Гарантийное письмо что это такое и где применяется
Как написать гарантийное письмо?
Гарантийное письмо — документ, который подтверждает, что у одной или обеих подписавших его сторон есть определенные обязательства друг перед другом. Иными словами, это обещание, оформленное письменно. Как правило, такие документы составляют юридические лица, реже — физические. Если составить его неправильно, данные обещания будут недействительны.
Когда речь идет о серьезных сделках и финансово-хозяйственных операциях, для составления гарантийных писем лучше привлекать профессионального юриста. Он поможет грамотно оформить документ, а также разобраться в нестандартной ситуации, когда одна из сторон не готова исполнять обязательства.
Может ли гарантийное письмо заменить договор?
Этот вопрос является ключевым. Зная четкий ответ, вы сможете понять, когда нужно заключать общий договор, а когда использовать другую документацию для обозначения взаимных обязательств. В соответствии с пунктом 2 статьи 432 ГК РФ, для заключения договора нужно выполнить три условия:
Гарантийное письмо, в данном случае, может быть составляющей договора (офертой или акцептом). В законодательстве РФ такого термина как «гарантийное письмо» нет. Там есть лишь информация о правилах заключения договоров и некоторые рекомендации, которые появились на основе судебной практики. Вот несколько советов, которые были сформулированы во время совещаний по судебно-арбитражной практике:
Есть случаи, когда у сторон просто нет возможности оформить классическую документацию. Например, в случае недостатка времени для составления договора и его подписания. Тогда допускается использовать гарантийное письмо как оферту, акцепт и дополнительное соглашение, в котором меняются некоторые условия договора.
Содержание гарантийного письма
Юридическая сила подобных документов, которые чаще рассматривают как дополнительные или составные части договоров, зависит от полноты информации и грамотности оформления. В случае конфликтной ситуации суд может склоняться к разным версиям: в одной письмо будет приравнено к договору, а другой — нет. Существует несколько правил, которые помогут избежать ошибок и составить документ верно:
При составлении гарантии можно использовать белый лист формата А4. Если у вас есть фирменные бланки организации, лучше воспользоваться ими. Такие документы воспринимаются серьезнее и могут иметь больший вес в суде (хотя это скорее субъективный параметр).
Виды гарантийных писем
Существуют различные гарантийные письма. Классифицировать их можно по функциональности (оферта, акцепт, дополнительное соглашение) или по специфике содержания:
Рассмотрим отдельно все три функционала, которые несут гарантийные письма. Отталкиваясь от функции документа, вы определитесь с его содержанием и не забудете включить важные детали.
Гарантийное письмо-оферта
Оферта — письменное предложение вступить в определенные деловые отношения на конкретных условиях. Данный термин присутствует в юридическом словаре, а процедура составления документа описана в статье 435 ГК РФ. Официальной офертой является документ со следующим содержимым:
В оферте может содержаться одно или несколько из вышеперечисленных предложений. Чтобы ее приняли за полноправную часть договора, нужно указать предмет оферты (наименование и описание услуги, товара или типа работ) и необходимые сроки выполнения, доставки или реализации.
В соответствии со статьей 436 ГК РФ, лицо, направившее оферту, не может ее отозвать в течение срока, который отведен на ответ получателя. Исключением являются лишь те случаи, которые отдельно прописаны в подобном гарантийном письме. Перед направлением подобной документации нужно убедиться, что она корректно составлена и точно отражает пожелания и требования отправителя.
Гарантийное письмо-акцепт
Акцепт — намерение принять деловое предложение, подтвержденное одним из допустимых способов. Это второй элемент договора, который становится актуальным в случае получения предложения-оферты.
