Гиперболизация что это в психологии
Научная электронная библиотека
1.2. Общепсихологическое понимание образа как основы имиджа
Изучение образа в российской психологии имеет давнюю традицию, в развитие которой внесли свой вклад такие ученые, как П.К. Анохин, С.М. Беляева, А.В. Василевский, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, И.С. Кон, Н.Н. Ланге, А.В. Либин, Б.Ф. Ломов, П.О. Макаров, В.А. Пономаренко, И.М. Сеченов и др.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово «образ» определяется как «вид, облик», «живое, наглядное представление о ком-нибудь, чем-нибудь», «обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления», «тип, характер» [38, с. 382].
Как результат психических познавательных процессов, «выступающий либо в сенсорной, либо в идеализированной форме», образ является одним из базовых понятий и в общей и в социальной психологии.
Формирование образа является результатом психического процесса – восприятия, формы психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [17, с. 342]. Имеются основания для выделения нескольких механизмов формирования образа в психике человека:
— механизм непосредственного формирования образа;
— механизм опосредованного формирования образа;
— механизм конструктивного формирования образа.
Обратимся к непосредственному механизму формирования образа. Процесс ощущения позволяет собрать первичную информацию мономодального характера (цвет, размер, тактильные ощущения и др.). Под ощущениями понимается простейшая форма психического отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений. Включение процесса восприятия направлено на объединение разрозненных мономодальностей в одно целое – происходит формирование образа объекта.
Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез протекает как в пределах одной модальности, так и в пределах нескольких модальностей. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием ощущения от восприятия является предметность осознания всего, что воздействует на нас, то есть, отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.
Однако восприятие несводимо только лишь к сумме ощущений. Восприятие целых предметов или ситуаций – процесс более сложный. Помимо ощущений в нем задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, то есть, в процесс восприятия включаются и психические процессы более высокого уровня – память и мышление. Неслучайно, поэтому, восприятие часто называют перцептивной системой человека. Более точно перцептивная система – это совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.
Восприятие зависит не только от характера воздействия тех или иных раздражителей на органы чувств, но и от самого субъекта. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни субъекта называется апперцепцией. Наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии.
Это дает нам основание говорить об индивидуально-типологических особенностях восприятия, обусловленного,
во-первых, избирательностью восприятия опытом, профессиональной ориентацией, установками и интересами индивида;
во-вторых, индивидуально-типологическими особенностями нервной деятельности человека, такими как: синтетичность (обобщенность) или аналитичность (детализированность) восприятия; динамика восприятия; точность восприятия; пороги остроты и глубины зрения; пороги пространственного различения; эмоциональность восприятия.
Что касается опосредованного механизма восприятия. Информация как моно-, так и полимодального характера поступает не непосредственно от объекта, а извлекается (преднамеренно или непреднамеренно) из памяти самого субъекта. В психологии этот процесс носит название представления – процесса отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
Говоря о конструктивном механизме формирования образа, следует отметить и роль мышления, благодаря которому происходит переконструирование блоков информации, поступивших ранее. Результатом может явиться образ, не имеющий в качестве своего прототипа реальный объект. В психологии такой образ считается результатом действия психического процесса воображения.
Бесспорным в настоящее время является то, что мышление – это один из высших познавательных процессов, оказывающих существенное влияние на всю деятельность человека, а также то, что в структуре мышления можно выделить определенные умственные операции: анализ, синтез, абстракция, сравнение, обобщение.
С восприятием неразрывно связано воображение. В отличие от восприятия оно лишь новым образом комбинирует то, что мы когда-то познали на опыте и зафиксировали это в памяти: нельзя вообразить то, что в разных элементах не присутствовало бы в действительности. Платон сравнивал восприятие с процессом теснения печати на восковой пластинке, а воображение, согласно Платону, это оттиск, который остается после удаления печати.
Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на основные части. Другими словами, этот этап характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сфотографированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, то есть, он представляется не изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.
С образами воображения далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно иной смысл. Как бы то ни было, с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, весьма многообразны. Мы приведем лишь некоторые из них:
Таким образом, понятие образа в общей психологии включает в себя и собственно категорию образа, и механизмы его формирования в психике человека.
