласные буквы как объяснить ребенку что это фото. Гласные буквы как объяснить ребенку что это-b8ccb9aaae8c5fdcfdd3398bb887a8bb. картинка Гласные буквы как объяснить ребенку что это. картинка b8ccb9aaae8c5fdcfdd3398bb887a8bb. Олеся Герасименко Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук» Андреева Юлия
Ознакомление с гласными и согласными буквами

Ознакомление с гласными и согласными буквами. Этапы формирования навыков письма.

Подготовка детей к обучению грамоте проходит такие основные этапы:

1. Развитие зрительного и слухового внимания, мышления, памяти, устной речи, пальцевой моторики.Для развития зрительного внимания и пальцевой моторики хорошо подходят такие задания:

— складывание из палочек или спичек по образцу и описанию несложные фигуры (стул, кровать, дерево, елочка, лесенка и т. д.);

—складывание из геометрических фигур разных предметов (домик, грузовик, кот, собака, мишка, снеговик и т. д.);

—складывание предметных картинок из разрезных частей, кубиков с сюжетными картинками, игр-пазлов, мозаик и т. д. ;

2. Развитие фонематических процессов восприятия, представлений, анализа и синтеза. Работа проводится последовательно-параллельно над всеми фонематическими процессами.

Конечно, эту работу надо начинать с развития слухового внимания, то есть с упражнений в различении неречевых звуков (стук молотка и звон ложки в стакане, шуршание сминаемой бумаги от шума пересыпаемой из стакана крупы, погремушку от бубна и т. д.) Постепенно переходя на развитие фонематического восприятия, то есть умения различать слов близких по звуковому составу; выделять заданный звук в потоке звуков; определять наличие или отсутствие заданного звука в составе слова и т. д. Конечно всему этому детей нужно учить, чем мы вместе с вами и занимаемся.

Параллельно развиваем навык фонематического анализа.Эта работа проходит в такой последовательности:

• упражняем детей в определении гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением;

• упражняем в выделении согласных звуков, стоящих в конце слова;

• упражняем в выделении гласного звука, стоящего в середине слова;

• упражняем в выделении согласного звука в начале слова;

• упражняем в определении места заданного звука в составе слова;

• упражняем в определении количества гласных и согласных звуков в составе слова;

• упражняем в определении количества и последовательности звуков в слове.

Также параллельно развиваем навыки фонематического синтеза.Для этого используются:

• упражнения в составлении слогов из последовательно названных гласных звуков;

• упражнения в составлении слогов из изолированно названных гласного и согласного звуков;

упражнения в составлении односложных слов из изолированно названных: согласного, гласного, согласного звуков;

• упражнения в составлении двусложных слов из изолированно названных согласного, гласного, согласного, гласного звуков.

Для развития фонематических представлений используются:

• упражнения в подборе слов определенной тематики на заданный звук;

• упражнения в подборе слов на любой заданный звук в начальной позиции;

• упражнения в подборе слов на заданный звук в конце слова.

Во-вторых, обучение необходимо проводить только в игровой форме, так как именно игра является основным видом деятельности дошкольников, именно игра наиболее доступна и понятна детям.

В-третьих, обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка заниматься, выражать свое неудовольствие. Будьте терпеливы! Старайтесь заинтересовать ребенка!

В-четвертых, при обучении знакомим только с теми буквами, какие звуки правильно произносит ребенок. Разные звуки осваиваются в разные сроки. Есть «трудные» для детей звуки. Ни в коем случае не знакомим со свистящими, шипящими и сонорными, если ребенок их ещё неправильно произносит.

Когда наши дети так хорошо ориентируются в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить их с буквами.

Начнем с гласных букв, и прежде всего с буквы а.Предложите разобрать ребенку несколько слов: кран, лампа, марка. Все эти слова выложены перед ребенком на столе в виде разноцветных фишек. Попросите малыша найти в них одинаковые гласные звуки. Ребенок определяет, что это звук а. Тогда вы показываете приготовленную заранее букву а и, рассмотрев ее, просите ребенка заменить во всех словах звук а на букву а. Дальше ваш малыш при звуковом анализе слов ставит всегда букву а вместо соответствующей фишки.

Следующая буква, с которой мы предлагаем знакомить ребенка, — я. Почему такая странная последовательность? Ведь мы привыкли к тому, что ребенку показывают гласные буквы а, у, а затем сразу несколько согласныхи он начинает читать: мама, папа, Шура, Мура. И читает эти слоги и слова ребенок довольно легко. Но вот ему показывают букву и или я — и так хорошо усвоенный навык чтения вдруг разваливается! Ребенок не может прочесть слогов с этими буквами, он как бы заново начинает учиться читать. Почему?

Потому что, читая слоги с буквами и, я, ю, е, ё, ребенок впервые начинает читать слоги с мягкими согласными, и оказывается, что их нужно читать совсем по-другому. Когда перед ребенком стоял слог,вы учили его: «Произноси м-м, потом переводи глазки на следующую букву а и говори дальше а-а. Получается мм-аа—ма». Но вот нужно прочесть слог с буквой и. Попробуйте произносить м, а затем перейти к и. У вас получится мьи, а не ми. Оказывается, для того чтобы знать, как прочесть согласную в слоге, надо видеть, какая за ней стоит гласная, и в зависимости от этого приготовиться к чтению согласной.

Это очень сложно, если ребенок должен сам до этого додуматься. Но ведь можно с самого начала учить его так, чтобы затем не возникло никаких осложнений. Научить его чтению тогда, когда он еще не читает, а продолжает заниматься уже хорошо знакомым ему делом — звуковым анализом слов. Вы предлагаете ребенку разобрать слово Надя. Это для него уже легкое занятие,и он быстро выкладывает: Нада. Да, на конце он ставит тоже букву а, потому что обозначает ею звук а — последний звук в слове Надя.И тут вы сообщаете малышу первое в его жизни правило русского языка: после мягкого согласного звук а обозначает буквой я: «Букву а после мягкого согласного ставить нельзя, слышишь ты звук а, а букву пишешь я» — и вы показываете букву я.

Конечно, ребенок не сразу это правило усвоит, он будет иногда ошибаться, забывая, где и когда какая из букв пишется. Не сердитесь и не огорчайтесь — это действительно не так-то легко запомнить. Терпеливо давайте ребенку выкладывать слова, в которых есть буква я после согласного, повторяйте с ним каждый раз это правило,спрашивайте: «А почему ты поставил букву я? Я слышу здесь звук а». Скоро подобные ошибки исчезнут, а важнейшее правило об обозначении мягкости согласных в русском языке будет навсегда усвоено ребенком.

Точно так же познакомьтеребенка и с остальными парами: о—ё, у—ю, ы—и, э—е. Правда, обратите внимание на то, что буква и обозначает звук и, но тоже всегда пишется после мягкого согласного.

Вот теперь можно начинать читать. Теперь наш малыш хорошо знает, что буквы я, е, ё, ю — это как бы сигналы того, что предшествующую им согласную нужно прочитать мягко. Правда, до сих пор он имел дело с цветными фишками, которые сами напоминали о качестве согласного звука — твердый он или мягкий. А когда мы заменим фишку буквой. Достаточно ли хорошо усвоил ребенок те знания, которые мы постарались ему дать?

Чтобы убедиться в том, что можно переходить к чтению, давайте снова поиграем. Достаньте белые фишки, а цветные уберите. Мы усложним игру, уберем те фишки, которые своим цветом подсказывают ребенку, с каким звуком он имеет дело. Пусть он в этой игре-загадке ориентируется только на буквы.

