Что воспевалось в былинах
1291. Сочинение Что воспевает народ в героическом эпосе 7 класс Русский язык
Сочинение — Что воспевает народ в героическом эпосе. Русский язык
У каждого народа есть свое достояние – история. События самых давних дней запечатлены в эпических произведениях. Правда в них зачастую переплетается с вымыслом. Но, главное – это память о тех далеких событиях и их героях. Именно благодаря тому, что народ воспевал их из века в век, и дошли сведения о них до наших дней.
А память о героях земли русской сохранилась в былинах. В них зло и беды, которые когда-либо обрушивались на наш народ, нашли свое отражение в лице отрицательных героев, таких как, например, Соловей-разбойник, или Тугарин-змей.
Вели борьбу с этим злом люди особые, награжденные огромной силой и, зачастую, острым умом и находчивостью. Это легендарные былинные богатыри.
О их подвигах и деяниях были сложены народом песни, прославляющие и воспевающие их. Одни молодцы защищают свой край, другим же мало становилось там места для их силушки богатырской. И, отправлялись они по землям русским странствовать. Побеждали они врагов страшных, которых прочие боялись и стороной обходили.
Так, Илье Муромцу и не поверили сразу, что прошел он дорогой, где страшный разбойник обитал. Не мало и других славных подвигов совершил этот богатырь. Немало их и на счету других добрых молодцев, таких как Алеша Попович, или же Микула Селянинович.
Благодаря тому, что водились на Руси богатыри доблестные и славные, гораздо спокойнее жилось людям. Ведь они знали, что есть защитники среди них.
Прославляя деяния этих легендарных личностей, воспевал народ мужество, смелость и, конечно же, силу. Во многих эпических произведениях прославляется и смекалка человеческая, находчивость. Ведь благодаря ей можно одолеть любого врага, даже и не обладая большой силой. И, все герои эпоса любили свою родную землю и доблестно защищали ее.
Что воспевалось в былинах
Родосвет Москва ✸ Московский край Родового Огнищ запись закреплена
АКАДЕМИЯ «РОДОСВЕТ» ВЛАДИМИРА КУРОВСКОГО
Былины — это один из жанров русского фольклора. Это песни, но песни особые, эпические, которые рассказывают о героических событиях, произошедших давным-давно. Не случайно в былинах мы находим множество исторических примет давнего времени, например старинное вооружение воинов: меч, щит, копье, шлем, кольчуга — все это есть у богатыря; в них воспеваются города, действительно существующие или существовавшие ранее: Киев-град, Чернигов, Муром, Галич и другие.
Само слово «былины» происходит от слова «быль», то есть в этих старинных песнях поется о том, что происходило на самом деле, но происходило когда-то прежде, в старину. И потому на протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли мощи Ильи Муромца; разбросанные в ростовских лесах курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем. Самым невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое объяснение: «В старину-де люди были вовсе не такие, как теперь, — богатыри».
В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие качества народа, и их героические подвиги, которыми разрешаются конфликты общенародного значения. Наделенные чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства. Отсюда и та гиперболизация, с которой изображаются былинные богатыри и их противники. Богатырей отличает огромная физическая сила: они бьются-рубятся с врагами, «не пиваючи, не едаючи», подбрасывают тяжелые палицы в поднебесье, «скоки» их богатырских коней «по пятнадцать верст». Такие преувеличения выражают отношение народа к былинным героям.
Все богатыри олицетворяют свойства, интересы, возможности целого народа, его идеалы. Но у каждого из них свой облик, свои поступки, свое место в кругу былинных персонажей. Например, Добрыня Никитич отличается «вежеством», он не только воин, но и дипломат, и выдающийся музыкант, а Алеша Попович «напуском» силен, он дерзкий и смелый воин.
Особое место занимает Илья Муромец. Его подвиги приурочены к Киевской Руси времен княжения Владимира, и у Ильи нет никаких других забот и интересов, кроме защиты родной земли. Его старшинство обнаруживается, например, в том, что обычный при имени других богатырей эпитет «молодой» к Илье Муромцу не применяется. К нему обращаются: «дородный, добрый молодец», «старый казак». О нем уважительно говорят: «Сильный-могучий богатырь, Илья Муромец сын Иванович».
Например, в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» он один легко (играючись) устранил сразу три «помехи», которые встретились ему на пути из Мурома в стольный Киев-град:
. Первая помеха — очистил я Чернигов-град,
Другая помеха — я мостил мосты на пятнадцать верст
Через ту реку через Самородину;
Третья помеха — я сошиб Соловья-разбойника.
Былина о чудесном пахаре Микуле Селяниновиче прославляет крестьянский труд, выражая любовь и уважение народа к оратаю. В образе этого былинного героя воплотились представления народа о крестьянине-богатыре. Прославляются могучая сила (десять дружинников «не могут сошку из земли выдернуть, из оме-шиков земельки повытряхнуть»), стремление к честному труду («орать, да пахать, да крестьянствовати»), достаток, добытый этим трудом («у оратая сапожки зелен сафьян», «у оратая шляпа пуховая, а кафтанчик у него черна бархата»).
Былины, прежде всего, произведения искусства, поэтому для них характерен вымысел (этот вымысел называется поэтической правдой) и преувеличение. Но главное и в воинских киевских, и в социально-бытовых новгородских былинах (к которым относят былину «Вольга и Микула Селянинович») — высшая цель, во имя которой живут герои, — вольный труд на мирной земле.Былины — это одна из поэтических форм устного народного творчества. Этот жанр возник в те времена, когда еще не было изобретено книгопечатание. Народ, создавая талантливые поэтические произведения, передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Так некоторые былины дошли и до нашего времени. По форме своей былины являются историческими песнями. Главными героями былин были в основном герои, прославляющие своими подвигами Великую Русь, защитники слабых и обиженных.
Одним из любимых героев, воспетых в былинах, был Илья Муромец. Например, в былине под название «Илья Муромец и Соловей-разбойник» описывается сражение богатыря с вражеской силой под городом Черниговом, а после — и с самим Соловьем-разбойником. Никто уж и не чаял, что город будет освобожден, а Илья Муромец «Стал конем топтать да стал копьем колоть, аи побил он эту силу всю великую». Радостные люди просили стать своего освободителя воеводой, но тот хотел попасть в Киев, к князю Владимиру. Рассказывая богатырю про короткую дорогу, люди предупредили, что живет у речки Соловей-разбойник. Когда тот свистит, то «что есть людей, все мертвы лежат». Не испугался Илья Муромец и отправился в дорогу. Из тугого лука выпустил он стрелу и выбил разбойнику глаз.
Прикованного к стремени, привез богатырь его к Владимиру. И когда князь убедился в том, что враг пойман, Илья вывез Соловья в чистое поле и отрубил ему голову. В былине народ славит смелость, решительность, умение не отступать перед трудностями. Пусть герой немного не благоразумен, но ведь победил же он в конце концов нечисть.
О великой физической силе и мощи русских богатырей мы узнаем и из былины «Вольга и Микула Селянинович». Описан в ней такой случай. Князь Вольга Святославович ехал со своим войском-дружиною взимать дань. В поле он увидел, как крестьянин Микула Селянинович пашет, и был поражен его силой. «А пенья-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит». Попросил Вольга присоединиться того к дружине, ведь по дороге рыщут разбойники. Далеко отъехали они от пашни, как вспомнил Микула, что забыл свою соху в земле. Сначала пять дружинников, потом десять, а затем и целое войско не смогло вытянуть сошку из земли. А богатырь «брал эту сошку одной ручкой» и с легкостью вытащил. И когда Вольга, удивленный, спросил: «Кто же ты?» — Микула ответил, что он крестьянин, пашет землю, кормит хлебом матушку-Русь. Описывая в этой былине силу богатыря, народ делает упор на том, что он — выходец из народа, простой селянин. И в соревновании силой победил целое войско.
Могучие и величественные образы богатырей встают перед нами в былинах. Грозен и суров Илья Муромец, когда дело касается защиты родной земли. Его не пугает, что
У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки, черным-черно,
А и черным-черно, как черна ворона.
Всю эту «силушку великую» он в одиночку растоптал конем и исколол копьем, «а и побил он эту силу всю великую». Народный любимец Илья Муромец совершает подвиги, которые, конечно же, не под силу одному человеку. Свою великую силу и непобедимость богатырь черпает из родной земли и народной любви. Вот почему он так легко справляется не только с чужеземными захватчиками, но и с невиданным чудом — Соловьем-разбойником.
Не меньшей любовью и почетом окружен «оратай-оратаюшко» Микула Селянинович. Он любит свой труд и на пашню выходит каждый день, как на праздник: на нем нарядная одежда, да и от самого молодца глаз не отвести:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
Не обделен Микула Селянинович и силушкой. Шутя управляется он с сохой, которую с трудом смогла сдвинуть с места вся дружина Вольги Святославовича.
Спокойно жилось русскому народу рядом с такими богатырями-тружениками и богатырями-воинами: никакая беда не могла сломить русский дух, пока на страже стояли такие грозные защитники.
АКАДЕМИЯ «РОДОСВЕТ»
Сообщество здравомыслящих людей!
Былина как эпический фольклорный жанр
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» обладает всеми признаками данного эпического жанра. Здесь имеется сюжет, события изображаются в развитии, персонажи – в действии.
Былины, как правило, имеют три части: запев (как подготовка к прослушиванию песни), зачин (в его пределах разворачивается действие) и концовка.
Русские былины имеют свою традиционную систему образов. Рассмотрим это на примере таких былин, как «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Микула Селянинович».
Образ былинного богатыря является средством воспитания патриотических чувств у русского человека. Именно в русских былинах показан образ богатыря-защитника, который является прообразом современных героев-воинов.
Источником каждой героической песни был какой-либо исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Герои былин – богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей.
Задача былин не в том, чтобы удивить слушателей какой-либо неожиданностью, а в том, чтобы напомнить об идеале, и слушатели ещё раз восхитились бы силой, удалью, мудростью, самоотверженностью былинных героев.
В системе образов прослеживается старшинство, зависимость, так как богатыри подчинены князьям. Они служат князю и всему государству.
В русских былинах можно выделить трёх основных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Образы богатырей являются художественным обобщением, воплощением в одном человеке силы народа. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко обижают не доверяющие им князья.
Основная тема былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» – защита отечества от набегов врагов, охрана покоя и благополучия жителей земли русской. Знаменитый богатырь Илья Муромец является олицетворением всего лучшего в народе: огромная физическая сила сочетается в нём с ещё большей силой внутренней, со спокойствием духа, с добротой. Цель его служения родине связана не со стремлением убивать врагов, а с желанием защищать и охранять землю Русскую.
Главный герой былины равнодушен к почестям и наградам. Богатырь направляется в Киев прямоезжей дорогой. А дорога та «прямоезжая» пролегала в лесном краю, где находились разбойники, грабившие и убивавшие.
Автор подчёркивает дородность Ильи, его рост, силу, мощь. Богатырь вооружён копьём, луком со стрелами. В былине нет портрета Ильи, потому что главным было показать черты его характера, проявляющиеся во время освобождения Чернигова от неприятеля, в победе над Соловьём-разбойником. И мы отмечаем, что Илья смел, могуч, благороден, а народ благодарен своему герою.
Закономерно для былин и то, что богатырство героя преувеличено. Например, через описание движений коня Ильи: «С горы на гору стал перескакивать, с холма на холм стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног спускал. ». Здесь используется важный художественный приём, необходимый для того, чтобы подчеркнуть доблесть героя, сложность победы над самыми разными врагами.
В былине «Святогор и Микула Селянинович» создан наиболее загадочный образ богатыря. В одном из вариантов говорится, что Святогор ездит только по горам (или лежит на них), что его мать сыра земля не держит. Ему нет равных по силе, и в то же время эта сила не находит применения. Святогор не совершает воинских или каких-либо других подвигов. Не случайно сумка, которую не мог поднять Святогор, принадлежит Микуле Селяниновичу, пахарю. То, что легко несёт пахарь, губит богатыря, так как далёк он земледельческого труда, требующего немалой сноровки и физической силы. А своей силе он не находит применения, как это делали Илья Муромец или другие русские богатыри, охраняющие границы. Он далёк и от хозяйственно-производительного труда, как, например, Микула Селянинович. Святогор изолирован от других героев былинного эпоса. В отличие от них, он неподвижен, привязан к одному месту – Святые горы.
Встреча Святогора с Микулой Селяниновичем и эпизод с переметной сумой и тягой земной несут в себе смысл передачи силы от «старшего» богатыря к «младшему». И образ Микулы воспринимается как символ мирного времени, потому и прославляется богатырь-пахарь: он кормилец, на котором держится вся земля русская.
Таким образом, былины имеют огромное значение для понимания путей развития устного народного творчества, древней литературы, а также для изучения истории Руси.
Литература
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Фольклорные жанры. Жанровое понятие «былина»
Особенности эпических песен о героизме русских богатырей
Слово «folklore» пришло из английского языка и означает «народная мудрость». Устное творчество народа было анонимным, коллективным, объединяло словесное, музыкальное и театральное искусства.Фольклорные жанры разделяются на драматические, лирические и эпические. Драматическими жанрами фольклора считаются хороводные и обрядовые игры, кукольные и скоморошьи [1] представления. К лирическим жанрам относятся обрядовая поэзия, любовные и семейные песни, игровые считалки и дразнилки, заговоры, потешные скороговорки, загадки и пр. К эпическим фольклорным жанрам относятся пословицы и поговорки, сказки, предания, исторические песни, легенды, былины.
Жанр былины известен приблизительно с X в. Это мифические сказания героико-патриотического содержания, созданные народом и исполняемые под гусли народными сказителями. По традиции былины передавались из уст в уста от одного сказителя к другому. Это поэтическое наследие предков заучивалось и сохранялось для последующих поколений.
Впервые в России были записаны былины в XVII в. англичанином Р. Джонсом, служившем при дворе Михаила Романова,публикации их текстов появились в XVIII в. Отношение к фольклору в российском образованном обществе тогда было пренебрежительным. Глубинный пласт устного народного творчества считали невежественным, неполноценным, лишенным художественной ценности, для образованной части населения фольклор не представлял интереса для изучения.Известный историк XVIII в. и сторонник идей просвещения, екатерининский вельможа Иван Болтин нелестно отзывался о народном творчестве, считая его сочинительством сброда сказителей-бродяг, распевающих «нелепые стихи» для потехи [2] черни [3] ради милостыни. Он называл былины «сказанными песнями», не отражающими истинных вкусов и нравов народа, которому нужно прививать настоящую «высокую» культуру. Эту точку зрения разделяли многие образованные люди того времени.
В XVIII в. к русскому фольклору проявил интерес меценат, владелец горнодобывающих заводов на Урале, промышленник Прокофий Демидов.По его просьбе были записаны устные сказания работника одного из заводов Кирши Данилова, всего рукопись содержала 71 текст. В 1804 г. был напечатан сборник из 26 былинных текстов уральского сказителя под названием «Древние российские стихотворения», который стал открытием для русской национальной словесности.В 1818 г. сборник, в который вошли уже 61 текст, был переиздан. Оба издания стали популярны у читающей публики, оказали значительное влияние на вкусы в литературной среде. Собрание эпических песен К. Данилова было любимой книгой Пушкина, который говорил, что в этом сборнике сохранилась ничтожно малая часть «чудных поэтических песен» из огромного и неизведанного «народного сокровища».
В 30-х годах XIX в. собирателем памятников устного творчества народа стал П. Кириевский, обратившийся к российским литераторам с просьбой делать записи всех неизвестных фольклорных произведений. Эту идею поддержали А. Пушкин, В. Даль,Н. Гоголь, А. Кольцов, и др. В середине XIX в. был открыт огромный пласт народного «живого» устного эпоса в России. Этнограф [4] Павел Рыбников, сосланный за связь со староверами на Русский Север в Олонецкую губернию, проехал земли по берегам Онежского озера, Архангельскую и Вологодскую губернии, Карелию, записал, помимо сказок, песен, поверий, заговоров и сказаний, 165 текстов на 50 былинных сюжетов от различных сказителей. Находки Рыбникова были изданы, стали известны не только в России, но и за рубежом. Открытием стали неизвестные прежде персонажи русского героического эпоса. Ранее бытовало распространенное мнение, что сохранившиеся былины можно было разыскать только в далеких уголках Сибири. Ученому удалось отрыть огромное количество былин в провинциях менее удаленных.
Рыбников изменил представление о народных сказателях, отрыл имена многих талантливых крестьян, которые, будучи в большинстве своем безграмотными, обладали уникальной памятью, природным умом, музыкальными способностями. Одним из таких талантливых сказителей был крестьянин с побережья Ладожского озера Трофим Рябинин, который хранил в памяти более 600 текстов. Он был круглым сиротой, которого вырастили всем крестьянским миром, с детства заучивал все услышанное от других сказителей. Рябинин стал знаменитым, его приглашали выступать в лучших концертных залах столицы, перед талантом сказителя преклонялась образованная аудитория.
Продолжателем дела Рыбникова стал А. Гильфердинг, проехавший по маршруту своего предшественника и записавший от 70 сказителей еще 270 былин, которые вошли в сборник «Онежские былины». После этого учеными-фольклористами стали активно собираться, издаваться и изучаться тексты, которые в народе называли богатырскими сказками или «старинами». Понятие «былина» было позаимствовано из «Слова о полку Игореве» и впервые использовано в качестве литературоведческого термина в 1839 г. фольклористом И. Сахаровым.
В былинах есть указания на исторические события и факты, их можно отчасти считать историческими источниками. В отличие от летописей, эти события в народной среде передавались из поколения в поколение в устной форме.Былины – история не книжная, а рассказанная самим народом. Главным в повествовании была не историческая достоверность, а передача духовного мировоззрения древнерусских людей. Былина – это песенное сказание о старине, которая для простых людей того времени была прежде всего основой представлений о нравственных ценностях и нормах бытия.
В текстах былин отражены чаще всего эпизоды сражения с врагами, представлявшими угрозу для Руси. Эти события в народном понимании имели особое значение, в сюжетах былин почти не встречаются описания повседневных обыденных явлений. На фоне историчности былин, их сюжеты часто неправдоподобны, с мифическими героями, как Змей Горыныч, Соловей-разбойник, Змей Тугарин и др. Поэтому былины нельзя считать исторической хроникой, события в них толкуются своеобразно, хотя слушатели воспринимали их как реальные, несмотря на фантастические детали.
Было выделено несколько циклов былин, среди которых основное место отводится киевскому и новгородскому циклам, создававшимся во времена Киевской Руси и Новгородской республики. Былины, отнесенные к киевскому циклу, объединены рядом общих характерных черт: повествование связано с Киевом и князем Владимиром, главной темой является защита Руси от набегов кочевых племен, уклад жизни, детали быта древнерусского человека и исторические события совпадают с летописными описаниями времен Киевской Руси. Центральными образами былин этого цикла являются три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Интересно, что все богатыри не были родом из стольного города Киева, у них разный социальный статус.Крестьянин Илья Муромец был уроженцем села Карачарова, боярин Добрыня Никитич родился в Рязани, юноша из духовного сословия Алеша Попович – выходец из Ростова. Но их судьба связана с Киевом, потому что они были защитниками своего государства.
В былинах новгородского цикла затрагиваются не воинские, а социальные-бытовые темы, в них описывается быт купечества,путешествия купцов в иные земли, особое значение придается основам веры и церкви, крепким семейным традициям. Это связано со своеобразным укладом жизни Новгородской республики, в которой власть князя была ограничена, а жизненно важные вопросы решались на народном вече. Новгородские земли не нуждались в защите от врагов, им не угрожали набеги кочевников. Основным источником процветания республики была обширная торговля со многими странами. Героями новгородских былин были Василий Буслаев, Садко и пр.
Своеобразие поэтического языка былин, их композиция
Достоверность описания уклада жизни и быта древнерусских людей
Русские эпические песни создавались не ради развлечения, значительным было воспитательное значение былин. Образ жизни русских богатырей являлся эталоном норм поведения, оказывающим влияние на формирование мировоззрения людей. В былинах отражены патриотические идеи единства русских земель и их защиты от внешних врагов, сохранения самобытной культуры Руси.
Былины написаны эпическим стихом, произносятся они с выраженными интонационно-логическими ударениями через один-три слога, что создает своеобразный речитативный ритм. Былины исполнялись с песенной декламацией и величественной интонацией, потому что повествование в них ведется о событиях многозначительных.В тексте былин постоянно встречаются повторения слов, фраз, строк, оттого информация передается замедленно, размеренно. Часто используется гипербола в изображении героев и событий.
В былинах отражен уклад жизни и быт древнерусских людей. Местом действия часто являются княжеский двор или торговые площади древнерусских городов: Киева, Новгорода, Чернигова, Мурома, Галича и др. По достоверным описаниям и деталям обстановки можно представить облик древнерусских воинов и их снаряжение,вид княжеского двора, старинных строений, обустройство быта людей, их традиции и обычаи.
Былины об Илье Муромце, «Вольга и Микула Селянинович», «Садко»
Образы русских богатырей в героическом эпосе. Величие и сила духа, доблесть и благородство – лучшие национальные черты народных героев
Русский народный герой в былинах – это богатырь. Это слово восточного происхождения, означающее «герой», «храбрец». В русском языке оно созвучно словам «богатый», «Бог». Богатыри, в народном понимании, наделены личностными качествами от Бога, их богатство не только в физической силе, но и в силе духа. Принято подразделять богатырей на «старших» и «младших». Образы старших богатырей пришли еще с дохристианских времен, они представляли собой существа неимоверной силы со сверхъестественными способностями. Это Святогор, Микула, Вольга и др. Младшее поколение богатырей тоже обладает большой силой, но она уже не такая титаническая, стихийная и мистическая. Они ближе к обыкновенным смертным людям, живут во времена князя Владимира, защищают Родину. Самые известные герои – Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.
Для богатырей главным качеством является воинская доблесть, ведь их священный долг – охрана границ Руси. Они наделены благородством, отвагой, чувством справедливости. Богатыри беззаветно любят Русь, к врагам которой они беспощадны. Богатырское достоинство проверяется в битве с неравной, более мощной и коварной вражеской силой. Интересно, что враги не изображались в человеческом облике, они представлены в виде чудовищных сказочных существ.
Но прославление воинской службы все же не единственная тема былин. В образах былинных героев воплощены народные представления о добре и зле, вере в справедливость, заботе о процветании и могуществе Родины. Действия богатырей всегда целеустремленные, прямолинейные и открытые, они не способны на вероломство, обман, притворство. Богатыри, не задумываясь, всегда отвечают на любой вызов врага.
Неразлучен с богатырем его конь, он товарищ богатырю-воину,помощник богатырю-землепашцу. Причем будничный крестьянский труд ценится не меньше воинской службы. Образы богатырей гиперболизированы, но их беспредельное удальство и исполинская сила народными певцами изображались как идеальное представление о несокрушимой народной мощи.
В былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» повествуется о дороге от Оки до Днепра через лесные дебри, которая слыла настолько небезопасной, что путники предпочитали окольные пути. Муромский богатырь, следуя на службу к князю Владимиру в Киев, выбирает прямой и самый трудный путь, не страшась Соловья Разбойника. По пути освободил Чернигов от осады, победив многочисленную вражескую силу, но отказывается стать там воеводой. Он не может защищать один город, его дело – защита всего русского государства.
Дорога, на которой бесчинствовал Соловей Разбойник, поросла травой и была перекрыта поваленными деревьями. Соловей получил свое прозвище за то,что сидя на дереве, не давал людям проехать к Киеву, пугая своим вредоносным свистом. Нерусское отчество разбойника – «Одихмантьев сын» говорит об иноземном происхождении захватчика. Илья Муромец, победив Соловья и привязав к седлу, как дичь, отвозит в Киев. Освободив путь к Киеву, Муромец способствует объединению земель Киевской Руси. Представ перед князем Владимиром, Илья рассказывает откуда он родом и каким путем приехал в Киев. Узнав о крестьянском происхождении богатыря, князь не только не верит ему, но и выражает свое недоверие оскорбительно. Несмотря на обиду, Илья сдерживает свои чувства, проявляя великодушие и бескорыстие. Богатырь не принимает от князя пожалованных ему городов. С князем у Ильи сложатся непростые отношения, часто он будет с ним ссориться. Так, возможно, в протестах богатыря отражено пробуждение народного самосознания и протест простых людей против несправедливости княжеской власти.
Врожденным умом, здравомыслием в речах и поступках, образованностью и отвагой отличается и другой богатырь – Добрыня Никитич. У этого персонажа имеется исторический прототип, упоминаемый в летописях: рязанский боярин, приходившийся дядей по материнской линии князю Владимиру. Добрыня Никитич был героем одних из ранних былин, в которых появился образ князя Владимира Святославовича, прославляемого за Крещение Руси и объединение русских земель. В более поздних былинах образ князя Владимира постепенно принижается, становясь отрицательным персонажем.В былине «Добрыня и Змей» иносказательно представлена защита христианства на Руси, борьба против язычества.
Смекалкой и сноровкой владел ростовчанин Алеша Попович. В летописях есть упоминания, что сначала он состоял на службе у князей в Ростове, после переехал в Киев, участвовал в сражении на реке Калке, где и погиб.В былине «Алеша Попович и Тугарин Змей» этот богатырь не стал терпеть наглого поведения иноземца на пиру у князя, отомстил за унижение Руси и ее обычаев. У Тугарина был конь с огненными крыльями, на котором чудище летало недосягаемо высоко. Попросил Алеша Попович у небесных сил дождя, благодаря ниспосланному ему в помощь дождю богатырь победил злодея.
Былина о богатыре Садко типична для новгородского цикла. Новгород со своей уникальной системой демократического устройства и вечевым правлением занимал исключительное место в русской истории. Приметы новгородской жизни отражены в былине. В повествовании можно узнать о богатствах города, ремеслах новгородцев. В то же время в былине есть сказочные мотивы. Герой – бедный гусляр, но его музыку и пение не ценят богатые купцы. Он жаждет самоутверждения, своим искусством покоряет водяного царя, с помощью которого становится богатым. Однажды в путешествии его корабли настигла буря, морской царь решил забрать к себе сладкоголосого певца-гусляра. Попавшему в подводное царство Садко сулят несметные богатства, чтобы он остался навсегда в чужом ему мире. Садко же при помощи Николая Чудотворца и девушки Чернавы возвращается в родной Новгород. Садко не обладает богатырской удалью и силой, не совершает подвигов. Но с остальными богатырями его роднит чувство патриотизма, мужество, бескорыстие, готовность жертвовать собой ради других людей.
С большой симпатией обрисован в новгородской былине «Вольга и Микула Селянинович» богатырь из крестьян – Микула.В самом названии дано сравнение двух образов и выражено отношение к ним: у Вольги не указывается титул князя и отчество, уважение к Микуле звучит в необычном прозвище. Независимо и просто крестьянин общается с князем. Недюжинной силой Микула превосходит десять княжеских дружинников, которые не могут вытащить из земли соху пахаря. Он же одной рукой выдернул соху из земли и бросил за куст ракиты.
Микула побывал в тех краях, куда направляется князь со своей дружиной. Он поведал князю, как напали на него местные мужики, стали «грошей просить», но он побил грабителей «до тысячи». Князь Вольга позвал храбреца ехать «в товарищах к тем городам». Микула соглашается сопровождать князя, тот же проникся уважением к Микуле за его участие, справедливость, трудолюбие. Поэтическим описанием труда богатыря-пахаря передается уважительное отношение к его тяжелому труду.
Значение былин в русском искусстве
Былины в русском искусстве служат источником вдохновения для создания произведений в литературе, живописи, музыке. К былинным сюжетам, их образам и идеям обращались с начала XIX в. многие писатели. В. Жуковский создал оперу «Алеша Попович». В поэме «Руслан и Людмила» А. Пушкин образ Руслана написал под влиянием образов богатырей. Интерес к былинам проявлял Л. Толстой, занимался их обработкой. Вдохновленный музыкальностью былин, Н. Римский-Корсаков создал оперу «Садко».
Поэтические образы былин запечатлены многими талантливыми художниками. Самыми известными полотнами по былинным сюжетам являются картины: «Богатыри», «Витязь на распутье»,«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»В. Васнецова, «Пир богатырей у ласкового князя Владимира», «Микула Селянинович», «Волга Всеславьевич», «Садко, богатый новгородский гость» А. Рябушкина,панно«Богатырь» М. Врубеля, «Илья Муромец и Соловей-разбойник» И. Билибина, «Святогор» Н. Рериха и пр.Сюжеты былин нашли отражение в киноискусстве. Подвигам богатырей посвящены фильмы «Садко», «Князь Владимир», «Илья Муромец» и др.
Словарь
1. Скоморошьи (представления) – представления, разыгрываемые бродячими актерами (скоморохами) в Древней Руси
2. Потеха – увеселение, забава
3. Чернь – люди из простонародья
4. Этнограф – ученый, занимающийся изучением культуры народа
5. Зачин – вступительная часть теста былины