Механизмы воображения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое воображение
Под «воображением» в психологии понимают процесс, благодаря которому человек способен создавать образы и идеи в своем сознании.
Воображение имеет большое значение для человеческой психики, так как играет важную роль в таких процессах как:
Процесс воображения можно дифференцировать по результату, оно может быть: репродуктивным и продуктивным. Под репродуктивным понимают воображение, в процессе которого воссоздаются образы, которые уже есть в реальности. Под продуктивным воображением понимают процесс, в результате которого появляется нечто новое.
По степени целенаправленности процесс воображения может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воображение состоит из воссоздающего и творческого воображения, в то время как непроизвольное воображение является не преднамеренным и непредсказуемым.
Образы в свою очередь могут быть конкретными и абстрактными, так и воображение может быть конкретным и абстрактным.
Воображение выполняет ряд важнейших функций. Оно дает возможность человеку представлять окружающий мир в образах, дает возможность используя их решать задачи.
Воображение помогает регулировать эмоции, познавательные процессы и состояния человека. Воображение предоставляет возможность обдумывать, представлять в образах некий план действий. Оно также позволяет человеку выполнять планирование, программирование и оценивание деятельности.
Выделяют следующие механизмы воображения:
Агглютинация как механизм воображения
Готовые работы на аналогичную тему
Агглютинация представляет то, что происходит в ходе мыслительной деятельности каждого человека. Процесс агглютинации есть практически у всех людей, как у здоровых, так и у не здоровых. В особо сильной степени она присуща людям страдающим шизофренией.
Агглютинация считается автоматическим действием, мы можем только увидеть результат агглютинации, но не можем узреть сам процесс, так как он находится внутри сознания человека. Для того что процесс агглютинации состоялся, человеку необходим запас опыта. Но тем не менее агглютинация не является процессом произвольным, то есть человек не специально обращается к своему опыту, а бессознательно и спонтанно.
Как нам известно воображение человека обогащается за счет человеческого опыта, чем больше человек в своей жизни узнал, увидел тем более широка развита его фантазия, тем больше новых образов он сможет спродуцировать.
Агглютинация по своему происхождению не случайна, ее образы получается из того, что заложено глубоко у человека в подсознании. Сам процесс делится на две части:
Гиперболизация как механизм воображения
Под термином «гиперболизация «понимают процесс преувеличения или преуменьшения объекта, или частей объекта. Иными словами, это фантазии на тему необычного существа, у которого появляются качественно новые свойства. Гиперболизация часто используется в сказках. Примерами гиперболизации являются великаны, гномы, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, многорукий индийский бог, циклоп, Змей Горыныч, Карлик Нос, Дюймовок. Некоторые ученые считают процесс гиперболизации одной из разновидностей акцентирования.
Схематизация как механизм воображения
Под «схематизацией» понимают процесс сглаживания различий, которые имеются у предметов, и поиск сходств. При этом происходит отсечение второстепенных элементов. Индивидуальные особенности при этом также игнорируются.
Примером схематизации может быть орнамент, созданный художником, в котором были использованы элементы растений.
Схемы — это ряд взаимосвязанных мыслей. Схематизация может быть представлена несколькими типами:
Акцентирование как механизм воображения
Под понятием «акцентирование» понимают процесс подчеркивания определенных специфических черт объекта. При этом может происходить изменение пропорций объекта. Акцентирование иными словами называют заострением.
Примерами акцентирования могут быть карикатуры – вид искусства, который высмеивает идеи, пороки, явления, людей с применением стереотипов, шаржи – вид искусства похожий на карикатуру, но при этом нет задачи высмеять, делается лишь акцент на определенных специфических чертах.
Понятие акцентирование включает в себя понятия гиперболизация (преувеличение свойств объекта) и литота (приуменьшение свойств объекта).
Типизация как механизм воображения
Под «типизацией» понимают процесс обобщения объектов, имеющих родственные связи, для того что бы выявить у них общие, повторяющиеся признаки. Признаки при этом должны быть существенными. Затем выявленные признаки можно воплощать в новых образах.
Следует отметить, что данный механизм является наиболее типичным для художественного творчества. В художественном творчестве особе место отводится образам людей, принадлежащим к разным сословиям, возрастным группам, профессиям и так далее.
Достаточно много примеров типизации представлено у Гоголя, например, Коробочка – жадная накопительница, Хлестаков – любитель «ухлестывать» за женщинами.
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
Смотреть что такое ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ в других словарях:
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
гиперболизация ж. 1) Действие по знач. несов. глаг.: гиперболизировать. 2) Состояние по знач. несов. глаг.: гиперболизировать.
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
(от греч. hyperbole — преувеличение) — способ худож. обобщения, при к-ром худож. образность достигается путем намеренного преувеличения к.-л. свойства, качества, особенностей предмета, явления или процесса. Гиперболический худож. образ подчеркнуто условен, его реальный аналог не может в действительности обладать указанными свойствами с той мерой концентрации, к-рая выступает нарушением правдоподобия. Г.— способ создания особой выразительности, эмоциональности, экспрессивности изображаемого. Вспомним поэтические строки Маяковского «В сто сорок солнц закат пылал. » или гиперболу Н. А. Некрасова «Сидит, как на стуле, двухлетний ребенок у ней на груди. ». Преувеличение выявляет в худож. образе скрытое содержание, обнаруживает его эстетический, эмоциональный, познавательный потенциал. Г. широко используется в фольклоре, в сказках («Мальчик-с-пальчик», «Дюймовочка»), в таких жанрах профессионального искусства, как сатира, шарж, карикатура. Предметом Г. могут быть отдельные элементы худож. структуры произв. иск-ва (речь героя, внешний вид, образ природы, эмоциональное состояние и пр.: «Руки милой — пара лебедей — в золоте волос моих ныряют. » С. Есенин; тот или иной персонаж: «Людоедка» Эллочка у И. Ильфа и Е. Петрова, «Органчик» у М. Е. Салтыкова-Щедрина). Г. нередко служит для выявления своеобразия худож. мира произв., выполняет специфическую идейно-эстетическую и стилистическую функцию худож. синтеза (в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Г. оказывается одним из способов достижения худож. единства фантастического и реалистического, сатирического и лирического, конкретно-исторического и общечеловеческого). Как способ худож. обобщения Г. использовалась различными направлениями в истории иск-ва — классицизмом, романтизмом, сентиментализмом, символизмом, реализмом, наполняясь соответствующим идейно-эстетическим, худож., мировоззренческим содержанием. смотреть
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
1) Орфографическая запись слова: гиперболизация2) Ударение в слове: гиперболиз`ация3) Деление слова на слоги (перенос слова): гиперболизация4) Фонетиче. смотреть
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ и, ж. hyperboliser. Чрезмерное преувеличение, создание гиперболы. Цель художественной обработки нового в драматургической литературе ти. смотреть
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
Ударение в слове: гиперболиз`ацияУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: гиперболиз`ация
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
Rzeczownik гиперболизация f Literacki hiperbolizacja f wyolbrzymienie odczas. n
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
ж, лит. abartmacılıkСинонимы: преувеличение, преувеличивание, утрирование, утрировка Антонимы: литота, преуменьшение, уменьшение
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
(1 ж), Р., Д., Пр. гиперболиза/цииСинонимы: преувеличение, преувеличивание, утрирование, утрировка Антонимы: литота, преуменьшение, уменьшение
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
гиперболизацияהַפרָזָה נ’Синонимы: преувеличение, преувеличивание, утрирование, утрировка Антонимы: литота, преуменьшение, уменьшение
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
сущ. жен. рода, только ед. ч.лингв., лит.гіперболізація
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
литотапреуменьшениеуменьшениеСинонимы: преувеличение, преувеличивание, утрирование, утрировка Антонимы: литота, преуменьшение, уменьшение
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
гиперболиза’ция, гиперболиза’ции, гиперболиза’ции, гиперболиза’ций, гиперболиза’ции, гиперболиза’циям, гиперболиза’цию, гиперболиза’ции, гиперболиза’цией, гиперболиза’циею, гиперболиза’циями, гиперболиза’ции, гиперболиза’циях. смотреть
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
матем. гіперболіза́ція Синонимы: преувеличение, преувеличивание, утрирование, утрировка Антонимы: литота, преуменьшение, уменьшение
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
гиперболизация гипербола, преувеличивание, утрирование, преувеличение, утрировка
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
характеристика предмета (или его части) в плане увеличения или уменьшения [52, c. 27].
