Что воспитывает труд в человеке
Труд как одна из форм воспитания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность труда как формы воспитания
Труд является одной из основных эффективных форм воспитания личности. Воспитательная сила труда заключается в том, что он оказывает целенаправленное, видоизменяющееся и постоянно совершенствующееся воздействие на личность ребенка.
Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс, нацеленный на формирование трудовых умений и навыков, положительного отношения к труду, стремления к достижению высоких результатов.
Воспитание трудом применимо не только в семье, но и в детском саду, школе и т.д. Непрерывное и целенаправленное трудовое воспитание способствует последующему правильному выбору профессии.
Функции трудового воспитания:
Задачи трудового воспитания:
Содержание процесса воспитания с использованием труда определяется поставленными задачами.
Физический труд как форма воспитания
Все современные воспитательные системы в качестве одной из основных форм воспитания используют труд. Чем разнообразнее и содержательнее труд в процессе воспитания, тем эффективнее результат.
Один из основных видов труда, используемых в воспитании – это физический труд.
Эффективность использования физического труда в воспитании предполагает соблюдение ряда правил:
Готовые работы на аналогичную тему
Особенность физического труда заключается в том, что он становится понятным и доступным ребенку уже в раннем детстве. Разновидностью физического труда является самообслуживание. Самообслуживание ребенок начинает осваивать в первую очередь. Ребенка приучают убирать за собой игрушки, самостоятельно одеваться и раздеваться, правильно и аккуратно складывать вещи, убирать посуду со стола и т.д. Важным условием является то, что данное трудовое воспитания должно осуществляться систематически, с использованием четко установленных правил. Только в случае систематичности можно достичь таких результатов как развитие воли, получение первичных трудовых навыков, уважение к своему труду и труду взрослых, формирование первых полезных привычек и т.д.
Основой физического труда выступает то, что все начатое обязательно должно быть доведено до конца. Для того, чтобы ребенок получил моральное удовлетворение от проделанного, необходимо совместно оценить результаты труда.
Таким образом, физический труд – это одна из самых первых и доступных форм воспитания.
Интеллектуальный труд как форма воспитания
Интеллектуальный труд – это процесс эмоциональной и умственной деятельности, направленной на познание ранее неизвестного.
Интеллектуальный труд как форма воспитания направлен на воспитание целеустремленности, самостоятельности, креативности, творческих способностей, личных волевых качеств, развитие умственных способностей и т.д.
Данный вид труда имеет место в процессе учебной деятельности – обучение в школе, детском саду, совместное обучение в раннем возрасте с родителями и т.д.
Ошибкой является мнение, согласно которому любой учебный процесс признают интеллектуальным трудом. Интеллектуальный труд и процесс обучения – это два разных процесса.
Характерные черты организации интеллектуального труда:
Таким образом, интеллектуальный труд – это умственные усилия, направленные на решение творческого или исследовательского задания, требующего от ребенка выработки нестандартного решения.
Следует помнить, что ни одна из описанных выше разновидностей труда не может быть признана лучшей или менее важной, поскольку лишь единство физического и интеллектуального способно воспитать настоящего гражданина и неповторимую личность.
Трудовое воспитание в педагогике
Труд – это основной источник материального и духовного обогащения общества.
Трудиться должен каждый человек в обществе, поскольку труд – это основа воспитания личности. Если человек продолжительно и продуктивно трудится, тогда он может свои наработанные навыки применить в любой деятельности. Вот почему трудовое воспитание определяется, как главная составляющая воспитательного процесса.
Функции трудового воспитания
Педагогическая наука долгие годы исследовала трудовое воспитание.
Можно выделить следующие функции трудового воспитания:
Для воспитателей важна организация трудовой деятельности в разнообразных направлениях. Это помогает ученикам попробовать свои силы в каком-то деле и правильно определиться с будущей профессией.
Понятие трудолюбия
Основная цель трудового воспитания – это выработка у воспитанников любви к трудовой деятельности, желания к регулярному повышению качества труда, активному жизненному участию и пр.
Положительное отношение к труду достигается при помощи таких методов, как убеждение, разъяснение и упражнение. Постоянные упражнения приводят к отличным результатам, а это доставляет человеку радость и желание еще больше трудиться. Таким образом формируется трудолюбие. Следующие элементы определяют трудолюбие:
Большая часть трудового воспитания приходится на школьную пору. В школе есть множество видов трудовой деятельности. Основная из них – это собственная забота, т.е. гигиена учебных принадлежностей, личная гигиена, чистота окружающей среды. На уроках труда в соответствии со школьной программой осуществляется специально организованный труд.
Будучи в младшем школьном возрасте дети выполняют поделки, аппликации, гербарии, рисунки и т.д. Старшеклассники делают полезные вещи для школы и быта (кормушки для птиц). Дети заботятся о питомцах живого уголка, ухаживают за растениями. Ученики старших классов также занимаются уборкой пришкольных участков, озеленением улиц, помогают в организации праздников и пр.
В развитии навыков и потребностей трудовой деятельности в самом раннем возрасте имеет важное значение семья. Еще с детства ребенок приучается к труду, обладает какими-то собственными обязанностями (убирает за собой игрушки, следит за чистотой одежды, лица, рук). Ведь именно с раннего возраста человек учится аккуратно относиться к результатам собственного и чужого труда, так как понимает, что для этого были затрачены определенные усилия.
Со вступлением в школьную жизнь сфера трудовой деятельности расширяется, где в общем-то появляются и противоречия. Противоречие возникает из-за различия школьного и домашнего труда. Однако интерес к труду у ребенка повышается с увеличением многообразия видов трудовой деятельности.
Выделяют следующие способы организации труда в современных образовательных учреждениях:
Трудовое воспитание – это определение в педагогике, которое означает задействование учащихся в различных видах труда, полезного для общества. Целью трудового воспитания является передача ученикам трудовых навыков и способностей, развитие творческого мышления и любви к труду.
Задача трудового воспитания – это осуществление начального профессионального образования, выработка трудолюбия, а также прочих нравственных качеств, положительного отношения к труду и его результатам.
Трудовое воспитание прививает уважение к труду и трудящимся людям. В процессе трудового воспитания ученики ознакамливаются с базой сельскохозяйственного современного и промышленного производства, транспортной, строительной отраслями. Труд играет важную роль в профессиональной подготовке детей, поскольку побуждает к сознательному выбору профессии, исходя из индивидуальных способностей и навыков.
На сегодняшний день отмечено, что школьная молодежь проявляет нежелание трудиться, оказывает ленивое и пренебрежительное отношение к труду, халатность и несерьезность. Это происходит под воздействием обострившихся противоречий, которые порождают негативные явления. Школьники неохотно выполняют поручения, поскольку их труд примитивен и не разнообразен. Однако это поправимо. Для этого нужно постараться организовать для учащихся общественно полезный труд, проявлять экономическое воспитание.
Система трудового воспитания
Разные виды физической и интеллектуальной деятельности, развитое техническое мышление, положительное отношение к труду, общение в трудовом коллективе – все это основополагающие механизмы осуществления трудового воспитания. Мыслительная трудовая деятельность формирует у ребенка творческие посылы, самоотдачу, творческое отношение к труду. Техническое мышление необходимо для накопления технологических знаний и опыта при организации эффективного труда, а также для оценки результатов собственной трудовой деятельности.
Трудовая деятельность определяет у обучающихся навыки, умения, привычки к трудовому усилию и преодолению физического напряжения. Отношение к труду выражается следствием организованной деятельности труда. Основные виды трудовой деятельности детей составляют структуру трудового воспитания. При этом на первом месте стоит учебный труд, поскольку интеллектуальный труд – это один из самых тяжелых.
Детям нужно помогать полюбить труд, чтобы они почувствовали свою потребность в нем. Ребенок должен осознавать, что труд – это не обуза и не наказание, это возможность реализовать свои зарождающиеся таланты и ознаменовать день ещё одним полезным и добрым делом. Это должен знать и понимать каждый ученик.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание, еще недавно считавшееся одним из важнейших направлений в нашей стране, сегодня вызывает спорные мнения. Одни считают, что необходимо пересмотреть степень присутствия его в образовательных заведениях, другие, что труду нет места там, куда дети приходят получать знания. Есть, правда, те, кто, по старой закалке, считают, что труд – часть жизни любого человека, поэтому трудовое воспитание должно быть везде, где ступает нога подрастающего гражданина великой страны. Такие разные мнения о самом главном, что делает нашу жизнь такой, какая она есть – о труде.
Трудовое воспитание – мифы и правила
Понятие «трудовое воспитание» следует рассматривать с правильной стороны, чтобы не было сомнений в его важности и воспитательном эффекте. Нет, это не есть эксплуатация детского труда и не унижение достоинства детей. Трудовое воспитание не привлекает детей делать работу взрослых. В этом словосочетании, слово «воспитание» является ключевым. Нет, это еще не труд, и уж, тем более не непосильная работа на детских плечах. Это воспитание гармоничной, нравственной личности, готовой трудиться, и имеющей представление о том, что это значит.
Успех трудового воспитания детей напрямую зависит правильного понимания целей, функций, его психологического содержания. Детский труд отличается от взрослого, в первую очередь, именно тем, для чего он организован. Труд взрослого нацелен на конечный результат, в то время как детский имеет чисто воспитательную функцию. В детском труде не важен конечный результат. Важен тот факт, что ребенок понимает, зачем, для чего (для кого) он это делает. Мы не учим детей работать. Нет. Сущность трудового воспитания детей в побуждении их к трудовой деятельности. Мы даем элементарные понятия о труде взрослых, о различных профессиях, о важности того, что делает для общества каждый из нас. Иными словами, мы (взрослые) формируем в детях психологическую готовность к труду.
Психологическая готовность к труду
Это тот самый результат, который ставит своей целью трудовое воспитание. Это определенный уровень развития личности, который, в будущем станет надежным фундаментом для освоения ею любого вида промышленного труда.
Формирование той самой готовности осуществляется стандартными воспитательными средствами, которые есть в арсенале педагога и родителя:
Сферы трудового воспитания
Трудовое воспитание детей совершенно не ограничено только лишь уроками труда в школе. Это непрерывная воспитательная деятельность, которая проходит шелковой нитью через всю социальную жизнь маленьких граждан. Воспитание трудом условно делится на несколько типов:
Функции трудового воспитания
Довольно продолжительное время трудовое воспитание выступало объектом для исследования в педагогике и психологии. Исходя из этих исследований, можно выделить несколько важных для развития человека, функций:
Роль семьи в трудовом воспитании
Любое воспитание начинается в семье. Какой бы важностью и пользой не обладала школа – колыбель всего самого важного всегда качается руками родителей. Особенно тогда, когда мы говорим о трудовом воспитании. О том, что, является частью именно повседневной жизни, а не учебного процесса.
Огромная роль здесь отводится примеру родителей. Как бы и чему бы ни учила школа и детские сады – девочки повторяют за своими матерями, а мальчики за отцами. В семье, где чистюля-мама до блеска натирает паркет и кастрюли, маленькая девочка непременно потянется за водой и губкой с целью помочь. Там, где папа увлеченно ремонтирует компьютеры, машины или технику, (а может с увлечением творит свои бытовые шедевры из дерева или металла), любимыми игрушками мальчика станут ключи, отвертки, шурупы и молоток.
Они смело вооружаются своими (а может вашими) инструментами и рвутся помогать. И вот тут самое главное – не упустить момент. Ни в коем случае не запрещайте вашим детям помогать вам, даже если (а так, скорее всего) они вам мешают. Отказавшись от помощи малыша сегодня, вы рискуете не ощутить ее в будущем (если конечно в ваших планах не было воспитание ленивого и вальяжного неумехи). Она хочет помочь маме вымыть окна? Дайте ей губку или салфетку, обозначьте ей поле работы, пусть себе натирает балконные двери (все равно вам потом там мыть). Хвалите дочку за работу. Поощряйте в ней труженицу. Проявив терпение сегодня, завтра вы пожнете плоды вашего мудрого воспитания.
Трудовое воспитание получает сильное развитие в семьях, проживающих в сельской местности. Частный дом, приусадебное хозяйство – все это требует слаженной работы всех членов семьи. Здесь нет место лени. Маленькие дети учатся поливать цветы, поддерживать колышки для помидор, кормить кур и вырывать сорняки. Организованная совместная работа сближает семью, укрепляет отношения между ее членами, приносит пользу здоровью и дает предпосылки для нравственного воспитания. Плюс дает конкретные знания о живой природе, свойствах материалов и особенностях земледелия.
Родители, это выгодно вам
Многие родители выступают против трудового воспитания своих чад, мотивируя свои протесты тем, что общественный труд, якобы, ущемляет права их ребенка, призывает к «безсеребренности», тем самым лишая его в будущем массы возможностей. Хочется напомнить таким родителям, что первым, кто пожнет результат трудового воспитания ребенка – будет именно он – родитель. Только будет ли это положительный или отрицательный результат – зависит тоже от них. Дети быстро растут, и если мы мало ожидаем от милого дошкольника, то от школьника-подростка мы ждем определенной помощи. А вот получите вы эту помощь или нет, зависит от того, научился ли ваш ребенок что-то делать (знает ли он вообще, что нужно кому-то помочь). Вся база человеческих качеств личности закладывается именно в детском возрасте. Не сердитесь, если вашего ребенка учат помогать вытирать с доски, приносить воду или ухаживать за цветами – завтра эту воду он принесет вам, польет ваши цветы и вытрет пыль на мебели. Вы присядете, счастливая, отдохнувшая, и, глядя на своего повзрослевшего ребенка, скажите: «я воспитала настоящего человека».
В детском саду дети должны освоить разные навыки. Хозяйственно-бытовой труд в средней группе направлен на выработку самостоятельности. Специальные задания приучают малышей к самообслуживанию.
Одной из самых важных задач современного общества является обучение детей труду. Детские сады, школы и остальные учебные заведения подготавливают подрастающее поколение к жизни, к активному труду
Воспитывать трудолюбие в детях нужно с самого раннего возраста. Домашнее приучение к самостоятельности начинается с тренировки навыков самообслуживания, обеспечивающих бытовую независимость
Ребенок любого возраста больше всего любит играть. Вся педагогическая деятельность основывается на преподнесении детям важной и серьезной информации в форме игры, чтобы малышам было проще
Не каждый родитель знает, как научить ребенка трудиться. В таком обучении помогают воспитатели детского сада и потом учителя в школе. Специально разработанные консультации содержат полезные
Хозяйственно-бытовой труд в старшей группе — важный метод социализации, интеллектуального и морального развития дошкольников. Придерживаясь правил трудовой деятельности ребенка, подключая к ней
Организация воспитывающей трудовой деятельности; формирование добросовестного отношения к труду; развитие умений, навыков; стимулирование творчества и осознанного стремления к достижению
Труд – неотъемлемая часть жизни человека, потому-то трудовое воспитание должно так же быть постоянным и непрекращающимся.
То, как организовано трудовое воспитание дошкольников, имеет большое значение. Успехи в грядущей взрослой жизни, будущие практические умения, ответственное отношение к работе, сознательный подход
Трудовое воспитание – формирование позитивного осознанного отношения к труду человека, развитие умений, навыков.
Трудовое направление воспитания в системе трудового воспитания подрастающего поколения
Ольга Скворцова
Трудовое направление воспитания в системе трудового воспитания подрастающего поколения
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду, как основной жизненной потребности, через формирование привычки к труду путём включения личности в активную трудовую деятельность.
ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудовой деятельности детей:
ознакомление с трудом взрослых и воспитывать уважение к нему;
обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений,которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы:
ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Труд в природе – уход за растениями в уголке природы, выращивание овощей в огороде, уборка участка.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОРУЧЕНИЯ, ДЕЖУРСТВА, КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД.
СПЕЦИФИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, помогающие ребёнку становиться независимым от взрослого и самостоятельным. Труд детей не имеет настоящего материального вознаграждения. Труд ребенка носит ситуативный необязательный характер. Все компоненты трудовой деятельности дошкольников находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Создание эмоционально – положительной трудовой атмосферы.
Организация материальной среды и трудового оборудования.
Учет индивидуальных интересов.
Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.
Учет нагрузки, состояния здоровья, способностей ребенка.
Создание мотивации и трудовой деятельности.
Для развития способности ставить цель в трудовой деятельности важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками.
При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится.
Необходимо хвалить и поощрять трудовую деятельность ребенка.
Трудом нельзя наказывать.
Воспитатели должны оказывать родителям необходимую помощь в организации трудовой деятельности их воспитанников дома.
Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.
В заключении хотелось бы сказать, что процесс развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Ведь трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Самой главной особенностью детской трудовой деятельности является то, что, несмотря на наличие в ней всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого. Поэтому роль воспитателя в развитии трудовой деятельности дошкольника является самой важной. Развитие трудовой деятельности дошкольников будет успешно осуществляться, если при ее трудовой деятельности ребенка будут соблюдены все условия.
Фоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Могу сказать про себя, что я не покупаю всё это на рынке и в магазине, а выращиваю сама. Вот и сегодня, с утра пораньше.
Фотоотчет по внеклассному мероприятию «Неделя патриотического воспитания молодого поколения. Даты XX Века» НЕДЕЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ. ДАТЫ XX ВЕКА Время выбрало нас, Закружило в Афганской метели. Нас позвали друзья в.
Фотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.
Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.
Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.