Что воспитывает литература в человеке
Итоговое сочинение: Какие качества помогает воспитать в себе литература?
(388 слов) Как известно, чтение дарит человеку возможно развить свои самые лучшие качества. Книги учат нас быть добрее, смелее, отзывчивее. Они воспитывают такие свойства души, как человечность, умение понимать и прощать. Кроме того, они дают нам пищу для размышлений и вдохновение для творческих поисков. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить свои любимые произведения и подумать над их ролью в своей жизни.
Например, мне очень нравится повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Человек, наделенный талантом любить, был пленен красотой и изяществом княгини. Она была недостижима и равнодушна к нему, но Желтков не смог вытеснить чувство из сердца. Он писал Вере письма год за годом, признавался в том, что испытывал, и получал радость хотя бы о того, что на свете жила его прекрасная избранница и иногда, хоть и мимоходом, но думала о нем. Но финал этой истории стал трагическим: муж и брат героини не хотели, чтобы поток писем и тем более подарков дискредитировал замужнюю женщину. Но и Георгий не мог отказаться от своей любви. Он принял решение покончить с собой. Он не винил Веру ни в чем и даже на прощание благословил ее за любовь, которую она подарила. Эта книга о высокой и жертвенной любви помогла мне воспитать в себе культуру этого чувства: истинная духовная близость не должна быть ревнивой, эгоистичной, жестокой. Человек должен отдавать, а не требовать. И если уж он любит, то надо уметь посвящать избраннику всего себя без остатка.
Не менее поучительным стал для меня роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». «Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого любит» — эта фраза пробуждает в сердце стремление к самоотверженности в любви. Маргарита ради Мастера оставила богатую и комфортную жизнь, рискнула собой, поставила на кон свою бессмертную душу. Она провела бал у Сатаны и испытала боль, страх, смущение. Но любовь вдохновляла ее на подвиги. И в финале она пошла за избранником в царство вечного покоя, не боясь потерять все то, что было у нее в этом мире. Эта книга показывает, что человек должен возвыситься до великого чувства и стать одним целым со своим спутником. Она может развить такие качества, как самоотверженность, духовность, умение понимать, прощать, сочувствовать.
Таким образом, литература всегда помогает нам воспитывать в себе человека, способного на проявление доброты, эмпатии, благородства и настоящей любви. Читатель лучше знает и понимает мир, ведь проживает не одну жизнь, пролистывает не одну эпоху. Накапливая опыт героев, он и сам становится мудрее, нравственно чище и совершеннее.
Статья: Литературное чтение воспитывает человека, как нравственную личность.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Литературное чтение воспитывает человека, как нравственную личность.
«Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле»
Л.Н. Толстой
«Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя»
От того, как воспитан человек, зависит его настоящее и будущее. О том, что книга и учит, и воспитывает, знают все.
Урок литературного чтения представляет собой одно из важнейших средств освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Л итературное чтение расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой сливается в единую цепь эстетические и нравственные переживания, обогащает и развивает духовную личность ребенка. Когда дети читают художественную литературу, то они знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, честность, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширение кругозора детей, формирование у них нравственных представлений и основ мировоззрения.
При восприятии художественного произведения возникают такие спектры чувств, как радость, восхищение, горечь, любовь. Безусловно, никакие ценности нельзя навязать человеку силой. Большую роль в формировании ценностных ориентиров у младших школьников играет литературное чтение. Данный предмет обладает уникальным ценностным потенциалом, который включает широкий спектр общечеловеческих ценностей. В художественных произведениях воплотились высшие проявления человеческого духа. Они развивают способность чувствовать и сопереживать. Читая художественную литературу, ребята знакомятся с такими нравственными понятиями, как любовь к Родине, своему народу, своему краю, родной земле. Понимание художественного произведения – сложная, активная и специфическая духовная деятельность, которой необходимо учиться. Художественная литература расширяет культурный кругозор, обогащает опытом прошлого, развивает художественный вкус, формирует духовно-нравственные устои личности. Конечно, этот процесс достаточно сложный, имеющий довольно длительную временную протяженность. Он предусматривает не навязывание, а деликатное предъявление ценностей личности младшего школьника.
Практика уроков чтения убеждает нас в том, что дети хорошо воспринимают художественные образы, недаром они так любят сказки, поучительные рассказы, так как эти художественные произведения как образное отражение действительности влияет на мысли, чувства, воображение детей, оказывает действенное влияние на их поведение.
Чувства, возникающие у школьника по отношению к персонажам художественных произведений, переносится им на людей и реальность в житейских ситуациях и наоборот, нравственные представления, полученные из реального жизненного опыта, могут проецироваться на героев текстов художественного произведения. В процессе такого переноса могут возникать сильные переживания и образовываться интеллектуально-эмоциональные связи, в основе которых лежит формирование нравственных качеств. Особый характер сопереживания ребенком литературному герою выражается в эссе, в стремлении действовать вместе с ним, самому становиться как бы соучастником изображенных поступков действующих лиц.
В учебнике «Литературное чтение» для 2 класса (Алматык i тап 2016 г) имеется целый раздел «Всё обо мне», в котором ребята познают самого себя через чтения таких произведений как Л. Каминский «Начинаю новую жизнь». Прочитав это произведение, учащиеся учатся как строить высказывания, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств, мыслей, полученных при восприятии информации. Произведение В. Осеева « Танины достижения» учит строить высказывание, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств, мыслей, полученных при восприятии информации. В. Драгунский «Что я люблю» учащиеся учатся строить высказывания, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств, мыслей, полученных при чтении и восприятии информации. В. Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо» учатся отвечать на простые вопросы по содержанию текста и уметь применять «вежливые слова» в жизни.
На мой взгляд, такие произведения, демонстрируют младшим школьникам нравственное отношение к природе, помогают им осознать выбор варианта поведения по отношению к «братьям нашим меньшим», помогают им получить представление о нравственном выборе, который часто совершает человек в своей жизни. Также, в учебниках для уроков литературного чтения поднимаются вопросы нравственного поведения человека, в том числе маленького человека, в тех или иных ситуациях.
Художественное слово вызывает у ребенка желание стать лучше, сильнее, храбрее, сделать что-то хорошее. Получается, что книга воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную нравственность. Вместе с героями сказок дети как будто преодолевают все трудности и препятствия, делая для себя очень много открытий и извлекая ценные уроки, как поступать никогда нельзя. Сказки учат читателей следовать заповедям, данные человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. Былинные батыры и богатыри являются воплощением нравственных свойств народов: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Кроме этого они еще и являются для детей образцом истинного патриотизма. А в жизни, как и в сказке, есть не только положительные, но и отрицательные примеры.
Поэтому, считаю, что внимание школьников надо обращать и на негативное в жизни, и в поведении людей. Учить анализировать последствия неправильных поступков и делать правильные выводы. Очень доступный пример, это и пример народной мысли, которым на уроках литературного чтения тоже отводится место. Пословицы и поговорки – блистательное проявление творчества народа. Они украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной. Пословицы выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми.
Таким образом, читая, рассуждая, убеждая и высказывая свое мнение, дети учатся лучше понимать окружающих и самих себя, приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе.
Роль книги в воспитании подрастающего поколения
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Роль книги в воспитании подрастающего поколения»
Чтение детей и подростков во всех цивилизованных странах является заботой общества и государства. Чтение – один из способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности.
Чтобы интерес к чтению не угас у подростка, процесс чтения необходимо поддерживать. Поэтому книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.
В современном мире, к сожалению, многие подростки постепенно забывают о книгах, поскольку убеждены в том, что их легко может заменить телевидение и интернет. Но разве это правильно? Почему мы забываем об эстетическом удовлетворении? Компьютер никогда не сможет передать ощущения перелистывания страниц. Некоторые люди просто безумно любят держать книги в руках, поскольку считают их истинным «чудом», которое помогает перенестись в мир спокойствия, любви и романтики. Именно чтение избавляет нас от повседневной суеты, различных забот и бесконечных проблем.
Наша страна к сожалению утратила статус «самой читающей страны в мире», и, по статистике, половина взрослого населения России не читает художественной литературы. Нация, утерявшая интерес к чтению, оказывается на грани культурной деградации, становится слабой и уязвимой. Исследования ВЦИОМ, посвященные читательским интересам россиян, проводятся регулярно на протяжении 13 лет. Согласно полученным данным, за этот срок жители нашей страны читать больше не стали. Так доля тех, кто старается читать ежедневно, за последние 10 лет снизилась на 9% (с 31% до 22%). Чаще всего это женщины (27%), граждане 25-44-лет (48-50%) и люди с высшим образованием (45%)43%. Никогда или очень редко читают 35% из опрошенных..
Ежедневно читают книги 22% россиян, от случая к случаю 42%, очень редко или никогда – 35%. Число читающих книги граждан за 13 лет снизилось c 80% до 65%
Мы решили исследовать ситуацию в нашей школе и выяснить, что любят читать наши школьники и каковы их читательские интересы.
Вашему вниманию предоставляется видео ролик взгляде учащихся нашей школы на книгу и чтение (видео ролик)
Предпочитаемые литературные жанры наших школьников- это фантастика- 60 %, детективы 40%, комедии 25% и что-то другое 60%. Практически все ученики любят читать литературу не по школьной программе и называют любимых литературных героев в среднем звене : Незнайка, Алиса, Гарри Поттер, в старших классах любимыми героями стали Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Печорин, Чацкий, Базаров из произведений русских классиков, изучающихся по школьной программе. И на вопрос «любимые писатели» все старшеклассники называют писателей-классиков, произведения которых изучаются по школьной программе. (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Грибоедов, Тургенев)
В результате проведенных опросов и обработки информации, можно выделить пути решения проблем, связанных со снижением читательской активности школьников:
— родителям ежедневно читать с ребёнком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять по иллюстрациям рассказы;
-помогать ребенку вести читательский дневник
-воспитывать творческого читателя,
-формировать у читателя отношение к книге как к источнику человеческого опыта, постоянному партнеру в общении,
-воспитывать отношение к библиотеке как к информационному центру, как к центру духовной культуры,
-презентации книг, тематические книжные выставки:
книжные выставки располагать и оформлять таким образом, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать его, удовлетворить читательский интерес или информационную потребность.
В чем же состоит задача родителей по приобщению детей к столь важному и продуктивному занятию детей? Позвольте предложить вам несколько советов.
Во-первых, взрослые должны помнить, что многое зависит от их отношения к чтению ребенка. Обязательно поговорите о прочитанном. Проявите заинтересованность, удивитесь какой-то яркой мысли, порадуйтесь, что вы узнали то, что раньше было для вас недоступно.
В-третьих, воспитывайте у детей культуру чтения. Если начал, дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу и не заглядывая в конец. Постарайтесь донести до ребенка, что важно понять о прочитанном все, а если что-то осталось неясным, спросить. Обратите внимание на выразительность письма, на яркий образный язык.
А сейчас Вам, как и нашим учащимся выдаются анкеты. Прошу вас заполнить их. (звучит музыка)
А пока вы заполняете анкеты я вам расскажу об интересных фактах. Что же нам дает книга!?
Почему надо читать книжки?
Д. Дидро однажды написал о том, что люди перестают мыслить лишь в том случае, когда перестают читать. И это действительно правильное утверждение. Каждый человек прекрасно понимает, что чтение расширяет кругозор, повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать (и это лишь незначительная часть положительного влияния, которое оказывает на нас художественная и другая литература).
Интересные факты о чтении:
Книга снижает стресс.
Богатство и ритм языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса.
Чтение защищает от болезни Альцгеймера.
Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, а это благотворно сказывается на его состоянии.
Чтение придает уверенности.
Чтение книг делает нас более грамотными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно. Признание окружающими вашей эрудиции положительно влияет на личную самооценку.
Улучшает мозговую активность.
При чтении мы представляем много деталей: персонажей, окружающие их предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.
У книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. И поскольку объем информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, то, соответственно, возрастает и важность приобщения к чтению. Убедимся в этом на конкретных примерах.
На протяжении всего мероприятия у нас в гостях ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО КНИГА и для вас она приготовила интересные задания. Гостям предлагается достать из книги закладки и угадать кому принадлежат эти строки.
Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам? Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу? Начинать читать книги на военную тематику можно уже младшим школьникам. Конечно, им трудно будет понять крупные жанровые формы – повести, романы, а вот коротенькие рассказы, написанные специально для детей, вполне доступны даже ребятам начальных классов. Перед тем как познакомить ребенка с произведениями о войне, необходимо подготовить его к восприятию темы: дать небольшие сведения из истории, акцентируя внимание не на датах, цифрах (их ребята в этом возрасте еще не воспринимают), а на моральном аспекте войны. Рассказать маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны: Рассказы о войне Письмо с фронта Сказка о Военной Тайне Алексеев С. «Рассказы о войне» Баруздин С. «Шел по улице солдат» Кассиль Л. «Твои защитники» Маркуша А. «Я – солдат, и ты – солдат» Митяев А. «Письмо с фронта» Гайдар А. «Клятва Тимура», «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»
Трудно переоценить роль книги в жизни современного человека. Она дает громадные возможности для постижения человеческого опыта: в области чувств, в области желаний, в области мыслей и наблюдений. Сливаясь с чувствами и мыслями автора и его героев, мы становимся в их положение, смотрим на мир их глазами, переживаем то, что переживают они, оцениваем мир их оценками. В последнее время общество повернулось лицом к книге, и это радует, если учесть десятилетия невнимания к чтению.
Закончить разговор о роли книги в воспитании и образовании школьников хочется закончить своеобразным призывом. На фоне не всегда доброкачественных сенсаций, прагматической информации, коммерческих изданий, назойливых средств массовой информации те книги, в которых воплотились ум, совесть и талант лучших представителей человечества, играют все меньшую роль в формировании внутреннего мира подростка. Не у всех! Не всегда! И не стоит соглашаться с «неспособностью нас» повлиять на наше будущее!
Роль художественной литературы в воспитании молодого поколения
Рубрика: Филология, лингвистика
Дата публикации: 23.07.2015 2015-07-23
Статья просмотрена: 26158 раз
Библиографическое описание:
Балатукова, З. И. Роль художественной литературы в воспитании молодого поколения / З. И. Балатукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 661-663. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21305/ (дата обращения: 28.12.2021).
Можно ли утверждать, что художественная литература воспитывает человека?
Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Многие поэтому видят в произведениях писателей, композиторов, художников средство приятного времяпрепровождения. Конечно, мы нередко идём в кинотеатр, садимся к телевизору или компьютеру, чтобы отдохнуть, а то и поразвлечься. Да и сами художники, композиторы, программисты, писатели, зная законы искусства, так строят свои произведения, чтобы взбудоражить, поддержать и развить интерес и даже любопытство зрителей, слушателей. Но значение искусства в жизни человека несравненно серьезнее и богаче.
Ни одно искусство не может так наглядно, «объёмно» изобразить человека, как живопись и скульптура. Но и живописец и скульптор «схватывают» лишь один момент жизни, и, рассматривая картину и скульптуру, мы только догадываемся о том, что предшествовало этому моменту, что последует за ним. Ни живописец, ни скульптор не имеют средств, чтобы показать своих героев в движении, в изменении, в развитии. Это может сделать искусство кино, в котором чудесно сплавлены особенности искусство слова, сценического искусства, живописи, музыки, художественной фотографии и компьютерной графики. Но не забудем, что художественные кинокартины создаются на основе литературных сценариев. Нельзя перевести на «язык» кино лирические произведения. При всём необъятном могуществе киноискусства есть области общественной и внутренней жизни человека, доступные только искусству слова. Писатель может нарисовать один момент, и историю человеческой жизни. И одно событие, и цепь самых сложных событий.
Изменения, связанные с прогрессом науки и техники ведет к изменению у нынешнего поколения прежних идеалов и оценок, и поиску новых критериев. Мы говорим о материальном и духовном, однако отделить одно от другого не так уж просто. Каждый мощный взлёт писательской мысли, повлиявший на воспитание молодого поколения, всегда несет в себе элемент духовности. Более высокие технические и творческие возможности сказываются на образе мышления и жизни молодёжи. Но это совсем не значит, молодёжь должна отвергать высшие духовные и культурные ценности, и не следует ставить их в зависимость от материального богатства.
Существует такое понятие, как культура народа, которая корнями уходит глубоко в национальную почву и историю. Во все времена творцы словесного искусства в своих произведениях правдиво и полно отражают сложность и многообразие жизни человека и общества, ярко и доходчиво выражают свои раздумья о смысле жизни, свои сокровенные чувства.
Морально-нравственная позиция автора ненавязчиво воздействует на читателя, который наслаждаясь словом, знакомясь с удивительными персонажами, познаёт мир и формирует в себе высокие гражданские чувства.
Понятие «формирование» в педагогике охватывает своим содержанием диапазон внешних (социальных, экономических, воспитательных и др.) и внутренних (самостоятельная деятельность личности, самовоспитание и др.) факторов, находящихся в неразрывной взаимосвязи и обеспечивающих становление и развитие личности. Опираясь на данное положение, что успешное формирование нравственных ценностей обеспечивается совокупностью внешних и внутренних условий, способствующих их формированию. Отсюда следует, что наряду с воспитательной деятельностью педагога необходима самовоспитательная деятельность учащихся по освоению нравственных ценностей будущих специалистов-филологов.
Опираясь на положения личностно-ориентированного подхода, что деятельность учащихся по самовоспитанию обеспечивает постановку их в позицию субъектов процесса формирования нравственных ценностей и способствует проявлению максимальной активности, самостоятельности в освоении ими нравственных ценностей.
Художественные творения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, М.Шолохова — позволяют молодому поколению не только узнавать прошлое, но и переживать вместе с их героями, формировать взгляды, чувства, характер, пробуждают любовь к прекрасному, воспитывают готовность к борьбе за торжество добра и правды. Литература воспитывает чувство прекрасного, обогащает духовный мир человека.
Предметом изображения литературы чаще всего являются люди конкретной исторической эпохи, их мысли, чувства, взаимоотношения друг с другом, их жизненные идеалы, — словом, внутренний и духовный мир человека. Художественная литература, как и наука, обладает огромной познавательной силой. Она способствует распространению среди молодого поколения просвещения и культуры.
О чем бы писатели и поэты ни говорили в своих произведениях, они думают о читателе, о человеке. Поэтому М.Горький очень точно заметил, что литература — это человековедение.
Сила художественной литературы заключается, прежде всего, в ее эстетическом воздействии. Это — то искусство, которое активизирует человеческие духовные силы: ум, интуицию, чувства, эстетические понятия. Эстетическое воспитание — это воспитание в людях способности и потребности видеть, понимать и ценить красоту во всех ее проявлениях и вносить ее в жизнь, способности понимать возвышенное, трагическое, комическое. Сложная и тонкая задача эстетического воспитания молодого поколения решается совместными усилиями семьи, школы, общественности. Молодёжь воспитывается эстетически на огромном историческом опыте писателей. Эстетические эмоции, вызываемые художественным произведением, способствуют восприятию общественных идей не только умом, но и сердцем, пробуждают активное отношение к жизненным картинам, нарисованным в произведении.
Литература обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи — образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Гамлет, Дон Кихот, Князь Мышкин, Мастер и Маргарита — это уже не просто художественные образы это символы культурно–значимых общечеловеческих ценностей. Читая произведения как «Преступление и наказание», «Война и Мир», «Анна Каренина», «Гранатовый браслет», молодежь меняется, у них меняется отношение к жизни, и становятся лучше. Произведения затрагивают их до глубины сердца и воспитывают.
Художественная литература доступна для всех, но глубина ее понимания зависит от того, умеет ли учащийся ее читать и каков сам учащийся, его вкусы и интересы, морально-мировоззренческие установки.
От личности учащегося зависит, что он выбирает для чтения — так называемое «чтиво» или подлинно художественные произведения. Первого рода книги — чисто развлекательные, они ничего не дают, кроме сиюминутного удовольствия, вторые — глубоко влияют на учащегося, воспитывают его.
Одни учащиеся «глотают» произведения, не «переживая» их, в то время как другие вдумываются в то, что читают. У первых — остается от чтения мало, у вторых — прочитанное глубоко западает в их сознание.
Что же говорят о художественной литературе классики? Замечательный русский писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин отмечал, что «литература — это…сокращенная вселенная». Н. Г. Чернышевский назвал литературу «учебником жизни», подчеркивая ее познавательную ценность, глубину проникновения в жизнь. М.Горький считал главной заслугой литературы ее общественное значение: «Беспощадно ярко освещая пороки жизни, недостатки людей, она воспитывала жажду лучшего, она учила». По его мнению, «цель литературы — помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты».
«Чем же сильна литература?» — спрашивает М. Горький и отвечает: «Насыщая идеи плотью и кровью, она дает им большую наглядность, большую убедительность, чем философия или наука».
Сила художественной литературы заключается также в том, что она учит видеть прекрасное и безобразное в самой реальной жизни.
Говоря о преподавании литературы сегодня, нельзя сказать о том новом понимании задач и целей образования, которое последовательно пробивает себе дорогу. Совершенствование преподавания литературы предполагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на учащегося, воспитание самосознательности, развитие воображения и чувства прекрасного. В юности закрепляется эстетическое отношение к искусству в целом и к литературе в частности, качественно новый подход к прочтению литературных произведений.
По характеру своего воздействия художественные произведения приближаются к воздействию действительности, а иногда и превосходят ее. Талантливый писатель дает сгусток впечатлений о действительности. Краски изображения бывают настолько ярки, что становятся ощутимы, зримы и вызывают такие сильные эмоции, что читатели или громко смеются, или рыдают над книгой, испытывают гнев или презрение, готовность действовать.
Положительные образы служат примером для заимствования, а отрицательные отвращают человека от ложных шагов и ошибок, способствуя тем самым искоренению пороков личности.
В заключение следует сказать, что чтение художественной литературы должно стать обязательным для каждого человека с детского возраста и до глубокой старости.
Литература доставляет много радости, она просветляет умственный взор, обогащает духовный мир читателя, вольно или невольно оказывает положительное влияние на характер. Воспитание художественной литературой не тяжкий труд, а увлекательный, доставляющий глубокое удовлетворение.
Художественная литература является своеобразной летописью человеческого общества, могучим орудием человеческой культуры, великим средством воспитания молодого поколения.
1. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.,1986.
3. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.