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ
ГИПЕРБОЛИЗАЦИЯ ж. 1) см. гиперболизировать. 2) см. гиперболизировать.
Преувеличение. 8 паттернов ограниченного мышления.
Для консультации со специалистом, заполните форму ниже
Сегодня представлю шестой из 8 паттернов негативного мышления – преувеличение. Опишу в чем проявляется паттерн преувеличения проблем и как Вам следует справляться с проявлениями преувеличения вещей и значимости событий в Вашем мышлении.
Преувеличение.
Серия статей “8 паттернов негативного мышления”.
Преувеличение — это «раздутие» и гиперболизация глубины любой проблемы. Вы гипертрофируете масштабы всего плохого, и оно становится огромным и подавляющим все вокруг.
Преувеличивая, Вы придаете вещам сверхзначение. Небольшие ошибки становятся трагическими просчетами.
1. Простой совет сослуживца воспринимается как резкая критика.
2. Легкая боль в спине превращается в смещение позвоночного диска.
3. Мелкая неудача вызывает приступ отчаяния.
4. Незначительные препятствия трансформируются в непреодолимые барьеры.
5. Стакан на 99% пуст.
Знакомо? Такие слова как «огромный», «дикий», «невероятный», «непомерный» — это термины преувеличения.
Для этого паттерна мышления характерны ощущения фатальности и выраженный пессимизм.
На все проблемы и трудности человек с паттерном преувеличения смотрит через увеличивающую линзу телескопа, а на свои возможности адаптироваться и решить задачу через уменьшающую — другой конец телескопа.
Характерные особенности паттерна преувеличения:
Ключевые действия по изменению паттерна:
Чтобы избавиться от склонности преувеличивать, прекратите употреблять такие слова, как «страшный», «ужасный», «жуткий», «беспредельный», «отвратительный», «кошмарный» и т.п.
Вы сумеете это вынести, поскольку, как показывает история, человек способен переживать сильнейшие психологические травмы и превозмогать немыслимую физическую боль. Вы можете привыкнуть практически ко всему. И выдежать Вы способны почти все.
Говорите себе: «Я выдержу», «Я справлюсь», «Я смогу пережить это».
Напишите в комментариях, примеры когда Вы думали что не справитесь и с успехом преодолели испытания, выпавшие на Вашу долю.
Понравилось? Поделитесь!
Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!
15 комментариев к “Преувеличение. 8 паттернов ограниченного мышления.”
У меня глубокая обида на мать. Мне не нравится то, как она меня воспитывает. Раньше были комплексы, и, наверное из-за нее. Я прочла свой гороскоп и стало еще хуже. Не знаю, стоит ли в эти гороскопы верить.. Мне тяжело с обидой на сердце.
Уже не знаю как и быть? Постоянно в голове бредовая мысль А вдруг я Бог? Вдруг весь мир выдуман мной? Вдруг на самом деле его нет? Опровергать сколько не пыталась все равно вылезают другие «а вдруги». Лечусь у психотерапевта, медитирую, иногда думаю об этом больше, иногда меньше…До этого были еще другие мысленные жевачки, но эта переплюнула все остальные
Анри, если Вы Бог, то могли бы помочь Анри освободиться от навязчивой идеи?
ну там возникает куча других «а вдругов» не менее маразматического характера((
Анри, продолжайте лечение у психотерапевта.
У меня скорее «чтение мыслей», называла себя эмпатом. потому что чувствую любую ситуацию.(Мне так думалось) Теперь я понимаю откуда все берется)) Потому что это «знание» не приносило мне счастья. Спасибо за статью.
ВИктория, учитесь задавать открытые вопросы и внимательно слушать.
задавать открытые вопросы — это моя проблема, я избегала этот момент, объясняя тем, что и так все понятно) я и так все вижу, как есть. Теперь мне наиболее понятна модель моего поведения(заблуждения) Как то легче стало)
Не знаю преувеличение это или нет. Я живу с мужчиной 3 года, но чувствую серьезный разлад. У меня есть одно дело, которое должно приносить мне дополнительный доход. Мой мужчина взялся мне помочь, так как профессионал в этом деле. В штате у меня для этого проекта был сотрудник на зарплате. Но мой мужчина не выполняет необходимый начальный этап (создание сайта) — постоянные отговорки (через неделю будет готов, через 2 недели, через неделю… и так уже полгода)… сотрудник сидел на зарплате 4 месяца и ничего не делал (ценный сотрудник — не хотела терять его из-за небольшой задержки — постоянно надеялась, что новое обещание моего МЧ окажется правдой и он все сделает в новый установленный срок.
В итоге впустую потраченные деньги на зп сотрудника (пришлось все равно отпустить), бесконечные ссоры дома, невозможность получать дополнительный доход.
Это проблема просто съедает меня. Я чувствую себя и своего МЧ просто ничтожеством. Что бы я не делала, какие бы ультиматумы не ставила и какие бы варианты убедить МЧ не пробовала.. становлюсь только несчастнее… Наверное, я все же люблю его раз терплю все это.
Забросить дело … ради счастья в семье… не знаю… от меня ждут выполненного проекта, так как он социально-полезен.
Что позитивное может быть в этой ситуации? Как ее преодолеть? …. И правильны ли масштабы — раз он не может ради меня выполнить работу, которую и так обязан выполнить, значит я ему не важна и не нужна и он эгоист до мозга костей и нужно отпустить его…??
А может он НЕ хочет быть инструментом достижения Ваших бизнец-целей? Налицо потребительское отношение к мужчине. Попробую перевернуть Вашу фразу: «Я, Ольга, я съедаю всех вокруг».
Моя история такая. Наши родители переехали жить из квартиры в деревню, оговорив при этом, что в будущем квартира останется мне, а дом и гаражи — моему младшему брату. Брат ушел в армию, вернулся через 2 года и какое-то время мы жили вдвоем- квартира 2-х комнатная. Однако случилось так, что брат женился, одновременно потерял работу и с женой остался жить в моей квартире. Прошло полтора года. Жить вместе стало невыносимо, у них родилась дочь. брат уже работал, а съезжать, снимать квартиру он и не думал. И я взмолилась и попросила родителей нас рассудить — как решат так и будет, но жить вместе я уже не могла. Отец сказал свое слово, мол моя бабушка эту квартиру завещала мне (на словах) — это было ее предсмертное желание. И брат, обидевшись на всех, снял квартиру и съехал.
Три месяца он игнорировал родителей, я видела их боль и слезы, и сама была уже не рада тому что случилось. Затем он помирился с ними, а меня не замечал в упор. Его жена, наоборот, почувствовала что значит быть хозяйкой в «своем» доме.
Подарки для племянницы принимались, но я ее не видела. Я стала посещать тренинги и семинары чтобы справиться с огромным чувством вины и обиды, очень хотела помириться с братом, хотела, чтобы семья воссоединилась, но все мои усилия, чем больше — тем бесполезней… Я совсем измучилась. Вся моя жизнь расклеилась. И однажды я приняла решение сделать перерыв, сказав себе «Я даю на решение этой проблемы столько времени. сколько потребуется, и перестаю переживать из-за этого». Моя жизнь перевернулась не сразу. Но через какое-то время я успокоилась и встретила своего будущего мужа, которого моя семья приняла как родного, брат подружился с ним, и снова стал относиться ко мне как раньше.
Так мое желание сбылось, я просто перестала мешать его исполнению)) «ОСЛАБИВ УСИЛИЯ» :-)))
Согласна, однако, если бы я не перестала «кормить» свои негативные чувства — вину и обиду, то точно бы никогда не ослабила усилия, и не приняла бы решение перестать так сильно переживать. Если бы этого не произошло — возможно со временем я сдалась бы реально….
Евгения, да очень хороший пример, только он не из серии примеров «паттерн негативного мышления». Брат Вас игнориовал и избегал реально — никакого преувеличения размеров проблемы не было.
это правда. Только по прошествии времени я вижу что я свои эмоции раздувала. НЕ могла ничем другим жить кроме этой проблемы.
Использование приемов воображения в творческих работах и изобретениях
Существует ряд способов создания новых образов при помощи воображения.
Такие способы называются в психологии приемами воображения, и примеры их использования можно отыскать во множестве художественных работ: в мифологии разных народов, сказках, произведениях известных писателей.
Сознание и деятельность — как они связаны? Узнайте об этом из нашей статьи.
Основные понятия
Оно ценно для представителя любой профессии, поскольку позволяет мыслить креативно и выходить за рамки стандартных представлений.
Фантазия дает возможность не только творить с нуля, но и без ошибок представлять образы, схемы в процессе чтения научной и художественной литературы, решать задачи, напрямую связанные с задействованием наглядно-образного мышления, планировать дальнейшую деятельность, эффективнее запоминать информацию.
Активное (то, которое работает произвольно) воображение подразделяется на:
К примеру, воссоздающее воображение активно задействуется во время чтения художественных книг: читатель детально представляет себе персонажей, обстановку, действия, интонации и так далее.
Приемы или, иначе говоря, операции воображения напрямую связаны с творческим воображением.
Творческое воображение во многом работает на основе схемы «,анализ-синтез»,: вначале образы, существующие в памяти человека, анализируются, определяются их характеристики и взаимосвязь, после происходит процесс расщепления с целью сконструировать из полученного материала нечто новое.
Приемы
Что относится к приемам воображения?
Агглютинация
Этот прием часто можно встретить в мифологии, сказках и легендах разных народов мира, в художественных произведениях, написанных в жанрах фэнтези и фантастики.
С латинского языка слово «,агглютинация», переводится как «,приклеивание»,. Этот термин используется не только в психологии, но и в биологии и лингвистике, и имеет разные значения.
Гиперболизация
Также может быть увеличено либо уменьшено количество элементов, являющихся частью объекта.
Этот прием тоже часто встречается в мифологии, в сказках, в фантастическом или фэнтезийном сеттинге.
Также примерами могут служить и другие существа, например бог Янус, имеющий два лица, или циклоп, у которого только один глаз.
Придача
Примеры использования такой операции также можно легко встретить во многих фэнтезийных художественных произведениях.
Сходные умения имеют посохи магов, которые фигурируют во множестве фэнтезийных вселенных.
Другие примеры: семимильные сапоги, ковер-самолет.
Типизация
Типизация распространена во многих произведениях классической литературы: некоторые известные персонажи представляют собой совокупность таких черт, которые отображают проблемы и суть отдельных групп населения, становятся зеркалом своего века, эпохи.
Акцентирование
Перенос
В качестве примера можно привести персонажей, которых в фанатской среде называют «,попаданцами»,: это или необычные, сказочные герои, которые попадают в наш мир и приспосабливаются к жизни в нем, или обычные люди, по воле случая попавшие в фантастическую или фэнтезийную вселенную.
Примеры известных попаданцев:
Также есть смысл вспомнить Алису, попавшую в Страну чудес, Дороти (которая в адаптации Волкова стала Элли) и многих других.
К перемещению можно отнести саму идею зоопарков: животные оказываются в нестандартных для себя условиях.
Аналогия
Связь приемов воображения
Операции воображения тесно взаимосвязаны между собой и функционируют как целостная структура.
Когда человек создает что-то при помощи собственной фантазии, он использует многие приемы, и происходит это практически всегда неосознанно.
Чем больше знаний и опыта накопил человек, тем проще ему создавать новые образы в собственном воображении.
Формы человеческого сознания и самосознания: какими они бывают? Читайте об этом здесь.
О приемах творческого воображения в этом видео: