Что воспитывает дзюдо в человеке

Что воспитывает дзюдо в человеке

Мы все знаем, что поддержание здоровья является важной частью жизни, а так же мы знаем, что для этого необходимо выполнять физические упражнения. Мы часто говорим, что люди находятся «в хорошей форме», но в «форме» для чего?

Физическая форма определенно зависит от того, чем мы занимаемся, и вы можете увидеть это на примере марафонцев. Они определенно являются теми, кого мы могли бы назвать «в форме», но им не хватает силы в верхней части туловища. Так что, хотя их и можно назвать «в форме», но только для своего вида спорта.

С другой стороны, Дзюдо – это такой вид спорта, который развивает физическую форму всего тела. Зайдите в любой додзё и вы увидите людей всех возрастов – и это прекрасно! Это не просто сообщество. Когда мы становимся старше, функциональная физическая форма становится проблемой и Дзюдо может быть подстроено так, чтобы держать нас в хорошей форме. Я знаю некоторых людей, которые до сих пор занимаются дзюдо в свои 70, и даже 80 лет!

Дзюдоист должен обладать скоростью реакции, как у боксера, а точностью и гибкостью, как у танцора. Любой, кто занимается дзюдо, скоро обнаружит, что функциональное состояние их сердечно-сосудистой системы будет быстро увеличено, так же как и их сила.

Было бы слишком легко думать, что Дзюдо – это просто спорт, но дзюдо предназначено не для этого. Дзюдо – это про обучение жизни. Такова была оригинальная философия основателя дзюдо Дзигоро Кано.

Если вы пытаетесь объяснить эту концепцию кому-то, не связанному с дзюдо, это может быть сложно, однако уроки, которые преподает дзюдо очевидны в каждом классе.

Мы начинаем со знака уважения, когда кланяемся друг другу, а затем уроки жизни продолжаются. Мы научимся координированно управлять своим телом, мы даже узнаем о балансе. Затем, после изучения техник, дзюдоист начинает заниматься Рандори – свободной формой практики, которая похожа на физкультурные шахматы. Именно из этого можно извлечь больше всего уроков.

Вы узнаете, что вы способны на большее, чем думали. Вы будете испытывать свой разум и тело против другого человека. Вы будете брошены на пол и так же как в жизни, вы будете учиться подниматься и начинать заново. Вы будете скованы противником и будете думать, что весь мир против вас. Именно тогда вы узнаете, что вы можете вырваться. Иногда противник будет лучше вас, и так же как в жизни вам придется учиться на своих ошибках. Вам будет необходимо изучить и применить свои знания в следующий раз, когда вы окажетесь в подобной ситуации. И тогда, когда вы сможете применить свои знания в нужное время и в правильной ситуации – вы добьетесь успеха!

Во многих отношениях Дзюдо является метафорой жизни. Основатель Дзюдо взял первоначальное учение от Джиу-Джитсу, а затем он стер те движения, которые могут причинить серьезный вред, и из этого он разработал учебный инструмент.

Дзюдо – это спорт, который бросает вызов разуму и телу, чтобы работать как единое целое! Примером этому является то, что мы видим детей с проблемами поведения, и детей, занимающихся дзюдо. Это дает этим детям основу для того, чтобы контролировать свой нрав. Они находят дисциплину в Додзё и забирают ее с собой на улицу.

В дзюдо мы практикуем свои навыки на другом человеке. Это еще один фактор, который делает этот спорт еще более могущественным (мощным). Мы учимся работать с другими, независимо от их расы или происхождения. Это спорт, который действительно объединяет людей.

Даже на высшем уровне существуют лагеря Дзюдо, в которых игроки со всего мира, которые участвуют в соревнованиях, тренируются друг с другом в надежде, что они смогут стать лучшей версией себя. Это спорт, который неразрывно связан с самоконтролем и самодисциплиной. Если человек заходит слишком далеко, он кого-то травмирует. Это игра, в которой уважение к оппоненту, так же как и уважение к себе, является основой всего.

Тем не менее, мы так же видим рост доверия среди тех, кто занимается Дзюдо. Когда они начинают осознавать свой физический потенциал и приобретать силу, боевые способности и, естественно, заводить друзей, это помогает повысить уверенность человека в себе.

Иппон является эквивалентом нокаута в Дзюдо, но в дзюдо принимающая сторона может подняться без травм. Это значит, что острые ощущения в дзюдо существуют с практически нулевым риском (как только ученики научатся правильно падать, на одном из первых уроков).

Что ж, Иппон в дзюдо – это все равно, что разливать в бутылки то самое «чувство лучшего дня» и пить его. Это чувство ни с чем не сравнимо!

Мы уже затрагивали элемент уважения ранее, но его стоит изучить подробнее. На уроке дзюдо вы будете кланяться и пожимать руки не один, а несколько раз за урок. Это приводит к тому, что дзюдоист может кланяться и пожимать руки более 1000 раз в год.

В дзюдо мы учимся уважать не только наши тела и способности, но и тела наших патнеров, потому что если они получат травмы, мы не сможем стать лучше. Мы нужны друг другу.

Последняя причина для того, чтобы начать заниматься дзюдо заключается в том, что оно заставляет вас решать проблемы. И мы снова возвращаемся к великолепию философии Кано и его методу использования Дзюдо в образовательных целях.

Вы обнаружите, что вы столкнетесь с проблемами в дзюдо, и вам нужно будет научиться их решать, по большей части находясь под давлением. Все может измениться в мгновение ока, а ваш успех будет основан на том, как вы адаптирутесь к ситуации, используя накопленные навыки. Возможно, вы будете бороться за то, чтобы усовершенствовать технику или заставить ее работать в Рандори. Чтобы решить это, вам необходимо будет учиться или быть брошенным на лопатки снова и снова.

Если вы скованы, придушены или заблокированы, вам нужно учиться защищаться или выбираться. Именно такое мышление для решения проблем перейдет затем в жизнь и поможет вам и в других областях. Дзюдо научит вас задавать вопросы, которые откроют перед вами некоторые возможности, такие как: «как я могу избежать этой ситуации» и «как я могу улучшить свои навыки в этой области». Мы обнаружили, что дзюдо вдохновляет людей заниматься саморазвитием.

Источник

Философия дзюдо

Все ученики школы Кодокан дзюдо, основанной Дзигоро Кано, давали клятву. Они обещали не отказываться от занятий без серьезных на то причин, своим поведением в зале и повседневной жизни никогда не ронять достоинства «додзе» (зала для борьбы дзюдо) и не давать уроков дзюдо самостоятельно, без разрешения на то учителя.

Человек, выбравший в качестве пути своего совершенствование дзюдо, учится даже в противнике видеть не врага, а партнера. Нет «мелочей», малых настолько, чтобы оправдать в глазах дзюдоиста пренебрежение к другому человеку. В частности, уважение к другому сказывается не только в ритуальных поклонах, обрамляющих поединок, но и в том, что дзюдоисты принимают душ не только после спарринга, но и до него.

Кимоно, татами, тело и помыслы дзюдоиста должны быть чистыми – нет «мелочей», в которых можно было бы проявить небрежность: уважение к «Пути мягкости» проявляется во всем и ко всем (мысль достойная повторения).

Подобный подход развивает ответственность за свои поступки и доброжелательность: ответственный человек постепенно перестает винить в своих ошибках других, и из раба обид становится властелином своей судьбы.

Дзюдо хранит вековые традиции и остается наследником самурайского кодекса чести.

Дзюдо воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям.

Кодекс чести дзюдоиста включает в себя такие качества, как: Что воспитывает дзюдо в человеке. 95bcf026cd38950e0743a37a9f12bf01. Что воспитывает дзюдо в человеке фото. Что воспитывает дзюдо в человеке-95bcf026cd38950e0743a37a9f12bf01. картинка Что воспитывает дзюдо в человеке. картинка 95bcf026cd38950e0743a37a9f12bf01. Мы все знаем, что поддержание здоровья является важной частью жизни, а так же мы знаем, что для этого необходимо выполнять физические упражнения. Мы часто говорим, что люди находятся «в хорошей форме», но в «форме» для чего?

При поступлении в школу ученик дает клятву:

«Я не брошу учебы без уважительной причины.

Я не опозорю дзюдо и свою школу.

Без разрешения учителя я никому не открою секретов, которым меня научили.

Как ученик я буду следовать законам дзюдо и моей школы и буду соблюдать их, если стану учителем».

В лекциях Дзигоро Кано выделял также 5 принципов поведения дзюдоиста в повседневной жизни:

Источник

Духовно-нравственное воспитание подростков на занятиях в школе дзюдо

В статье представлены возможности физического воспитания (дзюдо) в формировании духовно-нравственных и морально-волевых качеств подрастающего поколения как решение одной из первоочередных государственных задач.

Из педагогического опыта

Е.А. Овчинников,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории,
мастер спорта

О.Г. Соловьева,
методист
высшей квалификационной категории,

ГБОУ «Школа № 1223»,
Москва

Истинное величие состоит в том,
чтобы владеть собою.

Будущее страны создается сегодня. От того, как поставлено воспитание детей и молодежи, зависит перспектива завтрашнего общества. Воспитание нравственности, высокой культуры у современных молодых людей является первостепенной государственной задачей.

Дзюдо — это спорт, имеющий сильное воспитательное воздействие на личность. Данная позиция подтверждает актуальность обучения дзюдо в соответствии с идеями его основателя Дзигоро Кано, мастера боевых искусств, японского общественного деятеля и педагога. Сравнивая дзюдо с популярными видами спорта того времени, такими как гимнастика, бейсбол, гребля, бег и короткие пешие походы, Дзигоро Кано пришел к выводу, что дзюдо является наиболее эффективной деятельностью для физического, психологического и духовного развития человека. Подтверждением этому явилось создание в Японии в конце XIX века известной во всем мире школы дзюдо «Кодокан» (в переводе — «путь мягкости»).

Особенностью теории дзюдо, созданной Дзигоро Кано, является смещение акцента в обучении от техники борьбы к постижению жизненного пути, развитию способности ученика к внутреннему совершенствованию.

Дзигоро Кано рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности.

Главными принципами дзюдо являются:

В настоящее время данный вид единоборства привлекает детей и родителей. Рекомендуют занятия дзюдо и российские врачи, поскольку статистические данные свидетельствуют о том, что дети, занимающиеся данным видом единоборства, значительно реже болеют простудными заболеваниями. Так как учебно-тренировочные занятия проводятся босиком, то юные дзюдоисты имеют возможность закаляться естественным образом, получая массаж биологически активных точек, расположенных на подошвах ног. Занятия дзюдо развивают двигательную активность, улучшают состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы, благотворно влияют на нервную систему, улучшают концентрацию, что отражается на успехах детей в учебе. Занятия данным видом единоборства способствуют осознанию собственной силы и возможностей для формирования нормальной самооценки и снижения агрессивности.

В «Школе дзюдо», созданной в системе дополнительного образования ГБОУ «Школы № 1223» города Москвы, занимаются дети в возрасте от 7-ми до 15-ти лет.

Важной особенностью является то, что при поступлении в «Школу дзюдо» не проводится отбора детей по какому-либо критерию. Дети разной физической подготовленности могут заниматься данным видом единоборства, постепенно совершенствуя свои способности.

Следует отметить, что занятия дзюдо, согласно действующим Санитарно-эпидемиологическим нормам (СанПиН), можно проводить с детьми, достигшими 10-летнего возраста. Однако формирование разнообразных координационных и двигательных навыков, овладение умениями самостраховки, группировки, стойки, борьбы вполне доступны для понимания и усвоения детьми уже с 7-летнего возраста.

В течение всего образовательного процесса дети и подростки проходят несколько этапов обучения по программам:

Этапность обучения соответствует следующим нормативным документам и рекомендациям:

Целью трехэтапного образовательного процесса является развитие физических и психических способностей, воспитание интеллектуальных и нравственных качеств обучающихся, укрепление здоровья и формирование понятия о здоровом образе жизни в процессе овладения основами искусства дзюдо.

Данная цель реализуется через обучающие, развивающие и воспитывающие задачи. В условиях дополнительного образования развивающий и воспитывающий потенциал дзюдо приобретает особое значение. Достижение результатов, представленных в программе (присвоение ученических (кю) степеней), не является самоцелью. Это лишь значимые для подростков ориентиры на пути их личностного развития.

Процесс нравственного воспитания осуществляется на всех этапах тренировочного процесса дзюдоистов.

В задачу нравственного воспитания детей и подростков в «Школе дзюдо» входит воспитание таких нравственных качеств, как:

В системе нравственного воспитания в «Школе дзюдо» можно выделить такие направления, как:

Направление «нравственное просвещение» предполагает ознакомление воспитанников со следующими позициями:

Знание и обязательное выполнение Кодекса способствует воспитанию таких личностных качеств, как:

Сегодня во многих школах и секциях дзюдо чаще можно встретить технику этой борьбы, чем ее дух. Дзюдо — это мир, где высшей ценностью является не только физическая сила, но и человеческие качества [3]. Автор статьи считает актуальным обучение дзюдо в соответствии с идеями его основателя Дзигоро Кано: «Дзюдо — это нечто большее, чем система самозащиты, это, прежде всего, путь к себе, к умению владеть собой».

Воспитательный процесс в «Школе дзюдо» начинается с момента входа воспитанников в спортивный зал, в котором на одной из стен висит картина с изображением японских иероглифов. Перевод иероглифов означает: «Сколько бы Вы ни отрабатывали технику, в ней всегда присутствует высшая сила». Эти слова являются своеобразным напутствием юным дзюдоистам в необходимости постоянного самосовершенствования, в непозволительности чувства превосходства над другими: «Не думай, что после нескольких тренировок, ты станешь мастером. Ты можешь им и не стать спустя много лет, ибо нет конца совершенству» [5].

Другим направлением в системе нравственного воспитания «Школы дзюдо» является формирование нравственного опыта в процессе занятий.

В дзюдо все, начиная от ритуала и заканчивая какими-то мелочами, несет в себе воспитательный момент. В воспитательном процессе в «Школе дзюдо» формирование нравственности начинается с изучения этикета, знакомства с заповедями, присущими этому виду спорта. На первых занятиях воспитанники знакомятся с элементарными правилами гигиены. У дзюдоистов нет мелочей, в которых можно было бы проявить небрежность. Кимоно, татами, тело и помыслы дзюдоиста должны быть чистыми. Поэтому воспитанники учатся содержать спортивную одежду в чистоте, осваивают умение правильно уложить кимоно и т.д.

Весь учебно-тренировочный процесс в данном виде единоборства проходит в тесном взаимодействии с партнером, будь то отработка бросков, изучение акробатических упражнений (один выполняет упражнение, другой страхует), выполнение упражнений в парах и т.д. Поэтому с первых шагов на татами детей приучают к таким нравственным качествам, как товарищество, уважение к сопернику, умение честно вести борьбу.

Начиная с младшего возраста, на занятиях юных дзюдоистов создаются воспитывающие ситуации:

Многолетний педагогический опыт позволили автору статьи определить педагогические ситуации, которые способствуют воспитанию нравственно-волевых качеств. Необходимо отметить, что воспитывающее влияние каждой ситуации имеет комплексный характер, то есть та или иная ситуация способствует формированию нескольких нравственных черт: дисциплинированности, трудолюбия, честности и т.д. [1].

Одним из видов педагогических ситуаций являются поединки, рассчитанные на соблюдение выдержки, уважения к сопернику, настойчивости, целеустремленности. Воспитывающее значение таких ситуаций заключается в том, что поединок проводится между неравными соперниками, когда присутствует преимущество у одного из соперников:

Причём одному из соперников дается шанс на победу, а другой обречен на поражение. Зная свою обреченность на поражение, дзюдоист должен проявить для достойного проигрыша не только техническое мастерство и тактическое умение, но и такие волевые качества, как настойчивость, целеустремленность, решительность. Дзюдоист, имеющий преимущество, должен проявить уважение к сопернику, умение не расслабляться и вести поединок в полную силу, а выиграв, не радоваться легкой победе.

Такие ситуации используются во время проведения учебно-тренировочных поединков в основной части занятия. На детских аттестационных соревнованиях предусматривается подбор пар участников по возрастно-весовым показателям и с учетом владения необходимыми навыками.

Другим видом педагогических ситуаций является судейство.

Судейство поединков проводят по очереди воспитанники, занимающиеся по программе углубленного уровня (5-й, 6-й год обучения). Данная педагогическая ситуация помогает воспитанникам выучить правила соревнований, жесты и команды рефери на соревнованиях. В этой ситуации важно провести объективное судейство поединка, а дзюдоистам, ведущим поединок, уметь отличить «засуживание» от реальной оценки своих действий, соблюдать выдержку, контролировать свое поведение, не реагировать болезненно на оценки и замечания их товарища, который в данный момент исполняет обязанности рефери. Значение данной ситуации заключается в воспитании честности, принципиальности, выдержки, самообладания, целеустремленности, настойчивости. Данная ситуация готовит юных дзюдоистов к участию в соревнованиях с недостаточно объективным судейством. Ситуация используется при проведении тренировочных поединков в основной части тренировки.

Еще одним видом педагогических ситуаций является проведение эстафет, спортивных и подвижных игр, которые направлены на воспитание у учащихся дисциплинированности, настойчивости, решительности, сплочённости коллектива, формирования дружеских взаимоотношений. Для проведения данного вида педагогической ситуации используются варианты, при которых занимающиеся разбиваются на слабую и сильную команды или одна команда имеет численный перевес.

Третьим направлением нравственного воспитания юных дзюдоистов является нравственное стимулирование. Нравственное стимулирование оказывает важную роль в воспитательном процессе юных дзюдоистов. Это направление реализуется через такие стимулирующие факторы, как поощрение и наказание, позволяющие скорректировать действия детей, закрепить хорошие привычки и переформировать плохие, преодолеть свои слабости, познать свои возможности.

С целью успешного проведения воспитательного процесса автор статьи в своей практической деятельности использует следующие современные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, игровые и личностно-ориентированные технологии обучения. Эти направления относятся к гуманистическому подходу в психологии и образовании, отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности ребенка.

В системе дополнительного образования существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений обучающихся. В «Школе дзюдо» формой фиксирования достижений воспитанников является Карта педагогического сопровождения [1], которая позволяет выявить существует ли положительная динамика в формировании нравственных качеств, насколько воспитательный процесс, осуществляемый по дополнительной общеобразовательной программе, способствует позитивным изменениям личности подростка. Что позволяет Карта педагогического сопровождения? Она:

Автор статьи для ведения Карты педагогического сопровождения использует такие методы, как:

На нравственное воспитание детей огромное влияние оказывает детский коллектив, который способствует формированию положительных качеств личности и помогает изживать такие отрицательные черты, как застенчивость, упрямство, трусость, зазнайство, эгоизм.

При формировании детского коллектива автор статьи опирается на принцип «воспитания в коллективе и через коллектив», который предполагает ответственность каждого перед коллективом и коллектива за каждого своего члена.

Для создания дружного, сплочённого коллектива, в котором не должно быть разобщенности, вражды, любых форм антагонизма между группами или отдельными воспитанниками, педагог использует следующие методы:

Обязательным в работе с детским и подростковым контингентом педагог считает соблюдение максимальной объективности, педагогической этики и педагогического такта.

Для создания деловых и дружеских отношений, избегания возникновения разобщенности в коллективе и конфликтов между воспитанниками автор статьи в работе с юными дзюдоистами:

Добиться успеха в воспитании можно только опираясь на поддержку сплоченного коллектива, обладающего силой воспитательного влияния, умеющего предъявлять требования к членам коллектива, тем самым оказывая помощь педагогу. С этой целью педагог использует метод параллельного действия, который заключается в том, чтобы наряду с воздействиями педагога на воспитанника в том же направлении действовал и детский коллектив, руководимый педагогом.

Для эмоциональной сплоченности детского коллектива в «Школе дзюдо» проводятся традиционные мероприятия, такие как:

Традиционные мероприятия создают общность интересов, переживаний, сплачивают коллектив, обогащают жизнь воспитанников «Школы дзюдо».

Одним из важных воспитательных факторов является наставничество. Воспитанники старших групп «Школы дзюдо» помогают педагогу в проведении занятий, участвуют в воспитательном процессе дзюдоистов младших групп. На личном примере старших дзюдоистов младшие учатся быть дисциплинированными, ответственными перед коллективом, доброжелательными. Наставничество способствует совершенствованию положительных личностных качеств старших дзюдоистов.

В учебно-воспитательном процессе обучающихся «Школы дзюдо» руководящая роль принадлежит педагогу. Нравственность педагога, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к воспитанникам, коллегам имеет первостепенное значение для духовно- нравственного воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного, гражданского и личностного поведения для обучающихся.

Обычно обучающиеся как бы «впитывают» не только личные качества педагога, но и его отношение к делу: чувство стабильности, влюбленность в работу, его энтузиазм, оптимизм, требовательное и уважительное отношение ко всем воспитанникам, уверенность в спортивных успехах своих учеников.

Патриотическое воспитание — одно из важных направлений учебно-воспитательного процесса в «Школе дзюдо». Патриотическое воспитание — это систематическая деятельность, направленная на следующие аспекты:

Для реализации этого направления юные дзюдоисты участвуют:

На итоговом занятии в конце учебного года воспитанники «Школы дзюдо» награждаются книгами о жизни выдающихся спортсменов.

Итак, рассмотрев вопросы духовно-нравственного воспитания в «Школе дзюдо», можно сделать следующие выводы:

Литература

Источник

Что воспитывает дзюдо в человеке. 0548677e6432786dd8df61eb3aaec139 XL. Что воспитывает дзюдо в человеке фото. Что воспитывает дзюдо в человеке-0548677e6432786dd8df61eb3aaec139 XL. картинка Что воспитывает дзюдо в человеке. картинка 0548677e6432786dd8df61eb3aaec139 XL. Мы все знаем, что поддержание здоровья является важной частью жизни, а так же мы знаем, что для этого необходимо выполнять физические упражнения. Мы часто говорим, что люди находятся «в хорошей форме», но в «форме» для чего?

Основатель борьбы дзюдо – Дзигоро Кано, создавая свой стиль единоборства, хотел, чтобы дзюдо стало методом, приносящим пользу во всех областях жизни занимающихся. При разработке принципов дзюдо он стремился не просто к созданию нового вида единоборства, а к новой системе боевого искусства, особого пути («до» – по-японски «путь»). По его замыслу дзюдо, как и любое другое японское искусство, должно содержать в своей основе принцип абсолютной гармонии физического и духовного начал.

В процессе занятий закаляется характер, развивается способность к лучшей концентрации сознания, что влияет не только на успехи в дзюдо, но и на способности к обучению у детей и подростков, повышение работоспособности у взрослых. Тренировка сознания в дзюдо учит сохранять спокойствие, находясь под давлением любых обстоятельств.

Помимо этого дзюдо учит гибкости ума, прививает некоторые правила, необходимые в повседневной жизни (например, приучает к определённому распорядку дня), благодаря чему жизнь становится более упорядоченной. Опытному дзюдоисту вряд ли грозит хаос в мыслях или действиях. Он осознаёт, что в жизни всё имеет своё предназначение и распорядок.

Всё это приводит к росту уверенности в себе. Человек, обретающий ощущение самого себя, становится способным к решению новых, всё более сложных задач. Многие застенчивые люди, благодаря практике дзюдо, обрели уверенность в себе, смогли поставить перед собой определённые цели и достичь больших успехов.

Ну, и, конечно же, занимаясь дзюдо, человек приобретает способность защитить себя в экстремальной ситуации. Для этого лучше, чтобы техники самообороны тренер преподавал на ряду со спортивными. Техника самозащиты дзюдо позволяет дать достойный отпор даже более сильному противнику.

Можно до бесконечности описывать полезность занятий дзюдо. Чем больше стаж занятий, тем больше полезных аспектов может открыть для себя занимающийся. Дзюдо влияет на все сферы жизни, в том числе и на её продолжительность. Большинство мастеров дзюдо не только дольше живут, но и сохраняют активный образ жизни до глубокой старости. При правильных методах тренировочных занятий дзюдо можно заниматься всю свою жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *