Что воспитывает история в человеке
Воспитание историей
История — это школа гражданского воспитания, патриотизма. А что такое патриотизм? Ответ на этот вопрос следует искать не в области отвлеченных рассуждений, а в реальном поведении людей в кризисные для страны, государства, Отечества периоды. Из кого состояло ополчение Кузьмы Минина, что туда привело людей и какое значение это имело в той ситуации и для будущего России? К каким чувствам солдат обращался Петр I накануне Полтавского сражения: Воины! Настал час, который должен решить судьбу Отечества. Но знайте, что сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру врученное. А что касается меня, то знайте, жизнь для Петра не дорога, лишь бы Россия жила в чести и благоденствии? Какая сила заставила старостиху Василису Кожину возглавить отряд из подростков и женщин, истреблявший небольшие группы наполеоновских солдат в Смоленской губернии? Какая корысть была в поступке Ивана Сусанина? Из каких побуждений Александр Матросов закрыл своим телом амбразуру, а В.Талалихин пошел на таран фашистского самолета? Что означают слова О.Бисмарка: войну с Австрией 1866 г. выиграл прусский учитель?
В основе поведения людей в нелегкие для страны моменты лежит особое состояние человеческого духа, точное название которому — патриотизм. Патриотизм — это не отказ от личного, а, напротив, эмоциональное состояние, стержнем которого является превращение общего блага в нечто глубоко личное или даже жертвенное. Поскольку он не заложен в человеке изначально, от рождения, импульс идет от жизни, от воздействия на человека окружающей его среды.
Целенаправленным способом это осуществляется через воспитание. Австро-прусская война 1866 г. была выиграна прусскими солдатами, однако О. Бисмарк прав, говоря, что ее выиграл прусский учитель, учитель истории. Основным материалом, на котором реализуется патриотическое воспитание, является память прошлого, воспитание историей.
В чем состоят проблемы исторического воспитания? Прежде всего, они связаны с несовпадением общества и государства, Отечества и власти.
Это несовпадение сопровождает развитие истории на всем ее протяжении с момента возникновения государства. Вспомним стихи М. Ю.Лермонтова:
Прощай немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ [53].
Что же, поэт, написавший эти строки в связи с его высылкой на Кавказ, не любил свою Родину? Чувство обиды, горечи заслонило и пересилило ее? Нет, просто патриотизм М.Ю.Лермонтова имел более глубинную основу:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой. [54].
И те и другие строки были написаны в 1841 г. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» — это гимн Родине, Отечеству, солдатской стойкости, мужеству и самопожертвованию. Ненавидя пороки и несправедливость, поэт продолжал любить свою страну.
Разновидностью «странной любви» к родине была позиция большевиков в годы Первой мировой войны — никакой поддержки Временному правительству. Интересы России понимались большевиками весьма своеобразно. Социальный мотив перевешивал значимость победы России в войне, целесообразность ее поражения обосновывалась необходимостью построения в стране нового строя. Однако этот же мотив не помешал генералу А.И. Деникину, непримиримому противнику Советской власти, резко осудить тех представителей белогвардейского движения, которые участвовали в войне против СССР на стороне Германии; он же привел часть участников белогвардейского движения к борьбе против фашизма в Югославии в числе сторонников И. Броз Тито. Базовые, фундаментальные ценности гражданственности и патриотизма заключены в Отечестве, что понятно: родина у человека только одна. Воспитание историей опирается в этом случае на все прошлое, а не на те лишь его пласты, которые, так или иначе, согласуются с особенностями конкретной государственной политической системы. В этой ситуации прошлое становится источником гражданского согласия возможно более широких слоев населения, тогда как избирательный подход к нему порождает разрыв связи времен, становится водоразделом между поколениями и социальными прослойками в обществе. Избирательность подхода к прошлому всегда определялась приоритетом политических ценностей и интересов в обществе, хотя именно в критических для судьбы Отечества ситуациях на первый план выдвигались гражданские, патриотические мотивы, которые и оказывались решающими. Таков один из неоспоримых уроков прошлого России.
Фундаментальной основой воспитания историей является опора на качественное своеобразие явлений и общественной среды, которое не отделимо от их природы и сущности [55]. Гражданская, патриотическая позиция, как и национальная принадлежность, заключает в себе все то, что отличает историческое прошлое и реальное бытие одного народа от другого. Правда, патриотическая Позиция предполагает еще и активность, выражается не в форме некоторой абстрактной, вневременной любви к отечеству, а в виде стремления принести ему конкретную пользу. Конечно, на вопросы «Что есть благо для отечества?», «Каковы способы его реализации?» нет однозначных ответов. Но с уверенностью можно сказать, что отрицание необходимости учитывать самобытность, своеобразие своей страны не может привести к формированию качеств гражданина отечества, о чем свидетельствует опыт решения этой проблемы в различных странах.
Одним из крайних вариантов воспитания историей является организация воспитания патриотизма в современной Америке. Средства массовой информации США неустанно прославляют «американскую исключительность», «американский образ жизни», «американскую предприимчивость», «американскую демократию», «американскую мечту», «американскую цивилизаторскую миссию». Все это находит весьма конкретное выражение в стандартах поведения американцев. На протяжении десятилетий в США выработалось устойчивое общественное мнение по поводу «исключительности» судьбы Америки. В этой ситуации негативные отзывы об американском образе жизни вызывают отрицательную реакцию большинства американцев. Воспитание патриотизма в США начинается уже в младших классах. Культ Америки перерастает в национализм, который самым тесным образом связан с финансовыми интересами, бизнесом, культом доллара. Составляющими комплексного гражданско-патриотического воспитания в США являются героизация, поэтизация образа человека, обязанного всему, что он имеет, исключительно самому себе, а также культ силы и индивидуализма, формирование таких черт поведения, как агрессивность, жестокость, презрение к противнику, наглость. Воспитание гордости за Америку сочетается с привитием презрения к инородцам и т.д.
Конечно, «американской исключительности» в реальности не существует, как, впрочем, не может быть и иной национальной и тому подобной исключительности, избранности, миссионерской предопределенности. Все это относится к числу легенд, внедряемых весьма небезуспешно, как и в случае с США, в жизнь. Эти мифы становятся составной счастью общественного, в том числе и исторического, сознания. В реальности патриотическое воспитание в США опирается на своеобразие исторического развития страны, которое доводится до крайней, гипертрофированной формы.
Первое постсоветское десятилетие в истории России прошло под знаком отказа от постановки проблемы патриотического воспитания.
По мнению известного российского деятеля культуры Р.Быкова, одна из причин «шизофренизации» населения — угнетение родового инстинкта, принижение чувства патриотизма.
А вот мысли о патриотическом воспитании в России режиссера К.Шахназарова: «. в последние годы патриотизм у нас был не в моде. Мы с начала перестройки уже столько раз о себя ноги вытирали, что в результате считаем, будто бы сами начали войну с Германией и позднее ее проиграли» [56]. Представители властных структур того времени изгнали слово «патриотизм» из лексикона. Более того, проявилось и откровенное враждебное отношение к России. По мнению одного из адептов демократии и либерализма, Россия является сырьевым придатком других стран.
В мировом хозяйстве для нее нет места, Россия только мешает, это обанкротившаяся страна. Он считает, что Россия должна расстаться с образом всемирной державы [57].
16 февраля 2001 г. в России была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 гг.». Она носит комплексный характер, предусматривает различные уровни и формы патриотического воспитания и механизмы его реализации. В какой мере этот документ отражает необходимость учета исторического своеобразия прошлого страны и ее современного состояния в реализации поставленных задач? В общей форме в программе содержится идея возрождения «истинных духовных ценностей российского народа», обеспечения «заинтересованности общества в развитии национальной экономики», сохранения и развития «славных боевых и трудовых традиций Отечества» [58]. Важно подчеркнуть, что по этим позициям государство стремится определять меру эффективности реализации программы. Масштабностью отличается проблема военно-патриотического воспитания. Во многом она связана со страницами Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг., хотя опирается и на соответствующую традицию общественного прошлого. В этой опоре проявляется учет исторического своеобразия как одной из фундаментальных предпосылок патриотического воспитания. В качестве важного рычага реализации функции патриотического воспитания в программе фигурирует историческое образование.
Современная ситуация в области гражданского, патриотического воспитания далеко не всегда свидетельствует об успешной реализации упомянутой государственной программы. Показатель этого несоответствия — намерение проводить преобразования в стране не в соответствии с особенностями ее исторического пути, ее традициями и ценностями жизни, а по меркам и лекалам западных ценностей. Об остроте разногласий в общественном мнении современной России по вопросу соотношения либерализма и патриотизма свидетельствует позиция одного из наших политиков. По его мнению, нынешние фальшивые либералы ненавидят Россию. О таких либералах писал еще Ф.М.Достоевский [59].
Понадобились образы Ф.М.Достоевского, значит, связь времен не распалась, прошлое сохраняет свое значение опоры в настоящем, будущее не безнадежно.
Прошлое страны — одна из фундаментальных основ патриотического воспитания по простой причине. Без прошлого нет будущего и вовсе не только в смысле воспитания. Значимость прошлого выше различий в сфере идеологии. Определенное понимание этого положения содержится в государственной программе по патриотическому воспитанию на 2006 — 2011 гг. [60], в которой средствами воспитания названы страницы как досоветского, так и советского прошлого.
Контрольные вопросы
1. Каково содержание понятий «предмет» и «объект исторической науки» и их соотношение?
2. В чем отличие исторической науки от естественных наук?
3. Каково соотношение научно-исторического и художественного отображения действительности?
4. Что такое историческое сознание? Каковы его виды и источники формирования?
5. Что такое уроки истории, в чем их назначение?
6. В чем назначение и каков механизм предвидения будущего?
7. В чем отличие предвидения от пророчеств и фантастики?
О пользе и вреде истории для жизни
Для чего человеку нужна история? Как должен быть написан современный учебник и чем полезен Борис Акунин? Почему новый фильм о Екатерине II бьет рейтинги просмотров и какую роль играет история в системе образования — об этом и многом другом нашему корреспонденту рассказал научный руководитель Института всеобщей истории, глава новообразованного УМО укрупненной группы специальностей «Истории и археология» академик РАН Александр Оганович Чубарьян.
— Традиционно общественное сознание причисляет к наукам те, что относятся к естественным и точным. К сожалению, ей же часто следует логика государственного финансирования. Скажите, а что вообще может дать простому человеку история?
— Процесс не настолько однозначный. С одной стороны, то, про что Вы сказали. — правда. Но одновременно среди широких слоев населения происходит бум интереса к истории. Он сейчас наблюдается по всему миру, в том числе и в нашей стране.
Интерес к истории пробудился, потому что люди ищут в ней ответы на вопросы сегодняшней жизни, аналогии с сегодняшним днем. Плюс — история — главная формирующая дисциплина для мировоззрения и воспитания, в широком смысле, патриотизма и гражданственности.
Сегодня история, наряду с литературой и обществознанием, — это главный предмет в школе, который формирует представление людей о своей стране, своей идентичности. Руководство нашей страны очень высоко оценивает значение истории, но, к сожалению, в реальной практике происходит явная недооценка всего гуманитарного знания, в том числе, и истории.
— Примеры каких исторических событий Вы могли бы привести как основу для формирования патриотизма?
— Возьмем прошедший год. Семьдесят лет победы в Великой Отечественной войне — об этом и говорить нечего. Но еще было двести лет победы в Отечественной войне 1812 года, — событие, которое также вызвало всплеск интереса к истории. Юбилей образования древнерусского государства — событие, интерес к которому возрос в том числе и благодаря вмешательству Церкви.
Это все факторы общенационального интереса, которые можно и нужно использовать для патриотического воспитания. Мы даже порекомендовали проводить в школах специальные уроки на эти темы. Или, например, первого сентября прошлого года школы начинали с урока о Первой мировой войне.
— А какие качества, помимо патриотизма, воспитывает история?
— Гражданственность. Это значит — терпимость людей друг к другу, отрицание насилия. Уважение к людям другой расы и другой национальности. Это важнейшие качества, помимо отношения к своей стране.
— Сейчас, поскольку люди застали некоторый пересмотр исторических концепций, часто можно встретить суждение: «История — всего лишь оправдание текущей политики».
— Это было всегда. К сожалению, история связана и с политикой, и с идеологией, как следствие того, что многие политики пытаются использовать историю. Она стала как бы заложницей политических спекуляций. Это есть, но этому нужно противостоять.
— Где при написании учебных пособий проходит граница здравого смысла между изложением фактографии и ее интерпретацией?
— Каждый автор находит такие границы самостоятельно. Когда-то один крупный английский специалист по нашей стране написал: «Историй столько, сколько историков». Дело в том, что фактов миллионы, и все они пропущены через голову создателя учебника. Это, конечно, преувеличение, но некий элемент здравого смысла в нем есть.
Несколько лет назад я был на заседании Совета Европы, где обсуждалось, каким должен быть европейский учебник. Было две точки зрения: одна заключалась в том, что он должен дать факты, а вторая — что он должен научить людей мыслить, оценивать события, сравнивать. Я был очень доволен — подавляющее большинство присутствовавших высказались за второе.
— Вы могли бы привести примеры отечественных пособий с таким подходом — по российской и всеобщей истории.
— Здесь очень многое зависит от учителя. Учебник сейчас иногда даже неглавное средство. Очень многие дети имеют представление о фактах через интернет. Но мы рекомендовали авторам, чтоб в новых учебниках было больше материалов для самостоятельного осмысления.
Поэтому я, например, очень за, если в учебнике написано: «Есть такая точка зрения, а есть — другая». И чтобы учитель выяснял позицию детей по тем или иным вопросам.
— А как Вы относитесь ко всевозможным научно-популяризаторским мероприятиям? Например, выставка в Манеже была в этом году посвящена истории XX века.
— Я считаю, что всякая популяризация полезна. Даже историческая беллетристика, которую многие ругают, и я со многими в этом вопросе не согласен. Если она не формирует у человека отрицательных гражданских качеств, она полезна.
Например, романы Акунина, о которых мы иногда спорим. Это всегда было, и это побуждает интерес к истории. Сейчас руководители телевидения говорят мне: «Новый фильм про Екатерину Вторую имеет колоссальный рейтинг». Просто потому, что людям интересно, что было в то время. И чем больше про это рассказывать, тем интереснее.
— А если авторы или устроители подобных мероприятий недобросовестны?
— Вот это плохо. Конечно, если это художественный вымысел, он имеет право на существование. Но при этом надо иметь такт, какое-то общее понимание истории и понимание своей ответственности за массовое сознание.
— А еще сейчас в книжных магазинах лежит масса книг по альтернативной истории.
— Я противник такого подхода. Факты, если они были, от них же никуда не денешься. Но важно научить молодое поколение: в истории всегда был выбор: события могли пойти либо так, либо так. Кстати, это важно, потому что в нашей сегодняшней жизни тоже выбор.
Сейчас столетие русской революции. Вот ответьте на вопрос: «Что было бы, если бы не было Ленина?» Может быть, не было бы всей этой линии развития — это возможная вещь. Это, конечно, гипотеза. Но как раз именно такой подход заставляет молодых не просто смотреть на факты, а размышлять.
Становление социально успешной личности средствами уроков истории
На современном этапе в России формируется общенациональная образовательная политика, главная задача которой – достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Согласно Концепции модернизации российского образования, основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах.
Важнейшая цель исторического образования – обеспечить средствами предмета, включающего разные учебные курсы, воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.
С помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
В человеке его человеческие черты формируются с первого в своей жизни вдоха, т. к. он – существо общественное. Общественная сущность человека проявляется в его отношениях, связях с другими людьми. Познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, которые удовлетворяют его материальные и духовные потребности, ребенок включается в общество, становится его членом. Этот процесс приобщения личности к обществу и, следовательно, процесс формирования личности ученые называют социализацией.
Процесс социализации длится всю жизнь человека. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Социализация личности – это ее язык и поведение в быту, способность к творчеству, восприятие культуры своего народа и т.д. Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем придется столкнуться в дальнейшей жизни.
Процесс всестороннего развития неотделим от сложного механизма школьного обучения, руководящей роли школы, педагога. Как определять содержание школьного обучения в зависимости от запросов общества и растущих духовных потребностей человека, как учить, чтобы процесс обучения максимально способствовал раскрытию задатков и развитию способностей, – это те направления творческих поисков науки, благодаря которым совершенствуется педагогический процесс. В сфере теоретических и практических поисков открывается много неясного; жизнь требует исследований, которые помогли бы определить, что такое гармония человеческой образованности, к какой гармонии необходимо стремиться в процессе школьного обучения.
Сегодня школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (например семья, неформальные детские организации и объединения и т.д.). Школа как бы выступает в роли механизма (фактора, условия и т.п.), осуществляющего первоначальную дифференциацию общества, формирующего социальный статус человека, помогающего ему адаптироваться к разным социальным условиям. Система образование является одним из важнейших факторов стабильности общества, социальным регулятором отношений между обществом и школой, ибо как содержание образования формируется под влиянием общества, так и общество изменяется под влиянием образования.
Как известно, социализация личности – противоречивый процесс. С одной стороны, он предполагает адаптацию человека к обществу, а с другой – обособление (отчуждение) человека от общества. В условиях всеохватывающих перемен, происходящих в настоящее время в нашем обществе, равновесие между адаптацией и обособлением (отчуждением), которое предполагает успешная социализация, нарушается. Кардинальные перемены в различных сферах жизни привели к изменению функций и удельного веса различных институтов социализации, исчезновению некоторых из них (не стало, например, всесоюзных детских и юношеских организаций) и появлению новых (например организаций бойскаутов). Адаптация личности особенно молодого человека в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Молодые люди вынуждены ориентироваться на отдельные, хотя и важные жизненные перспективы; изменяются жизненные ценности.
Социализация рассматривается как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу, или общность. Формирование человека как представителя данной группы, т.е. носителя ее ценностей, норм, установок, ориентаций и т.п., предполагает выработку у него необходимых свойств и способностей.
Проблема получения образования была всегда актуальной. От того, какое образование получит человек, зависит дальнейшая его жизнь. В современном обществе ярко демонстрируется противоречивость основных тенденций развития. С одной стороны, во все большей степени проявляется дегуманизация человеческих отношений. Ситуация усугубляется резкой сменой ориентиров и направленности общественности развития, вызванной стремлением в одночасье модернизировать общество. Непонимание сути перемен, кардинальный слом привычной системы ценностей рождает у людей чувство страха и неуверенности, потери ощущения полноты и осмысленности жизни, стабильности и привычных социальных ориентиров, что приводит к серьезным личностным и социальным деформациям. С другой стороны, в современном мире, сверхсложном по своему устройству и сверхмощном по своим возможностям, возрастает значимость личности как субъекта социальных отношений.
В связи с этим особо актуализируется проблема образования и культуры, ибо социализированный человек – это продукт определенной культуры и в то же время ее творец. Снять острый конфликт между двумя обозначенными тенденциями, смягчить социальные последствия проводимых реформ, гармонизировать жизнь современного человека, гуманизировать все стороны его жизни и тем самым обеспечить стабильное развитие общества призвана система образования.
Социальное становление является результатом социальной деятельности, то есть такой деятельности, результаты которой направлены на улучшение общественной жизни в той среде, в которой находится ребенок.
Для осуществления такой деятельности ребенок должен обладать соответствующими возрасту общеобразовательными знаниями, сведениями о проблемах своей страны, непосредственного окружения и иметь первоначальное представление о своем месте в общественной жизни.
Однако для ребенка важно не только видеть, что надо сделать, но и уметь применить имеющиеся у него знания, умения и навыки человеческого общения в конкретных делах. Кроме того, в процессе своей социальной жизни школьнику приходится уметь вступать в контакт с окружающими его детьми таким образом, чтобы не нарушать имеющееся или способствовать становлению и, возможно, восстановлению нарушенного психологического равновесия в детской среде.
И, наконец, для закрепления навыков, полученных в результате организованной таким образом общественно значимой деятельности детей, для дальнейшего обогащения их социального опыта необходимо как можно шире вовлекать ребенка в многоплановые социальные контакты на основе доминирующего у него интереса к определенным видам деятельности, естественно, не вступая в противоречие с желанием самого ребенка принимать участие в социальных контактах.
Вопрос социального становления детей становится все более актуальной проблемой, как для самой личности, так и для государства и общества.
Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современной молодёжи и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится история.
История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
Соответственно и история — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр.
История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки — такие, как историческая география, историческая геология и др.
История выполняет несколько социально значимых функций.
Первая — познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
В научном языке часто слово “история” употребляется как процесс, движение во времени и как процесс познания во времени. Содержанием истории, как специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс.
Следует заметить, что человеческое общежитие — такая же часть мирового бытия, как и жизнь окружающей нас природы, и его научное познание — такая же необходимая потребность человеческого ума, как и изучение жизни природы.
Исторический процесс проявляется в человеческой жизни, известия о которой сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются внешней и внутренней жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.
Таким образом, познавательная функция состоит в самом изучении исторического пути нашей страны, исторического пути народа и в объективно-истинном, – с позиций историзма, – отражении всех явлений и процессов, составляющих историю Российского государства. Стремясь к объективному познанию истории страны, надо постоянно проверять себя, изучая цепь исторических событий в их целостности, в причинной связи и результатах.
Анализ ошибок вчерашнего дня даст возможность избежать ошибок сегодня и завтра.
При этом всесторонний анализ ошибок, тщательность их изучения не должны перечеркивать той огромной положительной работы, которую проделали наши предки.
Чтобы определить, куда и как идти обществу в своем развитии, нужно знать, откуда, из какого состояния оно пришло и как оно прошло свой исторический путь.
Сегодня сама жизнь ставит многие вопросы перед современной историей. Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть в определенной степени историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином.
Третья функция — мировоззренческая. Изучение истории непосредственно влияет на формирование научного мировоззрения.
Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность — это исторические факты. История, ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. На исторической неграмотности спекулируют всяческие сторонники догм и лженауки об обществе, так как, не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать разные идеологические настроения и гипотезы на веру.
Чтобы выводы из истории были действительно научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу или явлению без исключения, в их совокупности, только тогда можно получить объективную, адекватную действительности картину, а следовательно и обеспечить научность познания.
История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории.
Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.
Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.
Такой подход формирует потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития.
Приобретая исторические знания и исторический опыт, каждый из нас стремится к их истинности, то есть к верному отражению действительности в своем сознании. Чтобы получить истинные (достоверные) исторические знания, необходимо иметь надежные источники этих знаний.
В качестве исторических источников могут использоваться памятники архитектуры, предметы быта прошлого, широкий спектр письменных документов, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое. Не бывает “плохих” или “хороших” типов источников. Они могут обладать лишь различной степенью достоверности (надежности) и информированности.
Отыскать достоверную информацию и получить новое историческое знание позволяют методы изучения истории. Как известно, любой процесс познания, в том числе и познания истории, состоит из трех компонентов: объекта исторического познания, исследователя и метода познания.
Исторический метод — это путь, способ действия, с помощью которого исследователь приобретает новое историческое знание.
К числу основных исторических методов научного исследования чаще относят четыре метода: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный.
Кроме того, в истории вполне применимы и общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, измерение, объяснение и др.
Наиболее распространенным в исторических исследованиях, является историко-генетический метод. Он наиболее универсален, гибок и доступен историку. Его суть сводится к последовательному раскрытию свойств и функций изучаемого объекта в процессе его изменения. При использовании этого метода познание идет от единичного к особенному, а далее – к общему и всеобщему. Этот исторический метод служит анализу развития того или иного явления. Достоинством и одновременно недостатком этого метода является то, что при его использовании четче, чем в иных случаях, проявляются индивидуальные особенности исследователя. Одной из слабых его сторон можно считать то, что излишнее стремление историка к детализации разных аспектов, изучаемой проблемы может привести к несправедливому преувеличению малозначительных элементов и сглаживанию наиболее важных. Такая диспропорция приведет к ошибочному представлению о сущности изучаемого процесса, события или явления.
Право на существование в качестве самостоятельного метода имеет историко-типологический метод. Типологизация (классификация) служит для упорядочения исторических явлений, событий, объектов в виде качественно определенных типов (классов) на основе присущих им общих признаков и различий. Например, изучая историю Второй мировой войны, историк может поставить вопрос о соотношении сил гитлеровской и антигитлеровской коалиций. В этом случае противоборствующие стороны могут быть условно разделены на две группы. Тогда стороны каждой из групп будут отличаться лишь по одному признаку – отношению к союзникам или врагам Германии. По иным признакам они могут значительно различаться. В частности, в антигитлеровской коалиции будут социалистические страны и капиталистические (к концу войны более 50 государств). Но это – простая классификация, не дающая достаточно полного представления о вкладе этих стран в общую победу, а скорее, наоборот, способная выработать ошибочное знание о роли этих государств в войне. Если же будет стоять задача выявления роли каждого государства по осуществлению успешных операций, уничтожению живой силы и техники противника, освобождению захваченных территорий и так далее, то соответствующие этим показателям государства антигитлеровской коалиции будут типической группировкой, а сама процедура изучения – типологизацией.
В нынешних условиях, когда историческим исследованиям все чаще свойственен целостный охват истории, все чаще используется историко-системный метод, то есть метод, при использовании которого изучается единство событий, явлений в общественно-историческом развитии. Например, рассмотрение истории России не как какого-то самостоятельного процесса, а как результата взаимодействия с другими государствами в виде одного из элементов развития истории всей цивилизации.
Важно учитывать, что эти и другие существующие методы применяются в сочетании друг с другом, дополняя один другой. Использование в процессе исторического познания какого-то одного метода лишь удаляет исследователя от объективности.
Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории.
Основными научными принципами являются следующие:
Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем, в конечном счете, стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.
Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности — личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.
Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент б практической деятельности правительств, партий, личностей.
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.
Знание основных документов в сфере образования позволяет правильно определять задачи исторического образования учащихся.
Для достижения целей исторического образования в современных условиях необходимо использовать элементы следующих технологий:
1. Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко и др.). Педагогика сотрудничества определяет авзгляд на личность: ребенок – полноценная личность и является субъектом в педагогическом процессе. Каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы. Применение этой технологии дает возможность видеть в каждом ученике уникальную личность, создавать ситуацию успеха, помогать реализовывать себя в положительной деятельности, осуществлять ученье без принуждения, учитывать особенности личности в учебно-воспитательном процессе.
2. Игровые технологии (Б. П. Никитин). Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, творчество, терапию, модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Дидактические задачи: расширение кругозора, применение ЗУН в практической деятельности, развитие познавательной деятельности, трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание сотрудничества, самостоятельности, общительности, коммуникативности, нравственности.
Развивающие задачи: развитие внимания, памяти, речи, творческих способностей, рефлексии, мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, обучение общению.
3. Технологии уровневой дифференциации (В. В. Фирсов). Использование элементов данной технологии дает возможность помогать слабому, уделять внимание сильному ученику, более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. Реализуется желание сильных учеников быстрее и глубже продвигаться в образовании. Повышается уровень Я – концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.
4. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт). Индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными в организации учебного процесса. Это способствует сохранению и дальнейшему развитию индивидуальности ребенка, его способностей. Использование средств индивидуализации помогает мне в выполнении учебных программ каждым учащимся, предупреждает неуспеваемость учащихся. Идет развитие познавательных интересов и улучшение учебной мотивации. Формируются личностные качества: самостоятельность, трудолюбие, творчество.
5. Личностно ориентированное обучение (И. С. Якиманская). Применение элементов данной технологии развивает индивидуальные познавательные способности каждого ученика. Цель – помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Личностно ориентированные уроки – это создание учителем творческой атмосферы, постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Очень важна на уроке форма обсуждения детских «версий». И задача – выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствует теме урока, целям и задачам предмета.
6. Современные информационные технологии позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей учащихся, организации познавательной деятельности школьников. Информационные (компьютерные) технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не использованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями компьютера.
Привлечение компьютера позволяет сделать любой урок привлекательным и по-настоящему современным. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.
Использование ИКТ создает возможности доступа к современной, свежей информации. А сочетание цвета, музыки, звуковой речи, динамических моделей расширяет возможности представления учебной информации, позволяет воздействовать на эмоциональное настроение учащихся, вызывает познавательный интерес и помогает усвоению материала.
Использование ИКТ позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников. Например, с помощью мультимедиа-учебников учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, игровые) и тестовых заданий, вести учет результатов. Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, исторических карт и других средств обучения. Мультимедиа-технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между различными частями курса.
Благодаря этому школьники могут изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать индивидуальный темп усвоения материала.
При использовании ИКТ резко возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений. Они привыкают работать с лучшими источниками, зачастую самостоятельно сканируя на них прекрасные иллюстрации. Дети учатся слушать и быть услышанными – это первые шаги к формированию планетарного мышления, так необходимого современному человеку.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, помогает формированию мотивации успеха у учащихся. Развитые навыки работы на компьютере вызывают уважение у школьников, помогают самоутвердиться среди сверстников. Многие учащиеся имеют еще и профессиональную мотивацию, понимая, что на современном рынке труда профессиональные навыки работы на компьютере востребованы.
Самое главное, что учащиеся привыкают самостоятельно работать с информацией: искать, анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать, трансформировать, создавать свои проекты в разных формах. Учитель в этом случае – координатор деятельности, а не поставщик готовой информации.
7. Здоровьесберегающие технологии. На учителя возложены обязательства по охране здоровья детей, воспитания у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. На уроках должна учитываться степень подготовленности класса, наличие учебного времени, создаваться положительная мотивация для активной творческой работы, потому что организация управления дискуссионной и исследовательской деятельностью очень сложный процесс.
Для реализации развивающего потенциала исторического и обществоведческого курсов должны выбираться такие формы организации учебных занятий, которые определяют исследовательский и дискуссионный характер учебной деятельности, степень вовлеченности каждого в учебный процесс, возможность общения учащихся с учителем и друг с другом, развитие творческих способностей.
Одной из форм групповых занятий, является семинар – исследование. По методике семинар представляет дискуссию по обсуждаемой проблеме. Особое внимание должно уделяться подготовке семинару, знакомству с вопросами, выделение наиболее существенного в том поиске, который должны осуществить ученики в ходе подготовки ответа.
Очень часто на уроках истории сочетаются дискуссионные формы и работа с источниками. Например, при изучении темы «Отечественная война 1812 года» воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, героев Отечественной войны 1812 года. Здесь огромную роль играет яркий рассказ учителя о событиях, сообщения учащихся о судьбах их участников. Эмоциональный настрой уроков создают также иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. На уроках разрабатываются групповые проекты с опорой на учебник и дополнительную литературу.
На уроке «Движение декабристов» красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Учащиеся могут получить опережающее задание. Урок строится по традиционной схеме, а на определенном этапе учащиеся, подготовленные по группам, высказывают различные точки зрения по последнему вопросу. Ребята могут выступить с сообщениями о Трубецком, Волконском, Никите Муравьеве, Оболенском и др. Используются отрывки из поэмы Некрасова «Русские женщины», «Послание в Сибирь» Пушкина.
Организуя урок – практикум большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся по приобретению, развитию, осознанному применению таких умений как анализ источников, работа с учебником, подготовка тезисов, конспектов и т.д.
Таким образом, решая учебно-воспитательные задачи, можно строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
– дифференцированный подход к каждому ребенку;
– рациональное сочетание разных видов деятельности;
– деятельностный подход;
– развивающий характер обучения.
Все образовательные технологии, в сочетании с современными информационными технологиями, позволяют развивать интерес к истории и обществознанию у школьников и достичь хороших результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.
В старших классах в целях усиления практикоориентированной составляющей образовательного процесса выбираются наиболее соответствующие ей формы организации обучения, которые обеспечивают приоритет самостоятельной познавательной деятельности, требуют привлечения и осмысления личного социального опыта, побуждают высказывать собственное мнение, давать личностную оценку, создают условия для свободного творческого самовыражения.
Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
– работу с источниками;
– решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
– анализ современных общественных явлений и событий;
– написание творческих работ – эссе;
– создание школьных проектов.
В основе работы учителя истории лежат ведущие принципы педагогики сотрудничества: индивидуализация и дифференциация, позволяющие создать необходимые условия для развития каждого ребенка в отдельности, учитывая при этом их личностные особенности, их индивидуальность.
Система контроля и оценивания деятельности учащихся, предусматривающая сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, снятие страха перед низкой оценкой.
Наиболее адекватными методами оценивания компетенций учащихся – традиционный устный и письменный опрос, тестирование, проверка качества выполнения практических заданий, а также методы социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни.
Чтобы достичь реальных результатов необходимо:
1. Учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, осуществление личностного подхода в учебном процессе.
2. Уважительное, доброжелательное отношение к ученику, ведь каждый ученик – это личность.
3. Обеспечение стойкой мотивации, заинтересованности к изучаемому материалу.
4. Создание ситуации взаимопомощи, признание за учеником права на ошибку.
5. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету.
Главное на уроках истории – это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, общим анализом хода и результатов труда. В ходе реализации этой идеи проявляется возможность учителю помочь ученикам поверить в свои силы, разбудить в них лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.