В соответствии с 3 пунктом 438 статьи ГК РФ, ответом на оферту является не только письменное подтверждение согласия, но и совершение действий, необходимых для начала или продолжения сотрудничества (они должны быть обозначены в самом предложении). К таким действиям могут относиться:
Важно понимать, что к ответному действию требования не так строги. Главное — подтвердить свое согласие письмом или действием. При этом молчание (игнорирование) не является положительным ответом (п. 2, статья 438 ГК РФ). Также нужно иметь в виду, что, если вы ответили на предложение положительно, то считается, что вас устроили все его пункты.
Дополнительное соглашение
Гарантийное письмо, по сравнению с договором, имеет один существенный недостаток — оно не может быть таким же подробным и исчерпывающим. В нем не прописываются такие нюансы как:
Для подобных случаев предусмотрены дополнительные соглашения или документы, которые оформляют в случае изменения условий договора. С одной стороны, составить их можно, но с другой стороны, такая работа будет являться лишней для обеих сторон. Если предмет вашего соглашения не так прост и требует подробного описания, лучше составить классический договор и сразу прописать все нюансы.
Ошибки при оформлении гарантийных писем
Выбирая между гарантийным письмом и договором, оцените сложность сделки и обратите внимание на уже существующую практику. В каких случаях принято оформлять ту или иную документацию, подскажет судебная практика, законы или профессиональный юрист. Если вы все-таки остановили свой выбор на простой гарантии, постарайтесь избежать следующих ошибок:
При составлении документа важно обратить внимание на его специфику: от типа письма зависят нюансы его оформления. В некоторых случаях, например, к гарантии нужно приложить свидетельство о праве собственности. Так делают, если арендодатель сдает помещение для организации у которой цель — оформить юридический адрес. Другие тонкости можно увидеть в существующих шаблонах и примерах (например, на сайте Консультант+) или уточнить у профессионального юриста в интернете.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Что это такое – гарантийное письмо от работодателя? Что оно даёт и подтверждает? Образец юридического документа
Гарантийное письмо – это официальный документ, относящийся к деловым письмам.
В нем может выражаться либо обещание выполнения определенных действий (например, обещание от работодателя), либо соответствия каким-либо условиям.
То, или другое, как правило, отвечает интересам того, кому оно направляется.
Таким образом, отправитель сообщения выражает свое твердое намерение осуществить выполнение своих обязательств, взятых на себя ранее.
А содержание письма зависит от цели его составления.
Что такое и для чего необходимо?
Возможные варианты его предназначения:
Такой документ часто используют те участники рынка, которые испытывают затруднения с выполнением своих обязательств, например – не могут своевременно оплатить поставленные товары из-за возникновения форс-мажорных обстоятельств. Сообщение такого типа должно содержать подписи руководителя и главного бухгалтера организации.
На фото представлен пример документа:
На картинке представлен образец документа:
На картинке представлен пример документа: ва гражданину другой страны – для предоставления его в УФМС, или – может понадобиться студенту, для предоставления его в учебное заведение.
Ниже можно увидеть пример заполненного документа:
Значение и составление
Что дает его составление? Несмотря на то, что гарантийное письмо содержит печать организации и подписи ответственных лиц – руководителя, а в отдельных случаях и главного бухгалтера, оно, тем не менее, не относится к документам юридического значения, которые могут быть использованы в суде в качестве доказательства.
Такое сообщение может быть представлено в судебном разбирательстве, но только в исключительных случаях, которые здесь не рассматриваются.
Подготовкой, или – составлением подобных документов в организации занимается секретарь или опытный делопроизводитель. Квалификация специалиста подразумевает знание необходимых правил оформления таких бумаг.
В процесс его создания входят такие этапы, как:
Если возникает необходимость передачи информации более обширного объема, то все, относящиеся к документу страницы, должны быть прошиты и пронумерованы.
Физические лица, или ИП, вполне могут написать гарантию в произвольной форме, используя при этом обычный бумажный лист формата А-4. Крупные организации, как правило, применяют для этой цели стандартные, предварительно изготовленные бланки, содержащие логотип, реквизиты компании. Наиболее солидные компании стремятся использовать бланки, изготовленные типографским способом.