Предложите малышу сложить из белых фишек и гласных букв слово лук. Это, конечно, очень легко для него. А теперь, говорите вы, убери букву у, поставь вместо нее букву ю и угадай, какое получилось слово. Ребенок должен воссоздать слово, пока ему неизвестное.Ему известно все: первый звук, буква ю в середине слова и последний звук. Он должен фактически прочитать новое слово. Да, прочитать, хотя букв нет, стоят белые фишки. Но малыщ, поставив вместо буквы у букву ю, должен, помня усвоенные ранее правила, произнести первый звук в новом слове мягко — л’ — и получить новое слово — люк.

Мы с вами разбираем подробно механизм этого процесса, механизм чтения —малыш же просто радостно отгадывает: люк. Ему и невдомек, что в этот самый момент он научился читать.Дайте ему несколько таких загадок: лук—люк—лак, бак—бок—бык, нос—нёс; их легко придумывать самим. Эти упражнения ценны тем, что, «отгадывая» предложенные загадки, ребенок учится ориентироваться на гласную букву, а в этом залог легкого перехода к чтению.

Как только вы убедитесь, что «загадки» отгадываются легко, покажите ребенку первую согласную букву м и предложите сложить слово мама, а потом прочитать его. Можно приготовить специальное пособие, которое очень облегчит обучение слоговому чтению.

Возьмите листок плотной бумаги, сделайте в нем две пары прорезей так, чтобы в них можно было бы протягивать полоски с написанными на них буквами. В первую пару прорезей вставьте полоску с согласными буквами — м, н, р, л. Во вторую — полоску, на которой написаны все гласные буквы в той последовательности, в какой вы знакомили с ними ребека, т. е.попарно: а—я, о—ё, у—ю, ы—и, э—е.

Установив в «окошечке» букву м, начинайте протягивать вторую полоску так, чтобы последовательно образовались слоги ма, мя, мо, мё и т. д. Делайте все это вместе с ребенком, предложите ему читать слоги. Поскольку согласная не меняется, а гласная каждый раз появляется новая, ребенок смотрит все время на гласную (а мы помним, что при чтении необходимо ориентироваться именно на нее). Иногда малыш настолько увлекается этим чередованием гласных,что начинает читать так:а—ма, я—ма, о—мо и т. д. Это очень хорошо, не поправляйте его! Но если ребенок начинает называть согласную: м, а—ма, этого постарайтесь избежать, отучайте малыша от такого последовательного называния букв, оно тормозит овладение чтением.

Вот мы и научили читать ребенка. Овладев чтением слогов в «окошечках», ребенок перейдет к чтению самых простых текстов — «Азбуки», а затем и первых книжек.

В какой последовательности давать ребенку согласные буквы? Это не имеет принципиального значения. Если вы начнете с ним читать «Азбуку», знакомьте с согласными в той последовательности, какая предлагается в этой книге. Не нужно долго задерживаться на чтении с «окошками», прочтите так слоги только с четырьмя указанными согласными, иначе у ребенка надолго сохранится «рубленое» слоговое чтение.

Как видите, в ранее перечисленных советах по обучению малыша грамоте само обучение чтению занимает совсем немного места. Это не случайно. Если вы правильно введете своего ребенка в новый для него мир — мир языковой действительности, незаметно откроете для него законы русского языка и сделаете все это в увлекательной форме, то он начнет читать легко и безболезненно. И он полюбит этот новый, интересный мир, полюбит родной язык.

Но не забывайте, что ваш ребенок — еще ребенок, не требуйте от него больше, чем он может сделать.

Переходя к знакомству с буквой, целесообразно вспомнить, что звук мы слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы пишем и читаем.

Этапы знакомства с буквой некоторые моменты:

1. Работа в тетрадях.С первого занятия детей необходимо приучать четко выполнять требования к ведению тетрадей: каждая работа начинается с бордюра; между строчками пропускается 2 клеточки, между работами — 4 клеточки; между буквами, слогами, словами — 2 клеточки.

Во время первого периода обучения образец бордюра дается в тетрадях, в дальнейшем под диктовку детьми могут выполняться первые несколько элементов (вместо образца). Возможно и самостоятельное придумывание бордюров.

Бордюры не только помогают в работе по коррекции мелкой моторики, но и способствуют развитию зрительного внимания, умению видеть чередующиеся элементы, развивают зрительное восприятие рядов.

В тетрадях, в зависимости от периода обучения,выполняются следующие виды работ: «печатание» букв, слогов, слов, предложений; составление звукобуквенных схем слов, схем предложений.

2. Работа по таблицам. Чтение по таблицам прямых и обратных слогов проходит после знакомства с буквой и «печатания» ее в тетрадях.

На занятиях используются 2 таблицы: первая — на чтение прямых и обратных слогов, вторая — на чтение слогов с твердыми и мягкими звуками. Сначала дети читают хором, затем — поочередно.

В заключительной части занятия проводится игра, направленная на развитие зрительного внимания, памяти, автоматизацию звуков, коррекцию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи. Используя выставленные ранее картинки, можно проводить такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный фотограф» и др.

Наглядный материал для знакомства со звуком подбирается так, чтобы его можно было использовать в ходе занятия и для составления звуковых и слоговых схем, предложений.

Задания для выполнения детьми дома:

1. Подбор слова с твердым и мягким изученным звуком, определение его места в слове.

2. Игра «Скажи наоборот» — на закрепление твердости — мягкости (игра объясняется).

3.В тонких тетрадях:

o нарисовать бордюр (дается образец);

o нарисовать картинки на изученный звук в начале,

o середине, конце слова; под картинками составить

o схемы слов, обозначить место изучаемого звука;

o «напечатать» по строчке большой и маленькой изученной буквы.

Выполнение заданий дома позволяет лучше закреплять полученные знания. Практика показала, что дети выполняют их осознанно, зачастую сами объясняют родителям, что и как надо делать. Такие задания можно предлагать два раза в неделю.

Предлагаемая система работы позволяет использовать многообразие дидактических игр и приемов, включая в работу различные анализаторы.

Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста, общедидактических принципов, использование разнообразных игр и приемов в сочетании с многократностью и вариативностью позволяет успешно обучить детей слоговому чтению.

Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи. Русское письмо – звукобуквенное. Основной единицей обучения является формирование графического навыка письма.

Графический навык – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.

Письмо включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений.

На начальном этапе обучения письму дети должны:

§ Усвоить понятие о буквах – графических знаках;

§ Научиться правильно, чётко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильные движения руки, правильную позу, траекторию движений и т. д.

§ Правильно дифференцировать звуки;

§ Безошибочно узнавать и соотносить звуки с буквами, так как параллельно с графическим происходит формирование орфографического навыка.

Готовность к обучению письму включает сформированность:

§ Устной речи, фонетико-фонематического восприятия;

§ Зрительного, зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти;

§ Моторных функций и сложнокоординированных графических движений;

§ Интегративных функций – зрительно-моторных и слухо-моторных координаций.

В формировании графического навыка выделяются три основных этапа:

I. Аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания работы.

II. Синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие.

III. Автоматизация – образование графического навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Характерной чертой графического навыка на этапе автоматизации являются быстрота, плавность, лёгкость и связность.

Необходимо научит видеть строку, её середину, анализировать и уметь определять расстояние, мысленно выделять для каждой буквы её «клеточку» и располагать в ней букву. Величина строки должна быть удобной для выполнения круговых и поворотных движений. При объяснении способа выполнения буквы необходимо особо выделить точку начала движения.

Правила,которые необходимо соблюдать при работе детьми на этом этапе обучения:

§ При выполнении графических заданий важны не быстрота и количество сделанного, а правильность и тщательность следования инструкции.

§ Перед каждым заданием объясните ребёнку его цель: что будем делать, для чего и как. Объясняя, используйте только знакомые слова. Объяснив, покажите;

§ Убедитесь, что ребёнок понял инструкции;

§ Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через ступеньки;

§ Не переходите к последующим заданиям, если не освоены предыдущие;

§ Не забывайте, что дети 6 лет лучше усваивают учебный материал в игре, но не используйте тактику соревнований;

§ Продолжительность выполнения графических заданий не должна быть больше 3-5 мин;

§ При выполнении любых графических заданий учите ребёнка расслабляться после каждого движения и только затем делать следующее движение;

§ Если у ребёнка возникают трудности, если ребёнок напряжённо держит ручку, очень нервничает, выполнять сложные графические движения ещё рано. Не настаивайте, не подчёркивайте неловкость, неумение ребёнка.

Перед тем как ребёнок начнёт писать,он должен уметь:

§ Соблюдать правильную позу при рисовании и письме;

§ Правильно держать карандаш;

§ Правильно координировать движения пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.

Правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический почерк.

Гигиенические правила, которые должен ребёнок выполнять при письме:

§ Парта, стол и стул должны соответствовать его росту;

§ Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же – на расстоянии 7-10 см от линии края стола;

§ Туловище следует держать прямо. Не сгибая не вперёд. Ни в стороны, не опуская плечи;

§ Грудь не должна касаться стола;

§ Ноги согнуты под прямым углом в бёдрах и коленях, стопа стоит на полу;

§ Голова должна быть слегка наклонена вперёд, чтобы глаза находились на расстоянии 20-30см от тетради. Попросите ребёнка сесть прямо, пусть он положит руки на стол и вытянет пальцы. У кончиков пальцев должна лежать тетрадь при письме и книга при чтении;

§ Локти пишущего ребёнка немного выступают за край стола и находятся на расстоянии около 10 см от туловища;

§ Крышка стола во время письма должна быть наклонной.

Первый шаг добуквенного периода обучения – учимся правильно сидеть.

Второй шаг – учимся правильно держать тетрадь и ручку.

Третий шаг –учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные.

Четвёртый шаг –учимся рисовать параллельные линии: прямые и наклонные.

Пятый шаг –учимся рисовать полуовалы: верхние и нижние, правые и левые.

Шестой шаг – учимся рисовать круги и овалы.

Седьмой шаг – учимся рисовать зигзаги.

Восьмой шаг учимся писать элементы печатных букв.

Девятый шаг – учимся писать печатные буквы.

Десятый шаг – учимся писать элементы письменных строчных букв и письменных заглавных букв.

Обучение элементам письменных букв начинается с анализа букв, выделения общих элементов, нахождения сходства и различия в соотношении элементов.

Выделим основные требования к письму в подготовительный период – то, чему нужно научиться ребёнку:

1. Правильно сидеть;

2. Правильно держать ручку;

3. Выучить буквы;

4. Чётко дифференцировать строку, уметь писать буквы в строке;

5. Выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания букв, элементы которых выходят за пределы строки;

6. Уметь выполнять основные элементы букв:

§ вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые;

§ линии с закруглением внизу, вверху;

§ хорошо различать и писать вертикальные элементы;

§ выполнять связные ритмические движения;

§ копировать сочетания извилистых линий, например, скопировать простейшие иероглифы;

§ копировать простейшую фразу из нескольких слов, написанную письменными буквами;

§ различать буквы, написанные курсивным письмом.

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку » Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Цель занятия: закрепить.

Гласные буквы как объяснить ребенку что это. detsad 156523 1480696013. Гласные буквы как объяснить ребенку что это фото. Гласные буквы как объяснить ребенку что это-detsad 156523 1480696013. картинка Гласные буквы как объяснить ребенку что это. картинка detsad 156523 1480696013. Олеся Герасименко Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»Игры с буквами для старших дошкольников Очень важно «зажечь» в ребятишках – дошкольниках огонек желания знать буквы родного алфавита, и научить этими буквами пользоваться. Наверное,.

Гласные буквы как объяснить ребенку что это. detsad 258683 1565073294. Гласные буквы как объяснить ребенку что это фото. Гласные буквы как объяснить ребенку что это-detsad 258683 1565073294. картинка Гласные буквы как объяснить ребенку что это. картинка detsad 258683 1565073294. Олеся Герасименко Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буква «О» I. Игра «Аукцион» Кто больше угадает слов на букву О? 1. Плывет по небу белый корабль. 2. Речная и морская рыба. 3. Водоём. 4. Приём пищи.

Гласные буквы как объяснить ребенку что это. detsad 258683 1565679032. Гласные буквы как объяснить ребенку что это фото. Гласные буквы как объяснить ребенку что это-detsad 258683 1565679032. картинка Гласные буквы как объяснить ребенку что это. картинка detsad 258683 1565679032. Олеся Герасименко Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буквы «Н», «С» БУКВА НВикторина «Книжкино царство» Все ответы начинаются с буквы Н. 1. Волшебная шапка, делавшая всех невидимыми. 2. Герой произведений.

Гласные буквы как объяснить ребенку что это. detsad 943446 1590304093. Гласные буквы как объяснить ребенку что это фото. Гласные буквы как объяснить ребенку что это-detsad 943446 1590304093. картинка Гласные буквы как объяснить ребенку что это. картинка detsad 943446 1590304093. Олеся Герасименко Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»Пособие из фетра «Книга с буквами» для закрепления знаний о буквах и звуках Пособие «Книга с буквами» изготовлено из фетра. Оно предназначено для закрепления знаний о буквах и звуках. Фетр очень удобный материал. Из.

Гласные буквы как объяснить ребенку что это. detsad 170464 1577044327. Гласные буквы как объяснить ребенку что это фото. Гласные буквы как объяснить ребенку что это-detsad 170464 1577044327. картинка Гласные буквы как объяснить ребенку что это. картинка detsad 170464 1577044327. Олеся Герасименко Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»Презентация «Дидактические игры по ознакомлению с гласными буквами» Независимо от того, учим мы их читать или нет, дети самостоятельно начинают усваивать отдельные буквы и складывать из них слова. чтобы.

Гласные буквы как объяснить ребенку что это. detsad 82284 1558075506. Гласные буквы как объяснить ребенку что это фото. Гласные буквы как объяснить ребенку что это-detsad 82284 1558075506. картинка Гласные буквы как объяснить ребенку что это. картинка detsad 82284 1558075506. Олеся Герасименко Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»Презентация «Играем с буквами Ф, Х, Ц» Представляя презентацию «Играем с буквами Ф, Х, Ц», я решила не описывать все слайды, а просто рассказать об основных играх и упражнениях,.

Гласные буквы как объяснить ребенку что это. detsad 82284 1558587966. Гласные буквы как объяснить ребенку что это фото. Гласные буквы как объяснить ребенку что это-detsad 82284 1558587966. картинка Гласные буквы как объяснить ребенку что это. картинка detsad 82284 1558587966. Олеся Герасименко Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»Презентация «Играем с буквами Э, Ю, Я» Вчера прошло последнее в этом учебном году занятие кружка «АБВГДЕЙка». Занятие проходило с опорой на презентацию. Слайды 1, 15, 23. Беседа.

Гласные буквы как объяснить ребенку что это. detsad 2000194 1591540634. Гласные буквы как объяснить ребенку что это фото. Гласные буквы как объяснить ребенку что это-detsad 2000194 1591540634. картинка Гласные буквы как объяснить ребенку что это. картинка detsad 2000194 1591540634. Олеся Герасименко Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»Веревочкины сказки для знакомства детей старшего дошкольного возраста с буквами «Ж», «Л», «М» Веревочкины сказки на некоторые согласные буквы. Цель : знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом букв Ж, Л, М. Материалы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *