Что воспевают и прославляют эпопеи 7 класс литература
Что воспевают и прославляют эпопеи?
Что воспевают и прославляют эпопеи.
За что прославляет поэт Елизавету и на что надеется?
За что прославляет поэт Елизавету и на что надеется?
За что прославляет поэт елизавету и на что надеется?
За что прославляет поэт елизавету и на что надеется?
Произведения в которых прославляются русские солдаты?
Произведения в которых прославляются русские солдаты.
В эпопеи воина и мир.
Кого прославляет пушкин в своих произведениях?
Кого прославляет пушкин в своих произведениях.
Сочинение на тему что воспевает тургенев в образе герасима?
Сочинение на тему что воспевает тургенев в образе герасима.
Каки вымышленные персонажи в эпопеи война и мир?
Каки вымышленные персонажи в эпопеи война и мир?
Сочинение » что воспевает И?
Сочинение » что воспевает И.
С. Тургенев в образе Герасима».
Кто является главным героем севастопольской эпопеи?
Кто является главным героем севастопольской эпопеи?
Жил военный и был у него меч и мог он им всех порешать и всё! И вот однажды случилось шёл он по бульвару ночью и напал напало на него чудище чудное глаза как у мухи руки как у таракана и туловище как у стрекозы! Испугался военный чудища достал свой..
Название нормативного или правового акта, обычно издаваемый главой государства.
Всмысле не понятно.
Бедный высокого сердца ходил он по свадьбам магуль мегери получить её руку.
Бедный выокосердечный развитый музыкант влюбчивый.
Анто́н Па́влович Че́хов—русскийписатель, прозаик, драматург. Общепризнанный классик мировой литературы. По профессииврач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности(1900—1902). Один из самых известныхдраматурговм..
За что прославляет поэт елизавету и на что надеется?
За что прославляет поэт елизавету и на что надеется?
Ну за красоту за ум и за хорошее чувства юмора.
Что воспевают и прославляют эпопеи?
Что воспевают и прославляют эпопеи.
Похвальное слово елизавете?
Похвальное слово елизавете.
За что прославляет поэт Елизавету и на что надеется?
За что прославляет поэт Елизавету и на что надеется?
Что прославляют авторы древнерусских текстов, прочитанных вами?
Что прославляют авторы древнерусских текстов, прочитанных вами?
Произведения в которых прославляются русские солдаты?
Произведения в которых прославляются русские солдаты.
Кого прославляет пушкин в своих произведениях?
Кого прославляет пушкин в своих произведениях.
Сочинение на тему : «за что прославляют гусляры купца Калашникова»?
Сочинение на тему : «за что прославляют гусляры купца Калашникова».
Сочинение на тему давайте докажем что не зря на нас надеется земля?
Сочинение на тему давайте докажем что не зря на нас надеется земля.
Пословицы и поговорки о Елизавете?
Пословицы и поговорки о Елизавете?
Пословицы и поговорки о Елизавете?
Пословицы и поговорки о Елизавете?
Жил военный и был у него меч и мог он им всех порешать и всё! И вот однажды случилось шёл он по бульвару ночью и напал напало на него чудище чудное глаза как у мухи руки как у таракана и туловище как у стрекозы! Испугался военный чудища достал свой..
Название нормативного или правового акта, обычно издаваемый главой государства.
Всмысле не понятно.
Бедный высокого сердца ходил он по свадьбам магуль мегери получить её руку.
Бедный выокосердечный развитый музыкант влюбчивый.
Анто́н Па́влович Че́хов—русскийписатель, прозаик, драматург. Общепризнанный классик мировой литературы. По профессииврач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности(1900—1902). Один из самых известныхдраматурговм..
ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 200-228
Михаил Юрьевич Лермонтов
Возвращаясь к теме
1. Каким воссоздаёт образ поэта И.Л. Андроников?
2*. Назовите известные вам работы художников, музыкантов, писателей и других деятелей искусства, созданные на основе произведений М.Ю. Лермонтова.
«Два великана», 1832 Д. А. Столыпин
«Демон» художник Михаил Врубель
Молитва («Не обвиняй меня, Всесильный»), 1829 А. Г. Рубинштейн,
«На севере диком. » Шишкин
«Демон и Тамара» Зичи
Парус («Белеет парус одинокой»), 1832 А. Е. Варламов,
1. Приведите аргументы в доказательство того, что жанр лермонтовского произведения — баллада.
Это произведение имеет героев, сюжет; реальное сочетается с фантастическим; имеет композицию; важную роль в раскрытии играет диалог.
2. Охарактеризуйте художественные средства и приёмы, использованные поэтом в произведении.
Худ. средства.: Олицетворение, аллитерация, частотность повторения звуков.
Худ. приемы.: Олицетворения и сравнения.
3. Определите, каким стихотворным размером написаны «Три пальмы». Назовите вид рифмовки.
1. Из каких деталей складывается в стихотворении М.Ю. Лермонтова образ Родины?
Образ Родины в стихотворении Лермонтова складывается из таких деталей:
А) использования обобщенных слов: леса, реки и степи.
Б) использование слов, обозначающих конкретные предметы (осязаемые): изба, обоз, чета берез.
— образных: в первой половине произведения присутствуют образы русской природы; в последней части стихотворения присутствуют образы, связанные с бытом русского народа («. Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно;», «Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез»).
2. Какой изображена природа в стихотворении? Составьте словарь лексики стихотворения на эту тему и сформулируйте вывод.
3. Говоря о любви к Родине, Лермонтов употребляет слово «странною». Эта же тема, но уже иначе выраженная, звучит в строке: «С отрадой, многим незнакомой. » Почему своё чувство поэт сопровождает таким словосочетанием? Кому не знакомо состояние, переживаемое лирическим героем стихотворения? Дайте развёрнутые аргументированные ответы.
Так с этой «многим незнакомой» отрадой он описывает деревню: гумно, окно с резными ставнями, пляску пьяных мужичков, следы довольства и благополучия. Так может чувствовать только человек, выросший в деревне. Многим столичным знакомым Лермонтова это чувство неведомо.
4. Каждый стих со второго по заключительный в первой строфе начинается с отрицательной частицы. Какое чувство усиливается этим повтором и в какой строке сформулировано это состояние персонажа?
Лермонтов усиливает отрицание пережитков прошлого и недостатков настоящего великой империи, то, что для поэта неприемлемо. С помощью отрицательных частиц он отвергает «славу, купленную кровью», для него далёк «полный гордого доверия покой».
В пятой строке автор формулирует состояние персонажа, ему чужды «темной старины заветные преданья», прогрессивный Лермонтов смотрит вперёд, он отрицает пережитки прошлого.
5*. Градация как художественный приём широко применяется в стихотворении «Родина». Найдите примеры градации и скажите, чего достигает поэт её использованием.
Градация-постепенный переход. (как пример: пришел, увидел, победил) в стих-нии Родина это:
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья. (т.е. ничего не шевелит мечтанья у поэта: ни слава, ни покой, ни преданья старины)
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез. (люблю что? дымок, обоз, чету берёз)
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно; (я вижу:гумно, избу, окно) и т.д.
6. Выучите стихотворение наизусть. Прочитайте его выразительно. Постарайтесь передать чувства поэта к Родине. Послушайте стихотворение в исполнении чтеца.
1. Почему М.Ю. Лермонтов назвал свою поэму песней?
2. Назовите приёмы народной песни, используемые М.Ю. Лермонтовым в «Песне. ». Приведите примеры. Сделайте вывод о фольклорных традициях в поэме Лермонтова.
В этом произведении Лермонтов использовал достаточно много художественно-выразительных средств, которые характерны для народной песни и народного фольклора в целом.
То, что это народная песня, можно сразу понять из запева, который начинается в начале:
«Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы. «
Лермонтов также в песне использует «перехваты», как например:
«То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.»
(повтор слова «сидит»)
Есть в песне многочисленные эпитеты, характерные народной поэзии: «конь — добрый», «сабля — вострая».
3. Рассмотрите иллюстрации к «Песне. », помещённые в учебнике. К каким эпизодам поэмы обратился художник? Выпишите фрагменты текста, соответствующие каждой иллюстрации.
1. Как возговорил православный царь:
«Отвечай мне по правде, по совести,
Волной волей или нехотя
Мово лучшего бойца Кирибеевича?»
2. И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная,
И, увидев то, царь Иван Васильевич
Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови черные;
Повелел он схватит удалова купца
И привесть его пред лицо свое.
4. Воссоздайте устно портреты и расскажите о характерах Кирибеевича, Калашникова, Алёны Дмитревны. Запишите ключевые слова, необходимые для этого.
Внешность Кирибеевича — статный, сильный и красивый молодец, одет богато: «удалой боец, буйный молодец», «широкая грудь», «очи тёмные», «парчевой кафтан», «шапка соболиная». Характер Кирибеевича — эгоист, думает, что ему всё дозволено, горд, уверен в себе, хитрый: «поцалуи его окаянные», «злодей», «лукавый раб».
Внешность Калашникова: статный и красивый молодец, одет как купец: «молодой купец, удалой боец», «могутные плечи», «горят очи его соколиные», «грудь молодецкая». Характер купца: порядочный, честный, бережёт своё имя, смелый: «на опричника смотрит пристально», «родился я от честнова отца, и жил я по закону господнему», «вышел я на страшный бой, на последний бой».
Внешность Алёны Дмитриевны — красавица: «ходит плавно — как лебёдушка», «смотрит сладко — как голубушка», «молвит слово — соловей поет; «щёки ее румяные, как заря на небе божием;
«косы русые, золотистые». Характер Алёны Дмитриевны — робкая, застенчивая, верная, набожная: «задрожала вся», «затряслась как листочек осиновый, горько-горько восплакалась, в ноги мужу повалилася».
5. Какая сцена из поэмы произвела на вас особенно сильное впечатление? Почему?
На меня самое сильное впечатление произвёл эпизод возвращения домой купца Калашникова, когда он видит «простоволосую жену», которая рассказывает то, что с ней произошло. Она настолько напугана произошедшим, что это волнение передаётся читателю. Впечатление усиливается тем, что неизвестно, как отреагирует на её слова Калашников, так как сначала он приходит в праведный гнев и грозиться посадить её по замок, чтобы она «света белого не видела». Эти слова несправедливы, так как читатель догадывается, что она невиновна и сочувствует несчастной женщине.
6. Прочитайте описание утра перед кулачным боем. Какой вам представляется эта картина? Расскажите.
Утро было морозным и лучистым. По всей площади был рассыпан пушистый снег, а люди собирались толпами чтобы поглазеть на кровавый бой. Ключевые слова: «Заря алая»; «Кудри золотистые»; «Небо чистое»; «Кулачный бой»; «Царь со дружиною»; «Снегами рассыпчатыми».
Лермонтов описывает смерь Кирибеевича такими словами:
«И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная. «
Таким образом, автор показывает мелкую, хитрую, притворную сущность опричника, говоря о нем словами: «будто сосенка», «застонал», «закачался».
8. Почему Калашников не отвечает царю на вопрос о причинах убийства Кирибеевича?
Кирибеевич, любимый опричник царя, ради прихоти соблазнял Алену Дмитриевну на глазах людей ― значит, порочил её имя. Но Ивану Грозному он не сказал, что любит замужнюю женщину, поэтому в глазах царя выглядит благородно.
Калашникову не надо было огласки произошедшего события, людского позора, поэтому он не объясняет причин, даже зная, что его казнят. Лермонтовский герой ― образец порядочности.
9. Кому принадлежат слова «обманул тебя твой лукавый раб» в конце первой части «Песни. »? Как связаны сила и правда в поэме Лермонтова?
Слова принадлежат Яковлеву ( Царю ).
Два сильных характера созданные, Лермонтовым в этой поэме, прямо противопоставлены друг другу.
10. Каким предстаёт царь Иван Грозный в «Песне. »? Чем можно объяснить его решение казнить Калашникова?
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» образ царя обрисован с разных сторон.
В начале произведения он предстаёт перед читателем как заботливый человек, который, словно отец, пытается разузнать причину печали любимого опричника. Он готов одарить Кирибеевича, если тот в этом нуждается. Рад женить его, если полюбившаяся ему девушка ответит взаимностью. Царь вызывает очень тёплые чувства.
Однако даже в этот момент уважение к царю остаётся, потому что он обещал позаботиться о семье казнённого.
Если бы Калашников рассказал правду Ивану Васильевичу, думаю, его не казнили бы.
11. Как в «Песне. » отражены представления русского народа о чести, достоинстве, долге, семье?
В песне Лермонтова эти понятия являются одними из центральных. Семью Калашниковых можно считать идеальной по представлениям русского народа, эта семья очень крепкая, в ней все любят и уважают друг друга, как единое целое. Муж заботится и защищает жену и детей, а жена занимается семьей, ходит в церковь, заботится о детях, муж для нее — значит очень много, потому что он единственный ее защитник и опора. Алена Дмитриевна, как верная жена, отказала Кирибеевичу, который обещал ей богатство и подарки и тут же побежала к мужу, прося о защите. Для Калашникова честь жены и семьи так же важны, как вопрос жизни и смерти, только он сможет отомстить обидчику, поэтому вызывает Кирибеевича на поединок и убивает его. Он не боится, что и его потом казнят за убийство, потому что выбора нет, таков его долг.
12. Объясните значения слов и словосочетаний: опричник, православный народ, кручиниться, зазубрилась сабля, отороченный, молвить, сваха, перевенчана, горю пособить, простоволосая, сказывать.
Опричник- телохранитель, человек, состоящий в рядах опричного войска(отряда телохранителей), то есть личной гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году.
Православный народ- люди избравшие веру в Иисуса Христа.
ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 172-199
1. Основным художественным приёмом в стихотворении является приём антитезы. Что и чему противопоставлено в «Деревне»?
Крестьяне гнут спину на помещиков, даже не питая надежд на то, что что-то может измениться. Привыкнув жить и умирать в рабстве, они просто не знают другой жизни.
2. Противопоставление это подчёркнуто композицией. Из каких смысловых частей состоит текст, где завершается первая часть и начинается вторая?
Стихотворение Пушкина «Деревня» делится на две большие части. В первой из них лирический герой восхищается деревней как местом покоя и умиротворения, тем уголком, где на него нисходит «вдохновение». Лирический герой отдыхает душой на лоне природы, в общении с ней и с самим собой. Он противопоставляет уединенный мир деревни миру светской жизни, миру порока и заблуждений. Герой наслаждается трудами «оракулов веков», и они помогают зреть его собственным творениям.Так начинается вторая часть стихотворения.
Вторая часть стихотворения, резко противопоставленная первой. К своему сожалению, герой замечает в жизни деревни и много отрицательных сторон.
3. Какие впечатления навевает на лирического персонажа «пустынный уголок»? Каким он представляется? Назовите образы стихотворения, которые могут подтвердить ваши суждения.
В стихотворении «Деревня» А.С. Пушкин в первой строке называет деревню «пустынный уголок», что говорит о симпатии поэта, о его трепетном отношении. На лирического героя деревня так же производит благоприятное впечатление: он считает, что жизнь в деревне проходит очень спокойно, безмятежно, он находится в гармонии с самим собой «на лоне счастья и забвенья». У него создаётся впечатление, что это место, где можно с лёгкостью творить, постигать Истину и законы бытия, предаваться размышлениям: «учуся в истине блаженство находить». Деревня представляется поистине райским уголком, где нет места порокам, все живут в мире и согласии: «мирный шум дубрав», «тишина полей», «тёмный сад с прохладой и цветами», «озёр лазурные равнины», «везде следы довольства и труда», «приют спокойствия, трудов и вдохновенья».
4. Сформулируйте вывод по первой части стихотворения: «Деревня в первой части — это почти идиллическое место, где…» (продолжите).
Где все заботы земные забываются, здесь хочется полностью погрузиться в себя и наслаждаться тишиной и спокойствием.
5. Какое сочетание слов уже в первом стихе второй части решительно противопоставлено предыдущему строю стихотворения?
Пушкин противопоставляет Пиры, забавы и забвенья, надоевшие ему на уют и тишину «пустынного уголка».
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
6. Что «омрачает душу» автора?
Пушкина омрачает барское беззаконие, омрачает бесправное положение крестьян в деревне. Он показывает своим стихотворением, что не приемлет классового неравенства.
7. Что такое в изображении А.С. Пушкина «барство дикое» и «рабство тощее»? Кто они — эти рабы «бесчувственного злодея»? Каково отношение к ним поэта?
8. О чём мечтает А.С. Пушкин, о каком времени и о каком отечестве? Вывод сформулируйте письменно.
Лирический герой считает деревню райским уголком, где жизнь течёт спокойно и размеренно, где человек может «трудиться на лоне счастья и забвенья», жить в гармонии с природой. Но его спокойствие и счастье омрачает «барство дикое без чести, без закона», которое царит в деревне. Его возмущает крепостное право, что простой крестьянин живёт впроголодь и не имеет никаких прав, он вынужден работать на помещиков. Поэт мечтает о том времени, в котором не будет крепостного права, о будущем, в котором он увидит «народ неугнетённый». Он мечтает о свободном и просвещённом отечестве.
1. Стихотворение «Во глубине сибирских руд. » посвящено ссыльным декабристам. Каким чувством оно проникнуто?
Любовь, забота, внимательность и грусть
2. Как вы понимаете последнюю строку стихотворения?
1. Какие художественные средства использует поэт в стихотворении анчар?
В стихотворении «Анчар» используются следующие художественные средства:
1) эпитеты («пустыня чахлая и скупая», «зной раскалённый», «жаждущая степь», «мёртвая зелень», «песок горючий», «вихрь чёрный, тлетворный», «лист горючий», «хладные ручьи», «властный взгляд», «бедный раб», «непобедимый владыка»);
2) сравнение («как грозный часовой»);
3) метафоры («застывает густой прозрачною смолою», «древо смерти»);
4) олицетворения («природа породила, напоила», «послушливые стрелы»).
2. Письменно сформулируйте идею стихотворения «Анчар».
В основе стихотворения лежит легенда и ядовитом дереве анчар, которое отравляет всё своим ядом. Она приобретает в произведении Пушкина аллегоричный смысл: «непобедимый владыка» — собирательный образ монарха. Основная идея этого стихотворения — обличение самодержавия, как жестокой формы правления.
3. Как вы думаете, можно ли считать «бедного раба» ответственным за все смерти, которые несут в себе «губительные стрелы»? Организуйте в классе дискуссию по этому вопросу.
1. Внимательно, медленно прочитайте стихотворение. С помощью каких изобразительных средств создан образ тучи?
В стихотворении «Туча» А.С. Пушкин для создания яркого образа тучи использует следующие средства художественной выразительности:
1. эпитеты «последняя туча», «рассеянная буря», «таинственный гром», «алчная земля», «успокоенные небеса»;
2. олицетворение тучи («несёшься», «наводишь», «печалишь», «издаёт», «промчалась», «поила»), «молния грозно обвивала», «алчная земля», «ветер ласкает, гонит», «успокоенные небеса»;
3. лексическая анафора (повтор): «одна ты несёшься, одна ты наводишь, одна ты печалишь».
2. Определите микротемы каждого четверостишия.
3. Сформулируйте художественную идею стихотворения.
Это стихотворение характеризует жизнь поэта в ту эпоху. Он как: «Последняя туча» несется и пишет свои замечательные произведения. Это стихотворение Пушкин написал, будучи в одиночестве, и говоря о туче, он говорил о себе!
«Песнь о вещем Олеге»
1. Сопоставьте текст о смерти Олега из «Повести временных лет» и балладу А.С. Пушкина. Отметьте совпадения, объясните различия.
2. Какова основная тема баллады А.С. Пушкина? Сформулируйте главную идею произведения.
Основная тема баллады А.С. Пушкина в том, что князь очень переживает разлуку со своим конём, который был ему верным другом на поле брани, боевым товарищем. Он приказывает заботиться о нём, прощаясь, ласкает и треплет его по шее, а узнав о его смерти, злится на кудесника и едет увидеть его кости.
3. Какие мысли выражает поэт в этих строках?
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Поэт хочет передать этими строками то, что волхвы знают будущее. Они не бояться будущего, потому что знают все наперед, что и как произойдет.
Известно, что князь Олег обладал способностью предвидеть, за это его и прозвали «вещим». Он был бесстрашным князем, решительным и храбрым и, благодаря предвидению, побеждал много раз. Но он не смог предвидеть своей смерти и погиб от укуса ядовитой змеи.
4. Выпишите из текста баллады устаревшие слова и словосочетания. Запишите соответствующие им синонимы из современного литературного языка. Образец: чело — лоб.
5*. Какой исторический факт имеет в виду Пушкин в стихах: «Победой прославлено имя твоё; / Твой щит на вратах Цареграда. »? Найдите в тексте другие указания на исторические факты и события.
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое:
Твой щит на вратах Цареграда. «
Автор имел в виду покорение князем Олегом Константинополя (Цареграда). Главным результатом этого похода стал договор о беспошлинной торговле с Византией.
6. Послушайте выразительное чтение баллады. Расскажите о своих впечатлениях.
Какими предстают перед читателями кудесник и Олег? Опишите их.
Олег предстаёт перед читателями гордым, сильным и мужественным. Он всем своим видом доказывает что ему можно доверять и положится на него. кудесник кажется загадочным, мудрым и может дать дельный совет.
1*. Вспомните определение баллады и балладу Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Чем баллада отличается от поэмы?
2. Найдите в поэме сравнения. Определите, к каким персонажам они относятся и какие черты характеров оттеняют.
3. Приведите примеры антитезы в поэме. Какова её художественная роль?
Противопоставление Петру 1 Карла 12, про Перта он говорит «весь, как божия гроза», «движенья быстры», «он промчался пред полками», а про Карла, что он «бледен, недвижим», «несомый верными слугами в качалке». Т.е. Петр представляется ему как смелый, сильный, ответственный человек, а Карл как вялый и неспособный на подвиги или какие-то действия.
4. Найдите риторические восклицания в поэме. Какова их художественно-выразительная функция?
«Она забыла стыд и честь, она в объятиях злодея! Какой позор!». «Бесстыдный! старец нечестивый!». «И ныне злобный недруг смел его седины опозорить!». «Но как он вздрогнул, как воспрянул, когда пред ним внезапно грянул упадший гром!». «Мария, бедная Мария, краса черкасских дочерей!». «Как сладок юности покой! Как сон её лелеет нежно!». «О милый мой, ты будешь царь земли родной! Твоим сединам так пристанет корона царская!». Риторические восклицания служат для передачи сильных эмоций и глубоких мыслей автора.
5. Проследите в поэме роль союза но. Запишите свои выводы.
Поэма А. С. Пушкина построена на основе противопоставления образов, чувств. Автор пытается доказать, что союз «но» помогает изобразить сложность, противоречивость характеров отдельных героев.
6*. Поэма «Полтава» основана на реальных исторических событиях, в ней показаны реальные исторические лица. Как вы думаете, что в поэме является художественным вымыслом автора?
Александр Сергеевич Пушкин старался написать своё произведение как можно ближе к историческому событию. (Полтавской битве) Единственным художественным вымыслом автора является замена имени героини, которую на самом деле звали Матрёной.
7*. Не в первый раз вы встречаетесь с произведениями Пушкина на исторические сюжеты. Что в истории интересовало поэта? Чем «Полтава», как произведение на историческую тему, отличается от «Дубровского»?
А.С. Пушкина заинтересовало такое грандиозное сражение Северной войны, как Полтавская битва в 1709-м году. Это сражение он изобразил в своей поэме «Полтава». Так же Пушкин нарисовал яркие образы Петра I и Карла XII, которые являются в произведении полной противоположностью друг другу.
Поэма «Полтава» как произведение на историческую тему отличается от романа «Дубровский» тем, что в поэме А.С. Пушкин изобразил генеральное сражение Северной войны и выразил своё отношение к двум великим личностям: Петру I и Карлу XII, а в романе он изобразил такое историческое явление, как расслоение и обнищание дворянства.
8. Определите, каким стихотворным размером (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) написаны следующие произведения А.С. Пушкина: «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «К Чаадаеву», «Два чувства дивно близки нам. », «Во глубине сибирских руд. », «Деревня».
1. Как ныне сбирается вещий Олег (—/— —/— —/— —/)
Отмстить неразумным хозарам (—/— —/— —/—)
Их сёла и нивы за буйный набег (—/— —/— —/— —/)
Обрёк он мечам и пожарам (—/— —/— —/—)
Размер «Песни» — четырёхстопный и трёхстопный амфибрахий.
2. Богат и славен Кочубей (—/ —/ —/ —/)
Его луга необозримы (—/ —/ —/ —/ —)
Там табуны его коней (—/ —/ —/ —/)
Пасутся вольны, нехранимы (—/ —/ —/ —/—)
Размер поэмы «Полтава» — четырёхстопный ямб.
3. Любви, надежды, тихой славы (—/ —/ —/ —/ —)
Недолго нежил нас обман (—/ —/ —/ —/)
Размер стихотворения «К Чаадаеву» — четырёхстопный ямб.
4. Во глубине сибирских руд (—/ —/ —/ —/)
Храните гордое терпенье (—/ —/ —/ —/ —)
Размер стихотворения «Во глубине сибирских руд» — четырёхстопный ямб.
9. Выучите наизусть два стихотворения Пушкина (по выбору).
10. Перечислите знакомые вам произведения А.С. Пушкина, написанные в жанре лирического стихотворения, сказки, поэмы, баллады, романа.
Во время южной ссылки Пушкин создает поэмы «Цыганы», «Анджело», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник». В 20-х годах Пушкин пишет баллады «Жених», «Утопленник», «Песнь о вещем Олеге», поэмы «Полтава», «Руслан и Людмила», «Граф Нулин», трагедию «Борис Годунов», задумывает и сочиняет роман в стихах «Евгений Онегин». Во время Болдинской осени Пушкин пишет трагедии «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», поэмы «Медный всадник», «Сказку о попе и работнике его Балде».
В лаборатории писателя
1. Найдите информацию об истории Полтавского сражения, подготовьте сообщение на эту тему.
Полтавская битва, или Полтавское сражение, кратко говоря, стало одним из ключевых событий в истории Северной войны, которая длилась с 1700 по 1721 годы. Сама битва произошла 8 июля 1709 года. В апреле Карл ХII вторгся в Российскую империю со стороны Украины, и в апреле начал осаду Полтавы. На тот момент его защитой управлял Алексей Келин, под руководством которого было 4 тыс. солдат и 2,5 тыс. ополченцев. Осада продлилась недолго, так как уже в июне Петр I привел под Полтаву свою армию. В ее состав входило 42 тыс. солдат и 72 орудия. Карл ХII, надеясь победить в этом сражении, ожидал, что Османская империя также выступит против Москвы.
2. Напишите сочинение на тему «Пётр I и Карл ХII в поэме А.С. Пушкина “Полтава”». В своих рассуждениях вы можете ориентироваться на образы, представленные на иллюстрациях к поэме.
В поэме Пушкина эти важнейшие персонажи выступают в явном противопоставлении. Они – главы двух государств-соперников, то есть у них точно очень разные интересы (они оказываются даже на поле боя в Полтавской битве во главе двух противоборствующих армий). А ещё эти государи просто очень по-человечески отличаются.
Пётр больше похож, по-моему, на стихию. Он высокий, быстрый, энергичный – в нём столько сил природы, что их хватит, как мы знаем, на переделку мира в отдельно взятой нашей стране. Его не останавливает ничего. В поэме он показан также очень живо. Он и переживает за события своей эпохи, гневается, радуется. Важно, что Пётр ещё совсем молод при этих событиях, а Россия как государство также молода (пишет Пушкин). Пётр отважен, его называют гением – практически во всём. В бою он сам садится на коня, «пожирая глазами» поле боя. Но всё-таки он не просто «вояка», а государь – очень талантливый.
Карл же показан в преклонном уже возрасте. За ним, к слову, двенадцать его предков Карлов. (А Пётр наш Первый!) Он впитал в себя все дворцовые интриги. Карл готов обманывать, предавать… Сначала он показан почти немощным, больным. Вот он слабый лежит на кровати, практически готов завещание писать, но как только он добился своего такой уловкой, как тут же он бодро и весело вскакивает с кровати, хитрец. В поэме сказано, что Карл был увенчан «бесполезной» славой, что он был тщеславен и жесток. Он «бродяга», который очень мало проводит в собственной стране, предпочитая жадно завоевывать новые земли.
Думаю, что симпатии Пушкина были на стороне своего – нашего Петра. Со всеми своими хитростями дворцовыми Карл проиграл. Пётр был очень деятельным, умным, целеустремленным, он был всегда выше, как я понимаю, всех этих дворцовых сплетен, интриг мировой политики.
Мне тоже больше понравился образ нашего государя. Он такой даже немного пугающий… Пётр, как ураган, сметает всё на своём пути. И всё-таки это лучше, чем быть интриганом Карлом, способным на любую подлость.