Обязательные пункты юридического документа
Несмотря на то, что законодательством не установлен четкий регламент оформления таких бумаг, определенные, устоявшиеся стандарты все же существуют.
Обязательными для гарантийного письма любого типа будут следующие элементы его структуры:
Затем должна быть поставлена печать организации.
Если присутствуют приложения к письму, то информация об этом располагается в его левом нижнем углу.
Следует учесть, что правила составления подобного сообщения не допускают в его тексте:
Неуместными будут слишком длинные послания. Крайне желательно, чтобы текст письма содержал четкие и лаконичные формулировки, исключающие двусмысленность их понимания. Стиль изложения, выдержанный в спокойном, нейтральном тоне, будет лучшим вариантом.
Гарантийное письмо является частью деловой переписки и предназначено как для подтверждения выполнения взятых на себя ранее обязательств, так и для соответствия каким-либо условиям. Этот официальный документ, как правило, не обладает юридическое силой для предоставления его в суде в качестве доказательства. Для подобных бумаг существуют определенные, устоявшиеся правила относительно их структуры и составления.
Что такое гарантийное письмо?
Взаимоотношения между компаниями (как и между физлицами) очень многогранны, и в процессе сотрудничества могут возникать самые различные ситуации. Например, контрагент обещает, что точно выполнит работы, однако у вас есть основания ему не доверять. Что делать в подобном случае? Ответ прост — составлять гарантийное письмо (ГП).
Этот документ прочно вошел в деловой оборот, причем сферы его применения очень обширны. При этом составить письмо (если вы обладаете определенными знаниями) несложно.
Однако иногда даже наличие гарантийного письма не обеспечивает исполнение обязательств. В такой ситуации, как правило, не избежать обращения в суд.
Поскольку для участия в судебных разбирательствах и, главное, победы в суде нужно не просто досконально знать законодательство, но и иметь соответствующий опыт, мы рекомендуем обязательно заручиться поддержкой профессионального юриста.
Гарантийное письмо: что это такое и где применяется?
Гарантийное письмо — это официальный деловой документ, который составляется для подтверждения того, что сторона гарантирует соблюдение каких-либо условий или выполнение действий. Юристы спорят по поводу того, имеет ли данный документ юридическую силу.
Но, как свидетельствует актуальная судебная практика, если письмо составлено верно, то оно будет учтено судом (если урегулировать спор с контрагентом не удастся в досудебном порядке и придется подавать заявление в суд).
Принято считать, что гарантийными письмами обмениваются исключительно юридические лица, но это не совсем так. Несмотря на то, что такие документы действительно чаще встречаются в деловом обороте компаний, некоторые разновидности ГП могут быть полезны и физическим лицам. В частности, такой документ может выдаваться:
Для юридических лиц сфера применения ГП еще более обширна.
В большинстве случаев документ выступает в качестве официального обеспечения того, что одна из сторон выполнит возложенные на нее обязательства.
Нередко ГП составляется в том случае, когда контрагент уже нарушил согласованные обязательства (например, срок оплаты). Подготовка ГП в подобной ситуации позволяет нарушителю избежать судебных разбирательств (или хотя бы отсрочить их).
По сути, письмо является свидетельством того, что нарушитель дорожит своей репутацией, делает какие-либо шаги для решения проблемы и не желает разрушать деловые отношения с контрагентом. Юридические лица (компании) чаще всего сталкиваются со следующими разновидностями ГП:
Еще одна разновидность писем — это ГП об оплате, однако в речь в данном случае идет не об обязанности по погашению задолженности. Такой документ может стать выходом в ситуации, когда юридическому лицу нужно срочно получить какую-либо услугу (или товар), но возможности произвести оплату пока нет.
Если между сторонами сложились нормальные деловые отношения, получатель услуги (товара) может предоставить второй стороне гарантийное письмо о том, что он произведет оплату, но через определенное количество времени.
Как составляется гарантийное письмо?
В действующем законодательстве не содержится форма ГП. Соответственно, стороны свободны в том, какие пункты нужно включать в текст документа и каким образом его составлять. Однако, если вы хотите, чтобы ГП имело юридическую силу и в случае необходимости могло приниматься во внимание судом, его следует оформлять надлежащим образом.
Документ должен быть составлен в письменной форме. Содержание ГП в первую очередь зависит от его вида и особенностей конкретной ситуации. Но в любом случае обязательным моментом считается указание данных об отправителе и получателе (наименования компаний, ФИО физических лиц, адреса и другие реквизиты), тематики документа, даты составления и номера.
Подписывает документ руководитель компании или уполномоченное лицо. Также на нем должна быть печать.
Важно! Если гарантийное письмо составляется компанией (юридическим лицом), для его подготовки следует использовать официальный бланк. Физические лица могут воспользоваться обычной бумагой формата А4.
Содержание ГП, как мы уже отмечали, может быть различным, однако все обстоятельства, условия и другие важные аспекты нужно прописать максимально детально. Обязательно следует указать, на основании чего возникли правовые отношения между сторонами, что именно обеспечивает документ и в какие сроки будут выполнены те или иные действия (произведена оплата, поставлен товар и т.д.). Если ГП составляется в ответ на претензию, нужно отразить этот факт в тексте.
Также к ГП допускается (а нередко бывает необходимым) прикладывать дополнительные документы. Передать гарантийное письмо заинтересованной стороне можно или лично, или отправив его по почте с уведомлением.
Важно! Нередко возникает необходимость в подготовке гарантийного письма на нескольких страницах. В этом случае страницы документа нужно прошить и пронумеровать или же пронумеровать и поставить подпись на каждой странице.
Нужно обратить внимание, что получение ГП от должника приводит к прерыванию срока исковой давности. По общему правилу, этот срок составляет 3 года (то есть в течение 3 лет с момента нарушения ваших прав вы можете обращаться для их защиты в судебные органы). Если должник направил кредитору ГП, это означает, что он признает свой долг, и с даты получения документа срок начнет отсчитываться заново.
Таким образом, гарантийное письмо является одним из ведущих документов делового оборота, который может составляться в самых различных ситуациях.
Правда, далеко не всегда предоставление ГП выступает реальной гарантией исполнения обязательств. Если это ваш случай (контрагент нарушает сроки поставки, не погашает задолженность и т.д.), обратитесь за помощью к профессионалу. Юрист проанализирует вашу ситуацию, разработает меры по досудебному урегулированию, а при необходимости обеспечит представление интересов в суде.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Образец гарантийного письма об оплате задолженности
Убедить контрагента, что платежи после поставки товара, выполнения работ либо оказания услуг будут перечислены вовремя, поможет гарантийное письмо об оплате.
Оно представляет собой важный элемент деловой переписки между предприятиями и дает гарантию оплаты задолженности после предварительного выполнения обязательств одной из сторон по сделке. Эта бумага является основанием для внесения в соглашение отсрочки или рассрочки платежей, а также реструктуризации долга.
Образец гарантийного письма об оплате позволяет зафиксировать сроки и порядок расчета по поставке товара, аренде помещения или иному предмету сделки. Другими словами, этот документ представляет способ обеспечения исполнения финансовых обязательств стороной по договору. Он может являться ответом на претензию. Чтобы правильно составить письмо, стоит придерживаться соответствующих образцов оформления и бланков.
Гарантийное письмо подтверждает вашу готовность исполнить взятые обязательства по договору.
В зависимости от условий договора и принятых обязательств, содержание письма может существенно отличаться. Например, образец гарантийного письма на оплату аренды помещения содержит совершенно разные пункты по сравнению с аналогичным документом для налоговой инспекции.
Разберем, как правильно написать гарантийное письмо об оплате задолженности и рассмотрим образец этого документа по отдельным пунктам.
Как правильно написать гарантийное письмо?
Прежде чем заполнить образец гарантийного письма об оплате задолженности, ознакомьтесь с требованиями. В крупных компаниях есть специальные инструкции по делопроизводству, где содержатся правила оформления деловой переписки.
Нужно придерживаться официально-делового стиля. Эта документация оформляется на листе формата А4 или на специально разработанном бланке предприятия с его наименованием, всеми необходимыми реквизитами и логотипом. При написании следует опираться на правила делопроизводства. Такой документ отличается однозначностью формулировок, прозрачностью и ясностью намерений «гаранта».
Составьте письмо-гарантию об оплате задолженности на фирменном бланке организации либо проставьте угловой штамп с уже имеющимися реквизитами фирмы (наименование, форма собственности, фактический адрес и т.д.).
Чтобы правильно составить гарантийное письмо, нужно придерживаться правил делопроизводства.
Зарегистрируйте этот бланк как исходящую документацию. В правом верхнем углу требуется указать реквизиты получателя (полное название компании, Ф.И.О. и должность руководителя). Если вы не в курсе, кто конкретно занимается финансами в фирме, адресуйте обращение компании в целом.
Образец гарантийного письма об оплате товара содержит просьбу о поставке либо выполнении услуг и гарантирует своевременную выплату. Текст документа начинается словами: «Просим выполнить», последний пункт — «Оплату гарантируем». Для письма, которое содержит только гарантию оплаты задолженности, начало будет следующее — «Гарантируем оплату». При этом нужно указать точный срок исполнения финансового обязательства.
Перечислите продукцию либо услуги, которые стали предметом для оформления двухстороннего соглашения. Укажите размер суммы сделки не только цифрами, но и прописью, а также срок оплаты, размер штрафных санкций и пени, которые накладываются на плательщика в ситуации ненадлежащего исполнения обязательств. В конце документа обязательно укажите полное название, юридические адреса каждой из сторон и реквизиты банка для перечислений.
Передайте бланк на подпись руководству. В определенных ситуациях письмо имеет право подписывать и главбух. Заверьте их подписи печатью.
Гарантийное письмо оплаты имеет юридическую силу при грамотном оформлении и соблюдении правил делопроизводства. В обязательном порядке указываются полные реквизиты сторон-партнеров, формулировки «оплату гарантируем», присутствует подпись руководителя и печать организации.
Заполнив образец гарантийного письма об оплате по договору, необходимо соблюсти правила вручения документа контрагенту. При возникновении споров о порядке и сроках расчета по контракту, доказательства вручения будут исследоваться судом.
Как вручить гарантийное письмо?
Направить адресату соответствующую корреспонденцию можно несколькими способами:
Наиболее предпочтительные варианты — первый либо второй, так как у отправителя остаются на руках подтверждающие документы. Остальные возможны по соглашению сторон (к примеру, если в договоре между сторонами указаны адреса e-mail).
Рекомендации по составлению
применяйте официальный стиль изложения, не усложняйте предложения — они должны быть просты и конкретны;
не нужно использовать деепричастные и причастные обороты;
фразы не должны быть расплывчатыми, долгие рассуждения неприемлемы. В противном случае ваш получатель не поймет суть ваших требований или будет сомневаться в ваших гарантиях. Искренность и доброжелательность помогут настроить контрагента на принятие положительного решения в вашу пользу;
жаргон, устаревшие, неупотребляемые слова (архаизмы) и двусмысленные слова не должны присутствовать в деловой переписке;
будьте грамотны — пишите без ошибок.
Типовой образец гарантийного письма об оплате услуг или продукции не утвержден на законодательном уровне. Поэтому контрагенты должны придерживаться при их составлении стиля, принятого для деловых бумаг.
Образец гарантийного письма об оплате
Образец правильного гарантийного письма об оплате задолженности должен содержать четкие формулировки, позволяющие определить срок и порядок исполнения обязательств, а также условия привлечения к ответственности. Поэтому содержание отдельных пунктов может существенно отличаться, в зависимости от предмета сделки, Содержание документа должно быть четким и понятным, язык — деловым, без сленговых и жаргонных выражений. Прописывая условия, важно осознавать свои реальные возможности.
При невыполнении обязательств вам придется заплатить пени и штрафы.
Заполняя образец гарантийного письма на оплату счета, нужно указать следующие пункты:
наименование организации, ФИО лица-отправителя;
реквизиты отправителя (ИНН, КПП);
юридический и фактический адрес отправителя;
наименование организации, ФИО лица, которому адресовано письмо — получателя;
суть предоставляемых адресату гарантий;
В конце ставится гербовая печать компании-отправителя, подпись и дата составления документа.
Гарантийное письмо можно составить при взятии кредита, регистрации компании в налоговой, по договорам поставки, выполнения работ или оказания услуг.
Задолженности
Оформляя этот документ, вы гарантируете исполнение в будущем взятых на себя обязательств по оплате долга. К перечисленным выше пунктам необходимо добавить сумму задолженности (указывается прописью и цифрами), график ее погашения, номер и дату договора, по которому возник долг.
Чтобы перенести сроки исполнения обязательств или согласовать реструктуризацию долга, можно использовать образец гарантийного письма об отсрочке оплаты. В таком документе нужно указать точный срок, на который должник просит перенести выплаты, а также условия ответственности за его нарушение.
В налоговую
Этот документ необходим при регистрации юридических лиц. Налоговые инспекторы часто требуют от заявителей предоставления гарантийного письма от будущего арендодателя. Таким образом ФНС проверяет адрес создаваемой организации.
В письме важно указать на намерение собственника заключить с регистрируемой организацией договор аренды нежилого помещения, расположенного по конкретному адресу. Также стоит прописать реквизиты правоустанавливающих документов на помещение.
На оплату арендуемого помещения
Чтобы собственник арендуемого объекта не сомневался в своевременном расчете по платежам, необходимо заполнить и представить образец гарантийного письма об оплате аренды. В этом документе указывается ссылка на заключенный договор либо потенциальный арендатор будет гарантировать своевременность оплаты при заключении соглашения.
Образец гарантийного письма об оплате помещения понадобится и при возникновении задолженности по ежемесячным платежам. Важно тщательно прописать гарантии, предоставляемые собственнику объекта, так как за несвоевременную оплату аренды договор может быть расторгнут в одностороннем порядке.
На выполнение работ
Этот документ предоставляет заказчику исполнитель перед заключением договора. В нем указываются конкретные виды работ или услуг, которые в определенный срок обязуется выполнить подрядчик. На практике для подтверждения добросовестности исполнителя представляется и банковская гарантия.
Приобретенного товара
Образец гарантийного письма на оплату счета необходим, если срок получения продукции не совпадает с моментом перечисления средств. В таком письме важно указать сумму оплаты и наименование товара, реквизиты продавца. В некоторых ситуациях можно прописать ответственность за нарушение обязательства.
Юридическое значение гарантийного письма
Оно имеет ряд важных функций:
Гарантийное письмо считается одним из вариантов обеспечения обязательств и используется не только в деловых отношениях юрлиц, но и при взаимодействии физлиц и ИП. В дополнение к письму можно представить банковскую гарантию на всю сумму долга.
Нередко гарантийными письмами обязуются выполнить любые действия, которые не противоречат действующим законам: например, оформление контракта в определенные сроки, подтверждение каких-то сведений, исполнение взятых обязательств, а также работ, поставки товара либо предоставления услуг.
Грамотно написанное гарантийное письмо создает хорошую репутацию вашей организации и является залогом долгосрочного сотрудничества с деловым партнером.
Если у вас возникли трудности с составлением этого документа, рекомендуем обратиться к нашим юристам за консультацией. Связаться со специалистом можно по телефону или написать нам прямо на сайте.